Главные вкладки
Проектная деятельность с детьми
Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. На этой странице у Вас есть возможность познакомиться с реализованными проектами, запланированными в течение года.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».Песталоцци
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_organizm.docx | 85.01 КБ |
proekt_reka_vremeni._istoriya_knigi.docx | 38.03 КБ |
moy_proekt_kashanina_o._p.docx | 613.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Наш организм»
(с детьми среднего дошкольного возраста)
Победитель Всероссийского конкурса «Территория успеха»
в номинации «Лучший педагогический проект»
Выполнила: Воспитатель
Кашанина Оксана Петровна,
высшая квалификационная категория
МАДОУ детский сад № 11 «Умка» г. Павлово
Адрес: 606100 Нижегородская область,
г. Павлово ул. 7-я Северная д. 18
с.т.: +79616379740
email: kaschanina.oks@yandex.ru
2021г.
Описание мероприятия
Тема «Наш организм»
Форма проведения: познавательно-исследовательский проект
Название возрастной группы: средний дошкольный возраст (дети с 4 до 5 лет)
ФИО автора: Кашанина Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка» г. Павлово
Населенный пункт Нижегородская область, Павловский район, г. Павлово
Цель: Формирование первых понятий о своем теле, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Задачи.
Обучающие:
- Формировать у детей элементарные представления о строении своего тела
- Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
Развивающие:
- Развивать умения ухаживать за своим организмом (уход за частями тела, правильное питание, занятия спортом)
- Развивать знания детей от чего возникают болезненные ощущения в организме.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание быть здоровым.
- Воспитывать доброжелательное отношение к посещению кабинета педиатра, к встрече с врачом.
Предварительная работа: беседы; ситуативные разговоры; дидактические и настольно – печатные игры; создание проблемных ситуаций; рассматривание иллюстраций, картинок, энциклопедий; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран для проектора, диски с мультфильмами, одноразовая посуда, лук, огурец, лимон, чеснок, зеркала на каждого ребенка, салфетки, платочки носовые (на каждого ребенка), пульверизатор с водой комнатной температуры.
Действующие лица и исполнители: воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
Актуальность
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.
П. Фосс, немецкий валеолог
На сегодняшний день, в эпоху разгула коронавирусной инфекции, самая важная задача педагогики – это воспитание здорового поколения детей.
Первостепенное значение имеет самостоятельная забота детей о своем здоровье, наличие у них представлений о здоровом образе жизни, а для этого надлежит: обогатить их представления о строении тела человека, о взаимосвязи всех жизненно-важных систем, а также о том, как можно избежать тех или иных болезней.
Большое внимание необходимо уделить и правильному питанию: ежедневно ребенок должен получать молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года.
Данная проблема, сохранения здоровья у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания гигиенических навыков, желания правильно питаться и заниматься спортом. Именно педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной и прививать детям «полезные привычки».
В нашей беседе с детьми «Что такое здоровье», выяснилось, что дети знают об этом лишь поверхностно. Так, например, дети знали о необходимости чистить зубы, однако, без напоминания мамы об этом забывали, и не все дети любят кушать полезные продукты. Поэтому мы с ребятами решили выяснить, откуда берутся болезни и как их предотвратить.
Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность воспитанникам изучить и «окунуться» в проблему, быть активным участником в его реализации.
Вид проекта:
Тип проекта | Познавательно-исследовательский |
По продолжительности | среднесрочный |
По количеству участников | групповой |
По возрасту детей | средний дошкольный возраст |
По характеру контактов | семейный |
По режиму | вне занятий |
Проблема: Недостаточная сформированность у детей элементарных знаний о себе, о своем организме, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта: Формирование первых понятий о своем теле, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Задачи.
Обучающие:
- Формировать у детей элементарные представления о строении своего тела
- Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
Развивающие:
- Развивать умения ухаживать за своим организмом (уход за частями тела, правильное питание, занятия спортом)
- Развивать знания детей от чего возникают болезненные ощущения в организме.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание быть здоровым.
