Инновационная деятельность на базе КФУ
Данная авторская программа используется при организации внеурочной деятельности учащихся в школьном кружке « Музейное дело». На основе этой программы была создана интегрированная комплексная адаптированная общеобразовательная программа кружка « Музейное дело» при Терсинской общеобразовательной школе. Музей школы состоит из 3 частей: « История татарского народа и быта», «История малой Родины и школы», « Зал Славы». Суть в том, что авторская программа содержит произведения татарских писателей, задания поискового и исследовательского характера, посвященные созданию и истории Татарской автономной Республики, быту татарского народа. Данная инновационная деятельность через эту программу содействует приобщению школьников к научно- исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно- нравственных ценностей.
Интегрированная программа доступна тем, что при ознакомлении с произведениями, учащиеся наглядно, практически рассуждают, используя материалы музея ( стенды, документы, экспонаты).У обучающихся повышается интерес к изучению истории родной земли, создаются условия для привития интереса к чтению произведений на татарском языке, развивается коммуникативная и исследовательская компетенции учащихся.
Специфика занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курсов. В данной инновационной работе преобладает практическая направленность, то есть осуществляется деятельностный подход к обучению ( музейно- краеведческую деятельность).На занятиях организуется теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской и проектной деятельности через изучение истории и традиций школы, села, района, Республики Татарстан. Это главная задача данной инновационной деятельности. Занятия проводятся по технологии критического мышления. Учащиеся на занятиях защищают свои проекты, составляют тезисы, сценарии. Своими исследованиями выступают в научно- практических конференциях, публикуются в газете « Янарыш»(г. Ижевск. Республика Удмуртия). Отличительная черта занятий: использование педагогических взглядов великого татарского просветителя Ризаэтдина Фахреддина, что способствует развитию нравственных качеств у учащихся.
Результатом первого года деятельности считаю следующее:
во- первых, занятия посещают ученики, которые обучаются и в русских классах, даже есть ученики, обучающиеся в русской группе. Значит, прививается интерес к языку, к истории татарского народа, малой Родины.
Во- вторых, школьники знакомятся с авторами, их произведениями, посвященными становлению Республики.
В- третьих, все члены кружка являются экскурсоводами данного музея, значит, развивается поисковая и коммуникативная деятельность учащихся.
В- четвёртых, на занятиях воспитывается уверенность, где они могут выступать публикациями, презентациями перед аудиторией.
В -пятых, организация практической деятельности учащихся в музее приводит к активизации поисковой деятельности учащихся.
В итоге инновационную деятельность можно организовать в форме элективного курса предпрофильной подготовки и использовать как дополнительный материал при подготовке к олимпиадам по татарской литературе.