Учитель года - 2018
Данная страница содержит материалы муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2018"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к конкурсному заданию "Методический семинар" | 35.77 КБ |
Конкурсное задание "Математический семинар" | 429.49 КБ |
Конкусное задание "Я - Учитель" | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Сиволапова Елена Михайловна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают информационно – коммуникационные технологии. Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Я работаю над методической проблемой: «Информационно – коммуникационные технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.
Теоретической базой опыта явились работы Т.П.Луниной, Л.Н.Горбуновой , Г.К. Селевко и А.В. Дворецкой, представленные в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:
1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова.
2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов.
3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова.
4. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. Селевко Г.К.
5. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. Дворецкая А. В.
Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом математика. Компьютерные технологии играют в этом важную роль. Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности.
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.
Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Главной задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. И это немаловажно в наш информационный век!
Преимущества использования ИКТ на уроках математики и внеурочной деятельности состоят в следующем:
во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;
в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования, что является ведущей педагогической идеей.
Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике– 45-68%; обученность по предмету составляет 100 %.
Качество знаний учащихся за последние три года по итогам внутреннего и внешнего мониторинга.
Классы | Процент качества знаний | ||||||||
2014-2015уч. г. | 2015-2016 уч. г. | 2016-2017 уч. г. | |||||||
Ш | М | Р | Ш | М | Р | Ш | М | ВПР | |
5 класс, математика | - | - | - | - | - | - | 45% | - | 83% |
8 класс, математика | 58% | - | - | - | - | - | - | - | - |
8 класс, информатика | - | - | - | 81% | - | - | |||
9 класс, математика | 58% | - | - | 48% | - | - | - | - | - |
10 класс, математика | 73% | - | - | 79% | - | - | 100% | - | - |
10 класс, информатика | - | - | - | - | 88% | - | - | ||
11 класс, математика | - | - | - | 67% | - | - | 100% | - | - |
11 класс, информатика | - | - | 89% | - | - | - | - | - | - |
Среднее значение | 63% | - | 89% | 64,7% | - | - | 81,7% | - | 83% |
Итого в среднем | 76% | 64,7% | 82,35% |
(республиканский уровень (Р), муниципальный уровень (М), школьный уровень (Ш) )
Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко, может быть реализована в трех вариантах:
- как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
- как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
- как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель, монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
- создание уроков с использованием ИТ;
- творческая проектная работа учащихся;
- дистанционное обучение, конкурсы;
- библиотека, ресурсы Интернет;
- элективные курсы;
- социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;
- творческое взаимодействие с педагогами.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
- использование тренинговых (тренировочных) программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ;
- использование информационно-справочных программ.
На уроках применяю подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, тематические CD-ROM диски. Добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы комментирую прямо на экране и сохраняю записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Я всегда имею возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование компьютера на уроке позволяет мне создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся, усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером. Даже самые пассивные включаются в эту работу.
Так, например:
в 5 – 6 классах – мультимедийные презентации, которые своей красочностью и разнообразием информации (текст + звук + видео + цвет), позволяют активизировать внимание на всех этапах урока.
В 7 – 9 классах – при изучении функций и графиков на уроках алгебры, а также свойств геометрических фигур на уроках геометрии использование двухмерных графических редакторов помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.
В 10 – 11 классах - при изучении стереометрии использую трехмерные графические редакторы, так как они позволяют создавать компьютерную модель пространственной геометрической фигуры, схожую с ее возможной материальной моделью. Это особенно важно для формирования адекватных пространственных образов изучаемых геометрических фигур.
ИКТ интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности. Особенно это эффективно при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике. К экзаменам нужно подготовить всех, невзирая на склонности, способности и знания детей, да и средне – специальные учебные заведения и вузы предъявляют высокие требования к математической подготовке учащихся. Компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки, хранения заданий и тестов, оценивания знаний учащихся. Широко использую ИКТ при:
- выполнении обучающимися тестов и заданий по изученным темам по типу экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ;
- проведении тестирования в формате ЕГЭ в on - line режиме, что позволяет быстро оценить уровень подготовки учащихся.
