Инновационная деятельность на базе КФУ

Николаева Ирина Петровна

Тема: "Проектирование и реализация основных образовательных программ по истории и обществознанию (5-(9 классы) в соотвествии с ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николаева Ирина Петровна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" 

Использование видеоматериалов на уроках обществознания в 5-9-х классах
как средство повышения эффективности процесса обучения:

образовательный и воспитательный аспекты.

  Что остаётся в памяти через три дня после изучения материала?

     Какие методы и приемы обучения нужно использовать, чтобы урок был «живым», эффективным, значимым для ученика?

  ФГОС  ставит перед учителем задачу формирования УУД, в том числе, опыта работы  с информационными объектами.

   Информационные объекты – это текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут
передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

     Среди многих идей, которые направлены на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. В свое время К.Д.Ушинский писал: «Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Формирование положительной мотивации к процессу усвоения социального опыта - один из залогов повышения эффективности процесса обучения. Для иллюстрации одного из возможных подходов к повышению познавательного интереса учащихся, я хотела бы рассказать об использовании различных видеоматериалов на уроках обществознания.

       Конечно, я не являюсь первооткрывателем  этих средств и приёмов. Но представлю их использования  на основе своего опыта.

      Преподавание обществознания с 5-го класса выявило определенные трудности из-за малого социального опыта у учащихся, отсутствия интереса к общению с живыми людьми. Учащиеся плохо усваивают основополагающие понятия и практически не умеют приводить примеры. А ведь такие словосочетания как «приведите аргументы» встречаются с самого начала курса. И это проблема не только пятиклассников.

     На уроках обществознания возможно использование различных видеоматериалов: мультфильмов, художественных и документальных фильмов, интервью, фрагментов новостей и телепередач, рекламных роликов, презентаций, видеокейсов.

     При использовании видеоматериалов необходимо соблюдать ряд условий, способствующих эффективному использованию видеоматериала:

  • изображение и звук должны быть четкими и качественными;
  • используемый видеоматериал  должен соответствовать уровню знаний ученика;
  • фильм необходимо показывать поэтапно;
  • видеофильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут;
  •  язык,  употребляемый в видеофильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка.

    Применять видеоматериалы можно на различных этапах урока и для решения разных задач:

  • постановки учебной задачи
  • изучения нового материала
  • применения полученных знаний

    При этом целесообразно использование парной и групповой форм организации учебной деятельности обучающихся.

      Подбор фильмов, как и процесс разработки системы заданий к ним требует достаточно много времени со стороны преподавателя, но, единожды собрав материал, им можно пользоваться неоднократно.

     В рамках каких тем можно это делать. Это, прежде всего, выбор учителя. Советские и некоторые российские мультфильмы в своем большинстве носят воспитательный и образовательный характер.

Тема урока

Используемый мультфильм

5 класс

Свободное время

Сказка о потерянном времени

Образование и самообразование

На задней парте

Одноклассники, сверстники, друзья.

Мой друг зонтик

Семья и семейные отношения.

Праздник непослушания

Искусство ведения хозяйства

"Федорино горе" или "Теремок"

Труд - основа жизни.

Песенка мышонка

Наша Родина - Россия.

Сказка о Мальчише-Кибальчише

6 класс

Раздел "Человек в социальном измерении"

Фрагменты - "Снежная королева", "Гадкий утёнок", "В стране невыученных уроков"

+ интернет-ресурс "Уроки тетушки Совы"

     После подобного урока дети легче приводят примеры самостоятельно и оценивают окружающую обстановку.

     Аргументы, примеры – все это потребуется при написании эссе, ответов на вопросы части второй КИМов ОГЭ (ЕГЭ). Таким образом работа по формированию данных навыков может проводиться и с помощью использования различных видеоматериалов.

Список  литературы:

  1. Дьяченко Т.Н.  Вебинар «Использование видеоматериалов на уроках РКИ» (Видеозапись). Режим доступа: https://pushkininstitute.ru/teach/external_courses/99
  2. Ушинский К.Д.. Собрание сочинений. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Режим доступа: OCR Biografia.Ru
  3. Цибуля Е.В.. Мультфильмы как средство повышения познавательного интереса учащихся. http://easyen.ru/load/obshhestvoznanie/mp/multfilmy_kak_sredstvo_povyshenija_poznavatelnogo_interesa_uchashhikhsja/354-1-0-43778?utm_source=email


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование видеоматериалов на уроках обществознания в 5-9-х классах как средство повышения эффективности процесса обучения: образовательный и воспитательный аспекты Николаева Ирина Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №15 ЗМРРТ»

Слайд 3

ФГОС Формирование УУД, в том числе, опыта работы с информационными объектами

Слайд 4

. «Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача , чем приневолить ». К.Д.Ушинский

Слайд 5

Пятиклассники малый социальный опыт отсутствия интереса к общению с живыми людьми плохо усваивают основополагающие понятия практически не умеют приводить примеры

Слайд 6

Видеоматериалы: мультфильмы художественные и документальные фильмы интервью фрагменты новостей и телепередач рекламные ролики презентации видеокейсы

Слайд 7

Условия, способствующих эффективному использованию видеоматериала: изображение и звук должны быть четкими и качественными используемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний ученика фильм необходимо показывать поэтапно видеофильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут язык, употребляемый в видеофильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка

Слайд 8

Применение видеоматериалов постановки учебной задачи изучения нового материала применения полученных знаний др.

Слайд 9

Тема урока Используемый мультфильм 5 класс Свободное время «Сказка о потерянном времени» Образование и самообразование «На задней парте» Одноклассники, сверстники, друзья. «Мой друг зонтик» Семья и семейные отношения. «Праздник непослушания» Искусство ведения хозяйства « Федорино горе» или «Теремок» Труд - основа жизни. «Песенка мышонка» Наша Родина - Россия. «Сказка о Мальчише-Кибальчише » 6 класс Раздел "Человек в социальном измерении" Фрагменты - «Снежная королева", «Гадкий утёнок", «В стране невыученных уроков" + интернет-ресурс "Уроки тетушки Совы"

Слайд 10

Источники http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/09/10568146.png гирлянда http:// img-fotki.yandex.ru/get/9066/16969765.17a/0_7bea6_19798428_orig.png уголок из кленовых листьев http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/940/115940159_large_0_9557f_cf831350_orig.png птица http://cdn.kochegarka.com.ua/wp-files/posledniy_zvonok1.jpg 2 колокольчика http:// 333v.ru/uploads/a1/a1ab465b168b67a15da25189743d5ffb.jpg рамка



Предварительный просмотр:

Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное название образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422551 РТ, г.Зеленодольск, ул. Комарова, д.15а

Тел. (884371) 3-69-47

Аос - edumon.ru_g16_130orn  

эп - sch191@inbox.ru

Тема инновационной разработки

"Проектирование и реализация основных образовательных программ  по истории и обществознанию (5-9 классы) в соответствии с ФГОС"

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Николаева Ирина Петровна, учитель истории и обществознания

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

       Актуальность и новизна: школа, реализующая ФГОС ООО,  должна не только овладеть идеологией и  языком стандарта, подготовить каждого учителя, но и создать собственную модель реализации ФГОС ООО на основе ООП ООО, эффективную образовательную среду, реализующую современные запросы  субъектов образовательного процесса,

       Цель проекта: обновление содержания и технологий  образования в  условиях реализации ФГОС ООО, формирование и развитие профессиональных компетентностей, необходимых для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса.

      Задачи проекта: разработка  и реализация  ООП ООО, рабочих программ по предметам учебного плана на системно-деятельностно  (компетентностной) основе; разработка  и  реализация программно-методического обеспечения, учитывающего специфику организации образовательного процесса для разных категорий учащихся, обеспечение преемственности начального общего, основного  общего, среднего  общего  образования; разработка и реализация  системы мониторинга качества образования; освоение и внедрение в педагогическую практику новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих раскрытие способностей учащихся, подготовку к жизни в быстро меняющимся мире; повышение профессионального уровня.  

      Содержание работы:  проектирование и реализация основных образовательных программ  по истории и обществознанию (5-9 классы) в соответствии с ФГОС (внедрение образовательных технологий деятельностного типа).

      Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса в 5-9-х классах; внедрение в практику обучения новых методов, направленных на достижение качественно новых образовательных результатов; перевод педагогической деятельности к творческому проектированию педагогического процесса и качества образования.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики

- участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности

- печатные работы за отчётный период и др

 - Организация и проведение игры-путешествия "Литературная карта России. По следам М.Е.Салтыкова-Щедрина и героев его произведений" -  открытое внеклассное мероприятие для учащихся школ Зеленодольского муниципального района, проведенное на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", январь, 2016

- творческий проект " Школьный театр как эффективное средство повышения мотивации обучения. Театральный мини-проект "Сказочный микс. Юбилею М.Е.Салтыкова-Щедрина посвящается"  в рамках заседания муниципального  Клуба молодого педагога по теме: "Технологические приемы повышения эффективности обучения на основной и старшей ступенях образования", проведенного на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", апрель, 2016

 - Мастер-класс  "Технологические приемы повышения эффективности обучения на основной и старшей ступенях образования на этапах изучения нового материала, закрепления, контроля и рефлексии"  в рамках заседания муниципального  Клуба молодого педагога по теме: "Технологические приемы повышения эффективности обучения на основной и старшей ступенях образования", проведенного на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", апрель, 2016

- Открытое внеклассное мероприятие " Сказка о царе Салтане, сыне его Гвидоне и о прекрасной  царевне Лебеди"  в рамках межрегионального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе школ Зеленодольского муниципального района, проведенное на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", март, 2016

- Театрализованная викторина "В мире сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина", посвящённая юбилею писателя - открытое внеклассное мероприятие в рамках республиканского конкурса "Живая классика", апрель, 2016

- публикация педагогической разработки  игры-путешествия "Литературная карта России. По следам А.С.Грибоедова и его  героев" - диплом и сертификат на педагогическую разработку Всероссийского  фестиваля педагогического творчества, "Ассоциация творческих педагогов России", www.educontest.net,  март, 2016

- участие в XIII Всероссийской  научно-практичесой конференция "Литературоведение  и эстетика в XXI веке ("Татьянин день")", январь,  2016

- участие в XIV Международной молодежной научно-практической  конференции имени Каюма Насыри, март, 2016

- участие в VI Всероссийском cетевом  конкурсе "Профессиональный успех - XXI", февраль, 2016

- выступление "Педагог и ФГОС: психологический портрет современного учителя" в рамках муниципального семинара "Современные аспекты преподавания технологии и искусства в условиях перехода к ФГОС", проведённого на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", февраль, 2016

- выступление "Актуальные проблемы организации продуктивного образования в условиях реализации ФГОС  ОО" в рамках муниципального семинара "Формирование навыков  продуктивной деятельности обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин", проведённого на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", апрель, 2016

- выступление "Компетентность учителя в области реализации педагогического оценивания как один из критериев профессионализма" в рамках муниципального семинара "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС в начальной школе: компетентность учителя в области реализации педагогического оценивания", проведённого на базе МБОУ  "СОШ №15 ЗМР РТ", ноябрь, 2016

- победитель Международного творческого конкурса для педагогов "Копилка педагогического мастерства", июль, 2016

- публикация конспекта урока "Правовое государство" на сайте "Лаборатория творческих конкурсов проекта myartlab.ru", июль 2016

 - мастер-класс "Использование видеоматериалов на уроках обществознания в 5-9-х классах как средство повышения эффективности процесса обучения: образовательный и воспитательный аспекты" в рамках заседания секции учителей истории и обществознания Августовской конференции работников образования ЗМР РТ, август, 2016

 - публикация  конспекта урока "Гражданское общество" на сайте kopilkaurokov.ru, август, 2016

- III Всероссийский педагогический конкурс "Современный урок", победитель, ноябрь, 2016

- выступление "Педагог и ФГОС. Психологический портрет современного учителя" в рамках работы республиканской  стажировочной площадки "Реализация системнодеятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности", ноябрь, 2016

 - участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ им.К.Д.Ушинского по теме экспериментального исследования "Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания"

 - участие в работе семинара учителей- участников Республиканской инновационной площадки (РИП) "Актуальные проблемы реализации ФГОС ООО" (секция "История и обществознание") на базе ПМЦПК и ПП КФУ, ноябрь, 2016

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):

-  конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень)

- качество образования (высокобалльники)

 - др

 - XIII Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» ( «Татьянин день»), посвященная памяти Т.А.Геллер, участие

- VI Республиканские Онегинские чтения, 3 место и участники

 - XIV Международная молодежная научно-практическая конференция имени Каюма Насыри, 3 место и участники

- победитель, призёр и участники заочного тура Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ по обществознанию, 3 место в очном туре Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ

- призёр заочного тура Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ по истории, участник  очного тура Межрегиональной предметной олимпиады К(П)ФУ

-  Международный дистанционный блиц-турнир по всемирной истории «О жизни до…» проекта «Новый урок», победители, призёры

 - Международный дистанционный блиц-турнир «Горжусь тобой, земля моя!» проекта «Новый урок», победители, призёры

 - Международный дистанционный блиц-турнир по обществознанию «Общественное устройство» проекта «Новый урок», победители, призёры

 - Международный дистанционный блиц-турнир по истории России «История предков» проекта «Новый урок», победители, призёры

- III олимпиада школьников «В начале было Слово …» по обществознанию, участник

- Всероссийская олимпиада по истории «Прогулки по Древнему миру», победитель

- I Международный конкурс «Мириады открытий» «С чего начинается Родина», победитель и  участник

- Международный дистанционный блиц-турнир по всемирной истории «Путешествие в прошлое» проекта «Новый урок», победители, призёры , участники

- Международный дистанционный блиц-турнир по в истории России «Юные летописцы» проекта «Новый урок», победители, призёры , участники

 - Международный дистанционный блиц-турнир по обществознанию «Я и общество» проекта «Новый урок», победители, призёры

- Всероссийский конкурс «Человек и космос» Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСтест», победители, призёры , участники

- Открытый Всероссийский интернет-конкурс «Боги и герои Древней Греции» проекта МетаШкола, призёр

- Олимпиада по обществознанию Международного проекта Videouroki.net, победители, призёры , участники

- участие в  Федеральном  проект Молодежного парламента при Государственной Думе "КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОРЖУСЬ РОССИЕЙ!" - акции "Всероссийский тест по истории Великой Отечественной войны"

- муниципальный исторический турнир "Знатоки истории", призёр, май,  2016

 - муниципальный этап ВОШ по истории, призёр, октябрь, 2016

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

 - "Мастер-класс" учителя по инновационной деятельности в рамках ПК

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО)  

- элективный курс в рамках заявленной темы

 - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики

- печатные работы

- разработки (КИМы и др.)

"Мастер-класс" учителя по инновационной деятельности в рамках ПК


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: