Народное творчество

Швечкова Галина Николаевна

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Полотенце для матрешки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_folklor.docx21.98 КБ
Файл konspekt_matryoshka.docx15.33 КБ
Файл yarmarka.docx17.57 КБ
Файл yarmarka.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

во второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.

Задачи:

 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Ход проведения собрания.

                   

1.Вступление.

- Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания - «Фольклор в вашей семье» выбрана не случайно.  «Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же  это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

 (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

3. Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшней встречи. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное  для детей, ведь  они же здесь, у аппаратуры!  Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками.  Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является  врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку?

- Сорока, сорока

Сорока-белобока

Кашку варила

Деток кормила

или

         - Ладушки-ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку……..

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое:

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала

Ты воды не носил!

Дров не рубил!

Кашу не варил!

Тебе нет ничего.

Также потешки знакомят детей с явлениями природы:

Радуга-дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка – колоколнышка.

Дождик – дождик пуще!

Будет трава гуще!

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:

Петушо-о-ок, петушо-о-ок

Золото-о-ой гребешо-о-ок

Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря

Наши гуси у пруда-а-а

Га – га- га! Га – га- га!

Наши курочки в окно-о-о

Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

 Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

 Не ходите далеко,…

Рано – рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровка в лад ему

Затянула му-му-му…

           А небылицы – это юмор, доступный пониманию детей. Именно они,  самые первые простые стишки учат детей понимать реальное соотношение вещей и явлений. Они подводят ребенка к тому, что бывает, а что не бывает, что так, а что здесь не так, вызывают смех у ребенка.

Так свинья на дубу гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам

Поросята визжат,

Полетать они хотят.

Читая такую потешку – небылицу, вы объясните ребенку, что так не бывает, что это шутка. А постарше ребенок  это сам увидит и обязательно улыбнется над такой шуткой.

        Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га….»

А какие народные игры устраиваете вы с детьми в своей семье?

4. «Мы играем в бабушкины игры».

(Обмен опытом семейного воспитания.)

Подрастут ваши дети, и сами будут выбирать водящего. Здесь им пригодятся считалки:

«Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада – полисада.

Кто яблоко возьмет,

Тот из круга вон пойдет.»

«Серый зайка сорвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет.

Тот из круга вон пойдет.»

Считалки предупреждают возникновение в детском коллективе ссор, обид, организуют игру.

           А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок ломает. Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть обще, схожее – они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одно лает, а другое – нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит девица в темнице, а коса на улице…».

          Пословицы и поговорки – это мораль, выработанная многими поколениями.

 5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку»

(Родители читают знакомые пословицы и поговорки.)

          - Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда.

- Береги нос в большой мороз.

- Кончил дело – гуляй смело.

- Не спеши языком, торопись делом.

Малыш воспринимает пословицы и поговорки в прямом значении. Но уже сейчас в общении с ребенком мы можем их использовать как общепринятые поучения. Более общий переносный смысл их становится понятным детям с возрастом.

    - Надоел как горькая редька – т.е. кто-то причиняет неудобства своим присутствием.

     - Свалился как снег на голову – пришел неожиданно.

Дети иногда могут от вас услышать такие выражения, и хочется, чтобы они понимали их значение. Поэтому уже сейчас надо давать пояснения этим народным мудростям.

          Колыбельные песни – байки. «Баять» - баюкать, говорить.

Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:

- Уж ты, котенька – коток,

Котя – серенький лобок

Приди , котя, ночевать,

Мою дитеньку качать…

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:

- Баю-баю-баю-бай

Ты собачка не лай….

Мы с вами таких песен не поем своим детям (как показало анкетирование). Наверное, потому, что не знаем их, а если и знаем – не принимаем их воспитательное значение.

Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро.

И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

Заключение: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития.  Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму.  Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.

Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок фольклорные произведения? Слышали ли вы, как он их читает, применяет в своей деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе (подчеркнуть).



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Полотенце для матрешки»

Материал: полоса цв. картона 20 х 6 см, готовые геом. фигуры из тонкой цв. бумаги (круги, квадрат) диам. круга 3 см, квадрат – сторона 3 см. Фигуры даются индивидуально каждому ребенку на подносе, кисточки, клеёнки, клей в розетке, тряпочки.

Демонстрационный материал: матрешка.

Цель: умение составлять аппликацию на полосе, чередуя геом. фигуры по форме (сначала круг, потом квадрат)

Задачи:

Научить выполнять аппликацию по образцу.

Развивать чувство формы и цвета.

Уметь работать аккуратно.

   

  Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, угадайте, кто это пришел к нам в гости! А для этого послушайте загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секретик есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская ….

Дети: матрёшка!

Воспитатель: конечно, это матрешка. Посмотрите, какая она красивая, нарядная. У матрешки есть младшие сестрички и она хочет подарить им новые полотенца, что бы сестрички были еще краше и румянее.

Посмотрите, у меня на мольберте есть образец полотенца для матрешки. Скажите, какими формами оно украшено

Дети: кружками и квадратами.

Воспитатель:

Какого цвета кружки? (Красного)

Какого цвета квадраты (Синего)

Как расположены кружки и квадраты? (друг за другом)

Что сначала? (кружок)

Что после кружка? (квадрат)

На каком расстоянии расположены друг от друга кружки и квадраты на одинаковом или нет? (на одинаковом)

Какое красивое полотенце!

А вы хотите сами сделать такие же полотенца и подарить их матрешкам?

Воспитатель:

Но сначала наша гостья хочет, чтобы вы немного потанцевали для неё.

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки,

Топают матрешки (руки на пояс, поочередно то правую, то левую ногу выставляют вперед на пятку)

Влево, вправо наклонись (наклоны)

Всем знакомым поклонись. (поклон)

Воспитатель:

Воспитатель говорит детям, что сначала нужно все формы выложить на полосе бумаги так, как было показано на образце. Все формы должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

Тем, кто выложил правильно все формы предлагается начать приклеивать их. Напоминает детям, что формы с полоски не снимать. Брать по одной фигуре, намазывать на клеенке с белой стороны клеем от середины к краям, переворачивать намазанную форму придерживая с двух сторон пальцами обеих рук и приклеивать к полосе. При снятии лишнего клея нужно плотно прижать салфетку.

Воспитатель: И так, что мы сегодня делали? Для кого?

Какие красивые у вас получились полотенца!

Матрешка очень рада и говорит вам «спасибо». Теперь её сестрички будут еще румянее и красивее.

Молодцы, ребята, все справились!



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Цели:  Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Задачи: Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Познакомить детей с жёстовскими подносами. Закрепить умение расписывать изделия.

.

Оборудование и материалы: Презентация «Русская ярмарка», оформление выставки-ярмарки, заготовки-подносы, гуашь, салфетки, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь).

Воспитатель: Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка». Как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы детей). Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка.           (Показ презентации).

Ярмарка – это такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось.

К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее.

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка. 

Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ.

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.

Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. 

-Ребята, а вы бы хотели попасть на такую ярмарку?

(выбегает Петрушка)

-На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

 Глядите, не моргайте,

Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте!

-Посмотрите, что можно купить на ярмарке?

(Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства: дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

-Ребята, а нам с вами торговать нечем. Но посмотрите что у меня есть!

 Сегодня мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Да, а кто нам скажет, зачем нужны подносы? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники.

 Роспись металлических подносов появилась в России давно. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса,— таков “классический” вид жостовской росписи. (показ подноса)

Ребята, так что же данные умельцы изображали на подносах? В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. (показ изображения). Как вы думаете, подносы были одинаковой формы? Нет, формы были самыми разнообразными. Известно около тридцати различных форм подносов. (показ иллюстраций). Выбор формы и размера очень важен, т. к. определяет композицию росписи. Посмотрите, а какого цвета фон подносов? Да, в данном случае, фон чёрного цвета. Помимо излюбленных чёрных фонов привычны в Жостове и цветные: зелёные и синие, "под слоновую кость", разнообразные красные и "золотые".

(Раскрашивание подносов)


Предварительный просмотр: