Преподавание биологии

Шарафуллина Гульфия Фаритовна

Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5klass_bakteriy.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель. Способствовать формированию представлений о бактериях, создать условия для формирования умений давать общую характеристику бактериям.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот); показать многообразие форм бактерий; рассмотреть особенности жизнедеятельности бактерий.

Развивающие: продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие.

Планируемые результаты.

Предметные.

Должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий.

Должны уметь: давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других организмов.

Личностные.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Метапредметные.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.

Ход урока.

I. Мотивация.

Ребята, с какой целью вы зашли на урок биология?

Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним,  какие царства живой природы вы знаете? (слайд1)

  1. Хоть меня не видит глаз,
    Заразить могу я вас.
    И холерой, и ангиной,
    Насморком и скарлатиной. 

    Без меня не сваришь сыра,
    И не сделаешь кефира.
    Простоквашу и творог,
    Приготовить я помог.


Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня будет идти речь? Как называются эти организмы? 

А что бы вы хотели узнать о бактериях? (цель урока) (Слайд2)

Ознакомление  с маршрутным листом урока.

II. Изучение нового материала.

Р-та, а необходимо ли человеку изучать бактерии? Нужны ли такие знания?

Р-та, мы каждый день, каждую минуту контактируем  с бактериями, но мы их не видим.  А вы хотите узнать кто их первым увидел?

Эту информацию нашла А лия. Давайте послушаем.

Слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает палочка. Эти живые организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они были открыты в 1676 г. Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес их к группе микроскопических организмов и назвал их «анималькули».

-Как вы думаете, какие формы бактерий он увидел?

-А теперь узнаем, как  же на самом деле выглядят бактерий прочитав из учебника «Формы бактерий»

1.Формы бактериальных клеток разнообразны. (слайд3)

-Изучите формы бактерий. Учебник: § 11

-Рассмотрите, какую форму имеют бактерии.

-Каждая форма бактерии несет определенную болезнь

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки, напиши код

(красные буквы- это код)

Форма

Название

Код

 1. В виде виноградной грозди

2. Шаровидная

3. Изогнутая (в виде запятой)

4.Цепочки из кокков

5.Палочковидные клетки

6.Спиралевидные клетки

7.Кокки, слитые попарно

 Вибрионы (К)

Спириллы(Б)

 Стрептококки(Р)

 Бациллы(О)

Кокки(И)

 Диплококки(Ы)

Стафилококки(М)

2.Строение бактерий. (слайд4)

  1. -Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?

Сравнить растительную клетку с бактериальной клеткой.

А теперь посмотрим строение бактерий подробно. Работаем вместе.

-Р-та, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы. В каждой группе назначьте руководителя. Каждая группа работает над своим вопросом.

4.Распространение бактерий  (1группа)

Где могут обитать бактерии? В каких условиях они живут? Сделайте рисунок и расскажите .

Текст учебника  и доп. информация поможет расширить вам знание о распространении бактерий и условиях обитания.

Вы ознакомились с новой информацией, всем понятно? Давайте проверим ваши знания.

Стоя выполняем.

Игра «Верю или не верю»

Если утверждение верно, хлопаете в ладоши

5.Питание бактерий (2 группа)  

Чем питаются бактерии? Объяснить используя  составить  схему «Способы питания бактерий».

1ученик выполняет  на доске. Сравнивают , объясняет.

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества.

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовыми органическими веществами.

Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.

6. Размножение бактерий.(3группа)

 Объяснить  как происходит размножение практическим путем..

7. Образование спор. ( 4 группа.)

Найти в тексте как образуются споры и прочитать.

Что такое спора у бактерий, когда они превращаются в споры и зачем?

III. Закрепление пройденного материала.

1.Фронтальная беседа.  Вспоминают  проблемный вопрос. «Зачем нужно знать строение и жизнедеятельность бактерии?

Чтоб правильно установит причину болезни врач куда отправляет пациента?

Что выявляют в лаборатории?

Зная форму бактерии врач что пишет?

Зная строение бактерий химики - фармацевты  могут изготовить препараты  против бактерии?

В какой области больше применяют знания о бактериях?

Чтобы бороться с болезнями которые вызывают эти микроорганизмы?

2.Проверь себя.

Выберите верные утверждения

1.Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2.Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3.Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4.Бактерии имеют разнообразную форму.

5.Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

6.Бактерий относят к прокариотам.

7.При помощи спор бактерии размножаются.

8.Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

9.Цианобактерии являются автотрофами.

10.Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

VI. Рефлексия.

Коллективный рассказ: каждая пара учащихся по цепочке составляет одно предложение, завершая любую из следующих фраз:

Меня сегодня удивило………

Знания о бактериях важны, потому что….

Эти знания я могу использовать в …..

Мне хотелось бы посоветовать своему товарищу по парте……

   Учащиеся снова обращаются к  маршрутному листу. Анализируют свою работу.

Задание на дом. Прочитать  п. 11 для пересказа, ответить на вопросы стр. 55