Родителям на заметку
Информация для родителей.
Советы психолога. Автор: педагог-психолог Пиксаева И.А.
ВУЗы Уфы: информационный ресурс Интернета
Выбор профессии. Автор: педагог-психолог Пиксаева И.А.
Информационный стенд. Автор: педагог-психолог Пиксаева И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы психолога | 21.26 КБ |
ВУЗы Уфы | 19.57 КБ |
Выбор профессий | 115.5 КБ |
Информационный стенд | 1.05 МБ |
Права и обязанности детей и родителей | 23.15 КБ |
Стили воспитания | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков,особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
Предварительный просмотр:
ВУЗ (высшее учебное заведение) – учреждение, дающее высшее профессиональное образование.
ВУЗы Уфы, которые могут быть как государственными, так и частными, нередко имеют филиалы и представительства, расположенные в других населенных пунктах. Подробный список ВУЗов уфы вы найдете на нашем сайте.
Каждый ВУЗ, как например медицинский университет в уфе – автономный участник правовых отношений. ВУЗы имеют уставы; кроме того, они должны обладать лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Выдавать диплом государственного образца ВУЗ приобретает в случае, если получает аккредитацию.
Срок обучения в ВУЗе – от 4 до 6 лет; учиться можно как на очном (дневном), так и на заочном отделении. Некоторые ВУЗы предусматривают очно-заочную (вечернюю) форму обучения. В последние годы растет популярность дистанционного обучения в ВУЗах Уфы – во многом это связано с современным развитием технологий.
Технический ВУЗ – учреждение, дающее высшее техническое образование по многим направлениям, среди которых информационные системы, электротехника, автоматизация и управление, горное дело, информатика и вычислительная техника, защита окружающей среды и другие.
Основной целью технических ВУЗов нередко называют формирование у студентов так называемого «инженерного мировоззрения». Его суть – в умении эффективно принимать решения в любых, даже самых нестандартных, ситуациях.
В наше время выпускники технических ВУЗов довольно часто работают не по специальностям; «технарей» сегодня можно встретить практически во всех сферах деятельности. Любопытный факт: подавляющее большинство тех, кого называют олигархами, имеет высшее техническое образование.
В Уфе Вы сможете получить техническое образование в следующих ВУЗах:
Академия стандартизации, метрологии и сертификации, Башкирский филиал
МГИУ, Московский государственный индустриальный университет, представительство в г. Уфе
Московский технологический институт, представительство в г. Уфе
СибАДИ, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, филиал в РБ
УГАТУ, Уфимский государственный авиационный технический университет
УГНТУ, Уфимский государственный нефтяной технический университет
Уфимский институт путей сообщения, филиал СамГУПС
Гуманитарный ВУЗ – учреждение высшего профессионального образования, которое подойдет каждому, кто стремится к профессиональному владению иностранными языками, хорошему ориентированию в литературе, профессионализму в психологии и других гуманитарных науках.
Современные российские гуманитарные ВУЗы гарантируют студентам качественное образование (первое и второе высшее образование в уфе); преподавательский состав, ведущий подготовку будущих гуманитариев, отличается высокой квалификацией.
По окончании гуманитарного ВУЗа выпускнику выдается диплом государственного образца о получении той или иной специальности.
Заметим, что спектр специальностей, которые можно получить в современных гуманитарных ВУЗах, весьма и весьма широк, что актуально если вы решите получать второе высшее образование в уфе.
Вы сможете получить высшее гуманитарное образование в Уфе в различных ВУЗах.
ВУЗы уфы список:
БАГСУ, Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ
БашГУ, Башкирский государственный университет
Башкирский институт социальных технологий, филиал Академии труда и социальных отношений
Башкирский кооперативный институт, филиал Российского университета кооперации
БГАУ, Башкирский государственный аграрный университет
БГМУ, Башкирский государственный медицинский университет
БГПУ, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
ВЗФЭИ, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал в г. Уфе
ВЭГУ, Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия
МГГУ им. М.А.Шолохова, филиал в Уфе
МИГиКУ, Московский институт государственного и корпоративного управления, представительство в г. Уфе
МИМЭМО, Московский институт мировой экономики и международных отношений, представительство в г. Уфе
МИЭП, Международный институт экономики и права, филиал в г. Уфе
ОГУ, Оренбургский государственный университет, филиал в г. Уфе
РГСУ, Российский государственный социальный университет, филиал в г. Уфе
РосНОУ, Российский новый университет, представительство в г. Уфе
СГА, Современная гуманитарная академия, филиал в г. Уфе
СФГА, Столичная финансовая гуманитарная академия, филиал в г. Уфе
УГАИ, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова
УГАЭС, Уфимская государственная академия экономики и сервиса
УиКИП, Уфимский институт коммерции и права
УрГЮА, Уральская государственная юридическая академия, филиал в г. Уфе
Уфимский институт, филиал Российского государственного торгово-экономического университета
УЮИ МВД, Уфимский юридический институт МВД России
ЧГАКИ, Челябинская государственная академия культуры и искусств, филиал в г. Уфе
Предварительный просмотр:
Выбор профессии
Ошибки в выборе профессии
Что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.
П. Коэльо
Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:
- Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются, в основном, под воздействием родителей (иногда – учителей). Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Я ему (ей) сказала: главное- получи высшее образование, потому что без него сейчас никуда. А потом – делай что хочешь!» Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда может не пригодиться. Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. В этом случае есть и другие варианты построения карьеры: школа ® учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы ® среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) ® ВУЗ. При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить определенную специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».
- Предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия – актер?!»).
- Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
- Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. В последнее время весьма популярной (особенно среди девушек) является профессия психолога. Свой выбор они объясняют, как правило, тем, что «любят общаться с людьми и давать разные советы друзьям». При этом упускается, что работа психолога – не только приятная (кстати, не всегда приятная!) беседа, но и сложный, кропотливый анализ явлений, ситуаций, большой объем «бумажной», документальной работы.
- Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии. Иногда очень сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. К тому же неизвестно, смогут ли юноша или девушка, получившие специальность, в дальнейшем найти работу. Так, сейчас одним из популярнейших факультетов в разных вузах является юридический. Однако, рабочих мест по этой специальности гораздо меньше, чем желающих быть юристами. Поэтому, выбирая специальность, подумайте, насколько легко будет потом трудоустроиться.
- Влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих о профессии, то, насколько она является «модной». Опасность таится в незнании особенностей той или иной профессии. На деле она может оказаться не такой привлекательной и интересной. Так, старшеклассник говорит: «Я уже выбрал профессию. Хочу быть менеджером.» На вопрос консультанта: «А чем ты будешь заниматься на своём рабочем месте?» не очень уверенно отвечает: «Ну… У меня будет свой офис, отдельный кабинет, люди в подчинении…». О содержании работы, как видите – ни слова. О том, что менеджеры бывают разные – по персоналу, по продажам и т. д., юноша тоже слышал впервые.
- Несамостоятельность выбора профессии. Может случиться так, что мы, взрослые, руководствуясь благими намерениями, можем оказать выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за их выбор. Иногда нам кажется, что мы сделаем этот выбор лучше – у нас больше знаний, жизненного опыта. На консультацию пришла девушка-одиннадцатиклассница. Точнее, её привела бабушка со словами: «Мы хотим поступать на экономику. Скажите, какой институт лучше выбрать.» При разговоре с девушкой выяснилось, что экономика привлекает бабушку, а не её. Сама она хорошо рисует, и хотела бы получить профессию в сфере искусства. Более того, она уже позаботилась о месте работы, планируя совмещать работу с обучением. Нетрудно предположить, насколько девушка была бы «довольна» своей работой, если бы ей пришлось работать в сфере экономики, прямо противоположной её интересам.
- Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако, следует внимательно проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности, упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с интересующим предметом.
- Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).
- Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки). Речь идёт о случаях, когда старшеклассник находится в растерянности – не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этих случаях можно обратиться к специалисту-психологу, который проведёт квалифицированную консультацию, тестирование и поможет определить, к какой профессиональной деятельности больше склонны юноша или девушка.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
- Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.
Что влияет на выбор профессии
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»):
Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.
Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.
Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.
Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.
Мои цели. Личный профессиональный план
Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище.
Ф. М. Достоевский.
Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».
«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.
Я ХОЧУ. Интересы и склонности
Труд по обязанности – это работа, а работа по склонности – это досуг.
Б. Шоу
Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.
Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.
Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.
Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает «хочу знать», склонность – «хочу делать». Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.
Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов. Один из них предлагается ниже.
Я МОГУ. Способности. Профессиональная пригодность
Лучше всё же делать то, что ты делать мастер.
(песня из к/ф «Про Красную Шапочку»)
Следующий шаг после определения круга собственных интересов – определение своих возможностей, ответ на вопрос: «Что я могу? Что у меня получается?». Это ответ на вопрос о наличии способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, ведущие к успешному овладению определенной деятельности (деятельностей), но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые у него уже есть (Б. М. Теплов).
В психологии выделяют общие и специальные способности. С помощью общих способностей человек может достичь успеха в самом широком смысле, в самых различных видах деятельности. К общим способностям можно отнести умственные, речевые, мнемические (память) и т. д. В отличие от общих, специальные способности определяют успехи человека в отдельных, конкретных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные, организаторские, технические способности).
Каждый человек имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда возникает необходимость развивать те или иные способности. Таким образом, способности не есть нечто застывшее, неподвижное, они могут развиваться. В связи с этим выделяют уровни развития способностей:
Задатки (природные предпосылки способностей)
Способности
Талант
Гениальность.
Наличие способностей к определенному виду деятельности является первым компонентом профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность – соответствие физических и психологических показателей человека (его здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии.
Второй компонент профессиональной пригодности – собственно личностные особенности человека: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативные качества. К этому же компоненту относится необходимый уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д. Для каждой профессии существуют профессионально важные качества (ПВК). Так, водителю необходимы высокая концентрация внимания, помехоустойчивость, продавцу – коммуникабельность, эмоциональная устойчивость.
Третий (по порядку, но не по значимости) компонент профессиональной пригодности – отсутствие медицинских противопоказаний. Особенно высоки требования к физической подготовке в профессиях, требующих высокого уровня выносливости – летчик, космонавт, милиционер, спортсмен. У работников типографии, например, недопустимы аллергии и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Если отсутствует какой-либо компонент профессиональной пригодности к выбранной профессии, есть два пути – либо корректировать свой выбор, либо развивать или компенсировать (если это возможно) недостающие качества. Известно, например, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух, а изначально физически слабый, малорослый А. В. Суворов стал великим полководцем. Правда, для того, чтобы идти по второму пути, необходимы недюжинные волевые качества, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе.
НАДО. Требования современного рынка труда
Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути – не исключение. И тому, кто выбирает, и тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего – его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него. Но, кроме знаний о своей личности, нужно ещё владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора – о рынке труда. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила является товаром, движение работников – собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы.
1) рабочей силы на конкретных рабочих местах;
В психологическом контексте человека, совершающего выбор, или людей, помогающих ему в этом, могут заинтересовать те личные качества, которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке труда, выбора верной стратегии.
Кроме того, рынок труда на современном этапе предъявляет достаточно высокие требования к специалистам. В качестве основных черт современного рынка труда можно выделить следующие:
– необходимость постоянного обучения. Практически для всех профессиональных сфер сегодня характерно стремительное развитие, появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости. Несколько десятилетий назад профессия выбиралась «один раз и на всю жизнь». Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам постоянно требуется повышение квалификации, а в некоторых случаях – и смена профессии.
– «постарение» кадров. Во многих профессиональных сферах (в наибольшей степени в промышленности) наблюдается значительный возрастной разрыв среди сотрудников. Очень мало сотрудников среднего возраста. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы приближаются к пенсионному возрасту. Молодым специалистам, в свою очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Поэтому нужно стремиться к как можно более раннему получению профессионального опыта и быть готовым к тому, что работа, удовлетворяющая всем требованиям, найдется не сразу после окончания профессионального учебного заведения.
– увеличение требований к профессионализму сотрудников. Современный специалист – профессиональный, активный и самостоятельный. Сейчас все больше шансов получить хорошую работу благодаря своим профессиональным и личным качествам, а не только с помощью знакомства или протекции. Правда, и требования к этим самым качествам, соответственно, выше.
– становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, более частое приспособление работника к меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней профессионализации, совмещения работы с обучением.
– противоречивость и неоднозначность. Например, среди требований к соискателям на вакансии одинаково распространены требования к возрасту (который должен быть достаточно молодым) и к опыту работы (который должен быть не таким маленьким).
Данные особенности позволяют предположить, что у каждого человека есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью – в данном случае с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо поддающиеся изменению (например, темпераментальные характеристики, свойства нервной системы) или те, которые можно целенаправленно развивать и формировать.
Мир современных профессий
Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий.
В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):
1. ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того, чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека – техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Для этого важны такие качества как внимание, умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей к определенному виду творчества (рисованию, пению, писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.
В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек-человек и человек-природа), секретарь-референт (человек-человек и человек-знаковая система), WEB-дизайнер (человек-знаковая система и человек-художественный образ).
Для того, чтобы правильно представлять себе ситуацию на рынке труда, важно знать соотношение различных отраслей производства, секторов экономики в конкретном регионе. Современную ситуацию, сложившуюся в различных сферах рынка труда, в общем виде можно описать следующим образом:
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС традиционно и справедливо считается одной из самых «денежных» отраслей. По этой причине устроиться на предприятия нефтегазодобывающей промышленности достаточно сложно. Бытует мнение, что без блата и знакомых этого вообще сделать невозможно. Безусловно, наличие связей, протекции облегчает задачу трудоустройства. Но главным требованием работодателя является все-таки знание основных технологических процессов и опыт работы по профилю. Поэтому молодым специалистам сложно сразу со студенческой скамьи устроиться на высокооплачиваемую работу в «нефтянке». Зато многие крупные вузы, готовящие специалистов данного профиля, практикуют заключение договоров с основными топливно-энергетическими компаниями, гарантирующими трудоустройство выпускников. Кроме этого, предусматриваются так называемые должности стажера, где есть возможность приобрести необходимый профессиональный опыт. Журнал «Гид молодого специалиста» в числе наиболее популярных специальностей данной сферы называет инженеров по обслуживанию, проектированию, установке добывающего оборудования. Нужны начальники финансового, маркетингового отдела, отдела рынка сбыта.
ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП). Если говорить о сфере производства ТНП, то здесь нужны такие специалисты, как инженеры, технологи, проектировщики.
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ также достаточно активно развивается в нашей стране. В данной отрасли востребованы инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии пищевого производства, специалисты по качеству готовой продукции.
Аналогичная ситуация наблюдается и в ТЕКСТИЛЬНОЙ промышленности, где новые и обновленные предприятия активно набирают кадры.
ХИМИЧЕСКОЕ,ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ, КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. На государственных предприятиях данного профиля существует ситуация, которая не устраивает многих сотрудников: невысокая заработная плата, высокая сложность работы плюс вред для здоровья. Однако специалисты с соответствующим образованием и опытом работы в этой сфере имеют хороший шанс найти работу в небольших коммерческих организациях, занимающихся производством медицинских и косметологических препаратов. Сложность работы прежняя, и вред для здоровья также возможен, но зарабатывать можно побольше. Перспективы для карьерного роста в наибольшей степени предоставляет фармацевтическая отрасль.
Разные сферы рынка труда предоставляют разные возможности карьерного роста. По данным журнала «Гид молодого специалиста» активно в настоящий момент развиваются сферы рекламы, PR, маркетинга. Высок спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет в достаточно короткие сроки вырасти в должности и повысить уровень заработка. Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов фармацевтической и телекоммуникационной отраслей, растёт спрос на инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров, требования к этим специалистам увеличиваются. Быстрыми темпами в России развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада набирает обороты рынок издательских услуг.
Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов. Один из них предлагается ниже.
Методика Йовайши.
Данная методика создана на основе ДДО Е. А. Климова и применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются:
1. Сфера искусства ("человек-художественный образ");
2. Сфера технических интересов ("человек-техника");
3. Сфера работы с людьми ("человек-человек");
4. Сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);
5. Сфера физического труда (склонность к подвижной (физической) деятельности);
6. Сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество________________________
Инструкция: "Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение и зафиксируйте это в бланке для ответов.
Если вы полностью согласны с вариантом "а" и не согласны с вариантом "б", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой "а" поставьте цифру 3, а в клетку "б" – 0. В случае вашего полного согласия с вариантом "б" и несогласия с вариантом "а" в клетку "б" вносится цифра 3, а в клетку "а" – 0.
Если вы согласны как с вариантом "а", так и с вариантом "б", то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл.
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них".
Вопросы.
1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:
а – цвет, совершенство форм
б – их внутренне устройство (как и из чего они сделаны)
2. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:
а – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти
б – мужество, смелость, выносливость
3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:
а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей
б – создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту
4.Какое награждение Вас больше бы обрадовало:
а – за общественную деятельность
б – за научное изобретение.
5.Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:
а – слаженность ходьбы, грациозность участников парада
б – внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).
6.Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:
а – чем-либо практическим (ручным трудом)
б – общественной работой (на добровольных началах).
7.Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:
а – новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии)
б – новых продовольственных товаров.
8.Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:
а – музыкальный
б – технический.
9.Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:
а – на сплоченность коллектива
б – на создание необходимых удобств.
10.Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:
а – литературно-художественные
б – научно-популярные.
11.Что важнее для человека:
а – создавать себе благополучный, удобный быт
б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
12.Для благополучия общества необходимо:
а – техника
б – правосудие.
13.Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:
а – о развитии науки в нашей стране
б – о достижениях спортсменов нашей страны.
14.В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность:
а – о машине нового типа
б – о новой научной теории.
15.Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла:
а – работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер)
б – работа с машинами.
16.Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:
а – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага
б – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
17.Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а – то, что они несут людям искусство и красоту
б – то, что они выполняют общественно полезную работу.
18.Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
а – физика
б – физическая культура.
19.Что обществу принесет больше пользы:
а – забота о благосостоянии граждан
б – изучение поведения людей.
20.Какого характера научную работу Вы бы выбрали:
а – работу с книгами в библиотеке
б – работу на свежем воздухе в экспедиции.
21.Представьте, что Вы профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а – занятиям по литературе
б – опытам по физике, химии.
22.Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:
а – как известный спортсмен на международные соревнования
б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
23.Какие лекции Вы бы слушали с большим удовольствием:
а – о выдающихся художниках
б – о выдающихся ученых.
24.Что Вас больше привлекает при чтении книг:
а – яркое изображение смелости и храбрости героев
б – прекрасный литературный стиль.
25.Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение:
а – работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники
б – физической культуре или другой работе, связанной с движением.
26.Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:
а – Поповым и Циолковским
б – Менделеевым и Павловым.
27.Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а – на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья
б – на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.
28.Что бы Вас больше заинтересовало в печати:
а – сообщение о состоявшейся художественной выставке
б – известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
29.Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:
а – главного инженера завода
б – директора универмага.
30.Как Вы считаете, что важнее:
а – много знать
б – создавать материальные блага.
Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
1-й столбец – сфера искусства:
1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а.
2-й столбец – сфера технических интересов:
1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б.
3-й столбец – сфера работы с людьми:
2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б.
4-й столбец – сфера умственного труда:
4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а.
5-й столбец – сфера физического труда:
2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а.
6-й столбец – сфера материальных интересов:
3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Личные права и обязанности родителей и детей
http://isfic.info/aprav1/uris79.htm
Права и обязанности родителей и детей можно аналогично правам и обязанностям супругов разделить на две группы: личные и имущественные, а в составе последних их подразделяют на: а) права и обязанности по поводу имущества и б) алиментные права и обязанности.
Новый СК РФ кардинальным образом улучшает правовое регулирование личных отношений между родителями и детьми, усиливает гарантии правильного и человечного воспитания ребенка, закрепляя его право на защиту и на выражение своего мнения. Права родителей по отношению к ребенку (которым считается лицо, не достигшее 18 лет) обладают рядом особенностей:
- они имеют срочный характер, существуют только в отношении несовершеннолетних детей. Кроме того, права родителей прекращаются при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (на сегодняшний день это эмансипация);
- в правах родителей гармонично сочетаются интересы родителей и детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Действующее законодательство напрямую запрещает пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;
- родительские права предоставляются родителям на равных началах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Законодательство предоставляет гарантии участия в воспитании ребенка и отдельно проживающему родителю;
- в родительских правах сочетаются личные и общественные интересы, поэтому родительские права в основном являются их обязанностями, исполнение которых гарантируется санкциями, предусмотренными законодательством. Обязанностям родителей корреспондируют права детей. Впервые в отечественном законодательстве выделена отдельная глава «Права несовершеннолетних детей», где предусмотрен достаточно широкий круг гарантий правильности воспитания детей.
Какими же правами личного характера обладают несовершеннолетние дети?
- Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Надо сказать, что перечисленные права не относятся к категории так называемых мнимых, голых прав, не имеющих правовой защиты, прав-деклараций. Законодательство гарантирует осуществление этих прав институтом истребования ребенка от лиц, незаконно его удерживающих, институтами лишения и ограничения родительских прав и др.
- Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
- Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Кроме уже известных (предусмотренных КоБС 1969 г.) институтов защиты прав ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокурором, судом, новый СК РФ предусмотрел право ребенка независимо от возраста самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.
- Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В некоторых случаях (например, при изменении фамилии, имени ребенка, достигшего 10 лет, при восстановлении в родительских правах родителя такого ребенка, при усыновлении такого ребенка и др.) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка.
Какими же правами и обязанностями личного характера обладают родители по отношению к детям?
1. Родители имеют право дать ребенку имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, причем они могут выбрать абсолютно любое имя и орган загса будет обязан его зарегистрировать. Если родители не могут достичь согласия в этом вопросе, спор разрешается органом опеки и попечительства, который обязан учитывать мнение родителей. В противном случае это будет основанием для изменения в последующем имени ребенка. Отчество ребенку дается по имени отца.
В отдельных субъектах Федерации может быть предусмотрено иное. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства с учетом мнения родителей.
По совместной просьбе родителей до достижения ребенком 16 лет орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. В любом случае изменение фамилии, имени ребенка производится исходя из интересов ребенка с учетом мнения родителей. Кроме того, если ребенок достиг 10 лет, необходимо получить его согласие.
Орган опеки и попечительства разрешает изменить фамилию, имя ребенка, например, в следующих ситуациях:
- при изменении фамилии родителями ребенка;
- при усыновлении, отмене усыновления;
- при прекращении брака или признании брака недействительным (фамилия ребенку присваивается по фамилии родителя, с кем он фактически проживает);
- в случае установления отцовства или отмены этого решения;
- в случае если ребенок фактически носит другое имя;
- если орган опеки и попечительства дал ребенку имя без учета мнения родителей и др.
2. Родители имеют право на защиту интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Так бывает, например, в судебном процессе о лишении родительских прав. Не может же, в самом деле, родитель, лишаемый прав, одновременно представлять интересы своего ребенка. В этом случае, а также в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
3. Родители имеют право на определение места жительства ребенка. Оно выражается в том, что родители могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Однако суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.
4. Главным родительским правом, однако, является право воспитывать своих детей, которому в большей степени, чем другим правам, свойствен характер обязательности. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом они с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей. Как видно, законодатель не рискует детально регулировать вопросы воспитания детей, и правильно делает. Роль права сводится к защите родителей и детей от возможных злоупотреблений и нарушении в этой области.
Поэтому в правовом преломлении воспитание детей выражается в урегулировании споров о детях, а также в институте лишения и ограничения родительских прав.
Предварительный просмотр:
Стили воспитания
автор- Анисимович О.В.
Различают 4 типа воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.
Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.
Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания: авторитарный и демократический.
Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.
Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.
Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.
Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.
В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.
В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.
На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.
Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.
Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.