«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей - первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
. Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.
Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Главная цель - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах, где ключевым является слово «осознанного».
Знание и соблюдение основ безопасности на дороге поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично.
Поэтому предметом исследования является обучение детей Правилам дорожного движения. А для этого нужно формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять знания детей о транспорте, научить выполнять требования дорожных знаков, развивать мышление, внимание.
Воспитатель - первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей. Всё вышеперечисленное и закрепление знаний детей о Правилах дорожного движения включает в себя научно практическую значимость.
Цель работы: воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными пешеходами.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:
- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;
- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;
- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей;
- Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.
«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно - храня их детские сердца. Ведь даже Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи - дашь миру человека»
Основная часть
Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме.
Обучение дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в группе.
В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька» организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:
В группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеется уголок безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
Воспитателями собран дидактический материал, изготавливаются разнообразные развивающие игры, организуется совместную деятельность.
В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом обучения основам безопасного поведения на дороге детей является игра, где они являются активными участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила, знакомятся, кто такой пешеход, водитель и регулировщик и т.д.
Во время строительных игр дети получают знания о том, что на улицах есть дома, тротуары для движения пешеходов, улица для движения транспорта. Во время игры с машинами знакомятся с разнообразием транспорта (легковой, грузовой, специальный, общественный), усваивают правила поведения в транспорте, знакомятся с сигналами светофора.
В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого имеются дорожные знаки и светофор, пешеходный переход. Здесь дети играют и закрепляют правила поведения на дороге, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
Работа детского сада по обучению детей основам безопасного поведения на дороге может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.
При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, организуются совместные конкурсы, викторины, праздники.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в формировании у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
В своей работе, воспитывая дошкольников, применяем такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение, ведь в раннем дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.
На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, используем следующие принципы воспитания и обучения:
единство; постепенность; доступность; наглядность.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе. С этого времени начинаем готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.
В течение года учили различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях используются:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Результативность опыта.
В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.
В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно - транспортного травматизма среди детей.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Заключение
Фактическое состояние проанализированной проблемы показывает, что привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.
2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektoriy.docx | 26.7 КБ |
lektoriy.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК »
Выступление на педагогическом часе
воспитателя группы общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька»
Ибрагимовой Патимат Шапиевны
Тема: Лекторий
«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»
пгт. Высокий,2021
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей - первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
. Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.
Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Главная цель - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах, где ключевым является слово «осознанного».
Знание и соблюдение основ безопасности на дороге поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично.
Поэтому предметом исследования является обучение детей Правилам дорожного движения. А для этого нужно формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять знания детей о транспорте, научить выполнять требования дорожных знаков, развивать мышление, внимание.
Воспитатель - первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей. Всё вышеперечисленное и закрепление знаний детей о Правилах дорожного движения включает в себя научно практическую значимость.
Цель работы: воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными пешеходами.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:
- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;
- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;
- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей;
- Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.
«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно - храня их детские сердца. Ведь даже Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи - дашь миру человека»
Основная часть
Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме.
Обучение дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в группе.
В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька» организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:
В группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеется уголок безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
Воспитателями собран дидактический материал, изготавливаются разнообразные развивающие игры, организуется совместную деятельность.
В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом обучения основам безопасного поведения на дороге детей является игра, где они являются активными участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила, знакомятся, кто такой пешеход, водитель и регулировщик и т.д.
Во время строительных игр дети получают знания о том, что на улицах есть дома, тротуары для движения пешеходов, улица для движения транспорта. Во время игры с машинами знакомятся с разнообразием транспорта (легковой, грузовой, специальный, общественный), усваивают правила поведения в транспорте, знакомятся с сигналами светофора.
В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого имеются дорожные знаки и светофор, пешеходный переход. Здесь дети играют и закрепляют правила поведения на дороге, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
Работа детского сада по обучению детей основам безопасного поведения на дороге может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.
При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, организуются совместные конкурсы, викторины, праздники.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в формировании у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
В своей работе, воспитывая дошкольников, применяем такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение, ведь в раннем дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.
На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, используем следующие принципы воспитания и обучения:
единство; постепенность; доступность; наглядность.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе. С этого времени начинаем готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.
В течение года учили различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях используются:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Результативность опыта.
В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.
В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно - транспортного травматизма среди детей.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Заключение
Фактическое состояние проанализированной проблемы показывает, что привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.
2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК »
Выступление на педагогическом часе
воспитателя группы общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька»
Ибрагимовой Патимат Шапиевны
Тема: Лекторий
«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»
пгт. Высокий,2021
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей - первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
. Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.
Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Главная цель - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах, где ключевым является слово «осознанного».
Знание и соблюдение основ безопасности на дороге поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично.
Поэтому предметом исследования является обучение детей Правилам дорожного движения. А для этого нужно формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять знания детей о транспорте, научить выполнять требования дорожных знаков, развивать мышление, внимание.
Воспитатель - первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей. Всё вышеперечисленное и закрепление знаний детей о Правилах дорожного движения включает в себя научно практическую значимость.
Цель работы: воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными пешеходами.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:
- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;
- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;
- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей;
- Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.
«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно - храня их детские сердца. Ведь даже Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи - дашь миру человека»
Основная часть
Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме.
Обучение дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в группе.
В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька» организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:
В группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеется уголок безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
Воспитателями собран дидактический материал, изготавливаются разнообразные развивающие игры, организуется совместную деятельность.
В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом обучения основам безопасного поведения на дороге детей является игра, где они являются активными участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила, знакомятся, кто такой пешеход, водитель и регулировщик и т.д.
Во время строительных игр дети получают знания о том, что на улицах есть дома, тротуары для движения пешеходов, улица для движения транспорта. Во время игры с машинами знакомятся с разнообразием транспорта (легковой, грузовой, специальный, общественный), усваивают правила поведения в транспорте, знакомятся с сигналами светофора.
В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого имеются дорожные знаки и светофор, пешеходный переход. Здесь дети играют и закрепляют правила поведения на дороге, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
Работа детского сада по обучению детей основам безопасного поведения на дороге может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.
При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, организуются совместные конкурсы, викторины, праздники.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в формировании у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
В своей работе, воспитывая дошкольников, применяем такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение, ведь в раннем дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.
На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, используем следующие принципы воспитания и обучения:
единство; постепенность; доступность; наглядность.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе. С этого времени начинаем готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.
В течение года учили различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях используются:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Результативность опыта.
В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.
В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно - транспортного травматизма среди детей.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Заключение
Фактическое состояние проанализированной проблемы показывает, что привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.
2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.