Наставничество
Предварительный просмотр:
Тема наставничества в школе – проблемная и актуальная.
Актуальная, потому что дефицит молодых специалистов ощущается практически в каждом учебном заведении и по каждому учебному предмету.
Проблемная, потому что необходимо подобрать методы, приемы, методологические инструменты для мониторинга уровня адаптации молодого специалиста.
Работу необходимо начинать с определения уровня профессионального мастерства. Здесь речь идет о регулярном посещении уроков наставником. Очень важно осуществлять анализ проведенного урока.
Прежде всего, обратить внимание на положительные моменты, на те этапы урока или методы и приемы, которые больше всего удались молодому учителю.
Замечания, дополнения выражаем в виде совета или предложения. Напоминаем, что современный урок должен соответствовать требованиям ФГОС.
После выявления проблемных моментов, наставник разрабатывает программу профессионального роста подопечного – подбираются вебинары, семинары, конференции и курсы для повышения квалификации. Создается график посещения молодым специалистом уроков наставника и учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, учителей-новаторов, учителей – участников педагогических конкурсов. Все это поможет подопечному увидеть передовой педагогический опыт «в действии». Хороший результат дает анализ урока другого учителя самим молодым специалистом.
Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, педагогических советах. Дни коррекции и регуляции – вот неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в образовательном учреждении [1;с.66]. И во всех этих мероприятиях подопечный может принимать участие (и как слушатель и наблюдатель – на начальном этапе, а затем как выступающий, ведущий и непосредственный участник).
Посещение урока позволяет наставнику определить не только методические проблемы, но и определить уровень психологического комфорта, грамотно ли построено общение с обучающимися, на сколько глубоко специалист знает возрастную психологию и физиологию. Пробелы в знании возрастной психологии решаются за счет консультаций школьного психолога или самообразования.
Начальный (адаптационный) период очень важен в становлении молодого специалиста. Это время, когда (зачастую) молодой человек принимает решение остаться ли в школе или уйти. В этот период очень важна личность наставника. Он должен
быть профессионалом в своем деле,
быть уважаемой и авторитетной личностью,
уметь наладить положительный межличностный контакт с подопечным,
иметь большой педагогический, методический и психологический «арсенал»,
нестандартно и творчески мыслить.
Список литературы. Щипунова Н.Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами. Молодой ученыю 2016 №6