«Инновационная деятельность на базе КФУ»

Кулагина Марина Владиславовна

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulagina_m.v._otchet._rip.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности.

Полное наименование образовательной организации

МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа им. В.П.Муравьева» Камско-Устьинского муниципального района РТ

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422826 РТ, Камско-Устьинский район, пгт Куйбышевский Затон ул. Гагарина, д.18

89050228709; marinochka-1972@mail.ru

"http://nsportal.ru/kulagina" > Сайт учителя русского языка и литературы

"http://nsportal.ru/kulagina" > Сайт учителя русского языка и литературы

Тема инновационной разработки

Организация работы с одаренными учащимися как важнейший аспект повышения профессионального мастерства учителя.

Автор

Кулагина Марина Владиславовна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

В чем актуальность и новизна выбранной мной темы? Одаренные, способные люди, обладающие нестандартным мышлением, вносящие новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющие ставить и решать новые задачи, обладающие творческими способностями, и учителя-мастера, сумевшие взрастить таких учеников  – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни, один из важных ресурсов успешности и развития общества и страны в целом. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Актуальность данного вопроса четко обозначена и в Федеральной целевой программе «Дети России», основной задачей которой является «формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей». И современная педагогика также считает работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированного обучения.

Эта проблема серьезно заинтересовала меня не только с точки зрения запросов современного общества, но и в связи с тем, что, выявляя, обучая и поддерживая одаренных детей, я сама как педагог постоянно совершенствуюсь и развиваюсь. Эта работа, на мой взгляд, стимулирует учителя к профессиональному росту и, как следствие, ведет к повышению качества преподавания и образования.

Целью моей работы является совершенствование системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  1. Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  2. Систематизация знаний, умений и навыков учащихся для развития исследовательских умений.
  3. Внедрение системы внеурочных занятий по русскому языку и литературе для формирования интересов учащихся к предметам и познавательной активности.
  4. Использование активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.
  5. Оценивание эффективности используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся.
  6. Повышение собственного научного уровня, профессионализма в области преподавания русского языка и литературы.
  7. Создание методического и дидактического материала по теме.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо еще и для того, чтобы помочь школьникам наиболее полно раскрыть свои способности и претворить в жизнь мечты, нужно поддержать индивидуальность ребенка и постоянно развивать  и не тормозить рост его способностей. Этой задаче я уделяю большое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности по предметам. Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. И здесь большую роль отводится учителю, который постоянно  работает с ними, передает им свой опыт и знания, умеет заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеет найти общий язык и подход к каждому ребёнку. Педагог сам должен быть интеллектуальной, талантливой личностью, ищущей. Только в этом случае можно ждать результата. А для этого нужно совершенствовать своё мастерство, идти вперёд, не забывая старого и не отвергая нового; педагог должен применять инновационные технологии, быть инициативным, творческим человеком, который постоянно повышает свой профессиональный уровень. С этой целью я систематически прохожу курсы повышения квалификации по русскому языку и литературе, перенимаю передовой опыт коллег, посещаю открытые уроки, внеклассные мероприятия, семинары, участвую в вебинарах. В работе с одаренными я используются следующие принципы: 1) дифференциация и индивидуализация обучения; 2) принцип развивающего обучения; 3) внедрение новых педагогических технологий и активных методов обучения; 4) внеурочная деятельность. Я разработала собственную методическую систему по организации работы с одаренными учащимися, в основу которой включила следующие составляющие:

  1. Изучение теоретического материала, диагностических методик по теме.
  2. Создание тестов для диагностирования  обучающихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей учащихся, круга интересов умственной деятельности обучающихся, выявлению талантливых детей.
  3. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации.
  4. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей.
  5. Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках: использование дифференцированных карточек, ИКТ, дополнительного дидактического материала, заданий повышенного уровня сложности.
  6. Организация индивидуальных занятий для  обучающихся, мотивированных к творческой самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.
  7.  Привлечение творческих учителей, работников культуры, библиотек для общения с одаренными детьми.
  8. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
  9. Усложнение содержания учебной деятельности, помогающей максимально расширить круг  познавательных интересов учащихся. Повышение степени сложности заданий. Доминирование развивающих заданий над информационной насыщенностью.
  10.  Проведение диспутов, круглых столов, спецкурсов, «мозговых штурмов», ролевых тренингов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, выражать свой взгляд на мир.
  11. Организация творческих дней для подготовки к олимпиадам.
  12.  Организация творческих дней для подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам различного уровня.
  13. Организация творческих дней для публичной защиты исследовательских, проектных  работ.
  14. Создание презентаций, творческих проектов,  проблемных поисковых работ.
  15. Привлечение одаренных учащихся к работе в лекторских группах, в помощи учителю при проведении предметных декад.
  16. Привлечение  одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.
  17. Вовлечение одаренных учащихся в школьное научное объединение «Галактика».
  18. Организация выставки творческих работ учащихся по предметам.
  19. Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.
  20. Обобщение и распространение опыта работы с одарёнными детьми на школьном, муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях.
  21. Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения.

