Рабочие программы по внеурочной деятельности
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа " Обществознание в заданиях ОГЭ" 9 класс | 38.05 КБ |
Программа " Основы правовых знаний " 7 класс | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа-гимназия»
г. Ярцева Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей истории, обществознания Руководитель МО ________ Головенкова Л.С. подпись Ф.И.О. Протокол заседания МО № 1 от « 29 » августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора __________ Тимофеенкова Г.А. подпись Ф.И.О. «____»____________2018 г. | Утверждено Приказ № ________ от «___»_______200__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Обществознание в заданиях ОГЭ»
9 класс
основного общего образования
на 2018/19 учебный год
Разработана Дементьевой Н.В.,
учителем истории, обществознания,
высшей квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 9 класса «Обществознание в заданиях ОГЭ» составлена на основе авторской программы по подготовке к ОГЭ по обществознанию Лобовой С.А. «Знай! Умей! Действуй!».- М.: «Глобус», 2013 г., методического пособия «Я сдам ЕГЭ!». Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы, авт. Котова О.А., Лискова Т.Е.-М.: Просвещение, 2016 г.
На изучение курса внеурочной деятельности в 9 классе в учебном плане ОО отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Основные виды деятельности учащихся:
- индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию ;
- индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:
- решение тестовых заданий;
- решение заданий на анализ признаков событий или явлений;
- решение заданий на классификацию событий, явлений;
- решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- парная работа;
- групповая работа;
- творческая работа;
- прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором);
- онлайн тестирование.
Формы контроля: тестирование (письменное, компьютерное), понятийный диктант, эссе, решение познавательных задач и др.
Учебно-методическое обеспечение курса
- Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. ФИПИ. –М.: Экзамен, 2016 г.
- Демоверсия, спецификация, кодификатор ОГЭ по обществознанию 2017;
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ 9 класс. – М., АСТ: Астрель, 2015 г.
- Котова О.А., Лискова Т. Е.: ОГЭ-2017. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся.- М.: Интеллект-Центр, 2017 г.
ЭОР:
- Обществознание. 8-11 кл. Мультимедийное пособие.
- Обществознание. Практикум.
- Обучающая система Д.Гущина «Решу ОГЭ»
- Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. http://fipi.ru/.
Планируемые результаты
Предполагаемые личностные результаты
- Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые для успешной сдачи ГИА в текущем году, для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения в старшей школе, затем успешной сдачи ЕГЭ, дающего возможность получения профессионального образования и профессиональной самореализации.
- Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.
- Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
- Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.
Предполагаемые метапредметные результаты:
1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность
2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций
3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- составление простого плана;
- составление тезисов;
- составление конспекта;
- использование несложных реальных связей и зависимостей:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- объективную оценку своих учебных действий;
- корректировку своего собственного поведения в социуме;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
- способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).
Предполагаемые предметные результаты:
в познавательной сфере:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;
- знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
в ценностно-мотивационной сфере
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;
- знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;
- знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;
- знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание курса
Вводное занятие. 2 часа.
Знакомство с особенностями ОГЭ по обществознанию. Кодификация. Спецификация.
Человек и общество. 3 часа.
Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Решение типичных заданий ОГЭ.
Сфера духовной культуры. 3 часа.
Духовная культура. Наука. Образование. Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Решение типичных заданий ОГЭ.
Экономика. 4 часа.
Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. Рынок. Рыночные отношения.
Экономическая политика государства. Решение типичных заданий ОГЭ.
Социальная сфера. 3 часа.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты.
Нации и межнациональные отношения. Решение типичных заданий ОГЭ.
Сфера политики и социального управления. 4 часа.
Власть. Государство. Политические режимы Гражданское общество и правовое государство.
Решение типичных заданий ОГЭ.
Право. 6 часов
Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права, свободы и обязанности граждан. Кодифицированное право.
Тренировочный практикум по решению задач по теме. Решение типичных заданий ОГЭ.
Практикумы. 8 часов.
Практикум по решению заданий с диаграммами. Практикум по решению заданий на анализ двух суждений. Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений. Практикум по выполнению заданий части II.
