Инновационная деятельность на базе КФУ

Реализация проекта "Когда мы вместе" предполагает, что при правильной разработке и реализации экспериментальной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ, будут созданы благоприятные условия развития способностей  и сформированы у каждого ребенка адаптационные механизмы к социуму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ikl.obraz_._v_tsdt_derb.doc65.31 КБ
Файл otchet_rip_noyabr_2016.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества  п. Дербышки»

Советского района города Казани

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Когда мы вместе»

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  и расширения среды инклюзивного образовательного пространства в сфере дополнительного образования детей  в Центре детского творчества пос. Дербышки

Советского района г. Казани.

срок реализации проекта - 3 года.

Автор проекта:

Мурзинова  Галина Юрьевна,

методист отдела, ПДО

Иванова Елена Михайловна,

заведующий отделом, ПДО

Казань - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………….3
  2. Теоретическая составляющая………………………………………....4

               Концептуальные основы проекта

Постановка проблемы

Обоснование и возможности для реализации проекта

  1. Практическая составляющая………………………………………….6

Идея проекта

Цели и задачи проекта

Организация комплексного учебно-воспитательного          процесса

Основные направления работы в рамках проекта

Блоки программы

План действий проекта

Предполагаемые результаты

Практическая значимость

  1. Заключение…………………………………………………………...17
  2. Литература…………………………………………………………....18
  3. Приложение……………………………………………………….….19

Гипотеза

Если правильно разработать и реализовать экспериментальную систему комплексного педагогического сопровождения детей с разными возможностями, то это создаст благоприятные условия не только пребывания в группе сверстников, но и  будет способствовать развитию способностей  и поможет выработать у каждого особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму.

1.Введение

Инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества – процесса, актуального во всем мире.

Инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, «приспособление» к различным нуждам всех детей, к образованию для детей с особыми потребностями в условиях совместного обучения.

В самом простом понимании, для того чтобы достичь результатов в инклюзивном образовании необходимо избавиться от барьеров (препятствий), которые встают перед ребенком с особыми познавательными потребностями (или другого ребенка) на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни (в дополнительном образовании – в жизни учреждения или учебной группы детей с нормой развития).

Центр детского творчества пос. Дербышки Советского района г. Казани является учреждением дополнительного образования детей, предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Для   центра  «инклюзивное образование» является не новым направлением педагогической работы, а долгожданным правоустанавливающим термином и понятием, обозначенным сегодняшними правовыми и методологическими документами. С 1992 году в ЦДТ функционирует  отдел  социальной и педагогической реабилитации и  адаптации детей – инвалидов с детства, проживающих в микрорайоне пос. Дербышки (Высокая гора, Киндери, Аки, Научный городок, Березовка).  За 24 года работы клуба «Родник» в  Центре детского творчества накоплен большой педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: создан банк данных детей с ограниченными возможностями региона Дербышек; разработана  систематическая комплексная педагогическая программа, направленная на развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования; идет  разработка индивидуальных программ для детей с особенностями развития.

Поэтому представляемый проект является возможностью достойного продолжения реализации  программы и расширения возможностей без противостояния и преград финансовых органов  в условиях позитивного отношения к решению проблем.

Опираясь на многолетний опыт работы социальной работы в условиях дополнительного образования детей в Центре детского творчества пос. Дербышки сформировалось свое видение решения данного вопроса.

Актуальность проекта заключается в необходимости методологического включения в реализацию инклюзивного образования во всех направлениях деятельности дополнительного образования центра: изучения, распространения и обобщения опыта, расширения круга взаимоотношений детей, родителей, педагогов, специалистов.

2. Теоретическая составляющая

Концептуальными основами проекта являются:

  1. Положения Л.С. Выготского о том, что:

- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;

- развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;

  1. Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии  А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
  2. Принципиально значимы являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Постановка проблемы

Необходимость разработки и внедрения проекта инклюзивного образования в сфере дополнительного образования  обусловлена и объективными факторами:

1.Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности.

2.Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.

3.Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка. Инклюзивное образование является частью международного права в области образования для лиц, которые могут подвергаться дискриминации по состоянию здоровья.

Условия реализации проекта

Центр Детского Творчества поселка Дербышки  города Казани для реализации проекта имеет следующие ресурсы и условия:

  1. Наличие отдела социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ. Учебно-воспитательный процесс с детьми с ограниченными возможностями формулируется следующими положениями:
  • Учебно-воспитательный процесс осуществляется, исходя из возможностей ребенка.
  • Стержнем учебного объединения служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые может освоить ребенок.
  • Программа определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, проектирует тот тип мышления, который необходим при усвоении ими предлагаемого материала.
  • Содержание учебной программы разрабатывается в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности и с образовательными потребностями ребенка.
  • Обучение  с детьми на дому, что для ребенка и родителей  является огромной психологической поддержкой.
  1. Наличие условно приспособленной (не по нормативам) предметно-развивающей среды (кабинет психолога, музыкальный, физкультурный и танцевальный залы, элементы сенсорной комнаты).
  2. Положительный опыт реализации в ЦДТ моделей интегрированного образования в условиях отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
  3. Наличие кадровых условий, обусловленных высоким профессионализмом педагогов Центра.
  4. Наличие программно-методического обеспечения учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов учреждения.  
  5. Социальная востребованность данной услуги.
  6. Предполагаемые изменения условий, планово  реализуемых по программе ФЗ «Доступная среда».

3. Практическая составляющая

Идея: Социализация  детей с ограниченными возможностями в среде здоровых сверстников.

Подготовка детей с ограниченными возможностями в условиях дополнительного образования к возможностям доступа освоения основной программы общеобразовательного обучения в школах.

Цели проекта:

  • Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях Центра Детского Творчества поселка Дербышки  города Казани;
  • Создание системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации;
  • Развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех обучающихся.
  • Создание методической площадки для  в г.Казани  для учреждений дополнительного образования.

Задачи проекта:        

  1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  2. Создание условий для открытия инклюзивных групп для детей с разными возможностями.
  3.  Реализация условий по программе «Доступная среда» для помещений клуба «Родник», «Алиса» (Парковая,12), «Центр» (Правды,21 а).
  4. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
  5. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования в сфере дополнительного образования.
  6. Формирование социально-психологической культуры, толерантного сознания  всех участников образовательного процесса.
  7. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность.
  8. Реализация условий помещений ЦДТ  по Федеральной программе «Доступная среда».

Риски и пути их преодоления

Внешние риски

Факторы

Методы решения

  1. Психологическая неготовность родителей здоровых детей, которые далеко не всегда однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их детей и детей с ОВЗ

Информационно-просветительская работа; психологические тренинги.

  1. Психологическая неготовность здоровых детей к совместному обучению детей с ОВЗ

Информационно-просветительская работа мероприятия по правовой и морально-нравственной тематики, тренинги

  1. Неготовность общества к идеям инклюзивного образования

Информирование общественности через СМИ, открытые мероприятия

  1. Отсутствие финансирования для  реализации эксперимента

Привлечение социальных партнеров

  1. Психологическая неготовность детей с ОВЗ и их родителей к инклюзивному обучению

Информационно-просветительская работа, психологические тренинги с детьми и их родителями

Внутренние риски

  1. Кадровые (отсутствие специальной подготовки у педагогов)

Прохождение курсов профессиональной переподготовки (ТОИПКРО, ТГПУ и др.)

  1. Отсутствие в штатном расписание должностей

Введение в штатное расписание логопеда

  1. Отсутствие финансирования творческих  конкурсов

Финансирование бюджетной сферы; привлечение социальных партнеров.

Возможности развития и устойчивость проекта

Особенностью проекта может быть его масштабируемость (внешние и внутренние финансовые бюджетные источники, исполнение Федеральных программ) и возможность модификации.

Устойчивость проекта подтверждается результатами успешности программы инклюзивного образования на каждой ступени реализации проекта.

Требования к профессиональной компетентности педагогических работников - участникам, реализующим проект:

- Знания в области семейной психологии, возрастной психологии, коррекционно-развивающей работы

  • Владение  методиками: диагностирования детей с ОВЗ и их родителей, коррекционно-развивающей работы
  • Владение навыками ведения мониторинга развития детей
  • Владение навыками психопрофилактической работы с педагогами, детьми и их родителями
  • Владение приемами аналитико - прогностической  деятельности

Дополнительные требования к педагогическим работникам:

Всем участникам проекта необходимо ознакомиться с основными понятиями и целями инклюзивного образования, в том числе:

  • опытом инклюзии в мировой практике;
  • нормативной базой инклюзивного образования и международными правовыми актами;
  • условиями создания безбарьерной среды как первого принципа реализации инклюзии в обществе;
  • особенностями медицинского сопровождения при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Эти темы достаточно широко представлены в публикациях и доступны широким читательским кругам

Организация комплексного учебно-воспитательного процесса

 клуба «Родник»

Чтобы, дети, занимающиеся в клубе, имели возможность обучаться сразу по нескольким направлениям, опираясь на собственный опыт, определена основная цель работы отдела: организация комплексного учебно-воспитательного процесса, способствующего созданию возможных условий для социальной адаптации и творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях дополнительного образования.

  Ребёнок одновременно может развивать творческие и интеллектуальные способности, укреплять физическое здоровье. Такая тенденция особенно важна в работе с детьми с ограниченными возможностями. Работа отдела ведется по трем направлениям:

1. Учебно - воспитательная работа:

  • Студия личностного роста «Лесенка»
  • Развитие речи «Говоруша»
  • Лечебная физкультура
  • Прикладная студия «Ступени творчества»
  • Студия театра кукол «Жили-были…»
  • Развивающие занятия «Радуга»  
  • Группа общего развития

2. Организация массовых и групповых мероприятий

3. Социальная работа

Этапы реализации проекта

  1. I этап – организационный: июнь 2015  -  октябрь  2015г.
  2. II этап – реализации: ноябрь 2015 – май 2017г.
  3. III этап – контрольно-диагностический: май–август 2017г.

Практическая составляющая

 Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

  • создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для всех направлений учебно-воспитательной деятельности
  • повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
  • материально-техническое и организационное обеспечение инклюзивного образования;

Блоки  проекта

  1. Организация  и координация  проведения проекта.
  • Реализация основных направлений  проекта.
  • Реализация программы «Доступная среда» в учреждении
  • Привлечение спонсорской помощи.

2.  Методическая работа.

  • Методическое обеспечение проекта.
  • Подготовка и проведение городских и республиканских семинаров
  • Обмен опытом

3.Реализация творческих способностей детей

  • Проведение городских и районных конкурсов по ИЗО и прикладному творчеству.

4. Конкурсы педагогического мастерства

  • Деятельность (конкурсная) по созданию идей, сценариев мероприятий для детей  с ограниченными возможностями
  • Выпуск методических пособий по организации и проведению мероприятий проекта

5. Работа с родителями детей.

  • Организация совместных мероприятий детей и родителей

План  действий проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные и исполнители

Организационные вопросы и норматино - правовое обеспечение

Разработка и внедрение  блока «Инклюзивное образование» в программе  развития ЦДТ        

09.2015 по 09.2017

Директор

Создание  ответственной группы специалистов  (далее ОГС) по инклюзивному образованию ЦДТ

09.2015

Администрация ЦДТ

Проведение заседаний методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в  Центре

09.2015

06.2017

Зав.метод.

отделом ЦДТ

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте        

09.2015

06.2017

Зав. отд.

рук.клуба «Родник»

Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья и обмен профессиональным опытом работы

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов

09.2015

Зав. метод.

отделом ЦДТ

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

09.2015

06.2017

Администрация ЦДТ

Создание сетевого взаимодействия  с Центрами детского творчества района, города,  разработка планов совместной работы

09.2015

06.2017

Зав. метод. отделом ЦДТ

Организация и проведения педагогических советов, семинаров, мастер-классов по вопросам инклюзивного образования с ПДО ЦДТ

09.2015

06.2017

Зав.метод.

отделом ЦДТ, методист отдела

Организация и проведение мастер-классов по вопросам инклюзивного дополнительного образования с педагогическими работниками района, города

09.2015

06.2017

Зав.метод.

отделом ЦДТ, зав.отделом

Изучение и обобщение опыта работы педагогов по системе инклюзивного образования в организациях района, города

09.2015

06.2017

Зав.метод. отделом ЦДТ

Развитие системы комплексного психолого-педагогического сопровождения и здоровьесберегающей среды детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация диагностирования детей с ОВЗ и детей - инвалидов

09.2015

06.2017

Методист отдела, педагог-психолог, ПДО по развитию речи

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании        

09.2015

06.2017

Методист отдела, педагог-психолог, ПДО

Составление индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

09.2015

06.2017

Методист отдела, педагог-психолог, ПДО

Развитие учебно-педагогического процесса в интегративных и инклюзивных группах клуба «Родник» и «Дошкольной Академии».

 ПДО «Алисы» и «Родника»

Организация досуговой  деятельности с детей с ОВЗ и  детей-инвалидов

09.2015

06.2017

Педагог-организатор отдела

Проведение тематических и массовых мероприятий  для детей и родителей (праздники, конкурсы, выставки)

09.2015

06.2017

Зав.отделом,методист отдела, педагог-организатор

Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с ОВЗ

В течение учебного года

Методист  клуба «Родник»

Участие в конкурсах творчества учащихся на различных уровнях (район, город, РТ, РФ)

В течение учебного года

Зав.отделом, методист  отдела

Подготовка и проведение заключительного творческого праздника для семей детей с ОВЗ

Апрель-май 15

Зав.отделом,

Методист отдела, педагог-организатор

Условия для создания инклюзивной среды

Участие педагогической и родительской общественности в  мероприятиях в рамках реализации проекта        

В течение учебного года

Зав.метод.

отделом ЦДТ

Проведение опросов общественного мнения

Октябрь15, апрель 16

Методист отдела, педагог-психолог ЦДТ, ПДО

Освещение реализации проекта в информационных листах ЦДТ, СМИ

В течение учебного года

Выступления участников проекта по вопросам инклюзивного образования на педагогических, метод советах ЦДТ и на мероприятиях  района,  города, республики, подготовка материалов к публикации

09.2015-

06.2017

Зав.метод.

отделом ЦДТ

Организация работы выездных творческих групп для проведение социально-культурных мероприятий и домашних праздников в семьях детей-инвалидов

В течение учебного года

Педагог-организатор отдела

Материально-техническое и организационное обеспечение

Реализация программы «Доступная среда» в ЦДТ в рамках Федеральной программы

Учредитель

Установка пандусов  для передвижения детей-инвалидов в коридоре клуба «Родник» в программе «Доступная среда»

Сентябрь-декабрь 2015

Администрация ЦДТ

Приобретение кресла-коляски и «ходунков» для передвижения детей-инвалидов в помещениях клуба «Родник»

В течение учебного года

Фонд развития ЦДТ «Дербышки»

Приобретение детской оборудования для сенсорной комнаты.

Сентябрь14-июнь 2015

Фонд развития ЦДТ «Дербышки»

Ремонт помещений клуба « Родник»

Летний период

По плану проведения текущего ремонта на 2015-2017 годы

Подготовка и выпуск методических изданий по обобщению опыта реализации всех  этапов проекта

Сентябрь14-июнь 15

Зав.метод.

отделом ЦДТ

Финансирование изданий

Администрация ЦДТ

Обобщение и распространение опыта

Проведение семинаров, конференций, мастер-классов на уровне района и города  (приложение № 1)

09.2015

06.2017

Зав.метод.

отделом ЦДТ, зав.отделом

Проведение  творческих конкурсов и выставок для детей и педагогов

09.2015

06.2017

Учредитель

Администрация ЦДТ

План оценки эффективности проекта деятельности

Критерий эффективности

Мероприятия

Форма

информирования

Социальный

1.Динамика общественного мнения

Опросы общественного мнения, публикации в СМИ,  в сайте ЦДТ

Результаты опросов, подборки материалов газет,

2.Практическая деятельность общественных участников

“Мониторинг проекта”, видеозапись мероприятий,

публикации

Анализ результатов деятельности, видеозаписи, статьи,  ТВ передачи

Коммуникативный

1.Степень удовлетворения потребности в общении детей-инвалидов и членов их семей

Диагностирование,опросы, распечатки   «Мониторинга эмоциональных изменений в семьях детей с ОВЗ

Результаты анкетирования

Оздоровительный

Динамика психоэмоционального состояния детей-инвалидов и членов их семей

Диагностирование

Итоги  результатов диагностики

Обучающий

1.Информативно-консультативный эффект школы родителей

Опросы, “Мониторинг проекта”, родительская конференция

Результаты опросов, протоколы  и документация родительской конф.

