рабочие программы
рабочие программы по информатике 7, 8, 9 классы по 1 часу_Поляков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_polyakov_1_chas_7_-9_klass.docx | 98.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №49 имени героев-даманцев»
«ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета (Протокол № _1___ от «__» _августа________ 2021г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР « » августа_________2021г. __Перегиняк Л.И.__________ | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев» № _____ от « » _августа____2021г. В.И.Абросимова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______информатике______________________________________________________
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования _основное общее образование(7.2, 7.4, 7.6,7.7, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7 9.4, 9.6 классы)
(начальное, основное или среднее общее образование)
Учитель_______Колобова Людимла Михайловна _______________________________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе авторской программы по информатике для 7-9 кл. К.Ю. Полякова.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика 7-9» содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения предмета
- Содержание учебного предмета «Информатика 7-9»
- Описание учебно–методического и материально–технического обеспечения образовательного процесса
- Календарно – тематическое планирование для 7 класса
- Лист корректировки рабочей программы
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 класса составлена на основе
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования в редакции пр. №1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Реестр Министерства просвещения РФ. В соответствии с содержанием указанных учебников;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Примерной программы основного общего образования по информатике;
- авторской программы по информатике для 7-9 кл. К.Ю. Полякова;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №49»;
- учебного плана МБОУ «СШ №49» на текущий учебный год.
Преподавание ведется по учебникам:
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС Издательство «Бином» 2017г.
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 8 класс. Учебник. ФГОС
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 9 класс. Учебник. ФГОС
Учебники разработаны в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) (личностными, метапредметными, предметными); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.
Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:
∙ методическое пособие для учителя;
∙ примерная рабочая программа;
∙ электронные формы учебников.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения курса информатики учащимися основной школы. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Одной из задач изучения Важная задача изучения этих содержательных линий в курсе – добиться систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются универсальный язык C++, все работы связанные с языком программирования разработаны автором программы на основании зарубежных книг.
Так же разработаны задания с различным уровнем сложности, что позволяет учителю работать с каждым учеником индивидуально, изучая основы “Алгоритмизации и программирования”, пропорционально способности учащегося. Этот подход позволяет определить уровень группы в целом, а также последующими заданиями вести ученика к наиболее высокому уровню знания.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является использование комплекта Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Этот комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета в учебном плане отводится по 1 часу в неделю в 7 классах 34 часов, 8 классах 34 часов, в 9 классах 34 часов (всего 105 часов), настоящая программа предусматривает обязательное изучение предмета в объёме выше перечисленном:
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель | Всего часов за учебный год |
7 класс | 1 | 34 | 34 |
8 класс | 1 | 34 | 34 |
9 класс | 1 | 34 | 34 |
- Планируемые результаты обучения.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
- Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
- Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
- Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
2) в метапредметном направлении:
- развитие ИКТ-компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
- осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3) в предметном направлении:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы, виды информации, компьютер, данные, программы, операционная система и т.д.;
- формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- Содержание учебного предмета, курса в 7 классе (34 часа).
Тема 1. Информация и информационные процессы (3 ч) Учащиеся должны знать: y понятие информации; y различие между понятиями «информация», «данные». Учащиеся должны уметь: y приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технических системах; y структурировать информацию, выделять основные понятия и взаимосвязи между ними.
Тема 2. Кодирование информации (11 ч) Учащиеся должны знать: y принципы дискретного кодирования информации в компьютерах; y принципы построения позиционных систем счисления. Учащиеся должны уметь: y вычислять количество различных кодов при равномерном и неравномерном кодировании; y переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную; y оценивать информационный объём текстов, изображений, звуковых файлов при различных режимах кодирования; y оценивать время передачи данных по каналу с известной пропускной способностью.
Тема 3. Компьютер (11 ч) Учащиеся должны знать: y основные принципы аппаратной организации современных компьютеров; y виды программного обеспечения и их особенности;
y принципы построения файловых систем; y правовые нормы использования программного обеспечения. Учащиеся должны уметь: y выполнять операции с файлами: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление; y использовать прикладные программы и антивирусные средства.
Тема 4. Основы математической логики (3 ч) Учащиеся должны знать: y понятия «логическое высказывание», «логическая операция», «логическое выражение», «логическая функция». Учащиеся должны уметь: y строить и анализировать составные логические высказывания; y строить таблицы истинности логических выражений.
Тема 5. Модели и моделирование (7 ч) Учащиеся должны знать: y понятия «модель», «информационная модель», «математическая модель»; y этапы разработки и исследования компьютерной математической модели. Учащиеся должны уметь: y строить и исследовать простые компьютерные информационные модели.
Тема 6. Алгоритмизация и программирование (27 ч) Учащиеся должны знать: y понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; y основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; y реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования.
Учащиеся должны уметь: y составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования; y выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц; y программировать несложные линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы на выбранном языке программирования.
Тема 7. Обработка числовой информации (9 ч) Учащиеся должны знать: y возможности электронных таблиц для хранения, анализа и представления данных. Учащиеся должны уметь: y вводить и редактировать данные в электронных таблицах; y выполнять вычисления с помощью электронных таблиц; y представлять данные в виде диаграмм и графиков.
Тема 8. Обработка текстовой информации (10 ч) Учащиеся должны знать: y способы представления текстовой информации в компьютерах; y понятия «редактирование», «форматирование». Учащиеся должны уметь: y создавать, редактировать и форматировать текстовый документы; y создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.
Тема 9. Обработка графической информации (5 ч) Учащиеся должны знать: y принципы кодирования и хранения растровых и векторных изображений в памяти компьютеров.
Учащиеся должны уметь: y выполнять ввод изображений в компьютер; y выполнять простую коррекцию фотографий; y создавать простые векторные изображения.
Тема 10. Компьютерные сети (5 ч) Учащиеся должны знать: y принципы построения компьютерных сетей. Учащиеся должны уметь: y искать информацию в сети Интернет; y использовать сервисы Интернета; y грамотно строить личное информационное пространство, соблюдая правила информационной безопасности.
Тема 11. Мультимедиа (3 ч) Учащиеся должны знать: y принципы создания мультимедийных презентаций. Учащиеся должны уметь: y создавать мультимедийные презентации.
Тема 12. Базы данных (3 ч) Учащиеся должны знать: y что такое база данных (БД); y назначение СУБД; Учащиеся должны уметь: y создавать табличные БД средствами СУБД; y выполнять запросы на выборку данных из БД с помощью конструктора; y использовать сложные условия в запросах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для учебного плана объемом 102 часа (7–9 классы, по 1 часу в неделю)
№ | Тема | Количество часов / класс | |||
Всего | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | ||
Основы информатики | |||||
1. | Информация и информационные процессы | 3 | 3 | ||
2. | Кодирование информации | 11 | 11 | ||
3. | Компьютер | 11 | 9 | 1 | 1 |
4. | Основы математической логики | 3 | 3 | ||
5. | Модели и моделирование | 7 | 7 | ||
Итого | 35 | 9 | 12 | 14 | |
Алгоритмы и программирование | |||||
6. | Алгоритмизация и программирование | 27 | 9 | 10 | 8 |
Итого: | 27 | 9 | 10 | 8 | |
Информационно-коммуникационные технологии | |||||
7. | Обработка числовой информации | 9 | 1 | 6 | 2 |
8. | Обработка текстовой информации | 10 | 5 | 5 | |
9. | Обработка графической информации | 5 | 5 | ||
10. | Компьютерные сети | 5 | 1 | 4 | |
11. | Мультимедиа | 3 | 3 | ||
12. | Базы данных | 3 | 3 | ||
Итого: | 35 | 15 | 11 | 9 | |
Резерв | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Итого по всем разделам: | 102 | 34 | 34 | 34 |
- Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методические пособия:
- К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 7 класс в 2 частях: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Бином» 2017г.
- Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Технические средства обучения: Компьютер, презентации.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
Наглядные пособия:
1. Портреты великих ученых-математиков.
2. Плакаты Босовой Л.Л..
Интернет ресурсы:
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4. http://fcior.edu.ru/ Портал «Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов»
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
6. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
7. https://www.kpolyakov.spb.ru/ - сайт Полякова К.Ю. Преподавание, наука и жизнь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №49 имени героев-даманцев»
«РАССМОТРЕНО» на заседании предметной секции Протокол № ____ от «___» ________ 2021г Руководитель _________________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР «___» _________2021г. ________________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев» № _____ от «___» __________2021г. В.И. Абросимова _____________________ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ______информатике______________________________________________________
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования основное общее образование 7.2, 7.4, 7.6, 7.7__(классы)
(начальное, основное или среднее общее образование)
Количество часов 34 часа в год, 1 час в неделю
(общее количество за год, в неделю)
Учитель____Колобова Людмила Михайловна________________________________
Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, по 1 часу в неделю, 7 класс
Номер урока | Номер и название главы/количество часов | Тема урока | Планируемые результаты | Количество часов | Примечание | ||
Метапредметные | Предметные | Личностные | |||||
Техника безопасности | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | 7.09 03.09 7.09 7.09 | §0 | ||||
1. Введение в информатику | Компьютеры и программы | Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | 14.09 10.09 14.09 14.09 | §1 | ||
Данные в компьютере | 21.09 17.09 21.09 21.09 | §2 | |||||
Как управлять компьютером? ПР № 1 «Файлы» | 28.09 24.09 28.09 28.09 | §3 | |||||
Интернет. ПР № 2 «Интернет» | 5.10 1.10 5.10 5.10 | §4 | |||||
2. Компьютер | Центральные устройства компьютера | Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 12.10 8.10 12.10 12.10 | 6б.§5 | ||
Внешние устройства | 19.10 15.10 19.10 19.10 | §6,7 | |||||
Программное обеспечение | 22.10 - 5.11п 12.11ф 22.10 22.10 | §8, 9, 10, 11 | |||||
Файловая система. ПР №3 «Работа с файлами» | 2.11п 9.11ф - 12.11 2.11 п 9.11ф - 2.11 п 9.11ф | §12, 13 | |||||
Защита от компьютерных вирусов. ПР № 4 «Использование антивирусов». | 9.11 19.11 9.11 9.11 | §14 | |||||
3. Обработка числовой информации | Электронные таблицы. ПР №5 «Работа с ЭТ» | Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 16.11 26.11 16.11 16 11 | §16 | ||
4. Обработка текстовой информации | Редактирование текста. ПР № 6 «Редактирование текста» | Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 23.11 3.12 23.11 23.11 | §17, 18 | ||
Форматирование текста. ПР № 7 «Форматирование текста» | 30.11 10.12 30.11 30.11 | §19, 20 | |||||
Стилевое форматирование. ПР №8. «Стилевое форматирование» | 7.12 17.12 7.12 7.12 | §21 | |||||
Таблицы. ПР № 9 «Работа с таблицами» | 14.12 24.12 14.12 14.12 | §22 | |||||
Списки. ПР №10 «Списки» | 21.12 - 21.12 21.12 | §23 | |||||
5. Обработка графической информации | Растровый графический редактор. ПР № 11 «Растровый графический редактор» | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | 1 | §24 | |||
Работа с фрагментами. ПР №12 «Работа с фрагментами» | 1 | §25 | |||||
Обработка фотографий. ПР №13 «Обработка фотографий» | 1 | §26 | |||||
Вставка рисунков в документ. ПР №14 «Вставка рисунков в документ» | 1 | §27 | |||||
Векторная графика. ПР № 15 «Векторная графика» | 1 | §28 | |||||
6. Алгоритмы и программирование | Алгоритмы и исполнители. ПР № 16 «Управление исполнителем с пульта» | Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической. | 1 | §29 | ||
Формальные исполнители. ПР № 17 «Программное управление Черепахой» | 1 | §30 | |||||
Способы записи алгоритмов. ПР № 18 «Алгоритм в Кумире» | 1 | §30 | |||||
Линейные алгоритмы. ПР №19 «Линейные алгоритмы» | 1 | §32 | |||||
Вспомогательные алгоритмы. ПР № 20 «Вспомогательные алгоритмы». | 1 | §33 | |||||
Циклические алгоритмы. ПР №21 «Циклические алгоритмы» | 1 | §34 | |||||
Переменные. ПР №22 «Использование переменных в алгоритме» | 1 | §35 | |||||
Циклы с условием. ПР №23 «Циклы с условием» | 1 | §36 | |||||
Разветвляющиеся алгоритмы. ПР № 24 «Ветвления» | 1 | §37 | |||||
Ветвления и циклы. ПР № 25 «Ветвления и циклы» | 1 | §38 | |||||
Компьютерные презентации. ПР № 26 «Создание простейшей презентации» | 1 | §39 | |||||
7. Мультимедиа | Презентации с несколькими слайдами. ПР № 27 «Создание презентации». | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 1 | §46, 47 | ||
Проект | 1 | §48 | |||||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №49 имени героев-даманцев»
«РАССМОТРЕНО» на заседании предметной секции Протокол № ____ от «___» ________ 2021г Руководитель _________________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР «___» _________2021г. ________________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев» № _____ от «___» __________2021г. В.И. Абросимова _____________________ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ______информатике______________________________________________________
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования основное общее образование 8.2, 8.4, 8.6__(классы)
(начальное, основное или среднее общее образование)
Количество часов 34 часа в год, 1 час в неделю
(общее количество за год, в неделю)
Учитель____Колобова Людмила Михайловна________________________________
Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, по 1 часу в неделю, 8 класс
Номер урока | Номер и название главы/количество часов | Тема урока | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт | ||
Метапредметные | Предметные | Личностные | |||||
Техника безопасности. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | 1.09 3.09 2.09 1.09 | |||||
2. Кодирование информации | Язык – средство кодирования. | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | 8.09 10.09 9.09 8.09 | |||
Дискретное кодирование. | 15.09 17.09 16.09 15.09 | ||||||
Системы счисления. | 22.09 24.09 23.09 22.09 | ||||||
Двоичная система счисления Практическая работа №1«Действия с двоичными кодами» | 29.09 1.10 30.09 29.09 | ||||||
Восьмеричная система счисления. Практическая работа № 2. «Восьмеричная СС» | 6.10 8.10 07.10 6.10 | ||||||
Шестнадцатеричная система счисления. «Шестнадцатеричная СС» | 13.10 15.10 14.10 13.10 | ||||||
Кодирование текстов Практическая работа № 3 по теме «Кодирование текстовой информации» | 20.10 - 5.11 21.10 20.10 | 8.4 кл - 12.11 | |||||
Кодирование рисунков. Практическая работа № 4 по теме «Кодирование графической информации» | 3.11- 12.11 11.11 - 3.11 | 10.11 - 19.11 11.11 - 10.11 | |||||
Кодирование звука и видео. Практическая работа № 5 «Кодирование звуковой информации» | 10.11 - 19.11 18.11 - 10.11 | 17.11 - 26.11 18.11 - 17.11 | |||||
Передача данных | 17.11 - 26.11 25.11 - 17.11 | 24.11 - 3.12 25.11 - 24.11 | |||||
Сжатие данных. | 24.11 3.12 2.12 24.11 | ||||||
3. Программи- рование | Программирование. Введение. | Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической. | Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 1.12 10.12 9.12 1.12 | ||
Линейные программы. Практическая работа № 6 «Линейные программы» | 8.12 17.12 16.12 8.12 | ||||||
Операции с целыми числами | 15.12 24.12 23.12 15.12 | ||||||
Операции с вещественными числами | 22.12 –11.01 11.01-- 22.12 | ||||||
Случайные и псевдослучайные числа | 12.01-18.01 18.01-11.01 | ||||||
Ветвления. Практическая работа № 7 «Ветвления» | 19.01-25.01 25.01-18.01 | ||||||
Сложные условия | 26.01-01.02 01.02-25.01 | ||||||
Цикл с условием. Практическая работа № 8 «Циклы с условием» | 02.02-08.02 08.02-01.02 | ||||||
Цикл по переменной. Практическая работа № 9 «Циклы по переменной» | 09.02-15.02 15.02-08.02 | ||||||
Циклы с постусловием. Практическая работа № 10 «Циклы с постусловием» | 16.02-22.02 22.02-15.02 | ||||||
Массивы | 02.03-01.03 01.03-22.02 | ||||||
Алгоритмы обработки массивов. Практическая работа № 11 «Массивы» | 09.03-15.03 15.03-01.03 | ||||||
Поиск максимального элемента. Практическая работа № 12 «Работа с массивом» | 16.03-22.03 22.03-15.03 | ||||||
4. Электронные таблицы | Что такое электронные таблицы? | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 23.03- 05.04 05.04-22.03 | ||
Редактирование и форматирование таблицы. Практическая работа № 13 «Работа с таблицами Excel» | 06.04-12.04 12.04-05.04 | ||||||
Стандартные функции. Практическая работа № 14 «Стандартные функции в Excel» | 13.04-19.04 19.04-12.04 | ||||||
Сортировка данных. Практическая работа № 15 «Сортировка данных в таблице» | 20.04-26.04 26.04-19.04 | ||||||
Относительные и абсолютные ссылки. Практическая работа № 16 «Относительные и абсолютные ссылки в Excel» | 27.04-03.05 03.05-26.04 | ||||||
Диаграммы. Практическая работа № 17 «Создание диаграмм в Excel» | 04.05-10.05 10.05-03.05 | ||||||
5. Подготовка электронных документов | Работа с текстом. Практическая работа № 18 «Работа с текстом» | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | 11.05-17.05 17.05-10.05 | |||
Математические тексты. Практическая работа № 19 «Математические тексты. Формулы.» | 18.05-24.05 24.05-17.05 | ||||||
Многостраничные документы | 25.05-31.05 31.05-24.05 | ||||||
Коллективная работа над документом | - - - 31.05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №49 имени героев-даманцев»
«РАССМОТРЕНО» на заседании предметной секции Протокол № ____ от «___» ________ 2021г Руководитель _________________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР «___» _________2021г. ________________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев» № _____ от «___» __________2021г. В.И. Абросимова _____________________ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ______информатике______________________________________________________
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования основное общее образование 9.4, 9.6__(классы)
(начальное, основное или среднее общее образование)
Количество часов 34 часа в год, 1 час в неделю
(общее количество за год, в неделю)
Учитель____Колобова Людмила Михайловна________________________________
Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, по 1 часу в неделю, 9 класс
Номер урока | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | |||
План | Факт | |||||
1. | 4.09 | Техника безопасности | Метапредметные | Предметные | Личностные | |
2. | 11.09 | Компьютерная сеть ПР № 1. Подготовка текстового документа | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | |
3. | 18.09 | Глобальная сеть Интернет | ||||
4. | 25.09 | Службы Интернета ПР № 2. Службы Интернета | ||||
5. | 2.10 | Веб-сайты ПР № 3. Веб-сайты | ||||
6. | 9.10 | Логика и компьютер | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | |
7. | 16.10 | Логические выражения | ||||
8. | 6.11п | 13.11ф | ПР № 4. Логические выражения | |||
9. | 13.11п | 20.11ф | Множества и логика | |||
10. | 20.11 | Модели и моделирование ПР № 5. Броуновское движение | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для реения учебных и познавательных задач. | Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | |
11. | 27.11 | Математическое моделирование ПР № 6. Полет шарика | ||||
12. | 4.12 | Табличные модели. Диаграммы | ||||
13. | 11.12 | Списки и деревья | ||||
14. | 18.12 | Графы | ||||
15. | 25.12 | Использование графов | ||||
16. | 15.01 | ПР № 7. Игровые стратегии | ||||
17. | 22.01 | Символьные строки. Операции со строками. Поиск | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | |
18. | 29.01 | ПР № 8. Обработка строк. Функции | ||||
19. | 05.02 | Перестановка элементов массива. Сортировка массива | ||||
20. | 12.02 | ПР № 9. Перестановка элементов массива. | ||||
21. | 19.02 | ПР № 10. Сортировка | ||||
22. | 26.02 | ПР № 11. Отладка программы | ||||
23. | 05.03 | Процедуры. Функции | ||||
24. | 12.03 | ПР № 12. Процедуры | ||||
25. | 19.03 | ПР № 13. Функции | ||||
26. | 26.03 | Условные вычисления | ||||
27. | 09.04 | Обработка больших массивов данных | ||||
28. | 16.04 | Информационные системы. Таблицы | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. | ||
29. | 23.04 | Табличная база данных | ||||
30. | 30.04 | Запросы | ||||
31. | 07.05 | История и перспективы развития пк | ||||
32. | 14.05 | Информация и управление | ||||
33. | 21.05 | Годовая контрольная работа | ||||
34. | 28.05 | Информационное общество |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС основного общего образования:
Литература:
Для 7 классов, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС
Для 8 классов, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 8 класс. Учебник. ФГОС
Для 9 классов, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 9 класс. Учебник. ФГОС
Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Методическое пособие (содержит примерную рабочую программу)
Стивен Прата, Язык программирования C++ Лекции и упражнения 5-е изд.: Пер. с ангд. – М.: ООО “И. Д. Вильямс”, 2007. – 1184 с.
Меньшиков Ф. В. Олимпиадные задачи по программированию (+CD). –СПб.: Питер, 2006 – 315 с.: ил
Оборудование и приборы
- 15 ученических компьютеров под управлением ОС Windows 10
- МФУ
- Интерактивная доска
- Проектор
- Wi-Fi – роутер
- Доменная сеть
Программное обеспечение
- MS Windows 10 для школы (лицензия предоставлена oblcit.ru)
- MS Office 2013 (лицензия предоставлена oblcit.ru)
- DevC++ -4.9.9.2
- Kompas3D_LT_V12
- КуМир 2.1.0(rc7)
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Введение. Информация и информационные процессы
Выпускник научится:
- различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
- раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
- приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных–в живой природе и технике;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
- узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативно й памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
- определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
- узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;
- узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
- осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
- узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
- кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
- оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источники приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
- определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
- определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
- записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
- использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
- узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например,0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
- познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
- ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
- узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
- составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- составлять не сложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции выражения сними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
- создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
- выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
- разбираться в иерархической структуре файловой системы;
- осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой столбчатой);
- использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
- различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики т.д.);
- приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
- основами соблюдения норм информационной этики и права;
- познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными соответствующим понятийным аппаратом;
- узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
- узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
- познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поискав Интернете;
- познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
- узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
- узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
- получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
- получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Средства и способы достижения результатов.
Персональные компьютеры, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный и цветной.
Программные средства обучения: операционная система и служебные инструменты, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языков, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, графический редактор для обработки растровых изображений, редактор подготовки презентаций.
Формы организации учебной деятельности: урок, учебный практикум, исследование, проект.
Формы организации вне учебной деятельности: элективные курсы, НОУ, дистанционные конкурсы, исследовательская и проектная деятельность.