- Воспитывать доброжелательное отношение к посещению кабинета педиатра, к встрече с врачом.
План организации проектной деятельности по достижению цели.
1 этап– этап проблематизации и выбора темы проекта.
Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с условиями и задачами проектной деятельности.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
В группу приходят Маша и Медведь. Маша плачет, не поймет что у неё болит и где. Медведь не знает, чем ей помочь. Нужно дать представление Маше о своем организме и способах сбережения своего здоровья.
2. Выбор темы проекта. Воспитатель задет вопрос детям: «Как же мы сможем помочь Маше?». Создание макета человека. |
Например: Уважаемые родители! Мы рады Вам сообщить о начале работы над проектом «Наш организм» и надеемся на Ваше содействие и оказании помощи своему ребенку!
|
2 этап– этап планирования проектной деятельности.
Цель: определение средств реализации проекта, источников информации, форм презентации.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
«Прием у врача-педиатра», «Магазин здоровой еды»
«Вредное - полезное». Цель: закреплять представление о пользе овощей и фруктов, вреде сладкого «Машка и чистые зубки». Цель: дать детям представление о микробах, живущих на зубной щетке «Чего не стало?». Цель: развитие зрительного внимания и памяти, Закрепление обобщающих понятий «Овощи», «Фрукты» Д/и «Ароматическое лото» (огурец, лимон, чеснок, апельсин). Цель: знакомство детей с овощами и фруктами при помощи обоняния. Настольно – печатные: Лэпбук «Здоровый образ жизни». Цель: формирование знаний, умений и навыков детей в области здорового образа жизни. Разрезные картинки «Предметы личной гигиены». Цель: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти и внимания. Совершенствование умения различать и называть предметы личной гигиены. «Режим дня». Цель: закрепление представлений о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.
Загадки, пословицы и поговорки о здоровье Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей Чтение: Энциклопедия Е. Ульевой «Как устроен человек» Э. Машковская «Мой замечательный нос» Н. Орлова «Ребятишкам про глаза» Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки»
- Платформа МЭО Тема №7 «Будьте здоровы!» - «Азбука нашего здоровья» Просмотр мультфильма Смешарики «Азбука здоровья» «Маша и медведь «Будьте здоровы!
Цель: подвести детей к пониманию биологического смысла основных гигиенических мероприятий. Материалы: зеркало, зубная щетка, прозрачный стакан с чистой водой. Методика проведения: воспитатель обращается к детям: - А сейчас посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют). Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы – жевательные! Водите вверх и вниз, как положено! Промойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? (Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет, если чистили – останется чистой). Воспитатель помогает детям сделать вывод: если вода помутнела – между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если не помутнела, значит, вы молодцы, хорошо ухаживаете за зубами, и никто во рту у вас не живет.
Цель: формирование знаний детей о правилах гигиены. Материалы: зеркала на каждого ребенка, салфетки, платочки носовые (на каждого ребенка), пульверизатор с водой комнатной температуры. Методика проведения: в группе появляется чихающая кукла с испачканными руками и лицом, которая собирается сесть за накрытый обеденный стол с остальными игрушками. Воспитатель обращается к кукле: - Катя, ты ничего не забыла? - А что, я не вовремя? По-моему, я успела, все за столом… Воспитатель интересуется у детей, допустимо ли садиться за стол с немытыми руками и чихать, не прикрывая рот. Детям предлагается взять в руки зеркальца и подышать на них, обратить внимание на появление капелек. - Ребята, именно в этих капельках и находятся микробы. А если мы не будем закрывать ротик во время чихания, то эти микробы будут разлетаться на тех, кто находится рядом с вами. Чтобы показать, как они разлетаются изо рта, воспитатель пользуется пульверизатором, поднеся близко ко рту. Вывод: Микробы, вылетающие из незащищенного рта других людей, могут вызывать болезни у других людей, поэтому, чтобы не стать источником заражения следует прикрывать ладошкой рот или пользоваться личным платком. - «Путешествие в