ЭССЕ "Я-учитель"
Опубликовано 27.12.2016 - 14:25 - Габриелян Марина Эдуардовна
Я – УЧИТЕЛЬ
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
М. Львовский
Ещё на педагогической практике в Буденновском педагогическом колледже я поняла, что только от сердца к сердцу строится работа учителя. «Я – учитель» мысль, которая завладела мною ещё в школе. На все вопросы был один ответ, вопрос с поступлением не стоял. Как можно было отказаться от возможности заниматься каждый день своим любимым делом – играть с малышами, ставить театральные постановки, ходить в походы, стоять у доски и рассказывать правила сложения или орфографии.
Не все уроки проходили хорошо, были слёзы горечи и досады, что ребята не слушают, что у меня не всё получается. Как сейчас помню то своё желание достучаться до каждого, и отчаяние, что это не происходит. Учителя родной школы, к которым я обращалась за советом, поддерживали меня. Моя первая учительница открыла мне секрет, что мало быть профессионалом – предметником, она сказала, что надо необходимо ещё и прислушиваться к сердцам детей.
Я узнала, что каждого из тридцати ребятишек нужно сначала услышать, принять, а потом только учить. Доброжелательность, отзывчивость, внимательность – качества, без которых учителю невозможно работать в школе, тем более, первому. Только в работе я поняла, какая ответственность лежит на «первом» учителе. Учитель начальных классов учит не только азам грамоты, но становится первым проводником ребёнка во взрослую жизнь, в удивительный мир.
Существует мнение, что учитель должен оставлять работу на работе, что должен относиться к детям не больше, чем как к работе. Но разве это возможно? Я для себя сразу определила, что быть учителем - состояние души, образ жизни.
Путь учителя – от сердца к сердцу. Этот путь невозможно пройти наполовину. Служение детям, честность с учениками, понимание каждого и уважение к каждому являются основой работы учителя.
Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И тем не менее, какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Учитель начальных классов является образцом для детей и проводником. Ответственность, лежащая на первом учителе колоссальна. От меня зависит, будут ли дети доверять «чужим» взрослым, будут ли они любить учиться, захотят ли они стать космонавтами или учёными.
Каждый день, приходя домой, я вспоминаю слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведёшь все уроки, но вспоминаешь детей, их слова, их милые лица, улыбающиеся физиономии и понимаешь, что всё, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать.
Иногда чувствуешь после проведенных уроков сильную усталость, но усталость эта необычайно приятная! А все потому, что ты видишь результат, он есть… Видишь его в проведенных уроках, в усвоенных учениками знаниях, результатах контрольных работ, и особенно трепетно видеть результат своей работы в детских сочинениях. Как же приятно наблюдать, как они растут на твоих глазах, поднимаются духовно, начинают мыслить, иметь свою точку зрения на проблему. В этом плане мне близка методическая система Е.Н. Ильина, который разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем: «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы». Этот критерий можно отнести к любому предмету, потому что главная цель учителя – затронуть душу ребёнка. А это возможно только путём от сердца к сердцу.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом рождаются. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Однако, еще будучи студенткой, прочитала мудрые мысли А.С. Макаренко о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Считаю верными его слова: «Мастерство – это то, чего можно добиться... И каждый из молодых педагогов будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, – зависит от собственного напора».
Считаю, что учитель – это одна из тех профессий, где можно и нужно развиваться, каждый день открывать что-то новое для себя, познавать себя, совершенствоваться как человеку и как «человекостроителю».
Я горжусь, что выбрала профессию учителя и стараюсь достучаться до сердца каждого ученика.