Республиканская Инновационная площадка

ГафуроваГульчачак Канафеевна

Работа по самообразованию.

Информационная карта инновационной деятельности

учителя географии

 

Параметры информации

Содержание информации

1.     Общие сведения

Ф.И.О. автора

Гафурова Гульчачак  Канафеевна

Образовательное учреждение

МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского  муниципального района Республики Татарстан»

Должность 

 

учитель

Стаж работы в должности

25

Категория.

если высшая, указать, подтверждаете (год присвоения) или претендуете на получение

высшая, 2014-2015 год

Классы и количество обучающихся, участвующих в реализации инновации

7-8 классы-18 детей

2.     Тема инновации:  «  Гражданско-патриотическое    воспитание   подрастающего  поколения»

Цель инновации

возрождение и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине

 

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации

1.Формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и  способность отдать силы и энергию на благо общества и государства

2. Культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре.

3. Создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой  работы  в школе.

4. Формировать  представления  о России, о родной  республике, о районе,  через изучение государственной  символики  России.

5. Воспитать  чувства  патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.

6.На основе анализа научной литературы уточнить понятие «гражданственность», «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание» с позиции современной системы ценностей и проследить их ретроспективу.  

7.Изучить законодательство о гражданско-патриотическом воспитании граждан.  

8.Охарактеризовать основные современные технологии гражданско-патриотического воспитания и обосновать важную роль урока истории и внеурочной работы в формировании активной гражданской позиции учащихся России.

Сроки реализации инновации

2015 – 2018 г.г.

Направления инновационной работы

Урочные и внеурочные (походы, экскурсии, конференции, конкурсы), участие в Вахтах Памяти. Система творческих заданий, исследовательская работа, распределение ролей в группе, поисковая деятельность. Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую  деятельность , в том числе с помощью возможностей интернет - пространства.

 

 

Характеристика инновации: по сфере обновления

Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой  эффективности  воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. Поэтому изучив соответствующую литературу, познакомившись с опытом работы других  средних школ,  разработан проект системы сопровождения инновационной деятельности. I ШАГ : Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности. Анкетирование. Тестирование. Беседы. Наблюдения. Восприимчивость. Подготовленность. Степень новаторства педагогов к новому к освоению новшеств педагогов в коллективе. Важно оценить инновационный потенциал педагогического коллектива
II ШАГ : Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. Проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации; организация «круглых столов» с приглашением специалистов; организация работы методических объединений или творческих групп; практикумы; самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

III ШАГ: Создать все условия для   реализации этого проекта, проделать    воспитательную работу  с детьми. Переосмысление  исторического  прошлого   нашей страны и нечеткие (противоречивые) духовные   ценности, которые предлагаются социумом и СМИ, как   отмечают многие исследователи, привели к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных   идеалов, что во многом способствовало «искажению понятия патриотизма», т.е. причастность  к судьбе Отечества, его  прошлому, настоящему и будущему   многими не осознается как нравственная   ценность, а сохранение самобытности зачастую  подменяется национализмом.
 

На какой стадии находится инновация

 Опытное внедрение

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: зарождение,  полное существование, упадок интересов.

характер. Инновационный проект воплощается в жизнь, проработала 1 год. За это время  с учащимися было проведено масса мероприятий : классные часы, выставки, круглые   столы, дискуссии, уроки. Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую  деятельность учащихся, в том числе с помощью возможностей интернет - пространства.

 

Использование современных образовательных технологий

В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере  образования в своей практике я использую следующие современные педагогические технологии:

  • технологии личностно-ориентированного обучения;
  • технологии компетентностно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологии игрового обучения;
  • технологии критического мышления;
  • Использование  ЭОР способствует повышению  мотивации и интереса к  образовательному процессу. Формирует  умение школьников  ориентироваться в информационном пространстве.
  • В результате исследовательской деятельности создаются возможности обучения проектированию как общеучебному универсальному (надпредметному)  умению. Учащихся  ставлю  в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания. В результате совершенствуются навыки логического мышления.

 

3.     Обеспечение инновационной деятельности

Учебно-методическое (имеющееся и планируемое)

Учебно- методическая база:

1.     Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и опыт. – М.: Патриот, 1991

2.     Вырщинков А.Н Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. – М.: Педагогика, 1990.

3.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». – М., 2010.

4.     Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службы» // Российская газета, 1998.

5.     Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986

6.     Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ. – 1998. - № 7. – С. 4 – 10.

7.     Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи – концепция и реальность// Будущие хозяева России. – М.: «Реалисты». – 1996. – № 24.- С. 54- 58. 

 

 

 

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной  деятельности в условиях эксперимента

1.Информационно-воспитательная работа 2. социально-педагогическая работа 3. научно-методическая работа 4. социально-правовое обеспечение 5. культурно-досуговая работа 6. управленческая деятельность.

2.Требования к системе психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения: 1. поддержание на должном уровне морально-психологического состояния участников образовательного процесса.

достижение единства и непрерывности воспитания и обучения;

3. Соответствие модели, алгоритма и технологии психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения требованиям нормативных документов, научно-методическим рекомендациям;

4. Обеспечение высокой оперативности психолого-педагогического обеспечения и необходимости охвата психолого-педагогическим влиянием всех учащихся и персонала.

