Рабочие программы по внеурочной деятельности

Дементьева Наталья Витальевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей истории, обществознания

Руководитель МО

________       Головенкова Л.С.

подпись                Ф.И.О.

Протокол  заседания МО

№ 1 от « 29 » августа 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора

__________  Тимофеенкова Г.А.

подпись                      Ф.И.О.

«____»____________2018 г.

Утверждено

Приказ № ________

от «___»_______200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Обществознание в заданиях ОГЭ»

9 класс

основного общего образования

на 2018/19 учебный год

                                                                Разработана  Дементьевой Н.В.,

                                                                учителем истории, обществознания,

                                                                высшей квалификационной категории

                                                     

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 9 класса «Обществознание в заданиях ОГЭ» составлена на основе авторской программы по подготовке к ОГЭ по обществознанию Лобовой С.А. «Знай! Умей! Действуй!».- М.: «Глобус», 2013 г., методического пособия «Я сдам ЕГЭ!». Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы, авт. Котова О.А., Лискова Т.Е.-М.: Просвещение, 2016 г.

        На изучение курса внеурочной деятельности в 9 классе  в учебном плане ОО отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Основные виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию ;
  • индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:

-  решение тестовых заданий;

-  решение заданий на анализ признаков событий или явлений;

-  решение заданий на классификацию событий, явлений;

- решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • парная работа;
  • групповая работа;
  • творческая работа;  
  • прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором);
  • онлайн тестирование.

Формы контроля: тестирование (письменное, компьютерное), понятийный диктант, эссе, решение познавательных задач и др.

Учебно-методическое обеспечение курса

  • Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. ФИПИ. –М.: Экзамен, 2016 г.  
  • Демоверсия, спецификация, кодификатор ОГЭ по обществознанию 2017;  
  • Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ 9 класс. – М., АСТ: Астрель, 2015 г.
  • Котова О.А., Лискова Т. Е.: ОГЭ-2017. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся.- М.: Интеллект-Центр, 2017 г.

ЭОР:

  • Обществознание. 8-11 кл. Мультимедийное пособие.
  • Обществознание. Практикум.
  • Обучающая система Д.Гущина «Решу ОГЭ»
  • Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. http://fipi.ru/.

                                                         Планируемые результаты

Предполагаемые личностные  результаты

  • Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые    для успешной сдачи ГИА в текущем году, для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения в старшей школе, затем успешной сдачи ЕГЭ, дающего возможность получения профессионального    образования и профессиональной самореализации.
  • Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения   вести полемику.
  • Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
  • Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.

Предполагаемые метапредметные результаты:

1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность

2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций

3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • составление простого плана;
  • составление тезисов;
  • составление конспекта;
  •  использование несложных реальных связей и зависимостей:
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • объективную оценку своих учебных действий;
  • корректировку своего собственного поведения в социуме;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
  • способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).

Предполагаемые предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;
  • знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  • умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

в ценностно-мотивационной сфере

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;
  • знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;
  • знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;
  • знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Содержание курса

Вводное занятие. 2 часа.

Знакомство с особенностями  ОГЭ  по обществознанию. Кодификация. Спецификация.

Человек и общество. 3 часа.

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Решение типичных заданий ОГЭ.

Сфера духовной культуры.  3 часа.

Духовная культура. Наука. Образование. Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Решение типичных заданий ОГЭ.

Экономика.  4 часа.

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. Рынок. Рыночные отношения.

Экономическая политика государства. Решение типичных заданий ОГЭ.

Социальная сфера. 3 часа.

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

Нации и межнациональные отношения. Решение типичных заданий ОГЭ.

Сфера политики и социального управления.  4 часа.

Власть. Государство. Политические режимы Гражданское общество и правовое государство.

Решение типичных заданий ОГЭ.

Право. 6 часов

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права, свободы и обязанности граждан. Кодифицированное право.

Тренировочный практикум по решению задач по теме. Решение типичных заданий ОГЭ.

Практикумы.  8 часов.

Практикум по решению заданий с диаграммами. Практикум по решению заданий на анализ двух суждений. Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений. Практикум по выполнению заданий части  II.

Итоговые занятия

Календарно-тематическое планирование. 9 класс

№п/п

Наименование разделов, тем уроков

Кол.

часов

Формы

занятий

План

Факт

Примечание

1-2

Вводное занятие: «Знакомство с особенностями  ОГЭ  по обществознанию»

2

лекция

07.09

14.09

Человек и общество. 3 часа.

3

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни

1

лекция с элементами беседы

21.09

4

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения.

1

обсуждение проблем в группах

28.09

5

Решение типичных заданий ОГЭ.

1

тестирование

05.10

Сфера духовной культуры.  3 часа.

6

Духовная культура. Наука. Образование.

1

работа в парах

19.10

7

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

обсуждение проблем в группах

26.10

8

Решение типичных заданий ОГЭ.

1

тестирование

02.11

Экономика.  4 часа

9

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство.

1

лекция с

элементами беседы

09.11

10

Рынок. Рыночные отношения.

1

обсуждение проблем в группах

16.11

11

Экономическая политика государства.

1

работа в парах

30.11

12

Решение типичных заданий ОГЭ.

1

тестирование

07.12

Социальная сфера. 3 часа.

13

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

1

лабораторно-практическое занятие 

14.12

14

Нации и межнациональные отношения

1

обсуждение проблем в группах

21.12

15

Решение типичных заданий ОГЭ.

1

тестирование

28.12

Сфера политики и социального управления.  4 часа

16

Власть. Государство.

1

лекция с

элементами беседы

11.01

17

Политические режимы

1

работа в парах

18.01

18

Гражданское общество и правовое государство.

1

обсуждение проблем в группах

25.01

19

Решение типичных заданий ОГЭ.

1

тестирование

01.02

Право. 6 часов.

20

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

1

лекция с

элементами беседы

08.02

21

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

практическое

занятие

15.02

22

Права, свободы и обязанности граждан.

1

обсуждение проблем в группах

01.03

23

Кодифицированное право.

1

лекция

17.03

24

Тренировочный практикум по решению задач по теме.

1

практическое

занятие

15.03

25

Решение типичных заданий ОГЭ.

1

тестирование

22.03

Практикумы.  9 часов.

26-27

Практикум по решению заданий с диаграммами.

2

практическое

занятие

29.03

05.04

28

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений.

1

практическое занятие 

19.04

29

Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений.

1

практическое занятие 

26.04

30-31

Практикум по выполнению заданий части  II.

2

практическое занятие 

03-10.05

32-33

Итоговая предэкзаменационная работа.

1

контрольное

тестирование

17.05

17.05

34

Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок.

1

24.05

 



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей истории, обществознания

Руководитель МО

________       Головенкова Л.С.

подпись                Ф.И.О.

Протокол  заседания МО

№ 1 от « 29 » августа 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора

__________  Тимофеенкова Г.А.

подпись                      Ф.И.О.

«____»____________2018 г.

Утверждено

Приказ № ________

от «___»_______200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                          курса по выбору

«Основы правовых знаний»

7 класс

основного общего образования

на 2018/19 учебный год

                                                          Разработана  Дементьевой Н.В.

                              учителем истории, обществознания,                                                                                                                    высшей квалификационной категории

                                                     

                                                          2018 г.

Рабочая программа по курсу основы правовых знаний  для 7 класса составлена на основе программы основного общего образования «Основы правовых знаний 7-9 классы».  Авторы:  Володина С.И.,  Спасская В.В., Суворова Н.Г., Полиевктова А.М. -М.: Изд. «ВИТА-Пресс», 2010  г.

Для реализации данной программы используется УМК:

О. А. Василенкова.  «Основы правовых знаний». Учебное пособие для 7 класса. -  М.: ЗАО  «Издательство «Вече», 2003 г.

Н. Г. Суворова.   Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс   – М.: ЗАО  «Вече», 2003 г.

 «Право и лево» Пособие для внеурочной работы.  -  М. ЗАО  «Вече», 2003 г.

Толковый юридический словарь школьника  (7-11 классы). М.:  ЗАО  «Вече», 2003 г.

ЭОР:

-Государственная символика России. Мультимедийное пособие.

-Консультант Плюс. Законодательство РФ.

-Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

На изучение курса права в 7 классе  в учебном плане ОО отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

       

Планируемые результаты освоения курса « Основы правовых знаний»

Личностными результатами обучения :

  •  формировать ответственное отношение к учению, способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
  • развитию личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относить я к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
  •  формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
  •  формировать ценности здорового и безопасного образа жизни, правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  • осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семье;

Метапредметными результатами обучения :

   Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Познавательные УУД:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

  • смысловое чтение;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучения:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностной основы российской гражданской эдентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора

      формирования качеств личности, её социализации, а также способности  вычленять правовое

      содержание  жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью,

     различение этих ситуаций и т. п.);

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации  в окружающем мире, адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;
  • формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин, формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
  • формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Содержание учебного курса «Основы правовых знаний»  7 класс.

Тема 1. Зачем изучать закон(5 часов)

Обычное право и процесс его формирования. Особенности обычаев прошлого. Современные обычаи как регуляторы поведения людей.

Причины зарождения права и государства. Закон как форма выражения права и регулятор обществен-ных отношений.  Знакомство с правом. Естественное право. Право и закон. Источник права и его понимание. Право и мораль. Противоречия между правом и моралью. Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Конституция России о правах человека. Право на жизнь. Современные взгляды на проблему смертной казни как высшей меры наказания в государстве. Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях террористических актов, вооруженных конфликтов, войны. Свобода и закон. Право как мера свободы. Юридическое равенство. Важность изучения законов. Правовая культура. Исполнение и соблюдение законов — обязанности граждан государства.

Тема 2. О чем говорит Конституция (4часа)

Конституция — Основной закон государства.. Основные права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты прав. Понятия «социальное государство», «светское государство». Конституция — документ прямого действия.

Устройство Российского государства. Россия как федеративная страна. Субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти. Правовое государство и его признаки. Сущность принципов верховенства закона, разделения властей, незыблемости прав и свобод.

Гражданство. Права и обязанности гражданина.. Основания приобретения гражданства. Выход из гражданства.

 Тема 3. Ваши права(5 часа)

Международное право о правах детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей. Гражданское законодательство России о правах детей. Правовой статус малолетних: права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.

Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей. Опека и попечительство.         Права детей по трудовому законодательству. Льготы работающим подросткам. Право на тайну.

Тема 4. Преступить закон (5  часа)        

Преступление и проступок. Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Административная ответственность. Модели правового поведения в случаях задержания милицией. Права задержанного несовершеннолетнего. Личный досмотр. Протокол задержания. Допрос правонарушителя. Допрос подозреваемого в совершении преступления.

Тема 5. Государство на страже закона (5часа)

Организация правосудия в нашей стране. Судебные органы. Принципы правосудия Исполнение судебных решений. Судебные приставы. Адвокат как защитник и представитель клиента. Случаи оказания бесплатной юридической помощи. Прокурор на страже закона. Прокурорский надзор за исполнением законов.  Полиция как правоохранительный орган государства. Криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортная служба. Права и обязанности нотариуса.  Нотариальные действия.

Тема 6. Защищай свои права! ( 5часа)

Правовая активность граждан страны. Гражданин как участник управления делами государства. Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность, профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.

Общественные движения и их роль в правовой жизни страны. Варианты личного участия в создании справедливого государства.

Практикум( 5часов).

Тематический планирование по основам правовых знаний.

7 класс.

34 часа

п/п

Тема

Кол. часов

1

Зачем изучать закон

5

2

О чем говорит Конституция

4

3

Ваши права  

5

4

Преступить закон

5

5

Государство на страже закона

5

6

Защищай свои права!

5

7

Практикум

5