Главные вкладки
Преподавание биологии
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Цель. Способствовать формированию представлений о бактериях, создать условия для формирования умений давать общую характеристику бактериям.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот); показать многообразие форм бактерий; рассмотреть особенности жизнедеятельности бактерий.
Развивающие: продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие.
Планируемые результаты.
Предметные.
Должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий.
Должны уметь: давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других организмов.
Личностные.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Метапредметные.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.
Ход урока.
I. Мотивация.
Ребята, с какой целью вы зашли на урок биология?
Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, какие царства живой природы вы знаете? (слайд1)
- Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.
Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня будет идти речь? Как называются эти организмы?
А что бы вы хотели узнать о бактериях? (цель урока) (Слайд2)
Ознакомление с маршрутным листом урока.
II. Изучение нового материала.
Р-та, а необходимо ли человеку изучать бактерии? Нужны ли такие знания?
Р-та, мы каждый день, каждую минуту контактируем с бактериями, но мы их не видим. А вы хотите узнать кто их первым увидел?
Эту информацию нашла А лия. Давайте послушаем.
Слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает палочка. Эти живые организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они были открыты в 1676 г. Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес их к группе микроскопических организмов и назвал их «анималькули».
-Как вы думаете, какие формы бактерий он увидел?
-А теперь узнаем, как же на самом деле выглядят бактерий прочитав из учебника «Формы бактерий»
1.Формы бактериальных клеток разнообразны. (слайд3)
-Изучите формы бактерий. Учебник: § 11
-Рассмотрите, какую форму имеют бактерии.
-Каждая форма бактерии несет определенную болезнь
Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки, напиши код
(красные буквы- это код)
Форма | Название | Код |
1. В виде виноградной грозди 2. Шаровидная 3. Изогнутая (в виде запятой) 4.Цепочки из кокков 5.Палочковидные клетки 6.Спиралевидные клетки 7.Кокки, слитые попарно | Вибрионы (К) Спириллы(Б) Стрептококки(Р) Бациллы(О) Кокки(И) Диплококки(Ы) Стафилококки(М) |
2.Строение бактерий. (слайд4)
- -Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?
Сравнить растительную клетку с бактериальной клеткой.
А теперь посмотрим строение бактерий подробно. Работаем вместе.
-Р-та, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы. В каждой группе назначьте руководителя. Каждая группа работает над своим вопросом.
4.Распространение бактерий (1группа)
Где могут обитать бактерии? В каких условиях они живут? Сделайте рисунок и расскажите .
Текст учебника и доп. информация поможет расширить вам знание о распространении бактерий и условиях обитания.
Вы ознакомились с новой информацией, всем понятно? Давайте проверим ваши знания.
Стоя выполняем.
Игра «Верю или не верю»
Если утверждение верно, хлопаете в ладоши
5.Питание бактерий (2 группа)
Чем питаются бактерии? Объяснить используя составить схему «Способы питания бактерий».
1ученик выполняет на доске. Сравнивают , объясняет.
Автотрофы - организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества.
Гетеротрофы - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.
Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.
6. Размножение бактерий.(3группа)
Объяснить как происходит размножение практическим путем..
7. Образование спор. ( 4 группа.)
Найти в тексте как образуются споры и прочитать.
Что такое спора у бактерий, когда они превращаются в споры и зачем?
III. Закрепление пройденного материала.
1.Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос. «Зачем нужно знать строение и жизнедеятельность бактерии?
Чтоб правильно установит причину болезни врач куда отправляет пациента?
Что выявляют в лаборатории?
Зная форму бактерии врач что пишет?
Зная строение бактерий химики - фармацевты могут изготовить препараты против бактерии?
В какой области больше применяют знания о бактериях?
Чтобы бороться с болезнями которые вызывают эти микроорганизмы?
2.Проверь себя.
Выберите верные утверждения
1.Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
2.Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
3.Бактерии освоили все среды обитания на земле.
4.Бактерии имеют разнообразную форму.
5.Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
6.Бактерий относят к прокариотам.
7.При помощи спор бактерии размножаются.
8.Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
9.Цианобактерии являются автотрофами.
10.Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
VI. Рефлексия.
Коллективный рассказ: каждая пара учащихся по цепочке составляет одно предложение, завершая любую из следующих фраз:
Меня сегодня удивило………
Знания о бактериях важны, потому что….
Эти знания я могу использовать в …..
Мне хотелось бы посоветовать своему товарищу по парте……
Учащиеся снова обращаются к маршрутному листу. Анализируют свою работу.
Задание на дом. Прочитать п. 11 для пересказа, ответить на вопросы стр. 55