Информация для родителей
Предварительный просмотр:
ТЕРАПИЯ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБОВЬЮ
Предлагаемый метод психосоматической коррекции состояния ребенка разработан выдающимся отечественным детским психиатром Борисом Зиновьевич Драпкиным.
Метод получил официальное одобрение и подтверждение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. (Приказ от 17.11.2006 № 6042-РХ)
Большинство детских неврозов имеют своей причиной недостаток безусловной материнской любви. Нынешнее поколение российских матерей, волею судеб оказавшихся в условиях жестких рыночных отношений, вынуждены много работать, для чего им приходиться оставлять своего ребенка при уходе на работу. Из-за дефицита общения матери со своим ребенком последний оказывается психологически заброшенным, что ведет к возникновению у ребенка чувства одиночества, покинутости и тревожности. В свою очередь негативные эмоциональные состояния ребенка ведут его к заиканию, энурезу, детским страхам и другим психосоматическим отклонениям.
В основе предлагаемого метода, - как пишет Б.З. Драпкин, - лежит огромная роль родной матери в жизни, здоровье и развитии ребенка. Мать и ребенок - это единое психоэмоциональное целое, формирующееся с момента зачатия, на протяжении всей беременности и дальнейшего развития ребенка, обусловленное психоэмоциональной общностью с ребенком, единым с ним полем и основополагающим значением для ребенка родительской и, в первую очередь, материнской любви. Кроме того, очень большую роль в жизни ребенка играет материнский голос и речевое общение ребенка с мамой, дающие ребенку установку на здоровье, радость и успешность в жизни.
Важно, чтобы родители и, в первую очередь, мамы, сами помогали своим детям и чтобы мамы любили своих детей безусловной любовью, т.е. принимая их такими, какие они есть, и этим способствовали бы здоровью и счастью своих детей.
Многочисленные клинические наблюдения показывают, что в процессе работы по методу не только значительно улучшается состояние детей, их развитие и поведение, но и, что очень важно, налаживаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, улучшается семейная обстановка. Сам факт того, что родители своими силами улучшают здоровье и эмоциональное состояние своего ребенка и реально помогают ему, положительно влияет и на их собственное состояние.
При правильном использовании метод не может причинить ребенку вреда. Он сравнительно прост, легко тиражируется и осваивается специалистами и родителями. Он не требует значительных финансовых затрат. Метод можно использовать не только в лечебных целях, но и как эффективный способ профилактики наркомании и других патологических влечений. Хорошо разработанный для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, с соответствующими поправками, метод достаточно эффективен и для подростков. Метод можно использовать при индивидуальной работе, а также с малыми и большими группами.
Именно материнская и родительская любовь в целом способствуют нормальному развитию ребенка и его здоровью. Крайности и излишества родительской любви плохи, но особенно ужасно, когда ребенок вообще не чувствует родительской любви. А.С. Макаренко писал: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви - часто искалеченные люди».
Родительская и, в первую очередь, материнская любовь - это главное условие эмоционального благополучия ребенка, способное во многом скомпенсировать недостаточное материальное благосостояние семьи, влияние детских коллективов и всех остальных внешних факторов. Метод словесно-речевого и эмоционального воздействия матери на ребенка способствует восстановлению необходимых для ребенка взаимоотношений с матерью, укреплению психоэмоциональной общности матери и ребенка, усиливает жизненно важную для ребенка глубинную материнскую любовь.
В предлагаемом методе используется слуховой анализатор, при котором слово, особенно материнское, имеет огромную силу позитивного, целительного воздействия на ребенка, питая его истинной материнской любовью. Чтобы понять, что родительской любви никогда не может быть слишком много, можно представить любовь к ребенку в виде хрустальной вазы, которая должна быть постоянно доверху заполнена родительской любовью. При недостатке любви в сознании ребенка возникает пустота.
Хорошо известна опасность первого аборта для последующих беременности и родов. Интересно и значимо мнение канадского психиатра Филипа Нея о том, что дети, зачатые после предшествовавшего текущей беременности аборта, рождаются с глубинным комплексом вины: я остался живой, а вас убили.
Показателен следующий пример. У молодой и здоровой матери была беременность четверней. Консилиум врачей решил, что четверых ей не выносить и что необходимо сократить беременность до трех плодов. Оставшиеся трое детей родились в неплохом физическом состоянии, но с выраженными и сходными нервно-психическими проблемами. Очевидно, внутриутробно они вместе с матерью пережили тяжелую психическую травму, когда решался вопрос, кого из них оставить в живых.
Очень опасно для будущего ребенка, если женщина в период беременности колеблется: сохранять ребенка или делать аборт. Эти колебания, как и все ее состояние в целом, отражаются на развитии и состоянии плода. Недопустимо, если в период беременности женщина курит или употребляет алкоголь, т.к. уже внутриутробно дети могут стать алкоголиками или курильщиками. Вредно даже, если беременная женщина находится рядом с мужем, от которого исходит запах алкоголя или никотина.
Огромный вред ребенку наносят негативные психические переживания беременной женщины. Будущие отцы, так же как и будущие бабушки и дедушки должны особенно бережно относиться к беременным женщинам, делать все необходимое для того, чтобы они были не только здоровы физически, но спокойны и счастливы. И государство, если оно хочет иметь здоровое молодое поколение, а значит здоровое и полноценное будущее, должно заботиться о женщинах репродуктивного возраста и, в первую очередь, о будущих матерях.
До рождения дитя не только защищено в утробе матери, согрето и накормлено, оно участвует в любом совершаемом матерью действии, движении, в любом компоненте ее жизненных процессов. С четырех-пяти месячного возраста плод воспринимает внешние звуки. Он не только постоянно слышит мамин голос, который отражает ее психоэмоциональное состояние, но и чувствует все вибрации материнских слов и песен, реагирует на все, что с ней происходит.
Если будущая мама хорошо себя чувствует я у нее хорошее настроение, то ребенок развивается нормально. Если же будущая мама нездорова, несчастлива в личной и семейной жизни, часто конфликтует с окружающими, то существует большая вероятность того, что ребенок во время беременности может хуже развиваться и родиться с целым набором болезней и трудностей (например, с комплексом врожденной агрессии).
Важнейшим периодом в жизни ребенка и матери являются роды. Здесь много спорных вопросов. Например, целесообразно ли обезболивание родов. В частности, доктор Спок указывал, что анестезия при родах в значительной мере лишает мать ощущения драматичности акта рождения. Это особая драма и крайне болевой акт. Но это особый болевой акт. Он мощно зарождает материнское чувство. В момент родов, на высоте физического страдания в большинстве случаев происходит мощный взрыв эмоциональной связи матери и ребенка.
Психотерапевтическое обезболивание родов, возможно, не мешает этому процессу. Роды же с использованием медикаментозного обезболивания, вероятно, могут замедлить или даже нарушить формирование этой связи. Тоже можно сказать и об операции «кесарево сечение», которая должна назначаться строго по медицинским показаниям, когда речь идет о спасении матери и/или ребенка.
В грудном возрасте ребенка его мама должна как можно чаще прикасаться к ручкам ребенка, к его ножкам, тельцу, головке. У матерей, которые много ласкают своих детей и разговаривают с ними, в дальнейшем возникает с ними меньше проблем. К сожалению, матери сами не получившие в детстве родительской любви, часто не могут передать ее и своим детям.
Неоценимая роль в развитии ребенка принадлежит грудному вскармливанию. Мама не просто кормит ребенка грудью, в момент кормления она как бы насыщает ребенка собой, своей материнской любовью. Момент кормления должен превращаться в счастливый и торжественный ритуал и приносить радость и ребенку, и матери.
