Контрольные ответы по информационным технологиям
Предварительный просмотр:
Контрольные ответы по дисциплине: « Информационные технологии в профессиональной деятельности».
- Опишите назначение и принципы работы Microsoft Power Point, раскройте возможности его использования в специальном образовании.
Назначение программы PowerPoint.
Программа MS PowerPoint является специализированным средством автоматизации для создания и оформления презентаций, призванных наглядно представлять лекционные материалы студентам и слушателям. Программа обеспечивает разработку электронных документов особого рода, отличающихся комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями воспроизведения.
MS PowerPoint позволяет разрабатывать следующие документы:
˗ презентации, рассчитанные на распечатку на прозрачной пленке с целью их демонстрации через оптический проектор;
˗ презентации, рассчитанные на распечатку на 35-мм диапозитивной фотопленке с целью их демонстрации через оптический слайд-проектор;
˗ презентации, рассчитанные на воспроизведение через компьютерный проектор;
˗ материалы презентации для автономного показа на экране компьютера;
˗ материалы презентации для публикации в сетевом окружении с последующим автономным просмотром;
˗ материалы презентации для рассылки по электронной почте с последующим автономным просмотром адресатами;
˗ материалы презентации для распечатки на бумаге с целью последующей раздачи.
Любой документ MS PowerPoint представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. Каждый слайд в документе имеет собственный уникальный номер, присваиваемый по умолчанию в зависимости от места слайда. Последовательность слайдов в документе линейная.
Слайды могут содержать объекты самого разного типа, например: фон, текст, таблицы, графические изображения и т.д. При этом на каждом слайде присутствует как минимум один объект - фон, который является обязательным элементом любого слайда.
Цели и возможности презентации.
1). Щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте Рабочего стола.
2). Наведите указатель мыши на вкладку Создать. Справа появится Меню
Программ –появится список создаваемых элементов (пункты меню).
3). Щелкните на значке Презентация Microsoft PowerPoint
Первое, что вы видите – это несколько различных панелей окна программы.
В левой части экрана находится панель, которую можно использовать для переключения между режимами структуры слайдов текущей презентации. В центре окна находится главное окно в режиме слайдов, в этом режиме каждый слайд презентации редактируется отдельно от других. Под главным окном находится панель заметок, с помощью которой добавляются заметки к любому слайду презентации.
Сверху в окне программы во вкладке Главная находится панель задач - Создать слайд. Эта панель содержит различные макеты (разметки) слайдов. Чтобы выбрать нужную разметку/макет слайда нужно установить на ней курсор мыши и щелкнуть один раз левой кнопкой.
Ввод текста и редактирование текста в слайдах
Ввод текста
Каждый слайд в презентации содержит специальный заполнитель, указывающий, какой текст можно ввести вместо него на слайде. Чтобы заменить текст заполнителя собственной надписью, следует щелкнуть левой кнопкой мыши на поле заполнителя, затем ввести собственный текст.
Редактирование текста Редактирование текста в слайдах производится аналогично как в текстовом редакторе Microsoft Word.
Вставка, оформление и редактирование слайдов.
Новый слайд можно вставить в любое место в презентации. Для этого нужно выполнить следующие действия:
1). Открыть вкладку Главная.
2). Выбрать Создать слайд.
Разметку слайда можно оставить прежнюю, а можно выбрать другую. Для того чтобы в текущую презентацию вставить отдельные или все слайды другой презентации, выполните следующие действия:
1). Откройте презентацию, в которую нужно вставить слайды.
2). Выделите слайд, перед которым нужно вставить слайды.
3). Выберите вкладку Главная, Слайды из структуры.
Появится диалоговое окно Вставить структуру.
Выделение слайдов
1). Чтобы выделить слайд нужно щелкнуть на слайде.
2). Чтобы выделить два или больше соседних слайдов на панели структуры, щелкните на первом слайде, затем, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните на последнем слайде группы.
Удаление слайдов
Слайд можно удалить в любом режиме. Чтобы удалить слайд, выполнить следующие действия:
1). Выделите слайд, который нужно удалить. Можно удалить сразу несколько слайдов, если выделить их все.
2). Нажмите клавишу Delete на клавиатуре.
Вырезание, копирование и вставка слайдов
1). Выделите слайды, которые нужно скопировать или вырезать.
2). Щелкните на вкладке Главная, Вырезать или Копировать, чтобы соответственно вырезать или скопировать слайды.
3). Выберите на вкладке Главная, Вставить. Скопированные или
вырезанные слайды будут вставлены в указанное место презентации.
Скрытие слайдов
Перед демонстрацией презентации нужно продумать, какие вопросы возникнуть у аудитории, и приготовиться на них ответить. Возможно, вы даже захотите создать специальные слайды с вариантами ответов на вопросы и сохраните эти слайды в скрытом виде до тех пор, пока они вам не понадобятся.
Чтобы скрыть один или несколько слайдов, нужно щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать Скрыть слайд. Чтобы отменить скрытие слайда, щелкните на нем правой кнопкой и снова вберите Скрыть слайд.
Оформление слайдов.
В PowerPoint вставлено множество профессионально разработанных шаблонов и цветовых схем, которые можно использовать при оформлении презентации. В этих шаблонах указываются используемые образцы фона, шрифты, цветовые схемы и многое другое. Когда шаблон оформления применяется для создания презентации, задаваемое им форматирование определяется для слайда, известного как образец слайда.
Образец слайда задает основную структуру и цветовую схему для слайдов в презентации и выглядит как слайд, но на самом деле не является таковым. Это шаблон структуры создаваемого дизайна, в который вносятся изменения, отображаемые в каждом слайде презентации. При использовании шаблон фактически применяется к образцу слайда, а затем к каждому слайду в презентации.
- Тифлокомпьютеры: история, назначение.
Тактильные устройства ввода/вывода
Шеститочечный рельефно-точечный тактильный шрифт изобрел в 1821 году француз Луи Брайль. Примечательно, что самому ему тогда было всего 15 лет. За почти два века своего существования шрифт Брайля стал общепризнанным и основным средством чтения и письма для слепых и слабовидящих. Аппаратные средства, предназначенные для незрячих людей, так или иначе связаны с азбукой Брайля. Брайлевский символ изображается комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм и диаметром 1,4 мм, расположенных в ячейке размером 4,2 × 7 мм. Расстояние между ячейками составляет 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали. В «традиционном» шеститочечном варианте (рис. 4.1) азбука Брайля кодирует 63 символа. Этого, в принципе, достаточно для обозначения букв любого национального алфавита, цифр и знаков препинания. Служебные символы указывают, что следующие за ними символы — цифры или заглавные буквы. Однако на практике их часто опускают, а цифры от букв отличают по контексту. При письме по Брайлю незрячие часто прибегают к различным видам скорописи, упрощая грамматику. Там, где это не мешает пониманию написанного, некоторые буквы в словах и знаки препинания пропускают, а заглавные буквы подразумеваются. Примерно так же принято писать SMS или сообщения в ICQ. В наше время получил распространение и «расширенный» восьмиточечный вариант, которым можно изобразить уже до 255 разных символов. В компьютерной сфере применяется именно это представление, и символы шрифта Брайля включены в кодовую таблицу Unicode 6.0 наряду с символами латиницы и национальных алфавитов. В некоторых европейских языках две нижние точки ячейки (точки 7 и 8) используются как часть стандартных для этих языков символов шрифта Брайля. Однако чаще эти точки отводятся под служебную информацию. Например, с их помощью обозначают позицию курсора, прописные буквы, выделение и другие атрибуты текста.
Тактильные строки и дисплеи Брайля Брайлевский дисплей (Braille Display) — электромеханическое устройство, которое отображает символы шрифтом Брайля. Рельефный рисунок создается штифтами, которые выдвигаются из отверстий в пластине и ощущаются как выпуклые точки. Когда штифт опущен, его кончик находится заподлицо с пластиной, и на ощупь сливается с поверхностью. Дисплеи Брайля составляются из отдельных ячеек, каждая из которых содержит шесть или восемь штифтов. Из 40, 70 или 80 ячеек формируется строка. Большинство дисплеев снабжены лишь одной строкой (рис. 4.2), но есть и модели с двумя или тремя строками.
