Тема: «Путешествие в страну луговых цветов»
Конспект НОД по образовательной области познание (ФЦКМ) возраст 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_shkurenko_o.n._mbdou_no24_g._michurinsk.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Тамбовский областной институт повышения
квалификации работников образования
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«Путешествие в страну луговых цветов»
Работу выполнил
слушатель курса II группы
воспитатель Шкуренко Оксана Николаевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Тамбов, 2013
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Познание (ФЦКМ)»
возраст детей 5-6 лет
Тема: «Путешествие в страну луговых цветов»
Интеграция: коммуникация, художественное творчество (аппликация), художественная литература, здоровье, физическая культура, музыка, труд.
Цель: формирование у детей осмысленного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
сформировать у дошкольников представление о мире природы;
познакомить с растениями луга;
учить отгадывать загадки;
учить рассуждать, делать выводы, расширять речевую активность, словарный запас.
Развивающие:
развивать интеллектуальные функции (мышление, память, внимание, восприятие);
развивать познавательную активность детей.
Воспитательные:
воспитывать у детей ответственность, любовь к природе родного края; формировать бережное отношение к растениям.
Словарная работа: активизировать словарь детей словами: луговые цветы, названия цветов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на темы: «Лес» и «Луг», дидактические игры, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, знакомство с образом Матушки природы на протяжении всех групп ;наблюдение за цветами (садовыми и полевыми); чтение стихотворений о цветах, рассказ К. Паустовского «Золотой луг; слушание музыки (П. Чайковский: «Подснежник», «Вальс цветов», «Фея сирени»); рассматривание открыток, фотографий с изображением садовых и полевых цветов.
Материал: предметные картинки –«луговые цветы», Красная книга, запись музыки П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Цветная бумага, готовые бумажные формы - цветные квадраты разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки, на 1/2 половине ватмана основа для композиции "Цветочный луг".
ТСО: презентация с игрой, музыка для фона во время выполнения задания.
Содержание НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздоровываемся с ними.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в страну Луговых цветов. Какие цветы называют луговыми? Те цветы, которые растут на лугу, называются – луговые цветы. А вот что такое луг, вам расскажет стихотворение.
Чтение стихотворения «Что такое луг?»
Ребенок: Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Ребенок: Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
(В.Степанов.)
Воспитатель: Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.
Воспитатель: Какие растения луга вы знаете?
Послушайте стихотворение о цветах, которые растут в этой волшебной стране.
Ребенок: На лугу растет ромашка
Лютик едкий, клевер – кашка
Воспитатель: Что еще?
Ребенок: Гвоздика, смолка
Колокольчик, хвощ как елка
Воспитатель: А еще?
Ребенок: Кошачьи лапки
Одуванчиковые шапки
Подорожник, васильки
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок!
(Г. Лагздынь)
Воспитатель: Да, ребята на лугу можно увидеть много разных трав и цветов. Наш край богат разнообразием растений.
А какую пользу приносят травы луга? Как их использует человек? (применяются в народной медицине, в косметологии)
А как человек может навредить лугу? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно).
Динамическая пауза «На лугу поутру»
На лугу поутру
Мы затеяли игру (Дети сидят)
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок
(Взялись за руки построились в круг)
Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире
(Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)
Станет озеро большим (Делаем большой круг)
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, матушка земля!!! (Дети кланяются)
Дидактическая игра «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.
Вопросы к детям:
1. Что надо для того, чтоб вырастить цветы? ( выкопать землю, посадить семечко, поливать, рыхлить, полоть.)
2. Что еще нужно для растений( для растений нужно тепло и свет.)
3. Что будет, если семечко не попадет в землю?
4. Что будет, если не поливать цветы?
5. Что будет, если всегда идут дожди?
Делаем вывод, что все надо делать в меру.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать загадки, а вы под музыку изображать этот цветок и находить его на нашей «полянке».
Под звучание «Вальса цветов» П, И. Чайковского дети пластически изображают угаданный цветок и присаживаются рядом с ним на «полянку».
Воспитатель предлагает отгадать загадки.
На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки,
Ветерок прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик.)
Воспитатель:
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак.)
Воспитатель:
Стоит в лесу сестричка –
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)
Воспитатель:
Постою немножко у лесной дорожки,
Хороши цветочки, белые звоночки. (Ландыш.)
Воспитатель:
Тот цветочек голубой,
Очень дорог нам с тобой,
Нежный, тонкий, ах, какой!
Мы срывать его не будем,
Но названье не забудем. (Незабудка.)
Воспитатель:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)
Ребята после того как вы познакомились с луговыми цветами и выполнили мои задания, пользуясь картами-схемами сделайте красивые цветы. Желаю успеха! Показать на мольберте опорные схемы разные приёмы оформления края - «берега» розетковых форм, чтобы получились разные цветы, как настоящие: у ромашки и мака лепестки округлые - вырезаем «маковки», у василька и гвоздики лепестки сложные (сложно- рассечённые) - вырезаем «зубчики».
(Можно предложить детям сначала выполнить на черновых листках).
По ходу непосредственной практической деятельности можно спросить детей, какого цвета полевые цветы ромашка, василёк, гвоздика, мак, одуванчик. Уточняет ответы (в случае необходимости) и предлагает вырезать много-много цветов, чтобы из них можно было составить разные композиции. Дети вырезают конкретные цветы (ромашки, васильки, маки и полевые гвоздики), подбирая бумажные квадратики соответствующего цвета и стараясь передать форму лепестков («маковки» или «зубчики»)
Дети приступают к работе. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель напоминает детям правила работы с ножницами, кисточкой и клеем.
По мере необходимости оказывает индивидуальную помощь детям, нуждающимся в этом.
Ребята, наши пальчики немного устали давайте мы с вами выполним гимнастику для пальчиков. (Выполняется за столами)
Маки
Маков красные цветки
Распускают лепестки.
(Сложенные ладони медленно развести в стороны, не отрывая руки в запястьях)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивание пальцами)
Маков красные цветки
Завяли быстро лепестки.
(Сложить ладони в кулачки)
Маки коробочками качают,
Семена в них созревают.
(Сплести пальцы обеих рук, покачивание)
А как время подойдет
Их всюду ветер разнесет.
(Развести руки в стороны)
Все вырезанные цветы дети переносят на свободный стол, рассматривают и с помощью воспитателя составляют красивую композицию.
Воспитатель: Ребята как нам приклеить цветы на наш луг, чтобы они выглядели как живые и ветер шевелил их лепестки. Наглядно продемонстрировать способ: взять цветок, приложить его к незавершенной композиции в поисках подходящего места, снять цветок с композиции, перевернуть его на клеенке, нанести клей с оборотной стороны лишь на серединку цветка, опять перевернуть, плотно прижав цветок серединкой к незавершенной композиции; аккуратно приподнять лепестки пальчиками или по возможности закрутить их на карандаш, чтобы придать пышность, живость и объем готовым цветам.
Воспитатель: Ребята! Какой луг у нас с вами получился, на нем так много цветов разного цвета?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на наш красивый цветочный луг прилетели бабочки, давайте пригласим их на наши цветы, покушать сладкую пыльцу.
Дети приклеивают бабочек на луг, или как сувенир забирают себе.
Литература:
- Г. С. Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная группа". Москва, гуманитарный издательский центр "Владос", 2002г.
- И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации". Москва, "Карапуз-дидактика", Творческий центр "СФЕРА", 2007г.
- Т. Г. Казакова "Занятия по изобразительной деятельности". Москва, 'Просвещение", 1996г.
- Т. А. Шорыгина "Цветы. Какие они?". Москва, "Гном и Д", 2001