Активный курс устранения заикания у дошкольников в условиях логопункта в ДОУ
Серия конспектов по устранению заиканию у детей 5- 6 лет в условиях логопункта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnyy_kurs_ustraneniya_zaikaniya_u_doshkolnikov_i_mladshih_shkolnikov.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Активный курс устранения заикания у дошкольников в условиях логопункта в ДОУ
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания. Комплексный подход включает в себя: медикаментозное лечение, физиотерапия; акупунктура (точечный массаж),логопедический массаж, логопедические занятия.
Перед началом активного курса занятий по устранению заикания у детей проводится беседа со всеми близкими, которые находятся в постоянном контакте с заикающимся ребенком. На этой встрече логопед разъясняет сущность и цели занятий, правила и требования, которых необходимо придерживаться всем членам семьи для получения эффективного результата логопедических занятий.
Занятия проводятся первые две-три недели ежедневно (по 4 раза в неделю), затем через день (2 раза в неделю) в течение двух недель, и в последующие три недели посещение занятий сокращается до одного раза в неделю. После окончания активного курса занятий логопед контролирует заикающегося ребенка в течение года (1 раз в месяц). Такой подход — сначала форсированное, активное овладение навыком новой речи на занятиях у логопеда с постепенным уменьшением этих занятий, но продолжением ежедневного закрепления в домашних условиях, дает гораздо больший эффект улучшения речи, чем при обычных двухразовых посещениях логопедических занятий.
РАЗРАБОТКА 6 ПРАКТИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ IIO УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 лет
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
I. Работа с родителями. Разъяснение правил речи, необходимых для освоения навыков новой речи.Каждое правило подробно прорабатывается с родителями для того, чтобы правильно их использовать при выработке навыков новой речи.
II. Работа над выработкой слитности в 2-3 сложных фразах в сопряженной (хоровой) речи.
Ребенку предлагается набор из 15—20 предметных картинок. Логопед показывает картинку и проговаривает по всем правилам фразу, но прежде просит ребенка внимательно послушать, как надо будет повторить уже вместе: «Этокрасноеяблоко».
При таком показе мама обучается правильному, спокойному, слитному и выразительному проговариванию для того, чтобы закреплять в домашней обстановке задание самостоятельно. Затем сама пробует проговаривать по правилам, вместе с ребенком за логопедом.
III. Упражнение для развития мелкой моторики рук.
Сначала логопед показывает и проговаривает стишок к данному упражнению, а затем ребенок пытается повторить движения. На начальном этапе можно помогать ему соединять правильно пальчики.
«Очки»
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки рук поднести к глазам — как будто смотрят через очки. Затем оставить в колечке только большие и указательные пальцы — получится бинокль. Бабушка смотрит через очки, а внучек смотрит в бинокль. Так менять упражнения несколько раз.
IV. В конце занятия всегда, как поощрение, давать ребенку поиграть (сложить разрезную картинку, сложную пирамидку, нарядить куклу, собрать мозаику и др.)
V. Задание на дом:
1. Для закрепления слитности во фразах, спокойного темпа проговаривания родители подбирают 15-20 красочных предметных картинок и на них отрабатывают задание.. Первые занятия, пока дошкольник не освоил правильное произнесение фраз, всегда говорить только сопряженно. Кроме того, родители должны помнить, что с самого начала занятий вводится режим ограниченной речи. Если ребенок все же говорит вне занятий, стараться помогать ему совместным проговариванием.
2. Упражнение для пальцев повторить несколько раз дома так, чтобы ребенок проделывал его свободно и легко.
3. Маме завести дневник наблюдений за речью и настроением заикающегося ребенка.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
I. Закрепление навыка новой речи.
В работе применяются одни и те же картинки для того, чтобы ребенок запомнил произносимые фразы для дальнейшего самостоятельного проговаривания. Если ребенок освоил хоровое произношение, то можно переходить на отраженную речь. Логопед произносит фразу по картинке, а дошкольник повторяет за ним, подражая темпу, слитности и выразительности. Если во время повторения за логопедом отраженно у ребенка появляются запинки, необходимо помочь ему проговорить сопряженно, но только логопед произносит шепотом, а заикающийся громко. Так на знакомом материале отрабатывается и отраженная речь. Мама при этом принимает активное участие, обучаясь нужному темпу, слитности и плавности речи.
И. К первому упражнению для развития мелкой моторики рук добавляется еще одно. На каждом занятии повторяются первые упражнения, а затем осваивается новое.
«Кошка»
У кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы объединяются с большим. Указательный и мизинец подняты вверх. Пальчики ставятся сначала на ведущей руке (у праворуких— на правой, у леворуких — на левой), затем на другой руке. Когда ребенок осваивает это упражнение на одной руке, то потом поднимает обе руки и выполняет это упражнение сразу двумя. Необходимо, чтобы он научился выполнять эти упражнения достаточно быстро: рука в кулачке — указательный и мизинец поднимаются вверх, затем снова прячутся в кулачок. Так несколько раз. При этом логопед (а дома мама) повторяет стихи. Освоив кошечку, можно взять дополнительно упражнение «Мышка».
«Мышка»
Серенький комок сидит,
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы соединяются с большим, а указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к безымянному и указательному пальцам.
Когда осваивается каждое упражнение в отдельности, можно будет их чередовать: сначала «кошечку», потом «мышку». Все это делается сначала на одной, ведущей руке, затем на другой, а потом на двух руках одновременно.
III. Игра невербальная.
Дается любая настольная игра, которая не требует
проговаривания. Например, сложить мозаику, разрезную картинку.
IV. Задание на дом.
1. Ведение дневника.
2. Закрепление сопряженного и отраженного проговаривания предметных картинок по всем правилам.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ
I. Освоение навыка слитной, плавной, выразительной речи по картинкам в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.
Для того чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно применить игру «Аквариум». На предметные картинки, которые ребенок уже называл, повторяя за логопедом, надо надеть скрепки и положить их в высокую коробку, можно без дна, оклеенную яркими картинками с рыбками. Удочку сделать очень просто: на карандаш или палочку привязать ниточку, на конце которой привязан магнит. Теперь можно ловить рыбки-картинки такой удочкой. Опуская удочку в «аквариум», ребенок приговаривает: «Ловись рыбка, большая и маленькая», а затем спокойно вытягивает картинку. Логопед спрашивает: «Что ты поймал?» Ребенок уже самостоятельно отвечает: «Я поймал красное яблоко».
II. Повторение предыдущих упражнений для пальцев рук.
III. Работа со стихами.
Если ребенок освоил отраженную и самостоятельную речь без запинок на предметных картинках, то начинаем работать со стихотворной формой. Для знакомства дошкольник сначала прослушивает стихотворение, которое читает логопед, затем повторяет за ним по фразе. Мама записывает стихотворение, разбитое на фразы и отмеченное паузами:
«Рыбка»
Хочется, хочется /
Очень рыбке хочется, /
Забросить в речку удочку /
С крутого бережка, /
И вдруг поймать на удочку /
Большого рыбака. /
Сказать: — Здорово, рыбачок! /
Ты сам попался на крючок! /
После каждой паузы, обозначенной черточкой — / , незаметно, бесшумно делается спокойный вдох, о котором ребенку не обязательно говорить. Обычно дети лучше воспринимают, если им говорят, что надо чуть- чуть помолчать. При этом можно показать невербально, прижимая указательный палец к губам.
Дома это стихотворение повторяется несколько раз и заучивается ребенком. Первое время мама может подсказать или шепотом произносить вместе. Важно при этом соблюдать выразительность и сопровождать стих жестами, показывая действия, происходящие в тексте. Эго раскрепощает ребенка, отвлекает его от запинок.
IV. Игра вербальная.
После освоения самостоятельного произнесения простых фраз без запинок в занятие можно включать игры, где необходимо проговаривание для автоматизации навыка новой речи. Это игры «Лото», «Картинное домино». В таких играх простые стереотипные вопросы и ответы даются ребенку легко и еще больше закрепляются слитность, плавность и выразительность. Это укрепляет веру заикающегося в успех.
V. Задание на дом.
1. Предметные картинки называть самостоятельно.
2. Упражнения для пальцев рук.
3. Стихотворение наизусть.
4. Ведение дневника.
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
I. Закрепление навыка новой слитной и выразительной речи на предметных картинках.
Если ребенок хорошо произносит самостоятельно все фразы, то старые картинки можно поменять на новые, более трудные по произношению. Кроме игры «Аквариум» можно применять хорошо известные всем педагогам игры «Что повесим на елку» или «Волшебный мешочек».
II. Повторение и закрепление упражнений для развития мелкой моторики рук. III. Повторение стихотворения «Рыбка»
IV. Речевая зарядка. Обязательным при устранении заикания у детей является развитие темпа и ритма, как безречевого, так и с речевым сопровождением. Эти упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и под удары бубна, барабана или просто с отхлопыванием ритма ладошками. При проговаривании речевки логопед (а дома мама) отбивают ритм, а ребенок выполняет речевку, соблюдая при этом все движения руками и ногами.
«Лето»
Раз, два — - руки в стороны,
правую ногу в сторону
Синева. - руки вниз, ногу на место
Три, четыре - - руки и левую ногу в стороны
Солнце в мире. - руки вниз, ногу на место
Пять, шесть — - руки и правую ногу вперед
Речка есть. - руки и ногу вниз
Семь, восемь — - руки и левую ногу вперед
Майки сбросим. - руки и ногу на место
Девять, десять — - руки в стороны
Загораем - руки вверх,
встать на цыпочки и напрячься
Целый месяц. - руки вниз, наклонить туловище,
расслаблять все тело
Это упражнение дает возможность замедлить темп речи, а также создать сначала мышечное напряжение, затем сбросить его.
V. Вербальная игра
VI. Задание на дом
1. Отработка навыка новой речи на новом материале.
2. Упражнения для пальцев рук.
3. Стихи с жестами.
4. Речевая зарядка. Отработка различных ритмов.
5. Ведение дневника.
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
I. Отработка и закрепление новой речи на сюжетных картинках.
Логопед предлагает набор сюжетных картинок. Заикающийся повторяет предложения за логопедом. Затем логопед предлагает ребенку уже самому придумать по этим картинкам предложения из 4-5 слов. Если дошкольник испытывает затруднения в самостоятельном сочинении предложений, он может повторить те, которые говорил логопед.
II. Дополнительные упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок правой руки.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладется ладонь правой руки.
Освоив по отдельности эти два упражнения, соединять их, выполняя попеременно — стол — стул.
III. Повторение заученных стихов. Повторение речевой зарядки.
IV. Вербальная игра
V. Задание на дом.
1. Ведение дневника
2. Упражнения для рук
3. Стихи
4. Речевая зарядка
5. Отработка речевого навыка на сюжетных картинках.
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
I. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Этот усложненный вид речи отрабатывается по определенной схеме. Сначала логопед рассказывает, а заикающийся повторяет за ним. Затем логопед задает вопросы к рассказу по картинке, ребенок отвечает полным ответом, подставляя в готовый ответ вопроса нужное слово. Например:
Рассказ по картинке «Детский сад».
Утром дети пришли в детский сад. / Дети позавтракали и стали играть. / У Саши была грузовая машина. / У Айрата были деревянные кубики. / Они стали играть вместе. /Айрат сложил кубики на грузовую машину, /а Саша отвозил их на стройку. / Там Айрат и Саша построили дом. Ребятам было интересно играть вместе.
Вопросы к тексту:
— Куда пришли дети утром?
— Что стали делать дети после завтрака?
— Какая игрушка была у Саши?
— Что было у Айрата?
— Кто сложил кубики на грузовую машину?
— Куда отвозил кубики Саша?
— Что строили дети?
И только после ответов на вопросы логопед просит ребенка рассказать по картинке самостоятельно.
II. Речевая зарядка (повтор)
III. Повторение упражнений для пальцев рук.
IV. Повторение стихов.
V. Задание на дом.
1. Речевая зарядка.
2. Стихи.
3. Рассказ по сюжетной картинке.
4. Упражнения для мелкой моторики рук.
Список литературы:
- Коррекция заикания у детей/Т.Г. Визель. – М.:Астрель,2012
- Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ.выш. учеб. заведений/С.В. Леонова.- М.:Владос,2004
- Преодоление заикание у дошкольников: Методическое пособие /Под ред. Р.Е. Левиной – М.:ТЦ Сфера,2009
- Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. – Спб,1999