Инновационная деятельность на базе КФУ
Реализация проекта "Когда мы вместе" предполагает, что при правильной разработке и реализации экспериментальной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ, будут созданы благоприятные условия развития способностей и сформированы у каждого ребенка адаптационные механизмы к социуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ikl.obraz_._v_tsdt_derb.doc | 65.31 КБ |
otchet_rip_noyabr_2016.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества п. Дербышки»
Советского района города Казани
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Когда мы вместе»
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и расширения среды инклюзивного образовательного пространства в сфере дополнительного образования детей в Центре детского творчества пос. Дербышки
Советского района г. Казани.
срок реализации проекта - 3 года.
Автор проекта:
Мурзинова Галина Юрьевна,
методист отдела, ПДО
Иванова Елена Михайловна,
заведующий отделом, ПДО
Казань - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение ……………………………………………………………….3
- Теоретическая составляющая………………………………………....4
Концептуальные основы проекта
Постановка проблемы
Обоснование и возможности для реализации проекта
- Практическая составляющая………………………………………….6
Идея проекта
Цели и задачи проекта
Организация комплексного учебно-воспитательного процесса
Основные направления работы в рамках проекта
Блоки программы
План действий проекта
Предполагаемые результаты
Практическая значимость
- Заключение…………………………………………………………...17
- Литература…………………………………………………………....18
- Приложение……………………………………………………….….19
Гипотеза
Если правильно разработать и реализовать экспериментальную систему комплексного педагогического сопровождения детей с разными возможностями, то это создаст благоприятные условия не только пребывания в группе сверстников, но и будет способствовать развитию способностей и поможет выработать у каждого особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму.
1.Введение
Инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества – процесса, актуального во всем мире.
Инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, «приспособление» к различным нуждам всех детей, к образованию для детей с особыми потребностями в условиях совместного обучения.
В самом простом понимании, для того чтобы достичь результатов в инклюзивном образовании необходимо избавиться от барьеров (препятствий), которые встают перед ребенком с особыми познавательными потребностями (или другого ребенка) на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни (в дополнительном образовании – в жизни учреждения или учебной группы детей с нормой развития).
Центр детского творчества пос. Дербышки Советского района г. Казани является учреждением дополнительного образования детей, предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Для центра «инклюзивное образование» является не новым направлением педагогической работы, а долгожданным правоустанавливающим термином и понятием, обозначенным сегодняшними правовыми и методологическими документами. С 1992 году в ЦДТ функционирует отдел социальной и педагогической реабилитации и адаптации детей – инвалидов с детства, проживающих в микрорайоне пос. Дербышки (Высокая гора, Киндери, Аки, Научный городок, Березовка). За 24 года работы клуба «Родник» в Центре детского творчества накоплен большой педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: создан банк данных детей с ограниченными возможностями региона Дербышек; разработана систематическая комплексная педагогическая программа, направленная на развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования; идет разработка индивидуальных программ для детей с особенностями развития.
Поэтому представляемый проект является возможностью достойного продолжения реализации программы и расширения возможностей без противостояния и преград финансовых органов в условиях позитивного отношения к решению проблем.
Опираясь на многолетний опыт работы социальной работы в условиях дополнительного образования детей в Центре детского творчества пос. Дербышки сформировалось свое видение решения данного вопроса.
Актуальность проекта заключается в необходимости методологического включения в реализацию инклюзивного образования во всех направлениях деятельности дополнительного образования центра: изучения, распространения и обобщения опыта, расширения круга взаимоотношений детей, родителей, педагогов, специалистов.
2. Теоретическая составляющая
Концептуальными основами проекта являются:
- Положения Л.С. Выготского о том, что:
- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;
- развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;
- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
- Принципиально значимы являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
Постановка проблемы
Необходимость разработки и внедрения проекта инклюзивного образования в сфере дополнительного образования обусловлена и объективными факторами:
1.Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности.
2.Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.
