Для педагогов
Уважаемые коллеги, заходите на данную страничку, с целью обмена опытом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedagogov.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в детском возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлений о нем. Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. От того, научиться ли ребенок воспринимать предметы, явления в окружающем его мире или нет, зависит его возможность познавать мир. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям. В 2 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно обязательно продолжать целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша. При правильном сенсорном развитии к концу 3 года ребенок может:
- совершать много точных действий, например, открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать, собирать и разбирать на части и т.п.;
- целенаправленно пользоваться предметами на основе понимания их устройства и функций, например, играть с музыкальными и заводными игрушками, имитировать действия взрослых с бытовыми приборами и т.д.;
- сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, форму предмета, учат сравнивать предметы по величине усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов мягкий. твердый, холодный, теплый) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха.Таким образом основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования. Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях, и в повседневной жизни. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие, включаетсяосязание. дети трогают, щупают, гладятпредметы. Если это цветы или плоды, пусть дети их понюхают. Общение с природой учить детей вслушиваться в пение птиц, шум дождя и т. д. Знакомя детей со свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами,при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме, величине, установить совпадение или несовпадение. С детьми раннего возраста проводится игры – занятия по сенсорному воспитанию, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, у него развиваются познавательные и практические действия. Развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности. Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении строится, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. В работе с детьми раннего возраста используются много разнообразных дидактических игр как на занятии, так и в повседневной жизни. Детям очень нравится играть в следующие дидактические игры: «Спрячь мышку», «разноцветные дорожки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Развивающее лото». Наряду с дидактическими играми в работе с детьми по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками : матрешки ,разнообразные вкладыши , мозаики .пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции : собирая красивую игрушку путем разнообразных действий дети видят сами правильность ( получается игрушка ) или неправильность своих действий ( детали не подходят ,предмет не собирается ошибка наглядна .Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова ,искать необходимые детали ,лучше их рассматривать ,различать по признакам. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек (собрать, вложить в отверстие соответствующейформы, разложить, составить целое из частей), что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Ценность этих игр и упражнений еще и в том, что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть вместе, не мешая друг другу. В повседневной жизни необходимо обращать внимание на цвет одежды, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке. Для развития сенсорных способностей большое значение имеет предметно - развивающая среда, созданная в группе. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,т.е. от того ,насколько совершенно ребенок слышит ,видит , осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по – настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.