Инновационная деятельность на базе КФУ

Низамиева Гельфия Зайнелевна

Выступление по теме "Школьный драматический театр как формирование коммуникативных и ключевых компетенций обучающихся 5-9-х классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театр как средство формирования коммуникативных и предметных компетенций

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования  является введение федеральных государственных  образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни  в высокотехнологичном конкурентном мире. Образование, полученное в   школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения, и школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования  и саморазвития.

ФГОС нового поколения  на всех ступенях образования выдвигает  в качестве приоритетного личностно  ориентированный, компетентностный подход.   Главной целью стало раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Предполагается, что школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность. Поэтому можно отметить, что театральное искусство – эффективное средство активизации творческого потенциала ученика, развития его общей культуры и личности в целом, средство формирования коммуникативных и предметных компетенций.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. 
Детям свойственно эмоциональное восприятие мира. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра. 

Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве. 
Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. 
В 2014 году в нашей школе на базе музея «И дольше века длится день…», посвященного творчеству Ч.Т.Айтматова,  был создан школьный драматический театр.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники. 
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. 
Продвигаясь от простого к сложному, ребята  постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. 
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности, позволяет ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка. Театр -  это возможность для всех участников образовательного пространства– приобщиться к книге, узнать и прочувствовать новый, по-своему необычный мир великих мастеров художественного слова. Прочитав книгу, мы не всегда помним ее содержание длительный период времени, а театральная деятельность помогает пропустить прочитанное произведение через себя и откладывается в памяти надолго.  

Увлечённые активной творческой деятельностью,  ребята с момента создания  творческого коллектива  сыграли четыре  спектакля: «Дубровский» по одноименной повести А.С.Пушкина, «Барышня-крестьянка» по повести А.С.Пушкина,  «Свадьба» по пьесе А.П.Чехова, «Ленинградская поэма» по поэме О.Бергольц, эпизоды из повести «Первый учитель» Ч.Т.Айтматова, « Как это было, как совпало…».  Спектакли имеют успех. Счастливы и горды за своих детей родители. Актёрами уже хотят быть   ребята из числа зрителей.

В школе стало доброй традицией проведение Дня Лицея-19 октября.  Подготовлены литературно-музыкальные композиции с мини-спектаклями, как «Лицейское братство», «Славный Пушкинский лицей».



Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей.
Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся. 
Поэтому так важно, сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Низамиева Г.З., учитель высшей кв. категории. Школьный драматический театр как средство формирования коммуникативных и предметных компетенций.

Слайд 2

День лицея

Слайд 3

Спектакль « Дубровский »

Слайд 4

Спектакль «Барышня-крестьянка»

Слайд 10

Спектакль «Как это было, как совпало…»