Укучыларга

Гилязoвa Лaндыш Мусaeвнa

татар телен өйрәник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ситуации. (С2)

1. Предложи другу сходить в татарский театр. –Айрат, әйдә татар театрына барабыз.

2. Предложи другу сходить в музей Тукая. – Азат, әйдә Тукай музеена барабыз.

3. Предложи  сестренке  сходить в кукольный театр. – Сеңлем, әйдә курчак театрына барабыз.

4. Предложи подруге сходить в Казанский Кремль. – Андрей, әйдә Казан Кремленә барабыз.

5. Предложи подруге  сходить на выставку картин. – Алсу, әйдә картиналар күргәзмәсенә барабыз.

6. Спроси у сестры, чем она любит заниматься в свободное время. – Алсу апа, син буш вакытыңда нәрсә белән шөгыльләнергә яратасың?

7. Спроси у друга, какие фильмы он любит смотреть. – Данил, син нинди фильмнар карарга яратасың?

8. Спроси у подруги, любит ли она читать книги. – Веста, син китаплар укырга яратасыңмы?

9. Спроси у брата, который час. – Абый, әйт әле, вакыт күпме?

10. Спроси у мамы, где она училась. – Әнием, син кайда укыдың?

11. Спроси у папы, кем он хотел стать в детстве. – Әтием, балачакта син кем булырга теләдең?

12. Позвони бабушке, узнай как у нее дела. – Алло! Исәнме, әбием. Синең хәлләрең ничек?

13. Позвони в поликлинику, узнай, когда принимает терапевт. – Алло! Әйтегез әле, терапевт кайчан кабул итә?

14. Позвони в аэропорт, узнай,  сколько часов летит самолет до Москвы. – Алло! Әйтегез әле, Мәскәүгә самолет ничә сәгать оча?

15. Сообщи маме, что ты идешь с другом в спортзал. – Әнием, мин Диана белән спортзалга барам.

16. Сообщи отцу, что хоккейная команда «Ак Барс» победила. – Әтием, “Ак Барс” хоккей командасы җиңде!

17. Поинтересуйтесь у прохожего, как пройти к Национальному  музею. – Гафу итегез, әйтегез әле, Милли музейга ничек барырга?

18. Поинтересуйтесь у прохожего, как пройти на улицу  Баумана. - Гафу итегез, әйтегез әле, Бауман урамына ничек барырга?

19. Спроси у друга, как он провел выходные. – Вадим, син ял көннәрен ничек үткәрдең?

20. Спроси одноклассника, куда он собирается поехать летом. – Регина, син җәй көне кая барырга җыенасың?

21. Спроси у аптекаря, сколько стоит парацетамол. – Әйтегез әле, парацетамол ничә сум тора?

22. Спроси у подруги, кем она хочет стать, когда вырастет. – Оля, үскәч, син кем булырга телисең?

23. Спроси у друга, в какой ВУЗ он хочет поступить после школы. – Егор, мәктәптән соң син нинди ВУЗга укырга керергә телисең? или (кайсы югары уку йортына керергә телисең?)

24. Спроси у друга, какие предметы в школе ему нравятся. – Павел, мәктәптә сиңа нинди фәннәр ошый?

25. Спроси у знакомого, понимает ли он по-татарски. – Анна , син татарча аңлыйсыңмы?

26. Спроси у знакомого,  какие языки он изучает в школе. – Алия, син мәктәптә нинди телләр өйрәнәсең?

27. Спроси у знакомого, хорошо ли он говорит на английском языке. - Азат, син инглизчә яхшы сөйләшәсеңме?

28. Спроси у классного руководителя, во сколько начинается консультация. – Тамара Николаевна, консультация сәгать ничәдә башлана?

29. Спроси у бабушки, не болит ли у нее голова. – Әбием, синең башың авыртмыймы?

30. Позвони бабушке и поздравь ее с Днем пожилых людей. – Алло! Исәнме, әбием. Сине Өлкәннәр көне белән котлыйм.

31. Поздравь дедушку с Днем Победы. – Кадерле бабаем, сине Җиңү бәйрәме белән котлыйм.

32. Поздравь маму с днем Матери. – Кадерле әнием, сине Әниләр көне белән котлыйм.

33. Поздравь подругу с 8 Марта и пожелай ей счастья. – Алина, сине 8 Март белән котлыйм. Сиңа бәхет телим.