Важным условием реализации изменений является личностно-профессиональные качества педагога: готовность к организации и осуществлению исследовательской, проектной и экскурсионной деятельности по географии и краеведению. И грамотное владение навыками в области ИКТ. Не менее важным условием является наличие разнообразных средств обучения: компьютерных, альтернативных учебных пособий, справочной литературы, ресурсов Интернет. Учитель осуществляет формирование интеллектуального культурного и нравственного развития личности обучающегося.

4.     Теоретическая интерпретация опыта  учителя

Источник изменений

Активное использование интернет - технологии  в обучении – это универсальный инструментарий для формирования гражданского мировоззрения и активной жизненной позиции.    Также связь с пожилыми и воинами афганцами, тоже способствует укреплению позиций, взглядов учащихся на мир, на окружающую среду. Считаю одной из важных форм работы современного учителя создание и использование личного интернет-сайта. Использование личного интернет-сайта педагога, содержащего интерактивный материал для учащихся, информационные задания для индивидуальной работы, позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательную деятельность на уроке, внеурочное время, повышает познавательную активность и знания учащихся.

Идея изменений

Мотивация обусловлена новыми возможностями применения компьютера, возможностью самостоятельно находить информацию, открывает новые возможности для работы в классе и за его пределами.   Формирование  гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и  поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения  учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, как средств формирования патриотически -  ориентированной личности.

 

Концепция изменений

 Доступность  и целенаправленность патриотического воспитания, его взаимодействие с учащимися    заключается  в воспитании в:

 А)Духовно – нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Б)Гражданско – патриотическое. Воздействует через  систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

В)Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Г)Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Д)Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

Е)Социально – патриотическое. Направлено на активизацию  духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление  чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

   

Результаты инновационной деятельности

с указанием сроков достижения

Результаты:

  • внедрена в практику модель организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
  • обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда группы   в соответствии требованиям ;
  • разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 7-8 классов.
  • подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов,  доклады, консультации для родителей и другое).
  • создание модели организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
  • обогащение предметно-пространственной и социокультурной среды группы   в соответствии  с инновационными подходами;

 

Формы представления инновационного педагогического опыта

Год, месяц

Форма участия, тема

2016

Участие в зональном семинаре  учителей географии   «Организация  работы учителя географии в условиях ФГОС основного общего образования»

 

2017

реализация проекта

2018

 

реализация проекта

Отчёты и обмен опытом  на конференциях,  семинарах, РМО, в педагогических интернет – сообществах, публикации.

·         

Способы диагностики результатов инновационной практики

·        анкетирование;

·        мониторинг;

·        диагностические  исследования;

экспертная  взаимооценка

Где можно познакомиться с результатами инновации

·        1.на сайте МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского  муниципального района Республики Татарстан»

·        2. gafurovgulchachak-kanafeevna

·        3. /gafurovagulshashak/home

·         

5.     Краткое содержание инновационного опыта учителя

 Задачи проекта по этапам. 

 I этап.  Информационно-  подготовительный.

1.Провести информационную  компанию по оповещению   проекта.

2. Выявить мнение  целевой группы и  группы  участников проектной команды  об  организации  в  школе  краеведческого музея.

3.Изучение  литературы  и  архивных данных по созданию музея.

II  этап.  Проектно- планирующий.

1.Работа целевой группы по  составлению интересующих и волнующих вопросов  и  проблем    становления  гражданского общества и правового государства в нашей стране.

2.Разработка  направлений  гражданского образования и патриотического воспитания  учащихся.

3.Согласовать  разработанный проект с администрацией  школы.

III этап. Реализация  проекта.

1.Реализовать проект в соответствии  с разработанным планом действий.

2. Поиск и подбор   кабинета для создания  краеведческого музея.

3. Работа  целевой группы  по поиску старинных  вещей  и документов для краеведческого музея.

4. Заказ  плакатов, флагов,  горна,  барабана,  интересных книг, географических карт, глобусов  по воспитанию патриотического  направления учащихся.

5. Создать  оповещательный   канал(радио), чтобы на каждой перемене учащиеся слушали  песни, стихи на патриотическую тему.

6.Содействовать исследовательской деятельности   учащихся.

7.Примерный расчет ожидаемых  финансовых  результатов( расходов и доходов) от  проекта.

IV этап. Завершение проекта.

1.Освещение опыта работы в  школе, перед учащимися,  раскрывающие актуальные проблемы  по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию

2.Презентация   авторских разработок  целевой  группы перед   учащимися   в школе.

3.Провести  оценку   результатов  проекта  участниками проектной команды

 

6.     Ожидаемые результаты

 

1. Предполагаю,   что мою  идею   создания  краеведческого музея в школе, с целью  патриотического воспитания и гражданского образования, поддержат и проект найдет  свое  достойное  продолжение. 

2. Результатом будет являться развитие творческих способностей, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание высших ценностей, идеалов, ориентирование на толерантность.

 

 

 

 

Примечание.

 

К информационной карте учителя необходимо прикрепить свои инновационные разработки, а именно:

 

1. Разработка и внедрение инновационного проекта.

2. Разработка элективного курса.

3. Проведение мастер-класса, выступление из опыта работы перед слушателями программ повышения квалификации, на стажировочных площадках .

4. Проведение стажировки (семинар-практикум) для слушателей в рамках программ повышения квалификации учителей  на базе Вашей образовательной организации.

