Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | В чем актуальность и новизна выбранной мной темы? Одаренные, способные люди, обладающие нестандартным мышлением, вносящие новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющие ставить и решать новые задачи, обладающие творческими способностями, и учителя-мастера, сумевшие взрастить таких учеников – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни, один из важных ресурсов успешности и развития общества и страны в целом. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Актуальность данного вопроса четко обозначена и в Федеральной целевой программе «Дети России», основной задачей которой является «формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей». И современная педагогика также считает работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированного обучения. Эта проблема серьезно заинтересовала меня не только с точки зрения запросов современного общества, но и в связи с тем, что, выявляя, обучая и поддерживая одаренных детей, я сама как педагог постоянно совершенствуюсь и развиваюсь. Эта работа, на мой взгляд, стимулирует учителя к профессиональному росту и, как следствие, ведет к повышению качества преподавания и образования. Целью моей работы является совершенствование системы работы с одаренными учащимися. Задачи: - Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
- Систематизация знаний, умений и навыков учащихся для развития исследовательских умений.
- Внедрение системы внеурочных занятий по русскому языку и литературе для формирования интересов учащихся к предметам и познавательной активности.
- Использование активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.
- Оценивание эффективности используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся.
- Повышение собственного научного уровня, профессионализма в области преподавания русского языка и литературы.
- Создание методического и дидактического материала по теме.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо еще и для того, чтобы помочь школьникам наиболее полно раскрыть свои способности и претворить в жизнь мечты, нужно поддержать индивидуальность ребенка и постоянно развивать и не тормозить рост его способностей. Этой задаче я уделяю большое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности по предметам. Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. И здесь большую роль отводится учителю, который постоянно работает с ними, передает им свой опыт и знания, умеет заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеет найти общий язык и подход к каждому ребёнку. Педагог сам должен быть интеллектуальной, талантливой личностью, ищущей. Только в этом случае можно ждать результата. А для этого нужно совершенствовать своё мастерство, идти вперёд, не забывая старого и не отвергая нового; педагог должен применять инновационные технологии, быть инициативным, творческим человеком, который постоянно повышает свой профессиональный уровень. С этой целью я систематически прохожу курсы повышения квалификации по русскому языку и литературе, перенимаю передовой опыт коллег, посещаю открытые уроки, внеклассные мероприятия, семинары, участвую в вебинарах. В работе с одаренными я используются следующие принципы: 1) дифференциация и индивидуализация обучения; 2) принцип развивающего обучения; 3) внедрение новых педагогических технологий и активных методов обучения; 4) внеурочная деятельность. Я разработала собственную методическую систему по организации работы с одаренными учащимися, в основу которой включила следующие составляющие: - Изучение теоретического материала, диагностических методик по теме.
- Создание тестов для диагностирования обучающихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей учащихся, круга интересов умственной деятельности обучающихся, выявлению талантливых детей.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования. Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации.
- Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей.
- Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках: использование дифференцированных карточек, ИКТ, дополнительного дидактического материала, заданий повышенного уровня сложности.
- Организация индивидуальных занятий для обучающихся, мотивированных к творческой самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.
- Привлечение творческих учителей, работников культуры, библиотек для общения с одаренными детьми.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- Усложнение содержания учебной деятельности, помогающей максимально расширить круг познавательных интересов учащихся. Повышение степени сложности заданий. Доминирование развивающих заданий над информационной насыщенностью.
- Проведение диспутов, круглых столов, спецкурсов, «мозговых штурмов», ролевых тренингов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, выражать свой взгляд на мир.
- Организация творческих дней для подготовки к олимпиадам.
- Организация творческих дней для подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам различного уровня.
- Организация творческих дней для публичной защиты исследовательских, проектных работ.
- Создание презентаций, творческих проектов, проблемных поисковых работ.
- Привлечение одаренных учащихся к работе в лекторских группах, в помощи учителю при проведении предметных декад.
- Привлечение одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.
- Вовлечение одаренных учащихся в школьное научное объединение «Галактика».
- Организация выставки творческих работ учащихся по предметам.
- Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.
- Обобщение и распространение опыта работы с одарёнными детьми на школьном, муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях.
- Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения.
В работе с одаренными учащимися я применяю следующие современные методики: - Обучение в сотрудничестве.
- Проектная технология.
- ИКТ-технология.
- Формирование критического мышления.
- Проблемное обучение.
