Список литературы

Якушова Светлана Валерьевна
Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.    Русский язык. 10-11-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1/А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 255, [1]с.

2.    Русский язык. 10-11-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 2/А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 189, [3]с.

3.    Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В.Лебедев. – М. :Просвещение,  2014. – 367 с. : ил.

4.    Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2 / Ю.В.Лебедев. – М. :Просвещение,  2014. – 368 с. : ил.

5.    Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.А.Смирнов, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399с.: ил.

6.    Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ [В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 445 с.: ил. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глоссарий по литературе

АБЕРАЦИ– искажение чего-нибудь.
АБЗАЦ - отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ - произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ - собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОР – реальная личность, создатель литературного произведения.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ - литературное течение (неоромантизм) в русской поэзии начала XX века. Это название придумал Н.С.Гумилёв для обозначения творчества группы поэтов, в которую входили А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие.
АКРОСТИХ - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АКТУАЛИЗМ - ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.
АЛЛЕГОРИЯ – вид иносказания. Отвлечённое понятие, воплощённое в конкретном образе: волк – жадность, лиса – хитрость, крест (в христианстве) – страдание и т.п.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
АЛЛЮЗИЯ – использование намёка на какой-нибудь хорошо известный факт вместо упоминания самого факта.
АЛЬМАНАХ - сборник литературных произведений различного содержания.
АМФИБРАХИЙ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АНАФОРА – повторение одних и тех же звуков, слов, или словосочетаний в начале каждой стихотворной строки.
АНЕКДОТ – жанр фольклора, короткий рассказ юмористического содержания с остроумной концовкой.
АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором описываются повадки и характерные черты животных.
АННОТАЦИЯ - краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ - 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИСИСТЕМА - системная целостность людей с негативным мироощущением.
АНТИТЕЗА - оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
АНТОЛОГИЯ - сборник избранных произведений разных авторов.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек "венец мироздания".
АПОСТРОФА - оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе оригинальную мысль, житейскую мудрость, нравоучение.

БАЛЛАДА - лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
БАСНЯ - небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.
БЕЗДНА - пустота или вакуум, не являющийся частью материального мира.
БЕЛЛЕТРИСТИКА - художественные прозаические произведения.
БЕЛЫЕ СТИХИ - стихи, не имеющие рифмы.
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) - качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
БУРИМЕ - стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
БУРЛЕСК - шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
БЫЛИНА - русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

ВДОХНОВЕНИЕ - состояние озарения, творческого подъема.
ВЕРЛИБР – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.
ВЕРСИФИКАЦИЯ - система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
ВИДЕНИЕ – описание путешествия по загробному миру в сопровождении ангела, святого; содержит религиозное или этическое поучение.
ВИРШИ - стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – элементы композиции произведения, не развивающие действия: лирические отступления, вводные эпизоды и описания.
ВОДЕВИЛЬ – небольшая пьеса драматического жанра с интригой и комическими ситуациями любовного содержания.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ - силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
ВОЛЯ - способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ - произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
ВУЛЬГАРИЗМ - грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
ВЫМЫСЕЛ - плод воображения, фантазии писателя.

ГЕКЗАМЕТР - стихотворный размер в античном стихосложении, в русском - шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ - лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
ГИПЕРБОЛА - стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – фамилия персонажа, передающая важную черту его характера.
ГОЛЕМ - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных "черных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения.
ГОНОРАР - гонорар литературный - вознаграждение, получаемое литератором за его труд.
ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН – произведения жанра ужаса местом действия, которых является средневековый замок с призраками, дьявольскими силами и утверждающий непознаваемость мира и всемогущество зла. 
ГРОТЕСК - изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
ГУМАНИЗМ – мировоззрение, при котором высшей ценностью объявляется человек во всех его проявлениях.

ДАЙДЖЕСТ – издание или книга состоящие из фрагментов или краткого изложения литературных произведений.
ДАКТИЛЬ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
ДЕКАДЕНТСТВО – упадничество. Идеологическое явление рубежа XIX-XX вв. в основе которого лежало утверждение о наступлении эпохи упадка и угасания цивилизации.
ДЕТЕКТИВ – эпическое произведение, в котором происходит расследование преступлений.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - произведения разных жанров, предназначенные для детей.
ДИАЛОГ - разговор двух или нескольких персонажей.
ДИФИРАМБ - произведение восхваляющего характера.
ДОЛЬНИК - трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом.
ДУМА – лиро-эпический жанр украинского фольклора (баллада).

ЖАНР - исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС – лиро-эпический жанр; стихотворный монолог, повествующий о несчастной любви и любовных страданиях, с акцентом на переживаниях и муках влюблённого.
ЖИТИЕ - в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ.
ЗАГОВОР – жанр фольклора; слова, имеющие магическое значение и призванные при помощи определённого сочетания оказать воздействие на материальный мир.
ЗАИМСТВОВАНИЕ - использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
ЗАКЛИНАНИЕ - жанр фольклора, магическая формула, призванная воздействовать на природу и человека; обычно сопровождается магическими ритуальными действиями.
ЗАКЛИЧКА – жанр детского фольклора; наивное поэтическое обращение к силам природы.
ЗВУКОПИСЬ – приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.п.). 

