Внеурочная деятельность
Рабочие программы внеурочной деятельности. Методические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_mastreskaya_pape_mashe.docx | 714.14 КБ |
ya-issledovatel_fedorenko.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015);
- Федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»);
- авторской программы начального общего образования «Художественное творчество», Просняковой Т.Н.
Программа кружка «Творческая мастерская» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, через работу в технике папье-маше.
Папье-маше в переводе означает «жеваная бумага», однако не очень романтичное название нисколько не умаляет достоинств этой удивительной техники. Измельченная бумага и клей в умелых руках становятся воистину волшебным материалом, благодаря которому можно создавать самые разнообразные формы - от плоских до объемных.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
- Введение в мир изобразительного искусства, освоение различных изобразительных техник.
- Освоение духовного опыта русского народа, приобщение его к ценностям, воспитание любви к художественному творчеству.
- Формирование, развитие и закрепления знаний, умений и навыков при работе с красками, кистями, соленым тестом, нитками, природным материалом.
- Воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.
- Развитие познавательного интереса, способностей, эстетических потребностей и художественно- творческой активности воспитанников.
Программа кружка «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня и рассчитана на один учебный год. Продолжительность обучения составляет 34 учебных часов практических и теоретических занятий (1 час в неделю)
Основная идея программы «Творческая мастерская» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус, работать сообща в создании социального проекта.
Принципы:
- личностно-ориентированная направленность, формирование и развитие индивидуальных творческих навыков;
- трудовое воспитание;
- включение обучающихся в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)
Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Формы текущего контроля:
-устный опрос и практическая работа, самостоятельная работа по образцу и по собственному замыслу, проверочный тест, защита выполненных работ.
Представление результатов через составление альбома лучших работ. - проведение выставок работ учащихся: - участие в конкурсах рисунков и творческих работ.
Создание портфеля достижений
1. Выборки детских работ: творческие работы, фотографии поделок.
2. Систематизированные материалы наблюдений.
3.Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
4. Копилка достижений - награды (благодарственные письма, сертификаты, грамоты, дипломы)
Контрольно-измерительный материал для промежуточной (итоговой ) аттестации итоговый тест (см. Приложение)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
В ценностно - ориентационной сфере:
- Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
- Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
- Овладение средствами художественного изображения;
- Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
- Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
- Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
- Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
- Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
- Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
- Диалогический подход к освоению произведений искусства;
- Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
- Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
В результате занятий в творческом объединении предполагается, что дети получат следующие результаты:
предметные
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
метапредметные
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно - прикладном искусстве и о технике «Папье - маше».
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;
- научатся моделировать различные геометрические тела;
- научатся делать сувениры, подарки, сюрпризы с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводное занятие.
На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления. Показать готовые изделия из папье - маше .
2) Обязательно провести инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в кружке. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы.
2. Рабочее место и его оборудование.
Познакомить обучающиеся с рабочим местом и его оборудованием. Показать презентацию, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления изделий из папье – маше. Организация учебного процесса и рабочего места.
Содержание в порядке рабочего места.
3. Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм) Знакомство с литературой по изготовлению папье – маше.
1.Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше.
2. Технология изготовления предметов из папье-маше.
1) Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше.
2) Лепка (техника лепки из пластилина и глины - учить самостоятельно подготовить материал для работы).
3) Матирование первый раз (техника матирования: можно обклеивать изделия, вылепленные из глины или пластилина, а можно использовать готовые предметы). Основные правила матирования. Использование вазелина, воды для облегчения снятия заготовки с макета или форм. Использование различных видов бумаги (белая, газетная), учет количества накладки слоев. Методы и правила просушки заготовок.
4) Матирование второй раз (научить самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снимать с помощью учителя).
5) Грунтовка. Виды грунтовки (водоэмульсионный, мелово-клейстерный), правила применения грунтовки.
6) Шлифование. Правила и методы шлифовки изделий из папье-маше.
7)Покраска фона. Правила окраски изделий из папье-маше (учить самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше); познакомить со цветоведением - основные и дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Подготовка изделий к покраске. Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий.
8) Расписывание – рассказать, какие краски применять (гуашь, акварель, масляные краски); украшение теснением; Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий.
9) Покрытие лаком. Правила лакирования изделий из папье-маше. Подготовка изделий к лакировке. Правильный выбор кистей лаков. Промежуточная просушка изделий.
10) Правило хранения изделий из папье-маше. Сохранение изделий из папье-маше от сыворотки, ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах.
Показать, посмотреть, почитать книгу Алебастровой А.А. «Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье - маше», книгу Рея Гибсона «Поделки. Папье – маше, бумажные цветы»; детские журналы «Детская неделя», «Хрюша», «Миша».
4. «Удивительные плоды».
Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др. Дети под руководством учатся лепить из пластилина различные фрукты и использовать технику папье – маше для изготовления муляжей.
5. «Удивительные плоды».
Изготовление овощей: свеколка, морковочка, болгарский перчик и др.
Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных овощей.
6. Беседа «Основы построения композиции».
Понятие о композиции, построение орнамента. Показ презентации, таблиц о построении композиции.
7-11. Композиция «В лесном царстве».
Показать презентацию о лесных обитателях; посмотреть таблицы «Съедобные и несъедобные грибы». Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных грибов: мухомор, боровик и др.
12. Вазы.
Показать презентацию «Такие разные вазы!». Дети используя технику папье – маше, изготавливают разные вазы.
13-15. Садовая фигурка. Улитка. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
16-18. Садовая фигурка. Лягушка. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
19-21. Садовая фигурка. Лебедь. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
22-24. Садовая фигурка. Божья коровка. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
25-27. Садовая фигурка. Ёжик. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
28-30. Садовая фигурка. Гусеница. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
31-33. Садовая фигурка. Уточка. Первый этап, второй этап и третий.
Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки.
34. Итоговое занятие. Подведение итогов.
Тестирование.
Перечень практических работ.
- Грибы из папье-маше.
- Овощи и фрукты из папье-маше.
- Фигурки для сада и огорода: лебедь, улитка, гусеница, божья коровка, ёжик, уточка, лягушка.
Направление проектной деятельности.
Курс «Творческая мастерская» - реализация социального проекта «Украшение огорода, цветника и зала природы школы».
Тематическое планирование | |||||
№ урока раздел | Тема урока | Основные виды деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||
1 | Вводное занятие. | Видеофильм « История возникновения работы с папье -маше». Показать готовые изделия из папье - маше . Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кружке. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. | Беседа. Отвечать на вопросы. Задавать вопросы. Организовывать порядок на рабочем месте Слушать и задавать вопросы. | Р:-учитывать выделенные этапы работы; К:-использовать речь для регуляции своего действия; П:-высказываться в устной и письменной речи | Широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности |
2 | Рабочее место и его оборудование | Показать презентацию, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления изделий из папье – маше. Организация учебного процесса и рабочего места. | Изучение свойств бумаги и картона опытным путём. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям | Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам работы с материалом. |
3 | Технология изготовления предметов в технике папье-маше. Знакомство с литературой по изготовлению папье – маше | (Видеофильм) Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше. | Определение замысла аппликации, выбор цветов, изготовление деталей по шаблонам и самостоятельно. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль. К:-формулировать собственное мнение и позицию. П:-строить рассуждения об объекте | Интерес к новым способам самовыражения |
4 | «Удивительные плоды». Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др. | Беседа «Чем полезны овощи и фрукты». Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др. Дети под руководством учатся лепить из пластилина различные фрукты и использовать технику папье – маше для изготовления муляжей. | Называть и узнавать знакомые плоды. Выполнять фигурки из попье-маше. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль. К:-формулировать собственное мнение и позицию. П:-строить рассуждения об объекте | Интерес к новым способам самовыражения |
5 | «Удивительные плоды». Изготовление овощей: свеколка, морковочка, болгарский перчик и др. | Беседа «Что растет на огороде». Изготовление овощей: свеколка, морковочка, болгарский перчик и др. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных овощей. | Называть и узнавать знакомые плоды. Выполнять фигурки из попье-маше. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -адекватно воспринимать оценку учителя К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- анализировать объекты, выделять главное. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
6 | Беседа «Основы построения композиции» | Понятие о композиции, построение орнамента. Показ презентации, таблиц о построении композиции. | Находить орнамент, создавать простой орнамент. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -адекватно воспринимать оценку учителя К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- анализировать объекты, выделять главное. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
7 | Композиция «В лесном царстве». Грибы | Показать презентацию о лесных обитателях; посмотреть таблицы «Съедобные и несъедобные грибы». Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных грибов: мухомор, боровик и др. | Называть и узнавать знакомые грибы. Выполнять фигурки из попье-маше. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -адекватно воспринимать оценку учителя К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- анализировать объекты, выделять главное. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
8 | Гриб мухомор. | ||||
9 | Гриб боровичок. | ||||
10-11 | Грибная семейка | ||||
12 | Вазы | Показать презентацию «Такие разные вазы!». Дети используя технику папье – маше, изготавливают разные вазы. | Научатся создавать форму вазы, дополнять свои идеи, декорировать поделку. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль К:-задавать вопросы по существу П:-анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез. | Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов. |
13 | Садовая фигурка. Улитка. Первый этап | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль К:-задавать вопросы по существу П:-анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез. | Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов. |
14 | Садовая фигурка. Улитка. Второй этап | ||||
15 | Садовая фигурка. Улитка. Третий этап | ||||
16 | Садовая фигурка. Лягушка. Первый этап | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -адекватно воспринимать оценку учителя К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- анализировать объекты, выделять главное. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
17 | Садовая фигурка. Лягушка. Второй этап | ||||
18 | Садовая фигурка. Лягушка. Третий этап | ||||
19 | Садовая фигурка. Лебедь. Первый этап. | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -адекватно воспринимать оценку учителя К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- анализировать объекты, выделять главное. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
20 | Садовая фигурка. Лебедь. Второй этап. | ||||
21 | Садовая фигурка. Лебедь. Третий этап. | ||||
22 | Садовая фигурка. Божья коровка. Первый этап. | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р: -принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -адекватно воспринимать оценку учителя К:- использовать речь для регуляции своего действия; П:- анализировать объекты, выделять главное. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
23 | Садовая фигурка. Божья коровка . Второй этап. | ||||
24 | Садовая фигурка. Божья коровка . Третий этап. | ||||
25 | Садовая фигурка. Ёжик. Первый этап. | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль К:-задавать вопросы по существу П:-анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез. | Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов. |
26 | Садовая фигурка. Ёжик . Второй этап. | ||||
27 | Садовая фигурка. Ёжик . Третий этап. | ||||
28 | Садовая фигурка. Гусеница. Первый этап. | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль. К:-формулировать собственное мнение и позицию. П:-строить рассуждения об объекте | Интерес к новым способам самовыражения |
29 | Садовая фигурка. Гусеница . Второй этап. | ||||
30 | Садовая фигурка. Гусеница . Третий этап. | ||||
31 | Садовая фигурка. Уточка. Первый этап. | Замес теста из бумаги, вылепка фигуры из теста, окраска и декорирование фигурки. | Научатся создавать основу для поделки, замешивать бумажное тесто, оклеивать фигуру, раскрасить фигуру и добавить элементы украшений. | Р:-планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль. К:-формулировать собственное мнение и позицию. П:-строить рассуждения об объекте | Интерес к новым способам самовыражения |
32 | Садовая фигурка. Уточка. Второй этап. | ||||
33 | Садовая фигурка. Уточка. Третий этап. | ||||
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | Итоговое тестирование. | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговая тестовая работа
- Попье- маше –это….
А) работа с бумагой
Б) поделки из пластилина
В) работа с природным материалом
- Как переводится термин «попье-маше»?
А) склеенная бумага
Б) нарванная бумага
В) жёванная бумага
- Подчеркни то, что необходимо для работы с папье-маше.
- -клей ПВА
- -ножницы
- -краски
- -пластилин
- -бумага
- -бусины
- -вода
- Определи способы работы с папье-маше.
А) Это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Б) Это нарезание бумаги на тонкие полосы и скручивание её в жгуты.
В) Это наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.
- Сколько слоёв бумаги необходимо наносить для изделия?
А) 5-6 слоёв
Б) 1 слой
В) 10-20 слоёв
6. Запиши последовательность работы над фигуркой для сада – Лягушка.
1)___________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________________
4)_____________________________________________________________
5)_____________________________________________________________
Техника приготовления папье-маше
Для приготовления бумажной массы, именуемой папье-маше, может пригодиться любая бумага или старые газеты. Её нужно разорвать на мелкие кусочки, положить в посуду и залить водой. Если использовать газету, то масса получится тёмного оттенка, в связи с этим если для будущей фигуры нужен светлый цвет, то и бумагу лучше брать светлую. Более плотная бумага и картон будут мокнуть долго. Чтобы увеличить скорость процесса можно на короткое время подогреть посуду с водой на огне.
Размягчённые бумажные куски необходимо размельчить при помощи мясорубки или блендера. После этого отжать бумагу для удаления влаги и добавить небольшое количество клея ПВА, чтобы масса стала эластичной. Делать это нужно не торопясь и очень аккуратно, добавив много клея, масса будет непригодной для лепки. При необходимости вместе с клеем в массу можно добавить краситель, не забывая всё хорошо перемешивать. После чего можно приступать к творению прекрасного из папье-маше.
Фигурки из папье-маше
Технология изготовления фигур из папье-маше не такая сложная, как может показаться. Если нужно делать большие фигуры, то нужно учесть, что они могут быть тяжёлыми. Поэтому при их создании используется комбинированный способ. То есть внутреннюю полость можно заполнить скомканной бумагой либо кусками пенопласта. Это позволит фигуре существенно сбросить вес.
Можно и вовсе обойтись без каркаса. Для этого нужно приготовить бумажную массу и довести её до состояния пластичного теста. Из этого папье-маше уже можно делать заготовку, которую потом обклеить кусочками бумаги в несколько слоёв. Так постепенно слой за слоем формируется окончательный вид фигуры. Желательно потом дать фигуре хорошо просохнуть, а после этого можно приступать к разукрашиванию красками или гуашью. Покрытие тоже должно хорошо высохнуть, а для закрепления фигуры можно нанести лак.
Какие техники работы с папье-маше можно применять
Метод наслоения: Такая техника потребует наличия модели-основания, которую предварительно надо смазать вазелином, после чего послойно наклеивать мелко изорванную бумагу, вымоченную в клее. Этих слоев должно быть много — друг на дружку они накладываются с обязательной просушкой. Накладывается от пяти и более слоев — в зависимости от того, какова должна быть прочность и толщина.
Лепка: Бумагу измельчают, на несколько часов заливают кипятком для размокания. После этого массу надо прокипятить, отжать и просушить. Полученный комок трут на терке и перемешивают с клеем. Получается бумажное тесто для лепки. Можно лепить из него фигурки — как из пластилина, можно заливать массу в любую форму или облеплять ей подготовленную для поделки основу.
Прессованный материал: В этом варианте папье-маше готовят способом спрессовывания картонных плоских заготовок, намазанных клеем. Это принцип, по которому делается ДСП. Изготовленное таким способом папье-маше применяют для формирования отдельных элементов и плоских конструкций — например, для стен замка или домика в саду эта техника подходит идеально.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Е.С.Савинова.—2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. [Текст]: пособие для учителя. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с. 4. Ясинский, А.В. Организация кружковых занятий. [Текст]: пособие для учителей. А.В.Ясинский. - М.: Просвещение, 1984.-192 с.5.
5. Шалимова, О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения. [Текст] // Начальная школа (журнал). №8. – 1989. - с. 69-71.
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа адресована обучающимся 2 класса.
Основные технологии:
- Игровая
- Здоровьесберегающая
- ИКТ
- Развивающее обучение
Методы обучения:
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Формы текущего контроля.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, создание альбомов, газет, макетов, наглядных пособий, серии иллюстраций, фотоальбомов и пр.
2. Общая характеристика учебного курса.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- Тренинг исследовательских способностей;
- Самостоятельная исследовательская практика;
- Мониторинг сследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
10) готовить тексты собственных докладов;
11)объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во второмчетвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что стпень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
3. Описание места курса в учебном плане
Программа «Я - исследователь» В соответствии с учебным планом на исследовательскую деятельность во 2 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа.
Основные формы:
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
- Работа в малых группах;
- Проектная работа;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность
- Выполнение практических работ.
Практические работы 9 ч. | Контрольные и самостоятельные работы 6ч. / 3 ч. | Лабораторные работы 2 ч. |
Как задавать вопросы? | План исследования. | Сбор материала |
Тема, предмет, объект исследования. | Моя гипотеза. | Коллекционирование. |
Папка для исследования. | Учебные исследования. | |
Провожу эксперимент | Работа над исследованием. | |
Сообщение о коллекции. | Сбор материала для исследования. | |
Моя коллекция. | Делаем вывод по исследованию. | |
Это интересно. | к/р. Чтение докладов. | |
Подготовка к защите. (2 ч.) | К/р. «Чему я научился?» | |
К/р. Защита исследования |
4. Требования к результатам обучения.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные,
учебно_познавательны и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской
деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
5.Содержание учебного курса .
Перечень практических и лабораторных работ с.м пнкт 3
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Проектная деятельность.
Индивидуальные проекты
Формы деятельности работы над проектом:
сбор информации
эксперимент
систематизация и структуризация информации
исследование
оформление работы
фото и видео зарисовки
интервьюирование
наблюдения
презентация
практическое применение новых знаний
публичное выступление
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
• поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы,макеты, модели);
• мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод );
• индивидуальная деятельность (получаемый продукт —результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт(например, выставка работ учащихся);
• работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, под_
готовка конкурсов и викторин);
• коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-_либо специализации);
Предлагаемые темы:
«Условия прорастания семян»,
«Любимое травянистое растение хомячка Персика»,
«Выращивание бабочки в комнатных условиях».
Составление Толкового словарика
«Что значат наши имена»;
«А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем
пользоваться).
Создание сборника любимых произведений.
Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).
Герои сказок в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
- Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»:
- Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.
- 1Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
8. Планируемые результаты изучения курса.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов
ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Система оценки планируемых результатов
В учебном курсе «Я - исследователь» предусмотрено безотметочное обучение и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используется «портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверкификсируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
Способы проверки результатов освоения программы
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего "знания - незнания", своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
Оценка результативности проектной деятельности
Оценка проекта основывается на компетентностном подходе в соответствии с критериями, изложенными в таблице для формирования бланка оценки проекта
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности обучающихся | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Обучаемый научится | Получит возможность научиться | ||||||||
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | видеть данные учителем ориентиры в различных ситуациях. | Рассмотреть группы исследования . Р.Т. стр.3 | Знать понятие исследование,что такое открытие.где и как использовать научные открытия Уметь наблюдать, | провести эксперимент (солнечный луч,комнатное растение,животные) | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | текущий | |
2 | Как задавать вопросы? | -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; | Понять как правильно задать вопрос , чтобы получить нужную информацию. | Уметь строить и задавать вопросы | Уметь работать по алгоритму | Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | текущий | |
3 | Банк идей. | использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром; | Планирование и фиксирование своих действий. | Умеет извлекать информацию по заданному вопросу | Работать с статистическим источником, историческим, художественной литературой. | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | текущий | |
4 | Тема, предмет, объект исследования. | определять тему, предмет и объект исследования. | Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интерес-ном. Краткое содержание сообщения. | Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности, элементарными умениями | проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | текущий | |
5 | Составление плана исследования | Составлять план по образцу. | Поиск интересного материала по теме выбранного исследования. | Составлять план исследовательской деятельности, владеть элементарными умениями. | владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | самостоятельная работа | |
6 | Цели и задачи исследования. | принимать и сохранять учебную задачу. | Определить цели и задачи исследования | Познакомить с методами проведения исследования. Ставить простую цель и 2 задачи. | выбирать методы исследования | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Текущий | |
7 | Сбор материала | планировать свои действия. | Сбор матерьяла для своего исследования | Умеет извлекать информацию по заданному вопросу | Работать с статистическим источником, историческим, художественной литературой. | Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Текущий | |
8 | Учимся выделять гипотезы | оперировать понятием «гипотеза»; | Работа в рабочей тетради | Формулировка гипотез | выдвижение гипотез осуществление их проверки,
| Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Самостоятельная работа | |
9 | Гипотезы и провокационные идеи | Провокационные идеи гипотезы | адекватно воспринимать оценку учителя. | Формулировка гипотез | выдвижение гипотез осуществление их проверки,
| Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | Текущий | |
10 | Организация исследования | Обобщение полученных знаний | -осуществлять синтез как составление целого из частей.
| Работать с алгоритмом исследовательской деятельности, элементарными умениями | владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | текущий | |
11 | Папка для исследования | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Изготовление папки для исследования | Работать по образцу | Самостоятельно подбирать нужный материал. | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | Практическое занятие | |
12 | Самостоятельные учебные исследования | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Самостоятельный поиск и отбор информации для исследования. | Организовать тренировочное самостоятельное исследование Познакомить с методами проведения исследования | Самостоятельно организовывать исследование | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Самостоятельная работа | |
13 | Обобщение полученных знаний | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Работа над исследованием. | Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | Самостоятельная работа | |||
14 | Наблюдение и наблюдательность. | планировать свои действия. | Отличать наблюдение и наблюдательность, проводить эксперименты. | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | текущий | |||
15 | Доклад. Наблюдение и наблюдательность. | осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Чтение своих докладов. | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Текущий | |||
16 | Наблюдение и экспериментирование | наблюдать за объектами и предметами, анализировать, делать выводы; -проявлять познавательную инициативу | Высказывать различные точки зрения о своих наблюдениях | Работать по алгоритму с техникой экспериментирования | экспериментировать | Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | текущий | |
17 | Наблюдение как способ выявления проблем. | осуществлять общий приём решения задач -ориентироваться на разнообразие способов решения задач -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. | Решать задачи, которые возникают при наблюдении. | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Текущий | |||
18 | Коллекционирование. | - выдвигать гипотезы; - приводить примеры коллекций; | приводить примеры коллекций | Определять разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации
| следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Текущий | |
19 | Коллекционирование. Обобщение. | - формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству. | Поиск информации о исследование, обобщение. | Определять разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации
| следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | текущий | |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Разные виды колекций. | -задавать вопросы; -строить монологическое высказывание; -владеть диалогической формой речи; -формулировать собственное мнение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству. | Работать по экспресс- исследованию по теме «Какие коллекции собирают люди»
| владеть приемом экспресс исследовательской деятельности
| Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | текущий | |
21 | Сообщение о своих коллекциях. | проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; | Рассказать о своей коллекции, продемонстрировать ее. | Познакомить с алгоритмом сообщения | Умеет по алгоритму строить сообщение | Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Текущий | |
22 | Моя коллекция | осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза. -учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | осуществлять подведение под понятие своего исследования. | Организовать тренировочное самостоятельное исследование Познакомить с методами проведения исследования | Умеет организовывать исследование | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Практическая работа | |
23 | Что такое эксперимент. | выполнять учебные действия в материале, речи; | устанавливать аналогии, проводить эксперименты. | Организовать тренировочное самостоятельное исследование Познакомить с методами проведения исследования | Умеет организовывать исследование | Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | Текущий | |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | -высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. -устанавливать аналогии, проводить эксперименты. | Организовать коллективное исследование им научить групповому исследованию | следовать заданной процедуре группового исследования. | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Текущий | |
25 | Сбор материала для исследования. | Новые материалы для исследования | -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; -развивать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. | Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований | владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Адекватно воспринимать оценку своей работы; Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Самостоятельная работа | |
26 | Играем в ученных. | принимать и сохранять учебную задачу. | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования | выбирать тему собственного исследования | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Положительное отношение к исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания. | текущий | |
27 | Это интересно | Практическое занятие | -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале. | Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований | владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Практическая работа | |
28 | Обобщение полученных данных. | планировать самостоятельную познавательную деятельность. | Выводы о своем исследовании | Организовать тренировочное самостоятельное исследование Познакомить с методами проведения исследования | Умеет организовывать исследование | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Самостоятельная работа | |
29 | Тест «Чему я научился?» | Повторение основных этапов проектной деятельности. | Индивидуальная. | Работать с проверочным материалом в разном виде (тест, лтвет на вопрос, сбор материала по теме, постановка цели и задач по теме …) | Выполнять самооценку и взаимооценку. | Тест «Чему я научился?» | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Контроль | |
30 | Как подготовить результат исследования. | вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ. | определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации | Готовить выступление в соответствии с заданной целью коммуникации | Планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | текущий | |
31 | Как подготовить сообщение. | памятка юного исследователя | аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; | Организовать работу в подготовке собственных работ к защите с помощью учителя | строить защиту собственной работы | Формулировать собственное мнение и позицию; Соблюдать корректность в высказываниях. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | текущий | |
32 | Подготовка к защите (практическое занятие.) | допускать существование различных точек зрения учитывать разные мнения, стремиться к координации. | Подготовка к защите | Организовать работу в подготовке собственных работ к защите с помощью учителя | строить защиту собственной работы | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей. | Самостоятельная работа | |
33 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). | вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | коррективы в работе перед защитой. | Организовать работу в подготовке собственных работ к защите с помощью учителя | строить защиту собственной работы | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | Самостоятельная работа | |
34 | Защита собственных исследований. | оценивать собственную деятельность на основе критериев успешности исследовательской деятельности. использовать речь для регуляции своего действия; | контролировать свои действия и действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи; - задавать вопросы по существу. | демонстрация результатов исследования с помощью учителя | демонстрировать результаты исследования самостоятельно | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное. | Способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | итоговый | |
Общее кол-во часов: 34 |