Формы работы с детьми группы с задержкой интеллектуального развития
В последние десятилетия особенно остро обозначалась проблема существенного роста числа детей с нарушением в психическом и соматическом развитии.
По данным всемирной организации здравоохранения только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают пограничное положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны. Сохранение и укрепление здоровья детей – ключевая позиция концепции образования. Дошкольные образовательные учреждения города Кунгура углублённо занимаются проблемой использования здоровьесберегающих технологий с целью укрепления здоровья детей. В системе психологической помощи детям с отклонениями в умственном развитии на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Развитием и воспитанием детей с нарушениями в интеллектуальномразвитии занимается коллектив МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Кунгура. На базе массового детского сада с 2000 года функционирует группа детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В настоящее время это группа единственная в городе, районе и поэтому островостребована среди родителей (очередь составляет более 25 человек)
Открытие на базе детского сада группы для детей с нарушением интеллекта позволило решить ряд задач в дошкольном образовании:
- обеспечить социальную защиту детей и предоставление им равных прав с нормально развивающимися детьми,
-организовать интеллектуальное и личностное развитие детей с учётом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей,
- социально адаптировать детей, а именно: развивать способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности,
- интегрировать детей в общество нормально развивающихся детей,
- помочь родителям в методике коррекции имеющихся нарушений в умственном развитии детей.
По нормам группа для детей с ограниченными возможностями рассчитана на 8-10 человек, в связи с большим спросом на данную образовательную услугу, группу ежегодно посещают 12 – 13 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет. В 2009 – 2010 учебном году из данного числа детей 5 – это дети – инвалиды. Для детей данной категории характерна низкая познавательная деятельность, отсутствие интереса к достижению новых знаний, а, следовательно, низкая активность на занятиях.
Воспитатели группы, специалисты детского сада находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм работы с этими детьми, повышают свой профессиональный уровень, выстраивают тесное взаимодействие не только со специалистами учреждения, а также с представителями других муниципальных служб.
Отклонения в развитии детей чаще всего являются наследственными. Для достижения положительной динамики в усвоении знаний детьми необходимо тесное сотрудничество педагогов, специалистов и родителей. Поэтому, чётко продумываем формы работы с родителями, в зависимости от поставленный цели: консультации (индивидуальная, групповая) как с воспитателями, так и специалистами (дни открытых дверей, совместные праздники, выезды, экскурсии, встречи с интересными людьми, участие родителей в работе клуба «Семейный очаг», разъяснительная работа по выполнению рекомендаций в домашних условиях).
Специалисты и педагоги реализуют программу Екжанавой Е.А., Стребелевой Е.А «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» По нашему мнению программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. Важным в развитии детей с нарушение интеллекта является сенсорное воспитание – это основа для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примирения. Восприятия ребёнком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора. Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия. Для решения задач по сенсорному воспитанию были разработаны педагогические проекты: «Непослушное восприятие», «Куда пойти, чтоб знания найти», «Миражи». В процессе реализации проектов, в целях достижения положительных результатов были изготовлены и составлены:
- материалы диагностического обследования по развитию восприятия,
- серия занятий с педагогом – психологом «Что я слышу?», «Что я чувствую?», « Из кулачка в ладошку», «Песочный дождь», «Подержи», «Чудесный мешочек» и др.
- серия развивающих игр, пособий: «Лабиринт», «Следы», «Рисуем цифры, буквы», «Озеро, река, ручей», «Чей голосок?», «Железо – дерево – стекло – пластмасса», «Золушка», «Спираль», «Звучащие шарики», «Ветерок», «Волшебные пуговицы», «Собери бусы» и т.д.
- картотеки игр, упражнений, гимнастик (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, психогимнастика, миогимнастика, просыпательная )
- всесезонные здоровьесберегающие технологии по временам года и частям суток, план их использования (обливание ног, массаж рук и ног, элементы лечебной гимнастики, босохождение, полоскание рта травами)
- создание центров «Звуковой уголок», «Весёлый лабиринт», «Игры с песком», «Волшебная водица», «Я сам» (экспериментальная деятельность) «Уголок движения», «Уголок уединения», «Салон красоты», «Сухой бассейн», «Уголок сказок», «Смекалочка»
- оборудован гимнастический зал, который служит и местом для проведения релаксационных упражнений, направленных на снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма, поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
Методов предупреждения и коррекции психического напряжения в арсенале современной практической психологии достаточно много. Правильно начинать с главного – с соответствия условий среды, в которой основную часть своего детства находится ребёнок. Важные компоненты здорового образа жизни – сон, питание, закаливание, рациональная смена всех видов деятельности. Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребёнка переоценить невозможно, во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причём такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.
В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует забывать о здоровом питании. Приём пищи - это большая релаксационная пауза. Совместно с родителями и по согласованию с врачом организуем дополнительную витаминизацию.
Эффективно воздействует на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры, пескотерапия – как один из более эффективных психокоррекционных развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем детей с нарушением интеллекта через игру. Данный метод позволяет гармонизировать внутренний душевный покой ребёнка, укрепить доверие к окружающему миру и развить новые более продуктивные с ним отношения. Такжеиспользование метода пескотерапии позволит произвести «Мягкую» коррекцию различных видов чувствительности, в частности тактильного и фонематического восприятия в совокупности.
Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Основу коррекционно – оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности:
Физкультурные занятие и физминутки на занятиях.
Подвижные и оздоровительные игры.
Пальчиковая гимнастика.
Прогулка.
Спортивные праздники и развлечения.
Игротренинги.
Особое внимание хотелось бы уделить утренней стимулирующей коррекционной гимнастике. Гимнастика проводится каждое утро, состоит из пяти видов упражнений. Эти упражнения проводятся по определённой схеме:
1,Дыхательные упражнения. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Упражнения для кистей рук. Стимулирует речедвигательный аппарат.
Основные виды упражнений на развитие равновесия, ходьбы и бега.
Подвижные игры. Выполняют коммуникативную, развлекательную функцию.
Релаксация. Выполняет успокоительную роль.
Утренняя стимулирующая коррекционная гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день, является составной частью всех обучающих занятий.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно, так как результат работы виден далеко не сразу – отдален во времени и требует настойчивости и системности в работе педагогического коллектива с детьми данной категории.
Начиная с 2000 года, более 80 детей с нарушением интеллекта получили квалифицированную помощь в компенсации дефектов умственного развития. Высокие результаты коррекционной работы подтверждаются тем фактом, что ежегодно возрастает количество детей выпускаемых в массовые школы города.
Воспитатели 1 категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Кунгура. Черанёва Л.Ю.
Анфёрова Е.А.