Как было отмечено выше, уже в середине беременности ребенок слышит мамин голос. Его роль в правильном развитии беременности огромна. Мамин голос продолжает влиять на психическое и физическое развитие ребенка и после его рождения. Слова начинают приобретать не только эмоциональное, но и смысловое значение. Наступает новый момент общения ребенка с окружающими.
В этот период важно следить не только затем, КАК мы говорим, передавая свое эмоциональное состояние, но и думать о том, ЧТО мы говорим ребенку. Слово становится особо значимым, всеобъемлющим фактором, обладающим огромными возможностями воздействия на сознание, подсознание, а через них и на весь организм ребенка.
Таким образом, важнейшим в первые годы жизни ребенка является его общение с матерью. Вред от разлуки ребенка с мамой огромен. Опыт показывает, что если на протяжении первого года жизни ребенка рядом с ним нет родной мамы, то в дальнейшем ей потребуется не меньше, чем год-полтора, чтобы наверстать упущенное.
Если мама отсутствует в первые два года жизни малыша, то уже потребуется не менее двух-трех лет. Если же мамы не было с ребенком первые три года его жизни, то, не смотря на все усилия матери, ребенок будет иметь набор психических и/или психосоматических нарушений.
Бабушки, няни могут помогать матери ухаживать за ребенком, но ни в коем случае не заменять ребенку маму. Маленький ребенок, если рядом нет мамы, еще не может спросить, почему нет рядом мамы и ее любви. У ребенка возникает неосознанная смутная тревога и, если это часто повторяется, может развиться депрессия. А это осложняет развитие ребенка. У него могут возникать невротические реакции, психосоматические заболевания и другие нарушения, в т.ч. задержки физического, умственного и речевого развития.
Таким образом, используя возможности матери, метод словесно-речевого и эмоционального воздействия матери на ребенка (психотерапия материнской любовью) дает возможность проникновения в глубины подсознания ребенка. Поэтому, используя данный метод можно во многом исправить и скомпенсировать недостатки, которые могли возникнуть уже на самых ранних этапах развития ребенка, и провести необходимую коррекцию во взаимодействии матери и ребенка. Также с помощью метода можно дать ребенку пожизненную установку на здоровье, добро и счастье, т.е. создать мощную основу его психологической защиты.
Врожденные качества маленького ребенка часто определяют то, каким он станет в будущем и, хотя социальные условия жизни также имеют очень большое значение для его формирования, родительская любовь может изменить как определенные врожденные черты темперамента ребенка в положительную сторону, так и снивелировать негативные социальные условия. Метод словесно-речевого и эмоционального воздействия матери на ребенка является прекрасным средством для достижения этой цели.
Всегда нужно помнить, что общение с ребенком процесс двусторонний. Родители многому учатся у ребенка, многое начинают понимать. Чтобы стать разумным, добрым человеком, ребенок должен чувствовать, что он любим. В каждом ребенке заложен свой идеал, определенная высшая духовность - Божественное начало. А вот кем он станет в дальнейшем, зависит от нас.
Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, играли с ним, любили его и были с ним нежны. Свое дата нужно любить. Эмоциональное общение для каждого ребенка более важно, чем витамины и калории. Если ребенка много и правильно любить, это учит его в дальнейшем любить других людей, правильно жить и наслаждаться жизнью, т.е. нести в себе необходимые эмоциональные качества.
Примером позитивного отношения к детям является американский кодекс прав ребенка, который, по сути, является кодексом безусловной родительской любви. Положения, изложенные в этом кодексе, имеют принципиальное значение для работы по методу. Обучая работе по методу и воспитывая родителей, специалист добивается пересмотра отношения родителей к ребенку в тех случаях, когда это необходимо, и учит их безусловной любви к своему ребенку.
Ниже приведены выдержки из этого кодекса. К сожалению, в России подобного документа нет.
Кодекс безусловной родительской любви
- Наши дети - обычные дети, и ничего сверхъестественного от них ждать не надо. Наши дети ведут себя так, как ведут себя все дети на свете.
