Внеурочная деятельность
рабочие программы и КТП по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_uvlecheniem.doc | 358 КБ |
ktp1_klass_ya-issledovatel.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г. Крымска
Муниципального образования Крымский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
кружок «Чтение с увлечением»
(указать учебный предмет, курс)
Класс 1 - Б
Учитель Скирта Татьяна Анатольевна
Количество часов: всего 30 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы Скирта Т.А., утвержденной педагогическим советом от 27. 08. 2016 года, протокол №1
Пояснительная записка
Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Вдумчивое чтение», автор Е.В.Посашкова.
Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение курса «Чтение с увлечением» поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Общая характеристика курса
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
Тип программы: тематическая, реализующая художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников.
Задачи:
- совершенствование навыка чтения обучающихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Практическая значимость курса заключается в умении:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Курс «Чтение с увлечением» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет. Чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
Режим занятий обусловлен нормативно- правовой общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.
Описание места курса
Программа курса «Чтение с увлечением» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы занятий курса «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Чтение с увлечением»
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
– определять автора книги и ее название;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;
- определять возможное содержание книги по её иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг.
2 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к чтению художественной литературы;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
– эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;
– понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
– основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;
– эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– любви к родному дому, малой Родине;
– представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– определять содержание книги по иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении;
– осознавать роль названия произведения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– воспринимать мнение собеседников;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- находить произведения определённой тематики;
- сравнивать иллюстрации и содержание произведений;
- иметь представления о справочной, периодической литературе;
- осуществлять поиск тематических журналов;
- кратко и подробно пересказывать.
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию художественных произведений;
- эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
- интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
- умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
- первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила работы с текстом;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с дополнительной литературой во внеурочное время;
- адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
- самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
- использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
- уважать мнение собеседников.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
4 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению;
- интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, инсценировка);
- осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;
– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;
– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;
– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач,
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;
– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах;
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
– выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
– писать отзыв и аннотации о прочитанной книге; вести читательский дневник;
– составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники;
– пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Содержание курса
1 класс
В программу 1 класса включены русские народные сказки, авторские сказки К.И. Чуковского, В.Сутеева, С.Прокофьевой, авторские сказки зарубежных писателей Г.Х. Андерсена, Ш. Перро.
Детский фольклор представлен потешками, считалками, загадками. Первоклассники знакомятся с творчеством отечественных поэтов А.Л.Барто, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.Стожковой, Г.Остера, В. Степанова, В.Берестова, Э.Успенского.
Знакомство с рассказами представлено по двум темам. Это рассказы о детях Л.Н.Толстого и рассказы о природе М.Пришвина, Е.Чарушина, В. Бианки, А.Тамбиева.
В завершении курса обучающиеся знакомятся с детскими журналами ««Весёлые картинки», « Дисней», «Вини и его друзья», «Свирелька», «Тошка и компания».
2 класс
Во втором классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (рассказы о «зверятах» Е. И. Чарушина, веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», В. Ю. Драгунского из сборника «Денискины рассказы», рассказы о красоте природы, сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», игровые стихотворения, стихотворения о животных Б.В. Заходера). В круг чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; семейная сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой. Школьники также знакомятся с одной их самых известных современных детских энциклопедий – «Почемучкой» Г. Юрмина, А. Дитриха, Р. Кошурникова.
3 класс
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу 3 класса включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел «Все мы родом из детства...» (4ч.) включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».
Второй раздел «Думают ли звери?» (4ч) посвящен литературе о природе и животных. Сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» (6ч.) знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные» (6ч.), представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского.
Произведения, включенные в пятый раздел «Преданья старины глубокой» (3ч.), знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей».
Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо» (11ч.), состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы», «Сказка о потерянном времени» Е.Шварца., сказки-несказки В.Бианки.
4 класс
В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность.
В первый раздел программы «Все мы родом из детства» (10 ч.) включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».
Раздел «Моя малая Родина» (6 ч.) знакомит учащихся с историей и богатствами Урала, а также с произведениями классиков «уральской» литературы Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова.
В третьем разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений» (11ч.), представлены увлекательные сказочные повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия» (7 ч.) , состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких, как: «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Э. Гофмана, повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Д.Р. Толкиена. В заключении четвероклассники знакомятся со знаменитой сказкой уральского писателя В.П. Крапивина «Дети синего фламинго».
Тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Основные знания | Виды деятельности |
День первого посещения. Вводное занятие | Название залов библиотеки. Правила поведения в библиотеке | Беседа. Презентация детских книг | |
Как живёшь Книжкин дом? | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. | Просмотр мультфильма «Гришины книжки». Беседа о бережном отношении к книгам. Практикум | |
Сказки дедушки Корнея. К.И. Чуковский | Умение задавать и отвечать на вопросы по содержанию | Выразительное чтение, слушание. Рассматривание иллюстраций | |
Сказки дедушки Корнея. К.И. Чуковский | Умение соотносить иллюстрацию с текстом | Чтение отрывков наизусть, иллюстрирование | |
Стихи – друзья хорошие. А.Л.Барто | Умение слушать, выразительно читать стихотворения | Выставка книг. Выразительное чтение. Слушание | |
Стихи – друзья хорошие. А.Л.Барто | Уметь определять название стихотворения по соответствующей иллюстрации. Уметь выразительно читать наизусть | Определение названия стихотворений по иллюстрациям книги. Чтение стихотворений наизусть | |
Про всё на свете. С.Я.Маршак | Уметь выразительно читать. Соотносить отрывки из произведения с алфавитом | Беседа. Дидактические игры на закрепление знаний алфавита | |
Дядя Стёпа всем знаком. С.В. Михалков | Уметь отвечать на вопросы. Учиться задавать вопросы по прочитанному. Умение слушать собеседника | Характеристика главного героя. Комбинированное чтение. Просмотр мультфильма | |
Стихи про зверят. Н.Стожкова | Умение соотносить иллюстрацию и текст | Беседа. Дидактические игры на закрепление знаний алфавита | |
Фольклор – детям. Потешки, считалки | Что такое устное народное творчество | Беседа. Чтение потешек. Конкурс на лучшую считалку | |
Фольклор – детям. Загадки | Как создаются загадки. Загадки в прозе и стихах | Конкурс загадок. Групповая творческая работа по составлению загадок | |
Русские народные сказки | Особенности русской народной сказки | Краткий пересказ сказки. Инсценирование | |
Русские народные сказки | Особенности русской народной сказки | Чтение по ролям, инсценирование, характеристика героев сказки | |
Сказки и картинки В.Сутеев | Умение слушать, задавать вопросы, кратко пересказывать, инсценировать прочитанное | Просмотр отрывков мультфильма Обсуждение образов-персонажей. Краткий пересказ. Инсценирование | |
Машины сказки. С.М. Прокофьева | Умение читать по ролям. Давать характеристику героям сказки, оценивать поведение героя по его поступкам | Чтение по ролям. Инсценирование. Обсуждение главных героев. | |
Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен | Уметь кратко пересказывать. Соотносить автора и сказку | Краткий пересказ сказки. Выставка книг. Словесное рисование. Викторина | |
Сказки зарубежных писателей Ш. Перо | Уметь кратко пересказывать. Соотносить автора и сказку | Краткий пересказ сказки. Выставка книг. Словесное рисование. Викторина | |
Большие и маленькие. Е.И.Чарушин | Знания о животных, их образе жизни и повадках. | Выставка книг писателя. Рассматривание иллюстраций. Сравнение сказки и рассказа. Комбинированное чтение | |
Великие открытия. Г.Остер | Умение выразительно читать. Характеризовать героя. Делать выводы. | Чтение и анализ стихотворений | |
Весёлая компания. В.Степанов | Умение выразительно читать наизусть | Чтение наизусть. Иллюстрирование выбранного стихотворения | |
Читалочка по стихотворениям В.Берестова | Умение выразительно читать наизусть | Конкурс чтецов. Иллюстрирование выбранного стихотворения | |
Рассказы о детях Л.Толстой | Умение пересказывать. Давать характеристику герою по его поступкам | Выставка книг. Выразительное чтение. Краткий пересказ. Характеристика героев | |
Рассказы о детях Л.Толстой | Умение пересказывать. Давать характеристику герою по его поступкам | Выставка книг. Выразительное чтение. Краткий пересказ. Характеристика героев | |
Этажи леса. М.М. Пришвин | Знания об обитателях леса, их образе жизни и повадках. Умение задавать и отвечать на вопросы | Выставка книг. Краткий пересказ отрывков. Выборочное чтение. Викторина | |
Моя первая зоология Е.И.Чарушин | Знания о животных, их образе жизни и повадках. Умение строить монологические высказывания | Выставка книг. Определение содержания книги по иллюстрациям и названию. Комбинированное чтение. Викторина | |
Кто где живёт? А.Тамбиев | Умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Умение соотносить текст с иллюстрацией. | Знакомство с многообразием животного и растительного мира. Выборочное чтение. Викторина | |
Кто где живёт? А.Тамбиев | Умение сравнивать, обобщать, делать выводы | Знакомство с многообразием животного и растительного мира. Выборочное чтение. Викторина | |
Кто чем поёт? В.Бианки | Знания о животных, их образе жизни и повадках. Умение отвечать на вопросы. Строить монологические высказывания | Выставка книг. Определение примерного содержания по названию и иллюстрациям книги. Выборочное чтение. Викторина | |
Разноцветная семейка. Э. Успенский | Уметь читать по ролям. Отвечать и задавать вопросы. Характеризовать героя. | Просмотр мультфильма. Чтение по ролям. Иллюстрирование отрывка | |
Страна Журналия «Весёлые картинки», « Дисней» | Знать детскую периодику. Ориентироваться в содержании журнала. Умение рассказать о полученной информации из журнала | Знакомство с журналами. Выставка журналов. Краткий пересказ полученной информации. Разгадывание кроссвордов. Работа по содержанию | |
Страна Журналия «Вини и его друзья», «Свирелька» | Знать детскую периодику. Ориентироваться в содержании журнала. Умение рассказать о полученной информации из журнала | Знакомство с журналами. Выставка журналов. Краткий пересказ полученной информации. Работа по содержанию | |
Страна Журналия «Тошка и компания» | Знать детскую периодику. Ориентироваться в содержании журнала. Умение рассказать о полученной информации из журнала | Знакомство с журналами. Выставка журналов. Краткий пересказ полученной информации. Работа по содержанию | |
Итоговое занятие – Как хорошо уметь читать! | Викторина по прочитанным книгам. Инсценирование. Чтение наизусть. Краткий пересказ |
2 класс
№ урока | Тема занятия | Основные знания | Виды деятельности |
1 | Страна Вообразилия – стихи Б. В. Заходера | Выразительно читать стихотворения наизусть. | Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра. |
2 | Кто ходит в гости по утрам – сказки Б. В. Заходера | Выразительно читать стихотворения наизусть. | Выставка книг. Игровые |
3 | Король сказок Г.Х.Андерсен | Давать характеристику главному герою. | Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе. |
4 | Сказки из Германии – сказки братьев Гримм | Уметь пересказывать прочитанное, выразительно читать, инсценировать. | Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!» |
5 | Волшебные сказки Ш.Перро | Составлять вопросы к викторине. | Выставка книг. Викторина «Знаешь ли ты?» |
6 | Приключения в цветочном городе – сказки Н.Носова | Слушание и выразительное чтение. | Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания. |
7 | Аленушкины сказки. Д.Н.Мамин – Сибиряк | Характеризовать книгу, определять тему. Выразительно пересказывать прочитанное. | Выставка книг. Чтение и пересказ. |
8 | Приключения кузнечика Кузи – М. Пляцковский | Выразительно читать, инсценировать. | Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Работа над выразительным чтением. |
9 | Страна фантазеров – рассказы Н.Носова | Выразительное чтение, инсценирование. | Выставка книг. Игровые |
10 | Рассказы В. Ю. Драгунского. | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. Инсценирование. | Выставка книг, рассказ о писательнице. Антиципация. Слушание и самостоятельное чтение. Беседа. Игровые и творческие задания. |
11 | Рассказы о животных – Б.С.Житков | Научится рассказывать о собственном опыте общения с природой. Научится выразительно читать произведение. | Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. |
12 | Сказочная поэзия С.Г. Козлова | Учиться сравнивать, обсуждать, читать по ролям. | Путешествие в сказочный лес С. Козлова. Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Беседа о творчестве писателя, проблемные вопросы. Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание. |
13 | Сказочник леса – Н.И.Сладков | Выразительно пересказывать прочитанное, инсенировать. | Путешествие в сказочный лес Н. И. Сладкова. Чтение и инсценирование. |
14 | Бежал ежик по дорожке – рассказы Н.И. Сладкова | Слушание, выразительное чтение, словесное рисование. | Выставка книг. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование. |
15 | Веселые истории из Простоквашино – сказки Э.Н.Успенского | Характеризовать книгу, героев, инсценировать. | Викторина «Кто эти герои?», выставка рисунков, инсценирование. |
16 | Сказки – несказки В.В. Бианки | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. | Выставка книг. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование. |
17 | На все цвета радуги – рассказы и сказки Е. Пермяка. | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. | Выставка книг. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. |
18 | Почемучкины книжки | Уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении, составлять вопросы для викторины. | Выставка энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа. |
19 | Почемучкины книжки | Уметь работать в группе. | Соревнования в парах, групповая работа – игра «Что ? Где? Когда?» |
20 | Жили – были еж, белка – книги И. Акимушкина. | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. | Выставка книг. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование. |
21 | Дресированные животные – Л. Дуров «Мои звери». | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. Пересказывать прочитанное. | Выставка книг. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. |
22 | М. Пришвин о птицах. | Слушать, выразительно читать, анализировать произведение. Публичная защита проекта. | Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих проектов. Создание устных и изобразительных иллюстраций. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. |
23 | Собаки – мои друзья – по книгам М. Пришвина. | Чтение, слушание. Анализ произведения. | Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих проектов. Создание устных и изобразительных иллюстраций. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. |
24 | Н. Артюхова о детях. | Инсценирование. | Работа над образами персонажей. Чтение по ролям, инсценирование. |
25 | Веселые рассказы | Слушание, выразительное чтение. | Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания. |
26 | Мифы древней Греции. | Чтение, слушание. | Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг. |
27 | Мифы древней Греции. | Умение пересказывать. | Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение и пересказ. Литературная викторина. |
28 | Полюбуйся, весна наступает. Стихи о весне. | Выразительное чтение стихов наизусть. | Конкурс стихов о весне. |
29 | Моя первая зоология по книгам Е. Чарушина. | Научится пользоваться библиотечным фондом; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге. | Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование. |
30 | Рассказы о красоте природы | Публичное выступление, защита проекта. | Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих проектов. Создание устных и изобразительных иллюстраций. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. |
31 | Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» | Уметь пересказывать. | «Экспедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. |
32 | Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» | Чтение по ролям, инсценирование. | Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование. |
33 | Хоровод журналов. | Уметь представлять журнал. Знать основные особенности журналов. | Выставка детских журналов. Принципы работы с журналами. Соревнования в парах, групповая работа. |
34 | Давайте знакомые книги откроем! | Уметь составлять вопросы к викторине. Инсценирование. | Литературная викторина, инсценирование. |
3 класс
№ урока | № урока | Тема занятия | Основные знания | Виды деятельности |
Раздел 1. «Все мы родом из детства» (4 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги. | |
2 | Странички дневника нашего детства. И.М. Пивоварова «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса» | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения | Выставка книг. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини. | |
3 | Наши самые близкие люди. С.Г. Георгиев «Ошейник», «Дедушка» | Давать характеристику главному герою. Уметь закончить рассказ | Беседа, характеристика главного героя. Творческое задание «Закончи рассказ». Выставка книг писателя. | |
4 | Что такое счастье? А.Г. Алексин «Самый счастливый день». | Уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении | Выставка книг писателя. | |
Раздел 2.«Думают ли звери» (4 ч.) | ||||
1 | Думают ли звери? A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный Стихи | Научится рассказывать о собственном опыте общения с природой. Научится выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно | Выставка книг о животных. | |
2 | Мы хозяева нашей земли. B.П. Астафьев «Белогрудка». | Уметь сравнивать персонажи, задавать проблемные вопросы при обсуждении, кратко пересказывать | Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы. | |
3 | Друзья моего детства. Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» | Уметь составлять аннотацию прочитанного произведения. Выразительно пересказывать прочитанное | Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка». | |
4 | Наши соседи по планете. Ю.Д. Дмитриев «Соседи по планете». Энциклопедия. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. | Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. | |
Раздел 3. « Вверх ногами» (6 ч.) | ||||
1 | Все наоборот. Тим Собакин Стихи. Савва Букин. «Буква «Е». | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. | |
2 | Веселые игры со словами. Н. Матвеева, | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. | |
3 | Веселые игры со словами. О. Григорьев, | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. | |
4 | Кто такие «пуськи бятые»? Л. Петрушевская «Пуськи бятые» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания. | |
5 | Хохотальная путаница. Ю.П. Мориц Стихи | Выразительно читать стихотворения наизусть. Составлять рассказ по иллюстрации | Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций. | |
6 | Странные сказки о вещах. М. Мацоурек «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки | Знать выразительные средства языка | Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания | |
Раздел 4. « Школьные годы чудесные…» (6 ч.) | ||||
1 | Трудно ли учиться в школе? Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр. | Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. | |
2 | Трудно ли учиться в школе? Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова» | Уметь инсценировать фрагмент повести | Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести. | |
3 | Школьные рыцари. В.К. Железников. «История с азбукой» | Характеризовать главного героя. Составлять план рассказа | Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь». | |
4 | Учитель-волшебник. О. Пройслер. | Пересказывать кратко и подробно. Описывать героя по плану | Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последовательность событий». Работа над образом героини по плану. | |
5 | Поиграем в школу. Э.Н. Успенский. «Меховой интернат» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | Викторина по произведениям Успенского. Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. | |
6 | Поиграем в школу. Э.Н. Успенский. «Меховой интернат» | Знать отличительные особенности сказки | Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки. | |
Раздел 5. « Преданья старины глубокой» (3 ч.) | ||||
1 | Откуда мы родом? Мы – славяне. А.О. Ишимова. «История России | Иметь представления об исторических событиях, получать информацию из энциклопедии | Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. | |
2 | Кто наши предки? Великие русские князья. «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Словарная работа. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | |
3 | Героические страницы нашей истории. «Сказание о Мамаевом побоище» | Научится объяснять причины поступков героев; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения. | Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. | |
Раздел 6. « Обыкновенное чудо» (11 ч.) | ||||
1 | Сказки для добрых сердец Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима» | Научится пользоваться библиотечным фондом; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения. | Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа. | |
2 | О чудесах дружбы. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше» | Составлять рассказ по предложенному плану | Просмотр м/фильма. Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». | |
3 | О чудесах дружбы. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше» | Составлять рассказ по предложенному плану | Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». | |
4 | О чудесах дружбы. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше» | Составлять рассказ по предложенному плану | Составление рассказа о герое по предложенному плану. | |
5 | Детская фантастика. Кир Булычев. «Путешествие Алисы» | Знать фантастические особенности произведения | Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр м/фильма. Выставка книг. | |
6 | Детская фантастика. Кир Булычев. «Путешествие Алисы» | Уметь подробно и кратко пересказывать прочитанное. Давать характеристику герою | Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. | |
7 | Детская фантастика. Кир Булычев. «Путешествие Алисы» | Составлять рассказ по предложенному плану | Характеристика главных героев | |
8 | Делу – время, а потехе час. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Различать тему и идею произведения | Игровые и занимательные задания. Обсуждение главной идеи сказки. | |
9 | Делу – время, а потехе час. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Различать тему и идею произведения | Игровые и занимательные задания. Обсуждение главной идеи сказки. | |
10 | Сказки-несказки В.Бианки о природе «Тайна ночного леса» | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | Выставка книг. Конкурс рисунков о природе по произведениям автора. Краткий пересказ | |
11 | Заключительное занятие | Составлять рассказ по предложенному плану | Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?» Итоговая читательская конференция |
4 класс
№ урока | № урока | Тема занятия | Основные знания | Виды деятельности |
Раздел 1. «Все мы родом из детства» (10 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | Повторение заповедей читателя и основных элементов книги. Заполнение читательской анкеты. | |
2 | Подвиги моего детства. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Глава «Старый колодезь» | Иметь представления о творчестве писателя, его биографии. Знать названия книг, представленных на выставке | Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». | |
3 | Подвиги моего детства. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Глава «Старый колодезь» | Уметь работать над текстом с карандашом. Определять характер героя, составлять характеристику образа главного героя | Самостоятельная работа над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. | |
4 | Мечты моего детства. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Иметь представления о творчестве писателя, его биографии. Уметь кратко пересказывать, характеризовать главных героев сказки | Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Литературный диктант для знатоков сказки. Работа над главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. | |
5 | Мечты моего детства. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Уметь вести диалог при обсуждении проблемного вопроса. Уметь выразительно читать по ролям. Уметь сравнивать и обобщать | Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем. Обобщающее задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей? | |
6 | Приключения моего детства. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Иметь представление о творчестве американского писателя. Уметь определять героя произведения по портретным характеристикам | Сообщения учащихся об американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями. . Литературная викторина «Узнайте героев по портретным характеристикам». | |
7 | Приключения моего детства. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Уметь выразительно читать по ролям, кратко пересказывать, инсценировать | Литературная игра «Внимательный читатель». Просмотр фрагментов одноименного фильма С. Говорухина (1981г.). Выразительное чтение по ролям | |
8 | Приключения моего детства. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Уметь проиллюстрировать заданный отрывок литературного произведения. Уметь задавать вопросы по содержанию повести и отвечать на вопросы | Литературный диктант для знатоков повести. Творческое иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?» | |
9 | Сказки моего детства. Д. Барри. «Питер Пэн» | Иметь представления об истории создания книги, биографии автора. Уметь соотносить героя по его характеру, внешнему виду, поступкам | Выставка разных изданий сказки Д. Барри. Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов фильма «Волшебная страна» (2004 г.), снятого по материалам жизни Д. Барри. Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». | |
10 | Сказки моего детства. Д. Барри. «Питер Пэн» | Умение соотносить фрагмент фильма и отрывок из художественного произведения. Выполнять сопоставительный анализ главных героев сказки | Просмотр фрагментов фильма «Капитан Крюк» (режиссер С.Спилберг, 1991г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри. Сопоставительный анализ главных героев сказки. | |
Раздел 2. «Моя малая Родина» (6 ч.) | ||||
1 | Мой Урал. Л. Татьяничева «Урал» | Иметь представления об Урале, как части России. Уметь выразительно читать стихотворение, соотносить текст и иллюстрации | Устные сообщения детей об Урале. Выразительное чтение стихотворения. Создание иллюстраций к стихотворению | |
2 | Мифы, легенды, предания об Урале. О. Коряков «Чудесная кладовая» | Знать некоторые мифы, легенды, предания об Урале. Уметь кратко пересказывать, составлять план рассказа. Доказывать свою точку зрения, подтверждая выборочным чтением. | Знакомство с мифами и легендами об Урале. Составление плана рассказа. Краткий пересказ, выборочное чтение | |
3 | Суровая природа Урала. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», | Иметь представление о творчестве и биографии писателя. Знать названия некоторых произведений автора и главных героев | Знакомство с биографией и творчеством писателя. Выставка детских рассказов и сказок Мамина-Сибиряка. Литературная игра «В каком рассказе живут герои Мамина-Сибиряка?». | |
4 | Суровая природа Урала. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Богач и Ерёмка» | Знать название произведений автора. Уметь кратко пересказывать, обобщать, давать характеристику главным героям произведения | Литературная викторина по рассказам писателя. Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев рассказов Мамина-Сибиряка. | |
5 | Уральские мастера. П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы | Знать особенности жанра сказа. Знать краткое содержание сказов «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка».Уметь давать характеристику образа Хозяйки Медной горы | Литературная игра «Хорошо ли ты знаешь сказы Бажова?». Работа над особенностями жанра сказа. Характеристика Хозяйки Медной горы. | |
6 | Уральские мастера. П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы | Знать, где происходит действие в сказах. Умение составлять характеристику главных героев сказов Бажова | Выставка детских рисунков. Игровое задание: «Где происходит действие в сказах?». Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев сказов Бажова. | |
Раздел 3. «Мир удивительных путешествий и приключений» (11 ч.) | ||||
1 | Сказочное путешествие по Швеции. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». | Иметь представление об истории создания повести. Уметь составлять литературный отзыв о прочитанной сказке | Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о сказке. Рассказ учителя об истории создания повести. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода | |
2 | Сказочное путешествие по Швеции. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». | Уметь кратко пересказывать понравившийся эпизод. Уметь давать характеристику главному герою по его внешнему виду, характеру, поступкам. Уметь соотносить содержание мультфильма с содержанием повести | Просмотр фрагментов мультфильма «Заколдованный мальчик». Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. | |
3 | Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» | Умение задавать и отвечать на вопросы. Умение пересказывать понравившиеся отрывки | Занятие-путешествие в страну биологических знаний. Выставка книг. | |
4 | Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» | Умение соотносить эпизоды фильма с содержанием прочитанного. Умение выразительно читать, кратко пересказывать. Давать характеристику главным героям. | Просмотр эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами главных героев сказки. | |
5 | Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» | Уметь защищать творческие работы, принимать участие в обсуждении и оценивании работ по заданным критериям | Защита творческих работ. | |
6 | Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» | Иметь представления об истории создания романа. Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения | Просмотр фрагментов фильма «Робинзон Крузо» (1996 г). Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Знакомство с биографией писателя. Обмен читательскими впечатлениями. | |
7 | Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» | Умение вести диалог, высказывать свою точку зрения. Кратко пересказывать важные события в жизни героя | Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на острове». Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. | |
8 | Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» | Умение обобщать, делать выводы. На основе содержания уметь составить план острова. Умение составлять развёрнутую характеристику героя | Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова». Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики. | |
9 | Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» | Иметь представления о творчестве писателя и истории создания романа | Просмотр фрагментов фильма «Дети капитана Гранта» (СССР, 1986 г.) Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Знакомство с творчеством писателя. Рассказ учителя об истории создания книги. | |
10 | Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» | Знать персонажей романа. Уметь выполнять творческие задания на основе прочитанного произведения | «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». | |
11 | Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» | Умение кратко пересказывать. Умение составлять рассказ от лица героя | Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа. Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». | |
Раздел 4. «Страна Фантазия» ( 7ч.) | ||||
1 | «Музыканты и вовсе не музыканты…» Самая романтическая сказка. Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» | Иметь представление о биографии и творчестве писателя. Умение выражать свою точку зрения, участвовать в диалоге. Умение сравнивать, обобщать, делать выводы | Обмен читательскими впечатлениями. Знакомство с биографией и творчеством писателя. Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ ключевых глав сказки. Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». | |
2 | Самая необычная сказка. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» | Иметь представление о жизни и творчестве писателя. Умение соотносить фрагменты мультфильма и литературного произведения, высказывать сои впечатления | Просмотр фрагментов российского мультфильма «Алиса в Стране Чудес» (1981г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Знакомство с биографией и творчеством писателя. Выставка разных изданий сказок Кэрролла. Литературная викторина «Превращения Алисы в Стране Чудес». | |
3 | Самая необычная сказка. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» | Умение отвечать на вопросы, подтверждая выборочным чтением. Умение кратко пересказывать. Выполнять индивидуальные творческие задания. Давать развёрнутую характеристику главной героине | Выборочное чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты жителей Страны Чудес?» Игровой диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Индивидуальное выполнение творческого задания. Анализ «Главы никакой». Работа над характеристикой главной героини Алисы. | |
4 | Неведомое Средиземье…Самая героическая сказка. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». | Иметь представление об истории создания книги. Знать главных героев. | Выставка книг Д. Толкиена. Обмен читательскими впечатлениями. Рассказ учителя об истории создания и опубликования книги. Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкиена?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?» | |
5 | Неведомое Средиземье…Самая героическая сказка. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». | Умение восстанавливать последовательность событий. Кратко пересказывать. Давать характеристику главному герою. Умение выявлять нравственные уроки сказки | Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Работа над образом главного героя сказки – Бильбо Бэггинса Обсуждение нравственных уроков сказки. | |
6 | Сказка о дружбе и верности. В. Крапивин «Дети синего фламинго». | Иметь представления о творчестве писателя. Уметь анализировать образ героев, выявлять главные идеи произведения, отвечать и задавать вопросы | Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Знакомство с биографией и творчеством писателя. Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги | |
7 | Заключительное занятие | Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?» Итоговая читательская конференция |
Описание необходимого учебно-методического и материально - технического обеспечения курса
1.Учебно-методическое обеспечение:
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Материалы для учащихся:
Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
2.Наглядные пособия:
- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;
- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям.
3.Технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и экран.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения
Предметные знания:
1 уровень
- название залов библиотеки;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
- что такое устное народное творчество.
2 уровень
– знать некоторых авторов книг и их название;
3 уровень
- знать наизусть 2-3 стихотворения;
- особенности русской народной сказки:
- знать детскую периодику.
Предметные умения:
1 уровень
- определять автора книги и ее название;
- соотносить иллюстрацию с текстом;
- читать по ролям.
2 уровень
- задавать и отвечать на вопросы по содержанию;
- пересказывать прочитанное;
-давать характеристику герою по его поступкам
3 уровень
– определять возможное содержание книги;
- рассказывать о полученной информации из журнала;
- сравнивать, обобщать, делать выводы.