5.  Представление видеозаписи (или фотоотчет) занятия в рамках элективного курса, мастер-класса или выступления из опыта работы.

6. Ссылки  на созданные вами электронные образовательные ресурсы и др.

 

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Подготовка учащихся к   ОГЭ и ЕГЭ по географии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Автор проекта

                                                                  Гафурова Гульчачак Канафеевна

                                       учитель географии

 

 

Казань, 2016

 

Содержание

1.     Актуальность

2.     Цель и задачи.

3.     Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой    аттестации по новой форме.

4.     Введение.

5.     Диагностика и организация разно уровневого обучения.

6.     Структура дополнительных занятий

7.     Планирование внеурочной деятельности

8.     Работа с дополнительной литературой

9.     Создание и внедрение элективных курсов.

10.                       Этапы реализации проекта

11.                       Совершенствование методики преподавания уроков через внедрения современных образовательных технологий и применения разнообразных форм работы.

12.                       Применение современных образовательных технологий

13.                       Примерный план  подготовки  к ЕГЭ (ОГЭ)

14.                       Заключение.

15.                       Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы: 

Единый Государственный Экзамен ЕГЭ (ОГЭ)  является основной формой итоговой    государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Экзаменационные работы в форме ЕГЭ (ОГЭ) предназначены оценить общеобразовательную подготовку выпускников по географии, с целью государственной аттестации и конкурсного отбора в ВУЗы. Особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ (ОГЭ) во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Для успешной сдачи ЕГЭ (ОГЭ) ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализа и планирования, рассуждения, выделения проблемы, презентации решения. Основные проблемы подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)  связаны с несовершенством базисного учебного плана, недостаточным количеством часов на изучение предмета, недостатком знаний в подготовке учеников 11-х классов средних общеобразовательных учреждений к написанию Единого Государственного Экзамена и не соответствием учебного материала с заданиями ЕГЭ(ОГЭ). Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять географические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировать основополагающие теории географии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы. Сравнительный анализ учебного материала с заданиями, которые предъявляет сегодня ЕГЭ(ОГЭ), подтверждает несоответствие. Перед учителем встаёт вопрос: с чего и как начать подготовку к ЕГЭ(ОГЭ)?В связи с этим становится необходимость организации такой целенаправленной работы с обучающимися, которая успешно бы подготовила выпускников школы к сдаче ЕГЭ.

 цель работы: создание и внедрение программы подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ (ОГЭ)   по географии, способствующей успешной аттестации и конкурентоспособности при поступлении в ВУЗы.

 актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ(ОГЭ)  следующие:

1.     организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;

2.     мониторинг качества;

3.     психологическая подготовка к ЕГЭ.

Задачи:

1.      достижению названной  цели служит решение конкретных задач, которые будут служить показателями психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации образовательного учреждения:

2.      использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;

3.     способность решать сложные жизненные, учебные задачи;

4.     целесообразность в действиях;

5.     способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;

6.     способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;

7.     владение диагностическими умениями и навыками;

8.     владение исследовательскими умениями и навыками;

9.     способность организовывать и планировать деятельность

10.                       коммуникативные способности.

 

Срок реализации проекта: Проект «Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ(ОГЭ)   по географии» является долгосрочной и рассчитана на обучающихся с 6 по 11 классы.

 

Компоненты системы работы:

-  целевой

-  содержательный

-  организационно-процессуальный

-   результативно-оценочный.

Результат:

1.     Выработка алгоритма работы учащихся в группах при подготовке к итоговой аттестации.

2.     Составление плана  психолого-педагогическая подготовка учащихся и учителей к итоговой аттестации.

3.     Разработка плана психологической  подготовки  родителей,  дети которых выходят на итоговую аттестацию.

4.     Подборка материалов в помощь учителю и классному руководителю в работе по подготовке к итоговой аттестации учащихся (исходя из психологических индивидуальных особенностей личности учащегося).

5.     Составление памятки для учащихся по подготовке к итоговой аттестации.

Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой    аттестации по новой форме.

При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителям-предметникам необходимо:

·        адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

·        исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

·        организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

·        индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

·        провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

·        проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;

·        составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;

·        обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации.

 

Вычислительные навыки.

Обязательное знание правил и формул.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе. В кабинете географии собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ. Задания – новинки вывешиваются на стенд, постоянно обновляются.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн.

 

Введение:

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

То,  какие результаты будут получены выпускниками на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Подготовленность к чему-либо понимается мной  как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ (ОГЭ)  я выделяю следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

I этап «Диагностика и организация разно уровневого обучения» (сентябрь)

В начале учебного года проводится диагностика учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно -диагностических работ, составленных по форме краевых контрольных работ.

Метод разно уровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса географии, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Для организации разно уровневого обучения и обобщающего повторения можно разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)   по географии.

1 группа

2 группа

3 группа

Группа «РИСКА»

Учащиеся, набравшие низкое количество баллов.

Учащиеся, набравшие среднее количество баллов, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую.

Учащиеся, набравшие хорошие баллы - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.

 

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, следует планировать свою работу по подготовке к ЕГЭ (ОГЭ)  .

·                адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;

·                развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;

·                сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;

·                систематический контроль обученности учащихся;

·                мониторинг выполнения типовых заданий.

