Инновационная деятельность на базе КФУ
«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Английский язык» в Апастовском муниципальном районе», республиканская инновационная площадка «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на базе ФГАОУ ВО “Казанский (Приволжский) федеральный университет”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx | 37.85 КБ |
analiz_deyat-sti_tyutora.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Начальник МКУ «Отдел образования
Исполнительного комитета
Апастовского муниципального района»
_________________ Р.Р.Ахметшин
Пр. № 94 от 21.04.2015г.
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
В АПАСТОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ»
Апастово, 2015
Составители:
1. Хураськина Ирина Борисовна – заместитель начальника по учебной части МКУ «Отдел образования»
2.Ахметзянова Лейля Гарафтиновна – методист по учебным дисциплинам МКУ «Отдел образования»
3. Гумеров Марат Азатович – тьютор учителей английского языка, учитель Апастовской СОШ
- Актуальность программы
Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
- Цель и задачи программы
Цель программы – реализация тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Английский язык» в условиях введения ФГОС ООО для Апастовского муниципального района.
Задачи:
- Организовать открытую образовательную среду, действующую в условиях сотрудничества, партнерства и сотворчества в области реализации ФГОС ООО;
- Создать творческие группы учителей для методического сопровождения преподавания учебного предмета «Английский язык» по внедрению ФГОС ООО;
- Подобрать диагностический материал и провести мониторинг уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО;
- Провести ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО;
- Систематизировать и распространить опыт пилотных школ по реализации ФГОС ООО;
- Повысить мотивацию учителей района на внедрение в свою практику ФГОС ООО.
- Целевая группа проекта
Учителя-предметники, методисты районного отдела образования.
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации программы: апрель 2015 г. – август 2016г.
Этапы реализации программы:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Время проведения: апрель – август 2015 года
На данном этапе разрабатывается план, отбирается содержание программы, определяется рабочая группа. Проводится анкетирование педагогов на выявление затруднений в вопросах реализации ФГОС ООО, корректировка плана работы РМО учителей английского языка на год с включением в него мероприятий по проекту.
Цель: определить организационно-содержательную базу реализации программы.
Задачи:
- Проанализировать затруднения педагогов в вопросах реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.
- Разработать содержание теоретических и практико-ориентированных мероприятий для педагогов.
ВТОРОЙ ЭТАП – ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
Время проведения: сентябрь 2015 г. – март 2016г.
Этап предполагает активное взаимодействие педагогов посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению ФГОС ООО в образовательный процесс.
Задачи:
- Создать эффективную систему методической помощи по обеспечению практической деятельности педагогов в вопросах внедрения ФГОС ООО.
- Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.
- Организовать профессиональный диалог о путях реализации содержания ФГОС ООО.
- Представить опыт работы по формам организации совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.
ТРЕТИЙ ЭТАП – ИТОГОВО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Время проведения: апрель-август 2016 года
Исполнители программы анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию. Анализ динамики изменения профессиональной компетентности педагогов.
Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности программной деятельности тьютора.
Задачи:
- Разработать систему мониторинговых процедур по результатам деятельности исполнителей и участников программной деятельности.
- Провести анализ выявленных результатов реализации данной программы.
- Сформировать информационно-методический пакет из наработанных материалов по внедрению ФГОС ООО в деятельность педагогов. Подготовить документацию по результатам выполненного (методические рекомендации).
На начальном и заключительном этапах реализации программы проводится мониторинг с целью определения уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовности к реализации ФГОС ООО в образовательном процессе и определение наличия позитивной динамики в профессиональном росте.
Программа мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 Организационно-подготовительный | ||||
1. | Изучение текущей ситуации с прохождением учителями английского языка муниципального района курсов повышения квалификации по освоению требований ФГОС ОО и составление графика прохождения ими данных курсов. | Сатламышевская СОШ | Апрель 2015г. | Методист МКУ «Отдел образования», тьютор |
2. | Диагностика с целью выявления области профессиональных интересов и затруднений тьюторантов в вопросах реализации ФГОС ОО. | Сатламышевская СОШ | Апрель 2015г. | Тьютор |
3. | Создание рабочей группы из числа педагогических работников, владеющих на достаточно высоком уровне способностями к самостоятельным профессиональным действиям в реализации требований ФГОС ОО | Сатламышевская СОШ | Апрель 2015г. | Тьютор |
4. | Разработка стратегии основных направлений работы. | Апрель– май 2015г. | Рабочая группа | |
5 | Составление индивидуальных карт профессионального развития учителя (маршрутная карта). | ОУ | Апрель-август | Методисты, тьютор |
Этап 2 Теоретико-практический | ||||
1. | Практические семинары: 1.«Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Стандарты второго поколения». 2.«Проектирование современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО. Развитие культуры грамотного письма». 3.«Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС ООО. Работа с лексикой на уроках английского языка» 4.«Реализация ФГОС ООО: первые результаты.Обучение восприятию иноязычной речи». | Апастовская СОШ Кзыл-Тауская СОШ Большекокузовская СОШ Апастовская СОШ | Август 2015г. Ноябрь 2015г. Январь 2016г. Апрель 2016г. | Рабочая группа |
2. | Индивидуальные и групповые консультации по вопросам реализации требований ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога. | В течение года | Тьютор | |
3. | Конкурс методических разработок «Современный урок в условиях ФГОС ООО». | Отдел образования | Октябрь 2015 | Методисты ОО |
4. | «Круглый стол» по результатам реализации данной программы в первом полугодии. | Отдел образования | Декабрь 2015 | Методисты ОО, тьюторы |
5. | Конкурс индивидуальной профессиональной педагогической программы (Маршрутная карта). | Отдел образования | Январь 2016 | Методисты ОО, тьюторы |
6. | Конкурс технологических карт по учебным предметам. | Отдел образования | Февраль 2016 | Методисты ОО, тьюторы |
7. | Организация сетевого взаимодействия учителей. | ОУ | В течение года | Тьюторы |
8. | Создание учебно-методического банка учителей, успешно реализующих ФГОС ООО. | Отдел образования | В течение года | Методисты ОО, тьюторы |
Этап 3 Итогово-аналитический | ||||
1. | Проведение и анализ выходной диагностики. | Апастовская СОШ | апрель 2016г. | Тьютор |
2. | Методический коучинг в рамках РМО | Отдел образования | Апрель 2016г. | Руководитель РМО, тьютор |
3. | Обобщение опыта работы учителей посредством издания сборника материалов «Из опыта работы по внедрению ФГОС ОО в образовательный процесс». | Апрель 2016г. | Рабочая группа | |
4. | Проведение конференции «Реализация ФГОС ООО как фактор положительного влияния на мотивацию учащихся и уровня их развития» | Отдел образования | Август 2016г. | Отдел образования |
- Ожидаемые результаты реализации программы
Краткосрочные результаты -
1. Педагоги будут обеспечены информационно-методическим инструментарием по внедрению ФГОС ООО.
2. Педагоги будут знать нормативную базу введения ФГОС ООО в образовательную практику, инновационные формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО.
3. Педагоги научатся оперировать педагогическими терминами ФГОС ООО.
Долгосрочные результаты -
1. Педагоги овладеют методами проектирования и моделирования образовательного процесса.
2. Педагоги приобретут профессиональные компетенции, помогающие выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессиональным стандартом педагога.
- Оценка эффективность программы
Предполагаем, что программа будет теоретически и практически эффективна для реализации ФГОС ООО.
- Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
1. Методическая неготовность педагогов к введению ФГОС ООО | Изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС | Теоретическое и практическое осмысление идеологии и методологии ФГОС |
2. Психологическая неготовность педагогов к введению ФГОС ООО | Отсутствие мотивации у педагогов, профессиональная усталость педагогов | 1. Проведение с педагогами тренингов, анкетирования, занятий психологической разрядки 2. Привлечение педагогов к активному участию во всех мероприятиях программы. |
3.Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения | В процессе реализации ФГОС ООО в образовательном процессе | Организация консультаций со специалистами ИРО РТ |
8.Основные критерии и показатели эффективности реализации программы:
1. Разработка
- диагностических материалов для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО;
- критериев самодиагностики умений учителя по проектированию урока в соответствии с требованиями ФГОС;
- индивидуальных профессиональных педагогических программ.
2. Создание педагогическими работниками муниципального района
- банка рабочих программ по предмету «Английский язык»;
- библиотеки образовательных ресурсов;
- пакета заданий для формирования УУД на уроках английского языка;
- копилки образовательных технологий.
9. Дальнейшее развитие программы
По окончании реализации программы деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как обобщение и распространение опыта по реализации данной программы в дальнейшем будет способствовать расширению сетевого взаимодействия между учителями английского языка, позволит выявлять и транслировать инновационный опыт.
Результаты реализации данной программы могу быть использованы в дальнейшем в разработке программы тьюторского сопровождения педагогов к введению ФГОС в старшей школе.
10. Список литературы
Обязательная литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года, №273-ФЗ;
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).
4.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования: письмо № 03-296 Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г.
Дополнительная литература:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.// Педагогика. – 2009. - № 4. - С. 8-22.
2.Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4. – С. 69-76.
3.Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. – С. 118.
4.Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. - № 4. - С. 22-26.
5.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. - (Работаем по новым стандартам).
6.Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).
7.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
8.Карабанова О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения // Образовательная политика. – 2009. - № 9. – С. 9-11.
9.Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14-18.
10.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - № 10. – С. 8-12.
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности
тьюторского сопровождения учителей английского языка
Апастовского муниципального района в условиях введения и реализации ФГОС ООО за 2015-2016 уч.г.
Цель тьюторского сопровождения:
Теоретическая и практическая подготовка педагогических работников Апастовского района к успешному внедрению и реализации ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Апастовского района.
Задачи:
- Организация открытой образовательной среды, действующей в условиях сотрудничества, партнерства и сотворчества в области реализации ФГОС ООО района;
- Создание творческих групп учителей для методического сопровождения по внедрению ФГОС ООО;
- Разработка диагностического материала для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО;
- Проведение мониторинга готовности учителей района по реализации ФГОС ООО и достигнутых результатов индивидуальной профессиональной педагогической программы;
- Систематизация и распространение опыта пилотных школ по реализации ФГОС ООО;
- Использование эффективных образовательных технологий;
- Изучение методической ресурсной базы для эффективной реализации ФГОС ООО;
- Повышение мотивации учителей района на внедрение в свою практику ФГОС ООО.
В нашем районе 19 школ: из них 10 средних и 9 основных. В школах района работает 22 учителя. Из них все 22 учителя с начала 2015-2016 учебного года реализуют ФГОС ООО. Все они прошли курсовое обучение.
В течение 2015-2016гг. реализовывались следующие этапы:
1-й этап Организационный
1. | Для эффективного тьюторского сопровождения распределили школы района по 3-м зонам. |
2. | С апреля по август изучили нормативно-правовые документы, локальные акты, необходимые для реализации ФГОС ООО. |
3. | Создали базы данных учителей, планирующих преподавание в рамках реализации ФГОС ООО. - Апрель-май 2015г. |
4. | Составили индивидуальные карты профессионального развития учителя (маршрутная карта). - Апрель-август 2015г. |
5. | На портале «Электронное образование в РТ» создали сообщества учителей-предметников, страничку на сайте отдела образования для трансляции опыта по реализации ФГОС ООО. - Апрель-октябрь 2015г. |
6. | Все учителя, реализующие ФГОС ООО, прошли курсы повышения квалификации. |
2-й этап Основной – реализационный | |
1. | Тьюторы оказывали помощь в реализации индивидуальных образовательных маршрутов по запросам педагогов. |
2. | Проводились индивидуальные групповые консультации для учителей по вопросам реализации требований ФГОС ООО. |
3. | Выявлялись проблемы и направления развития профессиональной компетентности педагогов. |
4. | На базе МБОУ «АСОШ» МКУ «Отдел образования» в августе 2015г. был проведён семинар директоров и зам. директоров школ «Внедрение ФГОС ООО. Решались следующие задачи: определение уровня готовности образовательных организаций к внедрению ФГОС, обсуждение и составление образовательных программ, локальных актов, организация внеурочной деятельности. |
5. | Обсуждение вопроса реализации индивидуальных образовательных маршрутов - сентябрь 2015. |
6. | Проведение совместного семинара учителей начальных классов и предметников по теме: «Преемственность и сотрудничество начального и среднего звена» - октябрь 2015. |
7. | В течение учебного года проводились семинары районного профессионального сообщества учителей английского языка с обсуждением вопросов реализации ФГОС ООО. |
8. | В декабре 2015г. методисты ОО и тьюторы провели «Круглый стол» по результатам реализации данной программы в первом полугодии. |
9. | Методистами ОО были проведены Конкурсы индивидуальной профессиональной педагогической программы (Маршрутная карта) и технологических карт по учебным предметам - январь, февраль 2016г. |
3-й этап Итоговый - рефлексивный | |
1. | Выпуск брошюры из опыта работы педагогов – май 2016г. |
2. | Проведение анкетирования среди учителей, работающих в 5 классах – май 2016г. |
По окончании реализации программы деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как процесс модернизации образования продолжается и новые подходы к организации обучения - одно из главных требований современности. Результаты реализации программы могут быть использованы в дальнейшем на семинарах, конференциях по обмену опытом.