Главные вкладки
Интернет - проект ""Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ!" "Зарница" Интернет - проект "Педагоги и наставники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 этап проекта. | 29.92 КБ |
5 этап | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Команда «Наследники Победы»
Эссе «Музыка артиллерийского наступления»
Мы хотим остановиться на таком военном понятии, как артиллерийское наступление. Оно имеет прямое отношение к Василию Ивановичу Казакову.
С июля 1942 года он - начальник артиллерии Брянского фронта. С октября 1942 года сражался в Сталинградской битве, будучи начальником артиллерии Сталинградского и Донского фронтов.
Проведём сразу две параллели. Первая: артиллерийское наступление и вариации, и вторая параллель: артиллерийское наступление и песня на стихи Михаила Львова и музыку Александры Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам», исполненная Иосифом Кобзоном.
https://www.youtube.com/watch?v=HwUtxDBuJKQ
Важным этапом в боевой службе В.И. Казакова явилась Сталинградская битва. Генерал Рокоссовский, получив назначение на должность командующего Донским фронтом, попросил Ставку перевести к нему и Казакова. Перед новым командованием была поставлена задача: оказывая Сталинграду помощь сковывающими ударами, одновременно готовить войска к контрнаступлению. Артиллерии предстояло не только уничтожить живую силу врага, но и обеспечивать своим огнем поддержку атакующих. Подобные действия еще в начале года получили название артиллерийского наступления. Однако если в проведённых до этого наступательных операциях были намечены как бы его контуры, то в предстоящем контрнаступлении было решено осуществить его с наибольшей эффективностью.
Это очень похоже на вариации, используемые в искусстве, в музыке. Так много динамики, движения. Что же такое «вариация»? Это такая форма в музыке, основанная на повторности, но не точной, а видоизменённой. Сущность её заключается в том, что первоначальная тема, связанная с каким – либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике, подобно тому, как в динамике мы постепенно узнаём любое явление жизни.
А что такое артиллерийское наступление? Артиллерийское наступление — это боевые действия артиллерии в наступательной операции с целью надёжного подавления обороны противника и непрерывной поддержки стрелковых войск (пехоты) и танков массированным артиллерийским огнём. Практически одно и то же: «вариации» в музыке и «артиллерийское наступление» на войне.
Разработали указания по боевому применению артиллерии с учётом обстановки на Донском фронте начальник артиллерии генерал-лейтенант B. И. Казаков и его начальник штаба полковник Г. С. Надысев. На артиллерию возлагалась задача проложить дорогу пехоте и танкам через укрепления противника, подавить и уничтожить его огневые средства и живую силу.
19 ноября 1942 года в 7 часов 30 минут залпы более 15 тысяч орудий и минометов, в два раза больше, чем в контрнаступлении под Москвой, возвестили миру о начале нового этапа в ходе Великой Отечественной войны. Началось историческое контрнаступление советских войск под Сталинградом. https://www.youtube.com/watch?v=BjN9Q6YdEDc
Погода была крайне неблагоприятной. Над землей висел густой туман, поэтому на авиацию рассчитывать не приходилось. Успех прорыва вражеской обороны теперь в значительной степени зависел от артиллерии, от её организованности, мощности и точности огня.
Воздух вздрогнул от грома артиллерийской канонады, которая одновременно началась на всём фронте. В небе появились эскадрильи нашей бомбардировочной и штурмовой авиации.
Звуки выстрелов и разрывов артиллерийских снарядов, мин и авиационных бомб слились в сплошной гул. Потери, нанесенные противнику огнём нашей артиллерии, минометов и авиации, были весьма значительны.
Чтобы добиться одновременного открытия огня всеми имеющимися средствами, были введены некоторые неуставные команды (заметим, что они прочно вошли в практику и применялись до конца войны). За пять минут до начала артиллерийской подготовки прозвучала команда «Оперативно!», означавшая прекращение переговоров по всем линиям связи. Затем последовала команда «Зарядить!», за нею – «Натянуть шнуры!».
Это был волнующий момент. Тысячи расчётов застыли у орудий, ожидая конечной команды «Огонь!». Едва она прозвучала, как в небо взмыли ракеты. Ровно в 7 часов 30 минут тихое туманное утро потряс гигантский залп и на врага обрушился ураган артиллерийского огня. Ни одно из сражений не знало артиллерийской подготовки такой силы. Воздух и земля содрогались от грохота многих тысяч выстрелов и вторивших им разрывов. И было от чего содрогаться: во время первого огневого налёта каждую минуту производилось по пять-шесть тысяч выстрелов. С наблюдательного пункта было видно, как наша артиллерия перепахивала оборону противника. В воздух поднимались столбы пыли и земли, обломки наблюдательных пунктов, блиндажей и землянок. Картина была просто феерическая. Совсем как приём «вариаций» в музыке!
Уже к середине артиллерийской подготовки многие подразделения противника начали покидать окопы и блиндажи, ища спасения в глубине своей обороны. В 8 часов 50 минут в атаку пошла наша пехота. Первую линию вражеской обороны, значительно разрушенную артиллерийской подготовкой, она прорвала сходу. Однако отошедшие части противника закрепились на заранее подготовленном рубеже, и вновь в дело была пущена артиллерия. Тяжелые орудия поражали противника с закрытых позиций. Большое количество других орудий было выдвинуто в боевые порядки пехоты. Артиллеристы расстреливали врага в упор.
На Донском фронте артиллерией командовал Василий Иванович Казаков. Он вспоминал: «Воздух наполнился треском выстрелов, которым, как эхо, вторили звуки разрывов в расположении противника. Земля дрожала под ногами, как при землетрясении. Наблюдать за полем боя в бинокль невозможно было: всё плясало перед глазами. Огневой налет длился 15 минут. И враг не выдержал. Как только утихла огненная буря, по балкам и кустарникам нескончаемым потоком потекли к нам вереницы немецких солдат и офицеров с поднятыми руками. Остатки вражеских войск сдавались в плен. И все они в один голос признавали, что их «взяла артиллерия». Первый же допрошенный пленный, еще не оправившийся от потрясения, сказал, что во время огневого налета «целые батальоны опускались на колени и молились богу, прося о спасении от огня русской артиллерии».
Наступление продолжалось и в последующие дни во всех армиях Донского фронта, пока наконец вражеская группировка в районе Сталинграда не была окружена и разгромлена. В боях под Сталинградом зенитная артиллерия сбила 223 вражеских самолёта и большое количество самолётов вывела из строя.
Так закончилась одна из величайших битв в истории войн – битва за Сталинград. В боях под Сталинградом особенно ярко выявилась роль артиллерии в современной войне как самого грозного оружия, как главной ударной силы Советской Армии. На примере Сталинградской битвы стало видно, в каких широких масштабах нужно применять артиллерию для достижения победы в современной войне. Сталинградская победа показала, как возросло военное мастерство наших солдат, офицеров и генералов.
Очень многое зависело от руководителей боевыми действиями, в том числе и от нашего земляка Василия Ивановича Казакова. Он вёл за собой массы, ему верили и за ним шли. Он был «дирижёром» своего «артиллерийского оркестра», только не на сцене, а на поле боя. Есть ещё такое военное выражение «театр действий». Значит, поле боя и сцена театра схожи?! У каждого своя роль. Роль Василия Ивановича Казакова трудно переоценить, она бесценна.
Сталинградской битве посвящена песня «Поклонимся великим тем годам». В словах Михаила Львова мы слышим ту же экспрессию, нарастание чувств и эмоций. Они полны патриотизма. И слова, и музыка, и, конечно же, исполнение Иосифа Кобзона – похожи на артиллерийские залпы, на артиллерийское наступление. Голос Иосифа Кобзона звучит магически. Он звучит так же, как гром артиллерийской канонады. Он призывает нас помнить о подвиге и рядовых, и славных командиров, не забывать ни мёртвых, ни живых. И мы «всем миром, всем народом, всей землёй» отдаём поклон «тем славным командирам и бойцам» за «тот великий бой»!
