Сдаем ЕГЭ правильно

Рогозина Ирина Геннадьевна

На этой странице собраны рекомендации, которые помогут Вам и вашему ребенку войти без сресса в ситуацию под названием Экзамен

Практические рекомендации для родителей

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. В силу возрастных особенностей выпускник может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

В день экзамена организуйте совместный приятный завтрак, он должен быть не обильным, но питательным, включающим любимые блюда, сладкое.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Провожая на экзамен, обнимите своего ребенка, скажите, как вы любите его (ее), верите в успехи и ждете дома!

Дарите Вашему ребенку ЛЮБОВЬ, ПОДДЕРЖКУ и ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ всеми возможными способами

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в психологической подготовке выпускника к ЕГЭ Советы психолога выпускникам и родителям.

Слайд 2

Первый шаг: планирование подготовки к сдаче ЕГЭ Выучить весь учебный материал вполне реально, для этого остаточно времени. Необходимо: Собрать информацию о проведении экзамена. Продумать способы подготовки к предметам. Распределить ежедневную учебную нагрузку по дням.

Слайд 3

Учитываем учебный стиль «Я вижу!» «Я слышу!» «Я чувствую!»

Слайд 4

Соблюдаем условия поддержания работоспособности Режим дня. Чередование умственного и физического труда. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям ( кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20 – 30 минут ( взгляд вдаль, оторвать глаза от книги). Хороший, полноценный сон. Прогулки на свежем воздухе. Минимум телевизионных передач и компьютерных игр!

Слайд 5

«УМНОЕ МЕНЮ» Во время интенсивного умственного напряжения нам необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Специалисты по питанию утверждают: Орехи – благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему; Морковь – улучшает память; Капуста – снимает стресс; Витамин С ( лимон, апельсин, киви) – освежает мысли и облегчает восприятие информации; Клубника и бананы – помогут стать спокойнее; Креветки – позволяют сконцентрировать внимание; Шоколад – питает клетки мозга. Предлагаем рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы : 1 чайная ложка мёда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.

Слайд 6

Накануне экзамена Лечь спать на 1 час раньше, в хорошо проветренной комнате. Все необходимое к экзамену нужно подготовить заранее. Одежду, которую планирует ребенок одеть на экзамен, примерьте накануне и убедитесь в том, что в ней удобно. Завтрак перед экзаменом необходим! . Нельзя принимать успокаивающие препараты, так как они вызывают торможение и нарушают координацию. Лучше научиться способам релаксации, например, с помощью дыхания (вдох – 4, выдох -6).

Слайд 7

Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваши переживания. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость. Мобилизация юмора . Смех – противодействие стрессу. Интеллектуальная переработка – нет худа без добра. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия). Быстрое общее мышечное расслабление ( релаксация).

Слайд 8

Вместе создаём психологический комфорт Выпускники, опирайтесь на свои сильные стороны; верьте в себя и не зацикливайтесь на промахах! Родители, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи, покажите ребенку, что понимаете его переживания. Все вместе создайте дома обстановку дружелюбия и психологического комфорта !



Предварительный просмотр:

  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки: на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
  • Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по некоторым темам, а вы задайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером, накануне экзамена, он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы он обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  • Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе "провалил" экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае «не повезло».

Желаем успешной сдачи экзаменов!



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\психолог\Мои документы\фото\еда\J0175411.JPG

                  Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.

  Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

...улучшить память

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авакадо — источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

...сконцентрировать внимание

Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.

Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

...достичь творческого озарения

Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для журналистов и других творческих профессий.

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.

...успешно грызть гранит науки

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.

Черника — идеальный «промежуточный корм» для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».



Предварительный просмотр:

J0336917

     

  • А вы сильно волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями». Итак, сначала  вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы читаете задание, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно выполнять задание. Представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.
  • А  вы не просто волнуетесь, а очень боитесь, то попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь, как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

  • Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Народная мудрость гласит: чтобы вся информация в голове “уложилась” и “утряслась”, накануне экзамена надо обязательно отвлечься, хорошенько отдохнуть, а потом как следует выспаться. Поэтому решительно пресеките всякие попытки доучить и дочитать все в последнюю ночь. Отвлекитесь, съездите на природу — хотя бы на вечер, предшествующий “утру стрелецкой казни”.

                                        “снимать стресс” перед самым экзаменом при помощи спиртного или успокаивающих средств, даже самые безобидные из них типа валерьянки притупляют внимание, затормаживают реакцию и вообще могут подействовать совершенно не так, как вам хотелось бы.

  • А у вас бессонница и вы не знаете как с ней бороться.  Для  этого дайте телу интенсивную физическую нагрузку! Как правило, в период экзаменационной сессии психическое напряжение при пассивном положении тела приводит к сильнейшему переутомлению всего организма, что, естественно, нормальному сну никак не способствует. Во что бы то ни стало найдите время хотя бы накануне экзамена побегать, поносить тяжести, покататься на велосипеде или роликах - после этого уснете без задних ног.

  • А у вас чувство, что вы ничего не знаете. Среди напряженного умственного труда непременно организуйте себе пятиминутку полного «бездумья». Посидите, расслабившись и глядя в одну точку или с закрытыми глазами, в тишине. Впрочем, в это время вы можете делать все, что угодно, лишь бы это занятие не требовало ни малейшего участия сознания.

                                 об удивительном свойстве воды уносить накопившуюся усталость; теплый душ и ванна прямо перед отправкой в постель очень помогают расслабиться и подготовить тело и психику ко сну.

С утра ни в коем случае не возобновляйте «зубрежку». Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается.

  • Сделайте с утра энергичную зарядку и не забывайте про “питьевой режим”! Пить воду - это простейший способ взбодриться и подпитать себя энергией.

ПОМНИТЕ Недостаток влаги в организме негативно сказывается на работе нервной системы и мозга. В результате человек гораздо медленнее соображает.  

  • Не налегайте на кофе - подстегивая и взбадривая, кофе служит одновременно и дурную службу, так как увеличивающийся за счет кофеина выброс адреналина в кровь может привести к ненужной нервозности и перевозбуждению.
  • Устройте себе  «сладкую» жизнь: очень полезно съесть на завтрак что-нибудь сладкого (но не тяжелого!). Глюкоза в день экзамена нужна как никогда!
  • Перед выходом из дома для придания себе уверенности устройте мини-тренинг: Закройте глаза и вообразите, что вы стрела. В мельчайших деталях воспроизведите в воображении, как медленно натягивается тетива лука, стрела летит и как она (то есть вы) попадает в самое яблочко. Открыв глаза, сохраните это ощущение способности попасть в «десяточку», будь то мишень или отметка.

УДАЧИ!!!



Предварительный просмотр:

1. Не бойтесь волнения. Некоторое волнение перед экзаменом даже полезно - оно способствует  мобилизации сил организма.

2. Учите так, как удобно вам. Кто-то читает себе вслух. Кто-то любит, чтобы его слушали.

3. Не зубрите в ночь перед экзаменом. Лучше пораньше лечь спать.

4. Учитесь расслабляться. Дышите медленно, спокойно и глубоко. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и считайте до 5 на вдохе и до 7 на выдохе.

5. Репетиция не повредит. Порепетируйте дома, расскажите несколько билетов родителям или друзьям.

6. Никаких транквилизаторов (успокаивающих). Ешьте шоколад и больше витаминов.

7. Думайте о хорошем. Чаще вспоминайте о своих удачах и победах, говорите себе: "Все будет хорошо".

8. Оденьтесь удобно и просто. Не нужно, чтобы вы отвлекались на неприятные ощущения.

9. Лучше прийти на экзамен пораньше, поговорить со своими одноклассниками  и понять, что волнение свойственно всем.

C:\Documents and Settings\психолог\Мои документы\анимашки\baby[1].gif


          В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит устал и организм, ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Для этого нужно выполнить три упражнения:

1) посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек), влево- вправо (15 сек);

2)  напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

3) попеременно фиксируй взгляд сначала на удаленном предмете (20 сек), потом на листе бумаги перед собой (20 сек).

  • Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, не ставь перед собой сверхзадач.
  • Не жди, пока ситуация станет катастрофической.
  • Готовься к экзаменам в спокойном состоянии.
  • Начинай готовиться заранее, понемногу, по частям и с самого легкого материала.
  • И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.


  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки: на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
  • Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по некоторым темам, а вы задайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером, накануне экзамена, он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы он обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  • Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе "провалил" экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае «не повезло».

Желаем успешной сдачи экзаменов!



Предварительный просмотр:

Некоторые советы по подготовке к экзамену

1. Вхождение в структурность : всем трудно начинать непривычное для себя дело или входить в непривычный для себя режим дня или работы. Мы пытаемся отложить это на потом. Однако потом может не наступить. Вы должны выделить для нового дела время, и тратить его только на уговоры себя и на мучения, т.к. сначала ничего не будет получаться. И, возможно, после недели мучений вы включитесь в новый для вас режим дня и начнете готовиться к экзамену.

 

2. Связь уровня беспокойства с уровнем притязаний . Чтобы уменьшить тревогу и беспокойство перед экзаменом, необходимо серьезно готовиться к экзамену на протяжении длительного периода времени. Однако, если вы мало знаете, но при этом имеете высокий уровень притязаний, связанный с поступлением, у вас будут выражены беспокойство и тревога. Для снятия их необходимо или хорошо подготовиться, или снизить уровень притязаний, связанный с поступлением.

 

3. Понимание,а не запоминание. Важно при подготовке к экзаменам понимать изучаемый материал, а не запоминать его механически. Механическая память относится к разряду кратковременных: если вы чего не поняли, вы можете это быстро забыть. Итак, установка должна быть не на запоминание, а на понимание, за исключением некоторых материалов, которые требуют механического запоминания (исторические даты, исключения из правил правописания и т.п.)

 

 

4. Упражнения для механического запоминания : для улучшения механического запоминания дат, цифр, символов и т.п. необходимо создать яркие ассоциативные образы, причем желательно, чтобы эти образы были нестандартными и имели связь с запоминаемым контекстом.

 

5. Не рекомендуется изучать новый материал непосредственно перед экзаменом (за одну, две недели). Он может заслонить собой старый материал, затруднить его припоминание. Лучше за две недели перед экзаменом заниматься повторением, закреплением пройденного материала

 

6. Испытательный экзамен: следует поучаствовать как минимум в двух испытательных экзаменах, чтобы адаптироваться к условиям проведения экзамена: на знакомую, привычную среду мы тратим меньше сил.

 

7. Отдых перед экзаменом . За два - три дня до экзамена необходимо прекратить подготовку к нему - больше развлекайтесь, отдыхайте.

 

8. Физическая подготовка . Для того, чтобы быть в хорошей интеллектуальной форме, сохранять свое физическое и психическое здоровье, необходимы определенные физические нагрузки. Физические нагрузки для каждого индивидуальны, но десятиминутные разминочные упражнения могут быть рекомендованы всем по мере необходимости в перерывах между интеллектуальной деятельностью, а именно:

  круговые движения головой для того, чтобы снять напряжение с шейных позвонков;

  массаж шейных позвонков и в особенности 7-го шейного позвонка;

  наклоны туловища или "танец живота";

  упражнение "ванька-встанька": лежа на спине приподнимать и опускать ноги за голову;

  массаж спины или всего тела.

Эти упражнения и массаж позволяют снять психическое и физическое напряжения и регулируют правильное течение жизненной энергии ЦИ, для которой необходима гибкость позвоночника. Поэтому все эти упражнения так или иначе связаны с позвоночником.

 

9. Наиболее удобная поза для занятий , способствующая усилению интеллектуальной энергии - поза ученика: ноги под собой, или поза ложного лотоса: ноги скрещены. Наша обычная поза, когда мы сидим на стуле, а ноги свешены - не самая оптимальная для занятий. Итак, чем ближе ступни ног к корпусу тела, тем эффективнее распределяется наша энергетика при интеллектуальной деятельности.

 

10. Советы по поводу питания: ваша еда должна быть богата витаминами и микроэлементами и должна быть калорийной, т.к. на интеллектуальную деятельность организм расходует больше энергии, чем на физические нагрузки (мясо, рыба, цветная капуста, шоколад, поливитамины - Юникап и т.п., витамин С)

 

11. Определенная доза развлечений: не лишайте себя развлечений во время подготовки к экзамену: награждайте себя за успешную неделю занятий одним днем отдыха и развлечений. Иначе может возникнуть переутомление, которое может свести на нет все ваши усилия по подготовке. Основные признаки переутомления: плохое настроение, раздражительность, отсутствие интереса, снижение интеллектуальной деятельности: плохой анализ, синтез, понимание, запоминание, и т.п., а также плохое соматическое состояние: болезни, обострение хроники.

 

12. Не конфликтовать: конфликты, ссоры, обиды забирают определенную часть интеллектуальной энергии. Эту "роскошь" нельзя себе позволить. Необходимо простить всех своих врагов, не обязательно при этом с ними общаться.

 

13. Не тратьте время на изготовление шпаргалок: знания, которые вы усваиваете, если даже вы их считаете ненужными для вашей будущей специальности, обогащают вас, развивают ваше умение мыслить; во-вторых, наличие у вас шпаргалок на экзамене увеличивает вашу нервозность, что понижает продуктивность вашей интеллектуальной деятельности; в третьих, вы можете потерять все, если они обнаружатся.

 

 

***

 

14. Непредсказуемые социальные перемены могут внезапно лишить нас нажитых денег, недвижимости и политической власти. Но то, чему мы научились, всегда наше, и это самый надежный вклад. Делайте вклады в самого себя, становитесь профессионалами своего дела, так вы заслужите любовь ближнего и получите гарантию своей полезности при любых поворотах судьбы.

 

15. Если вы собираетесь идти на экзамен с большим количеством родственников и друзей, то учтите, что данный фактор может увеличивать значимость экзамена и поступления ( т.е. значимость будущего) и мешать вам сосредоточиться на процессе решения, т.е. быть "здесь и сейчас".

 

16. Перед экзаменом необходимо выспаться, позавтракать, правда, не рекомендуется сверхплотный завтрак (клонит ко сну), если есть какие-то ритуалы, приносящие вам успех - исполнить их. Если излишне беспокоитесь и напряжены - необходимо сделать физическую разминку, в особенности раскрепостить позвоночник или массаж спины и настроиться на успех.

Приходить на экзамен желательно в привычной для вас одежде , в которой вы себя уютно чувствуете. Нежелательно одевать что-то новое (лишние энергозатраты на адаптацию)

 

17. Для того, чтобы снять излишнее волнение перед экзаменом и сопутствующие ему симптомы, связанные с желудочно-кишечным трактом, необходимо массировать точку "божественного хладнокровия". Она находится в верхнем сегменте внешнего края большеберцовой кости (на четыре пальца ниже конца коленной чашки, с правой стороны). Определить ее можно по болезненности ощущений.

18. Для улучшения сообразительности, ускорения темпа мышления, скорости реакций, наблюдательности, улучшения запоминания дат желательно массировать "точку-компьютер". Данная точка локализуется на спине: остистый отросток III грудного позвонка, иногда область II грудного позвонка или под остистым отростком IY грудного позвонка. Точки следует массировать утром после умывания, в течение полутора минут зубной щеткой нанося на них растительное масло. Точки, находящиеся на спине, растираются мочалкой. Те же манипуляции проделываются перед сном. Данные точки можно массировать как однократно при необходимости, так и в течении 2-х и более месяцев для лечебных целей.

19.Поведение во время экзамена : не конфликтовать, не злиться, абстрагироваться от аудитории, не торопиться с ответами: времени обычно хватает всем. Необходимо выбрать эффективную стратегию решения тестовых заданий в зависимости от ваших индивидуальных особенностей. Если вы быстро переутомляетесь, то, наверное, лучшее для вас ответить на вопросы по тем предметам, которые по выбранной вами специальности имеют высокий коэффициент. Если у вас инертная нервная система, которая проявляется в долгом раскачивании, включении - начните с самых легких вопросов, потом переходите к трудным.

 

20. На экзамене максимально включитесь в настоящее время, о будущем будете думать после экзамена. Забудьте о своих баллах. Получайте удовольствие от процесса решения тестовых заданий. Забудьте, что вас будут оценивать. Ориентация на будущее время может снизить вашу продуктивность и успешность, т.к. увеличивает чувство беспокойства и тревоги. Правда, небольшое чувство беспокойства и тревоги должны быть, т.к. они необходимы для мобилизации всего организма, но не должны зашкаливать и переходить в чувство страха и ажиотажной тревожности: такое состояние не способствует принятию правильных решений.