Эффективность применения этой технологии подтверждается также результатами ЕГЭ: 2015 – 2016 год: база – качество знаний 73%,
профиль –– средний балл 34.
2016 – 2017 год: база – качество знаний 95,8%,
профиль – средний балл 51,3.
Результаты ОГЭ:
2013 - 2014 год - качество знаний 65,5%, средний балл – 3,8,
2014 - 2015 год - качество знаний 70%, средний балл – 3,9;
2015 – 2016 год – качество знаний 72%, средний балл – 3,8.
Таким образом, применение ИКТ на уроках математики не только способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но и дает возможность активизировать познавательную деятельность обучающихся. А также сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС.
В процессе преподавания математики цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы не только для создания мультимедийных сценариев уроков (презентации), готовых учебных и демонстрационных программ, но и в проектной и исследовательской деятельности.
Ежегодно мои воспитанники принимают участие в научно – практических конференциях,
Учебный год | ФИ обучающегося | Темы работ |
2013 – 2014 | Рузаева Дарья | Магия чисел |
2014 – 2015 | Тюрина Вероника | Золотое сечение |
Осипов Артем | Симметрия в архитектуре | |
2015 – 2016 | Куляпин Дмитрий | Число π |
2016 – 2017 | Шмелева Валерия | Информационная безопасность |
2017 – 2018 | Дыбовский Артем | Математика с нуля |
Асанова Ригина | Математика с древнейших времен |
Мои ученики принимают участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах по математике
Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах
№ | Наименование мероприятия | Уровень | Год участия | ФИ ученика, результат |
1 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | Муниципальный | 2013 – 14 уч.г. | Тюрина Вероника, призер |
2 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | Муниципальный | 2014-15 уч.г. | Тюрина В., Вельмакина Н., Никитин А., участники |
3 | III Региональная открытая олимпиада по математике МГПИ им. М.Е. Евсевьева | Республиканский | 2014-15 уч.г. | Вельмакина Надежда, участие |
4 | Международный математический конкурс «Кенгуру» | Муниципальный | 2014-15 уч.г. | Логинов Антон, 1 место в районе |
5 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | Муниципальный | 2015-16 уч.г. | Тюрина В., Тагиров Е., Кечуткин С., участники |
6 | Олимпиада для школьников «Машиностроение: техника и технологии будущего» на базе РИМ (ф) МГУ им. Н.П.Огарева | Республиканский | 2015-16 уч.г. | Кечуткин Сергей, призер (диплом II степени) |
7 | Открытая Российская математическая интернет – олимпиада для школьников «МетаШкола» | Всероссийский | 2015-16 уч.г. | Логинов Антон, участник |
8 | Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «ИНФОУРОК» | Международный | 2015-16 уч.г. | Сулеев Максим, призер |
9 | Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ» | Межрегиональный | 2015-16 уч.г. | Белухина А., Тагиров Е., участники |
10 | Международный математический конкурс «Кенгуру» | Муниципальный | 2015-16 уч.г. | Белухина А., 1 место в районе; Вельмакина Н., 2 место в районе |
11 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | Муниципальный | 2016-17 уч.г. | Тагиров Е., 1 в рейтинге; Тюрина В., участница |
12 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | Региональный | 2016-17 уч.г. | Тагиров Е, участник |
13 | Олимпиада школьников по математике для 5 – 6 классов Республиканский лицей для одаренных детей | Региональный | 2016-17 уч.г. | Нестеркин Вадим, участник |
14 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | Муниципальный | 2017-18 уч.г. | Тюрина Вероника, участница |
Опытом своей работы постоянно делюсь с учителями математики района, города: выступаю на курсах, семинарах с творческими отчетами, обобщением своего педагогического опыта, даю открытые уроки и мероприятия. Активно делюсь своим опытом на заседаниях методического объединения, на педагогических советах. Разработки уроков, внеклассных мероприятий, опыт своей работы публикую на своем сайте и на сайте школы.
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Считаю, что если я смогу увлечь хотя бы часть учащихся математикой настолько, чтобы они включили ее в сферу своих интересов, то моя работа не напрасна. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению качества образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационно – коммуникационные технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности. Актуальность и перспективность
1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. 2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. 3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. 4. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. Селевко Г.К. 5. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. Дворецкая А. В. Теоретической базой опыта явились работы:
Цели использования компьютера на уроках математики следующие: -развитие межпредметных связей математики и информатики; -формирование компьютерной грамотности; -развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; -реализация индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Главной задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. И это немаловажно в наш информационный век!
Год Класс Качество Среднее значение 2014 – 2015 уч . год 8 класс 58% 63% 9 класс 58% 10 класс 73% 2015 – 2015 уч . год 9 класс 48% 64,7% 10 класс 79% 11 класс 67% 2016 – 2017 уч . год 5 класс 45% 81,7% 10 класс 100% 11 класс 100% Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике – 45 – 68%; обученность по предмету составляет 100 %. Качество знаний обучающихся математике по итогам внутреннего мониторинга .
Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко , может быть реализована в трех вариантах: «проникающая » использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач основная наиболее значимая в используемой педагогической технологии монотехнология когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера ИКТ
Использование компьютера на уроке позволяет мне создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся, усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером. Даже самые пассивные включаются в эту работу.
Применение ИКТ на уроках 5-6 класс мультимедийные презентации, которые своей красочностью и разнообразием информации (текст + звук + видео + цвет), позволяют активизировать внимание на всех этапах урока 7-9 класс при изучении функций и графиков на уроках алгебры, а также свойств геометрических фигур на уроках геометрии использование двухмерных графических редакторов помогают ученикам понимать сложные логические математические построения 10-11 класс при изучении стереометрии использую трехмерные графические редакторы, так как они позволяют создавать компьютерную модель пространственной геометрической фигуры, схожую с ее возможной материальной моделью.
ИКТ интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности. Особенно это эффективно при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике. Эффективность применения этой технологии подтверждается также результатами ЕГЭ : 2015 – 2016 год: база – качество знаний 73%, профиль –– средний балл 34 2016 – 2017 год: база – качество знаний 95,8%, профиль – средний балл 51,3 Результаты ОГЭ: 2013 - 2014 год - качество знаний 65,5%, средний балл – 3,8, 2014 - 2015 год - качество знаний 70%, средний балл – 3,9; 2015 – 2016 год – качество знаний 72 %, средний балл – 3,8.
6 В процессе преподавания математики цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы не только для создания мультимедийных сценарий уроков (презентации), готовых учебных и демонстрационных программ, но и в проектной и исследовательской деятельности. Ежегодно мои воспитанники принимают участие в научно – практических конференциях Ф.И. обучающегося Темы работ 2013 – 2014 Рузаева Дарья Магия чисел 2014 – 2015 Тюрина Вероника Золотое сечение Осипов Артем Симметрия в архитектуре 2015 – 2016 Куляпин Дмитрий Число ПИ 2016 – 2017 Шмелева Валерия Информационная безопасность 2017 – 2018 Дыбовский Артем Математика с нуля Асанова Ригина Математика с древнейших времен
№ Наименование мероприятия Год участия Ф.И. обучающегося, результат 1 Всероссийская предметная олимпиада школьников 2013 – 2014 Тюрина Вероника, призер 2014 - 15 Тюрина В., Вельмакина Н., Никитин А., участники 2015-16 . Тюрина В., Тагиров Е., Кечуткин С., участники 2016-17 Тагиров Е.-1 в рейтинге; Тюрина В. - участница 2017-18 уч.г . Тюрина Вероника, участница 2 Международный математический конкурс «Кенгуру» 2014-15 уч.г . Логинов Антон, 1 место в районе 2015-16 уч.г . Белухина А. - 1 место в районе Вельмакина Н. - 2 место в районе Мои ученики принимают участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах по математике. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах ( м униципальный уровень)
№ Наименование мероприятия Год участия Ф.И. обучающегося, результат 1 III Региональная открытая олимпиада по математике МГПИ им. М.Е. Евсевьева 2014-15 уч.г . Вельмакина Надежда, участие 2 Олимпиада для школьников «Машиностроение: техника и технологии будущего» на базе РИМ ( ф ) МГУ им. Н.П.Огарева 2015-16 уч.г . Кечуткин Сергей, призер (диплом II степени) 3 Всероссийская предметная олимпиада школьников 2016-17 уч.г . Тагиров Е, участник 4 Олимпиада школьников по математике для 5 – 6 классов Республиканский лицей для одаренных детей 2016-17 уч.г . Нестеркин Вадим, участник Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах ( республиканский уровень)
№ Наименование мероприятия Год участия Ф.И. обучающегося, результат 1 Открытая Российская математическая интернет – олимпиада для школьников « МетаШкола » 2015-16 уч.г . Логинов Антон, участник 2 Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «ИНФОУРОК» 2015-16 уч.г . Сулеев Максим, призер 3 Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ» 2015-16 уч.г . Белухина А., Тагиров Е., участники Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах ( Всероссийский и межрегиональный уровень)
Опытом своей работы постоянно делюсь с учителями математики района, города: выступаю на курсах, семинарах с творческими отчетами, обобщением своего педагогического опыта, даю открытые уроки и мероприятия. Активно делюсь своим опытом на заседаниях методического объединения, на педагогических советах. Разработки уроков, внеклассных мероприятий, опыт своей работы публикую на своем сайте и на сайте школы. Год Место выступления Тема выступления Название мероприятия 2015 ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» г. Саранск Внеклассная работа по математике и информатике Дискуссионная площадка «Совершенствование процесса обучения математике и информатике в условиях реализации ФГОС общего образования » 2016 МБОУ «Гимназия №1» г. Рузаевка Математика в системе метапредметных знаний обучающихся Заседание муниципального методического объединения учителей математики
Дата Место проведения Тема занятия Название мероприятия 19.03.2013 МБОУ «СОШ №7» Решение уравнений в целых числах групповое занятие с учащимися, проявляющими интерес к математике в рамках Недели педагогического мастерства 31.03.2014 МБОУ «СОШ №7» Квадратичная функция, её свойства и графики урок в 8 классе в рамках Дня науки 15.02.2016 МБОУ «СОШ №7» Решение логарифмических неравенств, урок в 10 классе в рамках Недели педагогического мастерства 22.12.2016 МБОУ «СОШ №7» Геометрия на клетчатой бумаге. Теорема Пика; мастер-класс в 10 классе Муниципальный семинар учителей математики Рузаевского муниципального района Открытые уроки и мастер - классы Материалы публикую на своем мини – сайте https://nsportal.ru/sivolapova-elena-mihaylovna
Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. Плутарх
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Сиволапова Елена Михайловна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
Я учитель. Учитель – это не только профессия. Это особая миссия, особый склад души и ума. Это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженные знаниями, мастерством, творческим потенциалом. «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», – писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Учитель – самая главная профессия на Земле. Она является источником вдохновения, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможность заглянуть в будущее. Я считаю, что работа учителя требует эмоционального настроя души на поиск духовного контакта с воспитанниками. Для преданного ей человека эта профессия каждый день открывается с нового ракурса, поражая новыми красками и оттенками, шквалом эмоций, настроений, чувств.
Каждый день, переступая порог школы, я попадаю в удивительный мир и оказываюсь подхваченной бурным круговоротом детской жизни. Ведь здесь живешь, как на вулкане. Все кипит, бурлит, периодически происходят мини-извержения. Здесь огорчения смешиваются с яркими положительными эмоциями и сменяют друг друга мгновенно, но это мне нравится. Шумные пятиклашки, классным руководителем которых я являюсь всего лишь несколько месяцев, возбужденно галдя, пытаются одновременно поведать мне новости школьного дня. Успеваю ответить всем, и, наконец, стайка девчонок рассеивается, медленно расходятся мои серьезные мальчишки. И я понимаю, что без своей профессии я не смогла бы прожить и дня.
Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – это певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Такая работа не терпит в школе людей несправедливых, равнодушных, «случайных». «Ошибки работы педагога менее заметны, чем ошибки врачей, но они тоже очень дорого обходятся государству», – так сказала героиня фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». И я согласна с ней. Ошибки, допущенные учителем в его педагогической деятельности, могут серьезно ранить душу ребёнка, заставляя его страдать. Эта травма остается с человеком на всю жизнь. Учитель не только учит, он воспитывает. Педагог, как строитель, строит самое сложное и самое ценное на свете – внутренний мир человека. Он конструирует, разрабатывает новые педагогические технологии, внедряет их, постоянно совершенствует процесс всестороннего развития личности. Это очень сложно, ответственно, но безумно интересно.
Время неумолимо! Оглядываясь в прошлое, я с волнением вспоминаю 1 сентября 1979 года, когда на пороге средней школы №8 стояла маленькая девочка с большими бантами и огромным букетом цветов. Она с любопытством и интересом смотрела на учеников, собравшихся перед школой. Это была я! И вдруг в этой праздничной суматохе я почувствовала на себе пристальный взгляд пожилой женщины. Её глаза излучали доброту и понимание. Каким же должен быть педагог, чтобы в душе ребенка сразу зародилось к нему доверие? Мне захотелось к ней подойти и заговорить. Так я познакомилась со своей первой учительницей Мельниковой Раисой Петровной. Три года начальной школы пролетели, как одно мгновение.
Самая любимая игра детства – игра в школу. Роль учителя меня уже притягивала тогда. Мы учились красиво и грамотно писать в тетрадях и на доске, которую нам с сестрой сделал отец. Мне очень нравилось проверять тетради старшей сестры и находить там ошибки, хотя правильность написания я не могла объяснить.
В четвертом классе моим классным руководителем стала Кочеткова Прасковья Васильевна. Педагог, который не бросалась красивыми словами о выбранной профессии, но вся жизнь которой являлась именно служением горячо любимому делу, избранному один раз и на всю жизнь.
Моим любимым предметом была математика, которую преподавала у нас Муличева Нина Сергеевна. Талантливый и творческий учитель, она душевно, но в то же время требовательно относилась к своим ученикам. Трудно сосчитать, скольких детишек очаровала она своей обожаемой математикой, да так, что впоследствии некоторые из её выпускников решили стать именно учителями математики. Среди них и я.
Все школьные годы я была окружена такими учителями, благодарность и уважение к которым зарождаются еще в школьном детстве и остаются в сердце навсегда. Мастерство многих моих педагогов, высокопрофессиональных, но в то же время скромных и деликатных людей, всегда служило ориентиром в судьбе и определяло мой профессиональный путь. Могла ли я подумать много лет назад, что школа, из которой так хотелось выпорхнуть во взрослую жизнь, станет для меня вторым домом. Что я всю свою сознательную жизнь проведу среди детей, некоторые из которых будут звать меня «классной мамой». А все, оказывается, в моей судьбе было предопределено.
После окончания школы я поступила в Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева на математический факультет. Окончив его, с 1997 года я работаю учителем математики. Первые шаги на педагогическом поприще я сделала, работая в МБОУ «Лицей № 4», а с 1999 года моя жизнь связана с МБОУ «СОШ № 7». Мое педагогическое кредо можно выразить словами: « Лучше зажечь маленькую свечу, чем вечно проклинать темноту».
Ещё со школьной скамьи я поняла, что труд учителя, особенно учителя математики, кропотлив и очень труден, но меня это не пугало. Когда меня спрашивают, почему именно такой путь я избрала, отвечаю строками из стихотворения Эдуарда Асадова:
Да, легко живет, наверно, тот,
Кто всерьез не любит никого.
Тот, кто никому не отдает
Ни души, ни сердца своего…
Я ненавязчиво стараюсь показать своим ученикам, зачем же им понадобится в жизни эта трудная, на первый взгляд, скучная математика. А вот зачем: она развивает настойчивость, терпение, способность к многовариантному подходу в решении, казалось бы, самых безнадежных проблем, вдумчивое отношение к любой, даже, на первый взгляд, невыполнимой задаче…
Почему мне нравится работать в школе? Здесь каждый день приносит что-то новое. Здесь находишься в постоянном движении. Рядом с учениками не стареешь душой, а успехи своих воспитанников воспринимаешь как собственные.
Позади двадцать лет в профессии. Я часто думаю о том, как незаметно пролетели эти годы! Значит, с выбором профессии не ошиблась: чувствую любовь и признательность своих учеников, уважение их родителей, чувствую, как радостно моему сердцу. А это – настоящее счастье!