Формы работы с детьми группы с задержкой интеллектуального развития

 

В последние десятилетия  особенно остро обозначалась проблема существенного роста  числа детей с нарушением в психическом  и соматическом развитии.

По данным всемирной организации здравоохранения только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают пограничное положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны. Сохранение и укрепление здоровья детей – ключевая позиция концепции образования. Дошкольные образовательные учреждения города Кунгура углублённо  занимаются проблемой использования здоровьесберегающих технологий с целью укрепления здоровья детей. В системе психологической помощи детям с отклонениями в умственном  развитии на первое место ставят  не дефект, а  формирование и развитие целостной личности ребёнка, способной  направить свои усилия под руководством взрослых  на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Развитием и воспитанием детей с нарушениями в интеллектуальномразвитии занимается коллектив МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Кунгура. На базе массового детского сада  с 2000 года функционирует группа детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В настоящее время это группа единственная в городе, районе и поэтому островостребована среди родителей (очередь составляет более 25  человек)

1327
Bezymyannyy.JPG

Открытие на базе детского сада группы для детей с нарушением интеллекта позволило решить ряд задач в дошкольном образовании:

- обеспечить социальную защиту детей и предоставление им равных прав с нормально развивающимися детьми,

-организовать интеллектуальное и личностное развитие детей с учётом коррекции нарушений развития и индивидуальных  особенностей,

 -  социально адаптировать детей, а именно: развивать способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности,

- интегрировать детей в общество нормально развивающихся детей,

 - помочь родителям в методике коррекции имеющихся нарушений в умственном развитии детей.

По нормам группа для детей с ограниченными возможностями рассчитана на 8-10 человек, в связи с  большим спросом на данную образовательную услугу, группу ежегодно посещают 12 – 13  воспитанников  в возрасте от  5 до 7 лет. В 2009 – 2010 учебном году из данного числа детей 5 – это дети – инвалиды.  Для детей данной категории характерна низкая познавательная деятельность, отсутствие интереса к достижению новых знаний, а, следовательно, низкая    активность на занятиях.

  Воспитатели группы, специалисты детского сада  находятся в постоянном поиске новых, более  эффективных форм работы с этими детьми, повышают  свой профессиональный уровень, выстраивают  тесное  взаимодействие не только со специалистами  учреждения, а также  с представителями  других муниципальных служб.

1328
Bezymyannyy.PNG

Отклонения в развитии детей чаще всего являются наследственными. Для достижения положительной динамики в усвоении знаний  детьми необходимо тесное сотрудничество педагогов, специалистов и родителей. Поэтому, чётко   продумываем  формы работы с родителями, в зависимости от поставленный цели: консультации (индивидуальная, групповая) как с воспитателями, так и специалистами (дни открытых дверей,  совместные праздники, выезды, экскурсии, встречи с интересными людьми, участие родителей в работе  клуба «Семейный очаг», разъяснительная работа по выполнению  рекомендаций в домашних условиях).

Специалисты и педагоги   реализуют программу Екжанавой Е.А., Стребелевой Е.А «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» По нашему мнению программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.  Важным в развитии детей  с нарушение интеллекта является сенсорное воспитание – это основа для развития у детей поисковых  способов ориентировки: методов проб и примирения. Восприятия ребёнком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора. Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; на развитие  слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия. Для решения задач по сенсорному воспитанию были разработаны педагогические проекты: «Непослушное восприятие», «Куда пойти, чтоб знания найти», «Миражи». В процессе реализации проектов, в целях достижения положительных результатов были изготовлены и составлены:

 - материалы диагностического обследования по развитию восприятия,

 - серия занятий с педагогом – психологом «Что я слышу?», «Что я чувствую?», « Из кулачка в ладошку», «Песочный дождь», «Подержи», «Чудесный мешочек» и др.

 - серия развивающих игр, пособий: «Лабиринт», «Следы», «Рисуем цифры, буквы», «Озеро, река, ручей», «Чей голосок?»,  «Железо – дерево – стекло – пластмасса», «Золушка», «Спираль», «Звучащие шарики»,  «Ветерок», «Волшебные пуговицы», «Собери бусы» и т.д.

 - картотеки игр, упражнений, гимнастик (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, психогимнастика, миогимнастика, просыпательная )

- всесезонные здоровьесберегающие технологии по временам года и частям суток, план их использования (обливание ног, массаж рук и ног, элементы лечебной гимнастики, босохождение, полоскание рта травами)

 - создание центров «Звуковой уголок», «Весёлый лабиринт», «Игры с песком», «Волшебная водица», «Я сам» (экспериментальная деятельность) «Уголок движения», «Уголок уединения», «Салон красоты», «Сухой бассейн», «Уголок сказок», «Смекалочка»

 - оборудован гимнастический зал, который служит и местом для проведения релаксационных упражнений, направленных на снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов.

 Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного  для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма, поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Методов предупреждения и коррекции психического напряжения в арсенале современной практической психологии достаточно много.  Правильно начинать с главного – с соответствия условий среды, в которой основную часть своего детства находится ребёнок. Важные компоненты здорового образа жизни – сон, питание, закаливание, рациональная смена всех видов деятельности.  Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребёнка переоценить невозможно, во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причём такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.
В профилактике психоэмоционального напряжения  детей не следует забывать о здоровом питании. Приём пищи -  это большая релаксационная пауза.  Совместно с родителями  и по согласованию с врачом организуем дополнительную витаминизацию.

Эффективно воздействует на  психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры, пескотерапия – как один из более эффективных  психокоррекционных развивающих методов, направленных  на разрешение личностных  проблем детей с нарушением интеллекта через игру.  Данный метод позволяет гармонизировать внутренний душевный покой ребёнка, укрепить доверие к окружающему миру и развить новые более продуктивные с ним отношения. Такжеиспользование метода пескотерапии позволит произвести «Мягкую» коррекцию различных видов чувствительности, в частности тактильного и фонематического восприятия в совокупности.

Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Основу коррекционно – оздоровительной работы по двигательному  режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности:

Физкультурные занятие и физминутки на занятиях.

Подвижные и оздоровительные игры.

Пальчиковая гимнастика.

Прогулка.

Спортивные праздники и развлечения.

Игротренинги. 

Особое внимание хотелось бы уделить утренней стимулирующей коррекционной гимнастике. Гимнастика проводится каждое утро, состоит из пяти видов упражнений. Эти упражнения проводятся по определённой схеме:

1,Дыхательные упражнения. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Упражнения для кистей рук. Стимулирует речедвигательный аппарат.

Основные виды упражнений на развитие равновесия, ходьбы и бега.

Подвижные игры. Выполняют коммуникативную, развлекательную функцию.

Релаксация. Выполняет успокоительную роль.

Утренняя стимулирующая коррекционная гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день, является составной частью всех обучающих занятий.

 

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных  в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно, так как результат работы виден далеко не сразу – отдален во времени и требует настойчивости и системности в работе педагогического коллектива с детьми данной категории.

   Начиная с 2000 года,   более 80 детей  с нарушением интеллекта получили квалифицированную помощь в компенсации дефектов умственного развития. Высокие результаты коррекционной работы подтверждаются тем фактом, что ежегодно возрастает количество детей выпускаемых в массовые школы города.

Воспитатели 1 категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Кунгура.                              Черанёва Л.Ю.

Анфёрова Е.А.

1321
Bezymyannyy.JPG

1322
Bezymyannyy.JPG

1323
Bezymyannyy.JPG

1324
Bezymyannyy.JPG

1325
Bezymyannyy.JPG

 

1326
Bezymyannyy.JPG