Дополнительно-образовательная деятельность
Программа дополнительно-образовательной деятельности по роботехнике "Робо Вундеркинд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robo_vunderkind.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад д. Дюдьково
Утверждаю
МДОУ детский сад д. Дюдьково
__________ Пучкова С. С.
Приказ от "___"________2020г.
Техническая направленность
Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
по Робототехнике
"Робо Вундеркинд"
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Маджара Юлия Сергеевна,
старший воспитатель
МДОУ детский сад д. Дюдьково
2020г.
Оглавление
1. Пояснительная записка.....................................................................................3
1.1. Актуальность..............................................................................................5
1.2. Цели и задачи Программы........................................................................6
1.3. Принципы построения Программы.........................................................7
1.4. Методы реализации содержания Программы.........................................8
1.5. Характеристика развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста......................................................................................8
2. Ожидаемые результаты освоения Программы..............................................11
3. Мониторинг реализации программы..............................................................12
4. Учебно-тематический план..............................................................................13
5. Материально-техническое обеспечение.........................................................15
6. Список литературы...........................................................................................15
7. Приложения.......................................................................................................16
1. Пояснительная записка
Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире. Истоки робототехники можно обнаружить ещё в античности. В эпической поэме «Иллиада» Гомер описал служанок, которых бог огня Гефест сделал из золота. Он наделил их способностью ходить, двигать руками, говорить и сделал «разумными». А математик и механик Архит Тарентский за 400 лет до нашей эры сделал искусственного голубя, который мог летать! Слово «робот» придумал в 1920 году чешский писатель Карел Чапек. Он написал научно-фантастическую пьесу «Р. У. Р.» о производстве искусственных людей. А в 1941 году Айзек Азимов использовал в рассказе «Лжец» слово «robotics» — «роботика», или уже привычное «робототехника». Электроника и информатика, механика и телемеханика, радио- и электротехника, — на этих и других дисциплинах базируется современная робототехника. Практическое знакомство в детском саду и начальной школе с такими понятиями, как координаты, графики, циклы, многозадачность, скорость, мощность и т. п., служит пропедевтикой дальнейшего изучения математики, физики, программирования и других предметов. Занятия робототехникой способствуют развитию логического, пространственного, алгоритмического и эвристического мышления, внимания, памяти, воображения, творческих способностей, моторики и навыков коммуникации.
Современная робототехника — наука об автоматизированных технических системах — подразделяется на промышленную, бытовую, авиационную, военную, космическую и подводную. В каждой из этих областей базовыми являются конструирование и моделирование. В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). В ходе работы создаются эскизы, рисунки, чертежи, делаются расчёты. Видом конструирования является моделирование. При ориентировании на какой-либо объект или данные о нём создаётся его полное или частичное подобие. Материалы при этом могут быть самые разные, главное, чтобы модель отражала существенные характеристики объекта-оригинала, будь то здание, дорога, самолёт или корабль.
В данной программе методические материалы дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое и художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей, напоминающих объекты живого мира. Основы программирования и использование датчиков приводят к возникновению у ребёнка желания наделить эти создания зрением, слухом и логикой. Это очень увлекательный процесс, который может стать мотивационным стержнем до окончания образования и получения любимой специальности: инженера, программиста, конструктора, учёного.
Наборы конструкторов «Робо Вундеркинд» способствуют освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием «алгоритм»; проведению экспериментов с датчиками движения, расстояния, температуры и др.; совершению первых шагов в программировании в моделировании собственных роботов.
Модули, входящие в конструктор различаются по цвету, с их помощью можно собрать различных роботов и автоматизированные устройства. Модули совместимы с элементами конструктора LEGO, что позволяет разнообразить создаваемые модели. Роботы программируются в приложении Robo Code, а управлять ими дети могут с помощью приложения Robo Play.
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 5-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность составляет 30 минут. Всего занятий в месяц - 4, в год -36.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
- ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Устав МДОУ детский сад д. Дюдьково
1.1 Актуальность
Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей. Существенными для понимания интеллекта и интеллектуальных способностей являются такие качества личности, как стремление к познанию нового и глубокому осмыслению всего, что вызвало интерес; способность использовать имеющийся опыт и отделять главное от второстепенного; логичность, критичность, широта и креативность мышления; способность к обобщению, абстрагированию и нахождению закономерностей; обучаемость. В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.
Из обращения Президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных». Данные слова актуализируют данную программу.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество.
Задачи Программы:
1. Развивать у детей логическое и алгоритмическое мышление;
2. Формировать базу для дальнейшего обучения в области программирования;
3. Развивать у детей способности к конструированию и моделированию, к абстрагированию и нахождению закономерностей;
4. Развивать умение быстро решать практические задачи;
5. Познакомить детей с понятием алгоритм;
6. Учить детей планировать, детально продумывать и моделировать тот или иной процесс (объект) в учебных и практических целях;
7. Обогащать словарный запас детей.
1.3 Принципы построения Программы
В основу Программы положены принципы развивающего обучения и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Деятельностный подход — ключевой в развитии интеллектуальных способностей. Этот подход сохранил свою актуальность, так как для развития интеллекта в современных условиях требуется активная позиция, которую необходимо воспитывать с дошкольного возраста.
Активная познавательная позиция ребёнка — главное и в нашей Программе, так как «ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта». Нужны именно действия самого ребёнка, который мог бы активно и увлечённо (ему должно быть интересно !) манипулировать и экспериментировать с реальной современной развивающей предметно-пространственной средой, в которую интегрирована информационно-коммуникационная её часть, в том числе программируемые робототехнические устройства. По мере нарастания и усложнения опыта практического действования с предметами у ребёнка происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции. По мере формирования операций взаимодействие ребёнка с миром всё в большей мере приобретает интеллектуальный характер. Данные принципы сформулированы как основополагающие во ФГОС ДО:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду);
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;
3) уважение личности ребёнка;
4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
1.4. Методы реализации содержания Программы
1. Работа по схеме;
2. Творческое конструирование;
3. Моделирование;
4. Метод индивидуальных и коллективных проектов.
1.5. Характеристика развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее благоприятным периодом интеллектуального развития является дошкольный и младший школьный возраст. Первостепенное значение на этом этапе жизни ребёнка приобретает его интеллектуальное развитие как процесс сложного личностного образования, так как именно в этом возрасте ребёнок активно стремится к познанию всего нового, к достижению новых результатов, которые уже не укладываются в рамки ранее полученных знаний и представлений, овладевает способами анализа и решения разнообразных задач. Процесс развития познания можно разделить на несколько уровней, привязанных к определённому возрасту ребёнка. Каждый предыдущий уровень закладывает основу для последующего.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — очень важный период, когда ребёнок делает качественный скачок в своём развитии. К 3 годам у детей уже сформированы такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание и активная речь. Он с интересом осваивает мир, у него моделируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни. Активная двигательная и игровая деятельность, использование речи служат катализатором для развития всех процессов познания, в том числе и восприятия: цвета и формы, целого и части, пространства и времени, себя и окружающих людей. У ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Благодаря перцептивным процессам (от лат. perceptio — восприятие), которые генерируются органами чувств — зрением, слухом, осязанием, обонянием и др. — окружающий мир открывается ребёнку во всем многообразии красок, звуков, запахов, вкусов и форм. Формирование перцептивных действий обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке. Развитие перцептивных действий проходит ряд этапов. В возрасте 3–4 лет восприятие носит предметный характер, т. е. ребёнок ещё не может отделять свойства предмета от самого предмета. В процессе игровой и предметной деятельности к 5 годам он получает представление об основных фигурах и цветах, о пространстве и времени, у него формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. В возрасте 1.3. Характеристика развития интеллектуальных способностей... 13 5–7 лет знания о предметах и их свойствах расширяются, восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным и анализирующим, ребёнок приобретает свой личный опыт и одновременно усваивает опыт общественный. Значение восприятия трудно переоценить, так как оно формирует базис для развития мышления, способствует развитию речи, внимания, памяти, воображения. Внимание проявляется в любой сознательной деятельности и может быть охарактеризовано такими свойствами, как избирательность, объём непосредственного запоминания (кратковременной памяти), концентрация, переключаемость. В начале дошкольного возраста внимание ребёнка сосредоточено лишь на тех окружающих предметах и выполняемых с ними действиях, которые вызывают у него интерес (непроизвольное внимание), и сохраняется лишь до тех пор, пока интерес не угаснет. Принципиальное изменение внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что дети 4–6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, сознательно направляя его на определённые предметы. Несмотря на это, непроизвольное внимание в дошкольном возрасте остается доминирующим, и только к концу дошкольного возраста способность детей к произвольному вниманию получает интенсивное развитие. Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития памяти. На данном этапе память становится ведущей познавательной функцией, и ребёнок с легкостью запоминает самый разнообразный материал. При этом он не ставит себе сознательно цель что-либо запомнить или припомнить (непроизвольная память). Ребёнок запечатлевает в своей памяти только интересные, эмоциональные события и яркие, красочные образы. Элементы произвольной памяти появляются у ребёнка к концу дошкольного возраста, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Игровая деятельность, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли, является наиболее благоприятным условием для формирования произвольной памяти. Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста имеет воссоздающий характер, возникает непроизвольно и механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Предметом воображения становится то, что произвело на ребёнка сильное эмоциональное впечатление, взволновало и заинтересовало его. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития воображения. У ребёнка в этом возрасте формируется умение создавать замысел и планировать его реализацию, что свидетельствует о росте произвольности воображения.
2. Ожидаемые результаты освоения Программы
В результате усвоения Программы ребенок:
1. Способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
2. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, создании собственных образцов, творческих фантазиях и пр., осваивает робототехническое конструирование.
3. Получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
4. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
5. Моделирует собственных роботов.
6. Через организацию движения роботов, ребенок знакомиться с основами механики и базовыми электронными компонентами.
3. Мониторинг реализации программы
Вид контроля | Цель контроля | Форма контроля |
Входной | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. | Беседа, опрос. |
Промежуточный | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Наблюдение, опрос, творческая работа. |
Итоговый | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Опрос, контрольное открытое занятие. |
4. Учебно-тематическое планирование.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Занятие №1 Беседа с детьми | Выявить интересы детей с помощью опросника |
Занятие №2 "Первое знакомство" | Познакомить детей с мастерской "робота Техника", с техникой безопасности, знакомство с конструктором Робо Вундеркинд. | |
Занятие №3 Изучение деталей | Изучение деталей конструктора и их функций (системный модуль, коннектор, светодиод, колесо большое, колесо малое, двигатель) | |
Занятие №4 Изучение приложения Robo Code | Познакомить детей с приложением Robo Code (панель управления: кнопка старт, стоп, назад, соединить, корзина) | |
Октябрь | Занятие №5 Изучение звуковых команд | Познакомить детей с категорией звуковых команд. |
Занятие №6 Изучение световых команд | Познакомить детей с категорией световых команд (использование разного цвета, мигающий свет). | |
Занятие №7 Составление алгоритмов на бумаге из 2 действий, сборка робота "Вспышка" | Продолжать знакомить детей с панелью управления в приложении, изучение схематичных изображений категорий действий и составление алгоритмов сначала на бумаге из 2 действий (свет, звук), затем на планшете. Научить детей собирать робота "Вспышка" и программировать его на планшете. | |
Занятие №8 Изучение команд движения | Познакомить детей с категорией команд движения (вперед, назад, повороты). | |
Ноябрь | Занятие №9-10 Составление алгоритмов на бумаге из 3 действий. Сборка робота "Водитель". | Продолжать знакомить детей с панелью управления в приложении, изучение схематичных изображений категорий действий и составление алгоритмов на бумаге из 3 действий (свет, звук, движение). Научить детей собирать робота "Вспышка" и программировать его на планшете. |
Занятия № 11-12 Программирование робота по схемам | Продолжать учить детей программировать робота по заданному алгоритму действий (карточки действий) | |
Декабрь | Занятия №13 Изучение особых команд: пауза и уведомление. | Познакомить детей с категорией команд пауза и уведомление. |
Занятие № 14 Изучение категории действий "Условия для перехода" - умная кнопка. | Познакомить детей с модулями - и умная кнопка. | |
Занятие №15 Изучение категории "Условий для переходов" Условие таймера, времени. | Продолжать знакомить детей с панелью управления. Научить детей использовать условие таймера и времени. | |
Занятие №16 Сборка робота "Измеритель расстояния" | Познакомить детей с модулем датчик расстояния. Научить детей собирать робота "Измеритель расстояния" | |
Январь | Занятие №17 Изучение модуля датчик движения | Познакомить детей с модулем датчик движения и его функцией. |
Занятие №18Проверочная работа. | Сборка робота по показу и его программирование по заданному алгоритму. | |
Занятие №19 Изучение LED дисплея. | Познакомить детей с командами действий с дисплеем. | |
| Занятие №20Изучение модуля датчик линии | Познакомить детей с модулем датчик линии и его функцией. |
Февраль | Занятие №21 Самостоятельная работа (по замыслу детей) | Самостоятельная сборка робота из изученных модулей и его программирование. |
Занятие №22 Самостоятельная работа. | Самостоятельная сборка робота из изученных модулей и его программирование. | |
Занятие № 23-24 Изучение модуля серводвигатель | Познакомить детей с модулем серводвигатель, научить детей собирать робота, используя этот модуль и программировать его на планшете. | |
Март | Занятие №25-26 Приложение Robo Play | Познакомить детей с приложением Robo Play (панель управления) |
Занятие №27-28 Игра "Кто быстрее" | Сборка робота "Водитель", управление им через приложение Robo Play, кто быстрее дойдет до финиша. | |
Апрель | Занятие №29-30 Игра "Обойди препятствие" | Продолжать знакомить детей с приложение Robo Play. Использование лего деталей для создания препятствий. |
Занятие №31 Открытое занятие с родителями | Совместное занятие с родителями (познакомить родителей с конструктором Робо Вундеркинд, научить их собирать робота "Водитель" | |
Занятие № 32 Игра "Дойди до цели" | Продолжать знакомить детей с алгоритмами. Научить детей с помощью приложения Robo Code программировать робота, таким образом, чтобы он дошел до определенной цели. | |
Май | Занятие № 33-34 Самостоятельна работа (по замыслу детей) с использованием конструктора Лего | Самостоятельная сборка робота из изученных модулей и его программирование. Формировать у детей умение собирать роботов самостоятельно. |
Занятие № 35 Игра "Обойди препятствие" | Продолжать формировать у детей навык управления роботом в приложении Robo Play | |
Занятие № 36 Открытое занятие для педагогов учреждения | Отчет о реализации дополнительно-образовательной программы "Робо Вундеркинд" |
5. Материально-техническое обеспечение
1. Групповое помещение
2. Рабочие модули (тумбы) 4 шт.
3. Съемный напольный подиум 1 шт.
4. Базовый набор "Робо Вундеркинд" 9 шт.
5. Ресурсный набор "Робо Вундеркинд" 2 шт.
6. Дополнительная общеразвивающая программа "Робо Вундеркинд"
7. Набор карточек с алгоритмами действий
6. Список литературы
1. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб., 2002.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. - М., 1982
3. Волосовец Т. В., Маркова В. А. Stem-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2 изд. - М., 2019
4. Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. Образовательный модуль "Робототехника" - М., 2018.
Приложение 1
Паспорт Программы
Наименование Программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Робо Вундеркинд" |
Актуальность программы | Из обращения Президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных». Данные слова актуализируют данную программу. |
Категория обучающихся | Дети старшего дошкольного возраста (5-7) лет. |
Направленность | Техническая |
Вид программы | Авторская |
Цель программы | Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество. |
Задачи | 1. Развивать у детей логическое и алгоритмическое мышление; 2. Формировать базу для дальнейшего обучения в области программирования; 3. Развивать у детей способности к конструированию и моделированию, к абстрагированию и нахождению закономерностей; 4. Развивать умение быстро решать практические задачи; 5. Познакомить детей с понятием алгоритм; 6. Учить детей планировать, детально продумывать и моделировать тот или иной процесс (объект) в учебных и практических целях; 7. Обогащать словарный запас детей. |
Ожидаемы результаты реализации Программ | В результате усвоения Программы ребенок: 1. Способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. 2. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, создании собственных образцов, творческих фантазиях и пр., осваивает робототехническое конструирование. 3. Получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. 4. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. 5. Моделирует собственных роботов. 6. Через организацию движения роботов, ребенок знакомиться с основами механики и базовыми электронными компонентами. |
Составитель Программы | Маджара Юлия Сергеевна, старший воспитатель |
Заказчик Программы |
|
Срок реализации Программы | 1 год |
Краткое содержание Программы | В процессе реализации Программы дети знакомятся с новыми понятиями, знакомятся с основами механики и базовыми электронными компонентами, практикуют освоение "алгоритмизации", моделируют собственных роботов. |
Координация и контроль реализации Программы | Контроль осуществляется администрацией МДОУ детский сад д. Дюдьково и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. Формы представления результатов:
|