 

II этап – Деятельностный (содержательный) (октябрь – май).

·                На внедренческом этапе идёт, непосредственно, реализация разработанной системы по подготовке к ЕГЭ (ОГЭ)  . Рассмотрим каждый пункт действия.

·                Планирование внеурочных дополнительных занятий по подготовке к олимпиадам, к сдаче ЕГЭ (ОГЭ)  содержит учебный материал за курс 6-9,10-11 классы по географии, и вопросы повышенной трудности, непредусмотренные школьной программой. Занятия рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.

Структура дополнительных занятий:

·                1.Обзор темы или раздела в целом

·                2.Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы

·                3.Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации

·                4.Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы

·                5.Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой.

·                6.Тренинг полученных знаний на тестах части А,В и С

·                5.Итоговый контроль в виде зачетного теста

·                6.Рефлексия (по необходимости доработка пробелов по изучаемой теме)

·                На первом занятии по географии, обучающиеся 9,10 – 11 классов знакомятся с анализом

·                структуры экзаменационной работы, определяют темы, которые входят в экзаменационный материал знакомятся с памяткой самостоятельной подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)  .

·                Из структуры последовательности проведения внеурочных занятий по географии, видно, что занятия начинаются не с рассматривания вариантов экзаменационных работ, а с повторения, потому как материал экзаменационных работ распределён в соответствии с их целями, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной географии.

·                Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.

Остановимся на элементах Системы подготовка к ЕГЭ (ОГЭ)

1.Планирование внеурочной деятельности

В планирование внеурочной деятельности имеется графа – форма проведения. Выбор форм работы играет большую роль, так как это делает занятия не только оригинальными, но и повышает познавательный интерес школьников. Одна из, часто применяемых, форм на дополнительных занятиях - школьная лекция.

В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач, применяются следующие виды лекций:

Вид лекции

 

Цель

Лекция теоретического конструирования

проводится с целью обучения школьников умению систематизировать и обобщать теоретические знания

 

Лекция-диалог

проводится на основе прямого диалога учителя с учениками, такая лекция позволяет избежать пассивного восприятия информации

 

Лекция – беседа

наиболее распространенная и простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс

 

Инструктивная лекция

 

цель такой лекции организация последующей самостоятельной работы учеников по углублению изучаемого материала в ходе практических занятий

Видео лекция

способствует развитию наглядно-образного мышления школьников, входе просмотра учитель комментирует происходящие на экране события

 

Обобщающая лекция

преследует цели закрепления и систематизации знаний школьников

 

лекция-визуализация

основана на преобразовании различного рода информации в наглядный образ

 

 

В течение всего подготовительного процесса на занятиях выпускники отрабатывают навыки внимательного чтения и неукоснительное выполнение инструкций, используемые в материалах ЕГЭ(ОГЭ), четкому разборчивому письму. Это помогает избежать ошибок в ходе выполнения заданий по ЕГЭ(ОЭ).

Работа с дополнительной литературой

·                Цель данного вида учебной деятельности не давать готовые знания, а научить обучающихся работе с дополнительной научной литературой, объяснить приемы самоподготовки. Перед началом работы был составлен список дополнительной научной литературы, проведено планирование по темам для разных классов. Отбор информации и написание учебного проекта происходили с учетом основных психологических особенностей детей.

·                Обучающимся предлагаются статьи географического направления, и при работе нужно учитывать следующие моменты. Например:1) не перегружаем текст терминологией, 2) необходимо выбрать интересный материал, отсутствующий в учебнике. 3) Материал статьи должен иметь практическую направленность, содержать элементы воспитания. (по возможности). 4) Объем статьи должен соответствовать возможности ребенка изучить материал за конкретное время (3-4 минуты) и заранее обеспечить ребенку положительный результат его познавательной деятельности. 5) 1.Ученик читает статью не бездумно, а заранее ищет ответы на поставленные вопросы. Эффективность работы повышается. 2. Более трудное творческое задание, заключается в составлении вопросов и тестов к статье самим учеником, при этом у ребенка имеется возможность выбора посильной и интересующей его учебной деятельности.3. Необходимо, чтобы дидактический материал содержал карту, рисунки и диаграммы, что работает как дополнительный познавательный стимул. Например, пропущены некоторые слова, не подписан рисунок, нет информации в учебнике. У обучающихся сразу возникает интерес, а что же это? Узнать можно только из статьи.

2. Комплектование промежуточных диагностических материалов по разделам.

·                Вовремя устранить возникающие проблемы в знаниях и определить объём изученного материала помогает комплект промежуточных диагностических материалов по разделам.

·                Результаты тестирования фиксируются в диагностическую карту результативности., после чего идёт анализ, и организуются индивидуальные консультации для обучающихся.

3. Самообразование учителя.

·                Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).

·                Кроме того, с целью самообразования, необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания.

4. Создание и внедрение элективных курсов.

·                Неотъемлемой частью в системе подготовки к ЕГЭ(ОГЭ)   является создание и внедрение элективных курсов. Они позволяют обучающимся расширить и закрепить знания. При подготовке обучающихся к ЕГЭ успешно использую проект «Работа с понятиями при подготовке к тестированию», целью которого является формирование системы географических понятий для успешной сдачи экзамена в формате ЕГЭ. Способы решения:1.Установить индивидуальный уровень знаний, умений и навыков;2.Учить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий;3.Развивать мыслительные операции: сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать.

