СТРАНИЦА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ШКОЛЫ
Жить среди людей и быть
счастливым - это значит, прежде всего,
уметь выполнять свой долг...
В.А. Сухомлинский
Основная цель работы социального педагога:
– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Задачи:
-Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
-Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
-Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
-Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
-Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты
1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.
Методы работы:
Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.
Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
Методы психологического консультирования.
Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
Основные направления деятельности
v Исследования, диагностика:
Социологические опросы родителей и обучающихся.
Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
Помощь классным руководителям в проведении социометрии.
Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.
v Работа с учениками:
Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
Индивидуальные консультации.
Профессиональная ориентация.
Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.
v Работа с учениками «группы риска»:
Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
Профилактические мероприятия.
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Вовлечение учащихся в кружки и секции.
v Работа с родителями.
Психолого- педагогическое просвещение.
Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Коррекция семейных отношений.
Индивидуальные беседы. Консультации
Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
v Организационно - методическая работа.
Анализ работы.
Участие в семинарах
Принципы работы:
доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,
своевременность - включение в работу на самых ранних стадиях;
индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы работы:
совет профилактики школы;
родительские собрания;
лекции;
диагностика;
индивидуальные и групповые консультации;
изучение документации;
беседа;
час общения;
наблюдение;
тестирование;
анкетирование;
анализ;
консультирование;
индивидуальная работа;
групповая работа;