Инновационная деятельность на базе КФУ
В проекте «Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников" рассматривается реализация метода графического коллажа как средства формирования творческих способностей, представлены основные этапы работы над коллажем.
Проектирование уроков с использованием коллажа обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию. Материалы проекта помогут педагогам обеспечить формирование у детей активности, самостоятельности, творческого начала; реализовать личностно-ориентированное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maltseva.docx | 58.54 КБ |
prilozhenie_k_proektu.docx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы
Инновационный педагогический проект:
Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников
Автор: Мальцева Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 г.
Краткая аннотация проекта
В проекте «Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников" рассматривается реализация метода графического коллажа как средства формирования творческих способностей, представлены основные этапы работы над коллажем.
Проектирование уроков с использованием коллажа обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию. Материалы проекта помогут педагогам обеспечить формирование у детей активности, самостоятельности, творческого начала; реализовать личностно-ориентированное развитие.
Содержание:
- Введение.
- Целесообразность и новизна проекта.
- Теоретические основы использования метода коллажа в образовательном процессе начальной школы.
- Этапы реализации проекта.
- Критерии ожидаемого результата.
- Заключение.
- Список литературы.
8. Приложение
1.Введение
В информационный век и век высоких технологий резко изменилась жизнь людей. Теперь для успешности молодого поколения в современной жизни требуются новые знания, новый подход к их получению и дальнейшей реализации. Осуществление новых запросов общества на начальной ступени обучения возлагается на учителя начальных классов. Он должен находиться в центре школьной жизни. Повышается его роль и растут требования к его профессиональным качествам.
С введением ФГОС изменяются цели и задачи обучения.
Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Ведущее место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
2. Целесообразность и новизна проекта.
Первоочередная задача, стоящая перед учителями заключается в проектировании среды, способствующей пробуждению творческой активности в поисках адекватных способов управления в ней, перестройки предметных методик обучения. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.
Встает вопрос, какую форму для обучения использовать, чтобы мотивационный потенциал был направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Итак, ребенка нужно прежде всего заинтересовать, обучение следует проводить в естественной форме.
Одной из эффективных форм обучения является прием коллажирования, он позволяет ознакомить учащихся с любым тематическим материалом.
Воспитание творческого отношения к делу понимается, как умение видеть красоту в обыденных вещах, способность креативно мыслить, подавать информацию в нестандартном виде. Использование информационных технологий открывает новые перспективы в творческом образовании, создает предпосылки для модернизации образовательной сферы. Этим обусловлена актуальность выбранной методики.
3.Теоретические основы целесообразности использования метода коллажа в образовательном процессе начальной школы.
Вопросами использования информационно-коммуникационных технологий в образовании занимались Н. Апатова, Т. Архипова, В. Безуглый, Н. Белявина, Н. Бойко, Н. Сосницкая, М. Желдак. Теоретические положения развития творческих способностей рассматривали в своих трудах А. Лук, Р. Немов, Я. Пономарев С. Рубинштейн, Б. Теплов. Первыми исследователями, которые дали определение этому средству обучения и описали некоторые формы работы с ним,были немецкие методисты Б.-Д. Мюллер (1983) и М. Зикманн(1989). Публикации отечественных авторов (М.А.Нефедова, Н.А.Сухова, Грачева) базируются преимущественно на положениях работ немецких коллег и во многом повторяют их.
Цель проекта – разработка методики формирования творческих способностей обучающихся начальной школы путем использования технологии коллажирования.
Задачи проекта:
1. Исследовать и обосновать целесообразность использования приема коллажирования в учебно – образовательном процессе.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием метода коллажа на уроках в начальной школе.
3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков с применением данной методики коллажирования.
4.Повышение профессионального уровня педагогов в части формирования интеллектуально-творческого потенциала обучающихся в условиях развивающей и технологичной образовательной среды.
Коллаж — это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Использование технологии коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументировано проводить презентацию конечного результата. Мне как учителю начальных классов, в своей педагогической деятельности, хотелось бы выделить эту технологию в собственной работе с детьми младшего школьного возраста, чаще всего коллаж применяется на этапах диагностики усвоения темы и рефлексии. Коллаж можно применять, для понимания, того, что нового для себя узнали дети в течение урока, так и для определения эмоционального состояния детей в конце урока, ими можно пользоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах, так как с их помощью у ребенка:
-расширяется словарный запас,
-развиваются связная речь,
-зрительная память,
-логическое мышление.
Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:
- развитие эстетического вкуса и художественного воображения;
- развитие конструкторского мышления;
- знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания;
- умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;
- формирование колористического восприятия;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
- умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;
- навыки планирования деятельности;
- умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.
Доказано, что человек интеллектуально развивается и работает более продуктивно только в той сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за проделанный труд. В настоящее время существует множество различных методов и программ по развитию творческих способностей человека. Требуется рациональный подход к выбору оптимальных методов по времени и перспективам на полученный результат. Следует отметить, что в процессе создания графического коллажа человек имеет непосредственную возможность работать с необходимыми ему ресурсами, имея при этом полноценный зрительный контакт и возможность наблюдать за протекающими изменениями в их свойствах. Это свойство позволяет реализовать важнейший принцип педагогики – наглядность.
Суть метода коллажа заключается в эмоционально-образном воплощении и проектировании образа. Сегодня коллаж является основным приемом при создании объектов разнообразного назначения – полиграфическая и рекламная продукция, обучающие плакаты и буклеты, объекты предметно-пространственной среды.
Важно отметить, что автору в работе над графическим коллажем с помощью ИТ технологий не требуются специальные навыки рисования. Эта особенность позволяет открыть творческие способности человека, которые ранее были ему недоступны.
Коллаж позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов.
Создавая графический коллаж, используя компьютерные технологии, автор имеет возможность быстро менять его параметры (положение, оттенок, непрозрачность, резкость и т.д.), выбирать наилучшие варианты, всегда имея возможность моментально вернуть прошлый результат, что существенно экономит время и дает возможность добиться наилучших результатов. Проделывая данные операции множество раз, человек может уже мыслимо воображать, какое изображение будет выглядеть лучше и какие изменения следует провести для оптимального результата. Данный метод формирует эстетический вкус человека, вырабатывает его индивидуальный стиль, и развивает творческое мышление.
Коллаж – универсальное средство методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся, характерными признаками которого являются оригинальность формы и содержания. Как средство обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему:
- выступает в материальной форме, являясь орудием труда ученика и учителя;
- ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику;
- воплощает в структурно-схематической форме определенный объем содержания, связанного с ключевым понятием коллажа;
- соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частнометодических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность, тематико-ситуативная соотнесенность);
- является конечным результатом приёма коллажирования, его фиксированным отражением.
Совершенствование навыков коллажирования заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным или техническим произведением. В этом контексте коллаж является универсальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного проекта.
Коллажирование – универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий
- отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда;
- организацию отобранных материалов в блок-коллаж,
- работу по изучению предметных и материалов блока-коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии;
- непосредственное дизайнерское исполнение коллажа и представление результатов деятельности.
По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. По содержанию коллаж характеризуется информативность и наглядностью – обилие картинок, изображений, короткой разноплановой текстовой информации, наличие схем, диаграмм, связей.
Коллажирование реализуется посредством создания визуальной модели, которая включает в себя определенные этапы:
I. Подготовительный:
-Определение цели моделирования.
-Определение сценария полного цикла моделирования.
-Выбор информационной среды, в которой будет реализовано визуальное моделирование.
-Подготовка списка статических визуальных моделей.
- Определение цветовых и тональных отношений.
II. Основной:
- Задание палитры и системы визуальной передачи.
- Задание параметров представления ракурсов и масштабов.
- Изготовление шаблона.
- Работа над эскизом.
III. Завершающий:
- Доработка композиции в соответствии с первоначальным или видоизмененным замыслом.
- Оценка и презентация художественного продукта (оформление, экспонирование).
Метод коллажного эскизирования является эффективным в педагогической практике и позволяет активизировать творческое мышление на стадии композиционного замысла .
Изготавливая коллажи, учащиеся проявляют свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Дети представляют большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. Коллаж является одним из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем, сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой, а это означает, что у учеников в процессе такой работы развиваются такие умения, как: быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию и все это является необходимым условием для подготовки школьников к жизни в современном мире.
Самостоятельно составлять коллажи, используя интернет, дети могут со II полугодия 2 класса. Для детей 1 класса такая работа ещё трудна. Дети маленькие, составление самостоятельно коллажей на уроках для них будет сложным процессом и потребует большого количества времени. Поэтому этот прием я советую вводить в виде творческой домашней работы, выполняемой совместно с родителями. А уже во 2 классе данную работу можно применять непосредственно на уроках.
4. Сроки реализации инновационного проекта: 2015-2016 учебный год)
Участники проекта:
-обучающиеся начальных классов
-родители
-учителя
Материально-технические ресурсы:
• классный кабинет;
• ноутбук; мультимедийная установка, экран, проектор, ИД
• Интернет - как источник необходимой информации
Этапы реализации проекта.
Проект реализуется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного и начального общего образования АНО «Прогимназия№14». На каждом этапе проекта решаются свои задачи.
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Прогностический этап:
| I четверть 2015 – 2016 учебного года |
2 | Организационный этап:
| II четверть 2015 – 2016 учебного года |
3 | Практический этап:
| 2015 – 2016 учебный год |
4 | Обобщающий этап:
| 2015 – 2016 учебный год |
5.Результаты по достижению цели, критерии результативности
Разработанный и внедрённый мной уже с первого класса педагогический проект принёс свои результаты.
Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.
Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех проведённых уроков с применением метода коллажа.
Качественное выражение результатов проекта учитель отслеживает для себя, чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь поставленных целей. Так, как минимум, учащиеся всего класса справились с комплексными итоговыми проверочными работами, требуемыми ФГОС. А как максимум, благодаря внедрённой методике, дети в своём развитии показали существенные положительные сдвиги:
Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах в 2015 – 2016 учебном году.
Предмет, уровень | ФИО ребенка | Результат (занятое место) | Дата проведения олимпиады | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
Очная олимпиада «Математика» среди участников образовательных учреждений РТ | Юсифов Эмиль Аскарова Аделя Мутугуллина Эвелина Плеханов Тамирлан Шайдуллина Эвелина | Победитель Призёр Призёр Призёр Призёр | 6.12.2015 | диплом диплом диплом диплом диплом |
Очная экспресс- олимпиада «Примеры» по математике среди участников образовательных учреждений РТ | Аскарова Аделя Калимулин Равиль | Абсолютный победитель победитель | 13.12.2015 | диплом диплом |
Очная олимпиада «Русский язык» среди участников образовательных учреждений РТ | Аскарова Аделя | Призёр | 5.12.2015 | диплом |
Очная олимпиада «Супер Русский язык» среди участников образовательных учреждений РТ | Татьянченко Мария | Победитель | 13.02.2016 | диплом |
Очная викторина « В гостях у сказок Пушкина» среди участников образовательных учреждений РТ | Аскарова Аделя | Призёр | 14.05.16 | Диплом |
Очная олимпиада «Выражения» по математике среди участников образовательных учреждений РТ | Асадуллин Тимур | Призёр | 14.05.16 | диплом |
Очная метапредметная олимпиада «Выше радуги» среди участников образовательных учреждений РТ | Юсифов Эмиль Аскарова Аделя | Призер призер | 14.05.16 | Диплом диплом |
Очная экспресс-олимпиада « Скорочтение-скоросчёт» среди участников образовательных учреждений РТ | Юсифов Эмиль | Победитель | 14.05.16 | Диплом |
Он-лайн олимпиада образовательной платформы Учи.ру по математике | 22 участника | 14победите-лей, 8 призёров | Декабрь 2015 | дипломы |
Он-лайн олимпиада образовательной платформы Учи.ру по математике | 8 участников | 4 победителя, 2 призера | Май 2016 | дипломы |
Результаты участия обучающихся (воспитанников) в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях как в очной, так и в дистанционной форме в 2015 – 2016 учебном году
Вид, название мероприятия, уровень | ФИО ребенка, возраст (класс), ФИО подготовившего педагога | Результат (занятое место) | Дата проведения | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
Очный конкурс чтецов «Есть такая профессия» среди участников образовательных учреждений РТ | Мутугуллина Эвелина | Победитель | 6.12.15 | диплом |
Очный конкурс чтецов «Вклад в Победу» среди участников образовательных учреждений РТ | Золотухина Эмилиана | Победитель | 14.05.15 | диплом |
Очный конкурс чтецов «Стихи нашего детства» среди участников образовательных учреждений РТ | Мутугуллина Эвелина Михеев Глеб | Призер Призер | 14.05.15 | Диплом диплом |
6.Заключение.
Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном, городском, всероссийском уровне можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся. В дальнейшем эта работа будет продолжена. Этот проект я планирую реализовывать и в дальнейшем. Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми. Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками. Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.
Литература
1.Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994 г.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
3. Беспалова М.С. Техника коллажирования как способ развития умений монологической речи на уроках английского языка // Новые технологии в обучении иностранным языкам : сборник статей региональной научно-практической студенческой конференции. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун- та, 2012. – 92 с.
4. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: Дис. канд. пед. наук. – Петербург, 2011. – 278 с.
5. Векслер, А.К. Коллаж в системе дополнительного образования. Автореферат [электронный ресурс] http://www.dslib.net
6. Волкова А.И. развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994 г
7. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009 г.
8. Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Степанова О. А. Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 138-141.
9. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. «Начальное образование» №1 2003.г
10. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. «Начальная школа». № 4 2006г.
10.Рыжкина И.Б. Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход. Образование и наука. 2014(№6):113-133.
11. Русакова Т.Г., Шлеюк С.Г., Левина Е.А. Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов дизайнеров // Вестник ОГУ. – 2014. - №5 (166. – С. 194 – 199.
12. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе[Текст]/О.Н.Хижнякова – M. 2006.
13. Шорыгин С. М. Визуальное моделирование в информационных технологиях // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – №6(12). – С. 19 – 25.
14. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб.: Лань, 1999. – 524 c.
8. Приложение
Интернет-ресурсы
1. AVATAN | Фото Коллаж | Бесплатно Онлайн
Вы можете создать фото коллаж, объединив свои любимые фотографии вместе! А также сделать стиль Вашего коллажа таким, какой Вам захочется, поменяв, например, текстуру или цвет. Можно объединять друг с другом огромное количество фотографий. Удобный интерфейс позволит Вам легко вставлять и удалять фото в ячейки коллажей. И все это Вы можете делать в режиме онлайн абсолютно бесплатно!
2.Photovisi Бесплатный и легкий в использовании онлайн-инструмент создания фотоколлажей без регистрации. Выберите один из множества шаблонов коллажей, добавьте ваши фотографии, а затем оформите коллаж, перетаскивая объекты так, как вам захочется. После того как коллаж будет создан, его можно скачать на свой компьютер и распечатать. Сервис на русском языке. 3. WebInpaint Очень простой и эффективный в работе сервис для коррекции фотоизображений.
4. artPad
Простой графический сервис для рисования с помощью мышки.
5. Befunky
Редактирование фотографий, создание коллажа. Необходима регистрация.
6. Blingee
Вставка объектов, блесток, анимации и комментариев в ваши фотографии. Cервис на русском языке. Не требуется регистрация.
7. Doink
Сервис для создания несложной мультипликационной картинки. Имеется инструкция по работе.
8. Thisissand Рисование цветным песком. Не могу придумать область применения, но процесс затягивает.
9. vRamke онлайн сервис фоторамок для ваших фото.
10. Яндекс фотосервис
Предназначен для создания своих фотоальбомов и размещения их на сайтах и блогах.
11. Яндекс краски открытки онлайн
Сервис для создания графического изображения. Предложено множество различных инструментов и элементов дизайна, в том числе и с встроенной анимацией.
13. Avazun
Фотошоп онлайн на русском языке, без регистрации. Различные спецэффекты, автоматическое улучшение фото, убирает эффект красных глаз, вращает, обрезает, изменяет размер, яркость, контраст и многое другое!
14. Родовое дерево
Удобный и бесплатный сервис для создания генеалогического древа семьи.
15. Gidrolan
Огромное количество шаблонов, фонов, векторных изображений в отличном качестве и на любую тематику (очень много картинок на школьную тему). Красивые шрифты, шаблоны и видеоуроки по работе с фотографиями.
Технологическая карта урока математики (где использовано задание по использованию коллажа)
Класс: 1класс (УМК «Школа России»)
Тема урока: Перестановка слагаемых
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Знакомство с правилом перестановки слагаемых
Задачи урока:
Образовательные: закрепление знания обучающихся о названии компонентов при сложении; ознакомление с переместительным свойством сложения и формирование умения применять это свойство при решении учебных задач.
Развивающие: развитие познавательных интересов и мотивации, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: воспитание положительного отношения к учению, к открытию новых знаний, умения сотрудничать на уроке с учителем и товарищами.
Результаты деятельности:
Личностные УУД:
- оценивание действий героев урока с точки зрения общечеловеческих норм;
- смыслообразование.
Регулятивные УУД:
- организация рабочего места;
- определение цели выполнения задания на уроке;
- планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Познавательные УУД:
- анализ, синтез, группировка, умение ориентироваться в системе своих знаний, в учебнике;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации;
- решать задачи с помощью схем.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и сверстниками; учѐт разных мнений;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- учиться работать в паре, группе.
Методы: 1)по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение.
2) по способам организации и осуществлении познавательной деятельности: словесный, наглядный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная.
Виды контроля на уроке: ученик- ученик, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, математический веер, ИКТ (презентация), карточки с примерами для работы в парах, наборы фигур в конвертах для работы в группах, «листы самооценки» (перчатки).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Слайд 1 | Прозвенел звонок, начинается урок! Работаем старательно, Слушаем внимательно! Проверим готовность к работе: - Руки? Дети: “На месте!” - Ноги? Дети: “На месте!” - Локти? Дети: “У края!” - Спина? Дети: “Прямая!” | Проговаривают рифмовку. | Личностные (формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности) |
2.Актуализация опорных знаний Слайд 2 Слайд 3 | Сегодня на урок к нам пришли еще гости. Кто это? Они предлагают нам отправиться с ними на прогулку в зимний лес. На улице зима, морозы. Какой предмет одежды необходим, чтобы не мерзли руки? Решите примеры и расшифруйте слово. Прочитайте выражения разными способами. Что сейчас повторяли? У вас на партах тоже есть перчатки, на которых мы будем отмечать результаты своей работы. | -Герои сказки смешарики Нюша и Крош. (работа в парах) Решают примеры, расшифровывают слово- Перчатки -Сумма чисел 4 и 3 равна 9, 10 уменьшить на 5 получится 5 и т.д. -Арифметические действия, компоненты сложения и вычитания | Познавательные (общеучебные, логические) Коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли) |
3.Постановка учебной задачи (тема урока) Слайд 4 Слайд 5 | А теперь идем в лес с Крошем и Нюшей. Идя по лесу, смешарики увидели на дереве познания синицу и снегирей. У них возник спор, как сосчитать, сколько всего птиц. Крош утверждал, что верное решение 1+3, а Нюша – 3+1. Кто же из них прав? При помощи числового веера покажите значение суммы 1+3. А теперь покажите значение суммы 3+1. Что заметили? Что изменилось? А всегда ли так бывает, если слагаемые меняются местами? С какой проблемой столкнулись на уроке? Что же нам предстоит выяснить на уроке? Как мы будем выяснять, можно ли менять слагаемые местами? Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? Мы правильно определили тему нашего урока, поэтому отметим на большом пальце перчатки + | Вычисляют и показывают ответ веером 4 -Значение суммы в первом и втором случае не изменилось -Поменяли местами слагаемые, а сумма не изменилась -Можно ли менять местами слагаемые, чтобы сумма оставалась прежней -Мы будем думать, выполнять задания в учебнике, тетрадях, работать в группах (парах) Перестановка слагаемых | Регулятивные (формулировать тему и цель урока с помощью учителя) |
4.Открытие новых знаний Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | Предлагаю выдвинуть гипотезу.
Кто там за деревом? У него для нас есть задание. Работаем в группах, чтобы проверить гипотезу. У каждой группы геометрические фигуры разных цветов: 1группа: 1фиолетовый и 4 оранжевых круга; 2 группа: 7 зеленых и 3 красных квадрата; 3 группа: 6 желтых и 2 синих треугольника; 4 группа: 3 коричневых и 4 белых прямоугольника. Будем работать по плану:
Отвечаем, используя слова:
К какому общему выводу мы пришли? Где еще мы можем найти это правило? Откройте учебник на стр. 14, прочитайте правило для себя. Расскажите правило соседу по парте. (работа в парах) Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом. Так кто же прав в споре Кроша и Нюши? Молодцы, отлично поработали. Давайте отметим на указательном пальце перчатки результат нашей работы +. Идем дальше по лесу и на нашем пути видим пенек отдыха. | Выдвигают гипотезы. 1. Да, можно 2. Нет, нельзя -За деревом спрятался заяц
Работают по плану Отвечают по плану От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется В учебнике Читают Рассказывают правило Правы оба героя, так как слагаемые одинаковые и от перестановки слагаемых результат сложения не изменяется | Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование) Коммуникативные (слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в группе, вести диалог) Познавательные (общеучебные, логические-построение логической цепи рассуждений, доказательство) Познавательные (наблюдать и делать выводы) Коммуникативные (слушать и понимать речь своих товарищей) |
5.Физкультминутка Слайд 10 | Музыкальная минутка | Выполняют танцевальную физминутку | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Слайд 11 | Идем дальше и выходим на полянку закрепления. Чтобы перейти ее, выполним следующее задание. Найди и соедини пару. (Ищем пары, начиная от 1 примера) 4+5 6+2 4+3 5+4 2+6 3+4 28+15 15+28 -Можем ли мы решить последние два примера? -Почему? -А соединить их можем? -Почему? -По какому правилу можем соединить пару? Отметим на среднем пальце перчатки результат работы + | Читают задание со слайда, соединяют пары примеров с одинаковым ответом. -Нет -Мы не умеем решать такие примеры -Да Слагаемые одинаковые От перестановки мест слагаемых результат суммы не меняется | Личностные (понимание смысла учебной деятельности) Познавательные (наблюдать и делать выводы) |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону Слайд 12,13 | -Продолжаем путешествие? Сейчас мы подошли к горе самостоятельности. Чтобы взобраться на нее, нам нужно самостоятельно решить выражения. Какое правило поможет их вычислить? 2+6 1+9 4+6 2+7 А теперь проверим. Сравните с образцом. Вот мы и на вершине горы самостоятельности. Оцените себя: поставив отметку на безымянном пальце | -продолжаем Решают самостоятельно примеры со слайда Сверяют с эталоном на слайде | Регулятивные (саморегуляция-способность к преодолению препятствий) Регулятивные (оценка-осознание качества и уровня усвоения) |
8.Включение в систему знаний и повторение (решение задач) Слайд 14 Слайд 15 | А Крош и Нюша решили поиграть в снежки. Составьте задачу на сложение по рисунку Запишите в тетрадь решение и ответ Какое правило применяли при нахождении суммы? А теперь составьте задачу, чтобы она решалась вычитанием Запишем решение и ответ на вопрос в тетрадь. Отметим результат своей работы на мизинце перчатки + | Нюша слепила 3 снежка, а Крош – 5 снежков.Сколько всего снежков слепили смешарики? 3+5=8 (сн.) Ответ: 8 снежков. Проговаривают правило 5-3=2 (сн.) Ответ: на 2 снежка. | Познавательные (общеучебные, логические) |
Итог урока | Решив задачи, мы спустились с горы самостоятельности и оказались снова в классе Давайте вспомним, какую гипотезу выдвигали в начале прогулки. К какому выводу мы пришли? | Можно ли менять местами слагаемые, чтобы сумма осталась прежней. От перестановки мест слагаемых сумма не меняется | Личностные (формирование навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности Слайд 16 | Посмотрите на слайд и продолжите предложения узнал Я научился повторил | Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) | |
Домашнее задание | Прозвенел звонок с урока – Отдохнуть пришла пора. Не забывайте никогда. Расскажите взрослым о нашем открытии. Попробуйте выполнить коллаж про новое правило, мы рассмотрим ваши коллажи на следующем уроке. |