Итоговые занятия
Календарно-тематическое планирование. 9 класс
№п/п | Наименование разделов, тем уроков | Кол. часов | Формы занятий | План | Факт | Примечание | ||
1-2 | Вводное занятие: «Знакомство с особенностями ОГЭ по обществознанию» | 2 | лекция | 07.09 14.09 | ||||
Человек и общество. 3 часа. | ||||||||
3 | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | 1 | лекция с элементами беседы | 21.09 | ||||
4 | Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. | 1 | обсуждение проблем в группах | 28.09 | ||||
5 | Решение типичных заданий ОГЭ. | 1 | тестирование | 05.10 | ||||
Сфера духовной культуры. 3 часа. | ||||||||
6 | Духовная культура. Наука. Образование. | 1 | работа в парах | 19.10 | ||||
7 | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | обсуждение проблем в группах | 26.10 | ||||
8 | Решение типичных заданий ОГЭ. | 1 | тестирование | 02.11 | ||||
Экономика. 4 часа | ||||||||
9 | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. | 1 | лекция с элементами беседы | 09.11 | ||||
10 | Рынок. Рыночные отношения. | 1 | обсуждение проблем в группах | 16.11 | ||||
11 | Экономическая политика государства. | 1 | работа в парах | 30.11 | ||||
12 | Решение типичных заданий ОГЭ. | 1 | тестирование | 07.12 | ||||
Социальная сфера. 3 часа. | ||||||||
13 | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | 1 | лабораторно-практическое занятие | 14.12 | ||||
14 | Нации и межнациональные отношения | 1 | обсуждение проблем в группах | 21.12 | ||||
15 | Решение типичных заданий ОГЭ. | 1 | тестирование | 28.12 | ||||
Сфера политики и социального управления. 4 часа | ||||||||
16 | Власть. Государство. | 1 | лекция с элементами беседы | 11.01 | ||||
17 | Политические режимы | 1 | работа в парах | 18.01 | ||||
18 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | обсуждение проблем в группах | 25.01 | ||||
19 | Решение типичных заданий ОГЭ. | 1 | тестирование | 01.02 | ||||
Право. 6 часов. | ||||||||
20 | Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 1 | лекция с элементами беседы | 08.02 | ||||
21 | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 1 | практическое занятие | 15.02 | ||||
22 | Права, свободы и обязанности граждан. | 1 | обсуждение проблем в группах | 01.03 | ||||
23 | Кодифицированное право. | 1 | лекция | 17.03 | ||||
24 | Тренировочный практикум по решению задач по теме. | 1 | практическое занятие | 15.03 | ||||
25 | Решение типичных заданий ОГЭ. | 1 | тестирование | 22.03 | ||||
Практикумы. 9 часов. | ||||||||
26-27 | Практикум по решению заданий с диаграммами. | 2 | практическое занятие | 29.03 05.04 | ||||
28 | Практикум по решению заданий на анализ двух суждений. | 1 | практическое занятие | 19.04 | ||||
29 | Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений. | 1 | практическое занятие | 26.04 | ||||
30-31 | Практикум по выполнению заданий части II. | 2 | практическое занятие | 03-10.05 | ||||
32-33 | Итоговая предэкзаменационная работа. | 1 | контрольное тестирование | 17.05 17.05 | ||||
34 | Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок. | 1 | 24.05 |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа-гимназия»
г. Ярцева Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей истории, обществознания Руководитель МО ________ Головенкова Л.С. подпись Ф.И.О. Протокол заседания МО № 1 от « 29 » августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора __________ Тимофеенкова Г.А. подпись Ф.И.О. «____»____________2018 г. | Утверждено Приказ № ________ от «___»_______200__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Основы правовых знаний»
7 класс
основного общего образования
на 2018/19 учебный год
Разработана Дементьевой Н.В.
учителем истории, обществознания, высшей квалификационной категории
2018 г.
Рабочая программа по курсу основы правовых знаний для 7 класса составлена на основе программы основного общего образования «Основы правовых знаний 7-9 классы». Авторы: Володина С.И., Спасская В.В., Суворова Н.Г., Полиевктова А.М. -М.: Изд. «ВИТА-Пресс», 2010 г.
Для реализации данной программы используется УМК:
О. А. Василенкова. «Основы правовых знаний». Учебное пособие для 7 класса. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003 г.
Н. Г. Суворова. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс – М.: ЗАО «Вече», 2003 г.
«Право и лево» Пособие для внеурочной работы. - М. ЗАО «Вече», 2003 г.
Толковый юридический словарь школьника (7-11 классы). М.: ЗАО «Вече», 2003 г.
ЭОР:
-Государственная символика России. Мультимедийное пособие.
-Консультант Плюс. Законодательство РФ.
-Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
На изучение курса права в 7 классе в учебном плане ОО отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса « Основы правовых знаний»
Личностными результатами обучения :
- формировать ответственное отношение к учению, способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
- развитию личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относить я к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни, правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семье;
Метапредметными результатами обучения :
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностной основы российской гражданской эдентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, её социализации, а также способности вычленять правовое
содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью,
различение этих ситуаций и т. п.);
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин, формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
- формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Содержание учебного курса «Основы правовых знаний» 7 класс.
Тема 1. Зачем изучать закон(5 часов)
Обычное право и процесс его формирования. Особенности обычаев прошлого. Современные обычаи как регуляторы поведения людей.
Причины зарождения права и государства. Закон как форма выражения права и регулятор обществен-ных отношений. Знакомство с правом. Естественное право. Право и закон. Источник права и его понимание. Право и мораль. Противоречия между правом и моралью. Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Конституция России о правах человека. Право на жизнь. Современные взгляды на проблему смертной казни как высшей меры наказания в государстве. Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях террористических актов, вооруженных конфликтов, войны. Свобода и закон. Право как мера свободы. Юридическое равенство. Важность изучения законов. Правовая культура. Исполнение и соблюдение законов — обязанности граждан государства.
Тема 2. О чем говорит Конституция (4часа)
Конституция — Основной закон государства.. Основные права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты прав. Понятия «социальное государство», «светское государство». Конституция — документ прямого действия.
Устройство Российского государства. Россия как федеративная страна. Субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти. Правовое государство и его признаки. Сущность принципов верховенства закона, разделения властей, незыблемости прав и свобод.
Гражданство. Права и обязанности гражданина.. Основания приобретения гражданства. Выход из гражданства.
Тема 3. Ваши права(5 часа)
Международное право о правах детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей. Гражданское законодательство России о правах детей. Правовой статус малолетних: права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.
Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей. Опека и попечительство. Права детей по трудовому законодательству. Льготы работающим подросткам. Право на тайну.
Тема 4. Преступить закон (5 часа)
Преступление и проступок. Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Административная ответственность. Модели правового поведения в случаях задержания милицией. Права задержанного несовершеннолетнего. Личный досмотр. Протокол задержания. Допрос правонарушителя. Допрос подозреваемого в совершении преступления.
Тема 5. Государство на страже закона (5часа)
Организация правосудия в нашей стране. Судебные органы. Принципы правосудия Исполнение судебных решений. Судебные приставы. Адвокат как защитник и представитель клиента. Случаи оказания бесплатной юридической помощи. Прокурор на страже закона. Прокурорский надзор за исполнением законов. Полиция как правоохранительный орган государства. Криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортная служба. Права и обязанности нотариуса. Нотариальные действия.
Тема 6. Защищай свои права! ( 5часа)
Правовая активность граждан страны. Гражданин как участник управления делами государства. Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность, профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.
Общественные движения и их роль в правовой жизни страны. Варианты личного участия в создании справедливого государства.
Практикум( 5часов).
Тематический планирование по основам правовых знаний.
7 класс.
34 часа
№ п/п | Тема | Кол. часов |
1 | Зачем изучать закон | 5 |
2 | О чем говорит Конституция | 4 |
3 | Ваши права | 5 |
4 | Преступить закон | 5 |
5 | Государство на страже закона | 5 |
6 | Защищай свои права! | 5 |
7 | Практикум | 5 |