АТТЕСТАЦИЯ 2022
Инновационный опыт - "Сказка как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Приложение - Конспект НОД
Портфолио - https://disk.yandex.ru/d/r8Ch2JOh9fk-fg
Видеозанятие - https://disk.yandex.ru/i/EKHLpA81TCAzAg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_ispravlennyy1.docx | 59.91 КБ |
konspekt_nod_v_gosti_k_babushke-_zabavushke.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
batrshinaИнновационный педагогический опыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия
Чураковой Олеси Равилевны
Введение
Тема: «Сказка как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Чуракова Олеся Равилевна
Год рождения: 13.08.1984г.
Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, биолого-химический факультет, 2007г. Преподаватель биологии и химии
ГБОУДПО (ПК)С МРИО , 2016г, по квалификации - воспитатель
Общий педагогический стаж работы – 5 лет; стаж работы в ДOУ – 5 лет
Повышение квалификации: 2019 г., Санкт-Петербург ООО «Центр Развития Педагогики»
Квалификационная категория: первая
Дата последней аттестации: 23.12.2016 г.
Занимаемая должность: воспитатель.
«Читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму,
выражающую ее содержание. Дети приучаются не только замечать
богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают
свою речь образными выражениями, литературными оборотами,
учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств».
Е. И. Тихеева
Актуальность
Развитие речи детей и роль детской сказки - это тема, которая актуальна всегда. Ведь сказка помогает расширить словарный запас, развивать связную и логически последовательную речь, благодаря которым она становится более яркой, образной, эмоциональной. Сказочные истории помогают развивать способности общаться, правильно задавать вопросы друг другу, образовывать слова и словосочетания, строить предложения. Игра в сказку - это особое средство, которое помогает активизировать разные стороны детской речи.
К сожалению, в последнее время у многих дошкольников наблюдается низкий уровень речевого развития (бедный словарный запас, отсутствие навыков словообразования, нет в высказываниях эмоциональной окраски и выразительности).
Благодаря сказке происходит развитие личности ребенка, формируется гармоничное, успешное овладение богатой, яркой, грамотной речью. Поэтому сказка, на мой взгляд, является наиболее эффективным средством формирования речи дошкольника.
Она способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при общении, пересказе либо рассказывании. Именно поэтому, тема моей инновационной работы: «Сказка как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Основная идея опыта
Сказочный фольклор представляет собой удивительное явление народного творчества, в который интересен всем: маленькому ребенку и взрослому. В волшебный мир сказок ребенок входит с самого раннего детства, даже раньше, чем начинает говорить. Сказка для него - это чудо, приносящее радость, которая остается в памяти навсегда.
Мой опыт доказывает, что сказка является лучшим способом воспитания детей, которая расширяет жизненный опыт ребенка - это путь приобщения детей к устному народному творчеству, дающая нравственные уроки сострадания, сочувствия, любви к окружающему миру, уроки справедливости и потребности борьбы и победы над злом. А еще, сказка способствует развитию образного мышления, выразительности речи, из-за богатых лирических вставок, ярких характеристик персонажей, ритмических напевностей, особых диалогов между персонажами. Я заметила, что слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Через сказку воспитывается любовь к Родине, происходит знакомство с природой своего края, обычаями и укладом жизни его народа, лучше чувствует красоту его речи.
Поэтому сказку я использую как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в течение режима дня, в индивидуальной деятельности с детьми. Свою работу в этом направлении провожу систематически. Кроме непосредственного знакомства со сказкой, организую творческую деятельность на её основе, включаю в предварительную работу по развитию связной речи.
Теоретическая база.
Проблемами речевого развития дошкольников занимались выдающиеся педагоги Л.С.Выготский, А.С.Леонтьев, Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева. А.М. Леушина предлагала раскрыть наиболее сильные стороны уже развитой детской речи, для того, чтобы использовать потенциальные возможности детей, как опору для дальнейшего развития детской речи.
Сказки для детского чтения отбирались такими педагогами как О.И Соловьева, В.М Федяевская , Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович. По определению крупнейшего исследователя и собирателя сказок А. И. Никифорова: «Сказки-это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» - сказал великий педагог Д. Родари.
В своей работе я использую современные методики и разнообразные приемы, способствующие совершенствованию всех сторон речевого развития дошкольников. Такие как:
Чтение и рассказывание сказок при ознакомлении детей со сказками.
Моделирование сказок для стимулирования детей к составлению собственных сюжетов сказок.
Сказкотерапия для регулирования ребенком собственных эмоциональных состояний, формирования активности, самостоятельности, творчества.
Режиссирование для упражнений детей в звуковом оформлении связного высказывания, в использование в речи образных выражений, лексических средств.
Словесное рисование для точного определения словами состояний героев («зайчик расстроился», «собака испугалась), изображение их мимики, позы, жестов, например глаза у зайчонка грустные, он расстроен.
Драматизация – для упражнений детей в свободной демонстрации содержания сказки в действии.
Музыкальное сопровождение для эмоциональной окраски содержания сказки.
Психогимнастика для выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний героев произведений.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Это возраст, когда у детей пока еще небольшой словарный запас, поэтому особое значение уделяю проблеме развития и обогащения словаря детей, воспитанию инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, развитию формам монологической речи посредством сказок, которые позволяют полноценно решить данные задачи.
Из своего опыта работы с детьми могу сказать, что сказка доставляет детям особое удовольствие. Она способствует обогащению чувств и мысли ребенка, развивает его воображение, знакомит с красотой и образами родного языка.
Новизна.
Новизна инновационного опыта состоит в том, что применение сказки как средства формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста способствует формированию творческих способностей и навыков. Вместе с удивительными сказочными персонажами вступает в жизнь и развивается каждое новое поколение детей.
Технология опыта.
В процессе педагогической практики я заметила, что в дошкольном детстве важно целенаправленно воздействовать на ребенка для того, чтобы сформировать навык внимательного слушания сказки, за развитием сюжета и действий, выработать эмоциональную отзывчивость положительным героям.
Сказка как жанр художественной литературы помогает мне в различных областях работы с детьми в области развития речи.
Приступая к инновационной работе, я провела речевой активности детей посредством сказок, результаты меня не впечатлили, диагностика показала низкий и средний результат.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучить и систематизировать литературу по устному народному творчеству;
- Формировать бережное и заботливое отношение к героям сказок;
- Разработать мероприятия по речевому развитию с использованием русских народных сказок;
- Формировать представления о доброте, храбрости, красоте, правде, трудолюбии;
- Способствовать развитию эмоционального отклика и заинтересованности к содержанию сказок;
- Развивать образную, выразительную связную речь детей;
- Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую театрализованную деятельность.
Для реализации поставленных задач в процессе инновационной работы мной разработаны:
1. перспективный план мероприятий по театрализованной деятельности;
2. конспекты НОД по речевому развитию, мультимедийные презентации;
3. создана развивающая среда (центр речевого развития и литературного чтения), где имеются альбомы с иллюстрациями сказок, сказки для чтения, мнемотаблицы для пересказов и составления собственных сказок;
4. созданы картотеки речевых и музыкальных игр, развлечений;
5. подобран материал для обсуждения в течение дня ситуаций для эмоционального отклика.
6. создан центр театрализованной деятельности, где собраны куклы-персонажи детских сказок с декорациями к ним для их обыгрывания; сюда же входит богатый набор настольных театр, картотека игр-инсценировок, игр-драматизаций, мини-спектаклей.
Я заметила, что коллективные инсценировки знакомых сказок, помогают детям вживаться в образы героев, передавать их слова и действия, манеру разговора, голос, мимику, их характер. Работа в этом направлении дала мне возможность развивать творческие способности малышей. А еще, инсценировка сказки помогает мне в регулировании у малышей силы и высоты голоса, в развитии речевого дыхания, интонационной выразительности речи.
Сказку я включаю во все виды детской деятельности, потому что она существенно влияет на всестороннее развитие речи детей и позволяет мне более эффективно строить процесс ознакомления детей с новыми понятиями, обобщить и систематизировать знания воспитанников.
В своей работе использую различные методы, формы и приемы, стараюсь учитывать возрастные и индивидуальные особенности моих воспитанников. Это помогает шире раскрыть представления детей о добре, справедливости, о защите слабых, о том, что добро побеждает зло, о преданности, честности, любви и уважения к своим близким, и умение сопереживать героям сказок.
Организованная, целенаправленная и систематическая работа с детьми в занимательной и интересной форме, показала, что мир сказок – удивителен, они смешили и радовали, учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое, использование сказок является эффективным средством развития речи.
Результативность опыта
Эффективность опыта представлена данными мониторинга на начало и конец применения представленного опыта.
Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 10 %, средний – 28%, низкий – 62%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 58%, средний – 42%, низкий – 0%.
Данные мониторинга показывают, что:
при реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты работы:
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую
повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы - сказки , что будет способствовать развитию речи детей.
Таким образом, сказка - это удивительный мир волшебства, Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя, способствует развитию фантазии и закладывает фундамент для творческого начала. Сказочный язык понятен и любим детьми - это их стихия.
Перспективы применения опыта в практике.
Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
Представленный опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к устному народному творчеству, увлечь в игру, эффективно развивать его речь.
Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями дошкольников.
Литература.
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий со сказками. – Спб:
«Патриот» 2006.
- Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961.
- Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям
дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. – М.:
Линка-Пресс. 2003.
- Т.И. Ерофеева. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений – М. 2002.
- Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
- Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвящение,1998.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.
- В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение. 1984.
- Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.
- Е.В.Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.
- О. С. Ушакова и др. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей – М .: Изд-во «Институт психотерапии», 2001.
- О.С. Ушакова. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие – М.. 1997
- О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
- Л.И.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.
- Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.
- Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
Предварительный просмотр:
Итоговое интегрированное занятие-развлечение по теме
«В гости к бабушке – Забавушке»
Возраст: 1 младшая группа
Автор-составитель: Чуракова Олеся Равилевна
Цель: закрепление и систематизация полученных знаний, умений, навыков у детей первой младшей группы; создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения, направленного на полноценное развитие и адаптацию детей к условиям детского сада.
Программные задачи
Образовательные:
- закрепить знания о домашних животных и птицах; закрепить знания детей о видах транспорта.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительную и двигательную активность;
-развивать связную речь;
-расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, уважение к старшему поколению;
- воспитывать интерес к домашним животным и окружающему миру.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением наземного транспорта, растений, домашних животных и птиц; проведение дидактических игр с домашними животными « Кто как кричит?», загадывание загадок про домашних животных и птиц; беседа на тему: « Куда можно отправиться на поезде?»
Оборудование и материалы: цветы на поляне, деревья, деревянный домик,
игрушки домашних животных и птиц (курочка, петушок, кошка, лошадка)
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Место проведения: групповая комната.
Ход НОД
Дети сидят на стульчиках полукругом в групповой комнате. Звучит музыка.
Воспитатель: Ожила вокруг природа, пробудившись ото сна
С голубого небосвода в гости к нам спешит… (весна)
Ребенок читает четверостишие о весне
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у весны!
Воспитатель: Песню мы весне споем в гости к детям позовём.
Звучит песня «Вот весна пришла опять!» Дети танцуют под музыку, выполняя движения за воспитателем.
Воспитатель: Ребята, нас ждёт необычное путешествие. Сегодня мы отправимся в деревню к бабушке.
Воспитатель: А поедем мы на поезде. Как у нас поезд гудит? А как колеса
стучат? Дети имитируют звук поезда вместе с воспитателем и изображают руками вращение колес.
Воспитатель: Время приближается, поезд отправляется.
Звучит песня «Едет, едет паровоз»
Загудел паровоз
И вагончики повёз
Чу-чу-чу-чу!
Далеко укачу!
Дети сидят на стульях, выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Ехали мы, ехали, на лужок приехали.
Поезд остановился на весенней полянке с цветами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Солнышко здесь уже побывало. Какие красивые цветочки расцвели! Давайте с ними потанцуем!
Дети повторяют танцевальные движения за воспитателем.
Воспитатель: Молодцы! А мы отправляемся дальше! Паровоз дает гудок!
Дети вновь садятся в вагончики, звучит песня « Поезд».
Воспитатель: Вот мы и приехали в деревню. А вот и домик Бабушки- Забавушки. Давайте постучимся.
Дети: Тук-тук-тук!
Из- за домика появляется Бабушка- Забавушка.
Воспитатель: Лады- лады- ладушки
Приехали мы к бабушке
К нашей милой бабушке
Бабушке-Забавушке
Бабушка: Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!
Добро пожаловать к нам в деревню. Посмотрите, как хорошо и дружно мы живём! У меня большое хозяйство.
Бабушка подводит детей к декорации «Двор», где расположены игрушки домашние животные и домашние птицы.
- Хотите узнать, какие животные живут в моем дворе? (Ответы детей).
Бабушка показывает на крышу дома, где сидит петушок и читает про него стихотворение:
Вот идёт петушок
Гордо поднял гребешок
Красная бородка
Важная походка
Дети повторяют движения за Бабушкой ,имитируя петушка : высоко поднимая ноги и приподняв голову.
Бабушка берет корзинку, в которой сидит игрушка - курочка и читает стихотворение
Бабушка: Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать
А за ней ребятки
Жёлтые цыплятки!
Дети повторяют движения за Бабушкой, имитируя курочку: машут руками как крылышками.
Бабушка подходит к лошадке и показывает ее детям, читая при этом стихотворение:
Бабушка: Она красива и стройна
У нее большая грива,
Она копытами цок-цок,
Покатай меня дружок!
Бабушка сажает ребенка на игрушку - лошадку и катает
Бабушка: Какие вы молодцы, ребятки! Кто у меня живёт - узнали! А я предлагаю поиграть в веселую игру «Веселись детвора!»
Дети встают в хоровод, звучит песня « Веселись детвора!
Веселись детвора
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька? ( Поочередное выдвижение рук вперед)
Мяу-мяу-мяу (Дети имитирует голос кошки)
А как лает Жученька? ( Хватательные движения руками )
Гав-гав-гав
Как мычит коровушка? ( «Рога» - руки приложить к голове,
наклоны вперёд)
Му-му-му!
А как свинка хрюкает? Прикладывается указательный палец к
носу.
Хрю- хрю-хрю
Веселись детвора
Завершается игра!
Дети повторяют все движения за бабушкой и воспитателем.
Бабушка: Какие же вы молодцы, ребята! И поиграли! И меня развеселили!
Спасибо, что приехали ко мне в гости! А в дорожку для веселья получайте угощенье!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в деревне у бабушки?
(Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас мы скажем бабушке за все спасибо и будем собираться в детский сад.
Дети рассаживаются в «Поезд», звучит песня « Едет, едет паровоз». Бабушка машет им вслед платочком.
Воспитатель: Поезд остановился. Вот мы и приехали. Молодцы ребята! Вы были очень активными, внимательными, дружными, добрыми, вежливыми. И мне, и бабушке вы очень понравились! А сейчас мы останемся в группе и я вас угощу конфетами, которые нам передала бабушка!