детский фольклор
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР:
ТЕМА: «Знакомство с прибауткой, пестушкой, считалкой и народной песенкой»
Детский фольклор- обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам, в соответствии видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и хорошо заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное.
Детская литература занимает в жизни ребенка очень большое и важное место.
Песенки, потешки, прибаутки, пестушки, народные сказочки погружают детей в светлый и уютный мир, греющий и ласкающий детскую душу.
Доброта и справедливость, любовь к людям, приходит к детям из жизни и из книг, но приходят не заметно. Мы просто читаем детям книжки, рассказываем потешки, пестушки, прибаутки, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умные сердца.
Потешки, прибаутки, колыбельные песни эти произведения имеют огромное значение для воспитания ребенка. Они являются самыми первыми услышанными ребенком музыкальными поэтическими творением и очень быстро запоминаются детьми.
Я хочу остановиться на прибаутках и пестушках.
Прибаутки – основное значение прибауток - развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток - от коротеньких песенок до длинных песен повествовательного характера. Оригинальные песни состоящие из вопросов и ответов, причем ответ, оканчивающий строку, дает повод к новому вопросу в последующей строке, образуя таким образом как бы непрерывную цепь: такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям нескончаемые вопросы.
В прибаутках большая воспитательная ценность- ребенок слушает, наблюдает, сравнивает, познаёт не виданное ему явления через сюжеты песен знакомиться с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток концентрирует внимание ребенка, отвлекает его от отрицательных эмоций.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма- становление речи, тренировка памяти.
Например: Как у нашего у Вани,
Есть березовые сани,
Три коня вороных,
Три дуги золотых,
Ещё новая уздечка,
Колокольчик и колечко
------- ------- ------- ------- ------- -------
Едет Ваня в красной шапке,
На серебренной лошадке
Золотой уздой звенит
Во все стороны глядит,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Пестушки.
Термин «пестушка» произошел от слова «песювать» тоесть няньчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их- забавлять, потешать, успокаивать, ласкакть ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия, агукание и гуление,потягивание, первые шаги.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности, распелинав от пеленок мама взбадривала поглаживая малыша в доль тельца и приговаривала пестушку:
Например: потягунушки, поростунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходуножки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Для того что бы вызвать у ребенка радость, улыбку, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек. Исполняя их мать, излучает на своего ребенка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту которую она переживает сама, тем самым формируя у ребенка опыт положительных эмоций, а так же регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние.
Пестушки нужно петь естественно и просто интонацией передавать содержание характера поэтического текста.
Например: ай не плачь не плачь,
Я купля тебе калач.
Если будешь плакать,
Куплю худой лапоть!
Не плачь детка
Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки.
Ах ты моя девочка
Золотая белочка
Сладкая конфеточка
Сиреневая веточка.
Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное значение. Для ребенка всякая игра серьезна поскольку играя, он живет.
Жеребьевки и считалки предшествуют игре, вернее открывают её. По средствам считалок играющие делятся на две партии, устанавливают очередь для начала игры.
Считалки - короткие стишки - самый распространенный жанр детского фольклора. сказывание и слушание считалки доставляет детям огромное наслаждение. Далеко не каждый ребенок может быть хорошим «считалочником» он должен обладить цепкой памятью, чтобы знать больше стихов.
В основе большинства считалок лежит счет, многие из них полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность « созвучность» считалок объясняются тем, что перешли из взрослого фольклора.
Например: раз, два, три,-
Ты свободный, выходи.
Бегал заяц по болоту.
Он искал себе работу.
А работу не нашел.
Испугался и ушел.
Народные детские песенки составляют ласковые, нежные, поэтические слова, которые есть в языке русского народа. Но ребенок может быть обделенным он может не услышать эти песенки и стишки; только от мамы зависит – сумеет ли она ввести его в этот чудесный мир поэзии и музыки, сможет ли терпеливо и неназойливо донести до него интонации доброты и нежности.
В колыбельных песнях, пестушках, потешках и прибаутках ребенок слышит родные мотивы, через них познает окружающий мир, с ними он засыпает и просыпается, под них весело играет; они не только развлекают, но и воспитывают духовно нравственно и физически.