Инновационная деятельность на базе КФУ
Человек как личность детерминируется социумом, а как индивид – психофизиологическими задатками. Поэтому учителю очень важно в процессе обучения учитывать особенности восприятия учебного материала обучающимися. От ведущего канала восприятия зависит процесс формирования устной и письменной речи, аналитических способностей. Таким образом, реализация деятельностного подхода к построению учебного занятия, в том числе и урока литературы, с учетом модальностных характеристик обучающихся позволит повысить мотивацию к изучению предмета и качество обучения, что и определяет актуальность нашего проекта.
Методологическая и теоретическая основа проекта: В современной психологии выделяют типы учащихся с учетом их модальностных характеристик (аудиалы, визуалы и кинестетики), связанных с доминированием определенных зон мозга (А.Р. Лурия). Опираясь на концепцию А.Р. Лурия (1978), можно утверждать, что в зависимости от доминирования одного из полушарий человек применяет различные стратегии обработки вербально-логической и зрительно-пространственной информации (В.А. Москвин, 1990). Теоретический анализ литературы в области нейропедагогики позволяет выявить следующие особенности поведения обучающихся с учетом их перцептивной модальности в условиях современного урока (М. Гриндер
Так, для визуалов характерны отличное усвоение увиденного, а не услышанного, организованная наблюдательность, уравновешенность, образность мышления; аудиалы легко повторяют услышанное, отвлекаются, плохо работают в шуме, коммуникабельны, открыты к дискуссиям; кинестетики лучше обучаются в деятельности, хорошо помнят общие впечатления о событии, отвечают на физические поощрения и т.д.
Таким образом, теоретические труды, составляющие научную базу нашего проекта, позволяют выделить следующие цели и задачи его разработки и практической реализации:
Цель проекта: Построение современного урока литературы с учетом когнитивных особенностей учащихся, использование разных стилей обучения в зависимости от стратегии мышления обучающихся.
Задачи:
1. Исследование когнитивных особенностей обучающихся, выявление ведущих каналов восприятия, уровня познавательной мотивации;
2. Разработка подходов к организации пространства кабинета литературы с учетом модальностных характеристик обучающихся;
3. Разработка конструктора урока литературы на основе методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на ведущий анализатор.
На данный момент проведено диагностическое исследование, на основании которого разработаны требования к оформлению кабинета и построению урока с учетом модальностных характеристик обучающихся. Разработан конструктор учебных задач с учетом типа модальности.