"Инновационная деятельность на базе КФУ"
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» на основе принципов системно-деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НОО, включающем в себя технологическую карту урока. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по русскому языку в 3 классе на тему
"Виды предложений по цели высказывания"
Выполнила:
Измайлова Марина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ "Школа №72" Советского района г. Казани
Казань – 2016
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» на основе принципов системно-деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НОО, включающем в себя технологическую карту урока. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
Считаю, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования. Умение различать предложения по цели высказывания, строить предложения с разными целями высказывания является важной для развития грамотной устной и письменной речи учащихся.
Основная часть.
Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование знаний обучающихся о видах предложений по цели высказывания, умения распознавать в тексте и составлять их, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков
2.Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Русский язык» 3 класс под редакцией Рамзаевой Т.Г.
3. Провести урок русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования знаний обучающихся о повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях, умения находить их в тексте, составлять их, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.
Цель урока: формировать умение различать предложения по цели высказывания, уметь грамотно использовать их в речи.
Задачи урока:
организовать работу по осуществлению совместной деятельности;
способствовать овладению умением различать предложения по цели высказывания;
способствовать развитию устной и письменной речи.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять виды предложений по цели высказывания, находить их в тексте, составлять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – планирование, контроль, коррекция.
.Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 102 часа в год. (34 уч.нед.)
Данной теме - 1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Повторение изученного во 2 классе» и последующим материалом «Восклицательные и невосклицательные предложения».
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1 и 2. На постановку мотивации, актуализацию знаний.
Формируются УУД
Познавательные: логические осуществляют поиск необходимой информации
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Задание 3. На постановку учебной задачи.
Формируются УУД
Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные : уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению.
Регулятивные: умение находить сходства и различия объектов, делать выводы.
Личностные : развитие учебной активности
Задание 4. Работа с правилом по учебнику.
ФормируютсяУУД
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 5. Найти и выписать из текста сначала побудительное, затем повествовательное и вопросительное предложения.
Формируются УУД
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение выбирать из текста нужное
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 6: Упражнение в правильной постановке знака в конце предложений.
Формируются УУД
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 7. Составление текста про осень из предложений разных по цели высказывания.
Формируются УУД
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 8,9,10. Систематизация знаний, контроль, коррекция знаний, домашнее задание.
Формируются УУД
Познавательные : поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: контроль, коррекция знаний
Коммуникативные: уважать мнение собеседника, слушать друг друга
Задание 11.Рефлексия.
Формируются УУД
Личностные: высказывать свою точку зрения;
Регулятивные: самооценка.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока
Книгопечатная продукция | Печатные пособия | Информационно-коммуникационные средства | ТСО обучения | Учебно-практическое оборудование |
учен учебник «Русский язык» 3 класс под редакцией Т.Г. Рамзаевой ; Поурочные разработки по русскому языку 3 класс под руководством О.И.Дмитриевой | На стикерах: - Продолжите предложения : Что нового я узнал... Мне было интересно... Самым трудным было... Я поделюсь информацией с .... | презентация к уроку; электронное приложение к учебнику; | компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска | карточка для ответов (лист А 4), стикеры, маркеры, фломастеры, магниты. |
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД;
коммуникативные - КУУД;
регулятивные – РУУД;
личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме «Виды предложений по цели высказывания» 3 класс
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание материала | Формируемые УУД | |||
1. | Орг.момент Мотивационный этап Мотивация познавательной деятельности Актуализация знаний, постановка проблемной задачи | Слайд1 Слайд 2 Слайд 2 | Эмоциональный отклик учащихся на строки стихотворения. Выбор командира группы. Повторение правил работы в группе. Чтение загадки, обсуждение, анализ, вывод-отгадка. Воспроизведение знаний о предложении. Наблюдение ,анализ, синтез. Постановка проблемной задачи | Коллективная работа в группах. Фронтальная | Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Слушайте внимательно, работайте старательно. Сегодня будем работать в группах. Задание1. Выберите командира группы. Сформулируем правила работы в группе Вывод: работать дружно, уметь выслушивать друг друга, дополнять ответы, аргументировать их. Задание 2 Прочитайте выразительно текст. Отгадайте загадку. Какое это время года? Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. Сколько предложений вы увидели? (3 предложения) Давайте вспомним всё, что мы знаем о предложении. Вывод: предложение это несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражает законченную мысль, предложения могут быть распространенными и нераспространёнными и т.д. Задание 3 Прочитайте ещё раз текст. Что вы заметили? Подумайте и объясните, почему в конце каждого предложения стоят разные знаки. (. ? !) Вывод : это зависит с какой целью произносится предложение. | ПУУД РУУД ЛУУД ПУУД ЛУУД ПУУД КУУД РУУД ЛУУД | |||
2. | Операционно-исполнительский этап
Планирование Самостоятельная работа Моделирование | Учебник с.35 Слайд 3 Слайд 4, тетрадь Учебник с.36 упр.77, упр.76, тетрадь Листы А-4, ручки, фломастеры, маркеры. | Чтение сведений о повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях. Выполнение задания на нахождение из текста разных видов предложений по цели высказывания.
