Для родителей

Краморова Галина Алексеевна
На этой странице можно просмотреть рекомендации, консультации для родителей, отчеты воспитателя о проделанной работе с детьми. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сенсорные игры для детей в домашних условиях.

Сенсорный - означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Кажется, это понятно без всяких пояснений: может ли нормально проходить воспитание и развитие ребенка, если, скажем, он недостаточно видит или слабо слышит? Но если даже зрение и слух у него в полной норме, они все равно нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания детей.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

• Формирование у детей систем перцептивных действий

• Формирование у детей систем сенсорных эталонов

• Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

• Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;

• Пять геометрических фигур; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

• Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме.

1. Игра «Песочница».

Поднос с ярким, красивым рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (лучше манную). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (цветок, забор, дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию мелкой моторики рук, массажирует пальчики Вашего малыша. И еще развивает фантазию и воображение.

2. Игра «Мозаика из пробок».

Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет.

4. Игра «Веселые прищепки».

Если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? (круглое). А какого оно цвета? (желтое) И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

5. Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только тактильные ощущения и массаж. Очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и бобы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, приговаривая: Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют. Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. Месят тесто две руки – левая и правая. Воду моря и реки загребают, плавая.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела).

Это лишь малая частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком.

Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Игры-упражнения с песком»

Цель: Дать определение песочной терапии. Познакомить родителей с песочной арт-терапией, как методом развивающей и обучающей деятельности детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Познакомить родителей с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.
  • Научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
  • Расширить контакт между педагогами и родителями.
  • Повысить педагогическую культуру родителей.

Оборудование: 

- педагогическая песочница,

- игрушки для песочной терапии,

- влажные салфетки,

- природный и бросовый материал,

- трубочки для коктейля.

Ход мастер-класса

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече, сегодня я вам покажу мастер-класс работы с детьми в песке.

Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге.

Давайте, вспомним, когда вы были маленькими. Как вы любили летом на берегу или просто в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками, разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

И эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает его самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения.

Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.

Положительные эффекты игр с песком:

- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);

- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);

- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.

Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Игры с песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.

Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого.

Ящик для игр с песком должен быть определённого размера: 50*70*10. Бортики и донышко выкрашены в голубой цвет. Бортики - это небо, дно – это вода.

Сегодня я хочу вас научить играть с ребёнком в песочек.

Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

Песочная Фея, приди!

(ритуал «входа» в Песочную страну).

Затем мы здороваемся с песочком, дети кладут руки на песок и произносят слова приветствия:

Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,

Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!

(Ритуал приветствия с песком).

Повторяем правила игры с песком:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

(Ритуал повторения правил поведения в песочнице)

Нас в Песочной стране встречает Песочная Фея (хозяйка Песочной страны), потом начинается «игра».

Сегодня мы с вами попробуем поиграть в некоторые игры с песком.

Родители подходят к песочнице с сухим песком.

1. Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

2. Упражнение «Чувствительные ладошки»

Горячее - холодное, мягкое - твердое, сухое - мокрое.

3. Упражнение «Отпечатки наших рук»

Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

2. «Отпечатки наших рук»

Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

4. Игра «Секретик»

Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

5. Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание. Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

6. Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Содержание. Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

7. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание. - «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

- «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

8. Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые узоры: (прямые дорожки, заборчики).

Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я.

9. Игра с песком «Печем куличи»

Цель: закреплять знания детей о песках, учить отвечать на вопросы о свойствах сухого и мокрого песка. Учить украшать поделки, используя различные природные материалы.

10. Игры с песком «Печем пироги»

Цель: учить детей применять в игре свои знания о свойствах сухого и влажного песка, украшать поделки, используя различные природные материалы, придумывать различные игровые ситуации (угощение кукол, работа кондитера и. т. д.). Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, развивать воображение, фантазию.

11. Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание. Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

12. Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

Рисование.

Следующий этап, мы начинаем учить детей рисовать. Сгладим поверхность и поставим игрушечку в самый центр. И вот наша игрушка пошла в заданном направлении: то она идёт вверх, то идёт вниз, то в стороны, и возвращается в середину.

Игрушки можно использовать разные, но только те, которые хорошо моются и безопасные для детей или же утилизируются. То есть картонный кораблик пришёл в негодность, мы его изъяли из игры ребёнка и сделали новый.

Вот посмотрите, как мы начинаем рисовать с детьми:

- первое – это рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.

- рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.

- дальше изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, поставим игрушку и предлагаем для этой игрушки сделать дорожку – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.

- теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.

- следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии (самые простые предметы, теперь мы учим их рисовать предметы, состоящие из округлых форм. И так по поверхности, для интереса, мама разбросала, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок. Листочки могут быть разные (округлые, волнисты).

Также можно, ни чего не предлагать ребёнку, а просто предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.

- рисуем геометрические фигуры.

Итог мастер-класса:

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет, нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней). Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести важное правило: Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании наших чудесных детей.

Спасибо за внимание!