Тифлокомпьютеры
Тифлокомпьютерами иногда называют адаптированные под нужды незрячих пользователей персональные компьютеры с соответствующими периферийными устройствами и ПО. Такие компьютеры собирают и настраивают для передачи детям в рамках образовательных программ, ими оборудуют рабочие места для инвалидов по зрению и т. п. Как минимум, «особенность» подобных систем заключается в установке одной из программ экранного доступа или специальных сборок ОС Linux. В зависимости от задач, компьютеры могут быть укомплектованы сканерами и программами распознавания символов, брайлевскими дисплеями. Совсем другая категория — тифлокомпьютеры, устроенные по типу персональных помощников. Персональные цифровые помощники или карманные персональные компьютеры (КПК, PDA, PocketPC) были весьма популярны в недавнем прошлом. Эти миниатюрные компьютеры работают под управлением Windows CE, Symbian и других «встроенных» операционных систем. Впоследствии из массового сегмента их полностью вытеснили «умные» телефоны и смартфоны с одной стороны, а планшеты и нетбуки — с другой. Однако концепция персонального помощника нашла свое продолжение в сфере тифлотехники. Микрокомпьютеры, лишенные экрана, но оборудованные небольшим брайлевским дисплеем, по-прежнему востребованны. Хотя габариты у них далеко уже не карманные, это все равно переносные автономные устройства. Тифлокомпьютер может питаться и от сети, и от собственного аккумулятора. Как правило, при подключении к стационарному компьютеру или ноутбуку персональный помощник способен работать в качестве брайлевского дисплея. Для этого его нужно переключить в режим дисплея с помощью кнопки на корпусе, а на компьютере установить соответствующий драйвер внешнего устройства и программу экранного доступа. Пока тифлокомпьютер используется как дисплей Брайля, его записная книжка и другие внутренние программы недоступны, и наоборот. Подключение обычно осуществляется по USB, иногда через инфракрасный порт (IrDA), а в некоторых моделях предусмотрено и беспроводное подключение по Bluetooth. Типичный набор приложений для портативного тифлокомпьютера включает в себя примерно такие же программы, которые установлены в смартфонах и обычных КПК: - менеджер файлов, который позволяет открывать, копировать и удалять файлы; - проигрыватель — для прослушивания аудиофайлов распространенных форматов, например, МР3 и WMA; - текстовый редактор — для просмотра, создания и редактирования текстовых файлов; - записная книжка — чтобы хранить и упорядочивать, например, фамилии, адреса, номера телефонов; - клиент электронной почты — для работы с письмами; - браузер — для просмотра веб-страниц в Интернете. Во всех программах текст преобразуется в азбуку Брайля и выводится на тактильный дисплей. Кроме того, практически во всех тифлокомпьютерах присутствует программа-синтезатор речи. Она озвучивает вводимый текст (нажатия клавиш), а также дублирует голосом то, что выводится на дисплей. Первое назначение тифлокомпьютера — чтение текстов, просмотр Интернета, электронная почта. Второе — роль записной книжки, органайзера, хранилища каких-то личных заметок. При необходимости персональный помощник может быть использован и для подготовки довольно обширных текстов, документов, статей, которые впоследствии можно переслать по электронной почте, опубликовать в Интернете или распечатать на другом компьютере. В настоящее время наиболее известными являются тифлокомпьютеры марок PAC Mate от компании Freedom Scientific (www.freedomscientific.com) и BrailleNote Apex от новозеландской компании HumanWare Group (www.humanware.com). Первые выпускаются в двух вариантах: PAC Mate BX — с восьмиклавишной клавиатурой Брайля (рис. 4.5) и PAC Mate QX — с обычной QWERTY-клавиатурой (рис. 4.6). Крестовидный джойстик между клавишами предназначен для управления курсором, а два колесика по бокам брайлевского дисплея обеспечивают прокрутку текста. Рис. 4.5. Тифлокомпьютер PAC Mate BX 400 Среди продукции компании HumanWare Group присутствуют тифлокомпьютеры с брайлевским дисплеем и обычной либо брайлевской клавиатурой — соответственно серии BrailleNote Apex BT и BrailleNote Apex QT. Кроме того, существуют аппараты с исключительно голосовым выводом — VoiceNote Apex BT (с брайлевской клавиатурой) и VoiceNote Apex QT (с клавиатурой QWERTY). По образцу одного из персональных помощников HumanWare некоторое время выпускался и российский тифлокомпьютер Syscom. Одним из самых компактных устройств подобного рода считается BrailleNote PK от компании Pulse Data International. При размерах 174 ×92×32 мм и весе около 450 граммов этот компьютер оснащен дисплеем Брайля на 18 ячеек, как и более его крупные «собратья». Рис. 4.6. Тифлокомпьютер PAC Mate QX 400 Цены на тифлокомпьютеры довольно высоки. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в них устанавливаются дорогостоящие брайлевские дисплеи. Например, компьютеры серии PAC Mate стоят около 2500 долларов. В российской действительности тифлокомпьютеры чаще всего приобретают в образовательные учреждения и библиотеки для незрячих. Однако такие устройства встречаются и в личном пользовании.
- Автоматизированные информационные системы в образовании. Назначение, функции, целевые аудитории, примеры.
Автоматизированные информационные системы.
Процессы обработки информации всегда являлись основой человеческой деятельности и объединение таких процессов с информационными ресурсами, со временем стали называть информационными системами (ИС). ИС – это комплекс, состоящий из информационной базы (хранилища информации) и процедур, позволяющих накапливать, хранить, корректировать, осуществлять поиск, обработку и выдачу информации. С появлением вычислительной техники ИС пережили качественный, революционный процесс развития превратившись в автоматизированные информационные системы (АИС), т.е. – информационные системы, физической и функциональной компонентами которых является программно-технический комплекс и средства связи.
Современные АИС представляют собой чрезвычайно сложные человеко-машинные комплексы, интегрированные (неразрывно связанные) в национальную и мировую информационные среды. Именно эта интеграция и создает эффективную научно-техническую базу информационного общества, так как изолированные АИС в настоящее время малоэффективны.
Эффективность АИС во многом определяется их качеством и доверием к ним пользователей. Качество изделий, процессов проектирования, производства и услуг является одной из узловых проблем, определяющей уровень жизни человека и состояние народного хозяйства, что полностью относится и к области информационных технологий. В АИС входят следующие основные компоненты:
аппаратные средства вычислительной техники;
аппаратные средства телекоммуникации (связи);
программные средства реализации функций АИС;
информационные базы данных (БД);
документация, регламентирующая функции и применение всех компонент АИС;
специалисты, обслуживающие и использующие программно-технические средства.
Аппаратные компоненты АИС имеют достаточно универсальный характер и относительно слабо зависят от функционального назначения конкретной информационной технологии. Хотя при их выборе всегда учитывается ряд технических характеристик, анализ и испытания этих компонент могут проводиться достаточно традиционными методами и средствами, разработанными в области сложного приборостроения.
Остальные компоненты АИС составляют их интеллектуальную часть, определяющую назначение, функции и качество решения задач в конкретной области человеческой деятельности. Эти компоненты могут отличаться принципиальной новизной, большим разнообразием характеристик, которые трудно формализуются и требуют глубокого исследования методов проверки их значений.
Архитектурная, техническая и программно-информационная совместимость различных АИС может быть обеспечена только путем стандартизации и сертификации программно-технических средств в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов. Для этого необходима стандартизация, сертификация и каталогизация средств, процессов и услуг, а также проведение единой технической политики при создании (приобретении) совместимых аппаратных и программных средств, организации взаимодействия и интеграции АИС различных уровней и назначения.
Любая реальная АИС действует в окружающей ее информационной среде, которую часто называют инфраструктурой.
Под инфраструктурой в экономике понимаются структуры, которые обеспечивают функционирование производственных систем, но непосредственно в технологических процессах производства продукции не участвуют. В их число входят: дороги, линии электропередач, системы снабжения ресурсами и т.д.
Под инфраструктурой автоматизированных информационных систем обычно понимают телекоммуникационные сети и связываемые ими объекты: серверы, автоматизированные рабочие места, каталоги сетевых информационных ресурсов и т.п. Информационными ресурсами являются информационные базы (банки и базы данных) различного назначения и другие информационные структуры.
В настоящее время особенно быстро развиваются телекоммуникационные компоненты инфрастуктуры АИС. В области технологий передачи данных открывает новые горизонты в использовании сетей. Раньше, на начальной фазе внедрения таких технологий, возникало немало проблем – это и недостаток опыта использования, и относительно слабая совместимость, и ограниченный выбор оборудования. Но пожалуй основной преградой являлся изначально слабый пользовательский спрос, что в случае компьютерных сетей выражается в отсутствии адекватных технологии приложений.
Таким образом при создании сетей передачи данных нового поколения возникает необходимость решения сразу комплекса задач, лежащих как в области телекоммуникаций, так и в области информационных технологий. Современное состояние телекоммуникационных технологий представляет собой весьма пеструю картину. С одной стороны “всемирная паутина” (Internet) опутала весь земной шар и ближний космос, с другой – не иссякает критический поток со стороны пользователей данной “паутины”. Самый распространенный – что Интернет неудовлетворительно обеспечивает поиск нужной информации и доступ к ней, то есть не обеспечивает нужного качества тех услуг, ради которых она и создавалась. Кроме того имеется ощутимый разрыв в возможностях пользования этими услугами между различными группами населения и различными странами. Этот разрыв не только не сокращается, но наоборот увеличивается. Национальные правительства и международные организации постоянно ощущают значительный дефицит ресурсов, которые бы они могли и хотели использовать для сокращения такого разрыва.
В связи с этим возникают проблемы безопасности использования АИС, которые здесь будут только обозначены, а детально будут рассматриваться во второй юните.
Быстрое развитие и использование информационных технологий не только открывает новые возможности, но и создает новые проблемы перед мировым сообществом, которые безусловно влияют на экономическую, социальную, культурную и образовательную деятельность и могут коренным образом повлиять на формы правления, творчество, сотрудничество, обмен идеями и знаниями, а также на повседневную жизнь (см. п. 1.1.). Такими проблемами являются:
психобиологические, оказывающие отрицательное психологическое и физическое воздействие на пользователей;
культурные, угрожающие национальной культурной самобытности пользователей;
социально-экономические, увеличивающие неравенство возможностей получения доступа к качественным ИТ;
политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
бесконтрольное и несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности;
технологические угрозы нанесения ущерба или разрушения самим АИС.