2.Овладение членами семей детей-инвалидов навыками оздоровительных технологий

Опросы, видеозапись занятий, родительская конференция

Методическая документация

3.Навыки социальной деятельности

Контрольные занятия, опросы членов семей детей-инвалидов

Документация, результаты опросов

Методический

1. Формы социально-педагогические и творческие формы деятельности

Заседания методического объединения ЦДТ

Протоколы методического объединения

2.Обобщение и анализ результатов проекта

Подготовка методического пособия и итоговых документов, проведение городского семинара, заседания координационного совета.

Методическое пособие, итоговые документы проекта,

презентации,

протоколы заседаний координационного совета

Количественный

Привлечение: общественных организаций, семей детей-инвалидов, профильных специалистов

“Мониторинг проекта”,

Статистическая часть отчета реализации проекта

Социально-культурные и творческие мероприятия

“Мониторинг проекта”

Отчеты орг.-массового отдела                

Материально-технический

Эффективность использования техники и оборудования

«Мониторинг проекта»,  заседания координационного совета

Анализ результативности работы, протоколы заседаний координационного совета

Предполагаемые результаты

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе:

  1. Компонент академической компетенции — каждый  ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУНы для личного и социального развития.
  2. Компонент жизненной компетенции — развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.
  3. Расширение образовательного пространства в сфере инклюзивного образования в  ЦДТ, повышение его социального статуса в районе, городе.
  4. Рост профессионального мастерства педагогов.
  5. Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей в рамках  реализации условий деятельности модели
  6. Позитивные изменения  общественного мнения  и активизация общественных добровольных инициатив в отношении  необходимости оказания  поддержки  семьям, где есть дети с ограниченными возможностями.
  7. Устойчивое продвижение детей в развитии в условиях инклюзивных групп обучения.

Практическая значимость результатов проекта

  1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить дополнительное образование в условиях учреждения.
  2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
  3. Общество получит развитых личностей, в том числе и детей с ОВЗ с навыками социализации.
  4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
  5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
  6. Обучающиеся в центре приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе   другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.        

  1. Заключение

Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных образовательных учреждений как нового типа учреждений – существуют образовательные организации, реализующие практику инклюзивного образования. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы.

Такая система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения.

Такое положение ставит перед всеми участниками образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только инклюзивного образования, но и нового общественного уклада – инклюзивного общества, основанного на принципах гуманизма и свободного выбора. Сегодня уже понятно, что социальная инклюзия – это магистральная линия развития нашего общества.

Согласно ст.7, п.1 Конституции Российской Федерации, Россия - «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с инвалидностью, – это часть более общей проблемы неравенства в образовании. «Проблема инклюзивного образования» не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для  других детей.

Развивая инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.

  1. Список используемой литературы
  1. Конвенция о правах ребенка ООН, 1989 г. (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №45. С.55).
  2. Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
  4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы.- М., 2004.
  5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. – М., 2008.
  6. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.- М., 2005.
  7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.- М., 2009.
  8. Готовность Российской Федерации к ратификации Конвенции о правах инвалидов и практической реализации ее положений. Доклад. – М., РООИ «Перспектива», 2010.
  9. Дунаева З.М., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 4., С. 60-63.
  10. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.- М., 2008.
  11. Мы разные, мы вместе под ред. З.Н.Сафиной, З.М.Аминовой.- Казань, 2009.
  12. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. – М., РООИ «Перспектива», 2007.
  13. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – Метод замещающего онтогенеза.- М., Генезис, 2008.
  14. Справочник по инклюзивному образованию/под ред. З.Н.Сафиной, З.М. Аминовой. Казань, 2009.
  15. Тони Буш, МэлЭйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие. – М., РООИ «Перспектива», 2007.
  1. Приложение

Приложение  1

Обобщение и распространение педагогического опыта

(Первый этап:   2015-2017 учебный год)

Тема  семинаров

Уровень распространения опыта

Время проведения

Формы

информации

Методический  семинар   для педагогов и специалистов ЦДТ поселка Дербышки

Образовательное   учреждение

2015

Выступления.

Обмен опытом.

Практикум.

Семинар – практикум  «Современные методы и техники социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в практике дополнительного образования» для студентов кафедры специальной и коррекционной психологии Института психологии и образования КФУ

Республиканский

2015

Выступления.

Выставка пед.продукции.

Открытый микрофон.

Публикация метод.материалов

Семинар – практикум  «Создание инклюзивной образовательной среды для  детей с разными познавательными потребностями в условиях УДО» для слушателей курса профессиональной переподготовки ГАОУ ДПО  «Институт развития образования Республики Татарстан,

Республиканский

2015

Выступления.

Открытые занятия.

Обмен опытом.

Практикум.

Научно - практический  семинар «Инклюзивное образование в УДО как фактор реабилитации детей с ограниченными возможностями».

Городской

2015

Выступления.

Открытые занятия.

Обмен опытом.

Практикум.

Семинар  в рамках программы повышения квалификации по проблеме: «Обновление деятельности педагога дополнительного образования в условиях модернизации образования».

Республиканский

2015

Выступления.

Открытые занятия.

Обмен опытом.

Практикум.

Приложение 2

              2.    Конкурсы для педагогических работников

Тематика

Уровень

Время проведения

Формы

1.

Семинар-практикум для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ «Идеи инклюзии в дополнительном образовании детей»

Городской

Март 2017

Конкурс презентаций из опыта работы



Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Мурзиновой Галины Юрьевны

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки»,

отдел социальной и педагогической реабилитации

детей с ограниченными возможностями

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

420075, Казань, ул.Правды, д.21А., 8(843)2345871, http://nsportal.ru/murzinova-galina, Galia.murzinova@yandex.ru

Тема инновационной разработки

Инновационный проект «Когда мы вместе». Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  и расширения среды инклюзивного образовательного пространства в сфере дополнительного образования детей  в Центре детского творчества пос. Дербышки Советского района г.Казани.

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Мурзинова Г.Ю.- руководитель проекта, Иванова Е.М.

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Актуальность проекта заключается в необходимости методологического включения в реализацию инклюзивного образования во всех направлениях деятельности дополнительного образования центра: изучения, распространения и обобщения опыта, расширения круга взаимоотношений детей, родителей, педагогов, специалистов.

В основу инновационной деятельности ЦДТ «Дербышки» положена гипотеза о том, что если правильно разработать и суметь апробировать систему комплексного педагогического сопровождения детей с разными возможностями, то это создаст благоприятные условия не только пребывания в группе сверстников, но и  будет способствовать развитию способностей  и поможет выработать у каждого особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму.

Цели проекта:

  • Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях Центра Детского Творчества поселка Дербышки  города Казани.
  • Создание системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации;
  • Развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех обучающихся.
  • Создание методической площадки для  в г. Казани  для учреждений дополнительного образования.

 Задачи проекта:         

  1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  2. Создание условий для открытия инклюзивных групп для детей с разными возможностями.
  3.  Реализация условий по программе «Доступная среда» для помещений клуба «Родник», «Алиса», (Парковая,12), «Центр» (Правды,21 а).
  4. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
  5. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования в сфере дополнительного образования.
  6. Формирование социально-психологической культуры, толерантного сознания  всех участников образовательного процесса.
  7. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность.

Реализация условий помещений ЦДТ  по Федеральной программе «Доступная среда».

Реализация инновационной темы осуществлялась по двум основным направлениям: 1. Освоение педагогами дополнительного образования новой образовательной парадигмы, формирование их проектировочной компетентности; 2. Через 1 направление перевод образовательного процесса на компетентностную основу: через целеполагание, отбор содержания, формирование у учащихся компетенций как формы конечных образовательных результатов.

В основу реализации 1 направления были положены следующие педагогические условия: 

- интеграция дидактической и профессионально-деятельностной направленности процесса развития проектировочной компетентности педагога дополнительного образования детей;

- обеспечение субъектной позиции педагога дополнительного образования детей в развитии проектировочной компетентности путем последовательной разработки и реализации индивидуальной траектории осуществления данного процесса в условиях андрагогической поддержки;

- диверсификация средств реализации процесса развития проектировочной компетентности педагога в учреждении дополнительного образования детей на содержательном и организационно-методическом уровнях.

В процессе инновационной деятельности была разработана блочно-модульная программа, которая предполагала самостоятельный выбор педагогами видов и форм самостоятельной методической деятельности, организована самостоятельная работа над педагогическими проектами с использованием идей продуктивного обучения и идей андрагогики.

Предполагаемые результаты

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе:

  1. Компонент академической компетенции — каждый  ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУНы для личного и социального развития.
  2. Компонент жизненной компетенции — развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.
  3. Расширение образовательного пространства в сфере инклюзивного образования в  ЦДТ, повышение его социального статуса в районе, городе.
  4. Рост профессионального мастерства педагогов.
  5. Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей в рамках  реализации условий деятельности модели
  6. Позитивные изменения  общественного мнения  и активизация общественных добровольных инициатив в отношении  необходимости оказания  поддержки  семьям, где есть дети с ограниченными возможностями.
  7. Устойчивое продвижение детей в развитии в условиях инклюзивных групп обучения.

Сведения о распространении инновационного опыта:

  • участие в научно-практических конференциях
  • открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики:

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

Перечень мероприятий, в которых автор проекта демонстрировал опыт работы:

-«Использование возможностей инклюзивного образования как условия повышения качества учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования», для педагогического коллектива учреждения. Выступление на методическом совете Центра детского творчества поселка Дербышки, 2011

- Программа курсов повышения квалификации для педагогов «Идеи инклюзии в объединениях по интересам системы дополнительного образования детей», брошюра Опубликована негосударственным образовательным учреждением «Городской центр образования взрослых» и региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» в издательском центре Университета управления «ТИСБИ» в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования» и модификации проекта «Общественные организации людей с инвалидностью и родителей способствует продвижению инклюзивного образования в России», 2011

-«Использование методов инклюзивного образования детей в условиях учреждения дополнительного образования», Семинар-практикум, клуб «Родник» Центра детского творчества поселка Дербышки, 2011

-«Ты и я – такие разные!», воспитанники объединения «Музыкальное развитие». Воспитательное мероприятие: «Урок доброты» в рамках Всероссийской общественной компании «Дети должны учиться вместе», организованной Городским Центром образования взрослых, сертификат №29, 2012

-Выступление по теме: «Использование  компетентностного  подхода  в процессе внедрения идей инклюзии  в  отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями»  на научно практической конференции по итогам работы педагогического коллектива ЦДТ над методической темой. Апрель, 2013

-тезисы «Использование  компетентностного  подхода  в процессе внедрения идей инклюзии  в  отделе социальной и педагогической реабилитации  детей  с ограниченными возможностями». IYОткрытые Алишевские  педагогические чтения по проблемам дополнительного образования детей, 2013

-Выступление «Использование компетентностного подхода в процессе внедрения идей инклюзии в отделе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья», Стажировка  учителей и психологов общеобразовательных учреждений по теме: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации», организованный  ИРО МОи Н  РТ, 2014

- Выступление, презентация инновационного опыта по теме: «Реализация идей инклюзии в объединении «Лесенка» - на республиканском семинаре –практикуме по теме: «Создание инклюзивной образовательной среды для  детей с разными познавательными потребностями в условиях УДО» для слушателей курса профессиональной переподготовки ГАОУ ДПО  «Институт развития образования Республики Татарстан», 2015.

Выступление по теме: «Реализация идей инклюзии в учреждении дополнительного образования» на городском семинаре –практикуме по теме: «Создание инклюзивной образовательной среды для  детей с разными познавательными потребностями   в условиях УДО», 2015.

-Выступление  и публикация тезисов  по теме: «Использование  компетентностного  подхода  в процессе внедрения идей инклюзии  в  отделе социальной и педагогической реабилитации  детей с ограниченными возможностями» на IV международная научно-практическая конференция "Преемственная система инклюзивного образования", 2016

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики):

  • конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

  • качество образования (высокобалльники);

-др.

1.Участие обучающихся отдела социальной и педагогической реабилитации в творческих конкурсах различного уровня:

- участие и дипломы VI- IX республиканских фестивалей художественного творчества людей с ограниченными физическими возможностями «Возьмемся за руки, друзья!»2014-2016 г.г..

-участники и победители Городского фестиваля детского творчества детей с ограниченными возможностями "Весенняя капель", номинации: «Изобразительное и прикладное искусство»,"Лепка", "Художественное слово", «Вокал». Март 2016, Лауреаты  I - III степени - Дипломы выданы УО исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, МБУДО "Центр детского творчества" Вахитовского района

2.Поступление обучающихся отдела с ОВЗ в общеобразовательные школы.

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

  • «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;
  • семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);
  • элективный курс в рамках заявленной темы;
  • открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;
  • печатные работы;
  • разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы

Городской семинар-практикум для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ «Идеи инклюзии в дополнительном образовании детей» в форме  конкурса презентаций из опыта работы, Март 2017.