Выполнение задания на правильную постановку знака в конце предложений, в зависимости от цели высказывания. Анализ, взаимопроверка. Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез. Озаглавливание текста. Запись составленных предложений. Рисование иллюстраций к тексту. Выразительное чтение составленных текстов. Вывешивание работ на доску. | Коллективная Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Работа в группах. Индивидуальная работа Работа в группах фронтальная | Задание 4. Работа с правилом по учебнику. - На какие вопросы нашли ответы? Вывод : предложения произносятся с какой-нибудь целью, бывают повествовательные, побудительные, вопросительные. Задание 5. Найти и выписать из текста сначала побудительное, затем повествовательное и вопросительное предложения. Аргументируйте ответ. Вывод – с помощью вопросительного предложения задается вопрос, в повествовательном повествуют о чем-либо, побудительное побуждает к действию. Задание 6 Отгадать названия профессий. Упражнение в правильной постановке знака в конце предложений. - Какой знак стоит в конце предложений? Почему? - Какие ещё могут быть предложения по цели высказывания? - Найдите побудительное предложение. Докажите. Вывод: чтобы верно поставить знак в конце предложения , нужно знать с какой целью оно произносится. Задание 7 Составление текста про осень из предложений разных по цели высказывания - Что нужно сделать, чтобы правильно составить текст? - Выберите конкретную тему (красота осенних листьев, грибная пора, про осенние изменения в природе и т.д.) -Распределите в группе: какое предложение по цели высказывания вы будете записывать, сформулируйте его. -Не забывать о связи предложений в тексте. -Следить при написании за грамотностью. Вывод: каждое предложение произносится с какой-нибудь целью. Задание 8. Прочитать одним из участников группы сочинения. -Какое побудительное предложение вы услышали? -Сколько повествовательных предложений в тексте? -Назовите вопросительное предложение. Вывод: каждая группа в своём тексте использовала все виды предложений по цели высказывания. | РУУД ПУУД ПУУД РУУД КУУД ПУУД РУУД КУУД ПУУД РУУД КУУД | |||
3. | Рефлексивно-оценочный этап Рефлексия Домашнее задание Самооценка | Слайд 5 Стикеры, маркеры, магниты. | Анализ по содержанию урока, обсуждение. Беседа. Знакомятся с заданием Заполнение стикеров. Вывешивание на доску. | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Задание 9 Беседа по вопросам. - Что вы узнали нового о предложении. - С какой целью могут произноситься предложения? - Какие знаки могут стоять в конце предложений? - Для чего нам нужны разные виды предложений? Вывод: предложения различаются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) Задание 10. Составить дома загадку, написать текст или сочинить стихотворение из разных видов предложений по цели высказывания. Вывод: нужно вспомнить изученный материал. Задание 11. Проверка и оценка знаний. - Продолжите предложения на стикерах. Что нового я узнал... Мне было интересно... Самым трудным было... Поделюсь информацией с .... Вывод- оценивание , понимание темы. | ПУУД РУУД КУУД ПУУД РУУД РУУД ЛУУД |
Заключение.
Создание технологической карты урока русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» позволяет учителю спроектировать последовательность работы по усвоению данной темы.
Была поставлена цель: формировать умение различать предложения по цели высказывания, уметь грамотно использовать их в речи.
Для достижения цели решены следующие задачи:
- созданы условия для организации работы по осуществлению совместной деятельности;
- способствовали овладению умением различать предложения по цели высказывания;
- созданы условия для развития устной и письменной речи.
Для решения этих задач мы использовали: прием «выполнимое/невыполнимое действие» (мотивация), наблюдение, исследование в группах, работу в парах, обмен информацией.
В проекте представлены методические материалы урока русского языка в 3 классе, включающие в себя технологическую карту урока, презентацию. Материалы предназначены для учителей начальной школы, работающих по УМК «Школа России», «Перспектива» и др.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/04/risunok1_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/04/risunok2_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/04/risunok3_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/04/risunok4.jpg)