Главные вкладки
Шестакова Надежда Васильевна
Единый урок русского языка «Михайловской сош» "Родные россыпи жемчужин" (к 215-летию В.И. Даля)
22 ноября 2016 года в день рождения Владимира Даля проведен единый урок в школе (1-11кл) "Родные россыпи жемчужин" (к 215-летию В.И. Даля).
Цельурока: познакомить детей с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества.
Задачи:
Образовательные: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас обучающихся.
Развивающие: актуализировать знания детей о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями. .
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.
Оформление:
· Газета, посвященная Далю.
· Высказывания Даля:
“Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!”
· Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.)
· Выставка книг.
· Презентация “Родные россыпи жемчужин” (О жизни В.Даля).
· Музыка Паганини. Романс.
Ход урока:
Стихи читает Минакова.
Владимир Даль – лингвист, учёный –
Всем делом жизни стал «Словарь»
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
В его фамилии вся ширь
Полей, степных просторов,
А в имени – весь собран мир,
Казак Луганский всем нам дорог.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землёю
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
Ведущие зачитывают цитаты из “Писем о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачева:
“Молодость - это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости”.
“Человек рождается и оставляет о себе память. Так что жизнь - это и есть вечное созидание... Созидание принципов, цели своего поведения, чтобы не стыдно было вспомнить”.
“Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через 100 , и через 200 лет”.
“Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть”.
Учитель: Ребята! Сегодняшний классный час посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... Его слова: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»
Чтец:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский
Ведущий 1: Даль родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.
Чтец:
Мне родина – Москва, мне горько удаленье
От дома, от родной чужбины пустяков.
Покинутость детей и дружб разъединенье,
И одиночеств скит – вот родина стихов.
Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
В угодия твои, четырехтомный Даль,
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай…
Б. Ахмадулина.
Ведущий 2: В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.
Чтец: Зачитывает стихотворение И.А. Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Ведущий 3: В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
Литературовед 1: К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.
Ведущий 2: С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.
Литературовед 2: В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
Ведущий 3: Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.
Инсценирование сказки »Старик-годовик».
Чтец:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Ведущий 1: И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.
Чтец:
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
М Матусовский
Ведущий 3: Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
Ведущий 1: “Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру”,- писал В.Д. Берестов. Вот как Даль объясняет слова “добро” и “честь”
Добро - в вещественном значении –имущество, достаток.”У них пропасть добра по сундукам”
В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. “ Добрая слава дороже богатства”
Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек - прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу, надёжный в слове, кому во всё можно доверять.
Литературовед: После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.
Ведущий 2: Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем.Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.-_В.Д Берестов
Вот некоторые пословицы в полном виде:
“Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется”
“Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”
“Собаку съел, а хвостом подавился”
“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.
“Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку”
Ведущий 3: “Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие.
Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”.
На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.
Ведущий 1:
Из “ Напутного слова” Даля, прочитанного им в Обществе любителей русской словесности при Московском университете, 21 апреля 1862 года:
“С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание”. “ Вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего - живого русского языка...”
Слово учителя:
Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Даль утверждал: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»
Учитель: Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.
Ведущий 2: А сейчас мы предлагаем игры. Вас ждут призы и подарки.
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Заключительное слово учителя:
Второго Даля, как и второго Пушкина, мы вряд ли дождемся. Во Франции или, к примеру, в Японии составление словарей обеспечено государственной поддержкой, т.к. входит в сферу национальных интересов. У нас лексикография (составление словарей)-это чаще всего удел энтузиастов. И причина тут не только в нашей бедности, но и в том, что всякий замечательный словарь у нас – это авторское произведение. Как роман или поэма. Мы так и говорим: «Посмотри у Даля…Проверь по Ожегову…Загляни в Ушакова…Справься у Фасмера…»
Стихотворение читает Минакова.
Даль! Как певуче широко
Звучит короткий этот слог!
Служить народу нелегко –
Казак Луганский этот смог!
Из века в век течёт Лугань
Из дней минувших – в наши дни
Приходит к вам В. Даль –
Творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век
Пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег
В душе родного языка.
Музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь…»
В подготовке сценария использованы материалы сети интернет.