страну Здоровячков» Цель: формирование представлений об органах чувств человека, об их назначении, о бережном отношении к органам чувств. Материалы: проектор, ноутбук, экран для проектора, диски с мультфильмами, одноразовая посуда, лук, огурец, лимон, чеснок Методика проведения: Воспитатель обнаруживает письмо в своем электронном почтовом ящике. Зачитывает его на экране детям. Содержание следующее: Письмо пришло из страны Болеек, в котором все жители постоянно больны. Они не знают, что нужно делать, чтобы не болеть. А чтобы им в этом помочь, дети отправляются в путешествие в страну Здоровячков, в которой жители всегда здоровы. В этой стране дети узнают назначение органов чувств и методах ухода за ними. 1 остановка: «Угадай на вкус» Цель: дать представление детям о значении языка и необходимости ухода за ним. Воспитатель предлагает детям с завязанными глазами на вкус определить овощи и фрукты. Здесь дети выяснили, что язык нужен для ощущения вкуса и он помогает пище попадать к нам в желудок. Поэтому, его нужно беречь, как и остальные органы человека- полоскать рот водой после еды, не есть слишком горячую и острую пищу, систематически чистить его во избежание попадания микробов в организм. 2 остановка: «Узнай по запаху». Цель: дать представление детям о значении носа и необходимости ухода за ним. Дети с закрытыми глазами угадывают продукты по запаху (лимон, чеснок, свежий огурец, апельсин). Детей подводят к выводу, что носик нужно беречь, не ковырять в нем пальчиками, чтобы не занести микробы, содержать его в чистоте, пользоваться носовым платочком при необходимости, не засовывать мелкие предметы, выполнять дыхательную гимнастику. 3 остановка: «Угадай, чей голосок?» Цель: подвести детей к осмыслению значения ушей для организма и необходимости проведения гигиенических процедур для их сохранения. Дети стоят в кругу. Ведущий — воспитатель. Воспитатель выбирает ребёнка-водящего, который подходит к нему и закрывает глаза. Воспитатель указывает на любого ребёнка из круга, который должен позвать по имени ребёнка-водящего. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Воспитатель подводит детей к выводу о необходимости выполнения определённых правил для ухода за ушами: не нужно кричать на ухо, не засовывать мелкие предметы, не ковыряться в них, мыть ушки. На проекторе появляется изображение страны Здоровячков, жители которой рады визиту детей. Здоровячки с радостью показали детям о правилах ухода за своим организмом, в частности, за органами чувств (слайд-шоу). Вывод: Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому очень важно соблюдать гигиенические процедуры для их сбережения.
|
|
3 этап осуществления проектной деятельности.
Цель: объединение усилий детей, родителей и педагогов для достижения результатов проекта.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
Театрализованная постановка «Добрый доктор, Айболит» |
|
4 этап – итоговое мероприятие - Дети показывают книжку – малышку «О том, как сберечь свое здоровье» Маше и Медведю.
Презентация книжки – малышки «О том, как сберечь свое здоровье» детям средней группы.
Цель: подведение итогов проделанной работы, представление достижений детей, полученных в ходе работы над проектом.
Ожидаемые результаты проекта.
- сформированы начальные представление о человеческом теле;
- дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
- у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для организма;
- у детей сформированы понятия о значимости физических упражнений для здоровья;
- у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.
- пополнена развивающая предметно - пространственная среда нестандартным физкультурным оборудованием.
- повышен интерес у родителей к здоровому образу жизни в семье.
Возможные риски и пути их преодоления
- недостаточная компетентность педагогов – изучение предлагаемой литературы по организации проектной деятельности в дошкольной организации
- невысокая степень активности родителей – использование современных методов работы с родителями.
Ресурсная база проекта.
Материально- технические ресурсы: книги, энциклопедии, иллюстрации.
Программно – методические ресурсы:
- Дмитриева Е. А. Зайцева. О. Ю. «Детское экспериментирование»
- Модель Н. А. «Химия на кухне»
- Алябьева Е. А. «Эмоциональные сказки»
- Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей.
- https://yandex.ru/search/?text=мультфильм+смешарики+азбука+здоровья&lr=11082&suggest_reqid=839426656154908458264598943669857&src=suggest_B
- https://yandex.ru/video/search?text=маша%20и%20медведь%20будьте%20здоровы
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово
Автор: Кашанина Оксана Петровна,
Воспитатель 1 кв. категории
Актуальность:
В современное время– в эпоху преобладания высокоразвитых технологий люди все меньше времени уделяют книгам, и все больше времени тратят на компьютерные игры.
Многие взрослые забыли, что именно книга является главным в становлении личности человека, а не техника и технологии, а также о том, что именно с самого раннего возраста закладывается основной фундамент знаний. И осуществляется это в основном при помощи книги.
Еще одно очень важное обстоятельство – это развитие у детей культуры речи, которое является, в свою очередь, главным условием воспитания общей и внутренней культуры человека.
Старший дошкольный возраст – период интенсивного развития читателя в ребёнке, который заслуживает особого внимания и тщательной совместной работы детского сада и семьи.
В настоящее время в обществе возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. В частности, дошкольники обладают лишь общими представлениями о книге, могут найти различия в книгах, однако, они не представляют себе историю её появления, как и кто именно их создаёт. Для того, чтобы в детях выработался интерес к книге в целом, а также сформировать в детях потребность в чтении и воспитать маленького книголюба, появилась идея о создании проекта, который позволит обогатить и расширить представления ребёнка о книге и истории её создания.
Вид проекта: Познавательно-творческий
Сроки реализации: Краткосрочный
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: Отсутствие заинтересованности детей к книгам, бережного обращения с ними.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Цель проекта: Познакомить с историей появления книги; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, которые ее создают.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о книгах, их назначении, развитии книги в истории и культуре человечества;
- Повторять правила обращения с книгой;
- Совершенствовать словестно– логическое понимание, способность анализировать, делать выводы;
- Расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- Совершенствовать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
- Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости;
2 этап. Основной (практический).
Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, презентации по данной теме.
3. Подобрать материалы и атрибуты для игр
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
План проекта:
Сроки реализации – 11.04.22 – 22.04.22 г.
Формы работы с детьми
Взаимодействие с семьёй
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека. Знают о людях различных профессий, которые помогают их создавать. Составляют последовательный рассказ о книге.
2. Умеют с помощью различного материала совместно с педагогами создавать закладки для книги.
3. Активизация коммуникативной функции речи и познавательной деятельности детей; обогащение словаря, улучшение грамматической стороны речи по данной теме.
4. Взрослые занимают активную позицию к привлечению дошкольников к прочтению книг.
Модель работы над проектом:
Что мы знаем о книге?
– Книга изготовлена из бумаги (дерева, картона, камня);
– У книги есть обложка;
– Книга сшита из множества листочков;
– На листах напечатаны буквы;
– Книгу можно читать, в ней изображены иллюстрации;
– Из книги мы узнаём много нового и интересного;
– Картинки в книге рисуют художники;
– Необходимо к книгам относиться бережно.
Что мы хотим узнать?
- Как появилась первая книга? (История появления книги.)
- Какими были первые книги?
- Кто изобрел бумагу?
Что мы можем сделать, чтобы узнать?
- Спросить у взрослых;
- Сходить в библиотеку;
- Найти информацию в интернете;
- Сделать глиняные таблички с рисунками;
Методы реализации проекта:
• наглядные (схемы, иллюстрации, книги, фотографии);
• практические (поиск информации, изучение методических источников по теме, экспериментирование, выполнение трудовых операций, наблюдения, экскурсии);
• словесные (беседа, рассказ, чтение, заучивание стихотворений, загадки);
• игровые (речевые, дидактические, подвижные, ролевые игры, игры- драматизации).
План организации проектной деятельности по достижению цели.
1 этап– этап проблематизации и выбора темы проекта.
Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с условиями и задачами проектной деятельности.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
1. Создание проблемной ситуации: В группе появляется Буратино с разорванным букварем в руках. Воспитатель обращает на это внимание, однако Буратино не знает, каким образом можно содержать её в должном виде.
2. Выбор темы проекта: Воспитатель задает вопрос детям: «Как же мы сможем помочь Буратино?». Совместная работа с детьми по созданию и формулированию свода правил по правильному обращению с книгами. | 1. Сообщаем в родительском чате о способах участия в проектной деятельности совместно с ребенком. Например: Уважаемые родители! Мы рады Вам сообщить о начале работы над проектом «Река времени. История книги» и надеемся на Ваше содействие и оказании помощи своему ребенку, на случай возникновения у него вопросов по этой теме! 2. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам проекта:
|
2 этап– этап планирования проектной деятельности.
Цель: определение средств реализации проекта, источников информации, форм презентации.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
1. ОД «Книга – лучший друг», «Путешествие в прошлое книги» 2. Беседа «Моя любимая книга» 3. Просмотр презентации «От дерева до книги», «Правила обращения с книгой» 5. Игры: - Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин». - Дидактические игры «Веселое лото». Цель: закрепление названий сказочных героев, распределение карточек на тематические группы; «Сказочное лото». Цель: развитие кругозора, уточнение названий сказочных героев - Настольно – печатные: «Книга о книге». Цель: формирование знаний, детей об истории появления книги. Игровое пособие «Река времени». Цель: освоение временных отношений (представлений об историческом времени - от прошлого к настоящему книги). 6. Беседы: - «Моя любимая книга» - «Книга-друг человека» - «Как изготавливают книги» - «Из чего состоит книга» 7. Создание проблемных ситуаций: «Научим Буратино правильно пользоваться книгой» 8. Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы и поговорки о книге Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей Чтение: В.В.Берестов «Кто чему научится», С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А. Зубков «Книжка про книжку», А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда пришла книга». 9. Просмотр мультфильмов: «Как делают бумагу» Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Lo13pVrJ97U «История создания книги» 10. Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме 11. Ситуативные разговоры:
12. Познавательно – исследовательская деятельность: «Путешествие в мир книг» Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Материалы: бумага, уголь, кожа, деревянные палочки. Методика проведения: Опыт №1 "Бумага мнется". Возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет? -Значит, делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется. Это первое свойство бумаги. Зарисуйте в блокноты первое свойство бумаги. (Воспитатель выставляет карточку на мольберте) Опыт №2 «Бумага рвется» Следующий опыт. Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? Ответы детей Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в блокнот Второе свойство бумаги – бумага рвется. Опыт 3 "Бумага намокает" Для следующего опыта нам понадобится вода. -Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее (Ответы детей) Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный. Заносим наши данные в блокнот? Опыт №4, "Бумага впитывает масло" Для следующего опыта нам понадобиться масло и пипетки, они перед вами. Возьмите пипетку, наберите масло и оставьте след на бумаге. Что произошло? -Дети: бумага впитывает масло. -Какой сделаем вывод? Масло пропитывает бумагу. Заносим данные в блокноты. Ребята, какие выводы вы можете сделать в результате наших исследований - опираясь на записи ваших исследований. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая. 1. Бумага мнется. 2. Бумага рвется. 4. Бумага намокает. 5. Бумага впитывает масло. Исследования наши закончились. Вы, ребята, можете снять халаты, и подойти ко мне, сейчас мы откроем следующую страницу книги. | 1.Информационный стенд: - Консультации: «Ребёнок и книга», «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Воспитание сказкой». - Папка-передвижка «Роль художественной литературы в становлении личности ребёнка» - Онлайн-анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга». - Индивидуальные консультации по запросам родителей. - Буклет «Что почитать детям 5 – 6 лет» 2. Участие в выставке книжек-самоделок «Книжки-малышки. Истории в книжках» 3. Участие в создании дидактических игр и пособий (тематические альбомы, «Сказочное лото», д/и «Собери сказку», развивающей игры-пазла «Сказки», «Веселое лото», атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин», игрового пособия «Река времени» |
3 этап осуществления проектной деятельности.
Цель: объединение усилий детей, родителей и педагогов для достижения результатов проекта.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
Театрализованная постановка «Шкатулочка со сказками». Цель: вспомнить с детьми знакомые сказки, способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре настольный театр; вызвать интерес детей к театрализованной деятельности.» |
|
4 этап – итоговое мероприятие – Дети презентуют свои книжки – малышки, изготовленных при помощи родителей. Цель: подведение итогов проделанной работы, представление достижений детей, полученных в ходе работы над проектом.
Ожидаемые результаты:
• у детей повысился интерес к книгам;
• проявился интерес к чтению;
• пополнился литературный багаж;
• сформировалось бережное отношение к книгам, желание их ремонтировать;
• обогатилась речь детей.
Возможные риски и пути их преодоления
- недостаточная компетентность педагогов – изучение предлагаемой литературы по организации проектной деятельности в дошкольной организации
- невысокая степень активности родителей – использование современных методов работы с родителями.
Ресурсная база проекта.
Материально- технические ресурсы: книги, энциклопедии, иллюстрации.
Программно – методические ресурсы:
- Дмитриева Е. А. Зайцева. О. Ю. «Детское экспериментирование»
- Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.
Предварительный просмотр:
МАДОУ №11 д/с г. Павлово
г. Павлово
2022 год
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Наша родина – Россия»
2. Автор проекта: Кашанина Оксана Петровна
3. Вид проекта: групповой
4. Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.
5. Цель проекта: формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к малой родине, ее достопримечательностям истории и культуре, воспитание любви и привязанности к своей стране.
6. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
7. Место проведения: МАДОУ №11 д/с г. Павлово
8. Сроки проведения: долгосрочный, 6 месяцев (1.10.22. – 17.04.22)
9. Взаимодействие с социумом: МБУК Павловский исторический музей, выставочный зал им. Аркадия Маврычева, прогулка к стеле-памятнику летчику Петру Шавурину.
Задачи проекта:
Обучающие:
- формировать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
- расширять знания о малой родине;
- дать сведения об истории страны, ее символике, обычаях, культуре и праздниках.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего города и страны; стимулировать познавательно- исследовательскую деятельность;
- развивать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране.
- Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своей родине
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях проектной деятельности.
Ожидаемый результат
Для детей:
- сформирована система понятий о духовных семейных ценностях, способность к самовыражению творческого потенциала детей;
- дети знают историю малой родины, традиции и культуру родного народа;
- дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
- дети обладают ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России
Для родителей:
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
- - сформировано желание сотрудничества с детским садом;
Для педагогов:
- повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Актуальность проекта
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
А. Н. Толстой
Ребенок не рождается «хорошим» или «плохим», с устойчивыми нравственными ценностями или безнравственным. Патриотизм, любовь к Родине, гордость за достижения соотечественников – всё это не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с ранних лет. То, какие нравственные качества приобретёт ребенок, зависит, прежде всего, от родителей и социального окружения, зависит от педагогических условий. Это целая система, которая воспитывает ребенка и обогащает его впечатлениями…
Этапы реализации проекта:
1 Этап: Подготовительный
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
- Анкетирование родителей об их знаниях и представлениях о родном крае, стране, их истории, культуре, достопримечательностях;
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края и своей страны;
- ,Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, различных игр, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы;
- Беседы с родителями об их необходимом участии в проекте.
2 Этап: Организационно-практический
Включает в себя основные формы работы с детьми по всем образовательным областям.
Перспективный план мероприятий:
1. Познавательное развитие.
- Организационная образовательная деятельность: «Дружная семья», «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица нашей Родины».
- Рассказ воспитателя: «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Павлово – наш отчий дом», «Россия – Родина моя» (знакомство с картой России), «Нижегородская область».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
Презентация «Достопримечательности города Павлово», «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов России»: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Дидактические игры: «Белый, синий, красный», «Костюмы народов России».
- Экскурсия по детскому саду
- Просмотр мультфильма «Россия», АБВГДейка «Народы России», видеофильма «О Павлово-на Оке»
2. Речевое развитие.
- Организационная образовательная деятельность: «Дорогая моя столица!».
- Беседы: «Моя страна», «Что я знаю о своей семье?», «Генеалогическое древо моей семьи», об истории праздника Дня народного единства,
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
- Показ русской народной сказки «Курочка Ряба» детям младшей группы.
- Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Почта»
- Презентации: «Символы России», «День народного единства», «С чего начинается Родина» (герб и достопримечательности Павлово)
- Коллекционирование магнитов с изображением городов России.
- Посещение Павловского исторического музея, выставочного зала им. Аркадия Маврычева, обелиска «Памяти павшим в бою»,
- Посещение музея «Русская изба» в ДОУ
- Наблюдение: «Где мы видим флаг России» (совместная с родителями экскурсия к зданию Администрации, почте России, к зданию полиции, суда)
4. Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: «Белый, синий, красный», «Мой любимый город Павлово – на Оке», «Кукла в национальном костюме», «Открытка-поздравление для детского сада», «Как мы играем в детском саду», «По мотивам городецкой росписи», «Корабли на рейде», «По мотивам хохломской росписи», «Наша армия родная», «Композиция с цветами и птицами», «Обложка для книги сказок», Декоративный «Завиток», «Родная страна», «Флаг России».
- Лепка: «Царь-пушка», «Герб города Павлово», «Персонаж любимой сказки», «Вечный огонь» (пластилинография), «Животные и птицы нашей области», «Пограничник с собакой», «Дымковские барышни», «Няня с младенцем».
- Оригами: «Матрешка и неваляшка», «Голубь мира».
- Аппликация: «День народного единства», «Русская березка», «Осенний ковёр», «Полет на Луну».
- Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость», «Мост через Оку»
- Работа в раскрасках «Народы России», «Праздники России», «Русская матрешка»,
Музыкальная деятельность:
- Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки:
- Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
Физическое развитие
- Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота»
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
- Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».
Октябрь
I Блок – «С чего начинается Родина…Семья. Детский сад»
Беседы:
«Права ребёнка на имя», «Мамочка моя», «Мой любимый детский сад», «С чего начинается Родина», «Любимые занятия и увлечения моей семьи»
Организованная образовательная деятельность: «Дружная семья», «Генеалогическое древо»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «До чего же хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», Е. Трутнева «Бабушка», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Открытка-поздравление для детского сада», «Как мы играем в детском саду».
Аппликация «Осенний ковер»
Лепка «Петушок и его семья»
Развлечение: викторина «Моя семья»
Д/игры «Мой дом», «Д/и «Найди герб города», игра-бродилка «Путешествие по родному городу Павлово-на-Оке»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Сколько нас»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»
Описательный рассказ: «Моя семья»
Подвижные игры:
РНИ «Пирог»
Хороводная «Уточка луговая»
Работа с родителями:
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников».
Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 7 года жизни»
Создание папки «Генеалогическое древо моей семьи»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»
Участие родителей в организации фотовыставки «Любимые увлечения моей семьи».
Ноябрь
II Блок «Мой город – моя малая Родина»
Беседы:
«Павлово - моя малая родина», «История образования города Павлова».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Старое Павлово», «Символика Нижегородской области».
Художественное творчество:
Аппликация в нетрадиционной технике «Павловский лимон»
Лепка «Герб города Павлово»
Конструирование «Мост через Оку»
Демонстрация видеофильма «Фильм о Павлово – на - Оке»
Рисование «Мой любимый город»
Чтение художественной литературы: произведений поэтов г. Павлово, Е.И. Федоровой «Родные сказки»
Отгадывание кроссворда на тему «Город Павлово»
Экскурсии: в Выставочный зал г. Павлово
Изготовление гербария лекарственных растений родного города
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Путешествие по родному городу», «Река времени. История родного города»
Подвижные игры:
РНИ «Резиночка»
РНИ «У дедушки Трифона»
НОД Игра-путешествие «Мой город – моя малая родина» с использованием ИКТ
ООД «День народного единства» с просмотром презентации «День народного единства. История праздника»
Работа с родителями:
Оказание содействия в изготовлении панно «Река времени»
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Участие в выставке «Павлово – любимый город»
Декабрь
III Блок «Моя родина – Россия»
Беседы:
«Как появилось российское государство?», «Символы России», «Президент России», «Народы России», «Природа России», «Животные и птицы России» «Москва – столица России», «История праздника Новый год».
