Инновационная деятельность на базе КФУ
Тема: "Проектирование и реализация основных образовательных программ по истории и обществознанию (5-(9 классы) в соотвествии с ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 29.03 КБ |
презентация | 1.58 МБ |
мой отчёт об инновационной деятельности за 2016год | 25.23 КБ |
сценарий урока "Возвышение Москвы" - публикация в сборнике конференции КФУ | 392.52 КБ |
презентация к уроку "Возвышение Москвы" | 2.81 МБ |
Участие в общественной экспертизе Концепции преподавания обществознания | 524.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Ирина Петровна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ"
Использование видеоматериалов на уроках обществознания в 5-9-х классах
как средство повышения эффективности процесса обучения:
образовательный и воспитательный аспекты.
Что остаётся в памяти через три дня после изучения материала?
Какие методы и приемы обучения нужно использовать, чтобы урок был «живым», эффективным, значимым для ученика?
ФГОС ставит перед учителем задачу формирования УУД, в том числе, опыта работы с информационными объектами.
Информационные объекты – это текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут
передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Среди многих идей, которые направлены на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. В свое время К.Д.Ушинский писал: «Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Формирование положительной мотивации к процессу усвоения социального опыта - один из залогов повышения эффективности процесса обучения. Для иллюстрации одного из возможных подходов к повышению познавательного интереса учащихся, я хотела бы рассказать об использовании различных видеоматериалов на уроках обществознания.
Конечно, я не являюсь первооткрывателем этих средств и приёмов. Но представлю их использования на основе своего опыта.
Преподавание обществознания с 5-го класса выявило определенные трудности из-за малого социального опыта у учащихся, отсутствия интереса к общению с живыми людьми. Учащиеся плохо усваивают основополагающие понятия и практически не умеют приводить примеры. А ведь такие словосочетания как «приведите аргументы» встречаются с самого начала курса. И это проблема не только пятиклассников.
На уроках обществознания возможно использование различных видеоматериалов: мультфильмов, художественных и документальных фильмов, интервью, фрагментов новостей и телепередач, рекламных роликов, презентаций, видеокейсов.
При использовании видеоматериалов необходимо соблюдать ряд условий, способствующих эффективному использованию видеоматериала:
- изображение и звук должны быть четкими и качественными;
- используемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний ученика;
- фильм необходимо показывать поэтапно;
- видеофильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут;
- язык, употребляемый в видеофильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка.
Применять видеоматериалы можно на различных этапах урока и для решения разных задач:
- постановки учебной задачи
- изучения нового материала
- применения полученных знаний
При этом целесообразно использование парной и групповой форм организации учебной деятельности обучающихся.
Подбор фильмов, как и процесс разработки системы заданий к ним требует достаточно много времени со стороны преподавателя, но, единожды собрав материал, им можно пользоваться неоднократно.
В рамках каких тем можно это делать. Это, прежде всего, выбор учителя. Советские и некоторые российские мультфильмы в своем большинстве носят воспитательный и образовательный характер.
Тема урока | Используемый мультфильм |
5 класс | |
Свободное время | Сказка о потерянном времени |
Образование и самообразование | На задней парте |
Одноклассники, сверстники, друзья. | Мой друг зонтик |
Семья и семейные отношения. | Праздник непослушания |
Искусство ведения хозяйства | "Федорино горе" или "Теремок" |
Труд - основа жизни. | Песенка мышонка |
Наша Родина - Россия. | Сказка о Мальчише-Кибальчише |
6 класс | |
Раздел "Человек в социальном измерении" | Фрагменты - "Снежная королева", "Гадкий утёнок", "В стране невыученных уроков" |
+ интернет-ресурс "Уроки тетушки Совы" |
После подобного урока дети легче приводят примеры самостоятельно и оценивают окружающую обстановку.
Аргументы, примеры – все это потребуется при написании эссе, ответов на вопросы части второй КИМов ОГЭ (ЕГЭ). Таким образом работа по формированию данных навыков может проводиться и с помощью использования различных видеоматериалов.
Список литературы:
- Дьяченко Т.Н. Вебинар «Использование видеоматериалов на уроках РКИ» (Видеозапись). Режим доступа: https://pushkininstitute.ru/teach/external_courses/99
- Ушинский К.Д.. Собрание сочинений. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Режим доступа: OCR Biografia.Ru
- Цибуля Е.В.. Мультфильмы как средство повышения познавательного интереса учащихся. http://easyen.ru/load/obshhestvoznanie/mp/multfilmy_kak_sredstvo_povyshenija_poznavatelnogo_interesa_uchashhikhsja/354-1-0-43778?utm_source=email
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС Формирование УУД, в том числе, опыта работы с информационными объектами
. «Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача , чем приневолить ». К.Д.Ушинский
Пятиклассники малый социальный опыт отсутствия интереса к общению с живыми людьми плохо усваивают основополагающие понятия практически не умеют приводить примеры
Видеоматериалы: мультфильмы художественные и документальные фильмы интервью фрагменты новостей и телепередач рекламные ролики презентации видеокейсы
Условия, способствующих эффективному использованию видеоматериала: изображение и звук должны быть четкими и качественными используемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний ученика фильм необходимо показывать поэтапно видеофильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут язык, употребляемый в видеофильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка
Применение видеоматериалов постановки учебной задачи изучения нового материала применения полученных знаний др.
Тема урока Используемый мультфильм 5 класс Свободное время «Сказка о потерянном времени» Образование и самообразование «На задней парте» Одноклассники, сверстники, друзья. «Мой друг зонтик» Семья и семейные отношения. «Праздник непослушания» Искусство ведения хозяйства « Федорино горе» или «Теремок» Труд - основа жизни. «Песенка мышонка» Наша Родина - Россия. «Сказка о Мальчише-Кибальчише » 6 класс Раздел "Человек в социальном измерении" Фрагменты - «Снежная королева", «Гадкий утёнок", «В стране невыученных уроков" + интернет-ресурс "Уроки тетушки Совы"
Источники http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/09/10568146.png гирлянда http:// img-fotki.yandex.ru/get/9066/16969765.17a/0_7bea6_19798428_orig.png уголок из кленовых листьев http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/940/115940159_large_0_9557f_cf831350_orig.png птица http://cdn.kochegarka.com.ua/wp-files/posledniy_zvonok1.jpg 2 колокольчика http:// 333v.ru/uploads/a1/a1ab465b168b67a15da25189743d5ffb.jpg рамка
Предварительный просмотр:
Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное название образовательной организации (учреждения) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 422551 РТ, г.Зеленодольск, ул. Комарова, д.15а Тел. (884371) 3-69-47 Аос - edumon.ru_g16_130orn эп - sch191@inbox.ru |
Тема инновационной разработки | "Проектирование и реализация основных образовательных программ по истории и обществознанию (5-9 классы) в соответствии с ФГОС" |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Николаева Ирина Петровна, учитель истории и обществознания |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Актуальность и новизна: школа, реализующая ФГОС ООО, должна не только овладеть идеологией и языком стандарта, подготовить каждого учителя, но и создать собственную модель реализации ФГОС ООО на основе ООП ООО, эффективную образовательную среду, реализующую современные запросы субъектов образовательного процесса, Цель проекта: обновление содержания и технологий образования в условиях реализации ФГОС ООО, формирование и развитие профессиональных компетентностей, необходимых для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. Задачи проекта: разработка и реализация ООП ООО, рабочих программ по предметам учебного плана на системно-деятельностно (компетентностной) основе; разработка и реализация программно-методического обеспечения, учитывающего специфику организации образовательного процесса для разных категорий учащихся, обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; разработка и реализация системы мониторинга качества образования; освоение и внедрение в педагогическую практику новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих раскрытие способностей учащихся, подготовку к жизни в быстро меняющимся мире; повышение профессионального уровня. Содержание работы: проектирование и реализация основных образовательных программ по истории и обществознанию (5-9 классы) в соответствии с ФГОС (внедрение образовательных технологий деятельностного типа). Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса в 5-9-х классах; внедрение в практику обучения новых методов, направленных на достижение качественно новых образовательных результатов; перевод педагогической деятельности к творческому проектированию педагогического процесса и качества образования. |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности - печатные работы за отчётный период и др | - Организация и проведение игры-путешествия "Литературная карта России. По следам М.Е.Салтыкова-Щедрина и героев его произведений" - открытое внеклассное мероприятие для учащихся школ Зеленодольского муниципального района, проведенное на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", январь, 2016 - творческий проект " Школьный театр как эффективное средство повышения мотивации обучения. Театральный мини-проект "Сказочный микс. Юбилею М.Е.Салтыкова-Щедрина посвящается" в рамках заседания муниципального Клуба молодого педагога по теме: "Технологические приемы повышения эффективности обучения на основной и старшей ступенях образования", проведенного на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", апрель, 2016 - Мастер-класс "Технологические приемы повышения эффективности обучения на основной и старшей ступенях образования на этапах изучения нового материала, закрепления, контроля и рефлексии" в рамках заседания муниципального Клуба молодого педагога по теме: "Технологические приемы повышения эффективности обучения на основной и старшей ступенях образования", проведенного на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", апрель, 2016 - Открытое внеклассное мероприятие " Сказка о царе Салтане, сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди" в рамках межрегионального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе школ Зеленодольского муниципального района, проведенное на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", март, 2016 - Театрализованная викторина "В мире сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина", посвящённая юбилею писателя - открытое внеклассное мероприятие в рамках республиканского конкурса "Живая классика", апрель, 2016 - публикация педагогической разработки игры-путешествия "Литературная карта России. По следам А.С.Грибоедова и его героев" - диплом и сертификат на педагогическую разработку Всероссийского фестиваля педагогического творчества, "Ассоциация творческих педагогов России", www.educontest.net, март, 2016 - участие в XIII Всероссийской научно-практичесой конференция "Литературоведение и эстетика в XXI веке ("Татьянин день")", январь, 2016 - участие в XIV Международной молодежной научно-практической конференции имени Каюма Насыри, март, 2016 - участие в VI Всероссийском cетевом конкурсе "Профессиональный успех - XXI", февраль, 2016 - выступление "Педагог и ФГОС: психологический портрет современного учителя" в рамках муниципального семинара "Современные аспекты преподавания технологии и искусства в условиях перехода к ФГОС", проведённого на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", февраль, 2016 - выступление "Актуальные проблемы организации продуктивного образования в условиях реализации ФГОС ОО" в рамках муниципального семинара "Формирование навыков продуктивной деятельности обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин", проведённого на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", апрель, 2016 - выступление "Компетентность учителя в области реализации педагогического оценивания как один из критериев профессионализма" в рамках муниципального семинара "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС в начальной школе: компетентность учителя в области реализации педагогического оценивания", проведённого на базе МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ", ноябрь, 2016 - победитель Международного творческого конкурса для педагогов "Копилка педагогического мастерства", июль, 2016 - публикация конспекта урока "Правовое государство" на сайте "Лаборатория творческих конкурсов проекта myartlab.ru", июль 2016 - мастер-класс "Использование видеоматериалов на уроках обществознания в 5-9-х классах как средство повышения эффективности процесса обучения: образовательный и воспитательный аспекты" в рамках заседания секции учителей истории и обществознания Августовской конференции работников образования ЗМР РТ, август, 2016 - публикация конспекта урока "Гражданское общество" на сайте kopilkaurokov.ru, август, 2016 - III Всероссийский педагогический конкурс "Современный урок", победитель, ноябрь, 2016 - выступление "Педагог и ФГОС. Психологический портрет современного учителя" в рамках работы республиканской стажировочной площадки "Реализация системнодеятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности", ноябрь, 2016 - участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ им.К.Д.Ушинского по теме экспериментального исследования "Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания" - участие в работе семинара учителей- участников Республиканской инновационной площадки (РИП) "Актуальные проблемы реализации ФГОС ООО" (секция "История и обществознание") на базе ПМЦПК и ПП КФУ, ноябрь, 2016 |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень) - качество образования (высокобалльники) - др | - XIII Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» ( «Татьянин день»), посвященная памяти Т.А.Геллер, участие - VI Республиканские Онегинские чтения, 3 место и участники - XIV Международная молодежная научно-практическая конференция имени Каюма Насыри, 3 место и участники - победитель, призёр и участники заочного тура Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ по обществознанию, 3 место в очном туре Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ - призёр заочного тура Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ по истории, участник очного тура Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ - Международный дистанционный блиц-турнир по всемирной истории «О жизни до…» проекта «Новый урок», победители, призёры - Международный дистанционный блиц-турнир «Горжусь тобой, земля моя!» проекта «Новый урок», победители, призёры - Международный дистанционный блиц-турнир по обществознанию «Общественное устройство» проекта «Новый урок», победители, призёры - Международный дистанционный блиц-турнир по истории России «История предков» проекта «Новый урок», победители, призёры - III олимпиада школьников «В начале было Слово …» по обществознанию, участник - Всероссийская олимпиада по истории «Прогулки по Древнему миру», победитель - I Международный конкурс «Мириады открытий» «С чего начинается Родина», победитель и участник - Международный дистанционный блиц-турнир по всемирной истории «Путешествие в прошлое» проекта «Новый урок», победители, призёры , участники - Международный дистанционный блиц-турнир по в истории России «Юные летописцы» проекта «Новый урок», победители, призёры , участники - Международный дистанционный блиц-турнир по обществознанию «Я и общество» проекта «Новый урок», победители, призёры - Всероссийский конкурс «Человек и космос» Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСтест», победители, призёры , участники - Открытый Всероссийский интернет-конкурс «Боги и герои Древней Греции» проекта МетаШкола, призёр - Олимпиада по обществознанию Международного проекта Videouroki.net, победители, призёры , участники - участие в Федеральном проект Молодежного парламента при Государственной Думе "КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОРЖУСЬ РОССИЕЙ!" - акции "Всероссийский тест по истории Великой Отечественной войны" - муниципальный исторический турнир "Знатоки истории", призёр, май, 2016 - муниципальный этап ВОШ по истории, призёр, октябрь, 2016 |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - "Мастер-класс" учителя по инновационной деятельности в рамках ПК - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО) - элективный курс в рамках заявленной темы - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики - печатные работы - разработки (КИМы и др.) | "Мастер-класс" учителя по инновационной деятельности в рамках ПК |