Итак, можно сделать вывод: такой тактический манёвр, как артиллерийское наступление, перекликается с художественным приёмом в музыке – с формой «вариации», также со словами и музыкой песни «Поклонимся великим тем годам» и, несомненно, с голосом Иосифа Кобзона.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Фотоальбомы Литература Скульптура Видеофильмы. Телесюжеты Имя В.И.Казакова в названиях улиц Радиопередачи Фонд памяти полководцев Победы Учебные заведения Музеи Военно-спортивные игры для детей Бутурлинские чтения имени маршала В.И.Казакова Источники
Фотоальбомы Презентация фотоальбома «Маршал артиллерии КАЗАКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ» Бутурлинский историко-краеведческий музей, 5 мая 2005 года Cлева-направо : глава администрации Бутурлинского района Н.Е. Соловьева, ветеран ВОВ Кусков К.А., Казакова Т.В. Командный состав 16-го легкого артиллерийского дивизиона 6-й стрелковой дивизии. Брянск, 1921 г. Фотоальбом. 1916–1930-е годы
Литература Карпенко В.Ф. Маршал Казаков Полоса газеты « Бутурлинская жизнь» от 06.05.2008, посвященная Дню Победы и приближающемуся 110-летию со дня рождения маршала артиллерии, Героя Советского Союза В.И. Казакова. Менделеев Б. От рядового до маршала.
Скульптура Бюст В.И. Казакова в Оренбурге . Экскурсовод музея Коннова О.Н. у бюста В.И. Казакова в историко-краеведческом музее (скульптор П.И. Гусев)
Видеофильмы. Телесюжеты
И мя В.И.Казакова в названиях улиц Находится в Красносельском районе Санкт Петербурга, недалеко от станции метро «Проспект ветеранов» на пересечении с проспектом маршала Жукова. Находится в Московском районе Нижнего Новгорода. переименована в 1968 г. в соответствии с постановлением правительства СССР об увековечивании памяти В.И. Казакова.
Радиопередачи
Фонд памяти полководцев Победы Вторая слева в первом ряду – С.П. Казакова , вдова В.И. Казакова, член Попечительского Совета Фонда. Четвертая слева в третьем ряду – С.В. Казакова , учредитель Фонда. Крайние справа в третьем ряду – Т.В. Казакова , дочь В.И. Казакова, член правления Фонда; В.А . Михайлов , внук В.И. Казакова.
Учебные заведения Бутурлинская средняя общеобразовательная школа им. маршала Казакова В.И. 106 учебный центр войсковой ПВО Сухопутных войск ВС РФ, г. Оренбург
Музеи Зал «Солдат России – маршал Казаков» занимает центральное место экспозиции второго этажа Бутурлинского историко-краеведческого музея. Стенд с наградами маршала артиллерии Казакова В.И. в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге
В оенно-спортивные игры для детей Этап «Кубка Победы» по контуру, посвященный памяти Героя Советского Союза Василия Ивановича Казакова состоится 24 февраля 2018 года на Нижегородском ипподроме . Официально военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году . Возглавил В.И.Казаков
Б утурлинские чтения имени маршала В.И.Казакова Первые Бутурлинские чтения: «СУДЬБА МАРШАЛА – СУДЬБА РОССИИ » Были проведены в р.п. Бутурлино 8-9 ноября 2006 года и посвящены жизни и деятельности маршала артиллерии В.И. Казакова.
Источники : В.И. Казаков . Артиллерия , огонь! Записки маршала артиллерии. М .: АСТ, 2008 https :// ru.wikipedia.org http:// www.marshalkazakov.ru http:// letopisi.ru http:// www.warheroes.ru
Комментарии
Уважаемая коллега, наш проект
Уважаемая коллега, наш проект был самым лучшим, а боевой лист- самым оригинальным и современным. Благодарю Вас за сотрудничество!
Желаю Вам победы в будущих
Желаю Вам победы в будущих проектах!
Совершенно согласна с Вами
Совершенно согласна с Вами,Елена Петровна!И Вам удачи!