3.Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка. Инклюзивное образование является частью международного права в области образования для лиц, которые могут подвергаться дискриминации по состоянию здоровья.
Условия реализации проекта
Центр Детского Творчества поселка Дербышки города Казани для реализации проекта имеет следующие ресурсы и условия:
- Наличие отдела социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ. Учебно-воспитательный процесс с детьми с ограниченными возможностями формулируется следующими положениями:
- Учебно-воспитательный процесс осуществляется, исходя из возможностей ребенка.
- Стержнем учебного объединения служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые может освоить ребенок.
- Программа определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, проектирует тот тип мышления, который необходим при усвоении ими предлагаемого материала.
- Содержание учебной программы разрабатывается в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности и с образовательными потребностями ребенка.
- Обучение с детьми на дому, что для ребенка и родителей является огромной психологической поддержкой.
- Наличие условно приспособленной (не по нормативам) предметно-развивающей среды (кабинет психолога, музыкальный, физкультурный и танцевальный залы, элементы сенсорной комнаты).
- Положительный опыт реализации в ЦДТ моделей интегрированного образования в условиях отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
- Наличие кадровых условий, обусловленных высоким профессионализмом педагогов Центра.
- Наличие программно-методического обеспечения учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов учреждения.
- Социальная востребованность данной услуги.
- Предполагаемые изменения условий, планово реализуемых по программе ФЗ «Доступная среда».
3. Практическая составляющая
Идея: Социализация детей с ограниченными возможностями в среде здоровых сверстников.
Подготовка детей с ограниченными возможностями в условиях дополнительного образования к возможностям доступа освоения основной программы общеобразовательного обучения в школах.
Цели проекта:
- Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях Центра Детского Творчества поселка Дербышки города Казани;
- Создание системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации;
- Развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех обучающихся.
- Создание методической площадки для в г.Казани для учреждений дополнительного образования.
Задачи проекта:
- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Создание условий для открытия инклюзивных групп для детей с разными возможностями.
- Реализация условий по программе «Доступная среда» для помещений клуба «Родник», «Алиса» (Парковая,12), «Центр» (Правды,21 а).
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования в сфере дополнительного образования.
- Формирование социально-психологической культуры, толерантного сознания всех участников образовательного процесса.
- Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность.
- Реализация условий помещений ЦДТ по Федеральной программе «Доступная среда».
Риски и пути их преодоления
Внешние риски | |
Факторы | Методы решения |
| Информационно-просветительская работа; психологические тренинги. |
| Информационно-просветительская работа мероприятия по правовой и морально-нравственной тематики, тренинги |
| Информирование общественности через СМИ, открытые мероприятия |
| Привлечение социальных партнеров |
| Информационно-просветительская работа, психологические тренинги с детьми и их родителями |
Внутренние риски | |
| Прохождение курсов профессиональной переподготовки (ТОИПКРО, ТГПУ и др.) |
| Введение в штатное расписание логопеда |
| Финансирование бюджетной сферы; привлечение социальных партнеров. |
Возможности развития и устойчивость проекта
Особенностью проекта может быть его масштабируемость (внешние и внутренние финансовые бюджетные источники, исполнение Федеральных программ) и возможность модификации.
Устойчивость проекта подтверждается результатами успешности программы инклюзивного образования на каждой ступени реализации проекта.
Требования к профессиональной компетентности педагогических работников - участникам, реализующим проект:
- Знания в области семейной психологии, возрастной психологии, коррекционно-развивающей работы
- Владение методиками: диагностирования детей с ОВЗ и их родителей, коррекционно-развивающей работы
- Владение навыками ведения мониторинга развития детей
- Владение навыками психопрофилактической работы с педагогами, детьми и их родителями
- Владение приемами аналитико - прогностической деятельности
Дополнительные требования к педагогическим работникам:
Всем участникам проекта необходимо ознакомиться с основными понятиями и целями инклюзивного образования, в том числе:
- опытом инклюзии в мировой практике;
- нормативной базой инклюзивного образования и международными правовыми актами;
- условиями создания безбарьерной среды как первого принципа реализации инклюзии в обществе;
- особенностями медицинского сопровождения при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Эти темы достаточно широко представлены в публикациях и доступны широким читательским кругам
Организация комплексного учебно-воспитательного процесса
клуба «Родник»
Чтобы, дети, занимающиеся в клубе, имели возможность обучаться сразу по нескольким направлениям, опираясь на собственный опыт, определена основная цель работы отдела: организация комплексного учебно-воспитательного процесса, способствующего созданию возможных условий для социальной адаптации и творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях дополнительного образования.
Ребёнок одновременно может развивать творческие и интеллектуальные способности, укреплять физическое здоровье. Такая тенденция особенно важна в работе с детьми с ограниченными возможностями. Работа отдела ведется по трем направлениям:
1. Учебно - воспитательная работа:
- Студия личностного роста «Лесенка»
- Развитие речи «Говоруша»
- Лечебная физкультура
- Прикладная студия «Ступени творчества»
- Студия театра кукол «Жили-были…»
- Развивающие занятия «Радуга»
- Группа общего развития
2. Организация массовых и групповых мероприятий
3. Социальная работа
Этапы реализации проекта
- I этап – организационный: июнь 2015 - октябрь 2015г.
- II этап – реализации: ноябрь 2015 – май 2017г.
- III этап – контрольно-диагностический: май–август 2017г.
Практическая составляющая
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
- создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для всех направлений учебно-воспитательной деятельности
- повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
- материально-техническое и организационное обеспечение инклюзивного образования;
Блоки проекта
- Организация и координация проведения проекта.
- Реализация основных направлений проекта.
- Реализация программы «Доступная среда» в учреждении
- Привлечение спонсорской помощи.
2. Методическая работа.
- Методическое обеспечение проекта.
- Подготовка и проведение городских и республиканских семинаров
- Обмен опытом
3.Реализация творческих способностей детей
- Проведение городских и районных конкурсов по ИЗО и прикладному творчеству.
4. Конкурсы педагогического мастерства
- Деятельность (конкурсная) по созданию идей, сценариев мероприятий для детей с ограниченными возможностями
- Выпуск методических пособий по организации и проведению мероприятий проекта
5. Работа с родителями детей.
- Организация совместных мероприятий детей и родителей
План действий проекта
Мероприятия | Сроки | Ответственные и исполнители | |
Организационные вопросы и норматино - правовое обеспечение | |||
Разработка и внедрение блока «Инклюзивное образование» в программе развития ЦДТ | 09.2015 по 09.2017 | Директор | |
Создание ответственной группы специалистов (далее ОГС) по инклюзивному образованию ЦДТ | 09.2015 | Администрация ЦДТ | |
Проведение заседаний методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в Центре | 09.2015 06.2017 | Зав.метод. отделом ЦДТ | |
Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте | 09.2015 06.2017 | Зав. отд. рук.клуба «Родник» | |
Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья и обмен профессиональным опытом работы | |||
Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов | 09.2015 | Зав. метод. отделом ЦДТ | |
Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | 09.2015 06.2017 | Администрация ЦДТ | |
Создание сетевого взаимодействия с Центрами детского творчества района, города, разработка планов совместной работы | 09.2015 06.2017 | Зав. метод. отделом ЦДТ | |
Организация и проведения педагогических советов, семинаров, мастер-классов по вопросам инклюзивного образования с ПДО ЦДТ | 09.2015 06.2017 | Зав.метод. отделом ЦДТ, методист отдела | |
Организация и проведение мастер-классов по вопросам инклюзивного дополнительного образования с педагогическими работниками района, города | 09.2015 06.2017 | Зав.метод. отделом ЦДТ, зав.отделом | |
Изучение и обобщение опыта работы педагогов по системе инклюзивного образования в организациях района, города | 09.2015 06.2017 | Зав.метод. отделом ЦДТ | |
Развитие системы комплексного психолого-педагогического сопровождения и здоровьесберегающей среды детей с ОВЗ и детей-инвалидов | |||
Организация диагностирования детей с ОВЗ и детей - инвалидов | 09.2015 06.2017 | Методист отдела, педагог-психолог, ПДО по развитию речи | |
Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании | 09.2015 06.2017 | Методист отдела, педагог-психолог, ПДО | |
Составление индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов | 09.2015 06.2017 | Методист отдела, педагог-психолог, ПДО | |
Развитие учебно-педагогического процесса в интегративных и инклюзивных группах клуба «Родник» и «Дошкольной Академии». | ПДО «Алисы» и «Родника» | ||
Организация досуговой деятельности с детей с ОВЗ и детей-инвалидов | 09.2015 06.2017 | Педагог-организатор отдела | |
Проведение тематических и массовых мероприятий для детей и родителей (праздники, конкурсы, выставки) | 09.2015 06.2017 | Зав.отделом,методист отдела, педагог-организатор | |
Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с ОВЗ | В течение учебного года | Методист клуба «Родник» | |
Участие в конкурсах творчества учащихся на различных уровнях (район, город, РТ, РФ) | В течение учебного года | Зав.отделом, методист отдела | |
Подготовка и проведение заключительного творческого праздника для семей детей с ОВЗ | Апрель-май 15 | Зав.отделом, Методист отдела, педагог-организатор | |
Условия для создания инклюзивной среды | |||
Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях в рамках реализации проекта | В течение учебного года | Зав.метод. отделом ЦДТ | |
Проведение опросов общественного мнения | Октябрь15, апрель 16 | Методист отдела, педагог-психолог ЦДТ, ПДО | |
Освещение реализации проекта в информационных листах ЦДТ, СМИ | В течение учебного года | ||
Выступления участников проекта по вопросам инклюзивного образования на педагогических, метод советах ЦДТ и на мероприятиях района, города, республики, подготовка материалов к публикации | 09.2015- 06.2017 | Зав.метод. отделом ЦДТ | |
Организация работы выездных творческих групп для проведение социально-культурных мероприятий и домашних праздников в семьях детей-инвалидов | В течение учебного года | Педагог-организатор отдела | |
Материально-техническое и организационное обеспечение | |||
Реализация программы «Доступная среда» в ЦДТ в рамках Федеральной программы | Учредитель | ||
Установка пандусов для передвижения детей-инвалидов в коридоре клуба «Родник» в программе «Доступная среда» | Сентябрь-декабрь 2015 | Администрация ЦДТ | |
Приобретение кресла-коляски и «ходунков» для передвижения детей-инвалидов в помещениях клуба «Родник» | В течение учебного года | Фонд развития ЦДТ «Дербышки» | |
Приобретение детской оборудования для сенсорной комнаты. | Сентябрь14-июнь 2015 | Фонд развития ЦДТ «Дербышки» | |
Ремонт помещений клуба « Родник» | Летний период | По плану проведения текущего ремонта на 2015-2017 годы | |
Подготовка и выпуск методических изданий по обобщению опыта реализации всех этапов проекта | Сентябрь14-июнь 15 | Зав.метод. отделом ЦДТ | |
Финансирование изданий | Администрация ЦДТ | ||
Обобщение и распространение опыта | |||
Проведение семинаров, конференций, мастер-классов на уровне района и города (приложение № 1) | 09.2015 06.2017 | Зав.метод. отделом ЦДТ, зав.отделом | |
Проведение творческих конкурсов и выставок для детей и педагогов | 09.2015 06.2017 | Учредитель Администрация ЦДТ |
План оценки эффективности проекта деятельности
Критерий эффективности | Мероприятия | Форма информирования |
Социальный | ||
1.Динамика общественного мнения | Опросы общественного мнения, публикации в СМИ, в сайте ЦДТ | Результаты опросов, подборки материалов газет, |
2.Практическая деятельность общественных участников | “Мониторинг проекта”, видеозапись мероприятий, публикации | Анализ результатов деятельности, видеозаписи, статьи, ТВ передачи |
Коммуникативный | ||
1.Степень удовлетворения потребности в общении детей-инвалидов и членов их семей | Диагностирование,опросы, распечатки «Мониторинга эмоциональных изменений в семьях детей с ОВЗ | Результаты анкетирования |
Оздоровительный | ||
Динамика психоэмоционального состояния детей-инвалидов и членов их семей | Диагностирование | Итоги результатов диагностики |
Обучающий | ||
1.Информативно-консультативный эффект школы родителей | Опросы, “Мониторинг проекта”, родительская конференция | Результаты опросов, протоколы и документация родительской конф. |
2.Овладение членами семей детей-инвалидов навыками оздоровительных технологий | Опросы, видеозапись занятий, родительская конференция | Методическая документация |
3.Навыки социальной деятельности | Контрольные занятия, опросы членов семей детей-инвалидов | Документация, результаты опросов |
Методический | ||
1. Формы социально-педагогические и творческие формы деятельности | Заседания методического объединения ЦДТ | Протоколы методического объединения |
2.Обобщение и анализ результатов проекта | Подготовка методического пособия и итоговых документов, проведение городского семинара, заседания координационного совета. | Методическое пособие, итоговые документы проекта, презентации, протоколы заседаний координационного совета |
Количественный | ||
Привлечение: общественных организаций, семей детей-инвалидов, профильных специалистов | “Мониторинг проекта”, | Статистическая часть отчета реализации проекта |
Социально-культурные и творческие мероприятия | “Мониторинг проекта” | Отчеты орг.-массового отдела |
Материально-технический | ||
Эффективность использования техники и оборудования | «Мониторинг проекта», заседания координационного совета | Анализ результативности работы, протоколы заседаний координационного совета |
Предполагаемые результаты
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе:
- Компонент академической компетенции — каждый ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУНы для личного и социального развития.
- Компонент жизненной компетенции — развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.
- Расширение образовательного пространства в сфере инклюзивного образования в ЦДТ, повышение его социального статуса в районе, городе.
- Рост профессионального мастерства педагогов.
- Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей в рамках реализации условий деятельности модели
- Позитивные изменения общественного мнения и активизация общественных добровольных инициатив в отношении необходимости оказания поддержки семьям, где есть дети с ограниченными возможностями.
- Устойчивое продвижение детей в развитии в условиях инклюзивных групп обучения.
Практическая значимость результатов проекта
- Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить дополнительное образование в условиях учреждения.
- Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
- Общество получит развитых личностей, в том числе и детей с ОВЗ с навыками социализации.
- Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
- Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
- Обучающиеся в центре приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
- Заключение
Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных образовательных учреждений как нового типа учреждений – существуют образовательные организации, реализующие практику инклюзивного образования. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы.
Такая система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения.
Такое положение ставит перед всеми участниками образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только инклюзивного образования, но и нового общественного уклада – инклюзивного общества, основанного на принципах гуманизма и свободного выбора. Сегодня уже понятно, что социальная инклюзия – это магистральная линия развития нашего общества.
Согласно ст.7, п.1 Конституции Российской Федерации, Россия - «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с инвалидностью, – это часть более общей проблемы неравенства в образовании. «Проблема инклюзивного образования» не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей.
Развивая инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.
- Список используемой литературы
- Конвенция о правах ребенка ООН, 1989 г. (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №45. С.55).
- Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы.- М., 2004.
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. – М., 2008.
- Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.- М., 2005.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.- М., 2009.
- Готовность Российской Федерации к ратификации Конвенции о правах инвалидов и практической реализации ее положений. Доклад. – М., РООИ «Перспектива», 2010.
- Дунаева З.М., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 4., С. 60-63.
- Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.- М., 2008.
- Мы разные, мы вместе под ред. З.Н.Сафиной, З.М.Аминовой.- Казань, 2009.
- Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. – М., РООИ «Перспектива», 2007.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – Метод замещающего онтогенеза.- М., Генезис, 2008.
- Справочник по инклюзивному образованию/под ред. З.Н.Сафиной, З.М. Аминовой. Казань, 2009.
- Тони Буш, МэлЭйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие. – М., РООИ «Перспектива», 2007.
- Приложение
Приложение 1
Обобщение и распространение педагогического опыта
(Первый этап: 2015-2017 учебный год)
Тема семинаров | Уровень распространения опыта | Время проведения | Формы информации | |
Методический семинар для педагогов и специалистов ЦДТ поселка Дербышки | Образовательное учреждение | 2015 | Выступления. Обмен опытом. Практикум. | |
Семинар – практикум «Современные методы и техники социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в практике дополнительного образования» для студентов кафедры специальной и коррекционной психологии Института психологии и образования КФУ | Республиканский | 2015 | Выступления. Выставка пед.продукции. Открытый микрофон. Публикация метод.материалов | |
Семинар – практикум «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с разными познавательными потребностями в условиях УДО» для слушателей курса профессиональной переподготовки ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан, | Республиканский | 2015 | Выступления. Открытые занятия. Обмен опытом. Практикум. | |
Научно - практический семинар «Инклюзивное образование в УДО как фактор реабилитации детей с ограниченными возможностями». | Городской | 2015 | Выступления. Открытые занятия. Обмен опытом. Практикум. | |
Семинар в рамках программы повышения квалификации по проблеме: «Обновление деятельности педагога дополнительного образования в условиях модернизации образования». | Республиканский | 2015 | Выступления. Открытые занятия. Обмен опытом. Практикум. |
Приложение 2
2. Конкурсы для педагогических работников
Тематика | Уровень | Время проведения | Формы | |
1. | Семинар-практикум для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ «Идеи инклюзии в дополнительном образовании детей» | Городской | Март 2017 | Конкурс презентаций из опыта работы |
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
Мурзиновой Галины Юрьевны
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки», отдел социальной и педагогической реабилитациидетей с ограниченными возможностями |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 420075, Казань, ул.Правды, д.21А., 8(843)2345871, http://nsportal.ru/murzinova-galina, Galia.murzinova@yandex.ru |
Тема инновационной разработки | Инновационный проект «Когда мы вместе». Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и расширения среды инклюзивного образовательного пространства в сфере дополнительного образования детей в Центре детского творчества пос. Дербышки Советского района г.Казани. |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Мурзинова Г.Ю.- руководитель проекта, Иванова Е.М. |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Актуальность проекта заключается в необходимости методологического включения в реализацию инклюзивного образования во всех направлениях деятельности дополнительного образования центра: изучения, распространения и обобщения опыта, расширения круга взаимоотношений детей, родителей, педагогов, специалистов. В основу инновационной деятельности ЦДТ «Дербышки» положена гипотеза о том, что если правильно разработать и суметь апробировать систему комплексного педагогического сопровождения детей с разными возможностями, то это создаст благоприятные условия не только пребывания в группе сверстников, но и будет способствовать развитию способностей и поможет выработать у каждого особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму. Цели проекта:
Задачи проекта:
Реализация условий помещений ЦДТ по Федеральной программе «Доступная среда». Реализация инновационной темы осуществлялась по двум основным направлениям: 1. Освоение педагогами дополнительного образования новой образовательной парадигмы, формирование их проектировочной компетентности; 2. Через 1 направление перевод образовательного процесса на компетентностную основу: через целеполагание, отбор содержания, формирование у учащихся компетенций как формы конечных образовательных результатов. В основу реализации 1 направления были положены следующие педагогические условия: - интеграция дидактической и профессионально-деятельностной направленности процесса развития проектировочной компетентности педагога дополнительного образования детей; - обеспечение субъектной позиции педагога дополнительного образования детей в развитии проектировочной компетентности путем последовательной разработки и реализации индивидуальной траектории осуществления данного процесса в условиях андрагогической поддержки; - диверсификация средств реализации процесса развития проектировочной компетентности педагога в учреждении дополнительного образования детей на содержательном и организационно-методическом уровнях. В процессе инновационной деятельности была разработана блочно-модульная программа, которая предполагала самостоятельный выбор педагогами видов и форм самостоятельной методической деятельности, организована самостоятельная работа над педагогическими проектами с использованием идей продуктивного обучения и идей андрагогики. Предполагаемые результаты Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе:
|
Сведения о распространении инновационного опыта:
-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др. | Перечень мероприятий, в которых автор проекта демонстрировал опыт работы: -«Использование возможностей инклюзивного образования как условия повышения качества учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования», для педагогического коллектива учреждения. Выступление на методическом совете Центра детского творчества поселка Дербышки, 2011 - Программа курсов повышения квалификации для педагогов «Идеи инклюзии в объединениях по интересам системы дополнительного образования детей», брошюра Опубликована негосударственным образовательным учреждением «Городской центр образования взрослых» и региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» в издательском центре Университета управления «ТИСБИ» в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования» и модификации проекта «Общественные организации людей с инвалидностью и родителей способствует продвижению инклюзивного образования в России», 2011 -«Использование методов инклюзивного образования детей в условиях учреждения дополнительного образования», Семинар-практикум, клуб «Родник» Центра детского творчества поселка Дербышки, 2011 -«Ты и я – такие разные!», воспитанники объединения «Музыкальное развитие». Воспитательное мероприятие: «Урок доброты» в рамках Всероссийской общественной компании «Дети должны учиться вместе», организованной Городским Центром образования взрослых, сертификат №29, 2012 -Выступление по теме: «Использование компетентностного подхода в процессе внедрения идей инклюзии в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями» на научно практической конференции по итогам работы педагогического коллектива ЦДТ над методической темой. Апрель, 2013 -тезисы «Использование компетентностного подхода в процессе внедрения идей инклюзии в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями». IYОткрытые Алишевские педагогические чтения по проблемам дополнительного образования детей, 2013 -Выступление «Использование компетентностного подхода в процессе внедрения идей инклюзии в отделе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья», Стажировка учителей и психологов общеобразовательных учреждений по теме: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации», организованный ИРО МОи Н РТ, 2014 - Выступление, презентация инновационного опыта по теме: «Реализация идей инклюзии в объединении «Лесенка» - на республиканском семинаре –практикуме по теме: «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с разными познавательными потребностями в условиях УДО» для слушателей курса профессиональной переподготовки ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 2015. Выступление по теме: «Реализация идей инклюзии в учреждении дополнительного образования» на городском семинаре –практикуме по теме: «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с разными познавательными потребностями в условиях УДО», 2015. -Выступление и публикация тезисов по теме: «Использование компетентностного подхода в процессе внедрения идей инклюзии в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями» на IV международная научно-практическая конференция "Преемственная система инклюзивного образования", 2016 |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики):
уровень);
-др. | 1.Участие обучающихся отдела социальной и педагогической реабилитации в творческих конкурсах различного уровня: - участие и дипломы VI- IX республиканских фестивалей художественного творчества людей с ограниченными физическими возможностями «Возьмемся за руки, друзья!»2014-2016 г.г.. -участники и победители Городского фестиваля детского творчества детей с ограниченными возможностями "Весенняя капель", номинации: «Изобразительное и прикладное искусство»,"Лепка", "Художественное слово", «Вокал». Март 2016, Лауреаты I - III степени - Дипломы выданы УО исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, МБУДО "Центр детского творчества" Вахитовского района 2.Поступление обучающихся отдела с ОВЗ в общеобразовательные школы. |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):
Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы | Городской семинар-практикум для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ «Идеи инклюзии в дополнительном образовании детей» в форме конкурса презентаций из опыта работы, Март 2017. |