34. Поздравь папу с 23 февраля и пожелай ему здоровья. – Кадерле әтием, сине 23 февраль белән котлыйм. Сиңа  сәламәтлек телим.

35. Скажи маме, что ты завтра с классом идешь в кино. – Әнием, мин иртәгә сыйныф белән кинога барам.

36. Позвони подруге и пригласи ее в парк Кырлай. – Алло! Регина, әйдә Кырлай паркына барабыз.

37. Пригласи гостей в театр Камала. - Хөрмәтле кунаклар, әйдәгез Камал театрына барабыз.

38. Спроси у знакомого, когда у него день рождения. – Настя, синең туган көнең кайчан?

39. Узнайте у библиотекаря, есть ли книга о Великой отечественной войне. – Әлфия Хаматзакировна, Бөек Ватан сугышы турында китап бармы?

40. Узнайте у библиотекаря, есть ли книга про животных.  - Алсу Хабировна, хайваннар (җәнлекләр) турында китап бармы?

41. Спроси у подруги, умеет ли она печь блины. – Кристина, син белен пешерә беләсеңме?

42. Узнай у подруги, какие блюда ей нравятся. – Веста, сиңа нинди ризыклар  ошый?

43. Узнай у друга, какие конкурсы проводятся у них в школе. – Вася, сезнең мәктәбегездә нинди конкурслар үткәрелә?

44. Спросите у прохожего, как пройти до ближайшего супермаркета. – Гафу итегез, әйтегез әле, якындагы супермаркетка ничек барырга?

45. Спросите у прохожего, как пройти до ближайшей аптеки. - Гафу итегез, әйтегез әле, якындагы даруханәгә  ничек барырга?

46. Спроси у одноклассника, каких татарских писателей он знает. – Саша, син нинди татар язучыларын беләсең?

47. Спроси у одноклассника, каких татарских поэтов  он знает. - Вадим, син нинди татар шагыйрьләрен  беләсең?

48. Спроси у одноклассника, каких татарских драматургов  он знает. - Евгений, син нинди татар драматургларын беләсең?

49. Сообщи маме, что ты в 5 часов идешь в Национальную библиотеку. – Әнием, мин сәгать 5тә Милли китапханәгә барам.

50. Поинтересуйтесь у бабушки, где и кем она работала. – Әбием, син кайда һәм кем булып эшләдең?

51. Как ты скажешь о том, что спортзал находится на первом этаже.  – Спортзал беренче катта урнашкан.

52. Как ты скажешь о том, что Сабантуй – татарский праздник. – Сабантуй татар бәйрәме.

53. Как ты скажешь о том, что у вас большая семья. – Безнең гаиләбез зур.

54. Как ты скажешь о том, что в Татарстане проживают более 140 национальностей. – Татарстанда 140тан артык милләт яши.

55. Как ты скажешь о том, что твои бабушка и дедушка живут в деревне. – Минем әбием һәм бабаем авылда яшиләр.

56. Как ты скажешь о том, что в 2013 году в Казани прошла Универсиада. – 2013нче елда Казанда Универсиада үтте. (булды)

57. Как ты скажешь о том, что ты хочешь поехать в Австралию. – Мин Австраличгә барырга телим.

58. Поблагодарите  маму за вкусный ужин. – Әнием, тәмле кичке аш өчен бик зур рәхмәт сиңа.

59. Скажи другу, как ты помогаешь маме по хозяйству. – Егор, мин әнигә булышам: бакчада эшлим, өй җыештырам, кибеткә барам.

60. Позвони подруге (другу) и скажи, что у тебя болит голова и ты не сможешь идти в кино. – Алло! Настя, мин кинога бара алмыйм, чөнки минем башым авырта.

61. Как ты скажешь о том, что Габдулла Тукай – великий татарский поэт. – Габдулла Тукай – бөек татар шагыйре.

62. Как ты скажешь о том, что первый президент Республики Татарстан – Шаймиев Минтимер Шарипович. – Татарстан Республикасының беренче президенты – Шәймиев Минтимер Шәрипович.

63. Как ты скажешь о том, что ты живешь в селе Никольское  Лаишевского  района Республики Татарстан. – Мин Татарстан Республикасы Лаеш районы Никольский авылында яшим.

64. Спроси у знакомого, когда у него день рождения. - Дима, синең туган көнең кайчан?