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
ИДИОМА - свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например русские выражения "остаться с носом", "собаку съел" и т.д.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
ИДИЛЛИЯ - стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
ИМАЖИНИЗМ - литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов не связанных с реальностью. Участники этого течения утверждали необходимость и неизбежность "чистого искусства". К имажинистам относились С.А.Есенин, В.Г.Шершеневич и др.
ИМПРЕССИОНИЗМ - литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - создание произведений без предварительной подготовки.
ИНВЕКТИВА – вид пафоса, резкое обличение, выражающее ненависть автора к тем или иным явлениям и характерам. В отличие от сатиры не вызывает комизма и смеха.
ИНВЕРСИЯ - оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
ИНОСКАЗАНИЕ – непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей.
ИНТЕРЬЕР – описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Часто используется для косвенной характеристики персонажа.
ИНТОНАЦИЯ – синтаксическое построение относительно законченного фрагмента художественного текста (фразы, периода, строфы), указывающее на то, как должна звучать художественная речь в этом фрагменте.
ИНТРИГА - развитие действия в сложном сюжете произведения.
ИРОНИЯ - скрытая насмешка.

КАЛАМБУР – стилистический оборот ("игра слов"), основанный на использовании полного звукового совпадения различных слов и словосочетаний.
КАНТАТА - стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
КАНТИЛЕНА - небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
КАНЦОНА - стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
КАРИКАТУРА - шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
КАТАРСИС – сильное эмоциональное переживание при восприятии литературного произведения. Катарсис рассматривается как обязательное следствие трагического в литературе.
КЛАССИЦИЗМ - литературное направление (течение) XVII - нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
КЛАУЗУЛА - заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
КЛИМАКС - вид градации, ряда выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т. е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего ("нарастание").
КОДА - заключительный, добавочный стих.
КОЛЛИЗИЯ - столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
КОММЕНТАРИЙ - истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
КОМПОЗИЦИЯ - структура художественного произведения.
КОНТЕКСТ – "окружение", в котором создавалось и продолжало жить художественное произведение. Контекст может быть социально-историческим, биографическим, бытовым, литературным и т.п.
КОНТРАСТ - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
КОНФЛИКТ - столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
КОНЦОВКА - заключительная часть или эпилог литературного произведения.
КРАСОТА - комплекс форм, нравящихся без предвзятости.
КРИТИКА - сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
КРЫЛАТОЕ СЛОВО - меткое выражение, ставшее поговоркой.
КУЛЬМИНАЦИЯ - эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
КУПЛЕТ – строфа в песне, имеющей рефрен; обычно обладает законченным смыслом, сближаясь со стансами.

ЛАКОНИЗМ - краткость в выражении мысли.
ЛЕГЕНДА - в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
ЛЕЙТМОТИВ - образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом по схеме ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5. Лимерики в комически-иронической форме описывают какие-либо события, с кем-то происходящие.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
ЛИТОТА – противоположность гиперболе. Намеренно неправдоподобное преуменьшение.
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

МАГИЯ – совокупность действий, обрядов и словесных формул, имеющих целью воздействовать на материальный мир, изменять его, а так же устанавливать связи между реальным и ирреальным миром.
МАДРИГАЛ - лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания, выражающее восхищение кем-либо.
МАКАРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – сочетание в одной фразе двух и более национальных языков; может создавать комический эффект и служить средством характеристики литературного персонажа.
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
МЕДИТАЦИЯ – лирическое размышление, сопровождаемое эмоциональным переживанием.
МЕЛОДИКА СТИХА - интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
МЕЛОДРАМА – драматический жанр, ориентирующий зрителя на сострадание, сочувствие героям.
МЕТАФОРА - использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
МЕТОД - основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
МЕТОНИМИЯ - замена в речи слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
МИНИАТЮРА - небольшое литературное произведение.
МИФ - древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
МОДЕРНИЗМ - направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
МОНОЛОГ - речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
МОНОРИТМ - стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
МОТИВ - в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
МОТИВИРОВКА - зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА – произведения, сюжет которых построен на научно-технических достижениях не опровергнутых, но и не доказанных наукой.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА - созвучие, находящееся в начале стиха.
НЕБЫЛИЦЫ – жанр детского фольклора, шуточные стихотворения, в которых изображаются явные нелепости, неправдоподобные обстоятельства.
НЕОЛОГИЗМ - новое слово.
НОВАТОРСТВО - внесение новых идей, приемов.
НОВЕЛЛА – короткий рассказ с неожиданным окончанием.

ОБРАЗ - художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
ОБРАЩЕНИЕ - оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – жанр фольклора. Часть ритуала при проведении свадебных, похоронных и др. обрядов.
ОДА - хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
ОКСИМОРОН – сочетание противоречащих по значению друг другу слов в одном образе.
ОКТАВА - строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних - смежной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) - прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа "Евгений Онегин", состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
ОСТРАНЕНИЕ – описание привычного с неожиданной точки зрения.
ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – отсутствие развязки произведения.

ПАНТОРИЗМ – стихотворение, в котором рифмуются все слова.
ПАЛИНДРОМ - "перевертень" - слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и обратно.
ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
ПАРАФРАЗ – пересказ произведения или его части своими словами.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
ПАРОДИЯ - жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
ПАСКВИЛЬ - произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
ПАСТОРАЛЬ - стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАФОС - ведущий эмоциональный тон произведения.
ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературном произведении.
ПЕРЕНОС (енжамбеман) - перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
ПЕРИФРАЗ - замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
ПЕРСОНАЖ - действующее лицо литературного произведения.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
ПОВЕСТЬ - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя. 
ПОГОВОРКА - краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
ПОРТРЕТ - изображение в художественном произведении внешности персонажа.
ПОСВЯЩЕНИЕ - надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
ПОСЛАНИЕ - литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
ПОСЛЕСЛОВИЕ - дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, краткое, ритмически организованное и синтаксически завершённое изречение, содержащее суждения из области морали, философии, житейской мудрости.
ПОТЕШКИ – шутливые стишки, которыми родители сопровождают игры с маленьким ребёнком.
ПОУЧЕНИЕ - литературное произведение в форме речи познавательного характера.
ПОЭЗИЯ - художественное творчество в стихотворной форме.
ПРИБАУТКА - острое словцо или словосочетание.
ПРИТЧА - назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме. В отличие от басни объясняет отвлечённые, например, религиозные, проблемы.
ПРОБЛЕМА - вопрос, который исследуется писателем в произведении. 
ПРОБЛЕМАТИКА - перечень проблем, затронутых в произведении. 
ПРОЗА - художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. 
ПРОЛОГ - вступление в литературное произведение.
ПРОСТОРЕЧИЕ – слова присущие народной нелитературной речи. Речь малообразованных носителей языка.
ПРОТОТИП - реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
ПСЕВДОНИМ - вымышленное имя или фамилия писателя.
ПУБЛИЦИСТИКА - совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
ПУТЕШЕСТВИЕ - литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

РАЁШНЫЙ СТИХ – разностопные строки скреплённые парной рифмовкой.
РАЗВЯЗКА - положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
РАЗМЕР СТИХА - число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
РАПСОД - странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
РАССКАЗ – художественное произведение малой формы, описывающее завершённое событие.
РАССУДОК - способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.
РЕДАКЦИЯ - один из вариантов текста произведения.
РЕЗОНЕР – "сторонний наблюдатель" в произведении выражающий авторскую точку зрения на события и действующих лиц.
РЕКВИЕМ – литературное произведение в форме прощания с погибшим.
РЕМАРКА - пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
РЕПЛИКА - ответ одного персонажа на речь другого.
РЕФРЕН - повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
РЕЦЕНЗИЯ – критический отзыв о каком-нибудь произведении. Рецензия бывает отрицательная или положительная.
РИТМ - систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
РИФМА - совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ - деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные
РОМАНС - небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
РОМАН – ЭПОПЕЯ – произведение, раскрывающее судьбу человека на фоне исторических событий, важных для всего народа. 
РОНДО - восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
РУБАИ - формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
РЫЦАРСКИЙ РОМАН – средневековый жанр эпоса, повествующий о приключениях рыцаря, подчёркивающий идеализм феодальной эпохи.

САГА – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.
САРКАЗМ - язвительная насмешка.
САТИРА - художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
СИМВОЛИЗМ - литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
СКАЗ - способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
СКАЗАНИЕ (легенда) - художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – жанр эпоса, создающий на основе фантастической условности мифологизированный художественный мир.
СЛОГ - звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
СМЕРТЬ - способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.
СОБЫТИЕ - разрыв системных связей.
СОНЕТ - вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья (катрены) и 2 трехстишья (терцеты).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - соответствие морали и этики.
СРАВНЕНИЕ - определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
СТАНСЫ - малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
СТИЛИСТИКА - раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
СТИЛЬ - совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
СТИХ - мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь, а так же одна строка в стихотворном произведении.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. -
СТОПА - в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
СТРОФА - сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
СЦЕНАРИЙ – переработка произведения для создания фильма, спектакля, мультфильма.
СЮЖЕТ - основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

ТАВТОГРАММА - стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания художественного произведения.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - работа писателя над произведением.
ТЕМА - объект художественного отражения.
ТЕМАТИКА - совокупность тем произведения.
ТЕНДЕНЦИЯ - идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
ТЕРЦЕТ – стихотворная строфа, состоящая из 3 стихов (строк), рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета.
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
ТИП - художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
ТРАГЕДИЯ – драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ТРАКТАТ – жанр научной литературы; законченное сочинение на научную тему, заключающее в себе постановку проблемы, систему доказательств её решения и выводы.
ТРИЛЛЕР – произведение вызывающее сильный стресс, ужас, отвращение и т.п.
ТРОП - оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ – жанр фольклора, песни, сопровождающие трудовые процессы; своим ритмом и эмоциональными установками способствующие облегчению труда.

УПРОЩЕНИЕ - уменьшение плотности системных связей. 
УРБАНИЗМ - направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
УТОПИЯ - художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО (фольклор) – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал.

ФАБУЛА – сюжетная основа литературного произведения.
ФАНТАСТИКА – изображение невозможного в реальной жизни.
ФЕЛЬЕТОН – Фельетон, в момент своего появления, листок в газете, специально посвященный вопросам театра, литературы, искусства. Сейчас, газетная статья с высмеиванием пороков общества.
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ - необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. 
ФОЛЬКЛОР - совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
ФУТУРИЗМ - ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.
ФЭНТЕЗИ – творческий метод романтизма характеризующийся созданием произведений, основанных на мифотворчестве автора, имеющих ярко выраженное философское звучание.

ХАРАКТЕР - художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
ХОРЕЙ - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
ХРОНИКА - повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

ЦЕЗУРА – пауза в середине стиха (строки) поэтического произведения.
ЦИКЛ - ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

ЧАСТУШКА - небольшое произведение (четверостишие) устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

ЭВФЕМИЗМ - замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК - иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
ЭКЛОГА - небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
ЭКСПОЗИЦИЯ - вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
ЭКСПРОМТ - произведение, созданное быстро, без подготовки.
ЭЛЕГИЯ - стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
ЭПИГРАММА - короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
ЭПИГРАФ - короткий текст, помещенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
ЭПИЗОД - одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
ЭПИТЕТ - образное определение.
ЭПОПЕЯ – героическое повествование описывающее значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
ЭССЕ – произведение эпического жанра, содержащее субъективные, нетрадиционные рассуждения автора, не претендующие на исчерпывающую характеристику и глубокую изученность поднятой проблемы. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем.

ЮМОР – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма. 
ЮМОРЕСКА - небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

ЯМБ - двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.



Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автологическая речь (utos – я сам, logos – слово) – речь, в которой средства создания выразительности отсутствуют (слова используются только в прямом значении).

Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции).

Анафора (единоначатие) – (от греч. anaphora – вынесение вверх) – распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т.д.).

Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия, явления, предметы.

Антонимы (от греч. anti – против + onyma – имя) – слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных (хороший — плохой).

Аргументы – это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис.

Аффикс (лат. affixus – прикрепленный) – служебная морфема, т.е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня.

Богатство речи – это свойство речи, возникающее при условии свободного использования говорящим разнообразных языковых средств, позволяющих оптимально передать мысль.

Варваризмы – иностранные слова или выражения, употребляемые в речи с сохранением особенностей формы и произношения, обозначающие понятия, которые уже имеют наименования в русском языке.

Вид глагола – глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме.

Вульгаризмы – языковые средства, относящиеся к сниженному пласту лексической системы (это могут быть слова и выражения, принадлежащие к просторечию, жаргону, обсценной лексике), используемые для неприличного, грубого обозначения предметов или явлений.

Выразительность – это такое свойство речи, благодаря которому оказывается воздействие не только на логическую, но также и на эмоциональную сферу адресата. Данное коммуникативное качество речи может быть описано на базе соотношения «речь – эмоции». Выразительная речь действует на чувства сильнее, чем речь «механическая», однотонная.

Гипербола – (от греч. hyperbole – преувеличение) — образное выражение, содержащее чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Благодаря гиперболе автор усиливает нужное впечатление.

Градация – (от лат. gradatio – постепенность) – стилистическая фигура, при которой слова группируются в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

Деепричастный оборот – оборот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов. Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, при том что основное действие, выполняемое субъектом, названо сказуемым.

Дизъюнкции отношения – это отношения семантически удалённых друг от друга понятий. Объёмы понятий, находящихся в дизъюнктивных отношениях, не совпадают.

Жаргон – речь относительно открытой социальной группы, отличающаяся от литературного языка особым составом слов и выражений, носящих вульгарный, грубый характер.

Закон достаточного основания – один из четырех законов логики, согласно которому в сякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.

Закон исключённого третьего – один из четырех законов логики, согласно которому и з двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое – ложно, а третьего не дано.

Закон противоречия – один из четырех законов логики, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время.

Закон тождества – один из четырех законов логики, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.

Инверсия – (от лат. inversio – перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный – прямой – порядок, с целью усиления выразительности речи.

Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония.

Канцеляризмы – слова и выражения, характерные для официально-делового стиля, но употреблённые в другом стилевом окружении и не несущие специальной стилевой нагрузки

Клише – эффективные устойчивые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определённых условиях и контекстах стандарта. Они являются конструктивными единицами речи. Несмотря на своё частое употребление, клише сохранили свою семантику.

Кодификация – официальное признание нормы и описание в виде правил (предписаний) в авторитетных лингвистических изданиях.

Коммуникативные качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

Конвергенция – взаимодействие.

Контаминация – возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений, а также слово или выражение, возникшее таким образом.

Контекст – речевое окружение, целостный конгломерат, состоящий из языковых средств, объединённых общим коммуникативным заданием, а следовательно, предполагающий единство плана содержания и плана выражения.

Контекстуальная уместность – уместность слова, оборота или конструкции, предопределяемая контекстом.

Корень – главная морфема, обязательно присутствующая в составе слова и выражающая основное ядро лексического значения.

Культура речи – лингвистическая дисциплина, предметом исследования которой является совокупность качеств речи, оказывающих наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей.

Лексема (от греч. lexis — слово, выражение, оборот речи) – словарная единица, рассматриваемая во всей совокупности своих соотносительных и взаимосвязанных друг с другом форм и значений; слово как структурный элемент языка.

Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) – 1. Словарный состав языка. 2. Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Разговорно-бытовая лексика. 3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. Исконно русская лексика. Восточнославянская лексика. Заимствованная лексика. 4. Один из стилистических пластов в словарном составе языка. Нейтральная лексика. Эмоциональная лексика. Экспрессивная лексика. 5. Совокупность слов, характерных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя. Романтическая лексика. Лексика «Евгения Онегина» Лексика Тургенева.

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.

Лексическое значение слова – содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем лексического значения является основа слова.

Литературный язык – высшая форма исторического развития национального языка, которую его носители воспринимают как образцовую.

Литота – (от греч. litotes – простота, малость, умеренность) – троп, противоположный гиперболе; образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления.

Лицо – глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий (1-е лицо), его собеседник (2-е лицо) или же лицо (предмет), не участвующее в речи (3-е лицо).

Личностно-психологическая уместность – это уместность использования речевых средств отдельным человеком в соответствии с его чутким, доброжелательным и уважительным отношением к людям.

Лишние слова (слова - сорняки, слова-паразиты: как бы, на самом деле, значит, достаточно, в принципе, типа, короче, так сказать, такой) – языковые средства, не несущие информативной нагрузки.

Логичность речи – это коммуникативное качество хорошей речи, возникающее в результате умения говорящего последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание.

Макаронический – связанный с обилием неоправданных иноязычных заимствований.

Металогическая речь ( meta – через, logos – слово) – речь, оснащённая средствами создания выразительности.

Метафора (греч. metaphora – перенос) – слово или выражение, которое употребляется в переносном смысле для обозначения какого-либо предмета или явления на основе сходства его в каком-нибудь отношении с другим предметом или явлением.

Метонимия (от греч. metonomadzo – переименовывать) – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе смежности между сопоставляемыми понятиями.

Многозначность (полисемия) – наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.

Морфема (от греч. m orphe – форма) – минимальная значимая часть слова, далее неделимая.

Морфология (от греч. morphe – форма + logos – учение) – грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику .

Номинация – наименование предмета или явления посредством использования языковых средств.

Норма – относительно устойчивые, регулярно воспроизводимые в речи носителей языка способы выражения, отражающие закономерности языковой системы и предпочитаемые образованной частью общества.

Однородные члены – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.

Окказиональный (от лат. occasionalis – случайный) – не соответствующий общепринятому употреблению, носящий индивидуальный характер, обусловленный специфическим контекстом.

Оксюморон – (от греч. oxymoron – букв. остроумно-глупое) – соединение несоединимых по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность изображаемого, напр. живой трупгорячий снег .

Олицетворение, или прозопопея (греч. prosopopoia, от prosopon – лицо и poieo – делаю) – такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ортология – раздел культуры речи, занимающийся изучением нормативности.

Орфоэпия (от греч. orthos – прямой, правильный + epos – речь) – 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. 2. Совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.

Падеж – 1. грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам; 2. Форма имени существительного, выражающая его отношение к другим словам в словосочетании и предложении. Это синтаксическое отношение может выражаться падежной формой самостоятельно или в сочетании с другими лексическими либо грамматическими средствами (предлоги, интонация, порядок слов).

Парадигма – совокупность структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом.

Параллелизм – (от греч. parallelos – идущий рядом) – однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений (или частей их).

Паронимы (от греч. рага – возле, onyma, onoma – имя) – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении, напр. роматный — ароматический — ароматичный; банковский — банковый; встать — стать.

Парцелляция – фигура размещения, состоящая в расчленении исходной целостной структуры (высказывания) на два интонационно обособленных отрезка – базовую структуру и парцеллят (их может быть несколько). Расчленение сопровождается прерывистым ритмом (избыточной паузой) и интонацией пояснения, реализуемой в парцелляте; на письме этому соответствует знак точки. Парцелляты располагаются только постпозитивно.

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

План выражения – внешняя сторона языкового знака (означающее в противоположность означаемому). Ср.: план содержания.

План содержания – внутренние элементы языкового знака (означаемое в противоположность означающему). Ср.: план выражения.

Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – избыточное выражение, где одно из слов оказывается излишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом, напр. секретная тайна; первая премьера.

Порочный круг в доказательстве – такой способ доказательства, при котором истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов явно или неявно выводится из тезиса.

Постпозиция (от лат. post – после + positio – положение) – постановка одного из двух связанных между собой элементов после другого.

Прагмемы – лексемы, вобравшие прагматический компонент в ядро своего лексического значения, в результате чего имеющие возможность употребляться как законченные суждения о том, что они обозначают.

Приставка (префикс) – служебная морфема, стоящая перед корнем (непосредственно) или перед другой приставкой.

Пуризм (от лат. purus – чистый) – стремление к сохранению языка в неприкосновенном виде, борьба против всяких новшеств (неологизмов, иноязычных заимствований), ограждение литературного языка от проникновения в него ненормированных лексических и грамматических элементов, что нередко является естественным для развития языка.

Рема – коммуникативный центр предложения, новая, неизвестная ранее информация.

Референт (от лат. referens, referectis – сообщающий) – предмет мысли, отражающий предмет или явление объективной действительности и образующий то понятийное содержание, с которым соотносится данная языковая единица.

Речевая деятельность – сознательная, психологически организованная деятельность по выбору и экспликации языкового варианта, наиболее подходящего для реализации замысла говорящего.

Речевой акт – минимальная единица языковой коммуникации, представляющая собой единство акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания.

Речевые стереотипы – отобранные языковым коллективом функционально-стилистические средства (устойчивые словосочетания), являющиеся по тем или иным причинам «удобными» или даже обязательными для осуществления некоторых коммуникативных задач.

Риторический вопрос – (от греч. rhetor – оратор) – такое построение речи, при котором утверждение подаётся в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность, привлекает внимание читателя или слушателя к предмету речи.

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Род – 1. Лексико-грамматическая категория имени существительного, присущая всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во множественном числе), синтаксически независимая, проявляющаяся в их способности сочетаться с определенными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. Существительные, относящиеся к разным грамматическим родам, отличаются друг от друга парадигмой склонения (полностью или частично), словообразовательной структурой, некоторыми лексико-семантическими особенностями. 2. Грамматическая категория прилагательных (причастий, порядковых числительных, некоторых разрядов местоимений), проявляющаяся в различных формах согласования в зависимости от рода имен существительных, с которыми эти прилагательные сочетаются.

Семантика (от греч. semantikos — обозначающий) – 1. Смысловая сторона (значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм). 2. То же, что семасиология.

Семантическое поле – совокупность слов и выражений, образующих тематический ряд и покрывающих определенную область значений. Семантическое поле времени: год, месяц, неделя, день, ночь, час и т. д.; длительность, продолжительность и т. д.; давно, недавно, скоро и т. д.

Семасиология (от греч. semasia – обозначение + logos – понятие, учение) – раздел языкознания, изучающий значения слов и выражений и изменения этих значений.

Симплока (от греч. symploke – сплетение) – одновременный повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или ритмических частях (т.е. сочетание анафоры и эпифоры).

Синонимы (греч. synonymos – одноименный) – слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания, напр.: неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Синтагма – группа слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях.

Синтагматика – исследование языка, заключающееся в последовательном разделении текста на все менее протяженные соположенные единицы, которые сосуществуют, сочетаются между собой, но отличаются одна от другой; включение их в ряды «по горизонтали» (слово в пределах высказывания, морфема в пределах слова, звук в пределах звукосочетания).

Синтаксис (греч. syntaxis – составление) – 1. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения. 2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Система языка – те связи и отношения, в которых находятся между собой структурные элементы языка.

Ситуативная уместность – уместность слова, оборота, конструкции, предопределяемая и регулируемая ситуацией общения.

Скрепы – специальные слова и выражения, маркирующие переход от одной мысли к другой.

Словообразование – 1. Лингвистическая дисциплина, изучающая закономерности образования вторичных единиц номинации особого типа – производных слов – и устанавливающая ономасиологические (номинативные) структуры этих единиц. 2. Образование новых слов путём соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определённым моделям, существующим в данном языке.

Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему слову, напр.: новый район, в новую квартиру, к новым домам.

Сравнение – образное словесное выражение, при котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением. Сравнение может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные.

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных и наречий, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. Принято выделять положительную, сравнительную и превосходную степени.

Стилевая уместность – уместность слова, оборота, конструкции, предопределяемая и регулируемая стилем языка.

Суффикс – служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно) или после другого суффикса и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Тавтология (греч. tauto – то же самое; logos – слово) – неоправданная избыточность выражения, основанная на повторении в высказывании однокоренных слов.

Тема – при актуальном членении предложения та его часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, или ремы).

Точность речи – это коммуникативное качество хорошей речи, предопределяющее соответствие способов выражения описываемой действительности и проявляющееся в умении выражать мысль с помощью такого подбора языковых средств, который бы максимально полно соответствовал выражаемому понятию.

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

Узус – общепринятое употребление языковой единицы, массовое и регулярное.

Уместность речи – коммуникативное качество хорошей речи, определяющее такой выбор, такую организацию языковых средств, которые более всего подходят для ситуации высказывания, отвечают задачам и целям общения, содействуют установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместность речи, определяющая эффективность общения, предполагает знание структуры и системы языка, а также учёт условий ситуации общения.

Умолчание – это оборот речи, который заключается в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя адресату возможность самому догадаться о том, что не высказано.

Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение или субстантивированное слово) ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Фигура – способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста.

Фразеологическая единица (фразеологизм, фразеологический оборот) – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

Функциональная стилистика – раздел стилистики, изучающий функциональные стили.

Функционально-стилистические средства – языковые средства, используемые для коммуникации в определенной сфере деятельности и составляющие специфику функционального стиля.

Функциональные стили – с тили, выделяемые в соответствии с основными сферами деятельности человека. Принято выделять официально-деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный стиль.

Число грамматическое – 1. Лексико-грамматическая категория имен существительных, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа. 2. Форма имени прилагательного, указывающая на отношение прилагательного к существительному в данной форме числа. 3. Форма глагола, показывающая отношение данного действия или состояния к единичному или не единичному субъекту.

Чистота речи – коммуникативное качество хорошей речи, которое определяет отсутствие чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний), а также элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

Штампы – обороты речи, утратившие эффективность; слова («избитые выражения») с выветрившимся лексическим значением, стёртой экспрессивностью, потускневшей эмоциональностью.

Эквиполентности отношения – это отношения семантически близких друг другу понятий, объёмы которых частично совпадают.

Экстралингвистический (от лат. extra – вне, сверх + франц. linguistique – языковой) – внеязыковой, относящийся к реальной действительности, в условиях которой развивается и функционирует язык.

Эллипсис (от греч. ellepsis – опущение, недостаток) – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого), благодаря чему достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действия. Э. – один из видов умолчания.

Эпитет (от греч. epitheton – приложенное) – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее к.-л. его свойства, качества или признаки.

Эпифора – (от греч. epiphora – добавка) – выразительное повторение слов или выражений в конце двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.

Этика – 1) философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; 2) совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Языковая активность (« performance » – по Н.Хомскому) – способность человека использовать разнообразные средства всех языковых уровней.

Языковая игра – явление, при котором свободное отношение к форме и содержанию речи приобретает эстетическое значение.

Языковая компетенция («сompetence » – по Н.Хомскому) – знание говорящим системы языка, т.е. то, что предполагает способность владеть языком.



Предварительный просмотр:

Основная литература.

  1. Бабайцева В.В.,  Чеснокова Л.Д . «Русский язык» 5 – 9 классы.  Сборник программно – методических материалов. Русский язык.  5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2010.
  2. Бабайцева В.В. Теория. 5- 9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Пичугов Ю.С. Практика. 9 класс. –  М.: Дрофа, 2010.
  4. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  5. ДейкинаА.Д., ПахноваТ.М. «Русский язык» Учебник-практикум для старших классов.  М.: «Вербум-М», 2004                

                     

Дополнительная литература.

  1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.,1998.
  2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.,2000.
  3. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М.,2004.
  4. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. – М.,2003.
  5. Бабайцева В.В., Сальникова О.А.Русский язык. Тренинг по орфографии. – М.,2004.
  6. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М.,1999.
  7. Валгина Н.С. Теория текста.- М.,2003.
  8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.,1994.
  9. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. – М.,1995.
  10. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников 5-8 классов. – М., 1995.
  11. Земская Е.А. Как делаются слова. – М.,1963.
  12. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.,2002.
  13. Львова С.И. Там, где кончается слово…- М.,1991.
  14. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? – М.,1998.
  15. Панов М.В. Занимательная орфография.- М.,1984.
  16. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. – М.,1985.
  17. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.,1988.
  18. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М.,1987.
  19. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.,1996.
  20. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. – М.,1997.
  21. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
  22.  http://window.edu.ru/window
  23. www.school-collection.edu.ru



Предварительный просмотр:

  1. История русской литературы: В 4 т. – Л., 1981–1983. Т. 2 – 4.
  2.  В.И.Коровина. Русская литература 19 века в 2-х частях. М. «Просвещение» 2006г.
  3. История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982.
  4. История русской драматургии: вторая половина XIX – начало XX века. – Л., 1987.
  5. История русского романа: В 2 т. – М.; Л., 1962 – 1964.
  6. История русской поэзии: В 2 т. – Л., 1969.
  7. История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790–1825). – М., 1979.
  8. История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20 – 30-х годов XIX  в. (1825 – 1840). – М., 1979.
  9. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962 – 1978.
  10. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  11. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830гг.: В 2 ч. / Под ред.     В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.
  12. История русской литературы XIX века: 40 – 60–е годы / Под ред.                      В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 1998.
  13. История русской литературы XIX века: в 3 ч. / Под ред В.И. Коровина. – М., 2005
  14. История русской литературы XIX века: вторая половина / Под ред.                    Н.Н. Скатова. 2-е изд., дораб. – М., 1991.
  15. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века. – М.: Флинта, Наука, 2009.
  16. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М., 1997.
  17. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. – М., 2005.
  18. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.
  19. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Под ред.               В.В. Кускова. – М., 1994.
  20. Линков В.Я. История русской литературы: Вторая половина XIX века. – М., 2010.
  21. Ревякин А.Н. История русской литературы XIX века: первая половина. – М., 1985.
  22. Русская литература XIX века: Краткая летопись: Справочник / Сост. и авторы предисл. С.Я. Долинина, А.Б. Есин. – М., 1999.
  23. Русская литература XVIII в.: Словарь-справочник. – М., 1997.

Исследования

  1. Анализ драматического произведения. – Л., 1988.
  2. Анализ одного стихотворения. – Л., 1985.
  3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  4. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.
  5. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.
  6. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма //             Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  7. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.
  8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.
  9. Бахтин М.М. Эпос  и роман: (О методологии исследования романа) //           Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.
  10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.
  11. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.
  12. Гачев Г.Д. Содержательность  художественных форм: (Эпос. Лирика. Театр). – М., 1968.
  13. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. – Л., 1987.
  14. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.
  15. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.
  16. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1977.
  17. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. – М., 2004.
  18. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.
  19. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.
  20. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
  21. Из истории русской культуры. – М., 1996. Т.V (XIX век).
  22. Кожинов В.В.  Происхождение романа. М., 1963.
  23. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-                    XX вв. – М., 1990.
  24. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
  25. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.
  26. Лотман Ю.М. О русской литературе. – СПб., 1997.
  27. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.
  28. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1999.
  29. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.
  30. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. – М., 1975.
  31. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
  32. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: опыт исследования. – М., 1997.
  33. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – М., 1969.
  34. Эйхенбаум Б.М. О прозе. – М., 1969.

Интернет-ресурсы

Русская литература         http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6000 

Русская литература        http://feb-web.ru/

Русская литература        www.fplib.ru/id/russian/

Русская литература        www.abc-people.com/typework/

Русская литература        www.rvb.ru

Стиховедение        ru.wikipedia.org/wiki/стиховедение



Предварительный просмотр:

Список литературы  для обязательного чтения

А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Медный всадник», « Повести Белкина» 
Н. В. Гоголь 
«Петербургские повести», «Выбранные места из переписки с друзьями», отрывок «Птица-тройка», «Мертвые души» 
И. А. Гончаров 
«Обломов» 
А. Н. Островский
 «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» 
И. Тургенев 
«Отцы и дети», сборник «Записки охотника». Читать рассказы «Хорь и Калыч», «Бурмистр», «Малиновая вода», Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник». 
Сборники стихов А. Фета, Ф. Тютчева 
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо"

 М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», сказки (5 – по выбору прочитать), «История одного города» 
Ф. М. Достоевский
 «Преступление и наказание» 
Л. Н. Толстой « Севастопольские рассказы», 
«Война и мир»

А. П. Чехов. Рассказы: пьеса «Вишневый Сад», «Палата №6», «Человек в футляре», «Ионыч»,

«Крыжовник», «Смерть чиновника», «Черный монах», «Учитель словесности», «Невеста», «Дом с мезонином», «Душечка» 
Иван Бунин. Рассказы: 
«Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Солнечный удар» 
Л. Андреев. Рассказы: «Баргамот и Гараська», « «Ангелочек», « Жизнь Василия Фивейского», « Иуда Искариот»
А. Куприн 
«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», «Поединок» 
М. Горький 
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», пьеса «На дне» 
А. Фадеев «Разгром» 
И.Бабель «Конармия» 
А. Толстой « Хождение по мукам», « Петр I » 
С. Есенин 
Поэма «Анна Снегина», стихи 
М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» 
А. Платонов 
« Котлован», «Усомнившийся Макар» 
Е. Замятин
 «Мы» 
И. Шмелёв «Лето Господне» 
В. Набоков «Облако, озеро, башня», «Приглашение на казнь» 
М. Шолохов 
«Донские рассказы», «Тихий Дон», « Судьба человека» 
Л. Пастернак
 «Доктор Живаго» 
А. Солженицын 
«Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», « Крохотки» 
А. Рыбаков « Дети Арбата»

Военные повести

В. Быков «Сотников», «Обелиск» 
Б. Васильев
 «А зори здесь тихие», « В списках не значился», « А завтра была война» 
Ю. Бондарев «Берег» или 
«Горячий снег» 
К.Воробьёв 
«Убиты под Москвой» 
В. Некрасов
 «В окопах Сталинграда» 
В. Астафьев «Царь-рыба»
В. Распутин « Последний срок», 
« Живи и помни»,  «Прощание с Матёрой»  
Ю.Трифонов «Обмен», « Дом на Набережной» 
А. Приставкин «Военное детство», «Ночевала тучка золотая…» 
Ч. Айтматов « Плаха»

Сборники стихов: Н. Гумилёв, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Ахматова, Б. Пастернак