В работе с одаренными учащимися я применяю следующие современные методики:

  1. Обучение в сотрудничестве.
  2. Проектная технология. 
  3. ИКТ-технология. 
  4. Формирование критического мышления.
  5. Проблемное обучение.
  6. Метод проектов.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях;

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

- участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

- печатные работы за отчетный период и др.

  1. Мастер-класс на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения» в 9 классе (17.04.2015г. Республиканский семинар заместителей директоров по учебной работе на базе МБОУ «Затонская СОШ»)
  2. Участие в работе XII Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»). Сертификат МО и Н РТ от 25.01.2015 г.
  3. Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку призера регионального этапа всероссийской олимпиады по литературе (24 января 2015 года)
  4. Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку лауреата республиканского межведомственного конкурса сочинений, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (29.05.2015 г.)
  5. Участие в работе республиканского обучающего семинара учителей русского языка и литературы «Разбор олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников по предметному направлению «Литература» с 30.11.2015 г. по 02.12.2015 г. (Сертификат МО и Н РТ, Республиканского олимпиадного центра)
  6. Публикация урока внеклассного чтения по современной русской литературе на тему: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания» в материалах Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015/2016 учебного года (на сайте Фестиваля, на диске и в сборнике тезисов) Издательский дом «Первое сентября» (г. Москва).
  7. Участие в Международной научно-практической конференции «Детская литература и образование в мультикультурном мире». Сертификат МО и Н РТ, К(П)ФУ, Институт психологии и образования, Кафедра педагогики, г. Казань, 19.05.2016 г.

  1. Публикация статьи «Религиозные мотивы в детских рассказах А. П. Платонова» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Детская литература и образование в мультикультурном мире» (Сборник МО и Н РТ, К(П)ФУ, Институт психологии и образования, Кафедра педагогики, г. Казань, 20.05.2016).

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень);

- качество образования (высокобалльники);

- др.

В целом повышается уровень знаний учащихся по предметам, отмечается заинтересованность многих учащихся в саморазвитии и получении результатов внеурочной деятельности; увеличивается количество детей, принимающих активное участие в предметных олимпиадах, конкурсах по русскому языку и литературе, научно-практических конференциях различного уровня.  Положительные результаты и позитивная динамика качества знаний учащихся подтверждают необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

2015 год.

  1. Зиновьева М., 11 класс – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (Диплом МО и Н РТ от 24.01.2015 г.)
  2. Увина Н., 9 класс – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2015 г.)
  3. Шакурова А., 9 класс - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2015 г.)
  4. Зиганшина А., 11 класс – участник XII Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»). (Сертификат МО и Н РТ от 25.01.2015 г.)
  5. Зиновьева М., 11 класс – призер Республиканских «Онегинских чтений» (Диплом МО и Н РТ за 2 место от 30.01.2015 г.)
  6. Увина Н., 10 класс - лауреат V Республиканского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Аксаковские чтения» (Диплом МО и Н РТ от 10.12.2015 г.).  
  7. Зиганшина А., 11 класс – лауреат Республиканского межведомственного конкурса сочинений, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Диплом МО и Н РТ от 29.05.2015 г.).
  8. Увина Н., 10 класс – победитель Всероссийского конкурса сочинений для учащихся «Золотое перо – 2015» (Диплом № SF-XII-180 от 30.12.2015 г.)
  9. Увина Н., 10 класс – участник XIII Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л. Н. Толстого (Свидетельство МО и Н РТ от 17.04.2015 г.).

2016 год.

  1. Увина Н., 10 класс – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2016 г.).
  2. Михеева В., 8 класс - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник республиканской олимпиады (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2016 г.).
  3. Ялина Я., 5 класс - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
  4. Шигапова А., 11 класс - победитель Всероссийского конкурса сочинений для учащихся «Золотое перо – 2016» (Диплом № SВ-XI-449 от 25.11.2016г.).
  5. Жарков Д., 6 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
  6. Ложкина А, 6 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
  7. Шакурова А., 11 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
  8. Увина Н., 11 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
  9. Увина Н., 11 класс приняла участие в VI республиканском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся  «Аксаковские чтения» (результаты будут известны 10 декабря 2016 года).

Качество образования.

ОГЭ-2015 (Средний балл – 4,33 б.)

ЕГЭ-2015 (Средний балл – 84,7 б.)

Высокобалльники по русскому языку в 2015 году:

  1. Муралева Ж. – 98 баллов.
  2. Козин В. – 92 балла.
  3. Зиновьева М. – 90 баллов.
  4. Зиганшина А. -90 баллов.
  5. Габдуллин В. – 87 баллов.

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

- семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Провела «мастер-класс»  по теме «Тема «маленького человека» на уроках литературы в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС ООО» в рамках республиканской инновационной площадки «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» для слушателей программы ПК учителей русского языка и литературы (Сертификат МО и Н РФ, МО и Н РТ, ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», Институт психологии и образования, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования от 19.09.2016 г.)