- Метод проектов.
|
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях; - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; - печатные работы за отчетный период и др. |
- Мастер-класс на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения» в 9 классе (17.04.2015г. Республиканский семинар заместителей директоров по учебной работе на базе МБОУ «Затонская СОШ»)
- Участие в работе XII Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»). Сертификат МО и Н РТ от 25.01.2015 г.
- Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку призера регионального этапа всероссийской олимпиады по литературе (24 января 2015 года)
- Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку лауреата республиканского межведомственного конкурса сочинений, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (29.05.2015 г.)
- Участие в работе республиканского обучающего семинара учителей русского языка и литературы «Разбор олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников по предметному направлению «Литература» с 30.11.2015 г. по 02.12.2015 г. (Сертификат МО и Н РТ, Республиканского олимпиадного центра)
- Публикация урока внеклассного чтения по современной русской литературе на тему: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания» в материалах Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015/2016 учебного года (на сайте Фестиваля, на диске и в сборнике тезисов) Издательский дом «Первое сентября» (г. Москва).
- Участие в Международной научно-практической конференции «Детская литература и образование в мультикультурном мире». Сертификат МО и Н РТ, К(П)ФУ, Институт психологии и образования, Кафедра педагогики, г. Казань, 19.05.2016 г.
- Публикация статьи «Религиозные мотивы в детских рассказах А. П. Платонова» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Детская литература и образование в мультикультурном мире» (Сборник МО и Н РТ, К(П)ФУ, Институт психологии и образования, Кафедра педагогики, г. Казань, 20.05.2016).
|
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); - др. | В целом повышается уровень знаний учащихся по предметам, отмечается заинтересованность многих учащихся в саморазвитии и получении результатов внеурочной деятельности; увеличивается количество детей, принимающих активное участие в предметных олимпиадах, конкурсах по русскому языку и литературе, научно-практических конференциях различного уровня. Положительные результаты и позитивная динамика качества знаний учащихся подтверждают необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
2015 год. - Зиновьева М., 11 класс – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (Диплом МО и Н РТ от 24.01.2015 г.)
- Увина Н., 9 класс – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2015 г.)
- Шакурова А., 9 класс - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2015 г.)
- Зиганшина А., 11 класс – участник XII Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»). (Сертификат МО и Н РТ от 25.01.2015 г.)
- Зиновьева М., 11 класс – призер Республиканских «Онегинских чтений» (Диплом МО и Н РТ за 2 место от 30.01.2015 г.)
- Увина Н., 10 класс - лауреат V Республиканского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Аксаковские чтения» (Диплом МО и Н РТ от 10.12.2015 г.).
- Зиганшина А., 11 класс – лауреат Республиканского межведомственного конкурса сочинений, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Диплом МО и Н РТ от 29.05.2015 г.).
- Увина Н., 10 класс – победитель Всероссийского конкурса сочинений для учащихся «Золотое перо – 2015» (Диплом № SF-XII-180 от 30.12.2015 г.)
- Увина Н., 10 класс – участник XIII Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л. Н. Толстого (Свидетельство МО и Н РТ от 17.04.2015 г.).
2016 год.
- Увина Н., 10 класс – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2016 г.).
- Михеева В., 8 класс - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник республиканской олимпиады (Свидетельство МО и Н РТ от 24.01.2016 г.).
- Ялина Я., 5 класс - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
- Шигапова А., 11 класс - победитель Всероссийского конкурса сочинений для учащихся «Золотое перо – 2016» (Диплом № SВ-XI-449 от 25.11.2016г.).
- Жарков Д., 6 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
- Ложкина А, 6 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
- Шакурова А., 11 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
- Увина Н., 11 класс - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Приказ № 356 МКУ «Управление образования Камско-Устьинского района от 28.11.2016 г.).
- Увина Н., 11 класс приняла участие в VI республиканском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Аксаковские чтения» (результаты будут известны 10 декабря 2016 года).
Качество образования.
ОГЭ-2015 (Средний балл – 4,33 б.) ЕГЭ-2015 (Средний балл – 84,7 б.)
Высокобалльники по русскому языку в 2015 году: - Муралева Ж. – 98 баллов.
- Козин В. – 92 балла.
- Зиновьева М. – 90 баллов.
- Зиганшина А. -90 баллов.
- Габдуллин В. – 87 баллов.
|
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО); - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)
|
Провела «мастер-класс» по теме «Тема «маленького человека» на уроках литературы в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС ООО» в рамках республиканской инновационной площадки «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» для слушателей программы ПК учителей русского языка и литературы (Сертификат МО и Н РФ, МО и Н РТ, ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», Институт психологии и образования, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования от 19.09.2016 г.) |