Эссе

Думаненко  Оксана  Викторовна

Когда заходит речь о выборе профессионального пути, я представляю себе человека, в задумчивости сидящего над шахматной доской перед началом самой важной партии, определяющей по ее окончании чемпиона мира в этом виде спорта. Так и я, еще молодая девушка, в далеком 1988 году чем-то напоминала себе этого будущего чемпиона, сосредоточенного и серьезного перед решающим матчем, ведь правильный выбор профессии – это залог успешно сыгранной партии в жизни, причем хочется ее отыграть талантливо и красиво. То есть мастерски. Но как это сделать? Как говорил Пауль Керес: «Никто и никогда не рождается мастером. Путь к этому званию лежит через годы учебы, борьбы, радости и печали».

Мой первый профессиональный ход был сделан пешкой. К профессии воспитателя я была готова внутренне еще с детства, но практические знания пришлось добывать сначала во время учебы в Анжеро-Судженском педагогическом училище, а потом - во время работы в образовательных учреждениях  Ижморского муниципального округа.

Зерно любви к профессии воспитателя было посеяно в мою душу еще в детстве. Совсем маленькой я приходила из детского сада и рассаживала вокруг себя кукол, показывала им книжки с цветными картинками, рассказывала им сказки, кормила, укладывала их спать – одним словом, воспитывала, повторяя все за своими воспитателями, которые во многом стали для меня ярким примером подвижничества, самоотдачи и добросердечности в этой профессии.

Будучи школьницей, я не прекращала играть «в воспитательницу», усложняя поставленные перед собой задачи. Своим «воспитанникам» я уже сама читала сказки, учила их счету, да и сами воспитанники стали другими: взрослые начали доверять мне своих детей, с которыми гуляла на свежем воздухе, проводила различные занятия. В другой профессии себя я никогда не видела!

После окончания педагогического училища около девятнадцати  лет проработала в коррекционной школе, где приобрела бесценный опыт взаимодействия с особенными детьми. Но в 2012 году я сделала ход ферзем, перейдя работать в МКДОУ Ижморский детский сад №2 воспитателем. Работа с детьми дошкольного возраста мне более близка и интересна. Детский сад – это маленькая страна, а если быть точнее, целый мир! Мир, где нет стандартных решений. Каждый день в данном мире – это новый этап, необыкновенный и полный удивительных открытий. И в этом сказочном мире я себя ощущаю немного волшебником, ведь ребенок как чистый лист бумаги: если напишешь на нем что-то с ошибкой, исправить в дальнейшем будет сложно. Каждый ребенок открыт для всего нового, для добра и красоты, чутко реагирует на ложь и несправедливость. И каждый ребенок ждет от нас, взрослых, сказки, чуда. Задача воспитателя – не обмануть детскую душу и заронить в нее зерно «доброго, мудрого, вечного». Помните притчу «О сеятеле»? Она очень точно характеризует нашу профессию!

За время работы в детском саду мне довелось работать с детьми разного возраста. Больше всего мне интересней взаимодействовать с детьми старшей и подготовительной группы. Они видят в воспитателе старшего друга, способного помочь научить чему-то новому, открыть истины через познание окружающего мира, воспитать положительное отношение к другим и самому себе.

После долгих раздумий над расстановкой фигур на шахматной доске, привлекая собственный опыт, снова делаю новый ход – конем! Играть надо всерьез, по-взрослому. Ведь рядом с тобой почти взрослые дети – воспитанники старшей группы. И они уже готовы к серьезной игре – игре в шахматы и шашки.

Перейдя от взрослых к детям, эти удивительные игры стали средством воспитания и обучения, причем, ненавязчивого, интересного, увлекательного. На своих занятиях я знакомлю детей с рокировкой, с записью шахматных партий (шахматной нотацией), с «волшебным квадратом», оппозицией, нам удается порешать этюды и задачи. Дети знакомятся с шахматными «нотами», учатся играть в русские шашки, «уголки», «поддавки». Мне нравится вместе с детьми искать способы решения увлекательных задач, обсуждать и воплощать в жизнь креативные открытия, сделанные самими детьми в творческой и интеллектуальной деятельности. Этот принцип помогает мне интегрировать классический подход с инновационными идеями.

Классическая игра в шахматы заканчивается тогда, когда игроку ставят «мат». Как этот термин соотносится с профессией воспитателя? Наверное, это связано с разочарованием в себе или своей деятельности, когда много вкладывался в дело эмоционально, физически и интеллектуально, а результат тебя не обрадовал. Чтобы этого избежать, чтобы не почувствовать горечь вот «шаха» или «мата», на мой взгляд, нужно развивать более плодотворное сотрудничество детского сада и семьи. Один в поле не воин. Нет родителей, которых не волновало бы развитие своего ребенка. Чувствуя поддержку семей, я способна на многое. Как говорится, «и невозможное возможно»! Родители верят в меня, откликаются на просьбы, советуются в вопросах воспитания своих детей, полностью доверяют мне самое дорогое, что у них есть.

Когда я смотрю, как у моих воспитанников получается сделать что-то уникальное своими руками, победить достойного соперника на соревнованиях или же самого себя, в такие моменты я ощущаю себя удивленным мастером: «Неужели это я помогла сотворить такое чудо?»

Как говорил Пауль Керес, никто  и никогда не рождается мастером. Но путь к этому удивительному ощущению счастья от того, что ты видишь успехи своих детей, был долог и тернист. Но это того стоит! Правда! Счастливые лица родителей и улыбки детишек от встречи с тобой – подтверждение этой истины.

Каждый раз, набирая в группу новых детишек, понимаешь, что в отличие от шахмат, в жизни игра продолжается и после того, как закончилась партия.