·                Измерить: количество тестов, увеличение числа правильных ответов.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Установочный, задачи на этапе: проверить уровень сформированости приемов учебной деятельности и установить индивидуальный уровень развития. Задания: из учебника выпишите определение одного понятия. Обобщите: атмосфера, гидросфера, литосфера… Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой этот народ относится

Уровни сформированности учебной деятельности Стартовый контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль

2 этап. Развивающий, задачи: научить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий. Шаги: - определение понятия,- признаки понятия;- выделение существенных признаков понятия. Например: составление синквейна, или схемой отразить природный комплекс.

3 этап. Взаимосвязь, задачи: научить анализу содержания понятий через установление взаимосвязи между географическими понятиями. Шаги: -определение системы понятий, -определение конкретного места в системе понятий, -дополнение понятия примерами, -взаимосвязь понятия с другими. Например: даются слова и стрелками показать взаимосвязь, приведя при этом аргументы. Или: определить, какое слово лишнее и почему? Или: задачи на установление аналогий, задание на последовательность событий, задание на логику.

4 этап. Развитие, задачи: научить анализу и выводу через обобщение понятий для формирования единой системы географических знаний. Шаги: -перечисление свойств понятия, -найти основу для объединения понятий, -сгруппировать на основе общности, -подобрать категорию для каждой группы. Например, через умение выделять части объекта, развитие абстрактного мышления, умение классифицировать и обобщать.

Формирование учебных понятий идет через:

* Введение приема

* Закрепление способа действия (упражнение)

* Перенос усвоенных знаний в новые ситуации

Проверка усвоения приема:

* Ученик сам определяет, из каких действий состоит прием

* Ученик правильно выполняет все действия приема

* Может осуществлять перенос знаний

* Работа по реализации данного проекта помогает мне оптимизировать учебный процесс, используя личностно-ориентированный подход.

5. Совершенствование методики преподавания уроков через внедрения современных образовательных технологий и применения разнообразных форм работы.

·                Чтобы ориентироваться в вопросах географической направленности и успешно сдать ЕГЭ (ОГЭ)  , обучающимся необходимо удержать в памяти огромный объём информации и поэтому неотъемлемой частью своей работы считаю усовершенствование методики урока и применение современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные, проблемные, дискуссионные, зачетные).

1. Методические приёмы, используемые на уроках географии

а) На протяжении всего курса обучения географии, начиная с 6 класса, вводится тестовый материал аналогичного содержания. Этот метод помогает сформировать у обучающихся такие умения, как описание, распознавание, определение, классифицирование, объяснение, сравнение, анализирование.

б) В методике обучения с 6 по 8 классы, особое внимание уделяется развитию информационных компетенций, школьники учатся работать с текстом учебника по алгоритму:

Алгоритм действий по развитию информационных компетенций

1       шаг. Прочесть текст

2 шаг. Разбить его на абзацы

      3 шаг. В каждом абзаце выделить главную мысль

      4шаг. Рассмотреть рисунки к теме

5       шаг. Ответить на вопросы в конце изучаемого материала

     6 шаг. Определить сложные зоны, требующие уточнения, разъяснения.

С 9 класса работа по данному алгоритму усложняется. Теперь школьникам при ответе на вопросы предлагается проявить творчество - выразить свои мысли в виде рисунков, схем, тезисов. Данная работа требует определенных усилий, т.к. далеко не все обучающиеся умеют строить схемы, таблицы. А именно это умение проверяется в варианте В, С, где необходимо например определить по краткому описанию или сравнить явления.

в) Методика «Опорные конспекты». Опорные конспекты - эффективная методика, обеспечивающая лёгкое запоминание материала, включающая в работу все виды памяти, особенно ассоциативную, которая способствует прочному сохранению знаний. Ассоциации подкрепляют память не только на уровне подсознания, но и на уровне сознания. Опорные конспекты помогают школьникам воссоздать в памяти пройденный материал два-три года назад. Они лаконичные, и в то же время наглядные, образные и информативные.

г) Работа с терминами.

Реализуя проект «Работа с географическими терминами», на своих уроках, начиная с 6 класса, даю по одному – два географическому термину, которых нет в учебнике. При составлении проверочных работ в вопросы так же ввожу новые термины. Практикую уроки «Работа с географическими терминами», структура которых состоит из заданий: упражнение на проговаривание терминов, объяснение значения термина, конструирование понятий, анализ и синтез.

2. Применение современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а школьникам дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока.

а) Технология дифференцированного обучения, применяется в 6-9 классах, на уроках используются комплекты разно уровневых контрольно-измерительных материалов по ключевым темам. Работа в данном направлении позволяет осуществлять успешную подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

б) Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», применяется в 9-10-11 классах. На уроках отрабатываются умения выносить обоснованные суждения, решения, применяя полученных знаний, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, что способствует дальнейшей успешной социализации школьников.

в) Тестовые и творческие задания

Обратная связь происходит через систему тестовых и творческих заданий. Именно с них я рекомендую ребятам начать работу с текстовым материалом, потому как такой прием является хорошим целеполаганием (мотивацией). Задания: входные, текущие и итоговые.

3. Просвещение родителей

Очень важна работа с родителями. На внедренческом этапе планируются и проводятся встречи с родителями:

1. Родительское собрание по теме «Подготовка к ЕГЭ (ОГЭ)  » (участники: администрация школы, учителя предметники, классный руководитель, родители, одиннадцатиклассники).

Цель: просвещение родителей и обучающихся о правилах сдачи ЕГЭ и подготовке к нему.

2. Индивидуальное собеседование с родителями и их детьми при администрации школы.

Цель: ознакомление с предварительными результатами пробного экзамена.

Кроме того, предусмотрены индивидуальные консультации с родителями.

Работа в режиме «Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по географии» дает положительные результаты (увеличение качества знаний, победители олимпиад, высокие баллы при сдаче ЕГЭ и , как конечный результат, успешное поступление обучающихся в высшие учебные заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

по   географии для 9- 11  классов

на 2016-2017 учебный год

количество часов в неделю -  1 час

методическое объединение учителей естественно-научного цикла

учитель Гафурова Гульчачак Канафеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Цель: подготовка к успешной сдачи ОГЭ по географии.

Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по географии в новой форме.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.

Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по географии и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.

Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Целью курса является  повышение уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии  (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Основные задачи:

·         осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов; 

·         выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов; 

·         обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;

·         закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;

·         формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

·         развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;

·         формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения


 

 

 

Формы контроля

Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

Курс рассчитан на 34 часа. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

 

Ожидаемые результаты
 

Полученные знания должны помочь учащимся:

-успешно сдать экзамен по географии в новой форме;

-определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей ( профиля обучения)

-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий

В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:

-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии6-9 класса общеобразовательной школы

-обрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира


 

 

 

 

 

Месяц

Организационно-методическая работа

Работа с нормативными документами

Работа с учащимися

Работа с родителями

сентябрь

Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Организация консультаций.

Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ и ЕГЭ в текущем учебном году.

Консультации(каждый четверг)

Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Выступление на классном родительском собрании

октябрь

Подготовка справочных , информационных и учебно-тренировочных материалов

 

Изучение нормативно-правовых документов

Знакомство с демоверсиями.

Знакомство с регламентом.

Индивидуальные консультации(каждый четверг)

 

 

Нацеливание родителей на приобретение кимов по географии.

 

ноябрь

 Оформление информационного стенда.

 

Отслеживание изменений в демоверсиях.

Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по географии за  прошлые учебные годы.

Знакомство с изменениями в демоверсиях.

Консультации (каждые среда , четверг).

 

Информирование и консультирование родителей по вопросам  ОГЭ и ЕГЭ

декабрь

Пополнение материалов  для подготовки к  ОГЭ и ЕГЭ(демоверсии, задания) .

 

Работа по заполнению бланков.

Индивидуальные консультации.

Выступление на родительском собрании» Важные моменты при подготовке  к ОГЭ и ЕГЭ по географии»

январь

Подготовка, обновление, пополнение

 справочные , информационных и учебно-тренировочных материалов.

 

Тренировочные занятия по заполнению бланков.

Информирование и консультирование родителей по вопросам  ОГЭ и ЕГЭ.

февраль

Размещение на информационном стенде расписания пробного экзамена по географии  текущего года.

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации (каждые среда,четверг)

Подготовка к пробному  экзамену.

Информирование и консультирование родителей по вопросам  ОГЭ и ЕГЭ.

март

Подбор заданий различной сложности.

Изучение нормативно-правовых документов

Участие в пробном экзамене.

 Итоги проведения пробного экзамена.

Работа по кимам.

Консультации (каждые среда, четверг).

 

Информирование родителей о результатах пробного экзамена.

Апрель - май

Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов  у слабоуспевающих учащихся.

Изучение нормативно-правовых документов

Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.

 

Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи  экзаменов.

 

 

 

План подготовки к ОГЭ 9 класс

 

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

1.     Ознакомление с изменениями в КИМах в  текущем году.

2.     Изучение демоверсии, кодификатора и спецификатора

3.     Ознакомление с результатами ОГЭ прошлых лет, основными ошибками.

4.     Рекомендации учащимся для самостоятельной работы:

·        Общая стратегия подготовки

·        Планирование и деление учебного материала

·        Работа с демонстрационными версиями

·        Работа с официальными сайтами

Октябрь

1.Ознакомление с бланками ОГЭ. Работа по заполнению бланков учащимися.

2. Индивидуальное консультирование для учащихся.

3. Стартовый контроль знаний.

Ноябрь

1.     1. Работа с заданиями КИМов различной сложности.

2.     2. Практикум «Работа с бланками ответов. Типичные ошибки при заполнении бланков»

3.     3. Индивидуальное консультирование для учащихся.

Декабрь

1.Работа с  демоверсиями, кодификатором и спецификатором.

2.Индивидуальное консультирование для учащихся

Январь

1.Индивидуальное консультирование учащихся.

2. Работа с электронными репетиторами по подготовке к ОГЭ.

Февраль

1.Работа с демонстрационными версиями.

2.Индивидуальные консультации.

Март

1.Консультации по вопросу «Права и обязанности участников ОГЭ».

2.Решение он-лайн тестов в интернете.

3. Диагностическое тестирование.

Апрель

1.Анализ диагностического тестирования. Определение степени готовности учащихся к экзамену.

2.Индивидуальные консультации.

Май

1.Особенности психологической подготовки к ОГЭ.

2.Индивидуальное консультирование.

