Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе
Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к экзамену, позволить учащимся проявить себя на разных этапах работы, выполняя упражнения разной направленности, разного уровня сложности. Кроме того, погружение в один текст позволяет сосредоточиться на работе, увидеть глубоко замысел автора, связь темы, идеи, композиции, языка, стиля, средств художественной изобразительности и так далее. Замечено, что и грамматические задания, разборы учащиеся охотнее выполняют, когда получили эмоциональный отклик от знакомства с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadania_dlya_komplexnogo_analiza_texta.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
«Комплексный анализ текста»
в 8в классе
21 января 2020 года
Учитель Соловьёва Ирина Касимовна
Текст для анализа
Когда я, как говорится, стану человеком - буду сам зарабатывать свой хлеб, иметь свой угол, - вот тогда первым делом я заведу пса.
Потому что жизнью своей я обязан собаке.
То есть, конечно, своей жизнью я обязан родителям: отцу и матери. Отец мой, Прохоров Геннадий Петрович, был армейским капитаном. Мать, Прохорова Тамара Александровна, была военфельдшером. Поженились они на фронте, а после войны вместе с той частью, где служили, обосновались в городе Ашхабаде. Здесь-то я и родился.
А в ночь на 6 октября 1948 года произошло ашхабадское землетрясение. Город рухнул, погребя под своими камнями людей. В том числе и моих родителей.
Вот так - провоевали всю войну, и не тронули их пули, а уже при полном мире, тихой ночью, в покойном сне придавила упавшая стена.
Но как же уцелел и спасся, остался жив я сам? Ведь и я был в ту ночь вместе с ними, в той же комнате, спал в своей детской кроватке...
Ничего этого сам я, конечно, не помню - ровным счетом ничего: ни землетрясения, ни бедных своих родителей, ни своего чудесного спасения.
Ведь мне в ту пору еще и двух лет не исполнилось.
Но впоследствии одна женщина, приехавшая навестить меня в детдоме, рассказала мне все, а она это знала вполне достоверно, потому что была сослуживицей отца с матерью.
Она привезла мне гостинцев, всяких конфет и пряников, а потом, утирая слезы, поведала такую историю.
Будто в нашей семье была собака, овчарка по имени Рекс. Она, как и положено собаке, верно служила хозяевам, но больше всех любила меня, хотя я и был совсем маленьким, - она сторожила меня, когда родителей не было дома, приглядывала.
И вот в ту самую ночь, когда ашхабадские жители спали, а до толчка оставалось еще несколько секунд, собака услышала, как изнутри загудела земля (они ведь, животные, гораздо раньше людей такое слышат и раньше чуют беду), и тогда она вспрыгнула на мою кровать, вцепилась зубами в рубашонку и одним махом выскочила в окно: оно оказалось открытым, потому что ночь была очень душная. И тотчас обрушился дом.
Так собака спасла меня.
(Александр Рекемчук. Мальчики)
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/832971/
Задания для комплексного анализа текста
- Прочитать текст выразительно (подготовленный ученик)
- Какие эмоции вызвал рассказ? (обсуждение)
- Все ли слова были понятны? Что нужно прокомментировать?
Военфельдшер – фельдшер, место службы которого – армия, военные действия
Сослуживица – та, кто служила или служит вместе с кем-то
Ашхабад – столица Туркменской ССР
- О чём рассказ? (тема) ( О собаке, которая спасла мальчика во время землетрясения)
- А что известно о землетрясении? Когда оно случилось? Насколько сильным было? Много ли людей погибло? (работа с самостоятельным поиском информации в интернете)
- Как можно озаглавить текст?
Жизнью своей я обязан собаке
Собака, спасшая ребёнка
Собачий подвиг
Собака-герой
Семейное предание
Запишите заголовок, который считаете лучшим.
- А что хотел сказать автор этим текстом?
Рассказать о подвиге собаки
Рассказать о мальчике, оказавшемся в детдоме после землетрясения
Рассказать о том, что необходимо помнить хорошие поступки не только людей, но и животных (собак в том числе)
Героями могут быть не только люди, но и собаки
- Какие слова, выражения, средства художественной изобразительности помогли вам понять мысль автора, испытать особые чувства от прочитанного текста? (называем и записываем)
Слова и выражения в переносном смысле (как вы их понимаете?)
Стану человеком
Иметь свой угол
Обязан жизнью
Ровным счётом
Не тронули их пули
Парцелляция - это когда автор делит одно связное предложение на несколько, чтобы подчеркнуть интонацию. Обычно парцелляцией занимаются авторы художественных произведений, когда пишут от первого лица и хотят подчеркнуть чувства
Риторический вопрос - вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Ряды однородных членов
Умолчание - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Эпитеты - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Помогла ли детальная работа с текстом лучше понять чувства мальчика, пережившего землетрясение и потерю родителей, услышать то, что хотел сказать нам автор этого текста?
Вы видите, как важно вчитываться в каждое слово, знать разные средства выразительности, которыми пользуются писатели и самим учиться использовать эти средства в своей речи.
Надеюсь, эмоциональное восприятие рассказа мальчика поможет вам лучше справиться с грамматическими заданиями, которые я приготовила.
(Задания распечатаны для каждого ученика, выполняются самостоятельно, обсуждаются в группах, результаты озвучиваются на весь класс. Возможны другие формы организации работы)
- Подведение итогов урока.
У нас получился не совсем обычный урок. Вроде бы обсуждали текст, делали разные виды разборов, анализировали ошибки и радовались правильным решениям и интересным ответам, но урок получился интересным, правда? Что понравилось больше всего? Что, на ваш взгляд, у нас получилось хуже? Какие будут пожелания себе и друг другу? Захотелось ли рассказать о своих историях, связанных с домашними животными? Возникло ли желание почитать художественные произведения о собаках?
- Домашнее задание. Выписать из текста слова с орфограммами, обозначить их. Сделать несколько разборов разного типа по выбору. Написать рассказ (сочинение) о своей собаке (другом домашнем животном), по желанию.
- Подарок (рассказ «Тайфун»)
Фамилия, имя, класс
- Найти предложения с однородными членами, выписать однородные члены с определяемым словом.
- Найти предложение с причастным оборотом, выписать его с определяемым словом.
- Найти предложения с деепричастными оборотами, выписать деепричастные обороты с определяемыми словами.
- Выполнить разборы.
Фонетический: Гостинцев, хозяевам
Морфемный: обосновались, землетрясения, вспрыгнула
Морфологический: армейским, ашхабадские
Синтаксический:
Но как же уцелел и спасся, остался жив я сам?
Она привезла мне гостинцев, всяких конфет и пряников, а потом, утирая слёзы, поведала такую историю.
- Записать прописью числительное из текста.