- В ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного.
- Если родитель будет стараться, как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их шалости, проделки, дети в ответ будут стараться взрослеть и быстро отказываться от своих плохих привычек. Если мы на их плохие действия будем отвечать только любовью, то дети будут стараться сами от них отделаться.
- Если же родитель любит детей только, когда они его радуют поведением, послушанием, то такая любовь называется обусловленной. Дети не будут чувствовать, что это искренне, и их любят навсегда, и это сделает их неуверенными по жизни, понизит веру в себя, занизит их самооценку.
- Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать, чувствовать внутреннее умиротворение и равновесие, будут стараться сами контролировать свое поведение по мере своего взросления.
- Если же я люблю, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, дети будут чувствовать свою неполноценность, будут тревожны, субдепрессивны, с низкой самооценкой. Это будет в дальнейшем постоянно мешать ребенку нормально развиваться физически и эмоционально.
- Все будущее моих детей основано на фундаменте безусловной, безоговорочной любви, к которой я всеми силами должен стремиться. Дети исключительно чувствительны к тому, как настроены родители, особенно мать.
Дети не только эмоционально сверхчувствительны, но они также сверхуязвимы. Любой ребенок постоянно всеми известными ему невербальными способами спрашивает своих родителей: «Вы меня любите?!». Ребенок задает этот эмоциональный вопрос, в основном, своим поведением или здоровьем, очень редко словами. И в жизни каждого ребенка ответ на этот сакраментальный вопрос абсолютен, является самым важным. От ответа на него зависит отношение ребенка к жизни и его дальнейшее развитие.
Если эмоциональный уровень ребенка снижен, возникает тревога, которая влияет на его поведение и порождает психосоматические и другие расстройства. При общении с мамой, разбирая состояние ее ребенка, его поведение и особенности характера, специалист должен все это ей разъяснить. Это очень важно.
У каждого ребенка есть своеобразный эмоциональный «резервуар», с определенными эмоциональными потребностями: любовь, понимание, забота. И то, как эти потребности удовлетворяются, и определяет, как ребенок себя чувствует. Доволен ли он, зол ли, подавлен или полон радости, активности, счастья. Чем полнее этот эмоциональный «резервуар», чем больше положительных эмоций испытывает ребенок, тем лучше его здоровье и поведение.
Если эмоциональный «резервуар» полон, можно ожидать, что ребенок будет развиваться наилучшим образом: физически, интеллектуально, в речевом и других планах, и он будет стараться изо всех сил соответствовать нашим устремлениям.
Помимо метода словесно-речевого и эмоционального воздействия матери на ребенка существуют и другие способы пополнения эмоционального «резервуара» ребенка, т.е. передачи ребенку родительской любви.
Так родители должны как можно больше - с чувством безусловной любви — смотреть в глаза своим детям. Взгляд родителей должен быть открытым, естественным, доброжелательным. Всегда необходимо помнить, что строгий взгляд без любви в глаза маленького ребенка порождает у него страх перед родителями, делает его покорным и вялым. А дальше по мере взросления' у таких детей развиваются новые негативные черты характера: страх сменяется гневом, обидой, агрессией и депрессивными формами настроения.
Также детей необходимо как можно больше ласкать, играть и возиться с ними. Это должна делать не только мама, но и отец, и все члены семьи.
Еще одним принципиально важным способом пополнения эмоционального «резервуара» ребенка является речевое общение с ним, которое определяет его способность к коммуникации в дальнейшей жизни.
Примером того, как недостаточное общение родителей с ребенком может сказаться на его здоровье, является такая речевая патология, как заикание. Одной из главных сложностей заикающихся является то, что во время речи они не могут смотреть в глаза собеседнику. И, может быть, в том эмоциональном напряжении, которое приводит к возникновению заикания, в самых его истоках скрывается то, что ребенку не смотрели в глаза, не встречались с ним взглядом. Отсюда возникла его эмоциональная депривация.
Специалист должен объяснить родителям, что они никогда не должны эмоционально терзать своих детей, вымещать на них свое плохое настроение, свои негативные состояния. Для ребенка мучительней, когда родители избегают смотреть на него, чем, когда они его физически наказывают (что тоже недопустимо!). Эмоциональный удар по ребенку куда страшнее именно, когда родители не общаются с ребенком, не смотрят на него. Это приводит к эмоциональному напряжению ребенка и впоследствии ко многим патологическим состояниям. Родителям нужно объяснять, что ребенок - это зеркало, которое отражает их любовь.
А как же дети-сироты и дети, чьи родители лишены родительских прав? Применение метода возможно и достаточно эффективно и для этих детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто продолжают их любить. Тоскуют и скучают по ним. Это связано с биологической стороной любви и теми моментами в жизни детей, когда на каких-то этапах своего развития они получали родительское тепло.
Поэтому очень важно, чтобы все сотрудники учреждений для детей, лишенных родительской опеки, и детей-сирот любили детей, стремились максимально отдавать детям свое тепло и заботу, в какой-то степени восполняя им отсутствие родных матерей, тем самым, создавая «коллективную маму». Такая «коллективная мама» дает возможность этим обездоленным детям чувствовать себя любимыми.
Окончательно ответ на возможности метода словесно-речевого и эмоционального воздействия «коллективной мамы» можно будет дать после сравнительного изучения детей, которые до детского дома жили в родной семье, и детей, попавших в детский дом сразу из родильного дома и практически никогда не имевших контакта со своими родными матерями. Это задачи для будущего развития метода.
Описание метода
Основу методики составляют четыре блока специализированных внушений, которые делает мама своему ребенку перед сном, держа его за руку:
- - “Витамин материнской любви”, / ”Я тебя очень сильно люблю, ты самое дорогое, что у меня есть...” /
- - “Физическое здоровье и благополучие”, / Ты - сильный, здоровый, красивый ребенок”...
- - “Нервно-психическое здоровье”, / Ты - спокойный ребенок, у тебя хорошие, здоровые, крепкие нервы...”
- - “Я забираю твою болезнь” - мама за счетсвоего волевого усилия освобождает ребенка от болезненных проявлений.
Базовая программа, так же как в последствии и индивидуальная, передается во время сна ребенка. Примерно через тридцать минут после того, как ребенок заснул, мать садится рядом с ним, и слегка прикасается к его ручке или головке. Затем, прочитав фразу программы (до тех пор, пока мать не выучит программу наизусть), мать мысленно передает эту фразу ребенку, как бы стремясь «вложить» фразу в его голову. Затем эту же фразу мать произносит вслух. Так фраза за фразой проговаривается вся программа. Фразы нужно произносить не очень громко, но и не шепотом.
Специалист должен предупредить маму, что она никогда не должна говорить: «Я читаю программу» и, тем более, просто зачитывать своему ребенку продиктованную ей программу. Мать должна прочувствовать каждое слово каждой фразы и передать их своему спящему ребенку, вводя их в его сознание и подсознание. Просто «чтение» превращает весь процесс в пассивный акт. Тогда как в каждую минуту работы по методу мама должна полностью выкладываться и отдавать своему ребенку частичку себя. (Если мать чувствует усталость после того, как она проговорит всю программу, значит, она работает с нужной отдачей).
Первый блок базовой программы - «Витамин материнской любви».
Блок назван так потому, что материнская любовь жизненно необходима каждому ребенку как самый сильнодействующий витамин.
- Я тебя очень-очень сильно люблю.
- Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
- Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
- Я без тебя не могу жить.
- Моя любовь освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у тебя есть.
- Я и папа тебя очень любим или мы все тебя очень сильно любим.
Второй блок базовой программы - «Физическое здоровье».
- Ты сильный, здоровый, красивый.
- Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
- У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, животик.
- Ты легко и красиво двигаешься.
- Ты закаленный — мало и редко болеешь.
Третий блок базовой программы - «Нервно-психическое здоровье»
- Ты спокойный мальчик / спокойная девочка.
- У тебя хорошие, крепкие нервы.
- Ты умный мальчик (умная девочка).
- У тебя хорошо развиваются головка и ум.
- Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
- У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
- Ты хорошо спишь.
- Ты легко и быстро засыпаешь.
- Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
- Ты видишь только хорошие добрые сны.
- Ты очень смелый и храбрый ребенок или тебе очень нравится и хочется быть смелым и храбрым
- У тебя хорошо развивается речь.
Четвертый блок индивидуальной программы нацелен на формирование мощной психологической защиты ребенка со стороны матери. Блок является прямой материнской суггестией, в котором уместен императивный внушающий приказ.
В зависимости от симптоматики заболевания или проявлений патологического состояния мама своей силой и энергией освобождает и очищает ребенка от болезни. Для этого нужно очень большое желание и внутреннее напряжение.
Мысленно и вслух произнося фразы, мама освобождает ребенка от всего болезненного, плохого, ненужного. Она как бы «соскребает» с ребенка патологию. А для того, чтобы болезнь не перешла бы на нее, мама мысленно и словом не только «соскребает», но и выбрасывает все плохое:
- Я забираю и выбрасываю твой страх.
- Я забираю и выбрасываю твое заикание.
- Я забираю и выбрасываю твои трудности с дыханием.
- Я забираю и выбрасываю твое плохое поведение.
- Я забираю и выбрасываю твою рвоту перед школой.
- Я забираю и выбрасываю твою агрессию и т.д.
Однако недостаточно снять и выбросить плохое, нужно помочь возникновению и закреплению хорошего:
- Я даю тебе силу.
- Я даю тебе хороший глубокий сон.
- Я даю тебе хорошую и легкую учебу.
- Я даю тебе желание хорошо учиться.
- Я даю тебе хорошую плавную речь.
- Я даю тебе большую любовь к твоей сестренке и т.д.
- Я даю тебе смелость и уверенность и т.д.
Заканчивается базовая программа обязательной оптимистической фразой, с которой она начинается: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.
Психотерапевтическое в значение каждой фразы в блоках:
Первый блок базовой программы
1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
Подавляющее большинство мам (примерно 95 %) любят своих детей. Любят их и отцы, бабушки и дедушки. Вместе с тем каждый из членов семьи любит ребенка по-своему. Но существует еще и биологическая любовь - общая у людей и животных. Это особая любовь, как бы выходящая за рамки рациональных взаимоотношений заботы и ухода, и требующая от мамы полной эмоциональной отдачи своему ребенку. Волчата, например, растут и очень быстро развиваются потому, что постоянно находятся в эмоциональном поле волчицы. Им это жизненно необходимо!
2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
Эта фраза продолжает объяснение матери в любви к своему ребенку и хорошо воспринимается детьми любого возраста.
3.Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
Эту фразу можно использовать только для родного ребенка. Слово «кровинушка» по отношению к приемным детям на каком-то уровне не работает.
4. Я без тебя не могу жить.
Эта фраза может усилить у ребенка ощущение власти над мамой, ее зависимости от него. Фраза острая, и ее нужно использовать разумно, осторожно и далеко не во всех случаях.
5. Моя любовь освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у тебя есть.
Эта фраза используется не всегда, т.к. в ней может содержаться информация ятрогенного характера.
6. Я и папа тебя очень любим или мы все тебя очень сильно любим.