К концу второго года обучения
Предметные знания:
1 уровень
- иметь представления о справочной, периодической литературе;
2 уровень
- знать основные особенности журналов;
- знать жанры произведений: стихотворение, сказка, рассказ, миф.
- знать 2-3 произведения каждого жанра и автора;
- знать 2-3 стихотворения наизусть.
3 уровень
- прогнозировать содержание книги.
Предметные умения:
1 уровень
- различать справочную, периодическую и художественную литературу.
2 уровень
- осуществлять поиск тематических журналов;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр;
- выразительно пересказывать прочитанное;
- выразительно читать стихотворения наизусть;
- инсценировать прочитанное.
3 уровень
- составлять вопросы к викторине;
- уметь представлять журнал;
- пользоваться библиотечным фондом - находить произведения определённой тематики.
К концу третьего года обучения
Предметные знания:
1 уровень
- знать фантастические особенности произведения;
- иметь представления о выразительных средствах языка;
-знать, что такое тема и идея произведения.
2 уровень
- знать выразительные средства языка;
- различать тему и идею произведения ;
- знать, что такое аннотация.
3 уровень
- знать правила работы с открытым библиотечным фондом.
Предметные умения:
1 уровень
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
2 уровень
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь закончить рассказ;
-уметь сравнивать персонажи,
3 уровень
- уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении;
- уметь составлять аннотацию прочитанного произведения;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу четвёртого года обучения
Предметные знания:
1 уровень
- иметь представления о творчестве конкретного писателя, его биографии.;
-знать названия книг, представленных на выставке.
2 уровень
- знать литературные жанры повесть, роман;
- знать некоторые мифы, легенды, предания;
- знать названия некоторых произведений конкретного автора и главных героев.
3 уровень
- знать биографии авторов изучаемых произведений.
Предметные умения:
1 уровень
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- уметь восстанавливать последовательность событий., кратко и подробно пересказывать.
2 уровень
- уметь работать над текстом с карандашом;
- составлять характеристику образа главного героя по его характеру, внешнему виду, поступкам;
- уметь составлять рассказ от лица героя;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- пользоваться аппаратом книги.
3 уровень
- уметь вести диалог при обсуждении проблемного вопроса;
- уметь соотносить фрагмент фильма и отрывок из художественного произведения.;
- выполнять сопоставительный анализ главных героев;
- уметь защищать творческие работы, принимать участие в обсуждении и оценивании работ по заданным критериям;
- выбирать книги для самостоятельного чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв и аннотации о прочитанной книге;
- составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники;
- пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
- уметь обобщать и делать выводы.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | оборудование | УУД | ||
план | факт | ||||||
Тренинг. 12ч | |||||||
1 | 1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации Формулировать собственное мнение и позицию. | ||
2 | 2 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | ||
3 | 3 | Что такое эксперимент. | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | ||
4 | 4 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
5 | 5 | Знакомство логикой. | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
6 | 6 | Как задавать вопросы | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||
7 | 7 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | ||
8 | 8 | Как делать схемы. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию. | |||
9 | 9 | Как работать с книгой. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию. | |||
10 | 10 | Что такое парадоксы | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |||
11 | 11 | Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
12 | 12 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
Исследовательская работа. 14ч | |||||||
13 | 1 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||
14 | 2 | Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |||
15 | 3 | Экспресс- исследование. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||
16 | 4 | Семинар по итогам экскурсии. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Задавать вопросы. | |||
17 | 5 | Коллективная игра – исследование. | Тетрадь«Я-исследователь» презентации | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||
18 | 6 | Коллекционирование. | 3 | Тетрадь«Я-исследователь» Презентации коллекции | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
19 | 7 | Коллекционирование. | |||||
20 | 8 | Коллекционирование. | |||||
21 | 9 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | 3 | Тетрадь«Я-исследователь» Презентации коллекции | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
22 | 10 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | |||||
23 | 11 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | |||||
24 | 12 | Сообщения о своих коллекциях. | 3 | Тетрадь«Я-исследователь» Презентации коллекции | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||
25 | 13 | Сообщения о своих коллекциях. | |||||
26 | 14 | Сообщения о своих коллекциях | |||||
Мониторинг. 4ч | |||||||
27 | 1 | Мини конференция по итогам экспресс – исследований. | 2 | Свои работы | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. | ||
28 | 2 | Мини конференция по итогам экспресс – исследований. | |||||
29 | 3 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. | |||
30 | 4 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся |