Презентации

Бурдина Тамара Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО»

Слайд 2

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам ( адаптированность ) Негативным (стресс)

Слайд 3

Участники процесса адаптации СЕМЬЯ -РОДИТЕЛИ ДЕДУШКИ БАБУШКИ -БРАТЬЯ И СЕСТРЫ - САМ РЕБЕНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: -ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМ. ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИ ПДО УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД -СТАРШТЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - ЗАВЕДУЮЩИЙ ВОСПИТАННИКИ СРАШИХ ГРУПП: СТАРШИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ - «ДОБРОВОЛЬЦЫ» - ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 4

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов: 1. Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Роль родителей – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Слайд 5

2.Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Слайд 6

3. Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.

Слайд 7

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Легкая адаптация : временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Слайд 8

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней, речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней, взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается, функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Слайд 9

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения), обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, при тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Слайд 10

Несформированность автономии ребенка и его матери ( эмоциональной, телесной, игровой) Несформированность культурно-гигиенических навыков Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада -Наличие у ребенка своеобразных привычек -Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми Патология психического развития ПРИЧИНЫ ТЯЖЕЛОЙ АДАПТАЦИИ

Слайд 11

Меры, облегчающие адаптацию: 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом: - проконсультироваться у педагогом; - посетить занятия; - пройти с экскурсией по детскому саду; 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

Слайд 12

5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детского сада. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в теплый период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим . 11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Слайд 13

объективные показатели окончания периода адаптации: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

Слайд 14

Советы родителям В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов ( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек ;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития детей раннего возраста»

Слайд 2

« Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли» Ж. Ж. Руссо « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Период от 1 года до 3 лет - – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Слайд 4

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.

Слайд 5

В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).

Слайд 6

«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:

Слайд 7

Восприятие внимание память мышление воображение речь Познавательная сфера

Слайд 8

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривания . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Слайд 9

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок .

Слайд 10

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Слайд 11

Способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое . ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Слайд 12

Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия . СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 13

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого.

Слайд 14

В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Слайд 15

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

Слайд 18

Личностное развитие

Слайд 19

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация

Слайд 20

Развитие эмоционально – потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам , появляется местоимение "я". Становление самосознания

Слайд 21

Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Формирование самооценки

Слайд 22

Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности

Слайд 23

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии

Слайд 24

У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха

Слайд 25

Навыки общей моторики ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены, бежит (быстро ходит), может внезапно остановиться и повернуться, садится спиной на стульчик, не теряя равновесия, садится на корточки, ходит задом наперед ходит с помощью взрослого по доске шириной 30 см, лежащей на полу носит большой (до 30 см в диаметре) предмет во время ходьбы перешагивает через препятствия ходит между двумя параллельными линиями бежит, наступая на всю ступню проходит 4 шага по брусу стоит на цыпочках, стоит на одной ноге в течение 3 секунд ходит по доске шириной 20 см, лежащей на полу, делая шаг попеременно проходит на цыпочках 3 метра ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см ходит по узкой линии на полу в течение 5 секунд балансирует на одной ноге при беге может повернуть за угол, обогнуть препятствие бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой

Слайд 26

Навыки тонкой моторики чтобы достать игрушку, тянет к себе веревочку, лежащую на горизонтальной поверхности складывает бумагу, имитируя действия взрослого решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами нанизывает на веревочку 4 крупных бусины откручивает от игрушки прикручивающиеся части наклеивает картинку на бумагу по показу делает простую постройку из кубиков рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого рисует круг, имитируя действия взрослого указывает на отдельные элементы рисунка в книжке вкладывает пластинку (треугольная, круглая, квадратная) в подходящее по форме из 3 предложенных отверстий собирает головоломку, к которой надо добавить 1-3 элемента; ищет механизм, приводящий в действие игрушку манипулирует предметами, пользуясь обеими руками, вкладывает круги в круглые отверстия доски форм, строит башню из 6 кубиков

Слайд 27

Социальные навыки наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру, вступает в контакт с ровесниками, используя жесты отстаивает свою собственность играет возле детей и время от времени вступает с ними в контакт помогает в простой бытовой работе, повторяя действия взрослых в половине случаев отвечает действием на просьбы взрослых, в ответ на просьбу может сделать выбор соблюдает очередность под руководством взрослого в течение 10 минут вместе с другими детьми, не отвлекаясь слушает музыку или сказку после напоминания говорит слово «пожалуйста» присоединяется к пению или чтению стихов расстается с мамой без плача вовлекается в игры, типа «семья», «дочки-матери»

Слайд 28

Восприятие речи указывает на 4 части тела, которые ему называют, из четырех предметов выбирает тот, который ему называют выбирает три предмета одежды, которые ему называют из двух картинок выбирает ту, которую ему называют из четырех картинок выбирают ту, которую ему называют указывает на семь частей тела, которые ему называют указывает на десять частей тела, которые ему называют из 9 картинок выбирает ту, которую ему называют из четырех предметов выбирает два в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из шести предметов выбирает шесть в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из пяти представленных животных указывает трех, о которых спрашивают из пяти представленных животных (предметов мебели) указывает трех (три), о которых спрашивают выполняет просьбу: «Дай мне … и …», выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате

Слайд 29

Речевые навыки в процессе общения произносит около 25 слов, может повторить фразу, состоящую из 2 слов, речь ребенка понятна на 2/3 хорошо знающим его людям использует в речи несколько предложений из 3 слов учится соблюдать очередность в беседе приобретает навыки грамматического оформления предложений, начинает использовать личные местоимения может прочитать детский стишок играя, разговаривает сам с собой, и речь ребенка вполне понятна употребление слов, выражающих сделать что-то еще раз использование фраз, имеющих структуру: субъект + действие; действие + объект использование фраз отрицания, отказа использование фраз отсутствия или исчезновения, прекращения того или иного действия или процесса фразы, указывающие на местоположение фразы с указательным словом, определительные, а также, указывающие на принадлежность фразы, имеющие структуру: субъект + действие + объект

Слайд 30

С емизвездие симптомов кризиса трёх лет.

Слайд 31

«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

Слайд 32

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно. Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос: «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет. Каждый день читайте малышу! Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью играйте, лепите, рисуйте…Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь вашему малышу!

Слайд 33

Взял я в руки КАРАНДАШ Советы родителям Изобразительная деятельность крайне важна не столько овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем и дошкольный возраст, наиболее благоприятный для этого! Надо вовремя создавать условия для развития изобразительной деятельности, позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание ребенка. Материал должен быть ярким, крепким, обеспечивать свободу и разнообразие действия, находиться в доступном месте.

Слайд 34

Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, пробовать на вкус; бумагу он будет рвать, мять… В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия (здесь закладываются истоки будущей любознательности ). Рисуйте , лепите на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение предметов, которыми вы пользуйтесь. Малыш начинает подражать вам. Он говорит: «Я рисую». Узнавайте, прочитывайте рисунок вместе с ребенком. Удивитесь тому, что получилось, поддержите в стремлении сделать еще такой рисунок.

Слайд 35

Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Для этого необходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого размера (можно использовать обои). Длинная и широкая полоса бумаги привлекает внимание малыша, он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Вашему малышу вначале еще трудно правильно держать карандаш. Не настаивайте пока на правильном удерживании карандаша. Следующий период называется «периодом каракулей». Ребенок пытается замыкать линию, появляется что-то похожее на форму. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, «каракулях» можно видеть содержание, образ. Но сначала дайте возможность ребенку самому сделать «открытие», увидев в штрихах и линиях, то зайчика, то яблочко, то машинку. Видение образа – новая ступенька к развитию изобразительной деятельности.

Слайд 36

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки », « Сорока-белобока », « Коза рогатая ».

Слайд 37

Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Слайд 38

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Дайте понять ребенку, что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Проявляйте понимание, Помните о том, что ребенок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции. Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях. Задайте себе вопросы: «Какой он, мой малыш, что он чувствует, о чем думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша

Слайд 39

Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития

Слайд 40

Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух в конце концов воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

Слайд 41

Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично и косвенно. Сделайте так, чтобы недостаток, на который вы хотите указать, выглядел бы легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь ребенка, доступным для его выполнения. Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как перехваливание тоже имеет свои негативные последствия. Старайтесь не давать приказаний, команд. Лучше договориться, посоветоваться, опосредованно направить малыша на нужное действие. Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним. Старайтесь не злоупотреблять постоянным утешением ребенка. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, поскольку развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ЗНАЧЕНИЕ, ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Материалы курса «Особенности работы с детьми раннего возраста в ДОО»

Слайд 2

Общение- не всякая деятельность Деятельность общения на определенном этапе её развития называется ФОРМОЙ ОБЩЕНИЯ В дошкольном детстве существует несколько форм общения В раннем детстве ключевая роль отводится ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМ, А НЕ ОБЩЕНИЮ СО СВЕРСТНИКОМ Общение- источник развития (Выготский, Матейчик, Лисина) Общение- сквозной механизм развития ребенка (ФГОС ДО)

Слайд 3

Первая форма общения- ситуативно-личностная (Л.С. Выготский- «непосредственно эмоциональное общение») примерно до 6 месяцев Вторая форма общения – ситуативно-деловая, примерно от 6 месяцев до 3 лет Общение ребенка раннего возраста во взрослым

Слайд 4

Средства общения ребенка раннего возраста: экспрессивно-мимические /возникают первыми/ предметно-действенные /возникают по мере становления предметных действий в совместных действиях со взрослым речевые /появляются позднее всех/ Общение ребенка раннего возраста во взрослым

Слайд 5

Мотивы общения ребенка раннего возраста со взрослым: Личностные Деловые Общение ребенка раннего возраста во взрослым

Слайд 6

Общение ребенка раннего возраста со сверстниками эмоционально-практическая форма (сверстник не партнер по играм, а объект для подражания и самовыражения) «играют рядом, но не вместе» ключевым остается привлечение внимания со стороны взрослого

Слайд 7

Проблемы формирования общения в раннем возрасте Частые ситуации фрустрации Намеренное сокращение общения с ребенком со стороны взрослых (замена техническими игрушками) НЕОГОСПИТАЛИЗМ РАННЯЯ АУТИЗАЦИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Материалы курса «Особенности работы с детьми раннего возраста в ДОО»

Слайд 2

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ (А.А. Леонтьев) 1-й - подготовительный (с момента рождения до года); 2-й - преддошкольный (от года до 3 лет); 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й - школьный (от 7 до 17 лет).

Слайд 3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (0-1 год) 2-3-месяцев - гуление - звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]), наиболее легкие для артикулирования ; губные согласные ([ п ], [м], [б]) ([г], [к], [ х ]) 4-5 месяцев – лепет 5-6 месяцев – ритмичные слоги (та-та-та, нга-нга ) 10-12 месяцев эти цепочки слогов становятся всё короче ребенок начинает произносить "слова", образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба , ма-ма

Слайд 4

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД 2 -го год- формируется элементарная фразовая речь это 2-3 слова, (мама дай, папа иди, Лиле пить дать). В стечении согласных не произносит или вставляет гласную (мошка – моша - мошака ). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это отставание речевого развития от нормы !

Слайд 5

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД 2-3 доступно произношение всех гласных кроме [ ы ]. Не умеет произносить свистящие, шипящие, [ р ]-[ р '], [л]-[ л '] эти звуки заменяются, либо пропускаются ЕСЛИ К 3 годам не все звуки произносятся чисто- это НЕ ПОВОД БЕЖАТЬ К ЛОГОПЕДУ

Слайд 6

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 1 года до 3 лет Активное развитие словаря (качественного и количественного, активного и пассивного) С 1 года речь глагольная, односложная. Предложения из 2-3 слов. Активное использование местоимений, глаголов, существительных Для старта нужна «ЖИВАЯ» стимуляция! Если живая стимуляция отсутствует, то говорение и развитие замедляются и отстают от нормы

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОПРОСЫ: Речь = язык = общение? Почему? Что такое активная и пассивная речь? Что такое ситуативная и контекстная речь В какие микропериоды раннего детства линия речевого развития приобретает ведущий характер?

Слайд 8

ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ «Слово – это орудие для ребенка, которое он использует чаще, чем другие орудия» Д.Б. Эльконин Темп речевого развития зависит от: наличия звукоподражания, развития мелкой моторики, наличия речевой среды (ДОМ≠ ДОО) Цель развития речи у детей раннего возраста: СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Развитие словаря: 1. П оказ предмета или предметной картины + описание свойств педагогом 2. Просьба назвать предмет и рассказать какой он и для чего нужен (в идеале- индивидуально) Со второго года жизни можно использовать несколько картинок или предметов, для того, чтобы каждый мог рассмотреть и описать свой МЕТОД (СПОСОБ) ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ)

Слайд 10

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ Занятия-сюрпризы («Чудесный мешочек», «Корзиночка»…) Игры с движениями на активизацию словаря («Я спрячу, а ты поищи»..) Игры с движениями и проговариванием действий «Катание игрушек»…) Игры –занятия с дидактической игрушкой («Умоем Катю», «Оденем куклу»…) МЕТОД (СПОСОБ) ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ)

Слайд 11

ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ в развитии речи детей раннего возраста ПРЕДМЕТЫ – обязательно (!) ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ – обязательно (!) КАРТИНКИ С ДЕЙСТВИЯМИ – обязательно (!) Сюрпризные картинки (с накладными кармашками, корзинками, коробочками или с прорезями МЕТОДЫ: показ, рассматривание, осмотры –наблюдения (несколько объектов) Вопросы (на картинке Зайка. Он стирает. Кто на картинке?. Что делает Зайка?...)

Слайд 12

ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ в развитии речи детей раннего возраста После 2 лет можно использовать простые сюжетные картинки В работе с наглядностью формируем контекстную (монологическую) речь В беседе формируем ситуативную (диалогическую речь)

Слайд 13

МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕДКО: Сюжетные показы (инсценировки с последующими вопросами) «Игра в рассказы» (педагог на основе мелких игрушек рассказывает, а дети показывают сюжет) Рассказывание без зрительной опоры (на основе близкого опыта) от 3-5 предложений и выше Ежедневные рассказы ребенку о самом себе, о его умениях и достижениях

Слайд 14

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ: Речевое подражание образцу взрослого «Скажем вместе» Прием словесного отчета «Принеси и назови», «Найди и назови»… Договаривание фразы «У меня Зайка. У него есть…» Опосредованное общение через игрушку «Скажи Мишке …» Эмоциональная поддержка инициативных речевых обращений ребенка

Слайд 15

Требования к образовательной ситуации по развитию речи Речевое занятие в раннем возрасте – индивидуально Не продолжительно по времени Всегда с опорой на наглядность Использование максимально возможных приемов

Слайд 16

Использование литературы и художественного слова до 1 года в повседневной жизни использовать малые фольклорные формы («Идет коза..» «Еду-еду..» )все возможные потешки , прибаутки, пестушки При формировании КГН («Водичка…» «Полотенце расправляю…», «Вот они сапожки»… Короткие стихи по возрасту (А. Л. Барто , З.Александрова, Т. Волгина) Объемные произведения и сказки К. Чуковский, народные произведения

Слайд 17

Использование литературы и художественного слова Методика: Чтение и показ иллюстраций Рассказывание и показ иллюстраций Методика: Чтение без показа Рассказывание без показа ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СЛУШАТЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА ЭТАПЕ ПЕРВОГО ГОДА РЕБЕНКА В ДОО ( на основе рекомендаций О.Л. Зверевой, Т.Л. Кротовой) Материалы курса «Особенности работы с детьми раннего возраста в ДОО»

Слайд 2

Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития (Л.С. Выготский) Семья - главный социальный институт общества

Слайд 3

Семья Базовое доверие к миру Формирование предметной деятельности, общения, речи Основы нравственности Непоследовательность Двойные стандарты Отсутствие должного внимания /гиперопека Реализация своих детских упущенных возможностей Собственная система наказаний и поощрений

Слайд 4

РОДИТЕЛИ НЕ ВСЕГДА ОСОЗНАЮТ ФОКТ ТОГО, ЧТО: ИМ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОО; ЧТО С ТЕМИ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ОБРАЗОВАВАТЬ НАШЕГО РЕБЕНКА НУЖНО ВЫСТРАИВАТЬ КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Семья

Слайд 5

До революции в помощь семьям выпускалась специальная периодика После 1917 года государство изменило статус семьи с ключевого социального института на «ячейку общества» История взаимоотношения ДОО и семьи

Слайд 6

«Старый быт семьи (рели­гиозность, пьянство, шовинизм, индивидуализм, физическое наказание и отрицательное его влияние на ребенка)». Родителям давали задания понаблюдать за своим ребенком, выявить условия антире­лигиозного, интернационального воспитания, прочитать соответ­ствующую литературу, посетить дошкольное учреждение. Использовали лекции-беседы, практические занятия, знакомство с орга­низацией учреждений. Предполагалось, что вся работа будет строиться на активности и самодеятельности родителей, на выполнение ими заданий у себя в семье. Программа трехмесячных курсов (1930 г)

Слайд 7

Что интересует родителя: Чем кормят? Какими методами можно на него воздействовать? Какие занятия проходят в детском саду и какой от них эффект? Как ребенок играет/общается со сверстниками? Обижают ли его? ( не он!)

Слайд 8

В чем не компетентны и признаваться не любят: Не знают (забыли) психологические особенности дошкольного возраста Не понимают важности полноценного проживания периода детства дошкольника Хотят знать как сделать общение с ребенком более продуктивным, но сформулировать этого не могут

Слайд 9

Вопросы родителей детей раннего возраста 1. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет ( капризами и упрямством ребенка) 2. Пытаются что-то развить пока маленький 3. Большое значение в развитии уделяют гаджетам

Слайд 10

Родители детей раннего возраста: Пытаются реализовать амбиции в детях Могут невротизировать ребенка раньше времени не осознавая этого. Недооценивают игру и формирование предметной деятельности по возрасту.

Слайд 11

Традиционные формы работы Родительские собрания Индивидуальные беседы и консультации Группы в сетях и мессенджерах Мастер-классы с детьми и без них Участие в событиях сада ????«круглые столы по теме»????

Слайд 12

Другие формы Анкетирование Письменные задания и просьбы : «посчитать познавательные вопросы…» «описать какие книги прочитали с ребенком» «в какие игры играли»…

Слайд 13

Другие формы «Заочные консультации» (вопросы в ящик и открытые ответы на них) информационно-аналитические формы (сбор информации, запросы, интересы) даже если обоюдного интереса со стороны родителя нет

Слайд 14

Другие формы Досуговые формы (на теплые, неформальные отношения) Познавательные (лектории, мастер-классы, встречи со специалистами) «Устный журнал» (короткое сообщение для всех, содержательно –насыщенное про то, чем занимались, что освоили и т.д.)

Слайд 15

Другие формы Клубы для родителей (лучше деятельностные) Наглядно информационные (информация и просвещение родителей в каких-либо вопросах) Игровой метод Е.П. Арнаутовой (родитель в экспертной позиции решает педагогические задачи)

Слайд 16

Другие формы Посещение занятий в ДОО Проведение занятий в ДОО Дни открытых дверей Занятия «Мама и малыш» Тренинги Деловые игры День «гостей группы» или «день волонтера»

Слайд 17

Другие формы Выставки работ родителей и детей Выставки работ родителей Ведение личного блокнота достижений ребенка САМЫЕ ДЕЙСТВЕННЫЕ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Материалы курса «Особенности работы с детьми раннего возраста в ДОО»

Слайд 2

Вопросы 1. Чем отличается двигательная активность от двигательной деятельности? 2. Какие виды движений осваивают дети от 1 года до 3 лет? 3.Что представляют собой физические упражнения для детей раннего возраста?

Слайд 3

Младенческий и ранний возраст До года не утратить дыхательный рефлекс нахождения в жидкости (!) УЧИМ ПЛАВАТЬ До года можно использовать динамическую гимнастику и массажи (в норме, до года 2 курса массажа для здорового ребенка) С 1 года до 3 идет овладевание «азбукой движений»: ходит, ползает, подлезает, катает, бросает, лезет вверх и вниз, бегает, прыгает. С 2 до 3 лет: выполняет способы движения за взрослым, запоминает их название

Слайд 4

Примерно с 2 лет выполняет серию движений в условиях подвижной игры или образовательной ситуации: проходит по скамейке прямо, боком, перешагивает через препятствия, спрыгивает, подтягивается руками до цели лежа на животе, проползает С 2 до 3 лет двигательная АКТИВНОСТЬ приобретает характер двигательной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 5

ОСЛИЧИЯ ДВИГАТЕТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. У деятельности отличительные характеристики (есть набор двигательных движений, он оценивается по степени сформированности 2. Виды двигательной деятельности называются физическими упражнениями 3. Ведущей формой организации двигательной деятельности в раннем возрасте является подгрупповое занятие 4. Методика проведения разная

Слайд 6

Методика К.Д. Губерт , Р.Г. Сорочек Цель занятий – совершенствовать разные движения Условие- наличие специальных приспособлений (ребристые доски, палки, обручи…) Занятие проводится с подгруппой малышей (в малом количестве) 2 комплекса по 5-6 упражнений, доступных возрасту Занятие заканчивается подвижной игрой Проведение ежедневно Комплекс учится в течении нескольких месяцев

Слайд 7

Методика Г.В. Хухлаевой , С.Я. Лайзане , Л.Н. Пустынникова Цель занятий – совершенствовать двигательный опыт Занятие построено по 3 частям урока физкультуры: вводная –ходьба и бег , простейшие построения; основная – 3-4 упражнения, подвижная игра с бегом; заключительная- игра малой подвижности Дети выполняют действия за педагогом На занятие допускается группа детей примерно 10 человек

Слайд 8

Методика В.А. Шишкиной Цель занятий – обогащение собственных движений Занятие построено по 3 частям: бег по групповой комнате в поисках игрушки, предмета, «сюрприза»; действия с предметами,подвижная игра. В занятии большая смена видов деятельности Дети выполняют действия за педагогом и На занятии вся группа Педагог может использовать любое крупное и мелкое оборудование. Мелкое должно быть по количеству детей.

Слайд 9

Задачи организации движений на прогулке Цель прогулки – поддержание физической активности Часть прогулки отводится физическим действиям с предметами (теми, с которыми работали в группе) Часть прогулки отводится самостоятельным двигательным действиям Педагог может использовать любое крупное и мелкое оборудование. Мелкое должно быть по количеству детей.

Слайд 10

Задачи организации движений на утренней гимнастике (зарядке) Должна иметь сюжетный характер Рифмованный текст, заменяющий прямые указания воспитателя Зарядка включает в себя: ходьбу, 3-4 упражнения, бег или прыжки Гимнастика после сна включает: поднимание рук или ног вверх, потягивание, перекатывание с боку на бок, ходьба по «закаливающим дорожкам» Можно для одевшихся малышей использовать полосу препятствий

Слайд 11

Задачи организации движений на каждый день Подвижные игры несколько раз в день Игры на серию одинаковых движений для всех детей («Паровоз», «Солнышко и дождик») Игры с водящим (сначала водят двое: воспитатель и ребенок) Хороводные игры («Карусели», «Пузырь»…) Упражнения имитационного характера («Поймай комарика», «Перешагни через ручеек»…) Бессюжетные упражнения (догонялки, перебежки…)

Слайд 12

Задачи организации движений на каждый день Индивидуальные упражнения при необходимости Подгрупповые упражнение при необходимости Еженедельные развлечения включают в себя знакомые двигательные упражнения и игры Использование музыкальных двигательных игр (Гимнастики Железновой)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Материалы курса «Особенности работы с детьми раннего возраста в ДОО» На основе «Педагогики раннего возраста» Ю.М. Хохряковой

Слайд 2

Какие виды деятельности называются продуктивными? Чем различаются манипулятивные и продуктивные действия детей с изобразительными материалами? Почему первоначальное развитие продуктивных видов деятельности происходит внутри предметной деятельности?

Слайд 3

Конструирование Лепка Аппликация Рисование Все они в результате дают продукт! Продуктивные виды деятельности:

Слайд 4

Чтобы его получить нужно понять цель, выбрать способ и материалы, знать некоторые закономерности продуктивных видов деятельности ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 5

Е.И. Радина, З.В. Лиштван: ребенок 2 лет способен выполнять по образцу действия взрослого (наложение, приложение), но освоив один способ могут испытывать затруднения в другом способе Т.к. МАЛЫШИ НЕ ОСОЗНАЮТ МОДЕЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР КОНСТРУКЦИИ! «Сюжетное конструирование» (Л.В. Куцакова, С.Л. Новоселова), не все дети её легко осваивают Традиционные исследования :

Слайд 6

Рассматриваем, манипулируем предметами, выкладываем из коробки, складываем в коробку. Стучим. Рассматриваем Когда эти действия освоены, только тогда начинаем осваивать приложение и наложение Размещаем на плоскости по вертикали и горизонтали Затем строим башни по заданному педагогом образцу вместе с ним. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Слайд 7

Карандаши, фломастеры, мелки катаем, рассматриваем, бумагу рвем, мнем. Можно несколько раз! Показываем способ: ведем линии, «калячим»:сначала линии не четкие, прерывающиеся, кривые, потом уверенные каракули: мотки, спирали, штрихи. Затем точки, галочки. ЭТО ДОИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ! Особенности действия с изобразительными материалами детей раннего возраста

Слайд 8

Дети начинают узнавать свои каракули, пытаются воспроизвести образец взрослого. НО! Ассоциативный образ не устойчивый и результат далек от образца. ВАЖНО! С 2 лет отношение к изобразительной деятельности меняется

Слайд 9

Педагог изначально сам при детях выполняет рисунок постройку и т.д. Выполняя, он комментирует свои действия четко и понятно Фиксирует ребенка на получившемся результате Методика Н.Ф. Тарловской. Л.А. Топорковой:

Слайд 10

На втором этапе взрослы предлагает сделать поделку/постройку/рисунок вместе Примерно с 2/2.5 лет ребенок проявляет интерес к способам лепки /аппликации/конструирования Цель изначально ставить взрослый ребенок будет ставить её только тогда. Когда начнется формирование образа продукта. В раннем возрасте это трудно Методика Н.Ф. Тарловской. Л.А. Топорковой:

Слайд 11

Ребенок скажет. Что лепит/рисует/ строит, но образа объекта у нет Продукт не совершенен, но всегда оценивается взрослыми положительно Ребенок рад наличию продукта, а не его качеству. Поэтому рисовать может много и долго и носить «рисунки» взрослому Методика Н.Ф. Тарловской. Л.А. Топорковой:

Слайд 12

Приучаем к образцу, но даем его «доработать» Используем в мотивационном моменте воображаемую ситуацию ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЗАЙКА ЗАГРУСТИЛ БЕЗ МОРКОВКИ. ДАВАЙ ЕГО ПОКОРМИМ! НАРИСУЙ МОРКОВКУ

Слайд 13

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАКЛЕЙ ЖИРАФУ ПЯТНЫШКИ НАРИСУЕМ ЦВЕТЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное развития в раннем возрасте

Слайд 2

Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью Сенсорное развитие ребёнка – это получение малышом знаний о свойствах предметах: форме, величине, размере

Слайд 3

Сенсорное воспитание – это формирование у ребёнка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что: Является основой для интеллектуального развития; Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром; Развивает наблюдательность; Готовит к реальной жизни; Позитивно влияет на эстетическое чувство; Является основой для воображения; Развивает внимание; Даёт возможность овладеть навыками способами предметно – познавательной деятельности; Обеспечивает сенсорных эталонов; Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; Влияет на расширение словарного запаса ребёнка; Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Слайд 4

Сенсорное воспитание в раннем возрасте является основным видом воспитания. Оно обеспечивает: Приток новых впечатлений; Развитие деятельности органов чувств; Психическое развитие.

Слайд 5

Развитие сенсорных способностей достигается с помощью дидактических игр. Дидактическая игра как универсальное средство воспитание и развитие детей. Она используется в качестве средства познавательного развития: Восприятия; Памяти; Мышления; Расширения и уточнения представлений об окружающем мире.

Слайд 6

Дидактическая игра развивает: Любознательность; Познавательную инициативу и активность; Способность к поиску решение новых задач; Экспериментирование; Формирует положительное отношение к своим возможностям; Веру в свои силы; Чувство собственного достоинство.

Слайд 7

Дидактические игры делятся: Игры с предметами ( используются игрушки и реальные предметы) Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой. Настольно – печатные Помогают уточнять и расширять представления представление об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительност ь . Словесные (построены на словах и действиях играющих) Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знание о них.

Слайд 8

Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать: Хорошее настроение; Вызывать радость. Ребёнок радуется тому: Что узнал что-то новое; Радуется своему достижению; Умению произнести слово; Что-то сделать; Добиться результата; Радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям.

Слайд 9

Игры на определение величины и цвета

Слайд 10

Игры на определение цвета

Слайд 11

Игры на определение формы и цвета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОПРОСЫ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ В ДОО ПО МАТЕРИАЛАМ «Ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» Л.И. Аксеновой

Слайд 2

Проблемы комплексной диагностики Первичная диагностика развития проводится не образовательным учреждением К первичному постнатальному наблюдению кроме патронажной медсестры не подключен никто Медицинские пробы по которым оценивается состояние ребенка мамой не понимаются и не комментируются мед работниками Не у всех родительская позиция осознанная: «Ничего страшного, к году пройдет…»

Слайд 3

Особенности ранней диагностики в условиях ДОО Специалисты смотрят по рекомендованным методикам Медик изучает медкарту и в случае особенности обязательно доводит её до сведения воспитателя Воспитатель оценивает преимущественно наблюдением, и выделяет область/ области, которые считает проблемными Параллельно выясняет у родителей, как с этой проблемной областью обстоят дела дома ( но это не клчевой показатель)

Слайд 4

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ? Наличие лепетных слов и их ситуативное использование с 7 до 14 месяцев Поздний мелодический лепет с 12 до 20 месяцев Первые слова с 9 до 18 месяцев Понимание простой фразы с 12 до 15 месяцев Произнесение простой фразы из двух слов с 22 до 24 месяцев ( в активном словарном запасе) Понимание двухэтапной инструкции к 24 месяцам Понимание падежных конструкций к 24 месяцам

Слайд 5

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ? Наличие в речи местоимений 25/ 30 Наличие в речи числительных 25/30 Наличие в речи прилагательных 30/36 Способность произносить фразу из 3-4 слов 30/36 Понимание предложных конструкций с предлогами 29 Наличие грамматических форм множественного числа 30/36 Использование прошедшего времени 30/36 Понимание предлогов 36 Составление сложных предложений 36

Слайд 6

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ? Проявление индивидуальных черт характера с 1 года Предлагает игрушку другому ребенку, но быстро отбирает 1,3/1,6 Адекватно реагирует на похвалу и наказание 1,6/1,9 Предпосылки совместной игры 1,9/2 Демонстрация привязанности к родителям 1,9/2 Подражание сверстникам 2/2,3 Выраженный эгоцентризм 2,6-3 Умение следовать определенным правилам, находить общий язык с другими детьми 3

Слайд 7

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ НАВЫКИ САМООСЛУЖИВАНИЯ С 5-6 месяцев ест из ложки густую пищу С 7-8 месяцев ест хлеб, который сам держит в руке С 9 месяцев высаживается на горшок С 7 месяцев пьет из чашки Примерно с 12 месяцев загребает пищу ложкой 1,3 самостоятельно есть густую пищу 1,9 умеет частично раздеваться

Слайд 8

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ НАВЫКИ САМООСЛУЖИВАНИЯ 2 - моет и вытирает руки 2/3 -Умеет одеваться 3 -Застегивает пуговицы, кнопки 1,6 / 3 -Проявляет навыки опрятности 2/3 -Чистит зубы с помощью взрослого

Слайд 9

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Соотнесение по цвету 1,9/2 Называние цвета 2,6/3 Выбор цвета по слову 2/2,6 Ориентировка в пространстве 1,6/1,9 Ориентировка в схеме собственного тела 1,6/1,9 Складывание пирамидки по подражанию 2/2,3

Слайд 10

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Складывание пирамидки по образцу 2,3/2,6 Конструирование из кубиков по подражанию 2/2,3 Конструирование из кубиков по образцу 2,6/2,9 Конструирование из палочек по подражанию 2,6/2,9 Конструирование из палочек по образцу 2,9/3 Складывание разрезной картинки по подражанию 2,9/3 Складывание картинки по образцу 3

Слайд 11

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ ПРЕДМЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОДУКТИВНОЙ Усвоение назначения и способов употребления предметов с 12 до 15 Формирование соотносящих действий 15/18 Формирование орудийных действий 15/18 Воспроизведение отдельных игровых действий 15/18 Воспроизведение ряда игровых действий 18/24

Слайд 12

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЯ ПРЕДМЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОДУКТИВНОЙ Использование в игре полифункциональных материалов – 24/30 Сюжетный характер игры – 30/36 Возникновение ролевой игры- 36 Формирование конструктивно деятельности- 24/36 Формирование основных формообразующих изобразительных движений – 24/30 Изображение знакомых предметов основными средствами изодеятельности – 30/36


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Материалы курса «Особенности работы с детьми раннего возраста в ДОО»

Слайд 2

Социализация – процесс вхождения человека в социальную среду, овладение системой знаний норм и ценностей этой среды Цель социального воспитания дошкольников-формирования базиса отношений к социокультурным ценностям Сущность социализации дошкольников

Слайд 3

… формирование представлений о людях, их эмоциональных состояниях, о способах проявления внимания, заботы, любви, одобряемых и неприемлемых действиях и поступках… Социально-нравственное развитие детей раннего возраста – это…

Слайд 4

ЕСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА (СЕМЬЯ и ДЕТСКИЙ САД) СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НЕТ

Слайд 5

-демонстрация адекватных речевых действий (как можно и как нельзя говорить и делать); -демонстрация воображаемых ситуаций с игрушками; организация коллективных игр, в которых всем детям будет эмоционально-комфортно; объединение детей в играх; -демонстрация инсценировок, способствующих общим эмоциональным переживаниям; Индивидуальная работа с детьми, не владеющими адекватными способами взаимодействия ПРИЕМЫ формирования в повседневной жизни:

Слайд 6

-рассматривание фотографий семьи и портретных фотографий детей в группа -создание стенда фотографий (НЕ АЛЬБОМА) Индивидуальная работа с ребенком «Кто живет в твоей семье»… Использование в РППС домашних игрушек и небольших предметов Опосредованное формирование семейных ценностей

Слайд 7

Я- МАША ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА БЫЛА-ЕСТЬ-БУДУ ИМЕЮ ПРАВО- ДОЛЖНА Формирование структуры самосознания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы возрастного развития ребенка. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста.

Слайд 2

В развитии ребенка психологи выделяют следующие возрастные периоды: «новорожденность» « младенчество» « ранний возраст» « дошкольный возраст»

Слайд 3

Первый год жизни Новорожденность Младенчество

Слайд 4

Период новорожденности Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.

Слайд 5

Младенчество М ладенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода – эмоциональное общение

Слайд 6

Первый кризис – кризис первого года Не забывайте, что ваш ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, но он еще не научился рассказать о своих желаниях или потребностях. Ребенку не понять, почему ему запрещают, поэтому продолжает изучать запретный предмет, а в ответ еще громче родители произносят нельзя. Вот тут ребенок не выдерживает и начинает плакать, потому что словами он не может еще высказать своего недовольства. Вот и происходит столкновение воли ребенка и воли родителя, ребенок продолжает самостоятельное изучение окружающего мира, и опять натыкается на запреты.

Слайд 7

Ранний возраст (от года до трех лет) • предметная деятельность и деловое общение со взрослым; • активная речь; • произвольное поведение; • формирование потребности в общении со сверстниками; • начало символической игры; • самосознание и самостоятельность Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства может быть обозначена формулой: Ребенок Предмет Взрослый

Слайд 8

Дошкольный возраст от 3-7 лет Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.

Слайд 9

Закономерности развития детей раннего возраста

Слайд 10

Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым вплоть до трёх лет. Контакт становится опосредованным предметами и действием с ними

Слайд 11

Предметная деятельность - Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий – взрослый и совместная деятельность с ним . - Ребёнок в начале усваивает в новых действиях наиболее общее : цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия осмысленными и целенаправленными. - Взрослый – образец для подражания, руководитель, контролёр, а также источник эмоциональной поддержки.

Слайд 12

Познавательное развитие Восприятие Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на случайные признаки. Возникает зрительная ориентировка, целенаправленный выбор предмета по образцу. Развивается слуховое восприятие и Фонематический слух . Внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность Мышление. Для детей раннего детского возраста характерно наглядно- действенное мышление. В раннем детстве происходит формирование обобщения. Обобщение предметов первоначально возникает в действии , а затем закрепляется в слове.

Слайд 13

Развитие речи Этапы развития речи. Этап автономной детской речи. Появление первых активных слов.( Примерно во второй половине второго года жизни ребёнок начинает говорить.) Усвоение грамматического строя речи. (расширяется круг общения, повышается речевая активность, возрастает интерес к детской речи) Речь начинает выступать в роли основного средства познания . Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых. В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяют два периода: первый период – от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из слов, которые употребляются в неизменном виде. Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения

Слайд 14

Главные направления по активизации речи 1.Обратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой); 2.Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения; 3.Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным и увлекательным для малыша рассказом; 4.Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки; 5.Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).

Слайд 16

Кризис трех лет «Я сам!» Что делать???

Слайд 17

Возраст строптивости Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Возрастают самостоятельность, активность ребенка. 2,5 – 3,5-4 года.

Слайд 18

С емизвездие симптомов кризиса трёх лет.

Слайд 19

Спокойствие, только спокойствие; Методом проб и ошибок; Свобода выбора; Что наша жизнь? Игра!

Слайд 20

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Слайд 21

Давайте играть! Удачи!

Слайд 22

Презентацию подготовили слушатели курса: Козлова Л.С. Куликова М.В. Хусаинова Г.Р.

Слайд 23

Используемая литература: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная п сихология» Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Интернет-ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАНЕЕ ДЕТСТВО

Слайд 2

Период раннего детства – это период с 1 до 3 лет. Социальная ситуация развития : К 1 году ребенок становится независимым от матери, разрушается ситуация “Мы”, в раннем возрасте наступает психологическое отделение ребенка от матери. Ведущий вид деятельности : предметно - манипулятивная деятельность. Личностные новообразования : У ребенка интенсивно развиваются психологические функции и к 3-м годам появляются зачатки самосознания .

Слайд 3

Движущий тип развития : прямохождение , предметная деятельность, речевое общение, пассивная ( импрессивная ) речь, активная (экспрессивная) речь, индикативная, номинативная функции, первичная самооценка. Прямохождение обеспечивает широкую ориентацию в пространстве, приток новой информации. Высвобождаются руки для манипулирования, ориентировочной деятельности, конструктивной творческой работы. Происходит совершенствование мышечного чувства как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания. Предметная деятельность развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Под руководством взрослого развиваются соотносящие и орудийные действия, осуществляется знакомство со значениями и свойствами предметов, создаются условия для появления новых видов деятельности: игровой и предметной (рисования, лепки, конструирования, аппликации)

Слайд 4

Предметные действия в раннем возрасте (по Д.Б. Эльконину ) развиваются по 2-м направлениям: 1.от совместного со взрослыми действие через показ и словесные указания переходит к самостоятельному исполнению; 2. отмечается совершенствование способов ориентации, перенос действий. Это способствует отделение ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, налаживанию общения через предметную деятельность. Деятельность ребенка становится продуктивной , т.е. содержит попытку преобразовать реальность и отличается от репродуктивной, предполагающей копирование действительности (подражание). В продуктивной деятельности проявляется семиотическая функция – способность использовать символы, замещающие реальные объекты, которые они представляют (например, игрушки – предметы, моделирующие предметы взрослого мира), С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы, подражание и моделирование деятельности

Слайд 5

Общие тенденции развития речи в раннем детстве. Речевое общение позволяет усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, быстрее приобщаться к человеческой культуре посредством сотрудничества со взрослым. Слово выступает регулятором поведения, элементом знаковой системы, имеющим предметное значение. Благодаря переходу в другие ситуации, оно открывает путь от предмета к обобщению. 1.Пассивная речь ( импрессивная , речь – понимание) опережает активную (экспрессивную, речь – говорение) и влияет на обогащение словаря. Сначала ребенок понимает слова – указания, затем слова – названия, позднее - смысл инструкций и поручений и, наконец, рассказы, сказки, т.е. контекстную речь.

Слайд 6

2.Наблюдается переход от автономной к связевой речи, от многозначности слов к функциональным обобщениям, “пробуждается чувство языка” Пополняется словарь посредством вопросов: «Что это? Кто это?» 4. Фонематический слух опережает развитие артикуляции, поэтому ребенок сначала учится “правильно слышать”, а потом “правильно говорить”. 5.Постепенно усваивается фонетика и грамматика , происходит овладение почти всеми синтаксическими конструкциями, наблюдается переход от условных предложений (до 1,5 лет) к сложным предложениям. 6. Индикативная (указательная функция речи) замещается номинативной (обозначающей) 7. Формирование активной речи происходит в игровой и предметной деятельности и служит основой психического развития ребенка

Слайд 7

Развитие речи у детей раннего возраста. 1 год Называние предметов, однословные предложения. Пассивный словарь значительно превышает активный. 1 год –1год 6 месяцев Употребление облегченных слов (“бай-бай”), отсутствие многих их звуков и грамматической связи между словами. В словаре около 50 слов. 1 год 6 мес. 2года Несовершенство произносительной стороны речи (смягчение согласных, пропуск звуков, неточное сохранение слоговой структуры слова). Бедность словарного запаса. Предложение из 2-х, 3-х слов: субъект и его действия: «мама идет”, действие и объект действия: «дай булку”, действие и место действия: “книга там”. Много аграмматизмов . Становление фонематического слуха. Знают около 300 слов. 2 года – 2года 6 месяцев Резкое повышение речевой активности: с родителями, другими взрослыми, детьми. Учащаются диалоги. Интенсивное формирование грамматической структуры предложения. Вытеснение искаженных слов и слов – обрывков. Выравнивание интонации. Ответы на вопросы: “где?”, “кто?”, “что?”, “почему?”. Использование вопроса ”Что это?” 2 года 6 месяцев – 3года Правильное произношение большинства звуков (кроме “ р ” или шипящих). Усвоение основных грамматических и синтетических конструкций родного языка. Широкое использование местоимений, предлогов, применение падежей. Преобладание слов-названий, собирательные существительные (одежда, мебель) отсутствуют. Ситуативность речи. Построение многословных предложений. Понимание контекстной речи. Пассивный словарь мало отличается от активного. Интенсивное накопление словаря (до 1000-1500 слов)

Слайд 8

Игровая деятельность в раннем возрасте. В игровой деятельности наблюдается : заимствование действий взрослых (ухаживание за куклой, кормление); ситуативный выбор игр под влияние игрушки или подражания; возникновение цели в ходе игры: в строительных играх с игрушками; содержание игры – действия с предметами, позже – отражение простейших взаимоотношений между персонажами; сюжеты однообразные, неустойчивые, чаще – бытовые; включение эпизодов сказок, используются предметы – заменители; замысел к 3-м годам адресуется группе детей, осуществляется переход от индивидуальной игры к играм вдвоем, а затем – к групповым играм; роль партнеров по играм с игрушек переносят на сверстников; разделение функций играющих, правила не регламентируют действия играющих; появление режиссерских, символических и первых сюжетно-ролевых игр. Наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения через подражание и волевое самоуправление поведением.

Слайд 9

Особенности психического развития Возраст Познавательные процессы Восприятие Память Мышление 1 год Крайне несовершенно. Развитие зрительного и слухового восприятия. Дети максимально связаны с наличной ситуацией – с тем, что они воспринимают. Преобладает двигательная память. С 1 года до 2 лет демонстрируют способности к оперативному научению . Мыслительные операции проявляются в практической деятельности посредством учета объективных соотношений предметов.

Слайд 10

2 года Наблюдаются динамические связи между собственным телом ребенка и предметной ситуацией, также взаимодействия между предметами, проявляются зачатки воображения, связанного с восприятием. Постепенно развивается фонематического слух. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Достаточно развита оперативная память, несколько минут помнят цели. Узнавание себя в зеркале. Решение задач не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. Знание слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания. Появляется внутренний план действий. Развивается наглядно- действенное мышление ( сенсо – моторный интеллект) (по Ж. Пиаже). 3 года Различают формы геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника и основные цвета спектра. Имеет место восприятие всех звуков родного языка. Восприятие становится более осмысленным и точным. Образная память (на лица, цвета, запахи). Непроизвольное запоминание и воспроизведение. Формируется долговременная память. Появление речевого мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянство объекта, появление замещающего действия, складывание мыслительной деятельности, переход к наглядно-образному мышлению.

Слайд 11

Кризис 3х лет Это пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего ”Я”, по Б. Эльконину . Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если инициатива ребёнка не поощряется, самостоятельность ограничивается, новые отношения не складываются, у детей возникают кризисные явления. Их характеристика (по Э. Келер ) : Негативизм ( отказ подчиняться определённым требованиям взрослых); Упрямство (настаивание на своём требовании, на своём решении); Строптивость ( против порядков, которые существуют дома); Своеволие ( стремление к эмансипации от взрослого, самостоятельности намерения, замысла); Обесценивания взрослого (оскорбление родителей ); Протест-бунт (всё поведение приобретает черты протеста); Деспотичность (деспотизм по отношению к близким); Ребёнок способен поступать вопреки своему непосредственному желанию (”наоборот”), тем самым, получает возможность руководствоваться не только сиюминутным желанием, а проявляет черты своего характера, своего ”Я”.

Слайд 12

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов: Как меняются социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности при переходе от младенчества к раннему детству? В чем специфика предметной манипулятивной деятельности в раннем детстве? Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами основные тенденции и этапы развития речи детей 1-3-х лет жизни. В чем специфика игровой деятельности ребенка в раннем детском возрасте? Как развивается в этот период эмоционально-волевая и личностная сферы личности? Какова роль кризиса 3-х лет («Я сам») в становлении личности ребенка?