НОД: «В единстве наша сила»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», знакомство с картой России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Аппликация в нетрадиц. технике: горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Спасская башня Кремля», «Композиция с цветами и птицами», «Персонаж любимой сказки», «Обложка для книги сказок»
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Наше Отечество». М.
Исаковский «Поезжай за моря-океаны». Былины про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Илью Муромца, Никиту Кожемяку; Сказка «Финист - Ясный сокол»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Русские народные сказки «Крошечка - ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение и разучивание стихотворений о России: П. Воронько «Лучше нет родного края»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды», чтение и разучивание стихотворений о России, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Наша Родина», «Народные костюмы», лото «Нашей родиной гордимся», карточки «Россия»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Два мороза»
Хороводная игра «Лебёдушка»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Подготовка фотографий для фотовикторины «Отгадай, где я нахожусь?»
Участие в конкурсе поделок «Новогоднее чудо».
Январь-февраль
IV Блок. Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы», «Устное народное творчество», «Русская матрёшка», «Хороводные игры на Руси», «Масленица».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Чудо узоры» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Кукла в национальном костюме» «По мотивам городецкой росписи», «Декоративный «Завиток», «По мотивам хохломской росписи. Хохломская досочка»
Аппликация «Дымковская барышня»
Лепка народной игрушки «Няня с младенцем».
Развлечение «Бабушкин сундук»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка», пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии: в музей «Русская изба» в ДОУ
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Чудо-узоры»", "Это что за завиток?",
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Заря-зарница»
Работа с родителями:
Консультации:
«Как приобщить ребенка к русской культуре», «Русские народные подвижные игры»
Февраль-май
V Блок. Защитники отечества. Знаю, помню и горжусь.
Беседы:
«День Защитника Отечества», «Военные», «Наша родная армия», «Великая отечественная война», «12 апреля- День Космонавтики», Рассказ о детях-героях войны, «Этот день мы приближали, как могли…», ;
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «Ордена и медали России», «Военные профессии в стихах и картинках», «Военная техника», энциклопедии «Солнечная система», презентации «Первый полёт на Луну»
НОД: «Защитники Родины», «Космос»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы», «Полет на Луну».
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение,
Экскурсия к стелле им. Петра Шавурина
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «День победы», «Снаряди солдат», «Военный парад», игры с прищепками «Погоны»
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
РНИ «Молчанка»
Хороводная игра «Охотник»
Праздники: «День защитника отечества», «Этот день победы»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Оформление выставки «Знаю, помню и горжусь».
Продукт проекта - презентация проекта: «Я и Родина моя»
Создание предметно-пространственной развивающей среды:
- Уголок патриотического воспитания; коллекция – магнитов «Города России»; аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
- Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), "День народного единства" Н. Майданик, детская энциклопедия
- Уголок сюжетно-ролевых игр: совместное изготовление атрибутов для игр «Защитники», «Почта России».
- Уголок строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.
- Уголок продуктивных видов деятельности: подборка праздничных открыток, ко Дню народного единства, дню матери, новому году, 23 февраля, дню космонавтики, 9 мая; подборка раскрасок по теме проекта; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьей:
- Выставка творческих работ детей.
- Помощь родителей в подборе материала по теме проекта.
- Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Наша родина - Россия».
- Консультация «Что можно рассказать детям о Дне народного единства».
- Участие в создании коллекций (предоставление магнитиков – городов).
- Сопровождение при организации экскурсии в краеведческий музей, к зданию Администрации, на почту России, Выставочный зал.
- Привлечение родителей к созданию развивающей предметно – пространственной среды.
3 Этап: Итоговый (анализ, рефлексия, подведение итогов)
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
- Выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия».
- Презентация проекта.
- Итоговое диагностирование детей
- Повторное анкетирование родителей
Результативность проекта: