Методическая копилка

Корчагина Марина Владимировна

Методические материалы к учебной и воспитательной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА «ЧТО ЛЮБИТ ЁЛКА?»

Ведущий даёт ответы на вопрос «Что любит ёлка?», а дети в знак подтверждения говорят «да» и в знак несогласия - «нет».

Что любит ёлка?
- Колкие иголки...
- Пряники, конфеты..
- Стулья, табуреты...
- Мишуру, гирлянды..
- Игры, маскарады...
- Скуку от безделья...
- Детвору, веселье...
- Ландыши и розы...
- Дедушку Мороза...
- Звонкий смех и шутки...
- Сапоги и куртки...
- Шишки и орешки...
- Шахматные пешки...
- Серпантин, фонарики...
- Огоньки и шарики...
- Конфетти, хлопушки...
- Битые игрушки...
- Огурцы на грядке...
- Вафли, шоколадки...
- Чудеса под Новый год...
- С песней дружный хоровод...

ИГРА «ЁЛОЧНЫЕ КРИЧАЛКИ»

Ведущий говорит четверостишья, а дети хором выкрикивают слова каждой заключительной строчки.

Хороша в своём наряде, Детвора всегда ей рада, На ветвях её иголки, В хоровод зовёт всех... (Ёлка)
Есть на ёлке новогодней В колпаке смешливый клоун, Серебристые рожки И с картинками... (Флажки)
Бусы, звёздочки цветные, Чудо-маски расписные, Белки, петушки и хрюшки, Очень звонкие... (Хлопушки)
С ёлки подмигнёт мартышка, Улыбнётся бурый мишка; Заинька висит из ватки, Леденцы и... (Шоколадки)
Старичок-боровичок, Рядом с ним снеговичок, Рыжий котенька-пушишка И большая сверху... (Шишка)
Нету красочней наряда: Разноцветная гирлянда, Позолото мишуры И блестящие... (Шары)
Яркий из фольги фонарик, Колокольчик и кораблик, Паровозик и машинка, Белоснежная... (Снежинка)
Ёлка все сюрпризы знает И веселья всем желает; Для счастливой детворы Загораются... (Огни)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА

(на мотив песни «Добрый жук» из фильма-сказки «Золушка»)

1.Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Хлопайте ладошками, Не жалея рук! Прыгайте, как зайчики - Прыг да скок, прыг да скок! А теперь потопайте, Не жалея своих ног!
2.3а руки возьмёмся мы Поскорей, веселей И поднимем руки вверх, Прыгнем выше всех! Руки мы опустим вниз, Топнем правой ногой, Топнем левой мы ногой И покрутим головой!

ИГРА «СНЕЖИНКИ»

К горизонтально подвешенной длинной мишуре прикреплены бумажные снежинки. Под весёлую музыку игроки с завязанными глазами снимают с мишуры снежинки. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее их количество.

ИГРА «ШАЛУНИШКИ»

Все дети располагаются по залу по 4 человека в кружок. Звучит весёлая музыка, игроки танцуют. Как только музыка стихнет, ведущий объявляет: «Пыхтелки!» (дети пыхтят) Затем снова звучит весёлая музыка, игроки танцуют. По окончанию музыки ведущий объявляет: «Пищалки!» (дети пищат) Таким образом, игра продолжается дальше с разными шалостями: «Кричалки!» (дети кричат); «Визжалки!» (дети визжат); «Смешинки!» (дети смеются) и опять сначала. Порядок объявления шалостей периодически меняется

ЭСТАФЕТА «РЫБКА»

Дети образуют 2 команды. Капитаны команд получают по небольшой удочке с крючком. На определённом расстоянии от команд лежит большой синий обруч, олицетворяющий пруд, в котором находятся игрушечные рыбки среднего размера с петлёй у рта по количеству участников обеих команд. Под весёлую музыку капитаны следуют к обручу, подцепляют удочкой на крючок по рыбке и кладут их в вёдра своих команд, стоящие по обе стороны от обруча. Затем капитаны возвращаются к команде и передают удочку очередному участнику. Побеждает команда, первая закончившая рыбалку.

ИГРА «КАПУСТА»

Дети образуют 2 команды. Всем игрокам надевают заячьи ушки. На определённом расстоянии от команд ведущий ставит по бутафорскому кочану капусты. Звучит весёлая музыка, первые игроки, прыгая, как зайчики, добираются до кочана, снимают один лист и, также прыгая, возвращаются обратно. В игру вступают вторые игроки и т.д. Самые шустрые зайчата поднимают вверх свои капустные листы, возвещая тем самым о победе команды

ИГРА «МОЛОДЕЦ, МОЛОТОК, МОЛОЧКО»

Дети образуют круг. В середине круга находится ведущий. Он вперемешку (не по порядку) называет слова «молодец», «молоток», «молочко», после которых игроки выполняют следующие движения: - «молодец» - подпрыгивают на месте 1 раз; - «молоток» - хлопают в ладоши 1 раз; - «молочко» - говорят «мяу». Ведущий растягивает первые слоги слов, чтобы запутать участников игры («мо-ло-о-дец»). Игра от медленного темпа принимает убыстрённый характер. Невнимательные остаются на своих игровых местах, а выполняющие движения в соответствии со словами без ошибки делают шаг вперёд. Таким образом, в победителях оказываются участники игры, быстрее остальных добравшиеся до ведущего

КОНКУРС «САМОКАТ»

Дети образуют 2 команды, капитаны которых получают по детскому самокату. Перед командами на определённом расстоянии друг от друга расставлены маленькие искусственные ёлочки. Под весёлую музыку капитаны объезжают ёлочки и, таким же образом, возвращаются к своей команде, передавая самокат очередному участнику. Побеждает команда, сумевшая не наехать на ёлочки

ИГРА «ТИГР»

Игроки образуют 2 команды, на определённом расстоянии от которых стоит по конусообразной фигурке тигра высотой 80 см, сделанной из картона и выкрашенной в оранжевый цвет. К шее тигра привязана длинная верёвочка с прикреплённым на конце чёрным маркером. Под весёлую музыку участники игры в порядке очерёдности бегут к тигру и маркером рисуют по одной полоске, затем возвращаются к своей команде. Выигрывает наиболее проворная команда

ИГРА «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Дети образуют 2 команды и становятся в шеренги. Доктор Айболит хочет узнать - не поднялась ли у кого температура во время новогоднего праздника и ставит под мышки первым участникам обеих команд по большому картонному градуснику. Звучит весёлая музыка. Вторые игроки берут градусник у первых игроков и ставят себе, затем у них забирают градусник третьи игроки и так далее до последних игроков. Теперь, таким же образом, градусник перемещается от последних игроков к первым. Выигрывает команда, первый игрок которой за короткий промежуток времени возвратил градусник доктору Айболиту.



Предварительный просмотр:

Праздник "Русская народная песня - душа народа"

   Цель:

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам, песням.

Задачи :

- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.

- пробудить чувства любви к Родине.

- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.

- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.

- формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.

- создание благоприятного психологического климата в  классе, сплочение детского коллектива.

В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и играми.

  •  Развитие творческих способностей учащихся.
  • .Формирование художественно-эстетического вкуса

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Приобщение к истокам русской народной культуры». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Праздник "Русская   песня - душа народа"

Вед.-1

Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по  русским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

ВЕД,-2

Мы  спешим  сказать вам - здравствуйте!

 Чтоб пожелать здоровья доброго.

 Мы  спешим  сказать вам - благости!

 Чтоб пожелать вам счастья нового.

 .Вед.-1

А вы,  ребята

Не стойте у дверей

Заходите в класс скорей

Песни русские народные

Мы будем вспоминать

А гости дорогие нам будут помогать.

Вход под русскую народную песню

   Вед.-1

--Любое веселье не обходилось на Руси без песни - без русской народной песни.

У нас сегодня в гостях – русская   песня.

  •  .Ведущая-2
  • Славилась песней земля  Владимирская, всюду и всегда пели её люди — на работе, в поле, на свадьбах, посиделках.
  •  Старинные песни передавались из уст в уста. Много русских народных песен знали и пели наши прабабушки
  • . Любят петь наши бабушки и дедушки. И лишь несколько старых песен осталось в памяти родителей.
  •  Современное поколение почти не знает русской народной песни. А ведь она — наша история, наше богатство, наша гордость.
  •  

Исполнение песни « Вижу чудное приволье   »  

 А сейчас отгадайте загадку  о старинной профессии :

 «Я и плавлю металл, я и кую его, я и заливаю форму, штампую, гну, скручиваю, чеканю»(кузнец).  

Чтение стих. в ролях

- Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

- Отчего не подковать

Вот гвоздь,

Вот подкова.

Раз, два

И готово!

Исполнение русской народной песни  «Во кузнице»

Наши прадедушки и прабабушки любили ходить в лес за ягодами и об этом сложена известная песня.......

-«По малину в сад пойдем!

 Ведущая  -1.  Вы, наверное, слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне ставшей популярной, известной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забываются, но есть такие песни, которые не подвластны изменчивой моде. Их пели наши предки, и будут петь потомки, эти песни русские народные. Они находят отклик в душах людей, так как выражают их чувства и мысли. Среди русских народных песен много песен о деревьях.  

Ведущая -2     Люди сложили о них очень нежные и напевные песни. В старину девушки играли около берез, рябин  водили хороводы, пели песни, надевали красивые сарафаны.

Попурри  «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», « Под окном черемуха колышется»

Ведущая-1

   Без чего человек не может жить? Без чего он вянет, как аленький цветочек без тепла ласкового солнышка? Конечно, без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество лирических песен.

  В них – о счастливой любви, где добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкой, рядом и глядят – не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются .

 Ведущая.-2

 Русский народ гордится своими песнями.

 .   Как затянет, как зальется                   

     Песней русскою народ.

     И откуда, что берется?

      Прямо к сердцу так и льнет!

Исполнение песни   «Тимоша»  

Игра «Угадай русскую народную песню»

ВЕД

- Где песня льется,

Там легче живется!

ВЕД.-2

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз народ еще поет –

Знать, не все потеряно.

В- В народе говорят : «Слово – серебро, молчание – золото». Молчать мы и дома можем.  А кто может  нас словом потешить?

 Вед.-1Скромные посиделки всегда превращались  в настоящий праздник при исполнении русских народных песен

    Вед.-2.  Много чего можно увидеть на русских праздниках, но всегда, и везде народные праздники сопровождала русская песня, которая согревала, печалила, веселила русских людей.

Исполнение песни  – «Ах  вы сени,  мои сени»

ВЕД. А сейчас перед вами выступит наш оркестр

    А ну, веселей заиграй - ка    от гор до студеных морей

    Играй балалайка, звени балалайка    Певунья России моей.

      Балалаечка, играй     Переборы выбирай

     Что на сердце дорого     Звонко выговаривай

. Наши ложки знает целый мир   Наши ложки нынче лучший сувенир

   Наши ложки нынче русский сувенир   Украшенье множества квартир

. Был обычай на Руси моей   сколько ложек, столько дочерей.

    Сколько ложек, столько сыновей,

    Был обычай на Руси моей.

А концерты наших ложкарей

    вызывают радость, радость у друзей.

    Золотые трели ложкарей.

Игра на музыкальных инструментах.

Вед.-1

 Мудрый русский  народ сочинил   множество  песен — самых разных: веселых и грустных,   для самых маленьких и для тех, кто постарше. Песня «Ах, утушка моя луговая ».Эта песня интересна в любом возрасте.

 Песня- «Утушка луговая»

 Вед.-2

Песню ,которую мы сейчас исполним, пели в детстве наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, наши мамы и папы.

Песня «Жили у бабуси два веселых гуся»

Вед.-1

 Россия, Россия - края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут.Они прославляют просторы родные,

           Раздольные русские песни поют.

Вед.-2

 Русская песня – это живое творчество русского народа и,  покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

Вед.-1Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Вед-2

Жизнь такая – не иная.

Не заморская, чужая,

Это наша сторона!

Все, что было, вспоминая.

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна! 

Исполнение песни   «Живи , наша Русь»

Праздник наш уже кончаем.  – 

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать

Не болейте,

Не старейте.

Не сердитесь никогда

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда

Выход под русскую народную песню.