Моя педагогическая находка

Стёпичева Зоя Анатольевна
  • Моя педагогическая находка "Спортивные игры, как эффективное средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"(полная версия)
  • Моя педагогическая находка "Спортивные игры, как эффективное средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"(сокращённый вариант)
  • Презентация "От футбола до хоккея в детском саду"

 Визитная карточка на Ленинградский областной конкурс "Учитель года - 2019" в номинации "Воспитатель года"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учитель года - 2019» «Спортивные игры, как эффективное средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Автор: инструктор по физической культуре МКДОУ №14 «Улыбка» Стёпичева З.А.

Слайд 2

Утрата массовости физкультурного движения, упадок «дворового спорта», невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость включения игр с элементами спорта в физкультурные занятия в ДОУ .

Слайд 3

Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр должно иметь целью достижения благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление дошкольников со спортивными играми в доступной форме. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Слайд 4

Отличительной чертой физического воспитания дошкольников в современном детском саду является его тесная связь с психическим, личностным, интеллектуальным, эстетическим развитием ребенка. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса.

Слайд 5

Цель - повышение интереса к занятиям физической культурой, улучшение физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Совершенствование имеющихся условий в ДОУ для проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста; Разработка методики проведения занятий с детьми по футболу и хоккею в учреждении с детьми старшего дошкольного возраста; Пропаганда и популяризация спорта, футбола и хоккея на примере данного инновационного педагогического опыта; Организация сетевого взаимодействия с учреждениями культуры и спорта города.

Слайд 6

Ожидаемый результат: в ключение в образовательный процесс физического воспитания старших дошкольников спортивных игр «мини-футбол» и «хоккей» будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культуры, а также улучшению физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста.

Слайд 7

В основе - р еализация дидактических принципов обучения - систематичности, постепенности, последовательности. Педагогические технологии, применяемые на занятиях по физической культуре: Метод проектов; Здоровьсберегающие и здоровьеформирующие технологии; Личностно – ориентированный подход; Икт – технологии; Игровые технологии; «Педагогика сотрудничества»

Слайд 8

I этап – подготовительный Анализ здоровья детей Диагностика уровня физической подготовленности Изучение методической литературы Выбор форм и методов работы.

Слайд 9

II этап – основной Проект «Мини – футбол в детском саду» Цель: укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности посредством игры в мини-футбол. Задачи: 1. Повышать интерес к мини-футболу. 2.Формировать умение организовывать самостоятельную двигательную деятельность посредством игры в мини-футбол. 3. Развивать основные физические качества. 4 . Совершенствовать навыки основных видов движений, двигательную реакцию детей, точность воспроизведения движений во времени и пространстве. 5. Укреплять здоровье и воспитывать желание вести здоровый образ жизни . Итоговое событие: «Совместный выходной» (проведение матча по мини – футболу с родителями )

Слайд 10

Этап Деятельность педагога Деятельность детей и родителей ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП I 1.Формирует проблему и задает детям вопрос: «Что такое мини – футбол? Как играть в мини-футбол». При постановке цели определяется продукт проекта – Праздник с родителями «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)». 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагает детям научиться играть в мини-футбол. 1.Вхождение в проблему «Что такое мини – футбол? Как играть в мини-футбол». 2.Вживание в игровую ситуацию – соревнования между командами по мини-футболу. 3.Осознание важности проекта – играть в мини – футбол и укреплять здоровье. ОСНОВНОЙ ЭТАП II 1.Делит участников проекта на подгруппы: каждая группа –отдельная команда. 2.Помогает спланировать деятельность – тренировки и матчи в течение месяца. 3.Организует деятельность- игры и упражнения с мячом матчевые встречи. 1.Объединение детей на рабочие группы: команды. 2.Распределение амплуа, привлечение родителей: выбор вратарей, нападающих, защитников, капитанов команд. III 1.Оказывает индивидуальную практическую помощь: обучение ведению мяча и ударов по воротам, обучение вратарей. 2.Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей: придумывание упражнений с мячом, самостоятельная организация игры в парах, тройках. 3.Проведение итогового занятия 1.Формирование специфических знаний, умений, навыков: правила игры в футбол, действия с мячом. 2.Игра в мини-футбол. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП IV Презентация итогового продукта для педагогов ДОУ и родителей: фотоматериалы, награждение команд, вручение кубка. 1.Выставка фотографий. 2. Проведение праздника «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)». Подведение итогов. Награждение победителей.

Слайд 11

Проект «Трус не играет в хоккей» Цель: создание мотивации у субъектов образовательного процесса (воспитанников, родителей) к игре в хоккей; формирование у воспитанников умений и навыков по начальной хоккейной подготовке, представлений о спортивной игре – хоккей. Задачи: 1. Усвоить знания про хоккей , историю развития хоккея. 2. Освоить правила игры в хоккей. 3. Укрепить основные группы мышц ног, плечевого пояса и спины, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. 4. Повысить показатели основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты и др ). 5. Сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физкультурой и спортом. Итоговое событие: хоккейный турнир среди воспитанников старшего дошкольного возраста

Слайд 12

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей и родителей ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП I 1.Формирует проблему и задает детям вопрос: «Что такое хоккей? Как играть в хоккей». При постановке цели определяется продукт проекта – Турнир по хоккею среди детей подготовительных групп. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагает детям научиться играть в хоккей. 1.Вхождение в проблему «Что такое хоккей? Как играть в хоккей». 2.Вживание в игровую ситуацию – соревнования между командами по хоккею. 3.Осознание важности проекта – играть в хоккей и укреплять здоровье. ОСНОВНОЙ ЭТАП II 1.Делит участников проекта на подгруппы: каждая группа –отдельная команда. 2.Помогает спланировать деятельность – тренировки и матчи в течение месяца. 3.Организует деятельность- игры и упражнения с шайбой, матчевые встречи. 1.Объединение детей на рабочие группы: команды. 2.Распределение амплуа, привлечение педагогов: выбор вратарей, нападающих, защитников, капитанов команд. III 1.Оказывает индивидуальную практическую помощь: обучение ведению шайбы и ударов по воротам, обучение вратарей. 2.Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей: придумывание упражнений с шайбой и клюшкой, самостоятельная организация игры в парах, тройках. 3.Проведение итогового занятия 1.Формирование специфических знаний, умений, навыков: правила игры в хоккей, действия с шайбой и клюшкой. 2.Игра в хоккей. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП IV Презентация итогового продукта для педагогов ДОУ и родителей: фотоматериалы, награждение команд, вручение кубка. 1.Выставка фотографий. 2. Проведение праздника «Проведение турнира по хоккею среди детей подготовительных групп». Подведение итогов. Награждение победителей.

Слайд 13

Проблему приобщения детей к спортивным играм невозможно решить в полной мере без активного участия родителей.

Слайд 14

Эмоции активизируют многие функции организма. Дети попадают в особый мир отношений, переживаний, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность и создают разрядку, смену напряжений. Ребенок учится добиваться успеха.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                           «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «УЛЫБКА»                                              г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Спортивные игры, как эффективное средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Разработан инструктором по физической культуре  

Стёпичевой Зоей Анатольевной

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..     3
  2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ……………………………………    4

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА……..……………………………... .   6

3.1.Цель ………………………………………………………..    6

3.2.Задачи…………………………………………………. …...   6

3.3.Ожидаемый результат …………………………………….    6

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА………………………………… …….  7

4.1.Теоретическое обоснование избранной темы………… …….   7

4.2.Методика обучения старших дошкольников элементам

спортивных игр……………..………………………………………  9

4.3.Особенности содержания, структуры и организации

игровых физкультурных занятий…………………………………  11

4.4.Этапы работы……………………………………………...… .   15

  1. ВЫВОДЫ…………………………………………………… …   28

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….    29

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ
  1. Мониторинг физического развития
  2. Перспективное планирование по проекту «Мини – футбол в детском саду»
  3. Перспективное планирование по проекту «Трус не играет в хоккей»
  4. Конспекты открытых мероприятий с детьми и родителями
  5. Фотоотчет
  6. Наградные материалы

  1. ВВЕДЕНИЕ.  

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом,

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам…

Авиценна

Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Все чаще можно встретить во дворах  скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерные  и теле - игры, просмотр мультфильмов.

Это подтверждает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии.

Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

К сожалению, как отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, сейчас дети стали меньше и хуже играть. Особенно сократились и по продолжительности и по количеству подвижные игры.

Беседуя с родителями, педагогами, наблюдая за играми детей на прогулках и в самостоятельной деятельности, я пыталась найти ответ на вопрос: почему не играют дети? В качестве главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру. Не играют дети еще и потому, что не умеют. Утеряны детские разновозрастные дворовые сообщества. Ребенку некому передать опыт коллективной игры. Сейчас крайне редкое явление – родители, играющие с ребенком. Многим детям энергичные подвижные игры оказываются не по силам. Исследования доктора педагогических наук Ю.К. Чернышенко и наши собственные доказывают, что более 40 % дошкольников имеют уровень физической подготовленности ниже среднего.

Уход игры со двора может свидетельствовать о том, что у современных детей она перестает быть «школой произвольного поведения». Но,  ни какая другая деятельность для ребенка 5-7 лет эту функцию выполнить не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого.

В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых и в этом случае процесс формирования воли приобретает или неправильное направление, или же вообще затрудняется.  

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Одним из важнейших направлений социальной политики  нашего государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствуют подписанные президентом России В.В. Путиным постановления:

  • “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”;
  • « О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» (письмо от 26.02.02 № 3—51-197/20);
  • «Повышение интереса к физической культуре и спорту» (2007 год).
  • Концепция содержания непрерывного образования (2003 год): «Возможно и целесообразно ознакомление детей со специальными видами физической культуры (отдельные виды спортивных занятий и игр с элементами легкой атлетики, футбола, тенниса)».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования уделяет  большое внимание  образовательной области «Физическое развитие», в том числе  становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. (П.2.6. ФГОС ДО)

В связи с этим актуален поиск путей физического  оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.

Обучение детей дошкольного возраста  элементам спортивных игр предусмотрено современными программами ДО («Радуга»«Детство»«Истоки» и др.)

Основные задачи:

1.           Развивать основные физические и воспитывать положительные морально-волевые качества.

2. Накапливать и обогащать  двигательный опыт детей (овладение двигательными навыками и правильной техникой).

   

  1.           Формировать у дошкольников интерес и потребность к двигательной активности и физическому совершенствованию.

Решить эти задачи можно только всем вместе,  объединив  усилия воспитателей, родителей и самих детей  по восстановлению игрового пространства детства!   Главное – соблюдать ПРАВИЛА:

  • Играйте так, чтобы дух захватывало!
  •  Играйте всегда и везде, вне зависимости от погодных условий!
  • Берегите здоровье детей! Регулируйте психо - эмоциональную нагрузку!
  • Своевременно предупреждайте травматизм. Помните, что ногами управляет голова!
  • Учите детей играть в старые, забытые народные игры, они приобщают детей к национальной культуре!

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА

3.1. Цель  - повышение  двигательной активности детей старшего дошкольного возраста,  улучшение их физической и функциональной подготовленности.

3.2. ЗАДАЧИ:

  • Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр «мини - футбол» и «хоккей»;
  • Формирование у детей устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
  • Воспитание положительных морально – волевых качеств;
  • Разработка   методики проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по футболу и хоккею в ДОУ;
  • Совершенствование имеющихся условий  в ДОУ для проведения  физкультурных занятий с детьми   старшего дошкольного возраста;
  • Пропаганда и популяризация спорта, футбола и хоккея на примере данного педагогического опыта;
  • Организация сетевого взаимодействия  с учреждениями культуры и спорта города.

3.3.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр должно иметь целью достижения благоприятного физического  развития  и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление дошкольников со спортивными играми в доступной форме. Основное внимание  направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Так как  игра для детей имеет исключительное значение,    включение в учебный процесс физического воспитания дошкольников спортивных  игр «мини-футбол» и «хоккей»   будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культуры, а также улучшению физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста.

При этом существует определенный   ряд проблем:

— слабая материальная база;

— недостаточная подготовленность педагогов;

— отсутствие системы работы по приобщению детей к спортивным играм;

— недостаточное  программно – методическое обеспечение.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА

4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ. 

С выходом ФГОС ДО проблемы использования игровых программ и технологий в  организации физкультурно-оздоровительной деятельности приобретают новое звучание. Отличительной чертой физического воспитания дошкольников в современном детском саду является его тесная связь с психическим, личностным, интеллектуальным, эстетическим развитием ребенка. Использование в старшем дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, представляет возможности для проявления личных интересов и способностей.

Естественно, что достичь этих результатов возможно при условии не насильственного стимулирования моторного развития. Утрата массовости физкультурного движения, упадок «дворового спорта», невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.

По мнению выдающегося отечественного психолога А.В. Запорожца, игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.

Значение двигательных действий в общем развитии ребенка очень велико. Аркин Е.А. (1968) подчеркивал, что не только отдельные стороны детской организации находят в двигательной деятельности «орудия выявления и источник развития: ребенок в целом, как личность, находит впервые в движениях, в действиях путь к самоутверждению, к признанию себя и своих сил».

Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, шайбы), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.

Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).

Такие игры, как футбол, хоккей построены на многообразных двигательных действиях. В различных комбинациях здесь используются ходьба, бег, прыжки. Эти действия требуют сохранения устойчивого положения в заданной позе после приседаний, поворотов, наклонов. При этом двигательные действия могут выполняться различными способами, в сочетаниях, с изменениями темпа и скорости. Двигательные действия, включающие в себя игры с элементами спорта, затрагивают и мелкие мышцы рук (хоккей), тем самым, стимулируя их развитие.

Известно также, что сенсорное представительство мелких мышц в коре головного мозга значительно больше, чем крупных мышц (Бернштейн Н.А., 1966), что еще раз подтверждает целесообразность использования данных двигательных действий в системе физического воспитания и развития дошкольников. Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения играми с элементами спорта, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. Поэтому предпочтительнее для дошкольников движение с частой сменой направления перемещения тела и его звеньев, которые и лежат в основе игр с элементами спорта.

Разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации допускают возможность широкого выбора самостоятельной деятельности, и развитие творческих двигательных способностей благоприятно сказываются на проявлении самостоятельности, инициативности, находчивости. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является фактором совершенствования сенсорной организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта - более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.

Современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы. На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры.

Многие исследователи: О.И. Кокорева, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова – констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических, здоровьеформирующих технологий на основе массовых спортивных игр.

4.2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР.

Переход дошкольного воспитания к личностно-ориентированной педагогике, направленной на создание условий для реализации собственной творческой активности ребенка, предполагает организацию обучения в рамках, специфичных для дошкольников видов деятельности, использование форм, средств, методов, соответствующих своеобразию развития ребенка-дошкольника.

Поэтому в обучении таким сложным видам двигательной деятельности, как элементам спортивных игр, через игру, мы видим оптимальные условия для реализации принципа природообразности и адекватности особенностям психического развития ребенка.

Методические основы построения технологий первоначального обучения детей спортивным играм и упражнениям раскрываются в исследованиях Усакова В.И. (2000). В результате многолетней опытно-экспериментальной работы названным автором разработан алгоритм обучения, выраженный в систематизированном по задачам и этапам обучения, педагогическом процессе применения опорных, подводящих и подготовительных упражнений. В рамках классической теории и методики обучения двигательным действиям детей на основе использования описанной технологии Усаков В.И. разработал следующую схему первоначального разучивания технических элементов спортивных игр.

1. Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

2. Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов посредством их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого вида спортивной игры.

3. Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

4. Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения

5. Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.

6. Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощенным правилам.

7. Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.

8. Закрепление основного тактического рисунка игры.

9. Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.

10. Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

Сотрудничество и сотворчество детей и инструктора по физической культуре  развивает воображение детей, побуждает их к свободным и естественным движениям. Это положительно сказывается на самостоятельной двигательной деятельности. Дети охотно играют с мячами, стремясь достичь результатов в действиях (забросить, забить, отбить, провести). Достигнув желаемого, дети стремятся продемонстрировать свои умения взрослым, без одобрения которых эти умения в значительной степени теряют свою ценность.

Таким образом, игры с элементами спорта являются не только эмоциональным воплощением процесса выполнения, но и достижения результатов. Эмоции активизируют многие функции организма. Дети попадают в особый мир отношений, переживаний, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность и создают разрядку, смену напряжений. Ребенок учится добиваться успеха.

Обучение дошкольников играм с элементами спорта предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития и является условием для полноценного гармоничного развития личности каждого ребенка.

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ.

В содержании игровых физкультурных занятий я включаю  подвижные игры общеразвивающего характера, направленные на формирование основных движений и комплексное развитие двигательных способностей. Значительное место в предлагаемых занятиях занимают игры с элементами спорта, доступные и полезные дошкольникам. При этом в каждом занятии детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приемов игры в футбол, хоккей. Каждое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте ребенка.

Схема построения занятия по физической культуре традиционна. Занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего им подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок. Обязательное условие - их постепенное увеличение в начале занятия, чередование - в середине, снижение - в конце занятия.

Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия. Все это обеспечивает реализацию дидактических принципов обучения - систематичности, постепенности, последовательности.

В  вводной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации: клюшке найти ее подружку – шайбу, мячам помочь размяться, так как бока у них залежались. В подготовительной   группе  дополнительно добавляю  варианты: «Путешествие в город мячей»; «Юные футболисты»; «Мой веселый звонкий мяч».

Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями. Так простой обруч превращается в руль, и начинается удивительное путешествие в «Город мячей». Здесь живут самые разные мячи: большие, маленькие, волейбольные, футбольные, баскетбольные, теннисные. Дети по-новому воспринимают инвентарь для игр с элементами спорта, овладевают возможными вариантами действий с ним, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ.

Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма.

Основная часть занятия включает также серию игр, направленных на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр, развитие двигательных способностей. В заключительной части провожу  психокоррекционные игры, обсуждаем вместе с детьми итоги, даётся оценка игре детей.

Таким образом, на занятиях  решается доминирующая задача – воспитание интереса к играм с элементами спорта.

Посредством изменения условий игры, предложения более сложных двигательных заданий, увеличения дозировки выполнения упражнений в процессе игры дифференцируется мера участия и активности ребенка.

В  физкультурные  занятия включены игры с элементами соревнования (игры, эстафеты).

Обучение детей двигательным действиям и их применение должны проходить в разных условиях, поэтому игровые занятия проводятся как в физкультурном зале, так и на спортивной  площадке на территории ДОУ, стадионе. Это дает простор для мобилизации и развития двигательных способностей, интеллектуальных качеств ребенка.

