Эссе

Лысенко Надежда Серегеевна

Моя педагогическая задача

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель! Он всегда в дороге –

В заботах, поисках, тревоге

И никогда покоя нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит.

Он весь земной, но рвется ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

                           И. Дружинин

Почему я выбрала профессию педагога? Отвечу искренне и честно, для меня это не просто работа, а состояние души. Еще в детстве я любила играть в «школу», примеряя на себя роль учителя: «воспитывала» игрушки, собирала ребят во дворе и учила их быть лучше, добрее...  И вот спустя годы моя детская мечта осуществилась! Я начала работать в Новошахтинской школе-интернате и прикоснулась к большому интересному труду,  но  в  то же время необыкновенно сложному. Сложность  эта  состояла не только в том, чтобы научить детей разбираться в учебном предмете, но и в  создании для них таких комфортных условий, в которых они смогли бы развивать свои способности и в будущем стать  успешными и хорошими людьми.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», - сказал В.Г. Белинский. И это действительно так. Воспитывать детей начинают их родители, бабушки, дедушки, продолжают - воспитатели детского сада, школьные учителя и, конечно же, самый суровый педагог – жизнь. Мы сейчас живём в очень ярком современном мире, где фраза «встречают по одёжке, а провожают по уму» становится актуальной. Сейчас внешняя красота важнее богатого внутреннего мира человека. Думаю, дело всё в том, что в современной семье, как и во всем обществе, произошли значительные изменения. Как правило, взрослые больше заняты улучшением благосостояния своей семьи. А ребёнок остается один на один со своими переживаниями и проблемами.

Так мои ученики большую часть времени проводят в школе-интернате, поэтому основная функция по воспитанию детей ложится на плечи классного руководителя и воспитателя. Припоминается, что моим любимым романом в институте было произведение «Над пропастью во ржи» Джерома Селинжера. Я не могу не процитировать строки из книги: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи». Вспоминая эти строки сейчас, я сравниваю поле  ржи с людьми, которые встречаются на жизненном пути, а пропасть - с тем огромным выбором дорог, которые мы выбираем на разных этапах нашей жизни. Я прекрасно понимаю, что мой личный пример для ребят гораздо сильнее всех написанных бумаг и отчетов. Сегодня я —  современный учитель, учитель ХХI века. Века нового образования и  «Новой школы», где  каждый педагог должен  помочь детям получить новые знания, используя современные информационные технологии, а также развить у ребят любознательность, познавательный и творческий  интерес. Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему  учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Считаю, что эти слова актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Это и есть воспитание, построенное на уважении, взаимопонимании, поддержке, непредвзятости, открытости и честности.

Быстро летит время. Кажется, что совсем недавно я пришла работать в интернат. И вот уже почти 10 лет промчались, как один миг, такой насыщенный, такой богатый на события. В первый год моей педагогической практики было разное: радость от собственных успехов и успехов моих воспитанников, огорчение от того, что что-то не получалось так, как мне этого хотелось.  Со временем я поняла,  в чём была моя ошибка: я применяла изученные мною педтехнологии, не учитывая детской индивидуальности. А без этого любая методика останется сухой теорией, не пригодной на практике. Поиски способных ребят в изучении английского языка заставили меня задуматься о том, кто такие «одарённые» дети.  Есть такое понятие, что если ребёнок выиграл в конкурсе – одарённый, отличник по предмету – конечно, одарённый. А что же остальные? Не талантливы? Печально, но именно так я думала раньше. Наблюдая за ребятами и общаясь с ними, я осознала, что каждый ребенок талантлив по-своему. Он уже родился таким. Моя цель выявить и развить эти способности. Ведь, кроме таланта к изучению языков, есть многие другие, не менее удивительные. Кто-то лучший певец, кто-то лучший спортсмен, а кто-то лучший друг. Наверное, ни для кого не секрет, что «нет учения без воспитания», и это действительно так. Научить можно всему, но всегда ли человек, имеющий хорошие знания, сможет в трудный момент протянуть руку помощи? Сможет ли он пожертвовать собой ради других? Будет ли он просто хорошим и добрым человеком? Значит всё-таки воспитание важнее? Да, вопрос риторический…

На данный момент я являюсь классным руководителем 7 класса. В классе 15 мальчишек и 9 девчонок, которых я должна научить уважительно относиться к старшему поколению, быть открытыми и доброжелательными. Что же нам сделать, чтобы наши ученики стали именно такими? Одной из главных  фигур в решении этого вопроса, конечно, учитель. Как говорил А. Дистервег: «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». Именно правильные мысли и правильные слова оказывают наибольшее воздействие на учеников. Очень часто я провожу с детьми беседы о таких качествах как: верность и преданность, скромность и благородство, бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы проходят во время подготовки классного или школьного мероприятия. Одной из наших традиций стали совместные походы в кинотеатр. Например, фильм «Движение вверх» стал для класса неким прототипом настоящей команды и сплочённости для нашего коллектива. Мы долго его обсуждали на классном часе, и высказывания ребят мне очень понравились. «Ведь в них никто не верил, кроме тренера, -  кричали ребята. «Свой гонорар за победу они отдали на лечение ребёнка своего наставника», - говорили, едва сдерживая слёзы, девчонки.

Я не хочу стать для своих учеников «лучшей», «замечательной» или просто «хорошей» учительницей. Я боюсь быть плохой. Еще А.С. Макаренко сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Это и есть моя педагогическая задача.

И всё же, каким должен быть современный учитель? Выполнять функцию ориентира, тьютора? Задача нового педагога - научить учиться, а также выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле. Я считаю, что если мы поможем нашим детям (порою с очень тяжёлой судьбой) развить их лучшие стороны личности, то в будущем страна получит уверенное в себе поколение людей.

 Сократ ещё в глубокой древности смог указать путь развития современной педагогики: «В каждом человеке есть солнце, только нужно позволить ему светить», - говорил он. Если мы сможем зажечь в каждом ребёнке солнце, то он станет самостоятельным, инициативным и ответственным, способным в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.