3.Практические занятия по заполнению бланков ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по подготовке к ОГЭ по географии

 

№ занятия

Тематика учебных занятий

Дата проведения

Примечание

1.

Введение. Единый государственный экзамен по географии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование

 

 

2.

Результаты вводного тестирования. План местности. Географическая карта.

 

 

3.

Часовые пояса. Великие географические открытия.

 

 

4.

Земля как планета Солнечной системы. Движение Земли и его следствия. Геологическая история Земли.

 

 

5.

Внутреннее строение Земли. Литосфера.

 

 

6.

Водная оболочка Земли – гидросфера. Состав, строение, процессы, происходящие в гидросфере.

 

 

7.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав, строение, процессы, происходящие в атмосфере.

 

 

8.

Биосфера – живая оболочка Земли. Состав, строение, процессы, происходящие в биосфере.

 

 

9.

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост.

 

 

10.

Состав населения (половой, возрастной, религиозный)

 

 

11.

Миграции населения. Механический прирост.

 

 

12.

Уровень и качество жизни населения. Демографические проблемы различных стран и регионов мира.

 

 

13.

Международное географическое разделение труда. Центры мирового хозяйства.

 

 

14.

Отраслевая структура хозяйства.

 

 

15.

География отраслей промышленности мира. Промышленные районы и центры.

 

 

16.

География отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственные районы и центры.

 

 

17.

География мирового транспорта.

 

 

18.

География сферы услуг.

 

 

19.

Интеграционные процессы в современном мире.

 

 

20.

Природные ресурсы. Размещение основных видов природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.

 

 

21.

Основные виды природопользования. Геоэкологическая ситуация отдельных регионов.

 

 

22-23.

Политическая карта мира. Классификация стран.

 

 

24.

Характеристика стран Европы, Азии.

 

 

25.

Характеристика стран Африки. Австралия.

 

 

26.

Характеристика стран Северной Америки. Южной Америки

 

 

27.

Географическое положение России (физико-географическое, экономико-географическое, геополитическое)

 

 

28.

Государственное устройство России. Геологическое строение и рельеф

 

 

29.

Климат. Внутренние воды

 

 

30.

Почвы и почвенные ресурсы. Природные зоны. Растительный и животный мир России.

 

 

31.

Население России. Состав, численность населения, демографические проблемы.

 

 

32.

Экономика России. География основных отраслей.

 

 

33.

География крупных регионов России. Внешнеэкономические связи России.

 

 

34-35.

Итоговый репетиционный экзамен в формате ОГЭ

 

 

36.

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Цель: подготовка к успешной сдачи ЕГЭ по географии.

Задачи:

1)    Сформировать положительное отношение к процедуре контроля в форме ЕГЭ;

2)    Ознакомить со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов по предмету;

3)    Ознакомить с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

4)    Научить эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

5)    Научить правильно оформлять задания с развернутым ответом.

Планируемые результаты обучения:

- знают инструкции, регламентирующие процедуру проведения экзамена в целом;

- знают структуру и содержание контрольно-измерительных материалов по предмету;

- умеют эффективно распределять время на выполнение заданий части А, В и С;

- умеют правильно оформлять задания части С.

План подготовки к ЕГЭ 11 класс

 

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

1.Ознакомление с изменениями в КИМах в  текущем году.

2.Изучение демоверсии, кодификатора и спецификатора

3.Ознакомление с результатами ЕГЭ  прошлых лет, основными ошибками.

4.Рекомендации учащимся для самостоятельной работы:

·        Общая стратегия подготовки

·        Планирование и деление учебного материала

·        Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ по географии

·        Работа с официальными сайтами

Октябрь

1.Ознакомление с бланками №1 и №2. Работа по заполнению бланков учащимися.

2. Индивидуальное консультирование для учащихся.

3. Стартовый контроль знаний.

Ноябрь

4.     1. Работа с заданиями КИМов различной сложности.

5.     2. Практикум «Работа с бланками ответов. Типичные ошибки при заполнении бланков»

6.     3. Индивидуальное консультирование для учащихся.

Декабрь

1.Работа с  демоверсиями, кодификатором и спецификатором.

2.Индивидуальное консультирование для учащихся

Январь

1.Индивидуальное консультирование учащихся.

2. Работа с электронными репетиторами по подготовке к ЕГЭ.

Февраль

1.Работа с демонстрационными версиями.

2.Индивидуальные консультации.

Март

1.Консультации по вопросу «Права и обязанности участников ЕГЭ».

2.Решение он-лайн тестов в интернете.

3. Диагностическое тестирование.

Апрель

1.Анализ диагностического тестирования. Определение степени готовности учащихся к экзамену.

2.Индивидуальные консультации.

Май

1.Индивидуальное консультирование.

2.Практические занятия по заполнению бланков ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО _ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по подготовке к ЕГЭ по географии

№ п/п

Тема теоретического занятия

Тема практического занятия

Дата

проведения

Примечание

1

Особенности ЕГЭ по географии. Изучение инструкции по выполнению ЕГЭ. Географическая карта, план, масштаб

Решение части А по теме: «Географические координаты».

 

 

2

Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Горные породы, минералы.

Решение части А по теме: «Горные породы. Минералы.Природные ресурсы».

 

 

3

Политическая карта мира.

Решение части А и В по теме: «Определение по контурной карте мира государств».

