Биология

Котлярова Юлия Викторовна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение -

Водинская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка урока

по биологии  для 5 класса по  теме:

«Царства живой природы»

Работу выполнила

Котлярова Юлия Викторовна,

 учитель химии и  биологии

Водино,2016 г.

Технологическая карта урока

Предмет

биология

Класс

5

Автор учебника

Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.П. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.П. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2015.

Тема урока

«Царства живой природы»

Задачи

Познакомить обучающихся с классификацией живых организмов; охарактеризовать царства  живой природы; показать особенности строения и жизни вирусов; систематизировать знания обучающихся об основных группах существ

Основные понятия, изучаемые на уроке

Царство, систематика, вид

Вид используемых на уроке средств ИКТ, оборудование

Презентация «Царства живой природы»

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедиапроектор, ПК

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

развитие интеллектуальных умений анализировать особенности  живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или презентаций, грамотно излагать дополнительный материал

 умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие.

2

Мотивация

Целеполагание

Сегодня мы наш урок начнем с загадок.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.  (Воробей)

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел -

Красну шапочку нашёл. (Гриб)

Зелена, а не луг, белена, а  не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза)

Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?

Сообщить тему урока частично

В некотором …. (царстве)

В некотором государстве жили

Растения, грибы, животные,  бактерии.

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Смотрим в учебник на стр. 35

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Тема урока: «Царства живой природы» (слайд 1)

Учитель записывает тему на доске

Давайте попробуем, определите цель нашего урока, ответив на вопрос:  Что мы должны изучить сегодня на уроке? ( слайд 2)

Ученики отвечают – это организмы.

Формируют тему.

Записывают в тетради.

Познакомиться с царствами живых организмов.

3

Актуализация

  1. Какие царства живой природы вы знаете? (слайды 3-6)
  2. Какие признаки живых организмов вам известны?

(слайд 7-13)

Постановка учителем проблемного вопроса: 

Докажите, что автомобиль неживой объект?

Отвечают на поросы.

4

Восприятие и осмысление обучающимися нового материала

Рассмотрим рисунок 28 на стр. 36

Составьте схему

  1. «Царства  живой природы» (слайд 14)

Назовите основные признаки живых организмов? Составьте схему

  1.  Признаки живых организмов .

Рассматривают рисунок 28 в учебнике.

Записываю в тетради

Составляют схему

  1. «Царства  живой природы».
  2. Признаки живых организмов.

5

Первичная проверка понимания

  1. Какие царства живых организмов вы знаете?
  2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Отвечают на вопросы:

  1. Растения, грибы, животные, бактерии.
  2. Обмен веществ и энергии, рост, размножение, развитие, клеточное строение, раздражимость, химический состав.

6

Физкультминутка

Улыбнулись, подтянулись.

Для здоровья, настроения

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки подтянулись.

То присели, то нагнулись

И опять не улыбнулись.

Занимаем свои рабочие места.

Обучающиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении.

7

Самостоятельная работа

 А еще одно царство живой природы вам не известно – это вирусы. (слайд 15) Работаем самостоятельно с пунктом № 2 на стр. 37-38 учебника.

Работают с материалом учебника.

8

Первичное закрепление

Задания  в рабочей тетради 1-4.

Выполняют задания 1-4 в рабочей тетради.

9

Анализ

Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке.

Оценивание обучающимися совместной деятельности на уроке.

10

Рефлексия

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся.

Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

11

Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

(слайд 16).

Запись  домашнего  задания.

 Используемая литература: Биология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  Авторы: И.Н. Пономарёва О.А. Корнилова, В.С. Кучменко  «Вентана – Граф»,  2015 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Выполнила учитель биологии и химии МКОУ Водинской ООШ Котлярова Ю.В.

Слайд 2

Цель: 1. познакомиться с царствами живой природы; 2. охарактеризовать царства живой природы; 3. показать особенности строения и жизни вирусов.

Слайд 3

РАСТЕНИЯ

Слайд 4

ЖИВОТНЫЕ

Слайд 5

ГРИБЫ

Слайд 6

БАКТЕРИИ

Слайд 7

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО

Слайд 8

КАЖДЫЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ СОСТОИТ ИЗ КЛЕТОК

Слайд 9

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

Слайд 10

РАЗДРАЖИМОСТЬ

Слайд 11

РОСТ

Слайд 12

РАЗВИТИЕ

Слайд 13

РАЗМНОЖЕНИЕ

Слайд 14

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Растения Животные Бактерии Грибы

Слайд 15

ВИРУСЫ

Слайд 16

Домашнее задание: § 8, задания 5, 6 в рабочей тетради.