Концепция модернизации российского дошкольного образования, по словам Министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой предусматривает создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Для организации и проведения спортивных игр в ДОУ необходимы  следующие условия:

  1. Мною адаптирована структурно-функциональная модель обучения спортивным играм Волошиной Л. Н. под условия нашего ДОУ, Парциальная программа по физическому развитию «Будь здоров, дошкольник!» Т.Э. Токаевой.
  2. В нашем дошкольном учреждении макро - и микросреда соответствует современным требованиям СанПиН.  
  3. Центром организации двигательной деятельности дошкольников на участке является  спортивный городок  с многофункциональным комплексом для старших дошкольников и полосой препятствий. Кроме того, на территории детского сада  имеется большая площадка для спортивных игр, которая зимой переоборудуется в место для лыжной трассы.
  4. Микросреда детского сада – это   центры  по активизации движений в группах, которые соответствуют возрастным особенностям детей и каждый по-своему интересен.  В группах имеются   мини-тренажеры, нестандартное  физкультурное  оборудование. Учитывая гендерный подход в воспитании детей, для мальчиков установлены  вертикальные спортивные комплексы, тренажеры для развития силы и выносливости,  девочкам предлагаются «султанчики», гимнастические ленты  для выполнения танцевальных движений.
  5. Наш детский сад находится в непосредственной близости от  городского стадиона,  что является еще одним плюсом в организации физкультурно-оздоровительной работы.  
  6. Воспитанники ДОУ с удовольствием посещают  бассейн, футбольный клуб «Славатор», ледовую арену клуба «Форвард».
  7. Ежегодно в ДОУ разрабатывается и утверждается План оздоровительно – профилактической работы с детьми.
  8. Губернатор ЛО А.Ю. Дрозденко объявил 2019 Годом ЗОЖ!  Коллектив нашего ДОУ вносит свой вклад  в пропаганду здорового образа жизни! С целью приобщения всего коллектива к физкультуре и спорту, повышения профессионального уровня педагогов нашего детсада   организована система работы «Выходные с пользой для здоровья»: спортивный праздник «Будь здоров, Педагог!» - ноябрь, 2016 г., «Зимние забавы» на открытом ледовом катке – февраль, 2017 г., «Будь готов к ГТО!» - май, 2017г.; Зимняя Олимпиада для педагогов «Вперёд, Улыбка» - январь, 2018г, Поход на лыжную базу «За здоровьем в зимний лес» - февраль,2019г.; мастер – класс с использованием степ – платформ «Волшебные ступеньки» - март, 2019г.
  9. Я являюсь руководителем районного методического объединения инструкторов по физической культуре города и района. Мною разработан план работы РМО, в рамках которого в мае 2018 года прошла районная спартакиада между коллективами детских садов города «Весенняя капель».
  10.  Проблему приобщения детей к спортивным играм невозможно решить в полной мере без активного участия родителей. Как показывает практика участия родителей в спортивных праздниках и развлечениях ДОУ, родители имеют большой «спортивный» потенциал и желание его реализовать. Многие из них владеют навыками игры в футбол, хоккей, но при этом большинство родителей затрудняются в организации спортивных игр: не знают правил, не могут их адаптировать под дошкольный возраст, не знают основы техники и т. д. Мы также решаем задачу приобщения детей и их родителей к активному образу жизни. Участвуя в совместных мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видят, какую пользу приносят ребенку игры, веселые состязания, как играя, он тренируется. Традиционными стали:  «Будем в армии служить», «Большое космическое путешествие».
  11. Я активно использую  на своих занятиях по физической культуре инновационные технологии: 

- ИКТ (просмотр мультфильмов, презентаций о видах спорта);

- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие (физминутки, двигательные разминки, дыхательная, су- джок, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, музыкотерапия, релаксационные паузы, облегчённая форма одежды);

- личностно – ориентированные (понимание, признание и принятие личности ребёнка);

- метод проектов;

- педагогику сотрудничества;

- игровые.

 

         

 

  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ.

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работу по обучению детей старшего дошкольного возраста спортивным играм я начинаю с оценки уровня физического развития детей. Анализ диагностики дает объективную информацию об основных параметрах состояния здоровья детей, оценке физических качеств и уровня сформированности двигательных навыков.

В связи с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности определяю условия индивидуально-дифференцированного подхода, который обеспечивается на физкультурных занятиях:

игрой на полной площадке или на ее половине;

- использованием инвентаря различного веса и размера (облегченный вариант мячей);

- увеличением или уменьшением расстояния между партнерами в действиях парами;

- дозировкой физической нагрузки при подборе игр и упражнений, их повторений;

- подбором индивидуальных заданий по развитию тех или иных качеств.

Сложностью в реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода является то, что в играх с элементами спорта преобладают коллективные действия.

Прежде чем приступить к системному обучению спортивным играм и упражнениям,  знакомлю детей с историей возникновения того или иного вида спорта, известными спортсменами, провожу экскурсии на спортивные объекты: стадион, бассейн. Цель – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.  

Проект «МИНИ – ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ»

Проект ориентирован на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Физическое развитие» с интегрированным содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Актуальность.

С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Мини-футбол – спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируют интерес и увлеченность ею. Игра с мячом позволяет всесторонне воздействовать на мышечную систему детей. Укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы, регулировать обмен веществ,  усиливая его функциональный эффект.

Цель проекта: укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности посредством игры в мини-футбол.

    Задачи:

  1. Повышать интерес к мини-футболу.
  2. Формировать умение организовывать самостоятельную двигательную деятельность посредством игры в мини-футбол.
  3. Развивать основные физические качества.
  4. Совершенствовать навыки основных видов движений, двигательную реакцию детей, точность воспроизведения движений во времени и пространстве.
  5. Укреплять здоровье и воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Участники проекта: дети, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Продукт проектной деятельности: Праздник с родителями «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)»

Предварительная работа:

- экскурсии на городской стадион, в Футбольный клуб «Славатор»;

- создание соответствующей среды, приобретение необходимого игрового оборудования для игры в мини – футбол;

- разучивание подвижных игр и упражнений с элементами футбола;

- заучивание стихов о футболе.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I

1.Формирует проблему и задает детям вопрос: «Что такое мини – футбол? Как играть в мини-футбол».

При постановке цели определяется продукт проекта – Праздник с родителями «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)».

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагает детям научиться играть в мини-футбол.

1.Вхождение в проблему «Что такое мини – футбол? Как играть в мини-футбол».

2.Вживание в игровую ситуацию – соревнования между командами по мини-футболу.

 3.Осознание важности проекта – играть в мини – футбол и укреплять здоровье.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

II

1.Делит участников проекта на подгруппы: каждая группа –отдельная команда.

2.Помогает спланировать деятельность – тренировки и матчи в течение месяца.

3.Организует деятельность- игры и упражнения с мячом матчевые встречи.

1.Объединение детей на рабочие группы: команды.

2.Распределение амплуа, привлечение родителей: выбор вратарей, нападающих, защитников, капитанов команд.

III

1.Оказывает индивидуальную практическую помощь: обучение ведению мяча и ударов по воротам, обучение вратарей.

2.Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей: придумывание упражнений с мячом, самостоятельная организация игры  в парах, тройках.

3.Проведение итогового занятия

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков: правила игры в футбол, действия с мячом.

2.Игра в мини-футбол.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

IV

Презентация итогового продукта для педагогов ДОУ и родителей: фотоматериалы, награждение команд, вручение кубка.

1.Выставка фотографий.

2. Проведение праздника «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)». Подведение итогов. Награждение победителей.

Ожидаемые результаты:

  1. Самостоятельная организация детьми игры в мини-футбол.
  2. Совместная игра в мини-футбол родителей с детьми на отдыхе.
  3. Укрепление здоровья детей, приобщение к ЗОЖ.

Виды деятельности в проекте.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Утренняя гимнастика «Футболисты», гимнастика «Разминка футболистов»,

 «Подготовка футболистов к матчу»; утренняя гимнастика

«Мы со спортом дружим».

Гимнастика для глаз: «Проследи путь мяча глазами», «Мяч по полю», «Мяч в воротах», «Мяч в игре», «Передай мяч».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

Беседа о правилах игры в мини-футбол; практикум с детьми: «Правила дворового футбола».

Экскурсия на футбольный стадион «Славатор», экскурсия в тренажерный зал футбольного клуба «Славатор», поход на футбольный матч всей семьей, просмотр футбольного матча детских команд на футбольном стадионе «Славатор». Уборка футбольной площадки от мусора, выравнивание футбольной площадки, мытье футбольного мяча после игры, складывание футбольной формы в шкаф.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- ФЭМП: Игра: «Сосчитай мячи», игра: «Сравни мячи», Игра: «Найди, что похоже на мяч», лабиринты: «В какие ворота попадет мяч»?

- Ознакомление с окружающим миром: Беседа о мини-футболе, «История возникновения футбольного мяча»,  «История возникновения футбола». «Футбол в Древней Греции, Риме, в Китае, в Европе», «Футбольные команды мира», «Презентация «Российский футбол».

- Игры с мячом на развитие временных представлений: «Мяч футбольный передай – дни недели называй». «Мяч футбольный передай –  время года называй», «Мяч футбольный передай –  время суток называй», «Мяч футбольный передай –  когда это бывает, называй».

Настольная игра «Футбол», придумывание упражнений с мячом на прогулке, игра в мини-футбол между группами детского сада, игра в футбол всей семьей в выходной день.

- Просмотр мультфильмов вместе с детьми: «Как звери в футбол играли», «Футбол», «Как утенок-музыкант стал футболистом», «Необыкновенный матч», «Утенок, который не умел играть в футбол», «Как казаки в футбол играли», «Футбольные звезды», «С бору по сосенке», «Уличный футбол, «Метеор. Футбольные звезды», «Футбол по-украински», «Смешарики-футбол», «Галактический футбол».

Образовательная область «Речевое развитие»

- Ознакомление с художественной литературой чтение рассказа из журнала «Смешарики» «Большой футбольный матч», сказки «Сказка о непослушном мячике» (Из книги «Румяные щеки»), чтение стихотворения  Л. Курзаевой «Матч».

- Развитие речи: «Составление рассказа по картинке: «Смешарики играют в футбол». «Составление рассказа из личного опыта: «Как я играл в футбол», «Составление рассказа по картине «Футболисты», «Составление рассказа-описания по схемам на тему футбола».

- Чтение рассказа из журнала «Смешарики» «Большой футбольный матч»; чтение журнала  «Трамплин» №4 2005 г. (детский журнал о спорте) тест «Выбери свой вид спорта». «Сказка о непослушном мячике» (Из книги «Румяные щеки»), чтение стихотворения  А. Барто «Петя на футболе»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

 Аппликация: «Играем в футбол в лесу».  «Форма футболиста», «Играем в футбол в лесу», «Футболка для игрока», «Футбольный кубок».

Рисование: «Футбольное поле», «Футбол». «Игра в футбол», «Магазин мячей».

Конструирование: Коллективная работа: «Мы любим футбол».

Лепка: «Футболист»».

Песня-игра «Футболисты». «Волшебники двора». «Гимн Российскому футболу», «Мы играем в футбол», «Гол!!! Это наш футбол», «Волшебники двора», слушание песни о футболе: «Гол!!! Это наш футбол», «Мы играем в футбол».

Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР

- Игра с малым мячом на развитие мелкой моторики: комплекс «Разминка». комплекс «Нажми на мяч», комплекс «Мяч - ёж».

- Игра с мячом, направленная на развитие ориентировки в пространстве: «Вратарь». «Где мяч»? «Где спрятался мяч»? «В какие ворота забили гол»?

- Игра с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов: 

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Мяч толкни - звук назови» ». «Мяч толкни и звук назови» », «Соперника обмани и звук назови»

- Игра  с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи: «Логопеду мяч бросай - слово называй». «Я знаю пять названий…». «Логопеду мяч ногой передай - слово называй», «Я мяч передаю и говорю».

- Развитие моторики: речь с движением: «Апельсин» (с мячом),  «Мяч поднимем». «Мяч». «С мячом  по полю пробегаем», «Я расту достойной сменой», «Физкультура».

- Штриховка: «Футбольные ворота», «Футбольный мяч».

Пальчиковая гимнастика: «Мячи бывают разные», «Мячик, мячик»,  «Играем в футбол», «Этот гол забил…», «Футбольный мяч бывает…».

По данному проекту разработано перспективное планирование.

Приложение 7.2

Проект «ТРУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ»

Проект ориентирован на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в образовательной области «Физическое развитие» с интегрированным содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Вид проекта

  • Практико - ориентированный
  • Межгрупповой

Актуальность проекта

... Здоровью моему полезен русский холод ...

А.С. Пушкин

  Игра в хоккей на свежем воздухе – замечательное средство обогатить организм кислородом, что прекрасно сказывается на всем организме.

  • Хоккей помогает укрепить дыхательную и сердечно - сосудистую системы.
  • Хоккей отлично развивает координацию, чувство равновесия, быстроту реакций, ведь во время игры приходиться постоянно менять скорость и направления движения.
  •  Хоккей в детском возрасте помогает гармоничному физическому развитию организма, закаляет и укрепляет организм, снижает риск развития сколиоза, плоскостопия и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  • Полезен этот вид спорта даже для зрения, так как постоянное слежение за шайбой и игроками тренирует глазные мышцы
  •  Конечно же, как и большинство командных видов спорта, эта игра развивает такие качества как коммуникабельность, дисциплинированность и ответственность, воспитывает командный дух. Хоккей развивает смелость, мужество, целеустремленность и волю.

Цель: создание мотивации у субъектов образовательного процесса (воспитанников, родителей) к  игре в хоккей; формирование у воспитанников  умений и навыков по начальной хоккейной  подготовке, представлений о спортивной игре – хоккей.

Задачи:

Для детей

  • Усвоить  знания про хоккей, истории развития хоккея.
  • Освоить  правила игры в хоккей.
  • Укрепить основные группы мышц ног, плечевого пояса и спины, сердечно - сосудистую и дыхательную системы.
  • Повысить показатели основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты и др).
  • Сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физкультурой и спортом.

Для родителей

  • Помочь детям приобрести знания по начальной хоккейной подготовке детей старшего дошкольного возраста.
  • Создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по начальной хоккейной подготовке, приобретенных в детском саду.
  • Принимать активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках.  

Для педагога

  • Изучить современные технологии по начальной хоккейной подготовке воспитанников старшего дошкольного возраста;
  • Разработать перспективное планирование на холодный период года (январь - февраль) по начальной хоккейной подготовке;
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по приобщению к здоровому образу жизни и игре в  хоккей.

Механизм реализации проекта

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы:

  • Непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по 25 - 30 минут.
  • Игра в хоккей  во время прогулки.
  • Просмотр презентаций, альбомов, телепередач, чтение художественных произведений.
  • Турнир внутри детского сада.
  • Физкультурные праздники и развлечения с включением элементов хоккея.

Основные методы, используемые при проведении непосредственной образовательной деятельности по начальной хоккейной подготовке:

1. Наглядные – показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен, фишки), непосредственная помощь инструктора по физической культуре.

2. Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда;

3. Практические – повторение движений, упражнения, применение элементов соревнования и т.д.

Предварительная работа:

- Экскурсии на городской стадион, на ледовую арену «Форвард» (в рамках «Маршрута выходного дня» с родителями).

- создание соответствующей среды Приобретение необходимого игрового оборудования для игры в хоккей.

- Разучивание подвижных игр и упражнений с элементами хоккея.

- Заучивание стихов и песен о хоккее.

Этапы реализации проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I

1.Формирует проблему и задает детям вопрос: «Что такое хоккей? Как играть в хоккей».

При постановке цели определяется продукт проекта – Турнир по хоккею среди детей старшего дошкольного возраста.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагает детям научиться играть в хоккей.

1.Вхождение в проблему «Что такое хоккей? Как играть в хоккей».

2.Вживание в игровую ситуацию – соревнования между командами по хоккею.

 3.Осознание важности проекта – играть в хоккей и укреплять здоровье.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

II

1.Делит участников проекта на подгруппы: каждая группа –отдельная команда.

2.Помогает спланировать деятельность – тренировки и матчи в течение месяца.

3.Организует деятельность- игры и упражнения с шайбой, матчевые встречи.

1.Объединение детей на рабочие группы: команды.

2.Распределение амплуа, привлечение педагогов: выбор вратарей, нападающих, болельщиков, защитников, капитанов команд.

III

1.Оказывает индивидуальную практическую помощь: обучение ведению шайбы и ударов по воротам, обучение вратарей.

2.Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей: придумывание упражнений с шайбой и клюшкой, самостоятельная организация игры  в парах, тройках.

3.Проведение итогового занятия

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков: правила игры в хоккей, действия с шайбой и клюшкой.

2.Игра в хоккей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

IV

Презентация итогового продукта для педагогов ДОУ и родителей: фотоматериалы, награждение команд, вручение кубка.

1.Выставка фотографий.

2. Проведение праздника «Проведение турнира по хоккею среди детей старшего дошкольного возраста». Подведение итогов. Награждение победителей.

Ожидаемые результаты

В деятельности детей:

  • приобретение умений и навыков начальной хоккейной подготовки для дальнейшего их совершенствования на уроках физкультуры в школе;
  •  повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
  • оздоровление и закаливание детского организма, снижение сезонной простудной заболеваемости;
  • формирование  устойчивого интереса к хоккею и в дальнейшем посещения секции хоккей.

В деятельности родителей:

  • повышение интереса родителей к укреплению здоровья и совершенствованию физического развития детей;
  • активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках,  соревнованиях и походах.

  • рекомендации для родителей по обучению воспитанников 5 -7 лет игре в хоккей;
  • создание видеофильма «Спорт приходит в каждый дом!»
  • участие во Всероссийском конкурсе «Нам со спортом по пути!» (ЦГМИ «Идея»).

По данному проекту разработано перспективное планирование.

Приложение 7.3

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Результативность моего инновационного опыта подтвердилась  данными мониторинга  физической подготовленности детей:

Дополнительно  произошли изменения, не связанные напрямую с целью, задачами опыта:

  • Реализуемые проекты  «Мини – футбол» и «Трус не играет в хоккей» направлены на развитие таких значимых для нашей страны видов спорта, как хоккей и мини-футбол. С другой стороны, проекты направлены на укрепление здоровья детей и их гармоничное развитие.

  • Проекты имеют большое социальное значение. Все дети получают возможность на бесплатной основе приобрести спортивные навыки непосредственно в ДОУ. Для родителей также будет большим плюсом тот факт, что их дети получают дополнительные навыки   и не возникает необходимость тратить дополнительные силы и средства для посещения спортивных секций,   расположенных на   удалении от места проживания.

  • В  нашем детском  саду есть дети из неблагополучных, неполных, многодетных и малообеспеченных семей (у родителей, зачастую, нет ни времени, ни возможностей для устройства детей в спортивные секции).

  • Проекты предполагают равные возможности для занятий,   как  мальчиков, так и девочек.  Обстановка соревнований побуждает детей к движению и таким образом повышает двигательную активность детей,  побуждает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационные умения. Участникам игры просто необходимо договориться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность.
  • У дошкольников ещё не развито чувство ответственности за свои действия перед товарищами, но возникающие переживания придают эмоциональную окраску действиям, отношениям с другими участниками, так как в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения, что способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.

5. ВЫВОДЫ.

За время работы в детском саду я поняла, чтобы быть интересным детям, надо быть современным. Всё предельно просто и довольно забавно, как раз то, что может увлечь современных детей. Сами идеи игр подсмотрены мною  в жизни воспитанников. Именно в дошкольном возрасте они проявляют креативность   и могут превратить палку в клюшку, а обруч от серсо в шайбу…  

Повторное анкетирование выявило большую заинтересованность родителей в физическом воспитании и развитии своих детей. О наличии у родителей интереса к нашей работе говорит и тот факт, что все большее количество мам и пап  принимает участие в физкультурно – оздоровительных  мероприятиях детского сада.  

Концепцию развития своего инновационного опыта я вижу в приобщении детей дошкольного возраста к спортивным играм, которые развивают не только физические качества, но и нравственно – патриотические.

Детские годы скоротечны и важно наполнить каждую минуту яркими незабываемыми впечатлениями!

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «От рождения до школы»/ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы / М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2014.
  2. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене/ М.,  ПРОСВЕЩЕНИЕ,  1992.
  3.   «Играйте на здоровье» / Л.Н. Волошина,  Т.В. Курилова / АРКТИ, 2004.
  4.   Физкультура. Игровая деятельность. Старшая группа / С.Е.    Голомидова / М., ТД «КОРИФЕЙ»,  2010.
  5.   Система физического воспитания в детском саду/  О.М. Литвинова /

Волгоград,  «УЧИТЕЛЬ»,  2007.

  1.   Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3 – 7 лет / Л.И. Пензулаева / М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ.   2015.
  2.  Сборник подвижных игр  для занятий с детьми 2 – 7 лет /                                  Э.Я. Степаненкова /  М..  МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3.  Детский фитнес /  Е.В. Сулим / М.,   ТЦ  СФЕРА.  2015.
  4.  Нескучная гимнастика/  Е.А. Алябьева / М.,   ТЦ СФЕРА, 2016 г.
  5.  Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников/ Л.А. Соколова/  Санкт – Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
  6. Сюжетно -  ролевая ритмическая гимнастика / Н.А. Фомина
    М.,  БАЛАСС, 2008.
  7.  «Здоровье» / В.Г. Алямовская /  ЛИНКА-ПРЕСС, 1993.
  8. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина /М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
  9. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду /под ред. Т.С. Яковлевой / М., ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА,  2006.
  10. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева / М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
  11. Вместе с семьей / Т.Н.Дронова / М.,  ПРОСВЕЩЕНИЕ,, 2006.
  12. С физкультурой дружить – здоровым быть / М. Д. Маханева /  М.,  ТЦ «СФЕРА», 2009.
  13. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. / Зимонина В.А./ М., ВЛАДОС, 2003.
  14. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская / М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                           «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» №14 «УЛЫБКА»                                              г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

«Спортивные игры, как эффективное средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Разработан инструктором по физической культуре  

Стёпичевой З. А.

Апрель 2019

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Все чаще можно встретить во дворах  скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии.

Одним из важнейших направлений социальной политики  нашего государства является политика в области обеспечения здоровья нации.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования уделяет  большое внимание  образовательной области «Физическое развитие», в том числе  становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. (П.2.6. ФГОС ДО)

Наблюдая вновь поступающих детей, с сожалением приходится отметить, что за последние годы состояние здоровья ребят значительно ухудшается. Одна из причин ухудшения здоровья – снижение двигательной активности. 

В связи с этим актуален поиск путей физического  оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА

2.1. ЦЕЛЬ - повышение  двигательной активности детей старшего дошкольного возраста,  улучшение их физической и функциональной подготовленности.

2.2. ЗАДАЧИ:

  • Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр «мини - футбол» и «хоккей»;
  • Формирование у детей устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
  • Воспитание положительных морально – волевых качеств;
  • Разработка   методики проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по футболу и хоккею в ДОУ;
  • Совершенствование имеющихся условий  в ДОУ для проведения  физкультурных занятий с детьми   старшего дошкольного возраста;

  • Пропаганда и популяризация спорта, футбола и хоккея на примере данного педагогического опыта;
  • Организация сетевого взаимодействия  с учреждениями культуры и спорта города.

2.3.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Включение в образовательный процесс физического воспитания дошкольников спортивных  игр «мини-футбол» и «хоккей»   будет способствовать повышению двигательной активности, а также улучшению физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста.

Для организации и проведения спортивных игр в нашем ДОУ созданы   следующие условия:

  1. Мною адаптирована структурно-функциональная модель обучения спортивным играм Волошиной Л. Н. под условия нашего ДОУ, Парциальная программа по физическому развитию «Будь здоров, дошкольник!» Т.Э. Токаевой.
  2. В нашем дошкольном учреждении макро - и микросреда соответствует современным требованиям СанПиН.  В группах имеются   мини-тренажеры, нестандартное  физкультурное  оборудование. Учитывая гендерный подход в воспитании детей, для мальчиков установлены  вертикальные спортивные комплексы, тренажеры для развития силы и выносливости,  девочкам предлагаются «султанчики», гимнастические ленты  для выполнения танцевальных движений.
  3. Центром организации двигательной деятельности дошкольников на участке является  спортивный городок  с многофункциональным комплексом и полосой препятствий. Кроме того, на территории детского сада  имеется большая площадка для спортивных игр, которая зимой переоборудуется в место для лыжной трассы.
  4. Наш детский сад находится в непосредственной близости от  городского стадиона,  что является еще одним плюсом в организации физкультурно-оздоровительной работы.  
  5. Воспитанники ДОУ с удовольствием посещают  бассейн, футбольный клуб «Славатор», ледовую арену клуба «Форвард».
  6. Ежегодно в ДОУ разрабатывается и утверждается План оздоровительно – профилактической работы с детьми.
  7. Губернатор ЛО А.Ю. Дрозденко объявил 2019 Годом ЗОЖ!  Коллектив нашего ДОУ вносит свой вклад  в пропаганду здорового образа жизни! С целью приобщения всего коллектива к физкультуре и спорту, повышения профессионального уровня педагогов нашего детсада   организована система работы «Выходные с пользой для здоровья»: спортивный праздник «Будь здоров, Педагог!» - ноябрь, 2016 г., «Зимние забавы» на открытом ледовом катке – февраль, 2017 г., «Будь готов к ГТО!» - май, 2017г.; Зимняя Олимпиада для педагогов «Вперёд, Улыбка» - январь, 2018г, Поход на лыжную базу «За здоровьем в зимний лес» - февраль,2019г.; мастер – класс с использованием степ – платформ «Волшебные ступеньки» - март, 2019г.
  8. Я являюсь руководителем районного методического объединения инструкторов по физической культуре города и района, в рамках которого в мае 2018 года прошла районная спартакиада между коллективами детских садов города «Весенняя капель».
  9.  Проблему приобщения детей к спортивным играм невозможно решить в полной мере без активного участия родителей. Благодаря таким мероприятиям, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видят, какую пользу приносят ребенку игры, веселые состязания, как играя, он тренируется. Традиционными стали:  «Будем в армии служить», «Большое космическое путешествие».
  10. Я активно использую  на своих занятиях по физической культуре инновационные технологии: 
  • ИКТ (просмотр мультфильмов, презентаций о видах спорта);
  • здоровьесберегающие и здоровьеформирующие (физминутки, двигательные разминки, дыхательная, су - джок, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, музыкотерапия, релаксационные паузы);
  • личностно – ориентированные (понимание, признание и принятие личности ребёнка);
  • метод проектов;
  • педагогику сотрудничества;
  • игровые.
  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ.

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работу по обучению детей старшего дошкольного возраста спортивным играм я начинаю с оценки уровня физического развития детей. Анализ диагностики дает объективную информацию об основных параметрах состояния здоровья детей, оценке физических качеств и уровня сформированности двигательных навыков.

Прежде чем приступить к системному обучению спортивным играм и упражнениям,  знакомлю детей с историей возникновения того или иного вида спорта, известными спортсменами, провожу экскурсии на спортивные объекты: стадион, бассейн.  

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.  Реализация проектов, ориентированных  на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Физическое развитие» с интегрированным содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Проект «МИНИ – ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I

1.Формирует проблему и задает детям вопрос: «Что такое мини – футбол? Как играть в мини-футбол».

При постановке цели определяется продукт проекта – Праздник с родителями «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)».

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагает детям научиться играть в мини-футбол.

1.Вхождение в проблему «Что такое мини – футбол? Как играть в мини-футбол».

2.Вживание в игровую ситуацию – соревнования между командами по мини-футболу.

 3.Осознание важности проекта – играть в мини – футбол и укреплять здоровье.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

II

1.Делит участников проекта на подгруппы: каждая группа –отдельная команда.

2.Помогает спланировать деятельность – тренировки и матчи в течение месяца.

3.Организует деятельность- игры и упражнения с мячом матчевые встречи.

1.Объединение детей на рабочие группы: команды.

2.Распределение амплуа, привлечение родителей: выбор вратарей, нападающих, защитников, капитанов команд.

III

1.Оказывает индивидуальную практическую помощь: обучение ведению мяча и ударов по воротам, обучение вратарей.

2.Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей: придумывание упражнений с мячом, самостоятельная организация игры  в парах, тройках.

3.Проведение итогового занятия

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков: правила игры в футбол, действия с мячом.

2.Игра в мини-футбол.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

IV

Презентация итогового продукта для педагогов ДОУ и родителей: фотоматериалы, награждение команд, вручение кубка.

1.Выставка фотографий.

2. Проведение праздника «Совместный выходной (проведение матча по мини - футболу)». Подведение итогов. Награждение победителей.

Проект «ТРУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I

1.Формирует проблему и задает детям вопрос: «Что такое хоккей? Как играть в хоккей».

При постановке цели определяется продукт проекта – Турнир по хоккею среди детей старшего дошкольного возраста.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагает детям научиться играть в хоккей.

1.Вхождение в проблему «Что такое хоккей? Как играть в хоккей».

2.Вживание в игровую ситуацию – соревнования между командами по хоккею.

 3.Осознание важности проекта – играть в хоккей и укреплять здоровье.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

II

1.Делит участников проекта на подгруппы: каждая группа – отдельная команда.

2.Помогает спланировать деятельность – тренировки и матчи в течение месяца.

3.Организует деятельность- игры и упражнения с шайбой, матчевые встречи.

1.Объединение детей на рабочие группы: команды.

2.Распределение амплуа, привлечение педагогов: выбор вратарей, нападающих, болельщиков, защитников, капитанов команд.

III

1.Оказывает индивидуальную практическую помощь: обучение ведению шайбы и ударов по воротам, обучение вратарей.

2.Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей: придумывание упражнений с шайбой и клюшкой, самостоятельная организация игры  в парах, тройках.

3.Проведение итогового занятия

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков: правила игры в хоккей, действия с шайбой и клюшкой.

2.Игра в хоккей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

IV

Презентация итогового продукта для педагогов ДОУ и родителей: фотоматериалы, награждение команд, вручение кубка.

1.Выставка фотографий.

2. Проведение праздника «Проведение турнира по хоккею среди детей старшего дошкольного возраста». Подведение итогов. Награждение победителей.

ВЫВОДЫ. Эффективность созданной и апробированной системы   по  обучению детей старшего дошкольного возраста спортивным играм подтвердилась следующей результативностью: 

  1. Освоение  образовательной  программы по ОО «Физическое развитие»  составило: в старшей группе -  93 %,  в подготовительной группе  – 100%.
  2. Мониторинг сформированности  физических  качеств (старший дошкольный возраст) за 2016 – 2017уч.г. - 86 % высокий уровень;                                                             за 2017 - 2018 уч. г. - 96 % высокий уровень .    
  3.  Сравнительный анализ посещаемости в группах  старшего дошкольного возраста за 3 года показывает положительную динамику  от  78,5%   в 2015г.   до  82%    в  2018 г.
  4. Снижение показателя  заболеваемости на 1 ребенка старшего дошкольного возраста от 13 дней за учебный год в 2015г.  до 9  дней за год  в 2018 г.
  5.  Система работы  с коллективом по приобщению к ЗОЖ  «Выходные с пользой для здоровья»  сплотила  сотрудников, способствовала   в улучшению психологического микроклимата, сокращению пропусков по больничным.
  6. Анкетный опрос родителей показал, что 100 % родителей удовлетворены работой ДОУ. Количество семей, игнорирующих советы и рекомендации воспитателей, сократились с 35% до 7%, что свидетельствует о высоком уровне доверия к деятельности ДОУ и педагогической компетентности в вопросах детского здоровья.

Дополнительно  произошли изменения, не связанные напрямую с целью, задачами опыта:

  • Реализуемые проекты  «Мини – футбол» и «Трус не играет в хоккей» направлены не только на укрепление здоровья детей, но и  развитие таких значимых для нашей страны видов спорта, как хоккей и мини-футбол.
  • Проекты имеют и социальное значение. В  нашем детском  саду есть дети из семей групп риска (неполных, многодетных и малообеспеченных семей, у родителей, зачастую, нет ни времени, ни возможностей для устройства детей в спортивные секции). Все дети получают возможность   приобрести спортивные навыки непосредственно в ДОУ.   
  • Проекты предполагают равные возможности для занятий,   как  мальчиков, так и девочек.  Обстановка соревнований побуждает детей к движению и таким образом повышает двигательную активность детей,  побуждает к общению.

Концепцию развития своего инновационного опыта я вижу в приобщении детей дошкольного возраста к спортивным играм, которые развивают не только физические качества, но и нравственно – патриотические!