2. видеофильм "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО"
ВИДЕОФИЛЬМ "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО"
ссылка на фильм:
автор - Панченко Варвара, 10 класс
руководитель: учитель русского языка и литературы высшей категории Медведева Елена Евгеньевна
Фильм создан как результат проектно-исследовательской работы«Петербург 19 века глазами А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и режиссера Дмитрия Светозарова»
1.Актуальность темы
Петербург – город, который является символом нашей страны. Это город – действующее лицо в некоторых книгах. Это город, где живут, любят или ненавидят, суетятся о мелочном или думают о вечном герои многих литературных произведений. Пушкин и Гоголь, Некрасов и Достоевский, поэты «серебряного века», современные писатели делают город «своим». Мы прочитали роман Достоевского «Преступление и наказание», тема Петербурга показалась нам интересной для исследования. А 2016 год прошел под знаком Года отечественного кино. Это заставило нас обратиться к кинофильмам, которые принято считать классикой нашего кино. Образы, созданные режиссером Дмитрием Святозаровым, такой же образец, как и бессмертные строки Достоевского.
Цель и задачи проектно-исследовательской работы:
Цель: снять видеофильм «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского».
Задачи:
1. Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
2.Сравнить образ Петербурга, представленный А.С.Пушкиным, с образом, созданным Достоевским.
3.Посмотреть фильм режиссёра Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание».
4.Сравнить Петербург, описанный Достоевским в книге, с Петербургом, представленным Д.Светозаровым.
5.Выяснить, влияет ли город на психологическое состояние главного героя.
6. Подобрать материал для представления проекта, снять видеофильм.
7.Выступить с проектной работой в школе на литературных чтениях.
3.Проблемный вопрос
Каким представлен Петербург в произведениях А.С.Пушкина, романе Ф.М.Достоевского и фильме Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание»?
4.Практическая значимость
Видеофильм может быть использован как ресурс при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
5.Основная часть
Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Какая здесь архитектура! Какие ансамбли, исторические памятники можно встретить, проходя по улицам. А ведь сами они пропитаны историей, выполнены в торжественном стиле. Гуляя по проспектам, паркам, проникаясь атмосферой, так и переносишься в 19 век…
5.1. Каким показывает Петербург А.С.Пушкин?
Каждый образованный человек знает эти звонкие строки:
…Люблю тебя, Петра творенье, | Пишу, читаю без лампады, |
Во «Вступлении» к поэме «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин восхваляет Петербург, рассказывает о своих глубоких чувствах к городу. Петербург в интерпретации А.С. Пушкина – город-история, город- «окно в Европу», город – успешное противостояние человека и природы.
А в романе в стихах «Евгений Онегин» поэт сообщает нам о главном герое: «Родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель, там некогда гулял и я, но вреден север для меня..» Повествуя о воспитании Онегина, автор указывает, «слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Многие поэты и писатели воспевали Петербург, его особый торжественный стиль. В своих произведениях мыслители старались показать всю красоту и величественность Санкт-Петербурга.
5.2Каким показывает Петербург Федор Михайлович Достоевский и режиссер фильма Дмитрий Светозаров?
Мы прочитали роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Нас поразил иной, совсем непривычный образ города. Где торжественный стиль, где помпезный уклад, где герои, которые «просятся» на обложку глянцевого журнала? Нас поразил описанный Достоевским город, словно это описания и не Санкт-Петербурга вовсе. Недавно мы посмотрели фильм Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание». Он произвел на нас неизгладимое впечатление. Мы постараемся сравнить город, описанный в книге, с городом, представленным в фильме режиссёра Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» (2007 год).
Различия между Петербургом Пушкина и Достоевского существенны. В книжном описании города и в образе, воплощенном в фильме, мы не видим роскошных балов, богатых убранств, дорогих одежд, а видим бедную, даже нищенскую обстановку, окружающую героев романа.
Для того, чтобы отобрать нужный для данный темы материал, мы поработали с текстом романа. Представим результаты нашего исследования в виде таблицы.
№ | источник | эпизод | описание из текста романа Ф.М.Достоевского | состояние героя | |
в тексте | в фильме | ||||
1 | часть1/глава1 | описание города | «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины» | «Чувство глубочайшего омерзения… отвратительный и грустный колорит картины… мысли его порою мешаются» | соответствует описанию в романе |
2 | часть1/глава1 | описание дома старухи-процентщицы | «Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством… Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. … Лестница была темная и узкая, «черная»…» | «слишком уж ослабели нервы на этот раз» | соответствует описанию в романе |
3 | часть1/глава1 | описание комнаты старухи-процентщицы | «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. … Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело». | «Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Герой озлоблен, его раздражает, что это «у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». | соответствует описанию в романе |
4 | часть1/глава2 | описание комнаты Мармеладовых | «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные. | Герой отмечает беспорядок, бедность, нищету, отсутствие каких-либо условий для жизни семьи, детей. Всё это подпитывает теорию Раскольникова. | соответствует описанию в романе |
5 | часть1/глава3 | описание комнаты Раскольникова | Каморка. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал все, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. | «Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку.» Состояние героя: было жутко, пыльно, грязно. | соответствует описанию в романе |
6 | часть4/глава4 | описание комнаты Сонечки Мармеладовой | «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Там уже была другая, соседняя квартира, под другим нумером. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». |
Бедность, история героини вызывает желание оказать помощь, заступиться за слабых, немощных.
| Режиссер сосредоточил внимание на состоянии Сонечки и Раскольникова, поэтому предметы комнаты как бы угадываются читателем. |
Так выглядит Петербург в романе Достоевского и фильме Святозарова.
6.Выводы и заключения.
В ходе своей проектно-исследовательской работы мы сделали выводы:
-Петербург А.С.Пушкина – город-история, монументальный стиль которого восхищает нас.
-В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург показан с другой стороны, таким, каким видел его бывший студент Родион Раскольников. Сам роман является психологическим. А влияет ли вид города на состояние и сознание главного героя? Безусловно, влияет. Эта маленькая, тесная комната, похожая на гроб, шумные распивочные и трактиры, грязные улицы и вся обстановка нищеты - всё это, конечно же, является одним из факторов для осуществления преступления, на которое и решился главный герой. Петербург Достоевского – город, сводящий с ума, город, давящий на героя, - заставляет совершать преступления.
-Задуманный Достоевским образ города полностью воплощён в фильме Дмитрия Святозарова. В нём в точности передаётся обстановка квартир, домов и улиц, где живут герои романа. Те же трактиры и гостиницы соответствуют описанию.
Результаты нашей проектной деятельности:
1. Прочитали роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
2.Посмотрели фильм режиссёра Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание».
3. Подобрали материал для представления проекта.
4.Сняли видеофильм «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского».
5.Выступили с проектной работой в школе на литературных чтениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Видеофильм «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского» (приглашаем посмотреть)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
фильм режиссера Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание»