Портфолио Макридичева Н. П. 2011 год

Макридичева Надежда Петровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОДОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. А. Д. ВИНОГРАДОВА»

____________________________________________________________________________

301440, Тульская одл., п. Одоев, ул. Победы, д. 4

ПОРТФОЛИО

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Макридичевой Надежды Петровны

 

2011 год

Содержание папки

Раздел 1. Общие сведения об учителе

Раздел 2. Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года. Сравнительный анализ. Рефлексивно-аналитическая записка.

Раздел 3. Методическая деятельность

Раздел 4. Тема по самообразованию «Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающему миру»

Раздел 5. Внеурочная воспитательная деятельность

Приложения

(конспекты уроков, фото- и видеоматериалы с утренников, выступления на педсоветах, РМО, ШМО и на родительских собраниях)


Высшая квалификационная категория

образовательный ценз

  1. Образование: высшее педагогическое, Тульский государственный педагогический институт имени Л. Н. Толстого, 1973 год, по специальности педагогика и методика начального образования.

  1. Награды, звания:
  • 1993 г. – Отличник народного просвещения
  • 1999 г. Благодарность от губернатора Тульской области за многолетний и добросовестный труд

  1. Повышение квалификации:
  • 2006 г. ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» курсы по образовательной программе «Повышение квалификации учителей начальных классов» - 162 часа
  • последняя аттестация – 27 декабря 2006 г.

Педагогический стаж работы по специальности - 36 лет,  в данной должности - 34 лет, стаж работы в данном учреждении – 31 год, с 1994 г. Являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов

Основанием для аттестации считаю следующие показатели:

1. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь основными  направлениями Концепции модернизации Российского образования, принципами образовательной политики, нормативно-правовыми основами развития системы образования.

2.  Владею современными  технологиями в  учебно-воспитательной работе:

воспитательная технология – «Игровая технология»

педагогическая технология – «Технология уровневой дифференциации» с ИКТ поддержкой. Широко использую возможности Интернет для составления  мультимедийных презентаций уроков и мероприятий, с целью развития познавательной активности учащихся, активизации их  образовательной деятельности. Своим педагогическим опытом работы «Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающему миру» делюсь на РМО учителей начальных классов.

  1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года:

Содержание критерия

2009-2010 учебный год

4 класс

2010-2011 учебный год

1 класс

2011 учебный год

 2 класс 1 четверть

Всего обучающихся

26

18

17

Успеваемость

100%

100%

100%

Русский язык РЕЗ

                      КАЧ

75%

61%

84 %

75 %

Математика РЕЗ

                      КАЧ

76 %

61%

91 %

94%

Литература РЕЗ

                      КАЧ

89 %

100 %

81 %

82 %

Мои выпускники успешно продолжают обучение в школе в шестом, десятом и втором классе.

4.  Распространение и обобщение опыта:

  • 2006 год -  разработала и сдала творческий отчет в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» для аттестации по теме «Приемы и методы развивающего обучения в традиционной школе для формирования орфографической грамотности, вычислительных навыков учеников, а так же развитие личности школьников при переходе в среднее звено»;
  • 2009 год – Открытый урок по математике на тему «Письменное деление многозначных чисел на двузначное число, решение и составление текстовых обратных задач»
  • 2010 год – Выступление на РМО учителей начальных классов по теме «Развитие пространственного мышления и воображения школьников на уроках математики и технологии»

Считаю наиболее приемлемым прохождение аттестации в форме подготовки портфолио и собеседования с экспетром

«25» ноября 2011 год                           _______________      /____________/


Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года. Сравнительный анализ


«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

Динамика учебных достижений за последние три года

Направления педагогического анализа

1.

Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года (соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, качество обученности, количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»)

Годы обучения

Количество учащихся

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

Успеваемость

2009-2010 г.г.

4 класс

26

3

12

64 %

100 %

20010-2011 г. г.

1 класс

18

-

-

-

-

2011 г.

1 четверть  2 класс

17

1

12

76 %

100%

Мониторинг результативности обучения среди учащихся за три года

4 класс

Название предмета

Качество знаний

Результативность

Успеваемость

Русский язык

61%

75%

100%

Математика

61%

76%

100%

Литература

100%

89%

100%

 

1 класс

Название предмета

Качество знаний

Результативность

Успеваемость

Русский язык

84%

85%

100%

Математика

94%

91%

100%

Литература

82%

81%

100%

2 класс

Название предмета

Качество знаний

Результативность

Успеваемость

Русский язык

%

%

100%

Математика

%

%

100%

Литература

%

%

100%

Рефлексивно – аналитическая записка

Я, Макридичева Надежда Петровна, учитель начальных классов высшей категории, образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы – 36 лет.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, образовательной программой и программой развития школы.

Серьезное внимание уделяю самосовершенствованию и работе по повышению уровня профессионального мастерства через курсовую подготовку «Обновление содержания начального образования в условиях модернизации общего образования»,

Принимая детей в первый класс, я ставлю перед собой цель сформировать в каждом из своих будущих выпускников социально адаптированную личность с активной жизненной позицией, поэтому тема моей методической работы – ««Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающему миру»».

При формировании детского коллектива обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует система бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел.

Провожу мероприятия на социально-значимые темы, касающиеся профилактики дорожно-транспортного травматизма, таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России» (под руководством А. А. Плешакова), который позволяет формировать у учащихся познавательную мотивацию к учебе, создавать современные представления об окружающем мире.

С целью активизации познавательной активности учащихся на уроках практикую приемы частично-поискового метода: задания на подтверждение правильности выводов, на поиск ошибки в рассуждениях.

Владею приемами, характерными, как для репродуктивного метода обучения (задания на индивидуальное речевое проговаривание, на приведение собственных примеров), так и проблемного метода обучения (постановка проблемного вопроса, рассуждение).

Выбор методов осуществляю в соответствии с темой и типом урока. Владею системой отбора материала к уроку, умением его структурировать.

На протяжении обучения учащихся провожу анализ усвоения учебного материала.  

По результатам ввожу задания в зависимости от уровня обученности детей. Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет задействовать каждого ученика  на каждом  уроке.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению являются доклады, рисунки, кнгижки-самоделки по народному творчеству.

Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ  по предметам.

Со второго года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

На уроках трудового обучения и  изобразительного искусства  использую проектную деятельность, которая способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни.

Организую внеклассную читательскую деятельность через участие в мероприятиях (литературные игры, драматизации, конкурсы, викторины)  детской районной библиотеки, направленную на развитие речи, воображения, образного мышления.

Дети  готовятся к предстоящей  самостоятельной читательской деятельности.

Применение описанных методов приводит к стабильным результатам.

При организации учебно – воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки учащихся.

В течение дня организую режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей: провожу  на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря чему снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Работаю в тесном контакте с родителями. На родительские собрания подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе.

По запросам родителей, были организованы встречи с психологом школы, который помог раскрыть психологический аспект воспитания, развития детей. В классе организован родительский комитет. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий, экскурсий, подготовке кабинета к новому учебному году.  

Значимость и эффективность моей педагогической деятельности вижу в том, что она позволяет решить цели и задачи модернизации содержания образования. Модернизировать образование – значит привести его в соответствие с современными требованиями.

Раздел 3

Методическая деятельность

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов  МОУ ОСОШ за 2010-11 уч. год.

Руководитель – Макридичева Н. П.

В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач методической работы школы является повышение квалификации учителей, определение основных направлений формирования и развитие профессионализма, уровень профессионально-педагогической компетентности.

В процессе педагогической работы развиваются педагогическое мастерство и профессионально-педагогическая компетентность учителей, происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, происходит развитие ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируются потребности каждого педагога в профессиональном образовании, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.

В целях работы ШМО говорилось о создании условий для обучения младших школьников для перехода на новые стандарты второго поколения.

Что же сделано за этот учебный год?

Во-первых, учителя 3-4-ых классов посещают курсы по новым стандартам, которые созданы на базе нашей школы, это Федонина С.А., Клейменова С.Н., Горшкова В.И., Ефанова Л.Н.

Во-вторых, для первоклассников были заказаны новые учебники УМК  «Школа России» через школьную библиотеку по стандартам 2-ого поколения, в 3-их, уч-ся 2-ых и 3-их классов начнут изучать иностранный язык.

Для выполнения поставленных целей ШМО очень помогла администрация школы: каждая параллель классов получила компьютерное оборудование, а именно: Федонина С.А., Горшкова В.И., Коренева Л.А., Федулова О.Ю.

И весь год активно его использовали для подготовки и проведения утренников.

Так, Федонина С.А. при проведении утренника  “Сказочные встречи”  в октябре 2010г, в декабре на утреннике  “Освобождение Одоева”  Горшкова В.И. использовала исторические документы из архивов  краеведческого музея, в феврале Клейменова С.Н. на “Фестивале армейских песен” также использовала КТ (компьютерные технологии), в марте на утреннике Фея Доброты  видеовопросы, была презентация добрых дел также с помощью ПК использовала Гавриковой В.М.

В апреле на экономическом утреннике «Берегите Землю» учитель Коренева Л.А. использовала вопросы викторины Злючки Грязнучки с помощью видеоматериалов на ПК.

На утреннике, посвященном Дню Победы, учитель Ефанова Л.Н также использовала видеофрагменты компьютерного оформления утренников. Учителя 1-ых классов Федулова О.Ю. и Макридичева Н.П. на родительском собрании о пользе и вреде компьютера использовали видеоматериалы ПК для донесения информации родителям, а Макридичева Н.П. материалы ПК для секции районного МО учителей начальных классов  как презентацию к вопросу “О развитие пространственного мышления у уч-ся на уроках математики и технологии”.

Считая воспитание первостепенным  приоритетом в образовании, наши учителя развивали уч-ся начальных классов всесторонне.

Так, ученики 2б класса (уч. Гаврикова В.М.) принимали участие в районном конкурсе художественной самодеятельности в номинации - художественное чтение, ученик 3б класса Ганжигазов Р. (уч. Клейменова С.Н) был ведущим программы школы, танцоры 3а кл. (уч. Федонина С. А.) были в подтанцовке на районном смотре худ. самодеятельности.

Ученики 4б класса  (уч. Горшкова В.И.) были участниками областного конкурса “Безопасное колесо” где заняли 8 место.

Классные руководители начальных классов агитируют и следят за посещением кружков уч-ся в ДДТ и футбольной секции, а первоклассники начали посещать танцевальный кружок в ЦНТиК.

Так идет процесс развития творческих способностей уч-ся, которое помогает детям развиваться интеллектуально.

Если анализировать учебные показатели каждого класса, то необходимо, то необходимо привести следующие цифры.

По результатам проверки литературного чтения во 2-ой четверти:

Класс

Результативность

75%

80%

79%

76%

84%

71%

А в 4-ой четверти результаты проверки техники чтения показали следующее:

Класс

Результативность

81%

79%

79%

84%

80%

82%

80%

81%

Т.е. если рост во 2а кл., 2б кл., 3а кл., 3б кл., 4б кл., это конечно достижение в работе учителей начальных классов, но и есть определенные проблемы.

Не все учащиеся быстро переходят к чтению по слогам, на чтение целыми словами.

Из 124 уч-ся проверенных без ошибок читают всего 28 человек, т.е. 22% всех учащихся, а это недостаточно, будет страдать орфографическая зоркость учащихся.

Примерно 50% учащихся не соблюдают все нормы выразительного чтения, а именно, не все выделяют логическое ударение, ударение в словах, не все владеют интонацией начала и конца предложения, а это предстоящая проблема, с которой необходимо бороться, решать её.

Если говоришь о результативности контрольных работ по русскому языку, то сами за себя говорят следующие цифры за 2-ую четверть.

класс          результат          качество          УО

2а                79%                      85%                   82%

2б                80%                      82%                   81%                   

3а                73%                      80%                   81%                  

3б                76%                      83%                   77%

4а                75%                      68%                   72%                    

4б                80%                      68%                   83%

А за год прослеживаем следующие результаты:

класс          результат          качество          УО

1а                87%                      94%                   100%

1б                89%                      93%                   100%

2а                76%                      61%                   100%

2б                78%                      68%                   100%

3а                77%                      79%                   100%

3б                77%                      83%                   100%

4а                75%                      73%                   100%

4б                76%                      75%                   100%

Есть рост в результативности работ в 3а кл. (уч. Федонина С.А.), в 3б (уч. Клейменова С.Н.)

Но при изучении русского языка есть ещё серьезные проблемы при правописании слов с безударными гласными, непроверяемыми согласными, при правописании падежных окончаний, прилагательных, при правописании суффиксов, приставок в словах, при разборе слов по составу, при выделении главных и второстепенных членов предложения.

При выполнении контрольных работ по математике показательны следующие результаты за 2-ую четверть:

класс          результат          качество          УО

2а                72%                      79%                   76%

2б                76%                      84%                   80%

3а                89%                      83%                   87%

3б                74%                      77%                   88%

4а                80%                      81%                   81%

4б                77%                      81%                   79%

А за четвертую четверть уже следующие:

класс          результат          качество          УО

1а                93%                      94%                   79%

1б                85%                      80%                   100%

2а                79%                      89%                   78%

2б                85%                      88%                   94%

3а                75%                      93%                   63%

3б                74%                      77%                   88%

4-ые классы писали итоговые тестирования из 30 уч-ся РЕЗ-80,3%   УО-100%   КО-76,7%

Типичными ошибками были:

На деление с остатком, на умножение и деление на 7, 8, на сравнение именованных чисел, на сравнение числовых выражений в решениях геометрических задач, в вычерчивании отрезков заданной длины.

В 4а по итоговому тестированию такие результаты: РЕЗ-89%   КАЧ -89% , в 4б РЕЗ-94%   КАЧ-93%

Данные результаты говорят о том, что рост по процентным показателям в преподавании математики есть в каждом классе, но это не значит, что нет проблем в преподавании этого предмет. Во-первых, вычислительные навыки, которые опираются на знание таблицы умножения, оставляют желать лучшего. Не у всех детей развито логическое мышление, которое подводит детей  к составлению плана действий для решения задач, как простых, так и составных. Проблемой остается работа с сильными, одаренными уч-ся, обычно им уделяется меньше времени, чем слабоуспевающим учащимся. Поэтому в следующем учебном году необходимо чаще использовать тестирование, разноуровневые контрольные, провести предметные олимпиады для сильных и одаренных уч-ся.

В этом учебном году была проведена предметная неделя по литературному чтению, которая как раз включала в себя работу с различными категориями уч-ся, как с сильными, так и с слабыми.

В 2009-2010 учебном году много внимания педагоги уделяли оформлению своих кабинетов, накоплению информационного программного обеспечения (учебные диски), составлению презентаций для уроков, систематизации материалов для темы по самообразованию.

Вместе с тем, результаты работы школы за последние годы говорят о наличии проблем. Оставляет желать лучшего учебно-материальная база начального обучения.

Хотелось бы, чтобы учителя сами принимали более активное участие в изучении, обобщении и распространении  своего педагогического опыта через конкурсы, творческие отчеты, научно-практические конференции, проведение педагогических экспериментов, моделирование различных методических систем, публикации в газетах и журналах.

В плане здоровьесберегающих технологий все учителя начальных классов сами вели уроки физической культуры, пропагандировали  здоровый образ жизни как среди учеников, так и среди родителей, каждый день перед уроками проводили утреннюю зарядку, дети участвовали в осеннем и весеннем кроссе ходили в ГПД на прогулке на свежем воздухе, занимались в футбольной секции, но все-таки основная масса детей болела во время эпидемии. Поэтому эта оздоровительная работа продолжалась в летнем пришкольном лагере “Искра”, где наши учителя работали успешно воспитателями. Работа эта будет продолжаться в следующем учебном году.

Задачи ШМО на следующий учебный год:

  1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогов;
  2. Обеспечение выполнений единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования - от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено.
  3. Успешное овладение педсоставом начальной школы различными формами проведения уровневых и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной самостоятельной, парной.
  4. Изучение, обобщение и использование в участке передового педагогического опыта учителей начальной школы, помощь в успешной подготовке и прохождении аттестации учителей Макридичевой Н. П., Федониной С. А., Горшковой В. И., Гавриковой В. М. и воспитателя ГПД Мандрушор Т.Н.
  5. Шире использовать в работе методы проектной деятельности учащихся на уроках.
  6. Оживить работу с сильными и одаренными детьми используя тестирование, разноуровневые контрольные работы, олимпиады по математике и русскому языку.

Методическому объединению учителей начальных классов по плечу решение этих задач, так как коллектив педагогов достаточно опытный, есть и молодые специалисты, которые перенимают опыт старших коллег, сами мобильны и творчески подходят к работе, сами оказывают помощь коллегам в освоении компьютерных технологий.

Также существует преемственность в работе с дошкольными учреждениями. Учителя будущих первоклассников тесно контактируют с детскими садами, сами проводят занятия с детьми  в апреле - марте каждого года. Существует тесная взаимосвязь с учителями - предметниками для адаптации при переходе детей в среднее звено.

Это дает результаты, но проблемы остаются. Они решаемы и по силам нашему коллективу.


Раздел 4.

Тема по самообразованию «Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающему миру»

“Через красивое – к человечному- такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский

В требованиях ФГОС обозначено, что духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования должны быть направлены на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Цель: Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

 Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

Формы внеурочной работы с детьми:

- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

- Детская благотворительность.

- Социальные проекты.

- Разнообразные проекты.

- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

- Организация спортивных соревнований, праздников.

- Проведение совместных праздников школы и общественности.

- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Создание воспитывающей среды

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы.

В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать:

· символы российской государственности и символы родного края;

· общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

· историю, культурные традиции,

· афоризмы о нравственности и др.,

· цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины,

· портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.)

Узнавать:

· достижения учащихся и педагогов школы;

· выпускников школы, которыми она гордится;

· связи школы с социальными партнерами.

Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны.

· баннеры в коридорах школы, в кабинетах, в залах (например: «Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)

Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);

· выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты);

· ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованного зала и т.п.);

· демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

Портфолио выходного дня: результат взаимодействия родителей, учащихся и учителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей музеев, архитектурных и исторических достопримечательностей населенного пункта, интересных зданий, улиц, памятников, вечного огня, детских театров, выставок, зоопарка, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный, творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. В конце учебного года проводится Фестиваль «Портфолио выходного дня».

Темы к размышлению для этических бесед

▪ Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

▪ Кто создал правила человеческого поведения?

▪ Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

▪ Зачем быть вежливым?

▪ Неразлучные друзья – взрослые и дети.

▪ Дружба – это…

▪ Как выбирать друзей?

▪ Отзывчивость и доброта.

▪ Спешите делать добро.

▪ Что значит быть откровенным.

▪ Как мы выглядим.

▪ О лени и лентяях.

▪ Причины обид.

▪ Кто такие эгоисты?

▪ Правда и ложь – какие они?

▪ Что такое характер?

▪ Душевность и бездушность.

▪ Что значит быть счастливым?

▪ Мир без улыбки. Какой он?

▪ Кем и каким я хочу быть?

▪ Достоинства и недостатки.

▪ Маленький, да удаленький.

▪ Человек в природе и его здоровье.

▪ Дом, в котором ты живешь.

▪ Прогулки в лес.

▪ У природы нет плохой погоды.

· СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов

· «Изречения великих людей о нравственности»

· «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности»

· «Что в дружбе главное?»

· «Славные сыны родного края»

· «Отважные герои Руси»

· «Писатели и поэты нашей Родины»

· «Ученые-исследователи, прославившие Родину»

· «Трус не играет в хоккей!»

· «Великие русские композиторы»

· «Великие русские художники» и др.

Списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного знакомства, для обсуждения, для родителей.

Книги для чтения

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»

Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»

Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Барто А. Л. Стихи

Братья Гримм Сказки

Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

Добронравов Н. «Если отец герой!»