Эта фраза действует великолепно. Пример: четырехлетний мальчик с заиканием и различными невротическими наслоениями, но с прекрасными мамой и бабушкой. С ребенком работали втроем. В работе по методу могут принимать участие и бабушки. Однако лучше, если это бабушка по линии мамы. У бабушки по линии папы возможна только суггестия, эмоциональное поле не работает. Однажды этот мальчик (который, кстати, полностью перестал заикаться) говорит: «Мама, ты плохая». «Почему я плохая? Я ведь тебя очень люблю». «Да. Но почему, когда ты мне вчера это говорила, ты не сказала слова, что мы все тебя очень сильно любим. А что бабушка меня не любит?».
Первый блок имеет огромное значение для всей работы. Именно фразы первого блока пополняют эмоциональный «резервуар» ребенка и позволяют матери передать своему ребенку всю эмоциональную силу и глубину материнской любви. В этом заключается основа метода. Фразы первого блока испытаны на очень большом количестве детей и работают безотказно. Поэтому не рекомендуется вносить изменения во фразы первого блока как в базовой, так и в индивидуальной программах.
Второй блок базовой программы – Физическое здоровье
Блок включает, в основном, фразы, направленные на решение психосоматических проблем.
1. Ты сильный, здоровый, красивый.
Мама должна очень хотеть, чтобы ребенок был сильным, красивыми, здоровым и мысленно представлять его таким. При этом мама должна чувствовать, что и специалист видит ее ребенка именно таким. Идеальный образ ребенка в сознании матери: мы стремимся, чтобы каждый ребенок был сильным и здоровым. Сложнее, когда речь идет о красоте ребенка, хотя для мамы ее ребенок в большинстве случаев всегда красив. Она должна в это верить и чувствовать, что также считает и специалист.
2. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развеваешься.
Аппетит - это одна из вегетосоматических функций, расстройство которой характерно для детей раннего возраста. Родители часто этому способствуют. Например, перекорм. Ни один ребенок при наличии еды от голода не умер. Для того чтобы жить, он поест. Поэтому не трагедия, если ребенок мало или плохо ест. Опасно однообразное кормление, т.к. при введении незнакомого продукта легко может произойти отказ от него или наоборот возникнет пристрастие к новому продукту. Насильственное кормление маленького ребенка может подавить пищевой рефлекс, вызвать отвращение к еде и рвоту. Фразой «Ты хорошо кушаешь» мы возбуждаем, вызываем аппетит, пробуждаем желание есть. У детей обычно бывают любимые и нелюбимые продукты. Например, если ребенок не ест яблоки, фразу следует строить следующим образом: «У тебя появляется желание есть яблоки. Тебе начинают нравиться яблоки» и т.п. Если ребенок хорошо кушает, эту фразу все равно сохраняем, и она может звучать следующим образом: «Ты нормально кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься».
3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, животик.
Этот раздел включает всю основную психосоматическую патологию: бронхиальную астму, расстройства желудочно-кишечного тракта, функциональные расстройства сердца и многое другое. При работе с детьми более старшего возраста и подростками от уменьшительно-ласкательных определений (грудка, сердечко, животик и т.п.) можно перейти к терминам с нейтральной окраской: сердце, легкие, желудок, кишечник.
4. Ты легко и красиво двигаешься.
Все двигательные расстройства, общая и тонкая моторика, ловкость, красивая осанка, походка.
5. Ты закаленный - мало и редко болеешь.
Общую фразу можно конкретизировать по локализации подверженных заболеваниям органов (например, слабая носоглотка) или провоцирующим внешним факторам (сквозняки). Эта фраза также как и вся базовая программа может оказывать хорошее профилактическое действие.
Третий блок базовой программы – Нервно-психическое здоровье
1. Ты спокойный мальчик / спокойная девочка.
Если ребенок вялый, заторможенный, эта фраза опускается:
2. У тебя хорошие, крепкие нервы.
Практически нормализуется сложная нейропсихическая динамика процессов раздражения, торможения, их подвижность и взаимодействие. Уменьшается раздражительность ребенка, возбудимость, нервозность.
3. Ты умный мальчик (умная девочка).
Эта фраза охватывает интеллектуальные расстройства.
4. У тебя хорошо развиваются головка и ум.
Задержки развития.
5. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
Расстройство внимания, памяти, школьная неуспеваемость.
6. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
Включает аффективные нарушения - тревоги, субдепрессии и депрессии. Всегда следует помнить, что депрессии бывают и в младшем возрасте, и чаще всего они реализуются на соматовегетативном уровне, приводя к психосоматическим заболеваниям.
Фразы 7-10 способствуют нормализации сна
7. Ты хорошо спишь (общая фраза).
8. Ты легко и быстро засыпаешь.
Это фраза, с которой обычно начинаются улучшения в нервно-психической сфере. Сон очень быстро налаживается. Потом сюда можно включать: «Тебе нравится засыпать одному. Тебе нравится засыпать при слабом свете или даже в темноте».
9. Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
Сон становится глубоким, спокойным. Ребенок просыпается свежим, радостным, активным.
10.Ты видишь только хорошие добрые сны.
Снимает устрашающие, травмирующие ребенка сновидения, после которых у многих детей возникают различные страхи и другие невротические расстройства.
11.Ты очень смелый и храбрый ребенок.
У этой фразы существует второй вариант: «Тебе очень нравится и хочется быть смелым и храбрым». Сюда будут включены все фобические расстройства (при составлении индивидуальных "программ).
12.У тебя хорошо развивается речь.
Эта фраза относится к развитию речи, здесь вся речевая патология.
Заканчивается базовая программа обязательной оптимистической фразой, с которой программа и начинается: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.
***
С полным описанием метода можно познакомиться в следующих работах Б.З.Драпкина
Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью, Москва, ДеЛиг, 2004 г.;
Драпкин Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любовью). - М.: ДеЛи принт, 2005. - 260 с.
Драпкин Б.З. Материнская любовь - жизненная зашита ребенка, Москва, издательский дом «Нарком», 2006. -152 с.
***
Б.З.Драпкин рекомендовал во время проведение мамой сеанса суггестии на фоне звучания тихой музыки. Лучше всего для этого подходит спокойная классическая музыка из произведений Баха, Марчелло, Гайдна, Моцарта, Глюка, Шопена.
Мы можем рекомендовать музыку с диска «Целительный Моцарт» и с диска «Музыка печали».
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма
Уважаемые родители!
МБОУ Целинная ОШИ №15 напоминает вам, что ВЫ несете ответственность за жизнь и здоровье своих детей.
В целях профилактики несчастных случаев среди несовершеннолетних по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма просим Вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность детей:
Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге. Показывайте ему машины, которых следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.
Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машины. Если ребенок заметил это, значит, он обучается на Вашем примере.
1. Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.
2. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одним и тем же маршрутом, выберите самое безопасное место для перехода - подземный или регулируемый пешеходный переход. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.
3. Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.
4. Если дорога узкая, то следует начинать переход тогда, когда вы сможете перейти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги.
Если вы прошли только половину пути, заметили приближающийся к вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не возвращайтесь обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.
5. Если дорога широкая, дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда: возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находиться далеко от вас или был не виден.
10. Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть, и успеют перейти, но ребенок один не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.
11. Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью малыша. И вы, и он должны идти спокойным шагом.
12. Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, снежных сугробов, киосков, не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
13. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.
14. В случае отсутствия тротуара или невозможности двигаться по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от вас. Не забывайте держать его за руку.
15. Находясь в ребенком в автомобиле, приучите его садиться только на заднее сиденье. Также поступайте и сами, если Ваш ребенок еще не самостоятелен.
Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сиденьем): небольшое торможение, проезд по неровной дороге может привести к травмам.
16. Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. В транспорт ребенок садится первым.
17. Если после выхода из автомобиля, автобуса или другого транспортного средства вам необходимо перейти через дорогу, то помните: опасно обходить стоящий транспорт, в т.ч. и легковой, с любой стороны.
Вы для ребенка являетесь всегда примером в соблюдении правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя также, как и вы.