Инновационная деятельность на базе КФУ

Ибатуллина Люция Гаптелхаевна

Разработка  контрольно-диагностических  материалов для  формирования   и оценки УУД на уроках русского языка, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Апробация и внедрение комплекта контрольно-измерительных материалов в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_1.ppt883 КБ
Файл proektnaya_rabota_2.docx82.74 КБ
Файл otchet_ob_innovatsionnoy_deyatelnosti_za_2016_god.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы

Слайд 2

РИП «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»

Слайд 3

Информационная карта инновационной деятельности Тема инновационной разработки Автор, авторский коллектив инновационной разработки Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др.

Слайд 4

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы, которые должны быть размещены на личном мини-сайте nsportal.ru

Слайд 5

Наша тема инновационной деятельности: «Разработка компетентностно-ориентированных заданий как средство формирования и оценки межпредметных планируемых результатов»

Слайд 6

(Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Повторение изученного в 5 классе») Авторы проекта: учителя русского языка и литературы Ибатуллина Люция Гаптелхаевна, Мартынова Татьяна Анатольевна 1 этап ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Системно-деятельностный подход: творческие задания на уроках русского языка и литературы»

Слайд 7

совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность . умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД

Слайд 8

Виды УУД

Слайд 9

целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

Слайд 10

образец задания Составьте алгоритм правильного написания корней - лаг- , - лож- Учтите, что слово полог - исключение Регулятивные УУД

Слайд 11

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 12

образец задания Найдите четвертое «лишнее» слово. Мотивируйте свой ответ. А) коробка, дуб, пруд, молотьба; Б) мороз, хоровод, варежка, просьба Познавательные УУД

Слайд 13

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 14

образец задания Две позиции: «согласен», «не согласен» Выберите для себя утверждение и убедите собеседника (соседа по парте) в вашей правоте. Согласны ли вы с утверждением: «Знание орфографии не столь важно в жизни». Позиции собеседников: «я согласен…», «я не согласен… Коммуникативные УУД



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение экономики и управления образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Системно-деятельностный подход: творческие задания на уроках русского языка и литературы»

(Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Повторение изученного в 5 классе»)

Авторы проекта:

учителя русского языка и литературы

МБОУ – Арской гимназии №5

Ибатуллина Люция Гаптелхаевна,

Мартынова Татьяна Анатольевна

г. Арска Арского района РТ

 Научный руководитель:

Волкова Ольга Валерьевна, доцент

ПМЦПК и ППРО КФУ,к.п.н.

Казань, 2016

Оглавление

1.Введение.

2.Актуальность проекта.

3. Цель и задачи проекта.

3.1. Цель проекта

3.2. Задачи проекта

3.3. Целевая группа проекта.

4.Проектное решение.

5.Жизненный цикл и этапы проекта.

6.Ожидаемые результаты.

7.Риски реализации проекта и пути их преодоления.

8.Заключение.

9.Список использованных документов и источников.

10.Приложение.

  1. Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

  1. Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном  подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя  ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных  проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

  1. Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта

Разработка  контрольно-диагностических  материалов для  формирования   и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по  разделу «Повторение изученного в 5 классе»

3.2 Задачи проекта:

1.Определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Повторение изученного в 5 классе».

2. Разработать диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия    по разделу «Повторение изученного в 5 классе».

 3. Апробация и внедрение комплекта контрольно-измерительных материалов в школе.

  1.  Целевая группа проекта: учащиеся 6 класса
  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Нами разработаны контрольно-диагностические материалы, которые включают задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Повторение изученного в 5 классе». К отдельным заданиям даются варианты их выполнения. Учитель может использовать этот материал на уроках, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.

5 .Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта с 01.04.2016 г. по 31.05.2016 г.

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 21.03.2016 по 01.04.2016)

2. Основной (с  апреля 2016 г.  по май 2016 г.)

3. заключительный (с 1 мая 2016 г. по 31 мая 2016г.)

Подготовительный этап: изучение методической литературы и нормативных документов.

Основной этап: разработка контрольно-диагностических материалов.

Заключительный этап: апробация контрольно-диагностических материалов.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Создание комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки планируемых результатов обучения русскому языку по разделу «Повторение изученного в 5 классе»;

2.  Повышение качества образования и воспитания в школе;

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1. Низкая мотивация учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.  Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

2. Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев  оценки.

Заключение  

        Стратегическим направлением оптимизации системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов: –  личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

–  регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);

– познавательные (общеучебные, включая знаково-символические;  логические, действия поиска и постановки проблем);

– коммуникативные (планирование сотрудничества,  постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами русского языка) универсальные действия.

