«LEGO технологии для дошкольников как инновационное направление реализации образовательных областей ФГОС ДО»
«От старта возможностей
к старту достижений»
В дошкольном возрасте закладывается то, что потом станет фундаментом для успешного обучения в школе и университете, фундаментом для счастливого будущего малыша. И мы уверены, что каждый ребенок имеет право на успех.
Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии. Одной из таких образовательных технологий для нас стала LEGO технология.
«LEGO» - это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал, позволяющий предоставлять большой простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.
Кубик LEGO - это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, креативного и вдохновляющего обучения. Почему? Потому, что кубик за кубиком дети играя, создают свой собственный и познают окружающий их мир. Применяя LEGO-технологии в образовательном процессе, мы позволяем каждому ребенку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
Используя конструктор «LEGO» мы вдохновляем молодые умы на исследование и познание окружающего мира: дети учатся внимательно наблюдать, экспериментировать с такими понятиями, как сила, движение, равновесие, устойчивость, плавучесть.
Конструктор «LEGO» способствует в нашей работе реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие (знакомство с профессиями; правилами поведения; взаимодействие во время игр; с помощью ЛЕГО конструктора мы помогаем дошкольникам войти в мир социального опыта; у детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире), речевое развитие (составление рассказов о своих поделках, постройках), художественно-эстетическое развитие (строительство замков, скверов, игровых площадок и т.д.), физическое развитие (крупные детали лего), познавательное развитие (игры, использование компьютера, исследования, конструирование). С помощью конструктора LEGO мы решаем задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
- получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширение представлений об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развитие внимания, памяти, мышления, способности сосредоточиться;
- развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.
В основе планирования совместной деятельности мы используем методические пособия: Л.Г.Комарова «Строим из LEGO» М., 2001г., «ЛИНКА-ПРЕСС»; Е. В. Фешина «ЛЕГО - конструирование в детском саду» М., ТЦ «СФЕРА», 2012г.
Мы создали в группе предметно-пространственную развивающую среду, где дети свободно экспериментируют с конструктором LEGO, придумывают сюжеты, используют модели в игре. В качестве конструктивно-игровой среды используем конструкторы: тематические наборы «LEGO DUPLO», «LEGO Education», «LEGO Education WeDo (LE 3009585)».
Работая с конструктором «LEGO» учим детей созидать и разрушать. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Именно потребности игры, причудливые повороты сюжета служат толчком для создания новых конструкций и персонажей.
Так получилось, что LEGO- конструированием мы начали заниматься с детьми с подготовительной группы. На занятиях шаг за шагом, мы развивали конструкторские способности наших детей, обогащали словарный запас терминами и определениями с помощью игровых комплектов: «Мои первые конструкции», «Детская площадка», «Муниципальный транспорт».
С помощью конструктора «LEGO DUPLO» мы учили детей творчески рассказывать и придумывать истории. Каждое занятие начинали с короткого рассказа. Герои Дима и Катя помогали детям понять проблему и учили находить самый удачный способ ее решения.
Дети учились размышлять над результатами своих исследований с конструктором «Первые механизмы», «Машины и механизмы» (Вертушка, волчок, перекидные качели, плот, хоккеист, пусковая установка для машинок).
В совместной игровой деятельности эффективно обучали детей основам физики, проектирования и технологии: подводили детей к изучению деталей простых механизмов, таких, как зубчатые колеса, рычаги, ролики, оси, колеса; создавали условия для изучения сил плавучести и равновесия; совместно решали задачи путем построения моделей.
С помощью конструктора «LEGO Education» мы наглядно демонстрировали воспитанникам историю возникновения и развития транспорта от четырехколесной телеги, старинных моделей машин до автомобилей будущего. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.
Особое внимание уделяли робототехнике, используя программируемый конструктор нового поколения набор «LEGO Education WeDo (LE 3009585)». Нам помогает Программа образовательной робототехники для старшего дошкольного возраста «Путешествие с WeDошей», разработанной авторским коллективом педагогов города Северска.
Ребята собирали и программировали свои первые роботы. Дети научились собирать двигающиеся игрушки по схеме, представленной на компьютере, составлять программу для её «оживления». Перетаскивая блоки команд и опроса датчиков, дети составляли алгоритм для них; проводили исследование простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.
На заключительном этапе знакомили с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатое колеса в таких моделях как: «Обезьянка-барабанщица», «Танцующие птицы», «Пробудили LEGO великана, уноси скорее ноги, он голоден!», «Непотопляемый парусник».
Такие занятия дали отличную возможность создать свой первый конструкторский проект. Важно, что эта работа не закончилась в детском саду, а имеет продолжение в школе на более высоком уровне.
В младшей группе мы продолжили работу с «LEGO DUPLO». В этом году мы создали в своей группе «Лего - центр» с целью обучения конструированию, развития мышления детей, их нравственных качеств, возможности строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
В начале года, на родительском собрании мы познакомили родителей с данным направлением работы: рассказали о видах конструктора «лего», о задачах которые планируем решать при использовании конструктора; провели с родителями мастер-класс по созданию двигающейся игрушки из лего.
В ходе ОД дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Играя с конструктором «LEGO Education» мы создаем условия для удивления, а с удивления начинаем процесс познания окружающего мира.
Мы составили на перспективу план образовательной деятельности, где включили такие темы: «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Муниципальный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.
В нашей группе сложилась добрая традиция организации выставки поделок, выполненных детьми, родителями и воспитателями из наборов лего.
В процессе игры с комплектами «Дочки-матери», «Большая ферма», «Дикие животные» малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, мыслить, действовать и экспериментировать.
Мир, который открывает перед детьми конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что играя с ним, малыши получают массу удовольствия и положительных эмоций.
Свой пока что небольшой опыт работы по данному направлению мы распространяем в ходе различных мероприятий для воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников.
Таким образом, Лего конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества.
Надеемся, нам удалось вас убедить в том, что тематические наборы конструкторов «LEGO Education» способствуют поддержанию свободной самостоятельной игры детей, стимулируют желание к исследованиям, интерес к творчеству.
Мы надеемся, что выбранное нами инновационное направление как лего конструирование и робототехника, позволит сформировать у наших детей навыки работы с современными техническими средствами, развивая интерес и техническое творчество.