 

 

4

Население мира. Религиозный и национальный состав мира. Плотность населения мира. Миграции населения.

Решение задач части А и  В по теме: «Население мира».

 

 

5

Субъекты Федерации  России.

 

Работа с политической картой РФ, контурными картами России, решение заданий части А и В  по теме.

 

 

6

Часовые пояса мира.

Решение части А по теме: «Часовые пояса мира, России».

 

 

7

Физическая карта  России. Расположение географических объектов.

Решение части В по теме: «Установление соответствия между географическими объектами и их расположением на карте»

 

 

8

Физическая карта  России. Расположение географических объектов.

Решение части В по теме: «Установление соответствия между географическими объектами и их расположением на карте»

 

 

9

Политическая карта мира. Политическая карта России

 

Решение задач части В  на установление соответствия между госудаствами, субъектами РФ и  столицами, центрами.

 

 

10

Численность и естественный прирост  населения мира, России.

Решение задач части А и В по теме: «Определение показателей естественного прироста населения в промилле»

ДЕМО – версия 2010.

 

 

11

Численность и естественный прирост  населения мира, России.

Решение задач части А и В по теме: «Определение показателей естественного прироста населения в промилле»

ДЕМО – версия 2011. »

 

 

12

Периоды геологической истории Земли.

 

Решение задач части А и В по теме: «Периоды геологической истории Земли».

 

 

 

13

Характеристика регионов   РФ.

Решение задач части А и В « Определение региона РФ по краткому описанию»

 

 

14

Характеристика регионов   РФ.

Решение задач части А и В «Определение региона РФ по краткому описанию»

 

 

15

Характеристика стран мира.

 

Решение задач части А и В«Определение  страны  по краткому описанию»

 

 

16

РЕПЕТИЦИЯ ЕГЭ по географии

Самостоятельное выполнение ЕГЭ по географии.

 

 

17

Азимут. Топографическая карта.

Анализ ошибок, допущенных в репетиционном ЕГЭ. Решение заданий части А, В

 

 

18

Топографическая карта.

Решение задач части А и В и С«Построение профиля рельефа местности».

 

 

19

Топографическая карта.

Решение задач части А , В  и  С«Построение профиля рельефа  местности».

 

 

20

Численность и естественный прирост населения   РФ.

Решение задач части В и С по теме « Определение  величины миграционного прироста (убыли ) населения субъектов РФ.

 

 

21

Численность и естественный прирост населения  РФ.

Решение задач части С по теме: « Определение  величины миграционного прироста (убыли ) населения субъектов РФ.

 

 

22

Климатическая карта  России.

Решение задач части  А, В и С  по данной теме «Чтение климатограмм».

 

 

23

Климаическая  карта мира.

Решение задач части А, В и С по данной теме « Чтение климатограмм

 

 

24

Ресурсообеспеченность  стран мира.

Решение задач части А и В, С по данной теме

 

 

25

Ресурсообеспеченность  стран мира.

Решение задач части А и В, С по данной теме

 

 

26

РЕПЕТИЦИЯ ЕГЭ по географии.

Самостоятельное выполнение ЕГЭ по географии.

 

 

27

Работа над ошибками.

Решение задач части А,В,С.Анализ допущенных ошибок  в работе  ЕГЭ.

 

 

28

Расстояния, направления по карте, плану.

Решение задач части А и В по  теме «Определение направлений, расстояний, азимута по плану, карте».

 

 

29

Социально-экономические показатели  стран мира.

Решение задач части В,С  по теме «Сравнение доли сельского хозяйства в ВВП  и  доли сельского хозяйства в общем объёме экспорта двух стран».

 

 

30

Социально-экономические показатели  стран мира

Решение задач части  В и С по данной теме

 

 

31

Обеспеченность регионов мира различными ресурсами.

Решение задач части С по теме: «Определение ресурсообеспеченности стран мира  различными природными ресурсами».

 

 

32

Обеспеченность регионов мира различными ресурсами.

Решение задач части В и С по данной теме

 

 

33

Разбор решения вариантов ЕГЭ предыдущих лет.

Решение задач части А и В по данной теме

 

 

34

Разбор решения вариантов ЕГЭ предыдущих лет.

Решение задач части  С  по данной теме

 

 

35

Решение демографических задач.

 

Разбор  решения вариантов ЕГЭ предыдущих лет.

Решение задач части  В и С по данной теме

Решение части А,В и С с развернутым ответом

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном проекте представлена система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации (в форме ЕГЭ (ОГЭ)) по географии. Современный старшеклассник относится к ЕГЭ(ОГЭ) как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета. Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ (ОГЭ). В данном проекте представлена система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации (в форме ЕГЭ(ОГЭ)) по географии. Современный старшеклассник относится к ЕГЭ(ОГЭ) как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета. Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку. А каждый ученик должен помнить слова известного американца Джорджа Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

2.     Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.

3.     Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.

4.     Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.

5.     3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.

6.     Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009

7.     3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

8.     Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

9.     Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

10.                       Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010

11.                       Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010

12.                       Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

13.                       Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.

14.                       Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.  2009 г.

15.                       Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.

16.                       Интернет – ресурсы:

1.     http://www.ege.edu.ru/

2.     http://www.omc-sinergi.ru

3.     http://www.fipi.ru

4.     http://www.mioo.ru

5.     http://www.mcko.ru