   В данной  проектной проекте мы представили  контрольно- диагностические листы, которые включают задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные  планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Повторение изученного в 5 классе». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так  и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.

    Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение  учиться.

   Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.  

  Представленный в работе материал   соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской.  Учитель  может использовать  этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.

Список использованных документов и источников информации

I.1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. /   Н.В.Егорова Н.В. - 2-е изд. Перераб. _ М.: ВАКО, 2015. - 416 с.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.

3. Дейкина А.Д. Русский язык: Универсальные учебные материалы: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Вербум-М. 2008. - 172 с.

3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд.  - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

II. Электронные ресурсы

  1. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного  и начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipr.ru >rmo_2011docs|13uo37.doc – Заглавие с экрана.
  2. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.su >ov|programma_razitiya_univversalnuh... – Заглавие с экрана.

Приложение 1.

Контрольно-диагностический лист по разделу

«Повторение изученного в 5 классе»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Фонетика. Орфоэпия. Повторение изученного в 5 классе

Знать фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить

Орфограммы в приставке, корне и окончании

Уметь опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный

анализ слов

Части речи.

Уметь опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи проводить морфологический анализ слова 

Словосочетание.

Уметь анализировать различные виды словосочетаний  с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; проводить синтаксический анализ словосочетания

Простое и сложное предложение.

Уметь анализировать различные виды  предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ предложения

Прямая речь. Диалог.

 Уметь проводить синтаксический анализ предложений с прямой речью; участвовать в диалогическом общении, создавать устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

        

        Приложение 2.

Регулятивные универсальные учебные действия

Задание 1

Графический диктант на орфограмму «Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных» .                                                                                                                                    Учитель читает слова, дети отмечают точками окончания –Е-И, затем соединяют их.

1-о совести, 2-в мире,3-о чести, 4-в радости, 5-в согласии, 6-о правде, 7-на родине, 8-о порядочности, 9-о смелости, 10-о достоинстве, 11-в жизни, 12-о счастье.

Ответ: 1              3          4          5                            8           9              11                  

 

                  2                                       6             7                          10               12

 Критерии оценок: 0 ошибок – «5»,

                                      1-2 ошибки – «4»,

                                      3-4 ошибки – «3»,

                                более 4 ошибок – «2».

 

Взаимопроверка, выставление оценок.

Задание 2

А) Диктант. По теме «Буквы-А, О в корне -раст, -рос».

1.Без удобрений не будет растений. 2.Трудно дереву одинокому расти. 3. Где сосна взросла, там она и красна. 4.Сломить дерево – секунда, а вырастить  - годы. 5. И камень лёжа мхом порастает.

Сформулируйте задания к данному тексту.

Б) Работа с перфокартой.

1 Выр..стили

2 Подр..сли

3 Отр..сль

4 Взр..щённый

5 Р..стки

6 Разр..статься

7 Пор..сль

8 Вр..сли

1

2

3

4

5

6

7

8

А

+

+

+

+

О

+

+

+

+

 

Задание 3

"Простые и сложные предложения"

Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.
Пришел сентябрь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.

http://festival.1september.ru/articles/565526/img1.gif

Сформулируйте задания к предложениям.

( Предположительный ответ. Надо написать предложения в соответствии со схемами. Выполните разбор первого предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее.
В третьем и четвертом предложениях по две грамматических основы, как называются такие предложения? Чем отличаются простые предложения от сложных?)

Задание 4

Спишите текст, вставляя пропущенные безударные гласные. Подберите проверочные слова и запишите их в скобках.

Небо голубое. Лес. За лесом луг. Озеро б…льшое (…), камыши вокруг. З…лотятся (…) всюду ровные п…ля (…). Это ты, р…дная (…) русская з…мля (…)!

Проверьте свой ответ по эталону.

Задание 5

Как утверждает автор, никому еще не удалось исправить все ошибки в данном  стихотворении. Попытайтесь сделать это вы. Сравните с эталоном.

Слыхали  эту новость?

У нас в шкафу живет

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжует.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнет в один присест.

Прожорлив,  как собака,

Тот, кто живет в шкафу:

Пропали тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету  кунью

И  дедовский  папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж тут путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мыш ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб все пустить в труху?

…Но есть обжора  Время –

Вот кто живет в шкафу.


Б.Ю. Норман

Задание 6

Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки  (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)

Буква «И» – синий цвет,
буква 
«Ы» – зелёный цвет,
буква 
«Е» – красный цвет

1. ц_нк           2. ящериц_        3. акац_я  
4. ц_плёнок   5. оц_нить        6. падчериц_н 
7. ц_кл           8. на ц_почках   9. ц_фра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами  ставят оценку:

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Доска (ответ в цветах):

http://festival.1september.ru/articles/565324/img2.gif

Задание 7.

Подумайте над порядком морфемного разбора. Составьте алгоритм, используя данные словосочетания.

– Выделяем основу, подбираем однокоренные слова – выделяем корень, определяем часть речи (наречие, инфинитив – не имеют окончания), – выделяем приставки и суффиксы, – изменяем слово – выделяем окончание

Задание 8

Графический диктант. Составьте схемы предложений. Проверьте по эталону.

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик». Он спросил: "Куда ты собрался? " Он воскликнул: "Солнце взошло! "

Задание 9

Составьте алгоритм правильного написания корней  - лаг- , - лож-

Учтите, что слово полог - исключение

Задание 10

Составьте инструкцию: «Как можно действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания в сложном предложении».

Приложение 3

Познавательные универсальные учебные действия

Задание 1

Прочитайте текст.

Гений орфографии.

Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Галина, который это слово писал так: кердпич. Слово исчеркивалось красными чернилами, выводилось на доске. Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. А потом писал: керьпичь. Когда учительница поправляла: падежи не коственные, а косвенные, Васька подозрително хмурил брови, ибо твердо был уверен, что название происходит от слова кость. Клавдия Петровна в конце концов махнула рукой.

Написать правильно чеснок его нельзя было заставить никакими человеческими усилиями – другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: честног.

Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся…  Все исключения, непроизносимые согласные, звонкие на месте произносимых глухих, безударные гласные – все это бултыхалось в его голове, как вода в неполном бочонке, который везут по ухабам, и выплескивалось с неожиданной силой.

Васька был гений и, как всякий гений, был неповторим.

(Александр Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени»)

Какие «ошибки» в написании слова кирпич пытался предупредительно исправить Васька? Дайте аргументированный ответ.

Задание 2

Игра «Ты – мне, я – тебе». По теме « Имена существительные, которые имеют только форму единственного или множественного числа»

а) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Сила,  правда, богатство, слезы,  веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет.

(ОТВЕТЫ. Бессилье или слабость, ложь, бедность, смех, горе, молодость, чернота, неподвижность, тьма).

б)  Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Оттепель, праздник, рассвет.

(ОТВЕТЫ. Заморозки, будни, сумерки)

Задание 3

Расставьте ударение в следующих словах и распределите их по колонкам:

Звонишь, повторишь, квартал, облегчить, углубить, упростить, досуг, торты, свекла.

Сколько у вас получилось колонок?

Задание 4

Составьте словосочетания, в которых слова  седой, бархатный, прямой  будут употреблены в переносном значении. Дайте им толкование. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Предполагаемые ответы: седой туман, бархатный голос, прямой характер

Задание 5

Найдите четвертое «лишнее» слово.  Мотивируйте свой ответ.

А) коробка, дуб, пруд, молотьба;

Б) мороз, хоровод, варежка, просьба

Задание 6

Какое грамматическое различие имел в виду бык? Докажите свое мнение.

Укажите известные вам самостоятельные части речи.

На перекрестке двух дорог

Слова столкнулись «бык» и «рог».

Рог закричал: «Ах, как я рад,

Что повстречал тебя здесь, брат!»

Вчера сказал мне носорог,

Что наш падеж, число и род

Настолько схожи  меж собой…

Постой! Куда же ты? Постой!»

Но закричал сердито бык:

«Я к панибратству не привык!

Прошу вести себя прилично:

Не забывайте о различье!»

(А. Каютина)

Задание 7

Из каких лингвистических словарей взяты словарные статьи? Обоснуйте свое решение.

  1. Цикада, -ы; ж. Насекомое, обитающее в степях, в Крыму, на Кавказе. Цикады стрекотали в траве.
  2. Цигарка •самокрутка, козья ножка, закрутка, завертка, скрутка

цигарку – дитю? Да я тебя!..

Возможный вариант ответа

Первая словарная статья взята из толкового словаря, так как дает лексическое толкование слова, грамматические признаки.

Вторая словарная статья взята из словаря синонимов, так как все перечисленные слова близки по лексическому  значению, являются одной частью речи, отличаются оттенками лексического значения  употреблением в речи.

Какая орфограмма объединяет эти два слова? Расскажите, когда пишутся сочетания букв ци и цы.

Задание 8

Решите «смысловые пропорции»

А) цыган – искл. = цирк  – ?