Дудин М. «Берегите землю»

Гайдар А. П. Повести и рассказы

Драгунский В. Ю. Рассказы

Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»

Катаев В. П. «Сын полка»

Короленко В. Г. «Дети подземелья»

Крылов И. А. Басни

Маршак С. Я. Стихи

Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

Михалков С. В. Стихи

Мошковская Э. Э. Стихи

Носов Н. Н. Рассказы

Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»

Осеева В. А. Стихи

Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»

Перро Ш. «Золушка»

Пляцковский М. «Мама»

Пришвин М. М. «Ребята и утята»

Пушкин А. С. Сказки

Родари Дж. «Чиполлино»

Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»

Симонов К. М. «Родина»

Толстой Л. Н. Рассказы

Чуковский К. И. Сказки

Яковлев Ю. «Мама»

Мультфильмы

«Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»

«Волшебник Изумрудного города»

«Бременские музыканты»

«День рождения ослика Иа»

«Гуси-лебеди»

«Лиса и журавль»

«Теремок»

«Волк и семеро козлят»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«По щучьему веленью»

«Конек-Горбунок»

«Кот, петух и лиса»

«Морозко»

«Двенадцать месяцев»

«Витя Малеев в школе и дома»

«Антошка»

«Малыш и Карлсон»

«Крокодил Гена и Чебурашка»

«Дудочка и кувшинчик»

«Цветик семицветик»

Фильмы

«Тимур и его команда»

«Чук и Гек»

«Королевство кривых зеркал»

«Чучело»

«Приключения Электроника»

«Новогодние приключения Маши и Вити»

«Приключения желтого чемоданчика»

«Приключения Буратино»

«Золушка»

«Сказка о потерянном времени»

«Мэри Поппинс»

«Аленький цветочек»



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

ТЕМА: Вредные привычки- профилактика в раннем возрасте.

Цели: 1. Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте.

             2. Сформировать воспитательные подходы.

 

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.

       Уважаемые папы и мамы , сегодня мы с вами поговорим об одной из самых актуальных проблем современного общества- о вредных привычках и их профилактике .

 Будучи уверенными в том , что ваши дети « ничего не знают» об алкоголе и табаке, вы не считаете нужным специально объяснять , чем опасно знакомство  с этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков.

Сегодня возраст начала наркотизма- приобщения к одурманивающим веществам- постоянно снижается. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие  вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривали на улице. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю , курению.

 Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению.

В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с  изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей- учителями, одноклассниками и т.д. считается, что кризис 7 лет- это рождение социального « Я» ребёнка.

 Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребёнка представляет всё, что так или иначе связано со школой,- школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе- мощный источник положительных и отрицательных эмоций.

Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю и курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствует себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя « вещества взрослых». Причём если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то в последствии для подростка это становится и способом получения положительных  ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных, в том числе и со школой.

 Во-первых , позаботиться  о том, чтобы у ребёнка не формировался комплекс неполноценности( или сделать всё, чтобы избавить ребёнка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле  успешным . Это может быть спорт, опека младшего брата- любая деятельность. Во-вторых ,нужно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребёнка в стройном ряду «двоек» появилась ,хотя бы одна « тройка» - это уже победа. Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию « маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.

Ещё одна поведенческая реакция- это демонстрация своей «взрослости», отражающая  стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем . Чтобы ребёнок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать  свою значимость, самостоятельность без вреда для здоровья.

 Особенности семейного воспитания.

Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Очень опасно воспитание по  типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями,  и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная- загруженность родителей на работе.

 Но опасна не только гипооопека, но и прямо противоположный тип воспитания-гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок   не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой.

  Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка  становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения- ведь этому их в семье не научили.

При выкуривании одной сигареты в атмосферу переходят 0,008 г никотина и другие вещества сгорания( табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т.д.) никотин- сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади , погибшей от капли никотина, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08г никотина ( такое количество содержится всего в 10 сигаретах0, знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся  около 25%  этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. Кстати,  если курильщик в той или иной мере защищён сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя.

В организме ребёнка, механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких по возможности быстро освобождаться от токсических веществ механизмы только формируются. Отсюда и печальная статистика :заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

Меры избежания пассивного курения

- в семье должны быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка.

- помещение нужно часто и регулярно проветривать.

- нужно минимизировать воздействие запаха табачного  дыма.

-научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей.

Это касается не только детей курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребёнок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может выйти( из комнаты), он имеет право попросить взрослых людей прекратить курить в его присутствии

-объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.

Важно объяснить опасность курения для здоровья ребёнка. При этом главный акцент стоит сделать на значимых для мальчики или девочки вещах. Все дети мечтают быстрее вырасти , поэтому расскажите им о том, как курение влияет на рост. Все дети(особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность – тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным.

 Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить?

 Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребёнком, нередко может заставить взрослого задуматься , правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент- ребёнок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение : во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать причину, во- вторых, зачастую он сам себе не отдаёт отчёта, зачем он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказания.

 Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные- тут и неорганизованный досуг, и любопытство, и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказать…

Ребёнок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите ещё близких и авторитетных для ребёнка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребёнок в этом возрасте уже может и дожжен прогнозировать реакцию окружающих на его действия . Попросите его успокоить вас , дать обещание больше не повторять свой поступок.

За праздничным столом.

  Спиртное- непременный атрибут праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных напитков говорят с самых серьёзных научных трибун маститые медики. Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребёнок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакции взрослых на ситуации , связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам  считают возможным эпизодические пробы напитка.

 По данным соцопроса, около 78%  детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых

Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все поднимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и … и в этот момент раздаётся тонкий ноющий голосок: « мама, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..»

 Прежде всего надо понимать, что эти эксперименты далеко не столь

      « безобидны», как это может показаться кому- из взрослых. Главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая» , а скорее психологическая. В сознании ребёнка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешённых, тем более если алкоголь использовался с позволения  родителей.

Конечно, ребёнок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребёнку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их пробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти, стать сильным. За столом должен быть обязательно любимый напиток ребёнка.

Но совместные праздники  с участием ребёнка ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения( да ещё близкий, знакомый)- совершенно не подходящее зрелище для мальчика или девочки, особенно если это взрослый- отец или мать. Если ребёнок всё же стал свидетелем нежелательной сцены? Объясните ему, что взрослый очень плохо чувствует себя…

Предотвращение знакомства с одурманивающими веществами.

Как не покажется странным, но семейная профилактика наркомании должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее сформировать у ребёнка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркомании.

 Прежде всего, это  формирование  у ребёнка  культуры здоровья. Культура здоровья- один из важнейших компонентов  общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровья- уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка должны понимать: здоровье- это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.

А почему дети или подростки начинают использовать одурманивающие вещества? Мы уже называли тут и любопытство, и желание новых, ещё не испытанных ощущений, и стремление стать в компании своим, потребность завоевать авторитет среди сверстников. А это значит, что второй важный секрет семейной профилактики заключается в том, чтобы помочь ребёнку освоить как можно  больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно теряет какое-либо значение и привлекательность для ребёнка: стоит ли рисковать, если можно достичь желаемого за счёт собственных  усилий, умений.

 Поэтому родителям нужно учиться создавать условия для реализации потребности ребёнка в новом, неизвестном( удовлетворение любопытства ), потребности в общении  и признании сверстников, а также потребности в удовольствии от собственных усилий.

Нередко раннее приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что ребёнок подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компанию, стать «своим». Вот почему так важно научить ребёнка контактировать со взрослыми и ровесниками , помочь ему создать «свой круг», чтобы мальчик или девочка не испытывали одиночества и смогли реализовать свою потребность в общении. И рецепт тут  тот же : сделать жизнь ребёнка разнообразной, чтобы у него была возможность общаться с большим кругом людей и учиться оценивать черты характера, находить общий язык с окружающими, идти на компромиссы и отстаивать свою точку зрения.

Дискуссия по ситуациям, приведённым классным руководителем.

Итоги собрания

 Семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни- потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и « дружбу» с одурманивающими веществами .



Предварительный просмотр:

План работы ШМО учителей начальной школы МОУ «ОСОШ» им. А.Д. Виноградова на 2011-2012 учебный год.

Основные задачи методического объединения:

  1. Повышение профессионального мастерства учителей.
  2. Обеспечение совершенствования урока как основной формы учебно-воспитательного процесса, здоровьесберегающих технологий в рамках работы и подготовке к работе по стандартам второго поколения.
  3. Знакомство с методическими новинками и опытом работы педагогов – новаторов в области  деятельного подхода к обучению, метода проектов.
  4. Составление и коррекция тематического планирования с учетом возможностей классов.
  5. Помощь в работе по составлению портфолио учителей и успешной их аттестации.
  6. Повышение компьютерной компетенции учителей начальных классов.
  7. Создание атмосферы для творческого самовыражения педагогов  в области обучения и воспитания учащихся.

План заседаний.

Август

1.Обсуждение и утверждение плана работы, прослушивание анализа работы за прошлый учебный год, обмен мнениями, предложениями.

2.Знакомство с новыми проектами, документами и материалами в работе школы.

3.Рассмотрение и утверждение тематического планирования и учебных программ учителей начальной школы и графиков прохождения учебного материала на 2011-2012 учебный год.

Сентябрь

1.Линейка. День Знаний. Приветствие первоклассников.

                 Горшкова В. И.

2.Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между детским садом, начальным и средним звеном и средним звеном в обучении.

                 Учителя 1 класса, 5 классов, воспитатели, психолог.

3.Работа с нормативными документами. Ведение школьной документации. Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУМ.

                  Пронина Т. К.

4. Обсуждение и утверждение тем по планам самообразования учителей.

                  Классные руководители  1-4 ых классов.

Ноябрь

  1. Итоги 1-ой четверти. Анализ результативности работы по 2-4 классам.
  2. Утверждение материалов и графика работы с одаренными детьми, проведение школьной олимпиады по математике в начальной школе.
  3. Утренник. День Матери.

             2-а класс. Макридичева Н. П.

            4.Воспитание нравственных, эстетических чувств, эмоционально-целостного отношения к себе и окружающему миру у учащихся.

                              Макридичева Н. П.

Декабрь

1.Утренник. Освобождение Одоева от фашистских захватчиков.

                              3-а класс. Коренева Л. А.

2.Итоги контрольных работ по математике , русскому языку , проверочного чтения , их результативность и качество.

                              Классные руководители 2-4 классов.

3.Развитие любознательности , расширение читательского кругозора , различные формы и виды работы по развитию техники чтения у детей.

                              Федонина С. А.

  1. Развитие творчества детей в образовательно - воспитательном процессе.

              Коренева Л. А.

Февраль

  1. Праздник. Широкая масленица.

               4-а класс. Федонина С. А.

2.Обмен опытом учителей по созданию « копилки уроков и внеклассных мероприятий» на электронных носителях.

                                                    Учителя 1-4 классов.

3.Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках -неотъемлемая часть учебно - воспитательного процесса.

                                                               Федулова О. Ю.

Март

1.Утренник. От чистого сердца.

                                                   2 –б класс Федулова О. Ю.

2.В плане работы с одаренными детьми разработка, подбор материалов и утверждение графика, проведение олимпиады по русскому языку в начальных классах.

                                                 Учителя 2-4 классов.

3.Система работы по предупреждению, исправлению ошибок на уроках русского языка.

                                                      Клейменова С. Н.

Апрель

  1. Утренник. Земля - наш дом родной.

4-б класс. Клейменова С. Н.

                                                     

                                            Клейменова С. Н.

2.Подведение итогов  3 четверти. Результативность и качество.

                                                    Классные руководители 2-4 классов.

3.Мотивация учения, воспитание у учащихся чувства долга и ответственности за учебный труд.

                                                       Горшкова В. И.

4.Развитие творческих и логических способностей учащихся на уроках математики в процессе решения задач.

                                                               Гаврикова В. М.

Май

1.Утренник, посвященный Дню Победы.

                                                    3-б класс. Гаврикова В.М.

  1. Подведение итогов года. Анализ работы методического объединения.

                                         Макридичева Н.П.

  1. Развитие учебно-воспитательного процесса в начальной школе на будущий учебный год.

                                         Пронина Т. К.

4.Прощание с начальной школой.

                                                   4 классы. Федонина С. А. Клейменова С. Н.

5.Праздник последнего звонка.

                                        1 класс. Горшкова В. И.

Руководитель ШМО Макридичева Н. П.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе-а от 6 апреля 2011 года.

Тема : правила взаимодействия со сверстниками. Урок улыбки.

Цель: воспитание доброты, отзывчивости, чувства уважения, развитие памяти, речи, умения разбираться в поступках своих и чужих, воспитание чувства юмора.

Оборудование: плакат с котом Леопольдом, песня В. Шаинского» Улыбка»,

Крошка Енот, корзинка с сюрпризами, плакат с пословицами.

Ход урока.

1.Оргмомент. Установка на внимание.

2. Актуализация на тему урока.

Урок у нас сегодня необычный. Чему на нем будем учиться, попробуйте догадайтесь сами.\ включение  записи песни « Улыбка»\

Какое настроение возникло у вас, когда слушали песенку? Что хотелось при этом делать?/ ответы учащихся\

Давайте же чаще улыбаться друг другу, радоваться от общения друг с другом!

3. Анализ проблемной ситуации.

В каких случаях человек улыбается, смеется? Я сегодня шла в школу и видела, как два мальчика не просто улыбались, а хохотали , взявшись за животы увидев, как согнутая старушка с сумкой поскользнулась и упала.

Как вы относитесь к их веселью, смеху? Как бы поступили вы , оказавшись на их месте? \ ответы детей, обсуждение ситуации\

4.Работа с пословицами. Кто весел, а кто и нос повесил. Кому смешно, а кому и до сердца дошло.\ чтение учащимися\

Кому было в этой ситуации не до смеха,почему? Какая пословица  подходит к сегодняшнему случаю?

5. Вывод делает учитель. Смех и улыбки бывают разными. В данном конкретном случае они были насмешливыми. Ведь радовались эти мальчики беде старого человека. Такой смех, такие улыбки добра не приносят.

Вы уже школьники почти целый год. В школе к вашей улыбке и смеху относятся по-взрослому. Чем чаще мы видим ваши добрые улыбки, слышим шутки, тем меньше остается среди вас злых, жадных и ленивых. А в школе надо учиться всему: и чтению, и письму , и счету, в том числе и улыбке, и смеху, и доброте. Думаете это легко, просто?

6. Конкурс на лучшую улыбку.

а\ выбор жюри из мальчиков и девочек-3 человека

б\ Сейчас я хлопну в ладоши, по моей команде вы повернетесь друг к другу и мило улыбнетесь. Призы за лучшую улыбку вам раздаст крошка Енот.

Правда не сразу получается мило улыбаться, строить рожицы и хохотать над другим – это не значит доставлять радость окружающим.

7.Танцевальная физминутка. Дождик.

Порадуйтесь вместе под эту замечательную мелодию .Танцуйте весело и с удовольствием. Молодцы! У вас это здорово получилось.

8.Конкурс на вежливого одноклассника.

Приглашаются 2 девочки с тяжелыми портфелями и 2 мальчика. Разыгрывается встреча одноклассников перед школой у раздевалки, после раздевалки перед входом в класс. Включается приветствие, проход в дверь, проход по коридору до класса. Жюри оценивает, анализирует, за что ставится оценка, лучшим вручается приз крошки Енота.

9. Сценка про мальчика. Журнал « Начальная школа. №3 1991 стр. 68.

Подумайте, можно ли назвать мальчика вежливым? Каков характер этого мальчика? Что вы осуждаете в его поступках? Что же нужно для появления здоровой доброй улыбки?

10.Улыбка и смех рядом идут. Сценка « Дразнилка».

Журнал «Начальная школа» №2 1990 г.

Вы правильно говорили, что над старенькими, больными, слабыми смеяться нехорошо, А над кем не грех посмеяться в этой сценке, догадайтесь сами.

Сценка. Обсуждение. Что вызвало у вас смех? Почему? Вы правы .Нельзя дразнить худых, полных, в очках, с веснушками. Ведь внешний облик человека – это не главное. Главное, какое у него сердце, каков характер, чтобы он был трудолюбив и честен.

11. Сейчас для вас ваши вожатые покажут интересную игру « Сантики –фантики-лимпопо». Она вам обязательно понравится, Играйте в нее на переменах, радуйтесь, улыбайтесь, общаясь друг с другом.

12. Итог урока. Наш необычный урок подходит к концу. Чему научились вы сегодня? Вспомните слова из песни кота Леопольда:

Ярче солнце светит, щебечет воробей,

Добрым жить на белом свете веселей!

Споем вместе с котом Леопольдом эту песенку, пусть она станет девизом для нашего класса.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ на I четверть

Дата

Мероприятие

1.09

День Знаний. Линейка. Урок «Брейн-ринг» по сказкам

5.09

Выборы актива класса. Поручения.

6.09

Работа дежурных. Правила самообслуживания.

7.09

Беседа об общении в классе. Взаимоуважение.

9.09

Запись в футбольную секцию

12.09

Классный час «Твоё поведение в школе. Устав.»

13.09

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

16.09

Легкоатлетический кросс. День здоровья

19.09

Классный час «Культура умственного труда в школе и дома»

20.09

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

21.09

Участие в конкурсе «Сочинение «Моя семья»»

23.09

Сбор природного материала

26.09

Классный час «Лекарство от плохого настроения»

27.09

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

28.09

Конкурс рисунков на осенние темы

29.09

Репетиция ко Дню учителя

30.09

Выступление на торжественном собрании ко Дню учителя

3.10

Классный час «Кто и как предохраняет нас от болезней»

4.10

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

5.10

Чтение статей и журналов «Береги зрение»

7.10

Экскурсия в «золотую осень»

10.10

Классный час «Познай себя»

11.10

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

12.10

Чтение энциклопедий о человеке и строении тела. Режим дня школьников

14.10

Игры на внимание

17.10

Классный час «Математика вокруг нас»

18.10

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

19-21.10

Игры в шашки, шахматы

24.10

Классный час «Взаимоотношение мальчиков и девочек»

25.10

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

26.10

Чтение книг о дружбе

31.10

Классный час «Итоги четверти»

1.11

Кружок «Развитие вычислительных навыков»

2.11

Генеральная уборка в классе



Предварительный просмотр:

Классный час к 23 Февраля «А ну-ка, мальчики!» 1 -4 класс

 Цель: Создать атмосферу праздника в игре-соревновании.

Задачи:

1. Познакомить детей с родами войск.

2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.

3. Формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек.

Подготовка к классному часу:

1. Разучивание стихов, загадок для участников игры на военную тему.

2. Оформление класса (на стенде приколоты, вырезанные из цветной бумаги облака и изготовленные своими руками планеры из белой бумаги, подготовка мест для соревнующихся команд мальчиков, для жюри  (девочки).

3. Девочки готовят поздравления мальчикам. Оформленные поздравления помещаются на закрытой доске.

4. Подготовка отличительных знаков командам, музыкального сопровождения (марш, песня “Граница”, в исполнении Л. Агутина или др.), цветные мелки, и др. реквизит.

Ход праздника

Учитель: В России 23 февраля отмечается праздник  День защитника Отечества.

Раз в году, на исходе зимы,

 Все мужчины - объект восхищенья!

 И причина большой кутерьмы-

 Сила духа и проблески гения,

 В них становятся сразу видны

 Раз в году, на пороге весны.

Раз в году, на исходе зимы,

 Всех мужчин - и военных, и штатских -

 От Ростова и до Колымы

 Ждут подарки, цветы и овации.

 Вы сегодня на гребне волны -

 Как герои великой страны!

В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков, всех мужчин. Этот день отмечают во всех родах войск: сухопутных (пехота), морских (моряки), воздушных (летчики). Наши воины защищают просторы Родины на земле, и в море, и в воздухе.  Сегодня наши девочки поздравляют вас.

Приветственные слова девочек:

1. Здорово, мальчишки!

 Сегодня праздник - день мужчин

 И нам его не скрыть!

 Спешим без лишних рассуждений

 Мы праздник наш открыть!         

2. Просим вас: не грустите,

 Пойте, смейтесь и шутите.

 Давайте сядем в тесный круг

 Чтоб открыть вам сердца ваших

 верных подруг!

3. Мы подарим вам приветы,

 И улыбки, и куплеты,

 И частушкой удивим,

 И стихи вам посвятим!

4. Вам и только вам посвящаем самые теплые и искренние поздравления.

5. Вас мы очень ценим и хотим, чтобы между нами всегда было взаимопонимание и дружба.

6. Вам посвящаем эти слова, идущие от самого сердца.

7. Мальчишки, мальчишки,

 Вы точно не знаете,

 Вы даже себе не представляете,

 Какие надежды на вас возлагаем

 И видеть вас сильными только мечтаем.

8. Хотим мы вас видеть только красивыми,

Здоровыми, крепкими, дисциплинированными.

9. Себя закаляйте упорным трудом,

 А в деле любом только будь МОЛОДЦОМ!

 Будь добрым и смелым, ведь это так важно,

 Чтоб стать потом в жизни парнем отважным!

10.Мы вам открываем наши сердца,

 И пусть поздравленьям не будет конца!

Песня “Круто ты попал в этот класс” ("Круто, ты попал на ТV" лучше брать для первой "Фабрики звезд")

ПР. (2 раза)

Круто ты попал в этот класс!

 И не раз, и не раз

 Споем сегодня для вас!

Куплет:

Хорошо, что вы попали к нам на праздник в этот час.

 Петь, плясать и улыбаться мы готовы много раз.

 Вам мы скажем по секрету, если ты еще не знал, -

 Просто круто, очень круто то, что ты сюда попал!

Мы без вас не мыслим дружбы. Вы, мальчишки, просто класс!

 Признаемся, что нам нужно, чтоб вы жили с нами в лад.

 Улыбнись, и все прекрасно! Детство – лучшая пора!

 А пока мы все девчонки вам желаем лишь добра!

ПР. (2 раза)

Круто ты попал в этот класс!

 И не раз, и не раз

 Споем сегодня для вас!

Девочки садятся на свои места. Начинается конкурсная программа для мальчиков.

Мальчики выстраиваются по росту, рассчитываются на раз-два и организуют две команды. Им вручаются эмблемы красные и зеленые. Команды выбирают командиров.

Учитель  По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Делу - время, час - забаве.

Команда первая - направо,

Тут - вторая становись!

Состязанья начались.

Учитель: Защитники Отечества должны уметь все делать, быть организованными. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться? Это мы сегодня и посмотрим.

Учитель знакомит всех с членами жюри, объясняет систему оценки

Учитель: Ни для кого не секрет, что солдат должен уметь быстро одеваться и приводить себя в порядок. Эти умения мы и проверим. Муз. Сопровождение - песня “Граница” в исполнении Л. Агутина.

Конкурс  1 «У СОЛДАТА ВЫХОДНОЙ - ПУГОВИЦЫ В РЯД»

 Перед тем, как отправится в увольнение, необходимо привести форму в порядок.

Задание: участники пришивают на скорость каждый по 5-7 пуговиц в ряд. Учитываются как скорость, так и аккуратность исполнения

Учитель: В армии, как и на войне без смекалки не обойтись. Например, у танка пустые баки и надо срочно заправить горючее. Задача солдата – с помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой. Кто быстрее и точнее сделает это? Конкурс 2

Учитель. Очень часто исход боя зависит от меткости артиллеристов. И у нас без них не обойтись

- У пушки неожиданно кончились снаряды. Нужно сделать их самим: лист газеты нужно смять одной рукой, другой ни в коем случае не помогать. Смять в шар- это и будет снаряд. Одну руку за спину! Приготовились, начали! Конкурс 3

Учитель. А теперь – артподготовка! Наши артиллеристы своими собственными снарядами должны попасть в цель, Приготовьтесь, начали! Конкурс 4

За каждое попадание команды получают очко.

 5 конкурс: У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки

Конкурс    ТЕЛЕФОНИСТЫ

 Две группы играющих рассаживаются двумя параллельными рядами. По сигналу руководителя связистки  начинают передавать поговорку на ухо первому, первый –второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив "телефонограмму", должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.

 Скороговорки:

 - Расскажи мне про покупку.- Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;

 - Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;

6 конкурс: Поступило сообщение, что на территорию каждого подразделения проник диверсант. Известен путь его следования. В течении 20 секунд девочки показывают одному из игроков от каждой команды планы маршрутов диверсантов. Эти два участника должны запомнить направление и форму линий, положение окружающих предметов (каждый своего плана) и воспроизвести их на доске или на листах бумаги.

1 команде        

2 команде

7 конкурс: От команды вызывается по одному участнику. Каждый участник рисует на доске портрет своего диверсанта в таком порядке: окружность головы, нос, уши, глаза, волосы, рот. Затем участники меняются местами, стараются запомнить портрет диверсанта и, после того, как им будут завязаны глаза, необходимо обезвредить диверсанта, т. е. стереть с доски, в следующем порядке: волосы, рот, левое ухо, нос, правое ухо, правый глаз, левый глаз.

Учитель. Книги и фильмы про разведчиков всегда волнуют воображение. Каждому хочется быть немного Штирлицем. Почему бы нам не попробовать: Давайте проведем конкурс “Разведчики" Вы должны расшифровать послание.

8 конкурс:  ШИФРОВКА  Сложить пословицы. Каждой команде даются полоски двух цветов со словами из двух пословиц. Их и нужно сложить, прочитать классу и членам жюри.

1 команде         

2 команде

Слова синего и красного цвета         

Слова желтого и зеленого цвета

В результате должны получиться такие пословицы:

1) Умелый боец везде молодец.         

1) Офицер в доблести пример.

2) Военному делу учиться всегда пригодиться.         

2) Маскировка – это хитрость и сноровка.

9 КОНКУРС ЛУЧШИЙ ШОФЕР

 К двум машинкам привязываем длинные нитки, а на их концах карандаши; игроки начинают наматывать нитки на карандаши. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку

Учитель:  Полководец Суворов говорил: “В армии солдат – первый человек!”. Давайте и мы сейчас проверим коэффициент интеллекта наших “Солдат”, чтобы узнать, можно ли рассчитывать на их сообразительность в трудную минуту. Ну, что, друзья, начнем!

Конкурс 10 Эрудит-викторина

1. Геракл совершил их 12. (Подвиги)

 2. Любит Родину.(Патриот)

 4. Главная песня страны.(Гимн)

 5. Песня, которую слушают стоя. .(Гимн)

 6. Торжественное движение войск и военных. (Парад)

 7. Военная должность В. Путина. ( Главнокомандующий)

 8. В нее призывают и он нее косят. (Армия))

 12. И сало, и агент. (Шпик)

 13. Утренняя команда. (Подъем)

 14. Расцветка одежды в военторге (Камуфляж)

 16. Мент из США. (Коп)

 17. Специальная милиция. (ОМОН)

 18. Браслеты для преступников. (Наручники)

 19. Головной убор настоящего генерала. (Папаха)

 21. Доклад генералу. (Раппорт)

 22. Главный казак. (Атаман)

 25. Пулемет на конной тяге. (Тачанка)

 26. На плечах военного. (Погоны)

 27. Солдатский дом (Казарма)

 28. Три взвода. (Рота)

 29. Гарнизонная площадь. (Плац)

 31. Оружие для пинка.(Колено)

 32. Дверь танка.(Люк)

 33. Брюки в сапоги. (Галифе)

 34. Шахматный скакун. (Конь)

 37. Главный на корабле. (Капитан)

 39. Рядовой по-морскому (Матрос)

 40. Морской повар. (Кок)

 41. Кок на берегу. (Повар)

 42. Состязание рыцарей. (Турнир)

 43. Гараж для самолёта. (Ангар)

 44. Искусный лётчик (АС)

 45. Самолётная лестница. (Трап)

 46. Бег под "Ура!" (Атака)

 47. "Банзай!" по-русски. ("Ура!")

Учитель.  Внимание, Внимание! Продолжаем соревнование. Следующее задание- простое самое. Старинная русская забава “Перетягивание каната”.

10 конкурс ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

 Два стула ставятся спинками друг к другу, под ними продергивается веревочка. По команде ведущего два участника ходят вокруг своих стульев. По команде садятся на свой стул и выдергивают из-под него веревочку. Игра проводится до трех раз. Кто побеждает дважды - получает приз.

После каждого конкурса слово предоставлялось членам жюри, которые показывали и записывали баллы каждой команде. В конце классного часа жюри подводят итоги, объявляют команду-победителя. Дополнительно могут быть использованы загадки (девочки загадывают мальчикам):

К. Ваншенкин. Матрос.

На ремне сверкает пряжка

 И блестит издалека

 Полосатая рубашка

 Называется тельняшка

А матросская фуражка

 Не имеет козырька.

 Называется фуражка…

Бескозырка моряка!

Под водой железный кит,

 Днем и ночью он не спит.

 Днем и ночью под водой

 Охраняет твой покой (подводная лодка)        

Ночью, в полдень, на рассвете

 Службу он несет в секрете,

 На тропе, на берегу,

 Преграждая путь врагу. (пограничник)

Без разгона ввысь взлетает,

 Стрекозу напоминает,

 Отправляется в полет

 Наш российский… (вертолет)

Учитель: Но вот наступил торжественный час!

 Очень серьезный и важный для вас.

 Час поздравлений, шуток, успеха,

 Час игр, улыбок и звонкого смеха!

Девочка читает поздравление:

Дорогие мальчики, мужчины!

 Поздравляем Вас с Днем Защитников Родины!

 Мы с праздником вас

 Поздравляем солдатским,

 Но видеть всегда вас хотим

 Только в штатском!

 А, если уж в форме, то только

 В спортивной - для бега,

 Футбола и жизни активной!

Девочки по очереди подходят к доске, берут свое поздравление, зачитывают и вручают мальчикам открытки и подарки.

Члены жюри или девочки:

Дорогие, мальчишки! Поздравляем вас с праздником Днем Защитника Отечества! Желаем:

- нас не обижать

- родителей не огорчать

- послушными быть

- добро лишь творить

- слушаться учителей

- иметь много друзей

- красивыми быть

- если трудно, то не ныть.

Мужской сегодня праздник,

 Для споров нет причин,

 Как девы б ни крепчали,

 Надежней нет мужчин.

 По духу вы герои,

 И, если вдруг беда,

 От бед любых укроет

 Защитника рука.

Хоть Вы не носите мундира,

 Но знаем мы, что в трудный час

 Вы так же, как и все солдаты,

 Спасете Родину и нас.

Инвентарь:

1.       Песня “Круто ты попал в этот класс”

2.       эмблемы красные и зеленые

3.      Муз. Сопровождение - песня “Граница” в исполнении Л. Агутина.

4.      по 5-7 пуговиц

5.      ложки перенести воду из одного сосуда в другой

6.      лист газеты

7.       артподготовка  - ведра

8.      поговорку

9.      планы маршрутов диверсантов

10. листах бумаги.

полоски двух цветов со словами из двух пословиц

Слова синего и красного цвета

1) Умелый боец везде молодец.

2) Военному делу учиться всегда пригодиться.

Слова желтого и зеленого цвета

1) Офицер в доблести пример.

2) Маскировка – это хитрость и сноровка.

К двум машинкам карандаши

Перетягивание каната



Предварительный просмотр:

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Д/з

Класс, дата проведения

10

11

12

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (14 часов)

49-63

Р.к. Лыжный спорт в нашем районе. Правила и нормы поведения на уроках физкультуры. Лыжная подготовка. Правила поведения на лыжне.

Оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы). Лыжная подготовка. Способы рационального дыхания при выполнении физических упражнений.

Простейшие способы передвижения на лыжах. Передвижение ступающим шагом.

Простейшие способы передвижения на лыжах. Передвижение скользящим шагом.

Простейшие способы передвижения на лыжах. Обучение поворотов переступанием «солнышко».

Обучение подъему (уклон 25 градусов) ступающим шагом с палками. Совершенствование прохождения дистанции до 1 км. Развитие выносливости.

Обучение подъему и спуску (уклон 25 градусов). Совершенствование поворота переступанием на месте.

Обучение забеганию в подъем (уклон 15 градусов). Совершенствование передвижения на лыжах скользящим и ступающим шагом.

Простейшие способы передвижения на лыжах (контроль). Обучение спуску с изменением стойки (средняя, низкая).

Совершенствование техники подъема и спуска.  Прохождение дистанции до 1 км (контроль)

Обучение ускорению при передвижении на лыжах. Прохождение дистанции до 1200 м

Обучение финишному ускорению на дистанции. Обучение распределению сил при прохождении дистанции на время. Игры «Кто быстрее», «Лучший лыжник».

Сюжетно-ролевые подвижные игры и эстафеты ( в том числе с элементами спортивных игр).