65. Спроси у знакомого, нравится ли ему город Казань. – Зарина, сиңа Казан шәһәре ошыймы?

66. Предложите другу пойти в цирк. -  Вася, әйдә циркка барабыз.

67. Как ты скажешь о том, что Роберт Миннуллин – татарский детский поэт. – Роберт Миңнуллин – татар балалар шагыйре.

68. Как ты скажешь о том, что Фанис Яруллин  – татарский   народный писатель. – Фәнис Яруллин – татар халык язучысы.

69. Как ты скажешь о том, что ты любишь бывать на  природе.  – Мин табигатьтә булырга яратам.

70. Пожелай маме спокойной ночи. – Әнием, тыныч йокы сиңа.

71. Пожелай бабушке доброго утра. – Әбием, хәерле иртә!

72. Спроси у друга, какие профессии ему нравятся. – Павел, сиңа нинди һөнәрләр ошый?

73. Спроси у одноклассника, кто ему помогает выбрать профессию. – Егор, сиңа һөнәр сайларга кем булыша?

74. Спроси у друга, какие города ему нравятся. – Дима, сиңа нинди шәһәрләр ошый?

75. Спроси у мамы, какая погода  на улице. – Әнием, урамда нинди һава?

76. Предложите другу пойти на фестиваль балета. – Евгений, әйдә балет фестиваленә барабыз.

77. Поинтересуйтесь у учителя, во сколько начинается экзамен. – Резидә Шамиловна, имтихан сәгать ничәдә башлана?

78. Как ты скажешь о том, что спорт – основа здоровья. – Спорт – сәламәтлек нигезе.

79. Как ты скажешь о том, что ты хорошо разговариваешь по-татарски. – Мин татарча яхшы сөйләшәм.

80. Как ты скажешь о том, что на улице очень холодно и дует сильный ветер. – Урамда бик салкын һәм көчле җил исә.

81. Как ты скажешь о том, что лимон – очень полезный фрукт. – Лимон – файдалы җимеш.

82. Скажи маме, что вы с классом ездили в музей Мусы Джалиля. – Әнием, без сыйныф белән Муса Җәлил музеена бардык.

83. Как ты скажешь о том, что ты любишь домашних животных. – Мин йорт хайваннарын яратам.

84. Спроси у друга, есть ли у него собака и кошка. – Дима, синең этең һәм песиең бармы?

85. Скажи маме, что ты придешь домой  после шестого урока. – Әнием, мин өйгә алтынчы дәрестән соң кайтам.

86. Поздравь английского друга с Рождеством. – Майкл, сине Раштуа белән котлыйм.

87. Как ты скажешь о том, что ты любишь читать стихи. – Мин шигырьләр укырга яратам.

88. Как ты скажешь о том, что Сара Садыкова и Салих Сайдашев – великие татарские композиторы. – Сара Садыйкова һәм Салих Сәйдәшев – бөек татар композиторлары.

89. Спроси у знакомого, в каком классе он учится. – Оля, син ничәнче сыйныфта укыйсың?

90. Как ты скажешь о том, что ты учишься в 9 классе. – Мин тугызынчы сыйныфта укыйм.

91. Спроси у знакомого его электронный адрес.  – Алсу, миңа электрон адресыңны бир әле.

92. Предложи другу общаться по скайпу. – Дамир, әйдә скайптан аралашабыз.

93. Спроси у друга, кто ему подарил компьютер. – Саша, сиңа кем компьютер бүләк итте?

94. Спроси у одноклассника, есть ли у него планшет. – Регина, синең планшетың бармы?

95. Скажи маме, что первый урок в школе начинается в 8 часов. – Әнием, мәктәптә беренче дәрес сәгать 8дә башлана.

96. Спроси у друга, любит ли он читать газеты и журналы. – Дустым, син газета һәм журналлар укырга яратасыңмы?

97. Скажи маме, что твой друг - умный и воспитанный парень. – Әнием, минем дустым  акыллы һәм тәрбияле егет.

98. Скажи английскому другу, что у вас зима холодная, лето жаркое, осень дождливое и весна прекрасная. -  Майкл, бездә кыш – салкын, җәй – эссе, көз – яңгырлы, яз – ямьле.

99. Спросите у прохожего, где находится памятник  Тукаю. – Гафу итегез, әйтегез әле, Тукай һәйкәле кайда урнашкан.

 100. Как ты скажешь о том, что ты сдал экзамен по татарскому языку на «5». – Мин татар теленнән имтиханны “5”кә бирдем (тапшырдым). УРА!!!!!!

Ситуации. (С2)

1. Предложи другу сходить в татарский театр. –Айрат, әйдә татар театрына барабыз.

2. Предложи другу сходить в музей Тукая. – Азат, әйдә Тукай музеена барабыз.

3. Предложи  сестренке  сходить в кукольный театр. – Сеңлем, әйдә курчак театрына барабыз.

4. Предложи подруге сходить в Казанский Кремль. – Андрей, әйдә Казан Кремленә барабыз.

5. Предложи подруге  сходить на выставку картин. – Алсу, әйдә картиналар күргәзмәсенә барабыз.

6. Спроси у сестры, чем она любит заниматься в свободное время. – Алсу апа, син буш вакытыңда нәрсә белән шөгыльләнергә яратасың?

7. Спроси у друга, какие фильмы он любит смотреть. – Данил, син нинди фильмнар карарга яратасың?

8. Спроси у подруги, любит ли она читать книги. – Веста, син китаплар укырга яратасыңмы?

9. Спроси у брата, который час. – Абый, әйт әле, вакыт күпме?

10. Спроси у мамы, где она училась. – Әнием, син кайда укыдың?

11. Спроси у папы, кем он хотел стать в детстве. – Әтием, балачакта син кем булырга теләдең?

12. Позвони бабушке, узнай как у нее дела. – Алло! Исәнме, әбием. Синең хәлләрең ничек?

13. Позвони в поликлинику, узнай, когда принимает терапевт. – Алло! Әйтегез әле, терапевт кайчан кабул итә?

14. Позвони в аэропорт, узнай,  сколько часов летит самолет до Москвы. – Алло! Әйтегез әле, Мәскәүгә самолет ничә сәгать оча?

15. Сообщи маме, что ты идешь с другом в спортзал. – Әнием, мин Диана белән спортзалга барам.

16. Сообщи отцу, что хоккейная команда «Ак Барс» победила. – Әтием, “Ак Барс” хоккей командасы җиңде!

17. Поинтересуйтесь у прохожего, как пройти к Национальному  музею. – Гафу итегез, әйтегез әле, Милли музейга ничек барырга?

18. Поинтересуйтесь у прохожего, как пройти на улицу  Баумана. - Гафу итегез, әйтегез әле, Бауман урамына ничек барырга?

19. Спроси у друга, как он провел выходные. – Вадим, син ял көннәрен ничек үткәрдең?

20. Спроси одноклассника, куда он собирается поехать летом. – Регина, син җәй көне кая барырга җыенасың?

21. Спроси у аптекаря, сколько стоит парацетамол. – Әйтегез әле, парацетамол ничә сум тора?

22. Спроси у подруги, кем она хочет стать, когда вырастет. – Оля, үскәч, син кем булырга телисең?

23. Спроси у друга, в какой ВУЗ он хочет поступить после школы. – Егор, мәктәптән соң син нинди ВУЗга укырга керергә телисең? или (кайсы югары уку йортына керергә телисең?)

24. Спроси у друга, какие предметы в школе ему нравятся. – Павел, мәктәптә сиңа нинди фәннәр ошый?

25. Спроси у знакомого, понимает ли он по-татарски. – Анна , син татарча аңлыйсыңмы?

26. Спроси у знакомого,  какие языки он изучает в школе. – Алия, син мәктәптә нинди телләр өйрәнәсең?

27. Спроси у знакомого, хорошо ли он говорит на английском языке. - Азат, син инглизчә яхшы сөйләшәсеңме?

28. Спроси у классного руководителя, во сколько начинается консультация. – Тамара Николаевна, консультация сәгать ничәдә башлана?

29. Спроси у бабушки, не болит ли у нее голова. – Әбием, синең башың авыртмыймы?

30. Позвони бабушке и поздравь ее с Днем пожилых людей. – Алло! Исәнме, әбием. Сине Өлкәннәр көне белән котлыйм.

31. Поздравь дедушку с Днем Победы. – Кадерле бабаем, сине Җиңү бәйрәме белән котлыйм.

32. Поздравь маму с днем Матери. – Кадерле әнием, сине Әниләр көне белән котлыйм.

33. Поздравь подругу с 8 Марта и пожелай ей счастья. – Алина, сине 8 Март белән котлыйм. Сиңа бәхет телим.

34. Поздравь папу с 23 февраля и пожелай ему здоровья. – Кадерле әтием, сине 23 февраль белән котлыйм. Сиңа  сәламәтлек телим.

35. Скажи маме, что ты завтра с классом идешь в кино. – Әнием, мин иртәгә сыйныф белән кинога барам.

36. Позвони подруге и пригласи ее в парк Кырлай. – Алло! Регина, әйдә Кырлай паркына барабыз.

37. Пригласи гостей в театр Камала. - Хөрмәтле кунаклар, әйдәгез Камал театрына барабыз.

38. Спроси у знакомого, когда у него день рождения. – Настя, синең туган көнең кайчан?

39. Узнайте у библиотекаря, есть ли книга о Великой отечественной войне. – Әлфия Хаматзакировна, Бөек Ватан сугышы турында китап бармы?

40. Узнайте у библиотекаря, есть ли книга про животных.  - Алсу Хабировна, хайваннар (җәнлекләр) турында китап бармы?

41. Спроси у подруги, умеет ли она печь блины. – Кристина, син белен пешерә беләсеңме?

42. Узнай у подруги, какие блюда ей нравятся. – Веста, сиңа нинди ризыклар  ошый?

43. Узнай у друга, какие конкурсы проводятся у них в школе. – Вася, сезнең мәктәбегездә нинди конкурслар үткәрелә?

44. Спросите у прохожего, как пройти до ближайшего супермаркета. – Гафу итегез, әйтегез әле, якындагы супермаркетка ничек барырга?

45. Спросите у прохожего, как пройти до ближайшей аптеки. - Гафу итегез, әйтегез әле, якындагы даруханәгә  ничек барырга?

46. Спроси у одноклассника, каких татарских писателей он знает. – Саша, син нинди татар язучыларын беләсең?

47. Спроси у одноклассника, каких татарских поэтов  он знает. - Вадим, син нинди татар шагыйрьләрен  беләсең?

48. Спроси у одноклассника, каких татарских драматургов  он знает. - Евгений, син нинди татар драматургларын беләсең?

49. Сообщи маме, что ты в 5 часов идешь в Национальную библиотеку. – Әнием, мин сәгать 5тә Милли китапханәгә барам.

50. Поинтересуйтесь у бабушки, где и кем она работала. – Әбием, син кайда һәм кем булып эшләдең?

51. Как ты скажешь о том, что спортзал находится на первом этаже.  – Спортзал беренче катта урнашкан.

52. Как ты скажешь о том, что Сабантуй – татарский праздник. – Сабантуй татар бәйрәме.

53. Как ты скажешь о том, что у вас большая семья. – Безнең гаиләбез зур.

54. Как ты скажешь о том, что в Татарстане проживают более 140 национальностей. – Татарстанда 140тан артык милләт яши.

55. Как ты скажешь о том, что твои бабушка и дедушка живут в деревне. – Минем әбием һәм бабаем авылда яшиләр.

56. Как ты скажешь о том, что в 2013 году в Казани прошла Универсиада. – 2013нче елда Казанда Универсиада үтте. (булды)

57. Как ты скажешь о том, что ты хочешь поехать в Австралию. – Мин Австраличгә барырга телим.

58. Поблагодарите  маму за вкусный ужин. – Әнием, тәмле кичке аш өчен бик зур рәхмәт сиңа.

59. Скажи другу, как ты помогаешь маме по хозяйству. – Егор, мин әнигә булышам: бакчада эшлим, өй җыештырам, кибеткә барам.

60. Позвони подруге (другу) и скажи, что у тебя болит голова и ты не сможешь идти в кино. – Алло! Настя, мин кинога бара алмыйм, чөнки минем башым авырта.

61. Как ты скажешь о том, что Габдулла Тукай – великий татарский поэт. – Габдулла Тукай – бөек татар шагыйре.

62. Как ты скажешь о том, что первый президент Республики Татарстан – Шаймиев Минтимер Шарипович. – Татарстан Республикасының беренче президенты – Шәймиев Минтимер Шәрипович.

63. Как ты скажешь о том, что ты живешь в селе Никольское  Лаишевского  района Республики Татарстан. – Мин Татарстан Республикасы Лаеш районы Никольский авылында яшим.

64. Спроси у знакомого, когда у него день рождения. - Дима, синең туган көнең кайчан?

65. Спроси у знакомого, нравится ли ему город Казань. – Зарина, сиңа Казан шәһәре ошыймы?

66. Предложите другу пойти в цирк. -  Вася, әйдә циркка барабыз.

67. Как ты скажешь о том, что Роберт Миннуллин – татарский детский поэт. – Роберт Миңнуллин – татар балалар шагыйре.

68. Как ты скажешь о том, что Фанис Яруллин  – татарский   народный писатель. – Фәнис Яруллин – татар халык язучысы.

69. Как ты скажешь о том, что ты любишь бывать на  природе.  – Мин табигатьтә булырга яратам.

70. Пожелай маме спокойной ночи. – Әнием, тыныч йокы сиңа.

71. Пожелай бабушке доброго утра. – Әбием, хәерле иртә!

72. Спроси у друга, какие профессии ему нравятся. – Павел, сиңа нинди һөнәрләр ошый?

73. Спроси у одноклассника, кто ему помогает выбрать профессию. – Егор, сиңа һөнәр сайларга кем булыша?

74. Спроси у друга, какие города ему нравятся. – Дима, сиңа нинди шәһәрләр ошый?

75. Спроси у мамы, какая погода  на улице. – Әнием, урамда нинди һава?

76. Предложите другу пойти на фестиваль балета. – Евгений, әйдә балет фестиваленә барабыз.

77. Поинтересуйтесь у учителя, во сколько начинается экзамен. – Резидә Шамиловна, имтихан сәгать ничәдә башлана?

78. Как ты скажешь о том, что спорт – основа здоровья. – Спорт – сәламәтлек нигезе.

79. Как ты скажешь о том, что ты хорошо разговариваешь по-татарски. – Мин татарча яхшы сөйләшәм.

80. Как ты скажешь о том, что на улице очень холодно и дует сильный ветер. – Урамда бик салкын һәм көчле җил исә.

81. Как ты скажешь о том, что лимон – очень полезный фрукт. – Лимон – файдалы җимеш.

82. Скажи маме, что вы с классом ездили в музей Мусы Джалиля. – Әнием, без сыйныф белән Муса Җәлил музеена бардык.

83. Как ты скажешь о том, что ты любишь домашних животных. – Мин йорт хайваннарын яратам.

84. Спроси у друга, есть ли у него собака и кошка. – Дима, синең этең һәм песиең бармы?

85. Скажи маме, что ты придешь домой  после шестого урока. – Әнием, мин өйгә алтынчы дәрестән соң кайтам.

86. Поздравь английского друга с Рождеством. – Майкл, сине Раштуа белән котлыйм.

87. Как ты скажешь о том, что ты любишь читать стихи. – Мин шигырьләр укырга яратам.

88. Как ты скажешь о том, что Сара Садыкова и Салих Сайдашев – великие татарские композиторы. – Сара Садыйкова һәм Салих Сәйдәшев – бөек татар композиторлары.

89. Спроси у знакомого, в каком классе он учится. – Оля, син ничәнче сыйныфта укыйсың?

90. Как ты скажешь о том, что ты учишься в 9 классе. – Мин тугызынчы сыйныфта укыйм.

91. Спроси у знакомого его электронный адрес.  – Алсу, миңа электрон адресыңны бир әле.

92. Предложи другу общаться по скайпу. – Дамир, әйдә скайптан аралашабыз.

93. Спроси у друга, кто ему подарил компьютер. – Саша, сиңа кем компьютер бүләк итте?

94. Спроси у одноклассника, есть ли у него планшет. – Регина, синең планшетың бармы?

95. Скажи маме, что первый урок в школе начинается в 8 часов. – Әнием, мәктәптә беренче дәрес сәгать 8дә башлана.

96. Спроси у друга, любит ли он читать газеты и журналы. – Дустым, син газета һәм журналлар укырга яратасыңмы?

97. Скажи маме, что твой друг - умный и воспитанный парень. – Әнием, минем дустым  акыллы һәм тәрбияле егет.

98. Скажи английскому другу, что у вас зима холодная, лето жаркое, осень дождливое и весна прекрасная. -  Майкл, бездә кыш – салкын, җәй – эссе, көз – яңгырлы, яз – ямьле.

99. Спросите у прохожего, где находится памятник  Тукаю. – Гафу итегез, әйтегез әле, Тукай һәйкәле кайда урнашкан.

 100. Как ты скажешь о том, что ты сдал экзамен по татарскому языку на «5». – Мин татар теленнән имтиханны “5”кә бирдем (тапшырдым). УРА!!!!!!



Предварительный просмотр:

НЧЕ ВАРИАНТ

1 нче бүлек

      1. Вы услышите четыре коротких диалога, обозначенных  А, Ә, Б и В. Определите, где происходят действия  вэтих диалогах. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В задании есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

                             

                                 1. Мәктәптә

                                 2.  Тимер юл вокзалында 

                                 3.  Театр кассасында

                                 4.  Офиста

                                 5.  Тукталышта

Диалог

А

Ә

Б

В

Место действия

    2. Вы услышите пять высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего А – Г и утверждениями, данными и списке 1 – 6.  Используйте каждое утверждение из списка 1 – 6 только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

1.  Сөйләүче Ашхабад шәһәре турында әйтә.

2.  Сөйләүче Берлин шәһәре турында әйтә.

3.  Сөйләүче  Париж шәһәре турында әйтә.

4.  Сөйләүче Пекин шәһәре турында әйтә.

5.  Сөйләүче  Рим шәһәре турында әйтә.

6. Сөйләүче  Әнкара шәһәре турында әйтә.

Говорящий

А

Ә

Б

В

Г

Утверждение

    Вы услышите разговор двух друзей. В заданиях 3 – 8 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды.

3.  Илнур … барган.

1) базарга

2) бакчага

3) каенлыкка

4. Илнурга  … көн бик ошый .

1) көзге

2) җәйге

3) язгы

5.  Илнур бакчада … җыйган.

1) гөмбә

2) кыяр

3) алма

6. Алия  гөмбәгә … белән барган.

1) дәү әнисе

2) Илнур

3) дусты

7.  Алия  … гөмбә җыйган

1) ике сәгать

2) дүрт сәгать

3) ярты сәгать

8.  Алия Илнурның тәкъдимен …

           1) кабул итә

2) кире кага

3) уйлый

НЧЕ ВАРИАНТ

1нче бүлек

1. Вы услышите четыре коротких диалога, обозначенных А, Ә, Б и В. Определите, где происходит действие в каждом из этих диалогов. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В задании есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

  1. Урамда
  2. Автовокзалда
  1. Өйдә
  2. Кафеда
  3. Зоопаркта

Диалог

А

Ә

Б

В

Место действия

2. Вы услышите пять высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего А — Г и утверждениями, данными в списке 1 — 6. Используйте каждое утверждение из списка 1 — 6 только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

  1. Сөйләүче Универсиада турында әйтә.
  2. Сөйләүче театр турында әйтә.
  3. Сөйләүче музей турында әйтә.
  4. Сөйләүче бакча турында әйтә.
  5. Сөйләүче китапханә турында әйтә.
  6. Сөйләүче шәһәр турында әйтә.

Говорящий

А

Ә

Б

В

Г

Утверждение

       Вы услышите разговор двух друзей. В заданиях 3 — 8 обведите цифру 1, 2 илиЗ, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды.

3.        Назгөл ... кайта.

  1. кибеттән
  2. укудан
  3. парктан

4.        Азат паркта ... булган.

  1. яз көне
  2. кичә
  3. күптән

5.        Парк каршында ... һәйкәл куелган.

  1. билгесез солдатка
  2. Муса Җәлилгә

3) очучыларга

6.        Иң матур күренеш -  ... .

  1. агачтагы тиеннәр
  2. җырчы фонтаннар
  3. салават күпере

7.        Азат паркка ... барырга тели.

  1. энесе белән
  2. гаиләсе белән
  3. дуслары белән

8.        Азат паркка ... барачак.

  1. киләсе ял көнендә
  2. бер айдан
  3. вакыт булганда



Предварительный просмотр:

Килешләр  –  падежи

Баш килеш

Именительный падеж

кем? (кто?)

 нәрсә? (что?)

-------

Иялек килеше

Притяжательный падеж

– выражает принадлежность одного предмета кому-либо (платье мамы),

-–отношение части к целому (ножка стола), поэтому в притяжательнном падеже после существительного обязательно упо-требляется зависящее от него другое имя существительное с аффиксом принадлежности 3 л. ед. ч.

кемнең? (кого? чей?) нәрсәнең? (чего?)

-ның, -нең.

Юнәлеш килеше

Направительный падеж

обозначает:

1) предмет или лицо, по направлению к которому совершается действие. Әни эшкә китә. (Мама уходит на работу.)

2)срок, на который что-либо дается или срок какого-то действия. Без бер атнага авылга кайтабыз. (Мы на одну неделю едем в деревню.)

3) Цену, стоимость предмета. Например: Мин 100 сумга 1 чиләк җиләк сатып алдым. (Я купил за 100 рублей ведро ягод.)

кемгә? (кому?) нәрсәгә? (чему?)

кая? (куда?)

-га/-гә

-ка/-кә

Төшем  килеше

Винительный падеж

Употребление падежного окончания -ны/-не обязательно только в следующих случаях:

1) с именами собственными. Например: Мин Сашаны көтәм. (Я жду Сашу.)

2) если слово выражает предмет, выделенный логически из числа ему подобных. Например:Дәфтәрләрне  өстәлгә, китапларны шкафка куй. (Положи тетради на стол, а книги  в шкаф.) Здесь речь идет о конкретных тетрадях и книгах;

3) если существительное употреблено с указательными мес-тоимениями бу, шул, теге (этот, тот и др.) Например:

Мин бу кешене белмим. (Я не знаю этого человека.) Когда речь идет о предмете неопределенном и на него  не обращается особого внимания, когда предмет называется в общем значении, падежные окончания  -ны/-не не употребляются. Например:

Мин алма яратам. (Я люблю яблоки.) Әти китап укый. (Папа читает книгу.)

кемне? (кого?) нәрсәне? (что?)

-ны/-не.

Чыгыш килеше

Исходный падеж

обозначает:

1) предмет или пункт, от которого начинается или ис-ходит действие (вокзалдан - с вокзала, от вокзала);

2) материал или вещество, из которого что-либо сделано или приготовлено (агачтан салынган - построен из дерева);

3) имя лица, явление, предмет, которого боятся, избегают, от которого убегают (эттән куркам боюсь собаки);

4) название части предмета, по которой узнают сам предмет (күзләреңнән таныдым - узнал по твоим глазам)\

5) причину какого-нибудь действия (шатлыктан сикерә - прыгает от радости).

кемнән? (от кого?) нәрсәдән? (от чего? из чего?)

кайдан? (откуда?)

-дан/

-дән

-тан

/-тән

-нан/

-нән

Урын-вакыт килеше

Местно-временной падеж

обозначает место, время нахождения предмета или время, когда происходит событие.

кемдә? (у кого?) нәрсәдә? (в чем?) кайда? (где?) кайчан? (когда?)

-да/-дә

-та/-тә



Предварительный просмотр:

4 нче сыйныфның рус төркемнәре өчен   олимпиада биремнәре

  1. Напиши транскрипцию  данных слов ( по 1 баллу за каждое слово)

Бервакыт, маңгай, уенчык, сөтле, юа, коела

  1. Напиши пропущенные местоимения( по 1  баллу за каждое слово)

...  кызыклы хикәя укыйбыз.  ...  укытучыга сорау бирәм.  ...  сорауга җавап бирә.  ...    мәсьәләне  дөрес чиштеләр.   ...  татарча сөйләшә беләсеңме?       ...   диктантны  яхшы яздыгызмы?

  1. Переведи предложения  на татарский  язык. ( по 1 баллу за каждое   правильное предложение)

  Каюм  живет в Казани.  Его бабушка живет в деревне. Бабушкина деревня недалеко  от Казани.  Каюм  летом  три  месяца  живет  деревне.

  1. Сообщи о том, что  

  • твой друг  не лентяй,
  • летом вы собираете  много ягод,
  • летом твоя бабушка собирает лекарственные травы,
  • ты любишь собирать орехи.

(каждая  правильная реплика 1 б.)

  1.  Поздравь  друга с днем рождения(  по 1 баллу за каждое предложение, макс.-5 б.)

     

  1.  Каких татарских поэтов и писателей ты знаешь? (макс.-5 б.)

7. Напиши рассказ о своей школе.(  по 1 баллу за каждое предложение, макс.б-5 б.)

максимальное количество баллов-  35 б.