Б) мел – мель = кон – ?

В) звук – фонетика = знаки препинания  – ?

Г) б – п = в – ?

Задание 9

 Повторение по теме «Приставка»                                                                                         Отгадайте загадки, а отгадки запишите.

1) В перевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

2) Он стоит на трёх ногах

Сам чёрный, в чёрных сапогах,

Зубы белые, педаль

Называется…(рояль)

3) Неуклюжий, светло-синий

По кустам развешан …(иней)

4) Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (солнце)

5) Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга из далёка

Тебе подарит …(телефон)

6) Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

7) Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

9) В домик свой скворец вернулся,

И в норе медведь проснулся.

Всюду слышна птичья трель,

Кто же к нам пришёл…(апрель)

Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое слово получилось? (Приставка.)                                                                                                                                       Прочитайте стихотворение С.Орлова, выпишите из стихотворения слова с приставками, напишите слово, от которого оно образовано (без приставки).

Найдите лишние слова.

Опустился тёплый вечер,

Словно голубь с высоты,

На мои большие плечи,

На деревню, на кусты…

Сизо-дымчатый, туманный,

Вечер крыльями накрыл

Лес, реку, людей, поляны…

Ничего не позабыл.

Посмотрел, улечься где бы,

Синий соня, - и уснул,

Всё закрыв дневное небо…

Я сурово вверх взглянул.

А вверху дрожат в бессилье,

Чище самых чистых рос,

На его широких крыльях

Голубые капли звёзд.


Задание 10

Тема "Словосочетания».                                                                                                                        1. Допишите предложения.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.

2.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова. Докажите, что не всегда 2 слова образуют словосочетание.

 Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале  брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре

3. Для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее.

Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Голоса птиц, варенье из смородины, капля дождя.

Приложение 4

Коммуникативные универсальные учебные действия

Задание 1

Прочитайте стихотворение.

Львиная история.

Папу в город Львов послали.

Испугался я вначале:

Для такой командировки

Нужен мастер дрессировки.

Папа храбрый. Он для дела

В город Львов собрался смело

И сказал: «Не пропадем!

Едем мы с коллегой Львом!»

Я увидеть льва мечтал,

Напросился на вокзал,

А в купе садится к папе

Бородач в очках и шляпе.

Тут спросил я, осмелев:

«Ну какой же это лев?»

И ответил он с улыбкой:

И скажу вам больше: Львов –

Город  вовсе не для львов»

(Тамара Крюкова «Потапов, двойка!»)

О каких «львах» идет речь в стихотворении? Чем различаются эти слова? Подготовьте небольшое сообщение о происхождении какого-нибудь  собственного имени существительного.

Образец ответа:

Людмила

Славянское, от основ слов со значением люд, люди

+ милая. Людям милая.

 В Святцы имя попало благодаря чешской княжне в 922 г.

Уменьшит.формы: Люда, Людочка, Люся, Мила, Миля.

Задание 2

Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож.

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата Лаг и Лож. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг - братьев Лаг и Лож, того награжу по-царски». 

Задание 3

По теме «Прямая речь»

Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придётся употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми.

Задание  4

«Проверь знания у соседа». 

Составьте устный рассказ по плану, расскажите его соседу по парте. Поставьте оценку соседу за устный ответ.

План:

  1. Что такое морфология?
  2. Какие части речи вы знаете?
  3. Что такое морфологический разбор?

Задание 5

«Подготовь связный рассказ на определенную тему».

Составьте связный текст на определенную тему, например: «Ура Глаголу», «Ее Величество Фонетика»

Задание 6

Брат и сестра идут в школу. Составьте диалог ребят  на одну из предложенных тем: «Их любимый мультик «Белка и Стрелка», « Дети опаздывают на контрольную по математике».

Задание 7

Каждый звук имеет свой характер. Например: Ш-тихий, медлительный, настороженный. Какие ощущения вызывают у вас другие звуки? Сочините фантастическую  историю об одном из них.

Задание 8

Составьте синквейн на одну из предложенных тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»

Задание  9

Написать эссе по пословице. Приведите примеры из жизни, к которым бы подходили данные пословицы.

- Лучше ногою запнуться, чем языком.

- Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.

- Меньше говори, да больше делай.

- Не спеши языком, а спеши делом.

Задание 10

Две позиции: «согласен», «не согласен»

 Выберите для себя утверждение и убедите собеседника (соседа по парте) в вашей правоте. Согласны ли вы с утверждением: «Знание орфографии не столь важно в жизни».  Позиции собеседников: «я согласен…», «я не согласен…»





Предварительный просмотр:

Отчет  об  инновационной   деятельности   за 2016  год

Информационная  карта  инновационной  деятельности  

Полное наименование  образовательной  организации  (учреждения)

МБОУ «АСОШ №1 им.В.Ф.Ежкова с УИОП»

Контактные данные: почтовый  адрес, телефон,  адрес  официального  сайта, электронная  почта  

422000,РТ, Арский район, г.Арск,ул.Школьная, д.2, +7(843)-663-20-05, S1.Ars@tatar.ru; arskasosh1@mail.ru

Тема инновационной  разработки

«Разработка компетентностно-ориентированных заданий как средство формирования и оценки межпредметных планируемых результатов»

Автор, авторский  коллектив инновационной  разработки

Ибатуллина Люция Гаптелхаевна

Краткое описание  инновационной  разработки  (актуальность,  новизна,  цель, задачи, ресурсы,  содержание работы,  полученные  результаты  (либо ожидаемые результаты,  если только  приступили  к этой теме)

Разработка  контрольно-диагностических  материалов для  формирования   и оценки УУД на уроках русского языка, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Апробация и внедрение комплекта контрольно-измерительных материалов в школе.

Сведения  о распространении  инновационного  опыта:  - участие в научно-практических  конференциях  - открытые уроки  по инновационной  деятельности  на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах,  семинарах  по инновационному  направлению  деятельности; -печатные работы за отчетный период и др.

1.Международная научно-практическая конференция «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания», проведенная на базе ГАПОУ "Арский педагогический колледж имени Г.Тукая" по теме «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы» 9 ноября 2016 г.

2.Межрегиональная научно-практическая конференция «Национальная литература народов Поволжья: проблемы межкультурной коммуникации», проведенная на базе КФУ (Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого) по теме «Сопоставительный анализ литературных и народных сказок» 21 ноября 2016 г.

3.Районная августовская конференция «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя» по теме «Современные подходы в работе МО в условиях перехода  на ФГОС ООО», проведенная на базе МБОУ «Арская СОШ №7» 21 августа 2016 г.

4.Районный семинар учителей русского языка и литературы «Проблемные вопросы содержания образования в условиях подготовки к сочинению» по теме «Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО», проведенный на базе МБОУ «Новокинерская СОШ» 30 ноября 2016 г.

5.Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года. На сайте Фестиваля, на диске и в сборнике тезисов. Сертификат к диплому № 298-252-080/ОУ-13. Издательский дом «Первое сентября». Дидактический материал к урокам русского языка по теме «Имя прилагательное. 6 класс», 2 страницы.

6.Публикация в материалах II научно-практической конференции «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания». «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы» Арск: ГАПОУ "Арский педагогический колледж имени Г.Тукая", 2016, 2 страницы.

7.Публикация в материалах Межрегиональной научно-практической конференции «Национальная литература народов Поволжья: проблемы межкультурной коммуникации». Казань: изд-во Казанского ун-та, 2016, 3 страницы.

Сведения, подтверждающие  эффективность  инновационной  разработки  (положительная  динамики):  - конкурсное  движение, участие в олимпиадах,  смотрах,  конкурсов  обучающихся  (муниципальный,  республиканский  всероссийский  уровень); - качество образования   (высокобалльники);   -др.

1. Конкурс «Нобелевские надежды КНИТУ -2016»,

Минзина В. И., 7 класс, лауреат в номинации «Языковая культура», 2016 г.

2.Республиканская олимпиада по литературе  для школьников 2-6 классов «Литературный марафон», Хасанова Р. С. ,5 класс, победитель, 2016 г.

2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку, Хасанова Р.С., Шайхутдинова А. Р., 5 класс, призеры, 2016г.

Форма представления  инновационной  деятельности  (указать одну из    предложенных):  -  «Мастер-класс»  учителя  по инновационной  деятельности в рамках программы  ПК;  |  -  семинар-практикум  для слушателей  программы  ПК (на базе 00); -  элективный  курс в рамках  заявленной  темы;   -  открытый урок по инновационной  деятельности  на уровне муниципального  района,  республики;  - печатные  работы;  - разработки  (контрольно-измерительные  материалы и др.) Отчет об инновационной  деятельности должен  содержать  текстовый материл,  а также видео и  фотоматериалы.

Районный семинар учителей русского языка и литературы,  проведенный на базе МБОУ «Новокинерская СОШ» 30 ноября 2016 г. Выступление по теме «Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО» (видео размещено на https://drive.google.com/file/d/0B6C7lWVGcl5veHl1WVNqdDEyMk0/view?usp=sharing)