Инновационная деятельность на базе КФУ, кружок "Мой край родной"
На данной страничке мини-сайта будет отражена работа руководителя кружка по авторской программе , отчет о работе и успехах членов кружка в 2015-16 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская программа кружковой работы | 31.83 КБ |
изучение влияния комнатных растений на здоровье человека | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Рабочая программа кружка
«Мой край родной»
5-9 классы
Руководитель: учитель
татарского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Низамеева Р.Ф.
д. Красный Яр
2015 /16 учебный год
Рабочая программа кружка по краеведению
для учащихся 5-9 классов «Мой родной край»
Пояснительная записка
Программа кружка «Мой родной край» составлена для работы с учащимися 5-9 классов сельской школы и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках татарского языка и литературы, а так же на уроках истории и биологии, и при изучении тем с использованием краеведческого (страноведческого) материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В основе работы кружка развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории РТ, Зеленодольского района, деревни Красный Яр.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения РТ, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа «Мой край родной» предусматривает различные формы отчета на кружковых занятиях: сочинение-рассуждение, мини-сочинение, проекты, схемы и рисунки. Занятия кружка проходят 1 раз в 2 недели в течение 1 академического часа, 17 часов.
Результативность образовательной программы.
В результате прохождения программы
занятия должны выработать у учащихся следующие умения и навыки:
-овладение методами поисковой и исследовательской работы по сбору информации по истории, географии и природе деревни Красный Яр и города Зеленодольска, а так же материалов по родословной своих семей и позволит приобрести новые знания по рассмотренным темам;
-умение работать с краеведческой литературой, справочниками и другими источниками;
-писать творческие отчёты, связанные с тематикой занятий кружка;
-умение выполнить практическое задание;
-умение проводить экскурсии для в школьном краеведческом уголке;
-умение написать реферат в соответствии с требованиями;
-умение защитить свою творческую работу или реферат;
Ожидаемые результаты:
-совершение тематических экскурсий (по плану кружка);
-проведение экскурсий для младших школьников (нач. классы)
-оформление альбома «Сторона моя родная» (по собранным материалам);
-конкурс на самое интересное сочинение-рассуждение по теме «Что дает наш край стране?»
-участие в краеведческих конкурсах и викторинах разного уровня (с использованием собранного краеведческого материала);
-составление схематичных рисунков «Моя родословная»;
-конструирование макета «Дом моей мечты»;
-конкурс на самое лучшее мини - сочинение по теме «Прогулка по улицам моего села»
-подготовка и проведение концерта для ветеранов войны и тружеников тыла;
- защита проекта или другой творческой работы по любой теме занятий кружка (на выбор учащихся)
Содержание программы:
Тема 1: Введение. (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение района. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Форма отчета: реферат или сообщение по теме «Загадочный мир названий»
Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)
1. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
2. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо. ( в виде схемы)
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(1 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица”.(1 ч)
1.Урок-экскурсия по улицам д. Красный Яр. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.
2.Форма отчёта кружкового занятия: мини-сочинение «Прогулка по улицам моего села».
Тема 6: “Наша школа”. (1ч)
1.«Моя школа»: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
2.«Знаменитые выпускники»: дети заранее получают творческие задания в группах, ведут поисковую работу.
Тема 7: “Природа нашего края”.(2 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир д. Красный Яр Зеленодольского района.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2.Практическая работа: сбор материалов и оформление альбома по теме «Сторона моя родная»
Тема 8: Вклад нашего края нашей стране”.(2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма отчёта кружкового занятия: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране?».
Тема 9: “Наш край богат талантами”.(2 ч)
1.Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
2.Экскурсия - в местный краеведческий музей или в краеведческий музейный уголок школы.
Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (2ч)
Форма урока: беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Встреча с ветеранами, тружениками трудового фронта.
3. Концерт для ветеранов войны и тружеников тыла.
Тема 11. Подведение итогов работы.(1ч.)
Защита проектов, творческих работ.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | Всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. Мой край на карте Родины | 1 | 1 | - | - | 2 |
3 . Я и моя семья | 1 | 1 | - | 2 | |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | 1 | |||
5. Моя улица | 1 | - | 1 | ||
6. Наша школа | 1 | 1 | |||
7. Природа нашего края | 1 | 1 | - | 2 | |
8. Что дает наш край стране | 1 | 1 | - | 2 | |
9. Наш край богат талантами | 1 | 1 | 2 | ||
10. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | 1 | 2 | ||
11. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | |||
Всего часов: | 5 | 7 | 4 | 1 | 17 |
Список литературы:
На татарском языке:
- Мәшһүр татар галимнәре. Казан,Татар китап нәшрияты, 2011.
- Х.Ш.Мәхмүтов,С.М.Гыйләҗетдинов. Легендалар һәм риваятьләр. Казан,Мәгариф, 2001
- Алар илгә җинү алып кайтты. Яшел Үзән районы ,том 2. Казан,”Хәтер китабы” редакциясе,2008
- С.М. Гыйләҗетдинов Татар халык иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар.Казан, Татар китап нәшрияты 1987
- Р.Зәйдулла. Татар таҗы. Казан,Мәгариф,2004.
- Г.Саттар-Мулилле. Татар исемнәре ни сөйли?. Казан, “Раннур” нәшрияты,1998
- Ф.И.Урманче. Татар мифологиясе. Казан,Мәгариф. 2008
На русском языке:
- Советский Татарстан. Фотоальбом. Казань,Таткнижиздат,1980
- К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. Казань, Магариф,2000
- А.Губайдуллин, И.Каримов. Города Волжской Булгарии. Казань, Таткнижиздат,2003
- В.В.Кузьмин, К.Р.Синицына, Р.Г.Фахрутдинов. История Татарской АССР. Казань, Татакнижиздат,1989
- Э.Вагапов. Цвети,мой Татарстан. Казань,Таткнижиздат,1986
- Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Г.Шагеева. Декоративно-прикладное
искусство казанских татар. Москва, «Советский художник,1990
- Ф.Ш.Хузин и др. История Татарстана. Казань, ГУП ПИК «Идель-Пресс»,2001
- Б.Ф.Султанбеков. Татарстан . XX век. Личности. События. Документы. Казань, Тарих,2003
- Л.Абрамов. Мы - волжане. Казань. издательство «По городам и весям»,2005
- У.Б.Белеяв, Л.В.Горохова, А.М.Залялов. Герои социалистического труда. Казань, Таткниждиздат,1980
- В.С.Мухин, З.И.Иванова и др. Светят людям хорошие строки. Редакция газеты «Зеленодольская правда», Издательство «Отечество»,2010
- Гильманов З.И., Айнутдинов А.К. Герои Советского Союза – наши земляки. Казань, Таткнижиздат,1985
- Татарский энциклопедический словарь. Казань, Институт татарской энциклопедии АН РТ,1999
- Равил Бухараев. Сказ о Казани. Казань, ОАО «ТАИФ»,2005